Хлюстов Михаил Владимирович : другие произведения.

Ответы на вопросы по фильму "Корабли Армагеддона"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:


   Ответы на вопросы по фильму "Корабли Армагеддона".
  
   За время, прошедшее с первой демонстрации фильма "Корабли Армагеддона" из цикла "Тайны русского оружия" в сентябре 2003-го, особенно после недавнего повтора в марте 2005-го в моем почтовом ящике оказалось изрядное количество писем с разнообразными вопросами.
  
   Вопросы повторяются, поэтому хочу предварить ответами следующие послания. Но прежде несколько слов об авторах вопросов, которых можно разделить на следующие категории.
  
   "Моряки" - на самом деле моряки. Они благодарят за выход фильма, даже передают ценные подарки. Порадовало поздравление от одной рыботорговой организации, полностью укомплектованной флотскими офицерами запаса. После просмотра фильма они устроили экскурсию на Поклонную Гору, где коллективно сфотографировались у орудийной платформы ТМ-3-12.
  
   Вопросы от моряков: Где можно узнать больше? Где можно купить копию фильма? Снимал ли еще что-то о флоте?
  
   Ответ: В последнее время вышло достаточное количество литературы по этой теме, так что перечень займет много места.
   Купить можно в кинотеке "Кинофарватер" в Москве на Большом Козловском. Где-то продаются копии DVD, адреса я не знаю.
   Выпустил фильмы на столетие Н.Г Кузнецова. Один в цикле "Ударная сила", расширенный его вариант по заказу ДПФ "Флотоводец". Фильмы получились настолько удачными, насколько вообще может быть удачным заказной "корпоративный" фильм.
  
   Заранее благодарен всем морякам. В создании фильма принимали участие многие из них, особенно с Черноморского флота. Без их помощи фильм бы не получился. Огромная им благодарность. Особенно тогдашнему руководителю телестудии ЧФ Александру Лебедеву (сейчас работает на канале "Звезда"), Юрию Куликову из штаба флота и многим другим.
  
   "Монархисты" - ярые противники рассказанного-показанного в фильме. Мыслями живущие в некой выдуманной России, в какой-то придуманной ими монархии. Питающие свои иллюзии разрушения пасконно-сусальной Руси злодеями-большевиками на германское золото. Если теория заговора им милей, что же тут поделаешь? Извечный русский вопрос: "Кто виноват?" Им кажется, что своим фильмом я отвечаю: "вместо большевиков - царизм". "Нет - большевики, - отвечают они. - Пьяная солдатня, обкакоиненная матросня". Себя-то они причисляют исключительно к "белой кости".
   Типичный случай мании преследования столь свойственной славянско-православной ментальности. "Жила-была страна...". Поэтому все разрушающее этот образ они воспринимают в штыки, не верят ни в объективность, ни в закономерность, даже в элементарную логику. Тем более фактам. Суть "монархических" посланий мне сводится к банальному обвинению: "сам дурак". Спешу переадресовать их к моему "открытому письму Больных".
   Быть белым сегодня модно. Не в смысле: "белым-пушистым", а белогвардейцем. Канал "Россия" полностью "побелел", просто брызжет ненавистью в сторону красных. Особенно "радует" Сванидзе, выдающий порой такие перлы: "Под этим камнем лежит Мольтке, автор плана блицкриг, который два раза в ХХ веке пытался реализовать германский бундесвер". Это в серии о 14-м годе. Комментарии излишни. Пожалуй, больше исторических ошибок в одном предложении сложно представить. "Белеет" и Первый Канал, судя по сериалу "Гибель Империи". Примечателен путь режиссера сериала - Владимира Хотиненко начинавшего с лихих "красных" боевиков "В стреляющей глуши" (один из самых эстетских фильмов о Революции) и "Один и без оружия". Теперь с не меньшим рвением он реализует совершенно противоположный взгляд. Интересно, если вектор государственных умонастроений опять поменяется, какие фильмы будет снимать этот мастер? Здесь "мастер" совершенно без тени иронии.
   Пока генерится идеология былой "державности", думается, и количество "монархистов" - обличителей будет возрастать.
   В ответ хочу привести только одну историческую аналогию. Теорию "удара в спину" левыми и евреями нанесенного "победоносной" Германской Империи. Тема стала основной в разговорах ветеранов в германских пивных после 18-года. Дальше были "фрайкорпы", "Стальной шлем", нацисты, "третий Рейх". За "безобидным" реваншизмом всегда маячат кровавые тени. Будь то реваншизм немецкий, русский, "белый".
  
   Третья категория - "Моделисты-конструкторы". Разнообразные любители военно-морской истории. Попадаются люди весьма грамотные и начитанные, настоящие знатоки линкоров, особенно отличий одного корабля от другого: вроде на каком корабле как расположены казематы, клюзы, в какие года какие вносились изменения. К сожалению, большинство в этой категории - люди, прочитавшие одну, максимум две книги по теме и потому уже считающие себя экспертами.
   Кстати, именно они, большей частью, считают, что автор фильма Александр Широкорад. За несколько лет общения с Александром я узнал его как одного из самых компетентных экспертов в корабельных вооружениях, артиллерии вообще. Мы и сегодня сотрудничаем. Александр Борисович Широкорад очень плодовитый автор, потому "широко известен в узких кругах" любителей военно-морской истории. Услышав знакомое имя, зрители склонны все остальное приписать ему.
   Александр Широкорад внес неоценимый вклад в фильм, особенно в фактологическую его часть, но на фильме работало еще три эксперта: Иван Матвеевич Капитанец - адмирал флота, автор нескольких книг по современной военно-морской стратегии; Даниленко Игнатий Семенович - один из руководителей института истории военной стратегии при Генеральном Штабе ВС РФ, автор нескольких книг, в том числе по геополитической истории, истории военной стратегии в России, неутомимый издатель письменного наследия Свечина, Снесарева, Вандама; Леонид Ильясович Амирханов - эксперт по истории флота, издатель журнала "Цитадель", автор множества статей по истории российского флота, особенно Балтийского и крепости Кронштадт. Все они высказывались в кадре, все консультировали фильм, за что огромное им спасибо. Мнение всех экспертов учитывалось, но не стало, в конце концов, решающим. Более того, некоторых из них удалось убедить в правильности моей точки зрения.
   Из концептуальных заимствований в фильм попала историческая линия, очерченная историком Шацило, в частности о вопиющем перекосе военного строительства в сторону флота перед первой мировой войной, о взяточничестве, расхищении средств, коррупции и прочем. Я, как автор, не считаю это основой поражения царизма в войне. Что де, делай царское правительство все "по уму" (читай: развивай сухопутные вооружения, прежде всего артиллерию, строй железные дороги, поощряй военные производства), ему хватило бы боеприпасов и вооружений, чтобы избежать военной катастрофы на суше. Хотя, следует отметить, фактор стратегического перекоса в вооружениях усугубил трагическую развязку. Трагедию огромных потерь на фронтах.
   Статистика ХХ века делает нас всех немного циниками: "Подумаешь, два-три миллиона! Да в Великую Отечественную мы потеряли столько, что до сих пор считаем с точностью до нескольких миллионов. Толи 22 миллиона погибло, толи 26, толи все тридцать".
   Не подумаешь! Николай Второй считал примерно так же: "подумаешь, положим в наступлении лишних сто тысяч. Победа все спишет". И Ленин считал: "расстреляем 2, а лучше четыре тысячи священников" (как выяснилось, "ленинский" документ о расстреле священников оказался фальшивкой, состряпанной в Перестройку. Так что пусть примером будет Троцкий не щадивший "красной крови", а уж тем более "белой") . И Жуков при наступлениях прикидывал: "пятьдесят тысяч ляжет там, пятьдесят - здесь". Не говоря про Сталина. Как начали купаться в крови еще с русско-японской, так и кончили Век штурмами Грозного. Вина одного преступника не может быть оправданием преступлений другого. Кровь, бездарно пролитая на фронтах Первой Мировой, предопределила гораздо большую кровь всего ХХ века. Особенно русскую.
   Случай с Российской Империей был типичным. К сожалению, в фильм не попала фраза из первоначального сценария, осталась только ее первая часть: "В "линкорную ловушку" попала и Австро-Венгрия". Далее следовало: "Такие же бездеятельные линкоры на базах, тот же снарядный голод на фронтах, приступы которого были особенно сильны в 14 и 16 году, огромные потери, деморализованная армия, революция".
   Отмечалась схожая участь Италии, хотя со снабжением у нее было намного лучше. Когда ошибка повторяется, это уже не недомыслие отдельных недалеких голов, но закономерность.
   Сожалею, что в фильм не вошел еще один эпизод. В фильме: "К середине 16 года война, когда война на Западном фронте зашла в "позиционный тупик", и потребовалось срочно переломить стратегическую ситуацию, вспомнили о линкорах, бездействовавших полтора года". Этой фразе предшествовала другая:
   "Поначалу быстрые линейные крейсера безнаказанно сокрушали флотилии устаревших броненосных кораблей, а тяжелые линкоры готовились к генеральному сражению.
   И вдруг на мине гибнет английский дредноут "Одейшес", а немецкая субмарина торпедировала в одной бою три английских крейсера.
   Сработало то самое "оружие бедных", к которому, в свое время, с таким презрением отнеслись адмиралы Владычицы Морей. Предстоящей битве титанов неожиданно помешали карлики. Армады дредноутов застыли на базах".
  
   Вообще в фильм не вошло очень много, что могло войти. Это связано с "размышлятельной" манерой читки диктора, иже продюсера Алексея Гороватского. Следует воздать ему должное: за время работы он поменял двух режиссеров на картине, пока не сел монтировать сам. В силу личных причин он не доверил мне монтаж. Хотя мне пришлось снимать половину эпизодов и интервью, выискивать и подбирать хронику. Вторую часть он вообще монтировал наспех, абы-как, экономя монтажное время. Благо он вписал себя в титры режиссером. Во многом за "картинку" спрос с него.
   Здесь отвечу на один из частых вопросов: "Почему не рассказали про то или про это?". Ответ: фильм не книга. У него хронометраж до секунды. Поэтому когда говорят - "почему не рассказано о...", всегда следует ответ: "что выкинуть вместо этого?". Просто не хватило времени и, зачастую, в угоду изобразительному ряду были принесены важные смысловые куски. Сказался и общий "порок конструкции" - сценарии писались под формат 39 минут, а были приняты под фильмы 26 минут. Пришлось сделать вынужденные "обрезания". Я стоял перед выбором: или выпустить фильмы на экран в таком виде, или прождать еще год-два.
  
   Ушло в тень развитие Системного Кризиса, поразившего Россию, перемещение его остроты по мере разрешения проблем: "снарядный голод - подъем производства боеприпасов и закупка за границей - дефицит орудий для произведенных боеприпасов - подъем производства вооружений - невозможность перевозить возросший объем военных грузов, транспортный кризис - попытки разрешить его организационными мерами - паралич системы управления и падение монархии - уже при Временном Правительстве кризис людских ресурсов (и это в России!!!) на фронте и в тылу, сокращение посевных площадей, невозможность собрать урожай - мобилизационные меры и импорт рабочей силы (в том числе из Китая) - дальнейшее углубление кризиса управления (пресловутые "кризисы Временного Правительства") - Октябрьский переворот - продовольственный кризис и углубление транспортного (уже при большевиках) - Гражданская Война. В сценарии излагались основные этапы. Боеприпасы - железные дороги - управление.
   Столь сложную картину деградации современные "белые" хотят подменить простейшей байкой о "германском золоте". А ведь все это происходило на фоне резкого нравственного распада, утери идеологии монархизма, затем и демократии, по мере их самодискредитации. Каждый этап кризиса подрывал веру в монархию, во власть, прежде всего среди солдатской массы поскольку оплачивался большой кровью.
   Почему говорят о немецком золоте, переданном только большевикам. Только потому, что большевики победили.
   "Белые" стыдливо умалчивают всем "германском золоте". Ведь Германский генеральный штаб истратил на деятельность в России около шести миллионов марок. Большевикам досталось не более 50 000 через Парвуса, и то Ленин прервал все контакты с ним, как только понял, откуда деньги. Чтобы не дискредитировать партию. Однако денег не вернул. И помилуйте! Что это за история с пломбированным вагоном? Разве так засылают платную агентуру? Ленин, конечно, вступил в сговор - но лишь для проезда по Германии. Будь он шпионом, никто бы никогда и не узнал, как он пробрался из Швейцарии и Швецию. И уж денег бы у него хватило. И еще - в случае найма большевиков немцами, не было бы февраля 18-го с боями, а было бы выступление Красной России на стороне Германии.
   Куда же пошли остальные миллионы? В условиях нравственного падения деньги брали все: царское окружение (причем некоторые за один раз брали несколько больше 50 000), чиновники, промышленники, военные, даже "товарищи военного министра". Покупались журналисты и целые газеты, адвокаты, политические деятели, частные компании. Немцы рассыпали деньги "веером" всем, кто хотел их взять, и мог за это как-то навредить России. Шесть миллионов марок - несколько меньше цены одного дредноута, но именно этот "золотой дредноут" в русском тылу был наиболее эффективен. Чего достойна столь прогнившая система? Могла ли она устоять? Прибавьте сюда и фактор контригры "Владычицы морей". Где-то году в 16-м англичане поняли, что выиграли войну на истощение с Союзом Центральных Держав, остальное было делом времени. Вставал вопрос о послевоенном мире. И роль России-победительницы Англию не устраивала. Поэтому с конца 16-го она стала делать ставку на "демократический развал" России, в чем преуспела не меньше немцев с их пресловутым золотом. Вспомните двуссмысленную роль двора Винзоров в судьбе царской семьи. Даже в Гражданскую войну политика англии осталась прежней: как можно дольше оттянуть возрождение России. Поэтому стольже неоднозначным была их поддержка белых. Русские должны были сражажаться между собой до полного изнеможения во благо Великобритании. Так что очень быстро "англиское золото" сменило немецкое.
   Хотя, повторюсь, даже в таком виде роль "золота кайзера" не стала решающей. Обветшавшая система управления и столь же архаичная идеология царской империи просто не перенесли глобального потрясения Мировой Войны. Как и аппараты управления империй Германской, Австро-Венгерской, Османской. Шатались основы "демократий". Чтобы спасти фронт от развала Франция прибегла к самым жестоким мерам. Каждый пятый погибший в Первую Мировую француз был расстрелян своими! Каждый пятый! 250 тысяч человек! Шаталась и Англия, с ее "пасхальной неделей" в Дублине, с введением обязательного призыва и так далее.
  
  
   Ответ на второй вопрос: "почему вместо одного показано другое?". - Ответ: "Потому что не удалось найти нужных кадров". Нельзя же делать слайд-фильм из фотографий (хотя зачастую, скорые на руку халтурщики от телевиденья так и делают). Иной раз кадры есть, но они не попадает по монтажу, динамике, ракурсу. Хочу сказать, что были приложены все возможные усилия, чтобы изображение соответствовало закадровому тексту. Там где итальянский линкор - там итальянский, и так далее (хотя при озвучке текст несколько "съехал" и есть небольшие непопадания). Лишь однажды, скрипя сердцем, я согласился заменить кадры с залпом "Петропавлосвка" на залп "Джулио Чезаре", благо он был размыт, и этого почти никто не заметил.
   Следует отдать должное продюсеру: достаточное количество удачных решений привнесено им. Так он предложил попробовать рефрены-отбивки. Это сильно съедало экранное время в ущерб основному материалу. Поскольку "сверх-идея" фильма состояла в раскрытии основной идеи ХХ века - подготовке Апокалипсиса, изречения из этой книги легли очень удачно. Особенно поразила меня фраза: "и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами...". "Дредноут" - первый корабль этого класса имел пять боевых башен и две надстройки ("семь голов") и десять орудий ("рогов") ГК. Совпадение просто поразительное! Однако я не считаю совпадение его мистическим. Скорее имел место случай распространенного ныне ПЛП (психо-лингвистического программирования). Библейские тексты столетие назад имели широкое хождение и цитирование. Образ "зверя из бездны" как части предстоящего Армагеддона, без сомнения, присутствовал в головах создателей Дредноута, и таким своеобразным образом воплотился в это чудо техники. Этот вывод - часть более широких построений, только обозначенных. Иначе фильм бы пришлось делать не о линкорах. Об эсхатологии ХХ века с кульминацией в виде а-бомбежек Хиросимы и Нагасаки. Отчасти подобным вещам посвящен мой фильм из той же серии "Воспоминание об оружии будущего", как о времени пост-апокалипсиса.
  
  
  
  
   ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:
  
   Вопрос: "Широкорад о системе заряжания перепутал последовательность подачи снаряда и зарядов?"
  
   Ответ: "Он просто оговорился, переснимать эпизод не стали, переозвучивать тоже. Этот явный ляп не заметил режиссер, позже не стал исправлять. Явная ошибка авторов, за которую прошу извинить".
  
  
   Вопрос: "Почему клиновой затвор лучше поршневого? Использовалось ли гильзовое заряжание вообще на ГК линкоров?"
  
   Ответ: Первыми раздельно гильзовое заряжание ГК линкоров ввели немцы. Явное удобство хранения, транспортировки внутри башни, заряжания и разряжения, низкая пожароопасность и так далее. На поршневых затворах сложнее было установить систему экстрактировая из ствола и удаления стреляных гильз из башни.
   В дальнейшем эту проблему частично разрешили. Американцы на линкорах класса "Айова" применяли комбинированное заряжание как картузов с порохом, так и укороченную гильзу. Это видно в хронике второй части фильма, а более наглядно в фильме "Захват" с Сигалом.
   Утверждение верно только в определенной степени, поскольку клиновой затвор традиционен для германской артиллерии, а поршневой для французской и во многом копировавшей ее российской. Гильзовое заряжание с успехом применялось на обоих видах затворов. Но при сверхбольших калибрах клиновой затвор дает несколько большую выгоду для использования гильзы.
   В заключение ссылка на авторитетный источник Херберт Вильсон "Линкоры в бою" М.2002 г. стр.17 "В германском флоте снаряды были заключены в латунные гильзы или шелковые мешки, помещавшиеся в оловянных футлярах, и были гораздо менне воспламеняемы". В той же книге есть фотграфия погрузки такой гильзы ГК на линейный крейсер "Мольтке".
  
  
   Вопрос: Недавно показанный фильм ВВС "Линкоры" из сериала "Оружие Второй Мировой" очень похож на "Корабли Армагеддона", не является ли Ваш фильм калькой английского?"
  
   Ответ: Не является. Если посмотреть на копирайты фильмов, то "Корабли Армагеддона" означены 2002 годом, а фильм ВВС - 2003-м. ВВС и "Дискавери" активно покупают отечественные фильмы у всех российских каналов, у Канала Культура в том числе. Рад, что манера изложения "Кораблей Армагеддона" оказалась столь заразительной, что на ВВС не погнушались откровенными цитатами.
   Кроме того, продюсерская фирма Горовацкого на основе моего развернутого сценария "Корабли Армагеддона" сделала несколько фильмов о русском флоте для "Рамблер-ТВ". Поскольку меня даже не поставили в известность об этом проекте, за содержание данных фильмов я отвечать не могу, в том числе и за допущенные там ошибки. Хотя претензии выдвигаются именно в мой адрес.
  
  
  
   Вопрос: "Насколько верно утверждение о якобы имевшей место продаже Врангелем всего Черноморского Флота Франции?".
  
   Ответ: Верно, по большей части. Врангель действительно предлагал Франции весь Черноморский Флот, но французы первоначально забрали только торговый, более 150 судов и после эвакуации Крыма их тут же изъяли. Такая же участь ждала и плавучую мастерскую военного флота. В дальнейшем была продана вся военная эскадра с условием оставления русских команд и руководства. Деньги от продажи пошли на содержание белой армии Врангеля в Турции, позже в Югославии. Большей частью - на содержание самой эскадры. Флот стоит недешево. Поэтому, как только деньги кончились, все корабли конфисковали в пользу Франции, благо и предлог нашелся: признание Советской России. "Бизертская оперетта", так французы называли затею с русской эскадрой, была прикрыта.
   В фильме ситуация упрощена, но суть ее от этого не меняется. Иллюстрирующий ее видеоряд подобран самым отвратительным образом: вместо черноморских моряков с георгиевскими лентами показаны балтийцы времен революции, даже середины 20-х годов и мятежные кронштадцы-анархисты. В фильме нет ни одного документального кадра, снятого в Бизерте. Есть только "художественно" созданный образ ее.
  
  
  
   Вопрос: Слишком авантюрной выглядит история с путешествием орудий ГК "Генерала Алексеева", так ли было на самом деле?
  
   Ответ: Несмотря на явную "романность", история достоверна. Другое дело, что финны имели еще несколько десятков стволов 12" русских линкоров. Хельсинки-Гельсингфорс до 18 года был главной базой Балтийского Флота, после эвакуации которой остались стволы ГК. Кроме них имеется и несколько башен 12" от минно-артиллерийской позиции в Финском заливе. Башни в рабочем состоянии до сих пор. Поэтому документально определить, какие именно стволы финны установили на платформах ТМ-3-12 не представляется возможным. Однако есть устные свидетельства финских ветеранов об этом, кроме того, доставленные из Франции стволы оказались наиболее новыми, имели малый износ каналов ствола, поэтому более всего подходили для установки на боевые платформы.
   В фильм не вошла история с захватом немцами одного корабля с 4 орудиями "Адмирала Алексеева". Позже их установили на острове Гернси на батарею "Мирус". Батарея держала под прицелом судоходство в Ла-Манше до конца войны, даже повредила английский линкор (очевидно, "Родней"), вздумавший ее подавить. По другим источникам - американский линкор. Союзники до сих пор склонны замалчивать эту историю.
  
  
   Вопрос: "Так и не понятно, что же вы хотели сказать: вы как автор за линкоры или против?"
  
   Ответ: Как автор я, прежде всего, излагал историю создания этих кораблей, и ситуацию вокруг них. Линкоры стали объектом манипуляций вокруг них, политических амбиций, казнокрадства, недальновидности. Без сомнения тот флот, который был создан к Первой Мировой Войне не сыграл отводившейся ему роли. Но на Балтике он и не мог ее сыграть в силу узости театра для этого класса кораблей. Пример Германии и потеря ею линкора на финских камнях тому пример. Однако успех Моодзунского предприятия немцев говорит, что ели бы лучше учитывалась особенность театра, то русские линкоры в качестве хорошо бронированных плавучих батарей могли бы сыграть свою роль. Но в Первой Мировой русские линкоры как и вся флотская программа выступили одним из главных катализаторов крушения Империи. Даже на Черном море, где было завоевано морское господство, взрыв "Императрицы Марии" вызвал шок и пагубно отразился на моральном состоянии флота и всего южного фланга русской армии. Гибель линкора стала символическим предвосхищением крушения Империи.
  
   Ирония истории и ее правота кроится в том, что одну из ключевых ролей в Великой Отечественной Войне предстояло сыграть именно тому, что было действительно превосходно в русских линкорах - 12" орудиям. Именно они защитили Ленинград и прикрыли Севастополь, во многом сорвав план "Барбаросса". То есть, в сумме сковав 3 фашистские армии (четверть всех сил) в самый ответственный момент войны. Появись эти армии под Москвой зимой 41-го? Предугадать участь столицы в этом случае не трудно.
   Вряд ли столь замечательные орудия появились бы, не будь царской линкорной программы. С другой стороны, сталинский план корабельного строительства мог бы дать нечто подобное, вроде орудий стрелявшим по немцам со Ржевки. Впрочем, это область сослагательного. Я же описывал данность, стремясь показать главное: увлечение силой как иллюзию, крах которой очень дорого обходится.
  
   Здесь же отвечу еще на один тезис, приписанный Широкораду. Якобы он утверждал, что линкорный флот создавался исключительно для парадов.
   Ответ: Во-первых, Широкорад в фильме ничего такого не утверждал. Во-вторых, нет такого утверждения и в самом фильме. Однако есть иное: собственно боевые качества линкоров были принесены в жертву посторонним интересам. Как могло получиться, что программа строительства "линкорной триады" (линкоры - линейные крейсера - эсминцы) в России давшая в строй всего 7 линкоров, обошлась дороже английской, давшей 25 линкоров и линейных крейсеров, не говоря уже об эсминцах сопровождения. Причем из нашей "линкорной триады" воевали только эсминцы типа Новик. Англичане показали себя и в Южной Атлантике и в Северной. Причем в Южной Атлантике они решили стратегическую задачу завоевания господства на море.
   Как могло получиться, что примерно равный нашим "Петропавловскам" по боевым качествам линкор, закупаемый Аргентиной у США (коммерческий проект - 10 700 000 долларов - 19 500 000 рублей по тогдашнему курсу) стоил в полтора раза дешевле русского, строемого "для себя" на казенных верфях? Впрочем, на частных (николаевских) верфях он обходился еще дороже - 40 000 000 рублей.
   Нет, не только для парадов строились линкоры. Царю необходимо было ощущать себя сильным на море, пугать потенциальных морских соперников. Запугать соперников не получилось, поскольку Кайзер закладывал флот примерно в пять раз более сильный. А русским капиталистам линкоры нужны были для набития карманов. Впрочем, если деньги бы пошли не на линкоры, а на укрепление русской артиллерии, то осели бы в карманах "Кшесинской и Кумпании". И "артиллерийская балерина" имела бы особняк, подобный Зимнему Дворцу.
  
   Интересна предполагаемая царским руководством стратегия использования русских линкоров. Черноморские линкоры предполагалось направить на Босфор, а Балтийские - в Дарданеллы и штурмовать Стамбул "с двух концов". Чистая авантюра! При отсутствии русских баз на Средиземном море, предполагалось арендовать их у французов. Отголоском этого плана стала Галлиполийская авантюра Черчилля с потерей многих кораблей при прорыве Дарданелл. "Верные союзным обязательствам" союзники поспешили реализовать свою часть плана. Русским бронированным гигантам оставалось ударить с севера. Как ни странно, но русский черноморский флот не поспособствовал успеху англо-французской высадки. Что в этом несоблюдении союзных обязательств было больше: боязни "Гебена" или понимания, что раз затеяли все англичане, так и плоды победы достанутся им?
   В последствии Колчак реанимировал эти планы. На что он рассчитывал, когда уже не было надежды на атаку Сталбула со стороны Средиземного моря? Оказывается на химические снаряды ГК линкоров. На очередное "чудо-оружие". Сколько жертв принесла бы его экспедиция, в том числе среди мирного населения? То есть в линкоры как самостоятельный вид морских вооружений, способных решить стратегическую задачу даже этот самый ярый их патриот не очень-то верил. Ну отрави он обслугу береговых батарей, "оседлай" Босфор, дальше что? Высадить десантный корпус, подобный АНЗАКу, поддерживать и снабжать его, заставлять развивать успех?
   Собранные силы сильно уступали англо-французскому десанту Дарданелл. Катастрофа англичан при Галлиполи нимало не смутили будущего "правителя России". Подготовка очередной авантюры шла полным ходом. Утверждается, что турки в 17 году были уже не те, что в 15. Но и русские солдаты и матросы были тоже "не те".
   Флот отказался воевать. Назревал конфликт командующего с революционной массой. Керенский отозвал Колчака. Даже для такого политического авантюриста абсурдность затеи была очевидна.
   Сейчас очевидна абсурдность изначальной стратегии царизма, которая видела военно-стратегическую задачу для своих линкорных флотов не иначе как в очередном "походе на Царьград".
  
  
   Вопрос: В фильме путаются понятия "линкор" и "линейный крейсер". Знает ли автор вообще эти различия?
  
   Ответ: Автор знает. В частности цитата по дикторскому тексту "Для разведки, преследования, заманивания врага, создают новый класс кораблей - линейный крейсер. Быстрый, но менее вооруженный и защищенный".
   Лаконично. Шире расписывать было просто невозможно.
   Отличие линейного крейсера от линкора как раз и состоит в пропорции: скорость, толщина брони, количество орудий. И еще, что немаловажно, как проходил корабль по классификации адмиралтейств, поскольку в каждом флоте эти параметры варьировались. Это без учета такого фактора, как смена поколений кораблей. Например, "Дредноут" к началу Мировой Войны уже сильно устарел и ему на смену пришли более быстроходные корабли.
   Внутри самого класса линкоров корабли сильно разнились по количеству орудий ГК (от 8 до 12), по толщине брони и скорости хода. Так английские линейные крейсера имели толщину брони как русские балтийские линкоры. Итальянские линкоры по характеристикам более походят на линейные крейсера иных держав. И так далее. Немцы тоже более полагались на толщину брони. Поэтому "Гебен" назван дредноутом, правда в дальнейшем несколько раз уточняется, что это линейный крейсер.
   Название "дредноут" для лучшего понимания зрителем, было распространено и на линкоры и на линейные крейсера. Строго говоря, следовало бы применять неблагозвучное и длинное определение "корабль дредноутной схемы" или иную абракадабру в этом роде. По утверждению всех консультантов допущение в названии дредноут=линейный крейсер вполне правомерно и несущественно в фильме, рассчитанном на аудиторию, не знающих разницу между кораблем и судном. С известной долей допущения, утверждение является ли линейные крейсера дредноутами можно признать верным.
   Подобным же образом была обойдена терминологическая путаница с линкорами-броненосцами и броненосцами иных классов. Разумеется, они свалены в одну кучу, поскольку существенными для изложения материала не являются.
  
   После войны название "дредноут" повсеместно выходит из употребления и новые корабли, построенные по дредноутной схеме, начинают называть "линкоры" и "суперлинкоры". Более того, даже линейные крейсера часто называют линкорами. Например, очень часто определение линкор относят к американскому типу линейных крейсеров "Аляска".
  
   Как видите, четкого разделения классификации боевых кораблей на линкор - линейный крейсер не было ни сто, ни пятьдесят лет назад, в том числе и в документах морских ведомств и судостроителей. Нет его и сейчас. Так корабли проекта 1144 в советской классификации проходили как "ракетные крейсера", а в западной литературе часто именуются "линейными крейсерами". Хотя с линейными крейсерами дредноутной поры у "типа Киров" сходство очень далекое.
   Собственно, различия эти лежат в оперативно-тактической роли того или иного класса кораблей, а не в его конструктивной схеме. В фильме же делался акцент на конструктивную их особенность, отличие от предшествующего класса броненосцев. Для убедительности еще раз сошлюсь на тот же труд Вильсона стр.15 "Линейные крейсеры представляли собой те же дредноуты, на которых сила артиллерии и броневая защита были принесены в жертву скорости".
  
  
   Вопрос: Взрыв какого корабля показывается в обеих сериях? Почему он и там и там?
  
   Ответ: В первой серии этот кадр иллюстрирует фразу: "Поглотив гигантские ресурсы, новейшее оружие разорило и привело к краху своих создателей. Столкнувшись, колоссы погибли от внутреннего напряжения и рассыпались. Их обломки погребли десять миллионов человек.
   Но списывать линкоры оказалось рано. Им предстояло провоевать весь ХХ век".
   То есть образ гибнущего линкора и подытоживает крушение имперского мира, и предваряет грядущие катастрофы.
  
   Во второй серии он "к месту" увязан с кадрами атаки немецкой подлодки и закадровым текстом что основными врагами линкора стал самолет и подводная лодка.
   Это хроника гибели в Средиземном море английского линкора "Барэм" 24 ноября 1941 года, атакованного немецкой подводной лодкой "U-331". Один из самых потрясающих кадров в истории военной кинохроники.
   К сожалению, в связи с его выразительностью он очень часто цитируется к месту и не к месту. В данном случае считаю, что он на месте.
  
  
   С уважением ко всем, задавшим вопросы, Цзен Гургуров.
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"