Конец 80-х годов прошлого века вошел в историю нашей страны под названием "перестройки". Объективно эти годы стали последними годами существования Советского Союза, а также Комитета государственной безопасности СССР.
В статье в главном теоретическом органе ЦК КПСС журнале "Коммунист" (N 9) в июне 1985г. бывший в то время председателем КГБ СССР В.М.Чебриков подчеркивал, что "острие деятельности органов госбезопасности направлено против внешней опасности, против враждебных планов и замыслов империализма, разведывательно-подрывных акций его специальных служб и зарубежных антисоветских центров"[1].
Касаясь непосредственных условий политической обстановки и работы КГБ его председатель отмечал, что "активизируя разведывательно-подрывную деятельность своих спецслужб против стран социализма, всех прогрессивных сил, империалистические государства стремятся придать ей тотальный характер. В этих целях они используют разнообразные методы, весь арсенал средств "тайной войны", начиная с прикрытых "фиговым листком" филантропии... и кончая откровенно диверсионными с широким участием платных наемных убийц, проведением политики государственного терроризма".
Теперь, с учетом информации, ставшей доступной в последние годы о содержании и характере деятельности зарубежных спецслужб против СССР и Демократической Республики Афганистан (ДРА) в частности, становится понятным, что слова председателя КГБ отражали суровую реальность глобального геополитического противоборства, навязанного нашей стране ее политическими противниками. И эти мои слова нельзя расценивать как "не политкоректные", ибо администрация США Р.Рейгана официциально сформулировала своей целью "сокрушение "империи зла", как именовался Советский Союз и его союзники.
В силу целого ряда причин, в том числе и не без дезинформационно-пропагандистского участия зарубежных центров, в советском обществе в то время сложилось далеко не адекватное представление об истории, назначении и деятельности отечественных органов государственной безопасности.
Этим обстоятельством не преминули воспользоваться и зарубежные пропагандистские центры, преследуя цель максимального ослабления отечественных органов безопасности, призванных отстаивать и защищать национальные интересы.
В ходе развернувшейся с 1987 г. пропагандистской кампании органы КГБ сознательно с целями дискредитации и компрометации отождествлялись со своими предшественниками - НКВД и МГБ, политическая и правовая оценка деятельности которых была уже давно дана[2].
В то же время в информационной атаке на КГБ явно игнорировались все правовые нормы, регламентировавшие его деятельность, грубо и целенаправленно искажались факты, возрождались и создавались новые пропагандистские мифы, призванные дискредитировать деятельность чекистов.
Начало этой ныне забытой странице эпохи перестройки положила крупная информационно-пропагандистская кампания, задуманная и направлявшаяся с Запада, сущность и содержание которой в полной мере раскрывает лозунг, под которым она проводилась: "Превратим год празднования 70-летия Октябрьской революции в год 50-летия "большого террора" 1937 года!".
В ходе нее активно использовались опубликованные за границей материалы, в том числе и перебежчиков из КГБ и ГРУ (Г.Агабекова, О.Гордиевского, В.Резуна и др.), а также известного тесными связями с ФБР США издателя "Ридерз дайжеста" Джона Д.Баррона, выпустившего в 1974 г. книгу "КГБ: секретная работа секретных советских агентов" (в России издана в начале 90-х годов).
Следует однако подчеркнуть, что книга Д.Баррона являлась зеркальным отображением работы известного историка из ГДР Юлиуса Мадера "Whо is Whо in CIA?" ("Кто есть кто в ЦРУ?"), изданной более чем на десять лет ранее,
хорошо известной на Западе, но не публиковавшейся в Советском Союзе.
Тогда же известность в нашей стране получила книга Роберта Конквеста "Большой террор", появившаяся на западе в конце 70-х годов и переизданная в России десятилетие спустя.
Именно эти весьма фундаментальные работы стали основой для многочисленных публикаций в отечественной прессе, "разоблачавших происки госбезопасности".
Кардинальное изменение информационной политики и информационной ситуации в стране началось после Октябрьского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором генеральный секретарь ЦК М.С.Горбачев выступил с докладом "Великий Октябрь и перестройка: Революция продолжается", в котором призвал "ликвидировать "белые пятна" в отечественной истории.
Как юрист и историк, я безусловно согласен с необходимостью правдивого,объективного освещения исторического прошлого страны, каким бы трагическим и драматичным оно ни было. Но именно объективного, категорически против создания и внедрения в общественное сознание новой "исторической" мифологии. То есть того именно процесса, который начал стремительно развиваться в нашей стране в последующие месяцы и годы.
В этой связи приведем еще одно, крайне важное, на наш взгляд, авторитетное свидетельство. Авторы "Краткой хроники основных событий России ХХ века" отмечали чрезвычайно любопытное, но широко неизвестное обстоятельство:
8 января 1988 г. на встрече с руководителями СМИ, идеологических учреждений и творческих союзов М.С.Горбачев призвал их "выбрать между "левыми" и "правыми", между "нетерпеливыми" и "консерваторами"[3].
Этот не привлекший внимания исследователей факт, по нашему мнению, свидетельствует о том, что уже в то время в близком окружении Горбачева уже
сформировалась иная концепция и программа продолжения "перестройки", о которой пока еще не говорилось открыто. По своему содержанию она напоминала известный призыв Мао-Цзедуна периода "великой культурной" революции: "открыть огонь по штабам!".
Для правильного понимания масштабов и интенсивности проводившейся информационно-пропагандистской кампании, направленной на дискредитацию органов КГБ, необходимо отметить и тот факт, что в тот период времени значительно возросли тиражи и популярность так называемых "центральных", издававшихся в Москве, газет и журналов, которые распространялись по всей стране, в связи с чем их возможности по оказанию заданного эмоционально-психологического воздействия на читательскую аудиторию также существенно возросли. Тоже касается и передач радио и телевидения.
Чтобы не быть голословным, приведем пример "профессионального становления" одного из "независимых экспертов" по отечественным спецслужбам.
После опубликования на рубеже 90-х годов в "Московских новостях" серии статей о КГБ, основанных на упомянутой книге Дж.Баррона, корреспондент Е.М. Альбац была приглашена на шестимесячную стажировку в США одним из влиятельных изданий этой страны. А вернулась она оттуда уже со статусом "эксперта" по вопросам деятельности советских спецслужб.
О своем негативном отношении к органам государственной безопасности, а также ко всему комплексу проблем обеспечения национальной безопасности, откровенно писали впоследствии многие активные деятели периода перестройки. Так К.Н. Боровой в своей книге "Путь к свободе" прямо указывал, что "нашей целью была ликвидация КГБ".
Эту политическую установку впоследствии реализовал В.В.Бакатин, в своих мемуарах "Избавление от КГБ" признававший, что целью его деятельности являлось "изживание чекизма".
Необходимо отметить, что направляя удар в первую очередь против некоторых сторон деятельности исторических предшественников КГБ, все эти "разоблачители" в действительности наносили удар не только по государственной, но и по национальной безопасности страны, национальным интересам Советского Союза, Российской Федерации.
Что со всей очевидностью непредвзятым людям станет понятно через несколько лет. Как отмечал по этому поводу известный философ А.А.Зиновьев, "они целились в коммунизм, а попали в Россию".
Говоря об "информационно-пропагандистской атаке на госбезопасность", нельзя не упомянуть и о провокаторской роли некоторых отщепенцев из КГБ, главное место среди которых, бесспорно, принадлежит разжалованному генералу О.Д. Калугину.
Вот что о нем писали американские авторы Норман Полмер и Томас Б. Аллен: в 1988-1989 годы, выйдя в отставку, "он на всю страну клеймил КГБ как "сталинистскую организацию". В сентябре 1990 г. Калугин избирается в парламент депутатом от Краснодарского края.... После провала переворота (21 августа 1991 г. - О.Х.), Калугин стал советником у председателя КГБ В.Бакатина.... Получив, наконец, полную возможность открыто высказывать свое мнение, Калугин заявил, что в будущем КГБ не будет брать на себя "политических" функций. До сих пор Калугин упорно продолжает выступать (как в России, так и в Соединенных Штатах), за более строгий контроль за российскими спецслужбами". В 1992 г., получив вид на жительство в США, Калугин опубликовал свою очередную книгу "Сжигая мосты"[4].
Однако, как бы не показалось это парадоксальным, ныне этот экс-генерал КГБ активно подвязался на ниве воспитания "американского патриотизма", выполняя ту же функцию, что в 60-е годы прошлого века выполнял другой перебежчик из КГБ майор А.Голицин.
Калугин активно выступает в мероприятиях проводимой ежегодно с 1986 г. "недели национальной разведки", служащей делу воспитания у населения уважения к отечественным спецслужбам и привлечения его к оказанию им помощи. Эти мероприятия, по мнению администрации, нужны для того, чтобы "американский народ осознал, что разведка действует на передовой линии обороны США и что эффективность разведывательных возможностей страны составляет жизненно важный ресурс безопасности и процветания Соединенных Штатов".
Раздававшиеся в то время трезвые голоса тонули в мощном пропагандистском хоре атаки на органы госбезопасности.
Практически не услышанными остались и слова известного "диссидента" и правозащитника А.Д. Сахарова о том, что при всей неоднозначности роли органов госбезопасности в истории нашего государства, "именно КГБ оказался, благодаря своей элитарности, почти единственной силой, не затронутой коррупцией и поэтому противостоящей мафии"[5].
... В 1989 году автору этих строк довелось принять участие в проведении контент-анализа ряда публикаций центральных и региональных изданий - всего около 900 статей, по вопросам освещения деятельности органов госбезопасности на различных этапах их существования. По принятой в такого рода исследованиях классификации, около 70% анализировавшихся публикаций имели ярко выраженный негативный, "разоблачительный" характер в отношении деятельности органов госбезопасности, причем в основном они касались периода 30-х - 50-х годов. 20% составляли "нейтральные" публикации и около 10% - "позитивные" материалы о современной деятельности органов КГБ. Последние, как правило, были подготовлены при участии подразделений общественных связей органов КГБ СССР.
Естественно, что подобные диспропорции в информационном потоке, в сочетании с его интенсивностью и тиражами, не могли не сказываться на формировавшихся у читательской аудитории представлениях и отношении к органам КГБ, на чем подробнее мы остановимся далее.
Чтобы предоставить читателям возможность самостоятельно судить о смысле, содержании и назначении кампании по дискредитации органов госбезопасности СССР, обратим внимание также на информирование общественности о деятельности КГБ СССР.
Этот аспект их деятельности стал особенно актуальным в рассматриваемый нами период времени.
Во исполнение решения Коллегии КГБ от 21 апреля 1989 г. "О развитии гласности в деятельности органов и войск КГБ СССР" руководители и сотрудники комитета активно встречались с представителями СМИ, трудовыми коллективами, отвечали в печати и прямых эфирах радио и телевидения на многочисленные вопросы различных аудиторий.
Проведенный нами контент-анализ выступлений руководителей КГБ СССР в 1988-1991годы показывает, что основными вопросами, вызывавшими наибольший общественный интерес, являлись (по мере сокращения частоты их появления в вопросах корреспондентов СМИ):
- цели и задачи, правовое регулирование деятельности органов госбезопасности;
- проблемы политических репрессий 20-х - 50-х годов и реабилитации их жертв, гарантий от произвола и защиты прав граждан;
- соблюдение законности и контроль за деятельностью КГБ;
- перестройка и демократизация в деятельности КГБ;
- проблемы борьбы с преступностью, прежде всего - организованной;
- бюджета и численности личного состава органов КГБ.
Сразу оговоримся, что председатель КГБ Крючков неоднократно разъяснял в своих публичных выступлениях и интервью, что, в соответствии с законом о гостайне, данные о штате и бюджете Комитета являются секретной информации и могут быть оглашены только при наличии соответствующего решения Верховного Совета СССР.
В процессе общения с журналистами, руководством органов КГБ также, ввиду их актуальности и политической значимости, инициативно поднимались вопросы:
- расширения гласности и проблемы объективного информирования населения о деятельности органов госбезопасности;
- привлечения населения к более активному участию в борьбе с преступными проявлениями;
- расширения угроз терроризма, незаконного оборота наркотиков и распространения радиоактивных материалов.
Как позднее подчеркивал в одном из своих интервью председатель КГБ СССР В.А.Крючков, в свете политики перестройки органы госбезопасности "нацелены на расширение демократии и гласности в работе, укрепление правовых основ чекистской деятельности, усиление борьбы с организованной преступностью, дальнейшее укрепление связи с трудящимися, депутатским корпусом. Необходимость нашей работы должна быть понятна всем советским людям - ведь у Комитета госбезопасности нет других интересов, кроме интересов советского народа" ("Литературная газета", 1990, 3 января).
Несколько нарушая хронологический порядок событий отметим, что для объективного информирования по всему комплексу проблем обеспечения национальной безопасности, прежде всего - народных депутатов СССР, был подготовлен специальный сборник "КГБ лицом к народу" [6]. В дальнейшем планировалось также его издание массовым тиражом (последнему проэкту, к сожалению, осуществиться было не суждено).
Вследствие своего малого тиража в 1 тысячу экземпляров, а также адресного характера издания, этот сборник, ставший библиографическим раритетом, и ныне является для историков ценнейшим источником информации о деятельности органов КГБ СССР в 1985 - 1989 годы.
Несколько позже, 22 апреля 1990 г. в структуре КГБ СССР на правах самостоятельного управления был образован Центр общественных связей (ЦОС), на который возлагалось решение задач "по развитию связей с трудовыми коллективами, общественными организациями и средствами массовой информации[7].
Важной вехой в реализации планов перестройки всей системы государственного управления в стране, а также перестройки в деятельности КГБ СССР стало выступление в начале июля 1989 г. В.А.Крючкова на заседании Верховного Совета СССР с докладом об основных направлениях и задачах деятельности органов госбезопасности.
Следует подчеркнуть, что на этом заседании Верховного Совета (ВС)СССР решался вопрос о назначении председателя КГБ СССР. Ранее, в октябре 1988 г., Крючков был назначен на эту должность совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР. Таким образом его выступление стало также своеобразным отчетом о работе КГБ перед высшим законодательным органом страны. Несколько ранее Крючков выступал перед членами Комитета по вопросам обороны и государственной безопасности ВС СССР - нового органа в структуре парламента и органов государственной власти и его кандидатура на пост председателя КГБ была предложена этим комитетом.
Одновременно выступление В.А.Крючкова на заседании Верховного Совета транслировалось по Центральному телевидению, вследствие чего с ним могла познакомиться многомиллионная зрительская и читательская аудитория[8].
В докладе Верховному Совету СССР Крючков охарактеризовал и работу внешней разведки КГБ: "главнейшая задача разведывательной деятельности - всячески содействовать обеспечению мира, укреплению безопасности Советского государства, его внешнеполитических позиций и интересов".
Несколько позднее, конкретизируя деятельность ПГУ, председатель КГБ в интервью корреспонденту еженедельника "Новое время" отмечал:
"Сам факт того, что мы участвуем в разработке отдельных внешнеполитических проблем, требует от нас ответственности, говорит о том, что с нами считаются. А вообще должен сказать, что нет такой страны, где бы с разведкой не считались. Иногда мы выступаем инициаторами тех или иных шагов в сфере внешней политики. Однако, на мой взгляд, в этой области у нас одна организация - законодательница мод - Министерство иностранных дел ...
Задача разведки - обеспечить руководителей страны объективной информацией для того, чтобы они могли принять оптимальное решение" ("Новое время", 1989, N 32).
В другом интервью, касаясь вопроса о деятельности внешней разведки, подчеркивалось, что ее задачей является содействие претворению в жизнь внешнеполитического курса руководства страны. В то же время, "получение объективной информации, точное знание положения дел в мире, планов и устремлений западных стран по отношению к Советскому Союзу, владение информацией - это долг чекистов, долг органов госбезопасности" ("Правительственный вестник", 1989, NN 14-15).
В выступлении на заседании Верховного Совета 14 июля 1989 г. В.А.Крючков подчеркивал, что "одним из главных направлений деятельности органов госбезопасности является контрразведка, то есть защита наших интересов, секретов". А позднее, отвечая на многочисленные вопросы депутатов - всего в ходе заседания ему было задано 96 вопросов, - добавил:
- То, что происходит в нашей стране, интересует, и весьма, специальные службы западных стран, некоторых других стран, и особенно всякого рода организации, которые часто занимают антисоциалистические, антисоветские позиции. Мы это чувствуем по пропаганде, по приезду сюда их эмиссаров, по той литературе, которую они привозят сюда. Есть еще одно направление, так называемое исламское фундаменталистское. Это очень опасная вещь, учитывая фанатичность и неразборчивость в методах и средствах. Думается, что это вопрос органов госбезопасности, и правовых органов, и наших организаций, занимающихся пропагандистской работой...
Конечно, на той стороне не бездействуют, они пытаются активно влиять на положение дел в нашей стране. Но, товарищи, давайте искать причины прежде всего в своем родном доме, у себя. Искать причины в себе, где мы когда-то неправильно поступили... Я как председатель КГБ, как бывший начальник разведки могу сказать, что там не бездействуют. Мы это видим. Им представляется, что Советский Союз, когда он выглядит как мощный фактор, это одна ситуация, невыгодная для них. И Советский Союз как фактор ослабленный - это другая ситуация, выгодная для них. Хотя и там находятся трезвые люди, которые понимают, что это совсем далеко не так".
Как показали события последующих лет, эти слова оказались пророческими в полном смысле этого слова.
Именно поступившие в ходе заседания Верховного Совета вопросы В.А.Крючкову, напомним, что только письменных вопросов было 96, объективно исключавшие возможность обстоятельного ответа на каждый из них, выявившие фокус общественного интереса к деятельности КГБ СССР, породили идею создания ранее упоминавшегося сборника "КГБ лицом к народу".
Несколько позже в одном из своих интервью Крючков уточнял, что КГБ "должен получать и доводить (до руководящих инстанций - О.Х.), объективную информацию, подчеркиваю - объективную, по возможности упреждающую" ("Новое время", 1989, N 32).
Хорошо понятно, что добиться получения именно упреждающей информации бывало не всегда возможным. Поскольку КГБ, как и любая другая спецслужба мира, работал в условиях противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводящим специальные дезинформационные и отвлекающие кампании.
Этими обстоятельствами и объясняются бывающие неудачи и провалы в деятельности спецслужб, в том числе и КГБ СССР.
На том знаковом заседании ВС СССР в июле 1989 г. Крючковым было также заявлено, что КГБ ведет борьбу с терроризмом, в том числе и международным. Хотя, до середины 90-х годов тема эта казалась неактуальной не только для широкой аудитории, но и некоторым политическим деятелям той эпохи.
Но чекисты уже тогда реально осознали, почувствовали эту угрозу и деятельно готовились к ее отражению, и не их вина, что менее чем через 20 месяцев КГБ падет жертвой политических интриг и противоборств. А еще их жертвой станут безопасность и население нашей Родины.
По вопросу сущности и содержания перестройки в деятельности органов госбезопасности председатель КГБ В.А.Крючков пояснял: "Мы считаем, что должны быть сформулированы и претворяться в жизнь качественно новые принципы соотношения государства и безопасности. Не интересы общества и государства должны приспосабливаться к деятельности органов госбезопасности и их специальных служб, а наоборот, органы КГБ и их службы должны неукоснительно подчиняться интересам общества и государства, исходить из них".
В ходе ответов на многочисленные вопросы депутатов, Крючков пояснил, что сфера деятельности органов госбезопасности определяется, в частности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик - статьей 126 УПК РСФСР 1960 г. и соответствующими статьями уголовно-процессуальных кодексов союзных республик СССР.
В соответствии с этой статьей УПК РСФСР к подследственности органов КГБ были отнесены 18 составов особо опасных и иных государственных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РСФСР 1960 г., и еще по 15 составам преступлений была предусмотрена альтернативная подследственность совместно с органами прокуратуры.
Также Крючковым подчеркивалось, что с момента образования КГБ при СМ СССР контроль за его деятельностью осуществлялся ЦК КПСС (в частности, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение), Советом министров и Генеральной прокуратурой СССР, а также некоторыми другими государственными органами, например, министерством финансов.
Сразу же подчеркнем, что, в связи с реорганизацией всей системы государственного управления в СССР в 1989 г., право контроля за деятельностью КГБ было предоставлено также Верховному совету СССР как непосредственно, так и через его Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности, а также Комитету конституционного надзора, что представляло собой чрезвычайно важные новеллы правового характера.
По вопросу об участии органов КГБ в работе по реабилитации жертв сталинских репрессий было отмечено, что эта работа "означает необходимость и даже потребность нового поколения чекистов, не причастных к трагическому периоду прошлого, пройти через боль злодеяний и утрат, понесенных народом, да и самими органами госбезопасности, политически и эмоционально пережить боль, чтобы никогда и ничего подобного не допустить в будущем".
Следует также отметить, что ввиду большой общественной, правовой, политической и исторической значимости вопроса о незаконных массовых репрессиях 28 сентября 1987 г. была образована специальная Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-х - 40-х и начала 50-х годов.
Только в 1988 г. органами КГБ было рассмотрено более 10 тысяч заявлений граждан о реабилитации и судьбах репрессированных родственников, а в первом квартале следующего года было рассмотрено уже свыше 12 тысяч подобных заявлений.
На основании изучения архивных документов КГБ выступил с инициативой принять специальный указ Президиума Верховного Совета СССР об отмене решений несудебных инстанций - "двоек", "троек", Особых совещаний при наркомах НКВД, который и был принят 16 января 1989 г.
При этом действие указа не распространялось на изменников Родины, фашистских карателей, участников бандформирований и их пособников, лиц, совершивших умышленное убийство и иные уголовные преступления.
В соответствии с Указом "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-х - 40-х и начала 50-х годов" были отменены решения несудебных органов ОГПУ-НКВД в отношении 29 111 человек.
Всего же в 1988-1991 годах честное имя было возвращено 1 060 тысячам человек, причем пересмотру подлежали все уголовные и следственные дела, вне зависимости от наличия заявлений и обращений граждан. В то же время только в 1988-1989 гг. в реабилитации было отказано 8 378 гражданам.
А всего с 1954 по 1991 г. в СССР были реабилитированы 1 миллион 967 тысяч человек, ранее осужденных за "контрреволюционные" и государственные преступления. По-видимому, эта цифра останется окончательной. Если, конечно, не считать участников подпольных бандформирований и бывших фашистских пособников, реабилитированных новыми органами юстиции бывших союзных республик СССР в 1993-1994 годы.
Завершая тему репрессий в истории нашей страны, приведем еще и такой исторический факт.
Выступая 4 ноября 1993 г. на исторической конференции на тему "Что это было?", приуроченной к годовщине Октябрьской революции, академик П.В.Волобуев, отвечая на выпады оппонентов Советской власти заявил:
- Вы, господа, рукоплескавшие расстрелу Верховного Совета РСФСР 4 октября 1993 г., не имеете морального права рассуждать о репрессиях сталинского периода трагической истории нашей страны!...
После этих слов известного историка в зале воцарилась звенящая тишина, внезапно взорванная аплодисментами. Конечно, аплодировали далеко не все, но и реплик возмущения не было.
Выступая в июле 1989 г. в Верховном Совете СССР председатель КГБ подчеркивал, что важнейшей гарантией от произвола, нарушения законных прав и интересов граждан, должна являться "...реализация принципов демократии и гласности во всей деятельности органов госбезопасности. Советские люди вправе знать о деятельности, характере работы органов КГБ. В этом заинтересованы и сами органы, поскольку это поможет формированию объективного представления об органах государственной безопасности, их долге, обязанностях и правах.
Важно сделать постоянными и эффективными связи органов госбезопасности с общественностью, трудовыми коллективами. В этом случае можно рассчитывать на поддержку трудящихся в решении задач обеспечения государственной безопасности... Это можно сделать только вместе с народом, повседневно опираясь на общественность...".
В этом же выступлении В.А.Крючков коснулся и объективных и субъективных трудностей, указал недостатки и недоработки в деятельности органов КГБ в меняющихся условиях: "мы нередко не даем вовремя достаточно острой принципиальной оценки назревающим тяжелым ситуациям, не проявляем принципиальности и настойчивости в постановке вопросов перед местными, да и центральными органами власти. Сказываются и чисто психологический барьер, робость, вызванная целым рядом политических, социальных событий и обстоятельств... неумением разглядеть в бурно развивающихся в целом конструктивных процессах негативные, настораживающие моменты. Особенно непросто приходится в случаях, когда речь идет о конфликтных ситуациях на межнациональной основе при возникновении массовых беспорядков".
Следует отметить, что именно в конце 80-х годов в целом ряде регионов СССР возникали массовые беспорядки, в том числе с применением оружия. И именно в этих, вовремя не разрешенных конфликтах, коренятся причины многих кровопролитных столкновений 1991-1994 годов, принимавших уже форму вооруженных конфликтов немеждународного характера (внутренних вооруженных конфликтов, по международно принятой терминологии), в новых независимых государствах - бывших Союзных республиках СССР.
Немало вопросов руководителям КГБ задавалось по поводу 5-го управления.
Характеризуя деятельность 5 управления, председатель КГБ СССР В.А.Крючков в интервью газете "Известия" 26 октября 1989 г. впервые официально признал, что органами госбезопасности в 70-е - 80-е годы было выявлено и профилактировано более 1500 лиц, вынашивавших террористические намерения.
Были в истории последних десятилетий СССР и отдельные факты терроризма, наиболее известным из которых является серия взрывов в Москве 8 января 1977 г., организованных группой С.Затикяна.
Однако еще имел место ряд взрывов, убийство в августе 1980 г. в поселке Чолпон-Ата председателя Совета министров Киргизии С.Ш.Ибраимова, которое также первоначально квалифицировалось как террористический акт.
В то же время, в связи с происходящими в стране изменениями, а также изменениями в уголовном законодательстве, летом 1989 г. было принято решение об упразднении 5-го управления и образовании Управления КГБ СССР по защите советского конституционного строя (Управления "З").
Законодательные изменения, в частности, касались диспозиции статьи 70 УК РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1989 г. правовая норма об уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду была упразднена. Вместо нее в этой же статье УК была установлена уголовная ответственность за призывы к насильственному изменению конституционного строя.
В записке председателя КГБ в ЦК КПСС в обоснование необходимости упразднения 5-го управления и создания нового подразделения от 4 августа 1989 г. подчеркивалось:
"В условиях революционного обновления советского общества, расширения демократизации и гласности, специальные службы капиталистических стран и связанные с ними зарубежные антисоветские центры и другие организации переводят свою подрывную деятельность против СССР на новую стратегическую и тактическую платформу.
По своим целям и формам она приобретает характер борьбы против конституционных основ Союза ССР.
Путем оживления национализма, шовинизма, клерикализма западные спецслужбы и антисоветские организации активно пытаются инспирировать очаги общественной напряженности, антисоветские проявления и массовые беспорядки, подстрекать враждебные элементы к действиям, направленным на насильственное свержение советской власти.
С особой настойчивостью они стремятся сформировать легальные и нелегальные группировки антиконституционной направленности, осуществлять непосредственное руководство ими, оказывать материальную и идейную поддержку, подстрекать к экстремистским акциям".
В то же время антисоциальные элементы, "используя некоторые из самодеятельных образований, вызванных к жизни политической активностью граждан, прикрываясь лозунгами демократизации, обновления советского общества, они в антиконституционных целях ведут работу по созданию оппозиционных КПСС структур, других организационных формирований. Особенно резко активизировалась их подрывная деятельность с использованием национализма и шовинизма. В ряде мест возникшие на этой основе группировки и движения открыто проповедуют насильственные методы изменения общественного и государственного строя СССР, организуют массовые беспорядки, совершают опасные экстремистские действия, террористические проявления, другие акты насилия против должностных лиц и граждан, в том числе с применением оружия.
Изложенные обстоятельства настоятельно требуют усиления работы по надлежащей защите конституционного строя союзного советского государства, ограждению советского общества от подрывной деятельности западных спецслужб, зарубежных антисоветских организаций и их единомышленников внутри страны....
В этой связи оперативную деятельность вновь создаваемого контрразведывательного управления имеется в виду сосредоточить на решении следующих основных задач:
- срыве замыслов специальных служб капиталистических стран по созданию и использованию в антиконституционных целях организационных антисоциалистических группирований;
- пресечении преступной деятельности антисоциалистических элементов, пытающихся насильственным путем свергнуть советскую власть;
- предупреждении и пресечении террористических акций;
- предотвращении и локализации массовых беспорядков и иных противозаконных групповых действий экстремистского характера;
- выявлении и нейтрализации антисоветских националистических проявлений".
Эта записка председателя КГБ 11 августа была рассмотрена Политбюро ЦК КПСС и по его итогам был одобрен проект соответствующего Постановления Совета министров СССР (N 634-143 от 13 августа 1989 г.). На этой правовой основе 29 августа был издан приказ председателя КГБ СССР N00124 об упразднении 5 управления и образовании управления "З".
Выступая в прямом эфире программы центрального телевидения "Личность и общество" 9 декабря 1989 г. заместитель председателя КГБ В.П.Пирожков прямо перечислил все задачи, поставленные перед управлением "З" КГБ СССР.
Как отмечал по этому поводу первый заместитель председателя КГБ СССР генерал Армии Ф.Д.Бобков, "может показаться странным, но органам госбезопасности действительно впервые за всю историю страны гласно и ясно поручена задача защиты конституционного строя" ("Родина", 1989, N 11).
Перечисляя задачи нового управления, Ф.Д.Бобков назвал также борьбу с организованной преступностью.
Ретроспективно оценивая деятельность Управления "З" КГБ с позиций сегодняшнего дня, следует объективно признать, что многие из поставленных перед ним задач оно не выполнило, в чем, однако, заключается вина не только его сотрудников и руководства, но и, прежде всего, политического руководства страны, проявлявшего непоследовательность и нерешительность как в защите Конституции страны, так и в претворении в жизнь собственной политической линии, что было порождено как отсутствием реальной продуманной концепции развития общественных отношений, так и все возраставшим давлением на него со стороны антисоветских и антиобщественных элементов, связанных, в частности, как с многочисленными антисоветскими центрами, так и организованной преступностью.
А вот как складывавшаяся в стране ситуация воспринималась и оценивалась в то время самим сотрудниками КГБ.
В обращении участников собрания представителей подразделений Центрального аппарата КГБ СССР к генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Верховного Совета СССР М.С.Горбачеву, Верховному Совету и народным депутатам СССР от 23 февраля 1990 г. в связи со складывающейся в стране общественно-политической обстановкой подчеркивалось:
"...В чекистских коллективах выражается недоумение по поводу того, что руководящие органы страны, располагая упреждающей информацией о назревающих негативных явлениях, явно запаздывают с принятием жизненно важных политических решений, проявляют медлительность и нерешительность, не используют силу действующих ныне законодательных актов. Затягивается принятие ряда важных для общества законов, в том числе по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью, о Комитете государственной безопасности СССР, о преступлениях против государства, о преступлениях против мира и безопасности человечества. Отсутствие этих законов лишает правовой основы борьбу с наиболее опасными формами организованной преступности, коррупцией, с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, не позволяет эффективно обеспечить безопасность государства и граждан....
Мы решительно заявляем, что нынешнее поколение сотрудников госбезопасности служит интересам своего народа и не имеет ничего общего с преступлениями времен сталинизма, безоговорочно, как все честные люди, их осуждает. Мы твердо стоим на позициях неукоснительного соблюдения закона, уважения к человеческой личности, торжества социальной справедливости.
Мы склоняем головы перед многочисленными жертвами репрессий, в том числе и среди чекистов.
В то же время мы отвергаем огульные, беспочвенные попытки противопоставить деятельность органов государственной безопасности интересам рабочего класса, трудового крестьянства, интеллигенции..."[9].
В своих последующих интервью представителям СМИ и иных публичных выступлениях, председатель КГБ уточнял характеристику целей и задач органов госбезопасности.
Говоря о приоритетах, основных направлениях и принципах перестройки в работе органов госбезопасности В.А.Крючков определил их как Закон, Правда и Гласность.
Первый из них понимался как совершенствование всей правовой базы как обеспечения безопасности страны, так и деятельности органов КГБ СССР.
И действительно, отсутствие законов о контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности делало ситуацию патовой, остро ставило вопрос о законодательных основах работы всех правоохранительных органов, включая и КГБ.
Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности ВС СССР, совместно с КГБ, Генеральной прокуратурой и другими государственными органами начал работу по подготовке проектов законов "О
государственной безопасности", "О преступлениях против государства", об органах КГБ.
При этом предполагалось, что в последнем будут раскрыты вопросы о принципах деятельности, задачах и функциях КГБ, месте Комитета в комплексной системе обеспечения государственной безопасности страны, поскольку в ее реализации участвовали и многие другие министерства и ведомства, отношениях с другими государственными структурами и общественными организациями, а также о правах и обязанностях их сотрудников, порядке обжалования тех или иных их действий.
Эти планы и были реализованы в законе "Об органах государственной безопасности в СССР", принятом Верховным Советом 16 мая 1991 г.
В то же время, не смотря на предпринимавшиеся шаги по расширению демократизации и гласности в деятельности органов госбезопасности, они оставались объектом яростных нападок во многих отечественных и зарубежных СМИ. По поводу этой целенаправленной пропагандистской кампании в одном из своих интервью председатель КГБ СССР отмечал, что "смысл всего этого ясен: вбить клин между народом и органами безопасности... Поэтому мы можем поставить риторический "вечный" вопрос: "Кому это выгодно?"[10].
В целях объективного информирования читателей о задачах и направлениях деятельности КГБ СССР приведем фрагменты отчета КГБ об итогах оперативно-служебной деятельности в 1989 г. Председателю Верховного Совета СССР М.С.Горбачеву под грифом "Особой важности" (N 313 - К/ОВ от 14 февраля 1990 г.):
"Комитет госбезопасности во всей своей деятельности руководствовался политической линией Коммунистической партии, решениями высших органов власти и постановлениями Совета Министров СССР. В рамках реализации внешнеполитического курса Советского государства Комитет направлял свои усилия на содействие созданию благоприятного климата в международных отношениях, формированию всеобъемлющей системы международной безопасности, разоружению, расширению сферы экономического и гуманитарного сотрудничества между государствами и народами.
Наряду с традиционными направлениями работы по отслеживанию военно-стратегической ситуации в мире, заблаговременному обнаружению предпосылок прорыва противника в военно-технической области Комитет госбезопасности обеспечивал получение сведений о планах и замыслах правящих кругов США и их союзников в связи с событиями в Восточной Европе и развитием внутриполитических процессов в нашей стране.
Тщательно анализировалась ситуация, складывающаяся в Европе, в частности в свете изменений в германо-германских отношениях, положение в НАТО и ОВД[11].
Внесены существенные коррективы в работу на афганском направлении после вывода из Республики Афганистан советских войск, по Китаю, в связи с нормализацией отношений с этой страной, а также по Японии, Южной Корее и ряду других стран. Повышена эффективность разведывательного обеспечения переговоров в рамках СБСЕ[12] по ядерному и космическому разоружению. Активизирована борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и контрабандой, налаживается сотрудничество в этих сферах со спецслужбами капиталистических государств.
В решении внутриполитических проблем Комитет концентрировал внимание на всемерном содействии перестроечным процессам, обеспечении контроля за обстановкой в стране, дестабилизированной многими нерешенными вопросами в экономической и политической областях. Особое внимание уделялось слежению за действиями вышедших на политическую арену националистических, антисоциалистических, экстремистских сил, локализации межнациональных конфликтов, сепаратистских процессов, антиконституционных и иных деструктивных проявлений.
Последовательно осуществлялись меры по расширению гласности в деятельности Комитета, органов и войск КГБ СССР.... Налажен выпуск открытого информационного бюллетеня о работе КГБ. В политическом отношении одно из ведущих мест занимала работа по реабилитации граждан, необоснованно репрессированных в период 30-40-х и начале 50-х годов. В 1989 г. органы КГБ приняли участие в реабилитации 838 630 граждан.
Динамичное развитие ситуации в стране и мире потребовало от Комитета госбезопасности активизации работы по обеспечению информацией высшего руководства государства, правительства СССР и заинтересованных ведомств. В инстанции направлено большое число записок и шифртелеграмм. Особое внимание уделялось подготовке материалов к переговорам советских руководителей с лидерами США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, КНР и Индии и к обсуждению международных и внутренних проблем Верховным Советом СССР и Политбюро ЦК КПСС.
Важное значение придавалось добыванию документальных секретных материалов руководящих органов капиталистических государств и их военно-политических блоков, в том числе путем перехвата и дешифрования корреспонденции, проходящей по различным системам связи.
Осуществлен ряд крупномасштабных активных мероприятий в целях оказания долговременного выгодного воздействия на влиятельные зарубежные круги, в решении ключевых проблем в области международной безопасности, ядерного, химического и обычного разоружения, в продвижении концепции "общеевропейского дома".
Реализован широкий комплекс мероприятий по нейтрализации вмешательства Запада в развитие внутриполитических процессов в СССР, оказанию влияния на позиции руководителей и парламентариев ряда стран, в частности в их подходах к событиям в республиках Советской Прибалтики....
Активные мероприятия в экономической области имели своей целью укрепление сотрудничества СССР с ведущими развитыми странами, создание благоприятной коньюктуры для советского экспорта, получения доступа к новейшей технологии. Проведенные акции оказали определенное положительное влияние на подходы администрации и конгресса США к торговым отношениям с СССР, на принятие рядом стран решений использовать советскую космическую технику. Некоторые мероприятия позволили избежать крупных финансовых потерь при заключении контрактов, создать благоприятные условия для ряда важны торгово-экономических сделок.
На научно-техническом направлении разведке Комитета удалось добыть ряд остро необходимых для оборонных отраслей промышленности образцов и документальных материалов, внести существенный вклад в решение народнохозяйственных проблем, в ускорение фундаментальных и прикладных исследований, в развитие новой техники и технологии....
Расширены возможности проведения разведывательной работы с нелегальных позиций и с территории страны. Несколько повысились ее качество и оперативность.
Обеспечивалась безопасность советских учреждений и граждан за рубежом. Сорвано большое число провокационных акций спецслужб противника, в том числе направленных против сотрудников разведки. По информации КГБ досрочно отозваны из-за границы 274 советских гражданина. Не удалось предотвратить невозвращение на Родину 118 советских граждан.
Вместе с тем в работе разведки имели место и недостатки. В частности, качество разведывательной информации еще не в полной мере отвечает сегодняшним требованиям. Это обусловлено прежде всего недостаточными оперативными возможностями в наиболее важных объектах разведывательного проникновения. Еще остро стоит вопрос повышения эффективности активных мероприятий разведки, приобретения новых надежных каналов их реализации.
Контрразведывательная деятельность Комитета была направлена на пресечение попыток спецслужб противника и антисоциалистических элементов использовать в подрывных целях расширение международного сотрудничества, процессы обновления в стране, серьезные трудности в межнациональных отношениях, экономике и других сферах жизни советского общества.
Контрразведка действовала в условиях значительного расширения контактов СССР с США и другими странами НАТО... Среди граждан стран НАТО, посетивших советские оборонные объекты, около трети составляли сотрудники спецслужб.
Разведчики стран НАТО, работающие в СССР под прикрытием дипломатов и журналистов, совершили 2 267 поездок по стране (в 1988 году - 1 478). Органами госбезопасности пресечено более 200 попыток их проникновения к военным объектам. 19 человек за противоправную деятельность выдворены из СССР....
Предотвращены попытки ряда советских граждан, в том числе военнослужащих и секретоносителей из числа гражданских лиц, инициативно установить связь с иностранными разведками в преступных целях.
Усилена борьба с терроризмом, не допущен въезд в страну 384 членов международных террористических организаций. На основе достоверных данных о причастности к таким организациям поставлены на контроль въезда 899 иностранцев. Взяты под контроль в связи с высказываниями террористических намерений 130 граждан СССР. Пресечены три попытки захвата и угона за границу пассажирских самолетов. Контролировалось поведение 140 граждан, высказывавших намерения захвата воздушных судов.
Большое внимание уделялось предотвращению утечки к противнику данных о важнейших программах создания вооружений, других государственных секретов, его дезинформации по этим вопросам, отвлечению
внимания и усилий на ложные цели. В то же время в организацию защиты секретов внесены существенные коррективы.... Им [государственным ведомствам СССР - О.Х.] оказана необходимая помощь в работе по рассекречиванию документов, снятию неоправданных ограничений.
В сфере экономики контрразведкой предотвращен ряд подрывных торгово-экономических акций. Наиболее крупная из них - попытка иностранных фирм при посредничестве московского кооператива "Альков", эстонского совместного предприятия "Эстек" и других советских организаций приобрести в СССР по курсу "черного рынка" несколько миллиардов рублей. Сорваны намерения ряда должностных лиц выдать в корыстных целях коммерческую тайну. Совместно с таможенными органами задержано предметов контрабанды на сумму более 76 млн. рублей. В экономической зоне СССР наложены штрафы на иностранные суда на сумму около 1 млн. инвалютных рублей.
Последовательно осуществлялись мероприятия по дальнейшему совершенствованию оперативно-штатной структуры КГБ, более рациональному использованию имеющихся сил и средств. В соответствии с основными принципами построения правового государства в Комитете образовано Управление по защите советского конституционного строя, в органах на местах созданы соответствующие подразделения. Они включились в работу по стабилизации обстановки, особенно в республиках Закавказья и Прибалтики, в Молдавии и ряде других регионов, где последнее время сложилась наиболее напряженная ситуация. Большая работа указанными подразделениями проводится в Москве и Ленинграде, особенно по вскрытию и нейтрализации подрывных акций иностранных спецслужб, пытающихся активизировать деятельность экстремистских организаций. Несколько улучшилась информационная работа на этом направлении.
В связи с ростом преступности по стране Комитет более активно использовал свои силы в борьбе с ее организованными формами. Осуществлен ряд успешных операций в отношении контрабандистов, коррумпированных элементов, взяточников и вымогателей. За совершение преступных деяний в составе организованных групп привлечено к уголовной ответственности 282 человека. Значительное число материалов по этим вопросам передано в органы МВД и прокуратуры, многие мероприятия проведены совместно с ними.
Оценивая итоги контрразведывательной работы, Комитет госбезопасности видит, что ее эффективность существенно отстает от требований обстановки. Результативность многих чекистских мероприятий остается невысокой. Работа по борьбе с организованной преступностью развертывается еще медленно.
С учетом обстановки в стране главное внимание органы КГБ уделяли общей профилактике, усилению воспитательной функции Комитета госбезопасности....
Наряду с профилактической работой применялись меры уголовного преследования. За особо опасные, другие государственные и иные преступления к уголовной ответственности привлечено 338 человек.
С учетом сложной обстановки в стране органы КГБ принимали необходимые меры по обеспечению общественно-политических мероприятий, охраны руководителей партии и государства, высоких зарубежных гостей. Устойчиво работала правительственная связь.
Осуществлен ряд мер по перестройке охраны госграницы, упрощению порядка ее пересечения жителями пограничных районов, уменьшению территории пограничных зон. Предотвращен ряд враждебных акций на советско-афганском участке границы. Вскрыты и контролируются каналы заброски в СССР агентуры противника и средств подрывной деятельности, наркотиков и контрабанды. Изъято около 2 тысяч единиц огнестрельного и холодного оружия, более 200 тысяч штук различных боеприпасов, 58 кг наркотических веществ.
Выполнена программа технического перевооружения органов и войск КГБ. Создано и внедрено 119 видов новой специальной техники.
Сотрудничество с органами безопасности восточноевропейских стран, Кубы и ряда дружественных стран Азии строилось в соответствии с линией нашего государства и партии на сохранение связей с этими странами, с учетом происходящих в них изменений. Осуществлялась советническая, материально-техническая и финансовая помощь спецслужбам некоторых развивающихся стран.
Комитет государственной безопасности при активной помощи ЦК КПСС добивался достижения качественно нового уровня в работе с кадрами, укрепления морально-политической сплоченности чекистских и воинских коллективов, повышения уровня правового воспитания и профессионального обучения сотрудников, всемерного расширения гласности и демократических начал в решении кадровых и социальных вопросов.
Выделенные Комитету государственные ассигнования позволили успешно решать оперативно-служебные задачи. Осуществлялись меры по повышению финансовой дисциплины и ресурсосбережению, усилению контроля за использованием топливно-энергетических и других материальных ресурсов.
Критически оценивая итоги работы в минувшем году, Комитет госбезопасности предусматривает дополнительные меры по оказанию действенной помощи высшим органам государства в реализации внутренней и внешней политики, в обеспечении безопасности страны. В этих целях будут последовательно осуществляться мероприятия по строгому обеспечению законности, расширению гласности, укреплению доверия народа к деятельности органов госбезопасности. В повышении боеспособности органов и войск КГБ, укреплении правовой базы чекистской работы значительную роль сыграет принятие Верховным Советом СССР Закона о КГБ СССР.
Председатель Комитета В.Крючков[13]".
Следует отметить, что органы КГБ СССР в силу ранее отмеченных причин и обстоятельств оказались в центре общественного мнения населения страны. Немало, причем далеко не всегда объективно, писалось о них в прессе, говорилось по радио и телевидению.
По этому поводу 2 июля 1990 г. председатель КГБ СССР отмечал в выступлении на XXYIII съезде КПСС:
-- Комитет государственной безопасности, защищая интересы государства, общества, нуждается в морально-политической поддержке народа. Чекисты находятся на остром участке борьбы, и, видимо, вы заметили, подвергаются откровенным попыткам шельмования и дискредитации. Как, впрочем и наши Вооруженные Силы. В некоторых СМИ публикуются материалы, искажающие деятельность КГБ, причем у нас они появляются даже чаще, чем за рубежом. Какие только предложения при этом не выдвигаются: и расчленить органы, и выделить из КГБ отдельные звенья с передачей в другие ведомства, и просто устранить этот институт как таковой. Уж больно кому-то мы мешаем!
Здесь уместно рассказать еще об одной стадии операции по дестабилизации общественно политической обстановки в стране и по дискредитации органов госбезопасности СССР.
Имеется ввиду деятельность летом 1990 г. экс-генерала КГБ О.Д.Калугина.
Начался этот этап "Операции "Олег Калугин" с выступления отставного генерала на конференции "Демократической платформы в КПСС" 16 июня 1990 г.
"Детонатором" и катализатором общественного резонанса стала публикация его текста в самом массовом еженедельнике того времени "Аргументах и фактах" (М., 1990, N 26).
Как писал 11 июля 1990 г. "Московский комсомолец", выступления Калугина "заметно оживили общественную дискуссию о роли КГБ в жизни нашего общества".
И именно в этом качестве - идеолого-информационной основы атаки на органы госбезопасности, выступления эти, условно называемые нами "Операцией "Олег Калугин", заслуживают самого пристального внимания и анализа.
Разумеется, нет особого смысла досадовать по поводу того, что происходило в нашей стране более 18 лет назад, если только не стремиться понять суть, содержание, методы и механизмы осуществления конкретных дезинформационно-манипулятивных комбинаций. Знание, понимание и умение распознавания которые способно избавить от многих непредвиденных заблуждений, ошибок и неприятностей.
И именно анализ одной конкретной информационно-пропагандистской кампании эпохи "холодной войны"помогает сделатьсоответствующие выводы на сегодня и на будущее....
Именно так поступают на Западе те многочисленные исследовательские центры, которые неустанно, с опорой на подлинные документы эпохи "холодной войны", занимаются изучением и реконструкцией послевоенной истории ХХ века. В нашей стране, насколько нам известно, подобные исследования не проводятся....
Как обосновано подчеркивалось в заявлении Центра общественных связей КГБ СССР "допущенные им высказывания с грубыми искажениями, нападками на деятельность нынешних органов госбезопасности... обвинения их в совершении преступлений заставляют задуматься над целями, которые преследует их автор. ...В публикациях просматривается явная попытка ввести в заблуждение общественное мнение, бросит тень на процесс перестройки в органах КГБ, негативно повлиять на связи чекистов с трудящимися, которые, благодаря демократизации и гласности в нашем обществе, получили заметное развитие и укрепление".
Скажу прямо, что меня, как тогда, так и сегодня, возмущают осознанные и беспочвенные оскорбления Калугиным профессиональной чести и достоинства сотрудников КГБ, тиражировавшиеся безответственными журналистами и редакциями.
Следующим шагом "Операции "Олег Калугин" стал выход эпатажной брошюры "Вид с Лубянки: "Дело" бывшего генерала КГБ. Месяц первый. (М., 1990), анонсированный тираж которой составлял якобы 100 тысяч экземпляров.
Она представляет собой эксклюзивную статью "Перерождение" и ряд интервью О.Д. Калугина, к тому времени лишенного указом президента СССР М.С. Горбачева пенсии, звания и прочих наград.
Составлена эта брошюра была профессиональными журналистами, да и сам Калугин имел журналистское образование, вследствие чего мы имеем право говорить о спланированной, продуманной и реализованной пропагандистской (PR) акции, хотя сам этот термин "пиар" получил распространение значительно позднее.
Анализируя выступления Калугина середины 1990 года - по "чисто случайному" совпадению они начались накануне открытия ХХVШ съезда КПСС, - "КоммерсантЪ" 2 июля делал очень своевременный вывод: экс-генерал "...обвинил своих бывших коллег в узурпации полномочий конституционной власти..."(?).
3 июля 1990 г. в "Комсомольской правде" было опубликовано обращение группы народных депутатов СССР от ВЛКСМ с требованием проведения "независимого расследования деятельности КГБ".
Для объективной оценки читателями этого документа приведем несколько выдержек из него.
"... Как показывает изучение материалов Верховного Совета СССР предыдущих созывов, за последние 10 лет деятельность КГБ не анализировалась ни разу. Народные депутаты СССР не имеют никакой информации об аспектах работы КГБ (выделено мной - О.Х.) и от Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности.
В некоторых средствах массовой информации высокопоставленные сотрудники КГБ (полковник Карпович, генерал Калугин) открывают завесу над отдельными тенденциями и направлениями работы органов КГБ внутри страны и за рубежом.
Считая их заявления достаточно серьезными и требующими детальной проверки, полагаем необходимым:
... назначить депутатское расследование по проверке соответствия законам СССР инструкций и указаний, действующих в системе КГБ СССР, в этих целях образовать специальную депутатскую комиссию...
3. В ходе расследования считаем целесообразным изучить следующие аспекты деятельности КГБ СССР:
а) о бюджете Комитета - статьи расходов, кем и как рассматривается и утверждается бюджет;
б) о штатах Комитета - целесообразность существующих структур, перспективы сокращения;
в) о реальной подчиненности Комитета - структура принятия решений в центре и на местах, кто является потребителем информации, какова роль руководства КПСС;
г) информация о конкретных направлениях деятельности Комитета:
- насколько соответствуют действительности утверждения генерала Калугина о существовании в нашей стране политического сыска, несовместимого с принципами демократического государства;
- по чьим указаниям проводится прослушивание телефонных разговоров и используется специальная техника;
- характеристика предыдущей деятельности 5-го и 9-го управлений КГБ СССР;
- существует ли сегодня практика физического устранения политических противников;
- используется ли органами КГБ метод дезинформации через средства массовой информации;
- деятельность Комитета в отношении оппозиционных партий, общественных организаций, стачечных комитетов - внедрение и вербовка агентуры, дискредитация и т.д.;
- соответствие деятельности международным нормам прав человека - ведение слежки, досье и т.д." (Здесь и далее в скобках указываются страницы названной брошюры, сс. 73 - 75).
Следует особо подчеркнуть, что заявление этих депутатов о том, что они "...не имеют никакой информации об аспектах работы КГБ и от Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности", как мы показали ранее, мягко говоря, "не соответствовали действительности". Такое действительно было возможно в том случае, если подписавшиеся депутаты не проявляли интереса к своим непосредственным обязанностям, не посещали заседания, не знакомились с направлявшимися им документами....
Еще раз подчеркну: ответы на очень многие из поднимавшихся в заявлении депутатов вопросы уже были даны в многочисленных выступлениях руководителей органов КГБ, в том числе и в цитировавшихся нами.
На наш взгляд, именно игнорирование составителями рецензируемой брошюры самого факта наличия многочисленных выступлений представителей КГБ в СМИ, создавших принципиально новую для того времени информационную ситуацию в обществе, равно как и высказывавшихся иных компетентных мнений по поднимавшимся Калугиным вопросам, и указывает на "заказной", целенаправленно дезинформационный характер этого издания.
Отметим и еще одно немаловажное обстоятельство - очередной раунд "атаки на КГБ" разворачивался не только синхронно по времени, но и с использованием методик по ликвидации Министерства государственной безопасности Германской Демократической Республики[14].
Вернемся однако непосредственно к хронологически-содержательному анализу "операции Калугина", которая, на наш взгляд, представляла собой лишь одну из "серых" операций информационно-психологической войны против нашей страны.
Хотя ранее, в ходе встрече на "высшем уровне" на Мальте в ноябре 1989 г. президент США Джордж Буш-старший заверил М.С.Горбачева, что США более не рассматривают Советский Союз в качестве противника и прекращают "холодную войну" против СССР. Тем более парадоксально, что через год с небольшим, 1 февраля 1992 г. на ранчо в Кемп--Дэвиде, те же самые слова Джордж Буш повторил теперь уже президенту России Б.Н.Ельцину. Хотя, казалось бы, после предыдущей декларации "о прекращении "холодной войны" против СССР", в этом уже не было необходимости. Но только в том случае, если бы эти заверения соответствовали действительности!
Как отмечал еженедельник "Новое время", выступления Калугина "создали беспрецедентную доселе ситуацию. Прежде подобное мы слышали от сотрудников КГБ, ушедших на "ту сторону" (с 1980 г., по данным Калугина, таких было 20 человек)... Ситуация эта стала возможной в последние годы и объясняется не успешными усилиями врагов по подрыву строя, а изменениями взглядов на роль государства в целом и КГБ как одного из его институтов" (С.88).
Оставив на совести экс-генерала изложенную им версию "мотивов" его перевода в Ленинград из разведки КГБ[15], обратимся непосредственно к выдвинутым им "обвинениям" в адрес КГБ.
По словам Калугина, в Ленинграде он пришел к выводу, что "органы КГБ, которые призваны обеспечивать безопасность, по сути дела замазывали многие процессы, происходившие в городе", "нет ни единой сферы жизни в нашей стране, в которой бы не присутствовали рука или тень КГБ (экономика, культура, наука, спорт, религия)"(с.5).
Говоря ранее о безответственных журналистах, я прекрасно понимаю, что они много могли (и могут!), не знать и поэтому легкомысленно принимать на веру слова маститого "мэтра и асса "плащей и кинжалов"".
Но поверить в то, что Калугин не знал того, что еще в 1923 г. писал начальник германской разведки, небезызвестный полковник Вальтер Николаи, и что изучают курсанты разведшкол всех без исключения государств мира, именно в это я поверить не могу!
А писал полковник Николаи следующее: уже Первая "мировая война доказала, что борьба между народами (не "народами", а правителями их, уточним от себя, -- О.Х.), вышла из узких рамок решения дела оружием и стала борьбой всех народных сил в политической, хозяйственной и в военной областях, и, не в последнюю очередь, в области морального состояния народа" (Цитируется по: Николаи В. Тайные силы. М., изд. Разведуправления РККА, 1925, с. 26). Именно таким образом, 85 лет назад был сделан вывод о приобретением разведкой и шпионажем характера глобального и тотального противоборства.
Думается, таким образом, что этот упрек отставного генерала в адрес своих бывших коллег совершенно безоснователен, поскольку подобную функцию выполняют практически все известные спецслужбы мира - от БФФ (Ведомства по защите конституции) ФРГ до ФБР США. Но, только в тех случаях, когда есть правовые основаниядля подобного "присутствия", и когда есть признаки состава преступлений, обнаружение, предотвращение и расследование которых и составляет задачи деятельности органов госбезопасности.
Следующим регулярно повторяющимся "обвинением" Калугина являлось "наши органы государственной безопасности по численности превышают все органы, вместе взятые, Европы, Америки и Азии". ("Без Китая", подчеркивал он, дабы продемонстрировать неосведомленному читателю объективность и поразить его воображение "глубиной" своих безосновательных сентенций).
Не полемизируя с этим абсурдным утверждением Калугина, подчеркну только, что ему, как бывшему начальнику внешней контрразведки (Управления "К" ПГУ КГБ), не могло не быть известно, что в то время только численность ЦРУ США примерно в 2,5 раза превышала численность сотрудников советской разведки. А численность только сверхсекретного Агентства национальной безопасности (АНБ) США превышала 140 тысяч сотрудников.
Фактически утративший связь с чекистскими коллективами отставник Калугин утверждал, что реорганизация деятельности органов КГБ играет роль "наложения косметики, наведения румян на весьма жухлое лицо сталинско-брежневской школы. Основы, практика - остались старыми. Это вербовка агентуры в рядах политических противников и организаций; это засылка своей агентуры, это дискредитация активистов движений; это нейтрализация организаций, их разложение как конечная цель" (с. 6).
Оставляя без комментариев утверждение Калугина о "сталинско-брежневских основах", отметим, что, конечно же, генерал КГБ не мог не знатьчто основы и методы деятельности всех без исключения спецслужб мира во многом идентичны.
Отметим также и то, что "дело", или "операция Калугин", в целом разворачивалось по тому же сценарию, что и скандалы, связанные с разоблачением противозаконной деятельности ЦРУ и ФБР в США, заканчивавшиеся созданием специальных комиссий по ее расследованию Палаты представителей и Сената этой страны.
Эти обстоятельства лишь подтверждают версию о том, что за кулисами "дела Калугина" стояли опытные и вдумчивые организаторы (в публицистике их принято называть "кукловодами"). Обосновывая данную версию, я однако не призываю читателей бездумно принимать ее на веру, еще раз оговариваясь, что это только мое личное убеждение.
Приводимые отступления были необходимы для того, чтобы перейти к следующему обвинению, выдвигавшемуся Калугиным против "родного ведомства": госбезопасность "манипулировала огромным контингентом внутри страны и за границей...".
Столь туманно-невнятные формулировки "обвинения", естественно, не могли не порождать всевозможных подозрений, домыслов и слухов, как говорится, "в меру собственной испорченности".
Позволим себе заметить, что профессиональный журналист Олег Калугин, целенаправленно смешивал понятия, стремясь ввести в заблуждение не слишком искушенных в психологии людей.
Поскольку любое информирование, то есть доведение определенной информации до сведения людей, аудитории, предполагает стремление воздействовать на их разум, чувства, мнения и поведение.
Манипулирование же сознанием и поведением людей преследует те же цели, но осуществляется скрытно, под прикрытием иных, официально декларируемых целей, за счет использования специальных технологийподбора, подготовки и распространения информации.
И в "книге Калугина" присутствует немало элементов подобных технологий: гипертрофия некоторых второстепенных вопросов, игнорирование и замалчивание уже обнародованных фактов, наличие ответов на якобы "безответные" вопросы, массированная и многоканальная ретрансляция однотипных информационных сообщений с приданием им характера "новизны", "актуальности" и "чрезвычайной значимости"....
Чтобы не быть голословным, приведем перечень основных вопросов-тезисов, составлявших главный информационно-возбуждающий пафос выступлений Калугина:
- сталинско-брежневская школа КГБ;
- применение агентуры в целях "политического сыска";
- "раздутые штаты" КГБ;
- распространение дезинформации, манипулирование общественным мнением как внутри СССР, так и за рубежом;
- предательства сотрудников КГБ.
Примечательно, что экс-генерал никак не реагировал на аргументы представителей руководства КГБ, которые ранее давали ответы на его "безответные" риторические вопросы, - предположение о том, что профессионал не следил за подобными выступлениями и не знал о них, представляется абсурдным и неуместным.
Справедливо отмечая, что разворачивавшаяся в то время в нашем обществе идейно-политическая борьба "привела к определенному расслоению и дезориентации внутри самого аппарата", который-де "не привык мыслить", Калугин, явно подстраиваясь под появившуюся тогда политическую "моду" прибегал к тем самым 15% лжи, которые и составляют сердцевину, смысл и назначение любого дезинформационного материала, не мнимого, а реального манипулирования общественными настроениями, речь о чем шла ранее.
"КГБ по-прежнему остается самой закрытой организацией в стране", объявлял Калугин, передергивая, или, по крайней мере, преувеличивая факты: ныне в этом легко убедится каждый, ознакомившись с недавно вышедшим двухтомником "Без срока давности", включающим интервью и выступления председателя КГБ СССР В.А.Крючкова с 1 октября 1989 по 17 июля 1991 года.
Хотя, подчеркнем это особо, было много и других публикаций и выступлений по всему кругу поднимавшихся Калугиным вопросов.
Таким образом, Калугин, вопреки ошибочно бытовавшему мнению некомпетентных интерпретаторов его слов, не был "срывателем покрова тайны" с организации, призванной оберегать безопасность наших сограждан.
С учетом приведенных нами фактов, представляется необходимым еще раз пристальнее взглянуть на многие события тех уже далеких от нас лет, говоря строго юридическим языком, "в связи с открывшимися новыми обстоятельствами "дела Калугина".
Следует однако заметить, что Калугин был по сути прав, заявляя, что "аура таинственности, окружающая КГБ, предназначена в основном для внутреннего потребления: на Западе его секреты доступны всем". Если отбросить известный максимализм данного высказывания, вполне объяснимый полемическим задором, тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что за рубежом из уст перебежчиков были известные некоторые стороны, факты деятельности советских спецслужб.
При анализе включенной в цитируемый нами сборник "эксклюзивной" статьи Калугина "Перерождение" не может не привлечь внимания тот факт, что бывший начальник внешней контрразведки КГБ лишь вскользь упоминает о борьбе с иностранным шпионажем, хотя понятно, что она являлась одним из главных направлений деятельности данного государственного ведомства.
Также наводит на размышления и вызывает немало вопросов тот факт, что весьма информированный ветеран КГБ ни разу не упомянул о стратегических задачах и установках, ставившихся перед ЦРУ США президентами Джонсоном, Никсоном, Фордом, Картером, Рейганом и Дж. Бушем-старшим, якобы "бессознательно" обращая деятельность КГБ в "бой с собственной тенью".
И вряд ли, с учетом названных обстоятельств, "анализ" Калугина можно считать объективным.
В написанной специально для анализируемого сборника статье Калугин уже в полной мере мог использовать приемы суггестивного (внушающего) воздействия на читателей, основанного на созданном ему "ореоле" опального специалиста, подвергающегося незаслуженным гонениям за обнародованную правду.
Поэтому, отдавая должное "...когорте героев, озаренных великой мечтой о всемирном братстве", он, тем не менее, не вполне объективно подходил к анализу 37 лет существования КГБ СССР. При этом Калугин не мог не знать, что для читателей он уже аттестован "заслуженным ветераном, боевым генералом", почти ровесником КГБ, а в психологии пропаганды данный прием именуется "использованием эффекта ореола".
Он утверждал, например, - а несостоятельность этих утверждений сегодня уже доказана в свете опубликованных документов, - что "был доведен до совершенства аппарат политического сыска, сделавшего моральный террор нормой", и при этом "общество жило в атмосфере запуганности в отношении каждого, кто вел себя неординарно, выделялся своими суждениями и внешним видом...".