Аннотация: Предисловие к второму изданию мемуаров В.Е. Семичастного Спецслужбы СССР в холодной войне (2022 год), серия Советский век.
Государственная безопасность России: от Серова до Андропова
Прошедшее дает цену и указывает место
настоящему, определяя дорогу для будущего.
И.В.Кириевский,эпиграф журнала "Русский
архив", издававшегося с 1858 по 1917 год.
29 декабря исполняется важная дата не только отечественной, но и всемирной истории - сто лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик, - СССР.
Но хотим ли мы, должны ли мы знать историческую правду? ПРАВДУ об истории нашей страны? Вопрос этот, как представляется, далеко не риторический. И честный ответ на него необходим в связи с многочисленными попытками внедрения в историческое сознание общества мифов и стереотипов, подчас весьма далеких от подлинной исторической правды.
К столетию образования Союза ССР издательский дом Родина начал выпуск серии книг "Советский век". Данная серия освещает многие периоды и различные аспекты истории нашей страны. Наряду с монографиями и сборниками научных статей, серия включает также воспоминания некоторых известных исторических персонажей советской эпохи.
И пусть читателей не смущает имя Россия в заглавии этой статьи: на Западе Советский Союз многие десятилетия воспринимался именно как "большая Россия". Поэтому и термин Russia (Россия) встречался в политическом лексиконе Запада не реже, чем "USSR" (СССР, Советский Союз).
Одной из новинок серии "Советский век" являются мемуары председателя КГБ при СМ СССР В.Е. Семичастного (1924 - 2011) "Спецслужбы СССР в тайной войне".
БОльшая часть предлагаемых вниманию читателей воспоминаний Владимира Ефимовича посвящена годам его пребывания на посту председателя Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР, что он считал высшей точкой своей партийно-государственной карьеры. Однако, рассказывая об этом периоде истории нашей страны, автор мемуаров порой допускает ряд неточностей, недосказанностей, как способных ввести современного читателя в заблуждение, так и не дающих ответов на закономерно возникающие у него вопросы. А некоторые упоминаемые в мемуарах события и факты нуждаются в разъяснениях и комментариях.
В этой связи представляется целесообразным предварительно познакомить читателей с некоторыми событиями, фактами и обстоятельствами, предшествовавшими описываемым Владимиром Ефимовичем, либо лишь вскользь упоминаемыми им.
13 марта 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об образовании КГБ при Совете министров СССР.
Сам текст Указа был предельно лаконичен:
Образовать Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР.
Председатель Комитета входит в состав Совета министров с правом решающего голоса.
Первым председателем КГБ был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов, бывший с 22 апреля 1946 г. заместителем, затем первым заместителем министра внутренних дел СССР при С.Н. Круглове и Л.П. Берии.
Главную роль в этом назначении сыграла его совместная работа в 1939 - 1941 гг. в качестве наркома внутренних дел Украинской ССР с Первым секретарем ЦК КП(б) Украины Никитой Сергеевичем Хрущевым, будущим Первым Секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (1953 - 1964 гг.).
Поскольку на страницах воспоминаний В.Е. Семичастного Серов будет появляться не один раз, стоит поближе познакомить читателей с этим историческим персонажем, также оставившим потомкам свои мемуары.
Следует отметить, что Серов отнюдь не был таким крупным специалистом в области контрразведки, как это принято считать (что, в частности, подтверждают и его собственные воспоминания). За исключением двух периодов времени - с 2 сентября 1939 г. по 17 апреля 1941 г. (нарком внутренних дел Украинской ССР), и с сентября 1944 г. по 22 апреля 1946 г. (уполномоченный НКВД СССР по 1-му Белорусскому фронту, с 4 июля 1945 г. - уполномоченный НКВД по Группе Советских оккупационных войск в Германии), И.А. Серов не имел непосредственного отношения к руководству разведывательной и контрразведывательной деятельностью органов госбезопасности, тем не менее, приобрел значительный опыт командно-штабной и организационной работы. В том числе и проведения "массовых операций": по выселению немцев Поволжья (август - сентябрь 1941 г.), депортации карачаевцев (ноябрь 1943 г.), ингушей, чеченцев и других народов Северного Кавказа и крымских татар (февраль - март, май 1944 г.).
Фактически с 31 июля 1941 г. он выполнял функции "генерала для особых поручений" при народном комиссаре внутренних дел СССР.
Будучи председателем КГБ, о чем он свидетельствует в мемуарах [1], Серов, парадоксальным образом даже не поинтересовался докладами разведки НКВД-НКГБ о приготовлениях Германии в 1940-1941 гг. к нападению на Советский Союз, и причинами игнорирования этой информации высшим военно-политическим руководством СССР, что, собственно, являлось одним из краеугольных вопросов обеспечения безопасности страны. Хотя в известных ему мемуарах Г.К. Жукова "Воспоминания и размышления", опубликованных в 1968 г., этим вопросам уделено было немалое внимание.
Воспоминания Серова также подтверждают хорошо известный историкам факт, что органы КГБ постоянно информировали о своей работе ЦК КПСС, в частности, он нередко докладывал Президиуму ЦК КПСС по различным вопросам, хотя нередко получал в ответ "Не суйтесь не в свои дела!" [2].
Однако в мемуарах Серова нет ни малейшего упоминания о стратегии "холодной войны" США против СССР, что свидетельствует как о его личной недооценке этого обстоятельства, так и о неспособности привлечь внимание политического руководства страны к этой проблеме. Даже несмотря на явные успехи и достижения КГБ при СМ СССР в противоборстве с нею.
В.Е. Семичастный в своих воспоминаниях более подробно говорит об этом, и, похоже, ему удалось обратить внимание на эту сторону международных отношений: в докладе на Июньском (1963 г.) Пленуме ЦК КПСС был выдвинут тезис о том, что "потерпев крах в военном соперничестве... стратеги и идеологи империализма делают теперь главную ставку на идеологические диверсии" [3].
Следует также отметить, что задача активного противодействия акциям идеологической диверсии была поставлена перед всеми государственными и партийными органами, общественными организациями. А также органами государственной безопасности.
Выступая на совещании руководящего состава Управления КГБ при СМ СССР по г. Москве и Московской области в марте 1965 г., первый заместитель Председателя КГБ Н.С. Захаров, в частности, отмечал, что зарубежные идеологические центры "пытаются поколебать морально-политическое единство советского народа, играть на национальных и религиозных чувствах отдельных групп населения, и, тем самым, создавать наиболее выгодную для себя ситуацию в Советском Союзе. И именно поэтому спецслужбы ведущих империалистических государств стали основными организаторами идеологических диверсий" [4]. Он отметил, что ежедневно 28 зарубежными радиостанциями велось вещание на 21 языке народов СССР.
Следует, однако, особо подчеркнуть, что в решении Президиума ЦК КПСС от 8 февраля 1954 г. об образовании КГБ также была сформулирована и главная для нового государственного ведомства задача: "В кратчайший срок ликвидировать последствия вражеской деятельности Берия [5] в органах государственной безопасности и добиться превращения органов госбезопасности в острое оружие нашей партии, направленное против действительных врагов нашего социалистического государства, а не против честных людей" [6].
Это решение, как и многие последующие инициативы и заявления Н.С. Хрущева, были продиктованы опасениями и подозрениями в отношении органов госбезопасности, по его мнению, недостаточно "очистившихся от "бериевцев" и недостаточно охваченных "партийным влиянием и контролем".
Отметим, что и сегодня некоторые недобросовестные исследователи и досужие публицисты либо ошибочно, либо сознательно, отождествляют КГБ с его оставившими недобрую по себе память историческими предшественниками - НКВД - НКГБ и МГБ СССР.
В тоже время, образование КГБ при СМ СССР знаменовало собой действительно серьезный шаг по утверждению законности в нашей стране, хотя сам принцип законности неотделим от существующей системы права, имеющегося законодательства.
На момент образования КГБ, его органы своей повседневной деятельности по защите государственных интересов СССР (ныне они стали именоваться "национальными интересами"), должны были руководствоваться уголовные кодексами Союзных республик СССР 1920-х годов. Так, Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической республики (УК РСФСР), например, был принят еще 5 марта 1926 г. Непосредственно органы госбезопасности должны были руководствоваться диспозициями составов "контрреволюционных преступлений", предусмотренных печально известной статьей 58 УК РСФСР. Эта статья имела 18 частей - различных составов преступлений: от измены Родине, шпионажа, диверсии, вредительства, террора (терроризма), до антисоветской агитации и пропаганды (статья 58.10).
Справеливости ради следует отметить, что мемуары И.А. Серова изобилуют многочисленными характеристиками лиц, с которыми ему приходилось работать. Причем эти характеристики далеко не всегда объективны. Так он писал: "[По оперативной] работе взял заместителем Ивашутина, бывшего следователя по особо опасным делам округа с неоконченным высшим образованием. В оперативной работе не силен, в разведке совсем не кумекает. Но выбирать было не из кого" [7].
Но тогда возникает вопрос: отчего же он остановил свой выбор именно на Ивашутине? В этой связи следует отметить, что назначение заместителей и первых заместителей председателя КГБ являлось исключительной прерогативой ЦК КПСС. Петр Иванович Ивашутин, как и сам Серов, был призван в органы НКВД СССР в январе 1939 г., никогда не был "следователем по особо опасным делам", находясь на руководящих должностях в органах военной контрразведки, с апреля 1943 г. возглавляя Управление контрразведки "СМЕРШ" Юго-Западного, затем 3-го Украинского фронта [8].(Сам Серов не скрывал, что военных контрразведчиков не любил и относился к ним с подозрением).
Так что Ивашутин имел несравненно больший опыт контрразведывательной и разведывательной работы. Также сразу отметим, что, будучи с января 1956 г. до марта 1963 г. первым заместителем председателя КГБ при СМ СССР, курировал многие оперативные вопросы, включая и работу ПГУ, а нередко и исполнял обязанности председателя КГБ. И именно П.И. Ивашутин в 1954-1955 гг. провел комплексный анализ сообщений советской разведки об агрессивных приготовлениях Германии к войне против СССР, с тем, чтобы на основе полученных выводов совершенствовать информирование политического руководства СССР по военно-стратегическим вопросам [9].
На характеристику заместителя, безусловно, повлияла личная неприязнь Серова к Ивашутину, который не только был представителем КГБ при СМ СССР в правительственной комиссии ЦК КПСС по расследованию предательства О. Пеньковского в феврале 1963 г., но и тот факт, что Петр Иванович сменил Серова на посту начальника ГРУ, став не только самым многолетним (до июля 1987 г.), но и легендарным руководителем военной разведки СССР.
Однако процесс формирования Комитета государственной безопасности сопровождался тяжелой "родовой травмой" - раскрытием многочисленных фактов нарушений социалистической законности, вершившихся его историческими предшественниками - НКВД, НКГБ и МГБ в 30-е - начале 50-х годов, вскрывшихся в 1953 - 1954 гг., еще задолго до известного "секретного" доклада Н.С. Хрущева делегатам ХХ съезда КПСС 25 февраля 1956 г.
Сразу после сообщения об аресте Л.П. Берии как "врага народа" (сообщение о чем появилось в печати только 10 июля 1953 г.), в органы прокуратуры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осужденных и их родственников с требованиями пересмотра уголовных дел, сообщавшие о применении незаконных методов в процессе ведения следствия.
В записке Прокурора СССР Р.А. Руденко и министра внутренних дел С.Н. Круглова в Президиум ЦК КПСС от 19 марта 1954 г. отмечалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. в органы прокуратуры поступило 78 982 обращения граждан с ходатайствами о пересмотре их уголовных дел, в связи с чем предлагалось создать специальную комиссию по пересмотру дел осужденных, в том числе - и за "контрреволюционные" преступления. В этой записке также сообщалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержалось 467 946 осужденных за "контрреволюционные преступления", немалую долю среди которых составляли предатели, каратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, выявленные агенты иностранных спецслужб.
По запросу Президиума ЦК КПСС министерством внутренних дел были представлены полные статистические сведения об общем количестве лиц, осужденных по материалам органов госбезопасности СССР в 1921 - 1953 годы.
Статистические данные о количестве арестованных и осужденных
по материалам органов ВЧК - ОГПУ - НКВД - МГБ СССР в 1921 - 1953 гг.
По делам органов НКВД - НКГБ - МГБ за 1939 - 1953 годы
Годы Всего осуждено
за к/р
преступления
В т.ч. антисовет-скую агитацию
по ст. 58-10
Высшая мера
наказания
1939 63 889 24 720 2 552
1940 71 695 18 371 1 649
1941 75 411 35 116 8 001
1942 124 406 61 625 23 278
1943 78 441 24 089 3 579
1944 75 109 14 130 3 029
1945 123 248 14 868 4 252
1946 123 294 15 512 2 896
1947 78 810 8 391 1 105
1948 73 269 8 496
1949 75 125 14 768
1950 60 641 13 191 475
1951 54 775 11 354 1 609
1952 28 800 6 348 1 612
1953 (1-е полу-годие) 8 403 3 246 198
Итого 1 115 427 274 125 54 235
Всего же, согласно записке "Об антиконституционной практике 30-х - 40-х и начала и областными "тройками" и "Особым совещанием" при наркоме/министрах внутренних дел и госбезопасности) было подвергнуто 3 778 234 человека, в том числе 786 098 человек были приговорены к расстрелу. При этом в отношении некоторых из осужденных лиц подобные судебные и несудебные решения принимались неоднократно, в связи с чем реальное число осужденных несколько меньше суммы вынесенных приговоров.
Из общего числа 1 115 427 осужденных за контрреволюционные преступления в период 1939 - первую половину 1953 гг. на годы Великой Отечественной войны приходятся 476 617 осужденных [10].
Помимо этого, по постановлениям Государственного комитета обороны (ГКО) СССР в 1941 - 1944 гг. были депортированы из мест постоянного проживания поляки, украинцы, немцы Поволжья, ингуши, чеченцы, карачаевцы, турки-месхитинцы, калмыки и представители иных национальностей - около 2 300 тысяч человек [11].
На основании предложения Прокурора СССР Р.А. Руденко и министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова Президиумом ЦК КПСС в мае 1954 г. было принято решение об образовании Центральной комиссии по рассмотрению жалоб и ходатайств граждан, осужденных за "контрреволюционные" преступления, в которую входили работники прокуратуры, следователи, партийные работники. Эта комиссия была наделена правом пересмотра приговоров, вынесенных осужденным Коллегией ОГПУ, а также Особым Совещанием (ОСО) НКВД - МГБ СССР.
Помимо этого, были образованы Выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР (всего их было образовано 97), наделенные правом объявления амнистии в отношении осужденных рядовых граждан и коммунистов, но не номенклатурных партийных работников.
Как докладывал Президиуму ЦК КПСС 29 апреля 1955 г. Прокурор СССР Р.А. Руденко, по результатам проведенной комиссиями работы были пересмотрены уголовные дела на 237 412 осужденных (более половины из них), при этом было отказано в смягчении наказания 125 202 осужденным.
В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 г. была образована специальная Комиссия Президиума ЦК КПСС для изучения и оценки деятельности органов НКВД-НКГБ-МГБ-МВД СССР в 30-е - 50-е годы во главе с секретарями ЦК П.Н. Поспеловым и А.Б. Аристовым [12]. Результаты работы и выводы доклада этой комиссии и стали основой для подготовки доклада Н.С. Хрущева делегатам ХХ партийного съезда.
Подчеркнем и следующие важные обстоятельства: по вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел фактам, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, непосредственно виновных в грубых нарушениях социалистической законности [13].
14 февраля 1956 г. в Большом Кремлевском дворце начал свою работу ХХ съезд КПСС, ставший, в силу целого ряда причин, одной из рубежных дат не только в истории нашей страны, но и всего ХХ века.
На съезде были обнародованы новые принципы внешней политики СССР. Принцип мирного сосуществования государств с различным социально-политическим устройством был конкретизирован констатацией возможности отказа от войн, их предотвращения. В то же время была отмечена неизбежность острой идеологической борьбы между двумя социальными системами - миром социализма, и миром капитализма. Напомним, что Соединенный Штаты Америки в тот период во внешнеполитической сфере вполне официально руководствовались доктриной "отбрасывания коммунизма".
Следует особо подчеркнуть, что одобренные съездом основы внешней политики СССР не остались лишь политическими декларациями, а последовательно реализовывались в дипломатических и политических акциях советского правительства.
Нисколько не умаляя значения внешнеполитических инициатив Советского Союза, следует подчеркнуть, что наибольший политический резонанс за рубежом, а также оживленные, порой жесткие дискуссии и полярные оценки в нашей стране все же вызвали вопросы внутренней политики, в том числе, связанные с разоблачением преступлений предыдущих десятилетий [14].
В первый день работы съезда в Отчетном докладе ЦК КПСС критика культа личности И.В. Сталина и породивших его ошибок в государственном строительстве и управлении, прозвучала лишь в третьей части доклада, да и то достаточно обтекаемо. В частности, Н.С. Хрущев подчеркивал:
- Опыт показывает, что малейшее ослабление социалистической законности враги Советского государства пытаются использовать для своей подлой, подрывной работы. Так действовала разоблаченная партией банда Берия, которая пыталась вывести органы государственной безопасности из-под контроля партии и Советской власти, поставить их над Партией и Правительством, создать в этих органах обстановку беззакония и произвола. Во враждебных целях эта шайка фабриковала лживые обвинительные материалы на честных руководящих работниках и рядовых советских граждан...
Центральный Комитет принял меры к тому, чтобы восстановить справедливость. По предложению Центрального Комитета невинно осужденные люди были реабилитированы. Из всего этого ЦК сделал серьезные выводы. Установлен надлежащий контроль Партии и Правительства за работой органов госбезопасности. Проведена значительная работа по укреплению проверенными кадрами органов госбезопасности, суда и прокуратуры. Полностью восстановлен в своих правах и усилен прокурорский надзор.
Необходимо, чтобы наши партийные, государственные, профсоюзные организации бдительно стояли на страже советских законов, разоблачали и выводили на чистую воду всякого, кто посягнет на социалистический правопорядок и права советских граждан, сурово пресекать малейшее проявление беззакония и произвола.
Следует сказать, что в связи с пересмотром и отменой ряда дел у некоторых товарищей стало проявляться известное недоверие к работникам органов государственной безопасности. Это, конечно, неправильно и очень вредно. Мы знаем, что кадры наших чекистов в подавляющем своем большинстве состоят из честных, преданных нашему общему делу работников, и доверяем этим кадрам.
Нельзя забывать, что враги всегда пытались и будут пытаться впредь мешать великому делу построения коммунизма. Капиталистическое окружение засылало к нам немало шпионов и диверсантов. Наивным было бы полагать, что теперь враги оставят свои попытки всячески вредить нам. Всем известно, что подрывная деятельность против нашей страны открыто поддерживается и афишируется реакционными кругами ряда капиталистических государств. Достаточно сказать, что США выделяют, начиная с 1951 года, 100 миллионов долларов ежегодно для подрывной деятельности против социалистических стран [15]. Поэтому мы должны всемерно поднимать в советском народе революционную бдительность, укреплять органы государственной безопасности [16].
Однако, как свидетельствуют многие современники, в том числе и председатели КГБ Серов и Семичастный, именно Н.С. Хрущев в немалой степени страдал "известным недоверием к работникам органов государственной безопасности".
В числе важнейших задач, сформулированных в отчетном докладе ЦК КПСС ХХ съезду КПСС требовалось: "Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересованы в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов.
Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, держать нашу оборону на уровне современной военной техники и науки, обеспечивающем безопасность нашего социалистического государства".
Не объявленный заранее в повестке работы и неожиданный для делегатов доклад Н.С. Хрущева "О культе личности И.В.Сталина и его последствиях", оглашенный 25 февраля, то есть уже после завершения работы съезда, и взорвал, и расколол советское общество, а затем - и международное коммунистическое движение. О чем упоминается в мемуарах В.Е. Семичастного.
Следует, однако, пояснить, что, несмотря на его закрытый - не для печати!, - характер, текст доклада Хрущева в начале марта в качестве закрытого документа ЦК КПСС был разослан во все партийные организации и зачитывался на собраниях партийно-советского актива. Таким образом, с его содержанием познакомились десятки миллионов советских граждан. Был он, в несколько сокращенном варианте, отправлен для ознакомления и руководству зарубежных коммунистических партий.
И именно по этой причине вскоре стал достоянием всего мира: в Варшаве его фотокопия, как стало впоследствии известно, обозревателем агентства ПАП Виктором Граевским (1925-2007), была передана сотруднику израильской "Службы общей безопасности" ("ШАБАК"). А последняя вскоре поделилась ей с ЦРУ США.
4 июня 1956 г. "секретный доклад" Н.С. Хрущева был одновременно опубликован в США Государственным департаментом и газетой "Нью-Йорк таймс", а затем начал зачитываться в передачах контролировавшихся ЦРУ радиостанций "Свобода" и "Свободная Европа".
Позднее, в книге "Искусство разведки" (1963 г.), бывший директор Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ) США Аллен Даллес писал: "Я всегда рассматривал это дело как одну из самых крупных разведывательных операций за время моей службы в разведке. Поскольку доклад был полностью опубликован госдепартаментом, добывание его текста было также одним из тех немногих подвигов, о которых можно было сказать открыто, лишь бы источники и методы приобретения документа продолжали оставаться тайной". (При этом он скромно умолчал, что текст доклада Хрущева был добыт не ЦРУ) [17].
Как вспоминал бывший заместитель директора Центрального разведывательного управления Рей Клайн, "Выступление Хрущева стало событием исторического значения, ибо документировано обличив сталинизм как невиданных размеров политическое зло, он был вынужден перейти к более мягким формам тоталитарного управления страной" [18].
Естественно, что многие положения доклада или их интерпретации, начали активно использоваться в антисоветской и антикоммунистической пропаганде как за рубежом, так и в самом СССР, других социалистических странах, что привело к серьезным политическим кризисам осени 1956 г. в Польской Народной Республике и Венгерской Народной Республике [19].
А 25 февраля 1956 г., обращаясь к делегатам съезда, Н.С. Хрущев пророчески предрек:
- Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии.
Первый секретарь ЦК КПСС справедливо подчеркивал необходимость "серьезно разобраться и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исключить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело место при жизни Сталина, который проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допускал грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но казалось ему... противоречащим его установкам".
В период 1935-1938 годов, неслось с трибуны съезда, "сложилась практика массовых репрессий по государственной линии сначала против противников ленинизма, а затем и против многих честных коммунистов, против тех кадров партии, которые вынесли на своих плечах гражданскую войну, первые самые трудные годы индустриализации и коллективизации.... Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни в чем не виновные люди, которые в прошлом выступали за линию партии".
Хрущев информировал делегатов съезда, что рассмотрение ЦК КПСС в 1953-1955 годах ряда уголовных дел в отношении репрессированных лиц "обнаружило неприглядную картину грубого произвола, связанного с неправильными действиями Сталина". Признававшиеся "враги народа" в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т.п. не являлись... Но были оклеветаны, а иногда, не выдержав зверских истязаний, сами на себя наговаривали (под диктовку следователей-фальсификаторов) всевозможные тяжкие и невероятные обвинения... Значительная часть этих дел сейчас пересматривается и большое количество их прекращается как необоснованные и фальсифицированные.
Достаточно сказать, что с 1954 г. по настоящее время Военная Коллегия Верховного Суда уже реабилитировала 7 679 человек, причем многие из них реабилитированы посмертно".
Репрессии, массовые аресты, - делал вывод докладчик, - "нанесли огромный ущерб нашей стране, делу строительства социализма... Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы".
По докладу Н.С. Хрущева съезд поручил вновь избранному Центральному комитету КПСС "последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности руководства".
Доклад Н.С. Хрущева, отмечал его современник, "произвел прямо-таки ошеломляющее впечатление. Сразу воспринять все сказанное было просто невозможно, настолько тяжелыми и неожиданными оказались впервые обнародованные факты столь масштабных нарушений законности и чудовищных репрессий... Нужно было как следует осмыслить все сказанное, понять, как такое могло произойти в социалистической стране.... В стратегическом плане выбранный курс был единственно верным, без него невозможно было здоровое развитие общества. Тактически же мы совершили серьезную ошибку, пойдя на этот шаг без соответствующего пропагандистского обеспечения... Огромные же массы советских людей оказались в положении без вины виноватых, испытывая чувство горького разочарования и опустошенности" [20].
И для многих чекистов, пришедших на службу в органы НКВД в 1938 - 1941 гг., признания Н.С. Хрущева были трагическими, тяжелыми открытиями и откровениями, которые не могло не вызывать смятения, тяжких и горестных дум и размышлений.
Увы, трагедия состояла еще и в том, что партийное руководство не продумало того, а что же должно последовать с его стороны за докладом о преступлениях предыдущей эпохи?
Вследствие этого Президиум ЦК КПСС, Хрущев утратили инициативу - Постановление ЦК о преодолении последствий культа личности Сталина появилось только 5 июля 1956 г., через месяц после того, как "секретный" доклад начал зачитываться в передачах радиостанций, вещавших на СССР и страны народной демократии на языках населяющих их народов...
Как вспоминал заместитель председателя КГБ при СМ СССР (1956 - 1959 гг.) генерал-полковник С.С. Бельченко, чекисты, имевшие пятнадцатилетний стаж службы были ошеломлены не менее других наших сограждан. Они обоснованно полагали, что за этим могли последовать серьезные события в стране. Как это и произошло, в частности, в Тбилиси, где 6 марта 1956 г. начались массовые протестные выступления.
Следует отметить, что 5 марта, накануне годовщины смерти И.В. Сталина, в драматическом театре Тбилиси партийно-советскому активу Грузии было зачитано то самое "закрытое письмо" ЦК КПСС с докладом Н.С. Хрущева о культе личности и его последствиях. Вечером того же дня слухи о выдвинутых против Сталина обвинениях и оценках его личности заполнили город, вызывая недоумение, несогласие, обиду и горечь. А утром это настроение выплеснулось на улицы города, парализовав его обычный трудовой ритм.
В этой связи в Тбилиси была экстренно направлена группа "ответственных работников", в том числе первый секретарь ЦК комсомола А.Н. Шелепин [21], заместитель председателя КГБ при СМ СССР С.С. Бельченко, заместитель министра внутренних дел СССР С.Н. Переверткин, что показывает, сколь серьезное значение Н.С. Хрущев придавал этому событию.
К утру 8 марта Тбилиси оказался частично парализованным - толпы горожан направлялись на площадь, общественный транспорт блокировался, многие не вышли на работу, вовлеченные в бестолковый водоворот непонятных и непредсказуемых событий. Особенно активно на происходящую "несправедливость" и "попрание чувства национального достоинства" реагировала молодежь, многие годы воспитывавшаяся на примерах жизни "отца народов".
Собравшиеся на центральной площади горожане потребовали выступления первого секретаря ЦК Компартии Грузии "по вопросу текущей политики и в связи с решениями ХХ съезда". К чести Василия Павловича Мжаванадзе надо сказать, что, в отличие от других партийных работников, оказывавшихся в подобных непредвиденных чрезвычайных ситуациях, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, в 12 часов дня вышел к митингующим и начал с ними диалог с целью предупреждения эскалации напряженности и недопущения массовых беспорядков.
Понятно, что столь неординарная массовая социально-политическая активность привлекает людей с разными целями и настроениями. От любопытствующих и зевак, до карманников и авантюристов всех мастей. В том числе, политических, а также людей, считающих себя "обойденными", "пострадавшими", всех недовольных или считающих себя кем-то или чем-то обиженными [22].
Порой разливающие при массовом скоплении граждан волны возбуждения, эйфории и кажущегося единомыслия выносят подобных авантюристов, провокаторов и "правдоискателей" - разоблачителей на самый гребень событий, превращая их в "факиров на час".
А в подогреваемой алкогольными, а ныне - и наркотическими, парами, толпе уже начинают во всю работать чисто психологические механизмы возбуждения, подражания и заражения, ведущие к появлению чувства эйфории и безнаказанности, снижению уровня критичности и самоконтроля, чреватые вовлечением в противоправные и даже преступные действия.
9 марта, вспоминал С.С. Бельченко, отдельные ораторы, окрыленные достигнутыми накануне "уступками", стали выдвигать политические требования - от отставки республиканских и союзных властей, до выхода Грузии из состава СССР; - вполне понятно, что последний бредовый призыв никак не мог получить поддержки в то время. Однако раздавались в толпе и призывы от "Бить армян!" до "Вон отсюда русских!".
В ночь на 10 марта группа демонстрантов под влиянием провокационных призывов попыталась захватить здание телеграфа, где для отражения нападения было применено оружие. В ходе этого спровоцированного столкновения, по данным МВД Грузинской ССР, 22 человека погибли (включая семерых раненных, скончавшихся в больницах), и 54 человека были ранены. За участие в массовых беспорядках было задержано 375 человек (39 из них впоследствии были осуждены).
10 марта внутренние войска и войска Северо-Кавказского военного округа восстановили в городе обычный порядок, омраченный произошедшей накануне трагедией...
Принятое только в июле постановление ЦК КПСС "О преодолении последствий культа личности Сталина", ("Правда" 5 июля 1956 г.) имело достаточно противоречивый характер, не отвечало в полной мере на многие актуальные вопросы, волновавшие современников, что не могло не породить как разного рода слухи, так и недоумение, что весьма искусно стимулировалось, инспирировалось и использовалось западной радиопропагандой. Именно половинчатость принятых партийных решений и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стала лейтмотивом, главной темой социально-политических дискуссий и духовно-творческих исканий, причиной появления в последующие годы противоправительственного "демократического" и "правозащитного" движения в Советском Союзе.
Начатая докладом Н.С. Хрущева дискуссия о судьбе и путях развития социализма привела, как известно, к возникновению острых политических кризисов в Польше и Венгрии в октябре 1956 г.
Еще одним непосредственным итогом непродуманных, волюнтаристских решений стало то, что под лозунгом "исключить возможность возврата к 1937 году", в нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом, правоохранительным органам - прокуратуре, МВД и КГБ было запрещено получать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, еще в ноябре 1938 г., но тогда номенклатура не могла чувствовать себя в безопасности перед грозными очами генсека ЦК ВКП(б) И.В. Сталина.
Это ошибочное, а также антиконституционное, противоправное политическое решение 1956 г. положило начало росту коррупции, зарождению организованной преступности в стране, ибо вывело значительные контингенты лиц, наделенных административными властно-распорядительными, контрольными и хозяйственными полномочиями, из-под контроля не только органов КГБ СССР, но и всех правоохранительных органов страны.
С одной стороны, создавая некое подобие касты "неприкасаемых", оно в то же время, способствовало зарождению "телефонного права", получившего особое распространение в середине 80-х - 90-х годов прошлого века. С другой стороны, это решение, его реализация на практике, облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга. Вследствие чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывных устремлений и воздействия спецслужб иностранных государств. А в совокупности оно имело самые негативные последствия для судьбы страны и советского государства.
О реализации партийных установок ХХ съезда и постановления "О преодолении последствий культа личности Сталина" И.А. Серов докладывал в ЦК КПСС в июне 1957 г., что в КГБ: "...были приняты меры к очищению чекистских кадров от лиц, не внушающих политического доверия, нарушителей социалистической законности, от карьеристов, выполнявших вражеские установки, морально неустойчивых и малограмотных работников.
Из органов госбезопасности было уволено более 18 тыс. человек как неспособных обеспечить выполнение поставленных перед органами КГБ задач. В том числе более 2.300 сотрудников за нарушение советской законности, злоупотребление служебным положением и аморальные проступки.
Кроме того, за дискредитацию органов госбезопасности 40 бывших ответственных работников органов госбезопасности были лишены генеральских званий.
Большую помощь в укреплении Комитета госбезопасности кадрами оказали ЦК КПСС и местные партийные органы, направившие на руководящую работу в органы госбезопасности 554 партийных и советских работника.
Из центрального аппарата Комитета госбезопасности было уволено около 2 тыс. сотрудников, из них значительное количество за нарушение советской законности и по служебному несоответствию. Из числа уволенных 48 являлись начальниками отделов и выше. Заменены почти все руководящие работники главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата. На эти должности более 60 человек направлены ЦК КПСС с руководящей партийной и советской работы...
В 1955 г. штатная численность органов была дополнительно сокращена на 7 678 единиц и 7 800 офицеров переведено на положение рабочих и служащих...".
Эти цифры и факты надо сопоставить со словами В.Е. Семичастного о том, что именно А.Н. Шелепин начал "чистку" органов КГБ от "бериевцев". Но, добавим при этом, что оба преемника Серова - и Шелепин, и Семичастный, могли просто не знать, не интересоваться подобными фактами, что целесообразно иметь ввиду при чтении мемуаров.
Далее, в той же записке в ЦК КПСС И.А. Серов отмечал, что в результате предпринятых мер "Значительно улучшился качественный состав кадров органов госбезопасности. В настоящее время около 80 процентов сотрудников имеют высшее и среднее образование... Внимание всего руководящего состава и партийных организаций органов госбезопасности в настоящее время направлено на воспитание сотрудников в духе беспредельной преданности Коммунистической партии и ее Центральному Комитету. на привитие оперативным работникам высокой дисциплины, самоотверженности при выполнении специальных заданий, на постоянное совершенствование их чекистского мастерства, необходимого для борьбы с врагами нашей Родины" [23].
Нельзя не сказать и еще об одной важной новации в деятельности органов КГБ СССР. Весной 1958 г. начальник Управления КГБ при СМ СССР по Ленинградской области Н.Р. Миронов [24] направил письмо Н.С. Хрущеву, в котором предлагал расширить применение мер профилактического воздействия в отношении лиц, совершавших политически вредные проступки вследствие недостаточной политической грамотности. Эти предложения нашли понимание и поддержку как у тогдашнего заведующего Административным отделом ЦК КПСС (курировал Вооруженные Силы, МВД и КГБ при СМ СССР) А.С. Желтова, Н.С. Хрущева, первого заместителя председателя КГБ П.И. Ивашутина и И.А. Серова.
В секретном приказе КГБ при СМ СССР от 15 июня 1959 г. No 00225 "О применении мер профилактического воздействия в отношении лиц, совершивших незначительные правонарушения" разъяснялось, что "профилактические меры - это личное воздействие сотрудника органов госбезопасности, либо воздействие через общественные организации, печать или радио на лицо, в отношении которого принято решение предупредить его о недопустимости дальнейших антисоветских действий".
21 декабря 1957 г., в ознаменование 40-летия образования Советских органов государственной безопасности в газете "Известия" была опубликована статья первого заместителя председателя КГБ СССР при СМ СССР Петра Ивановича Ивашутина "На страже интересов Родины".
В ней, в частности, отмечалось: "В условиях сложившейся международной обстановки советские люди призваны всемерно повышать бдительность. Известно, что за последние годы капиталистические разведки стараются непрерывно расширять подрывную деятельность против СССР и стран народной демократии. Не секрет, что правящие круги США подрывную деятельность против стран социалистического лагеря подняли на уровень государственной политики. Правительство США не скупится на средства для организации шпионажа, диверсий и вооруженных выступлений различных подонков и преступников против законных правительств в тех странах, которые проводят свою независимую национальную политику, неугодную империалистическим заправилам. Об этом свидетельствует не только факт ассигнования американским Конгрессом 100 миллионов долларов на организацию подрывной деятельности в Советском Союзе и странах народной демократии, но и воинственные заявления ряда ответственных государственных деятелей США...
Об усилении подрывной деятельности против СССР и стран народной демократии говорят материалы, связанные с поимкой на нашей территории американских агентов, о чем неоднократно сообщалось в советской печати. Наглядным свидетельством этому является также контрреволюционный мятеж в Венгрии, подготовленный капиталистическими разведками, и попытка организации заговора против независимой Сирии.
В связи с замечательными успехами советской науки и техники, нашедшими свое воплощение в запуске двух искусственных спутников Земли, создании межконтинентальной баллистической ракеты и самолета, обладающего скоростью 2 000 километров в час, следует предполагать со стороны капиталистических разведок новые шпионские и диверсионные попытки.
Необходимо еще выше поднять бдительность всего советского народа, тем более, что сила органов госбезопасности Советского Союза состоит прежде всего в неразрывной связи с народом, в его постоянной помощи и поддержке...
Что касается широких масс трудящихся, то они активно поддерживают советскую разведку, оказывают ей большую помощь в борьбе с врагами социалистического государства, видят в ней верного стража интересов Родины.
Решающим условием силы и боеспособности органов госбезопасности Советского Союза является постоянное руководство ими со стороны партии. Еще 8 февраля 1918 г. в Обращении Центрального Комитета партии к коммунистам-чекистам указывалось, что ЧК созданы и существуют как органы партии, работающие по ее директивам и под ее контролем.
В настоящее время чекисты, как никогда, сплочены вокруг партии, ее Центрального Комитета, беспредельно преданы своему народу и зорко охраняют его безопасность.
Руководимые и направляемые Коммунистической партией Советского Союза, органы госбезопасности являются остро отточенным, карающим мечом диктатуры пролетариата. Строго соблюдая социалистическую законность, они твердо стоят на страже интересов советского народа, неустанно ведут непримиримую борьбу с подрывной деятельностью иностранных разведок, со всеми, кто пытается помешать советским людям уверенно идти вперед к полному торжеству коммунизма".
Следует особо подчеркнуть, что в международных отношениях это был период "холодной войны", когда Соединенные Штаты Америки небезосновательно видели в лице Советского Союза главного геополитического конкурента в мире, выдвигавшего альтернативную концепцию цивилизационного развития. А в области внешней политики откровенно руководствовались доктриной "отбрасывания коммунизма" (официально она была провозглашена президентом Д. Эйзенхауэром 14 февраля 1953 г.).
Понятно, что "тон" в международном разведывательном сообществе, противостоявшем СССР, задавали спецслужбы ведущей западной сверхдержавы - Соединенных Штатов Америки, имевшие как собственную агрессивно-наступательную внешнеполитическую доктрину, так и астрономические государственные ассигнования на проведение тайных зарубежных операций.
Разведывательные возможности США в 1952 г. были значительно увеличены за счет создания Агентства национальной безопасности (АНБ), ответственно за радиотехническую разведку. США развернули сеть военных баз у границ Советского Союза, с позиций которых проводилась непрерывная техническая, авиационная и агентурная разведка территории СССР и его союзников.
В конце 50-х годов в посольстве США в Москве создается полноценная разведывательная резидентура ЦРУ. Американское справочно-информационное издание "Центральное разведывательное управление" (1986 г.) так раскрывало содержание и назначение деятельности этих подразделений разведки: "Резидентура - это подразделение ЦРУ в столице иностранного государства. Резидент - глава резидентуры, кадровый сотрудник ЦРУ, работает под прикрытием в американском посольстве. Он руководит работой оперативных работников, аналитиков и оперативно-технического персонала. Кроме того, резидент осуществляет контроль за выполнением заданий Центра и за своевременной отчетностью.
Главная задача его руководства состоит в том, чтобы уметь вдохновить людей на выполнение опасных и трудных задач, требующих от каждого нечеловеческих усилий, другими словами, возглавить работу по выявлению наиболее засекреченных и тщательно охраняемых государственных тайн страны пребывания, а также сведений, которые нельзя получить с помощью подслушивающей аппаратуры или во время официальных дипломатических приемов, в библиотеке или с помощью прессы и которые можно добыть только через завербованных, идейно преданных источников или посредством различных технических методов получения информации.
Основная деятельность резидента ЦРУ заключается в сборе и анализе информации, свидетельствующей о намерениях той или иной страны причинить ущерб либо каким-либо другим образом отрицательно сказаться на наших интересах в важных районах, либо даже угрожать безопасности США.
Доступ к такой информации имеет ограниченный круг лиц, и, следовательно, если секретные сведения и фиксируются на бумаге или на магнитной ленте, то они хранятся в наиболее скрытых и тщательно охраняемых тайниках противника. Поэтому резидент должен всегда идти на риск. Это требует постоянной, иногда сверхчеловеческой бдительности...
Лучшие резиденты ЦРУ имеют многолетний опыт оперативной работы".
Следует отметить, что работа СССР и Москве считалась в ЦРУ не только наиболее ответственной, требовавшей самого высокого уровня подготовки и оперативного мастерства разведчиков, но и наиболее сложной и опасной вследствие эффективной работы советской контрразведки.
Однако далеко не всегда разработанные КГБ при СМ СССР предложения находили поддержку у членов Президиума ЦК КПСС.
Как информировал ЦК КПСС (Н.С. Хрущева) в июне 1957 г. председатель КГБ И.А. Серов, "За последние три года органами госбезопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникавших нелегальным путем (морем, воздухом, через сухопутные границы), у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты. По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности".
Здесь будет уместным привести фрагменты выступления заместителя директора ЦРУ Дэвида Коэна перед старшекурсниками Корнелльского университета (Итака, штат Нью-Йорк) в начале сентября 2015 г. В нем он подчеркивал, что агентурная разведка "всегда была сердцем деятельности ЦРУ. Технические средства разведки не являются столь же эффективными, поскольку они не в состоянии предугадать намерения человека или правительств".
Если смотреть в будущее, - констатировал Дэвид Коэн, - то остается мало сомнений в том, что агентурная разведка будет продолжать играть главную роль в раскрытии планов, мотивов действий, намерений и возможностей растущего множества наших государственных и негосударственных противников. На самом деле значение агентурной разведки в процессе сбора разведывательных данных различными методами будет только расти [25].
Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза, говорилось далее в цитировавшейся записке Председателя КГБ в ЦК КПСС, "вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций.
В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности.
С тем, чтобы сорвать разведывательные планы противника, органы госбезопасности принимают необходимые меры к пресечению шпионской деятельности вражеских разведчиков, а также к выдворению из СССР дипломатов-разведчиков" [26].
В той же записке в ЦК КПСС И.А. Серов отмечал: "В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т.н. "Национальный трудовой союз" (НТС), "Организацию украинских националистов" (ОУН) и другие антисоветские организации.
Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. долларов для подрывной деятельности против социалистических стран...
Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья.
Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве.
В условиях обострения международной обстановки и разгула реакции в странах империализма, оживления антинародной деятельности контрреволюционных элементов в некоторых странах народной демократии, капиталистические разведки усилили враждебную деятельность против Советского Союза, широко используя в этих целях все имеющиеся у них возможности, в том числе и разного рода шпионско-эмигрантские центры...
Враждебные действия и враждебная пропаганда разведок капиталистических государств вызвали надежду на восстановление капиталистического строя у скрытых врагов социализма, которые после венгерских событий несколько оживились и активизировали свою деятельность... ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти...
Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и, в соответствии с законами советской власти, своевременно пресекают их преступные действия" [27].
Может показаться парадоксальным, что, как отмечал публикатор мемуаров Серова А.Е. Хинштейн, "именно в период "Оттепели" масштаб политических репрессий последовательно нарастал: только в 1957 - 1958 гг. "за антисоветскую агитацию и пропаганду" было осуждено 3 380 человек" [28].
Однако, согласно справке 5-го управления КГБ СССР от 4 марта 1988 г., за антисоветскую агитацию и пропаганду в 1956 - 1958 гг. было осуждено 3 764 человека. Для сравнения отметим, что при председателе КГБ СССР А.Н. Шелепине (1959 - 1961 гг.) за эти же преступления были осуждены 1 119 человек, при В.Е. Семичастном (1962 - 1967 гг.) - 913 человек. При Ю.В. Андропове (1967 - 1982 гг.) были осуждены по статьям 70 и 190.1 УК РСФСР были осуждены 1 353 человека [29].
Следует отметить, что еще в 1955 г. авторы Большой Советской энциклопедии в статье "Агентурная разведка" подчеркивали: "Наряду со шпионажем А.[гентурная].р[азведка]. капиталистических государств занимается также экономической, политической и идеологической диверсией" (Т. 1, сс. 291-292).
Заместитель директора ЦРУ Рэй Клайн впоследствии признавал: "Ученым известно, что судьбы народов формируются комплексом трудно улавливаемых социальных, психологических и бюрократических сил. Обычные люди, чья жизнь - к худу ли, к добру ли - зависит от игры этих сил, редко понимают это, разве что смутно и весьма поверхностно. Одной из таких сил - с начала 40-х годов, стала разведка". В декабре 1947 г., признавался он, "Совет национальной безопасности возложил на ЦРУ проведение тайных операций и акций психологической войны, хотя этой задачи не было указано в законе о его образовании, принятом двумя месяцами ранее" [30].
Однако сегодня, с учетом многих ставших достоянием гласности фактов, событий и обстоятельств, вряд ли можно говорить о том, что степень реальности и масштабности угрозы разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, направленной против Советского Союза, его национальных интересов, были адекватно восприняты и оценены тогдашним руководством страны. Даже несмотря на явные успехи и достижения КГБ СССР в противоборстве с нею.
И.А. Серову, о чем, в частности, свидетельствуют и его мемуары, не хватало авторитета и интеллекта, чтобы убедить членов Президиума ЦК КПСС задуматься как о смысле, назначении и стратегии как "холодной войны" против нашей страны, так и об адекватных мерах противодействия враждебным замыслам против нашей страны. Его преемникам на посту Председателя КГБ при СМ СССР А.Н. Шелепину и В.Е. Семичастному эти качества были присущи еще в меньшей степени.
Объективности ради, нельзя не сказать и о том, что нечто подобное повторилось в нашей истории и на рубеже 1990-х годов прошлого века, горькие плоды чего мы пожинаем и поныне.
Вспоминая о чрезвычайно важном для него решении Президиума ЦК КПСС 3 декабря 1958 г., где был решен вопрос о его переводе в ГРУ, Серов цитирует слова Н.С. Хрущева: "Претензий у Президиума к товарищу Серову никаких нет, работал хорошо и я об этом ему сказал. Мы ему сохраним оклад и все, чем он пользовался..." [31].
В целом, подводя итоги деятельности И.А. Серова на посту председателя КГБ при СМ СССР, на наш взгляд, следует отметить, что в эти годы происходит формирование КГБ как современной высоко эффективной спецслужбы, способной противостоять разведывательно-подрывной деятельности США и их союзников. Но заслуга в этом принадлежит далеко не только Серову, но и сплоченному коллективу профессионалов, беззаветно преданных делу защиты Родины.
Почему же во второй половине ХХ века КГБ СССР считался - и вполне заслуженно считался!, - одной из сильнейших спецслужб мира?
Основная причина этого заключена, на наш взгляд, в его структуре и функциях, объединявших многие направления обеспечения безопасности страны - разведку, контрразведку, военную контрразведку, борьбу с терроризмом, диверсиями и вредительством, охрану государственных тайн и государственных границ СССР, раскрытие и расследование преступных посягательств, что создавало организационные, функциональные и управленческие предпосылки для достижения максимального аккумулирующего результата, вследствие известного синергетического эффекта.
25 декабря 1958 г. новым председателем КГБ при СМ СССР, вместо назначенного начальником Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба Серова, стал Александр Николаевич Шелепин.
Ему было 39 лет, что, безусловно, не является недостатком, но только в том случае, если возраст сочетается с личными интеллектуальными и организаторскими достоинствами, профессиональным и жизненным опытом. А Шелепин вряд ли обладал этим необходимым для утверждения авторитета руководителя набором качеств: до этого дня он 18 лет он проработал на различных аппаратных должностях в комсомоле, в том числе с 1949 г. - вторым секретарем Центрального комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического Союза молодежи, с 1952 г. - первым секретарем ЦК ВЛКСМ. И лишь полгода - с апреля по декабрь 1958 г. он занимал должность заведующего отделом ЦК КПСС по союзным республикам.
Его жизненный опыт и особенности служебной карьеры, предполагали в большей мере не проявление самостоятельности мышления и действий, инициативы и творчества, а лишь умение организовывать исполнение полученных указаний. Но это и учитывалось Хрущевым при выборе кандидатуры руководителя органов госбезопасности, на посту которого он хотел иметь функционера, безропотно выполняющего любые партийные решения. Что и определило "стиль" работы нового председателя, даже не стремившегося глубоко вникать в суть важнейшей функции государственного управления. Так что вряд ли можно говорить об обоснованной целесообразности подобного кадрового решения, однако оно создавало иллюзию полного "партийного контроля" над "госбезопасностью".
В день назначения А.Н. Шелепина Председателем КГБ при СМ СССР, 25 декабря 1958 г. произошло еще одно событие, имевшее важнейное значение для функционирования этого ведомства: Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.
Первый из названных документов, ставших основой для разработки новых уголовных и уголовно-процессуальных кодексов союзных республик СССР, вводил понятие и систему особо опасных и иных государственных преступлений. Статья 28 Основ уголовного судопроизводства СССР определяла подследственность уголовных дел по особо опасным и иным государственным преступлениям следственным подразделениям КГБ СССР. Непосредственно компетенция КГБ в сфере правоприменения определялась уголовными и уголовно-процессуальными кодексами союзных республик СССР, (новые Уголовные кодексы были введены в действие с 1 января 1961 г.). В соответствии со статьей 126 УПК РСФСР 1960 г. к компетенции (подследственности) органов КГБ были отнесены 18 составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РСФСР. В том числе: измена Родине (статья 64 УК РСФСР), шпионаж (ст. 65), террористический акт (статьи 66 и 67), диверсия (ст. 68), антисоветская агитация и пропаганда (ст. 70), организационная антисоветская деятельность (ст. 72), вредительство (ст. 73), разглашение государственной тайны (ст. 75) и утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.76), контрабанда (ст.78) массовые беспорядки (ст.79), незаконный переход государственной границы (ст. 83), незаконные валютные операции (ст. 88). И еще по 15 составам преступлений была предусмотрена альтернативная подследственность совместно с органами прокуратуры.
Еще одной чрезвычайно важной новацией для деятельности органов государственной безопасности стало утверждение 9 января 1959 г. Советом министров и ЦК КПСС Положения о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах, ставшее основным нормативно-правовым документом до принятия 16 мая 1991 г. закона "Об органах государственной безопасности СССР".
Данное Положение, имевшее гриф "Совершенно секретно", в частности, гласило:
"1. Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органы на местах являются политическими органами, осуществляющими мероприятия Центрального Комитета партии и Правительства по защите Социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР. Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства....
3. Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитета КПСС.
Комитет госбезопасности при СМ СССР несет ответственность за обеспечение государственной безопасности в стране и систематически отчитывается о всей проводимой им работе перед ЦК КПСС и Советом Министров СССР, а местные органы КГБ - соответственно перед ЦК компартий союзных республик, крайкомами, обкомами, горкомами, райкомами партии и Комитетом госбезопасности при Совете Министров СССР.
...5. Комитет государственной безопасности возглавляет председатель, который утверждается ЦК КПСС и назначается Президиумом Верховного Совета СССР. Заместители председателя Комитета утверждаются ЦК КПСС и назначаются Советом Министров Союза ССР.
6. Председатель Комитета, заместители председателя в пределах своей компетенции издают приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР...
7. На Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его местные органы возлагаются:
а) разведывательная работа в капиталистических странах;
б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведывательных органов, зарубежных антисоветских центров и с их агентурой внутри страны;
в) борьба с вражеской деятельностью антисоветских и националистических элементов внутри СССР;
г) контрразведывательная работа в Советской Армии, ВМФ, ГВФ, в пограничных войсках и войсках МВД с целью предупреждения проникновения в их ряды агентуры иностранных разведок и иных вражеских элементов;
д) контрразведывательная работа на специальных объектах, особо важных объектах промышленности и на транспорте;