Изучение катастроф как явлений применительно к жизненно важным интересам человека и человечества - задача не одного научного направления. Эта тема одинаково интересна как представителям естественных наук, так и философам, политологам и др.
Как жизнь одного конкретного человека представляет собой череду событий, угрожающих его существованию, так и все человечество живет постоянно в атмосфере событий, явлений, процессов, которые в той или иной мере можно назвать предвестниками катастроф.
Что это за явления, процессы, события? Позволим себе обратиться к примерам: рост доли электроэнергии, производимой атомными электростанциями, может рассматриваться как увеличение угрозы (опасности) радиоактивного загрязнения окружающей среды; развитие поливного земледелия - как угроза глобальной экологической катастрофы, к сожалению, уже реализовавшейся при катастрофическом обмелении Арала; добыча сырья из недр Земли - как угроза возникновения природно-техногенных катастроф, включая землетрясения.
Что объединяет подобные события? Все они в той или иной мере могут быть названы событиями-угрозами.
Поэтому и человек, и сообщество людей на Земле обречено постоянно отвечать на вопросы, которые ставят перед ними эти события угрозы. И ответ-то очень простой: да или нет, можно или нельзя.
А какова плата за неправильный ответ?
Естественно потребовать, чтобы при ответах на подобные вопросы оценивались и возможные последствия для каждого варианта ответа, и жизненная реальность того или иного варианта. Иными словами, человек (человечество) должен уметь оценивать риск. Не претендуя на полноту и строгость, определим риск через последствия и вероятность возникновения того или иного события.
1 ВОПРОС. Безопасность и теория риска.
Вероятностная оценка события опасного типа.
Так что же такое риск (опасность)? Из многообразия его определений выберем принятое в теории решений - вероятность появления неблагоприятного события.
По мнению некоторых ученых, риск - это двумерная величина, включающая как вероятность наступления нежелательного случайного события, так и связанные с ним потери. Поскольку риски могут быть социальными, промышленными, природными и другими, то и вызывающие их факторы - соответственно такими же. В свою очередь, социальные факторы риска могут носить политический, юридический, этнографический и экономический характер, а следовательно, и подразделяться на соответствующие группы. Таким же образом промышленные факторы риска делятся на технологические, технические, профессиональные и другие группы, а природные - на космические, тектонико-геологические, климатические, гидрологические.
Однако, существуют теории в которых в частности, любая чрезвычайная ситуация воспринимается как уникальное событие, происходящее вследствие возникновения случайных, не связанных друг с другом явлений, и поэтому принципиально не прогнозируемое и не регулируемое. В результате таких метафизических воззрений формируется мнение, что управление рисками невозможно, а поэтому государство и общество должны придерживаться пассивной, выжидательной позиции, реагируя на чрезвычайные ситуации только при их возникновении, предусматривая силы и средства исключительно на это. В действительности же диалектика взаимосвязи случайного и закономерного объясняет возникновение любой ситуации, в том числе и чрезвычайной, действием комплекса объективных и субъективных факторов. Она позволяет видеть чрезвычайную ситуацию не в статике, как одномерный акт - катастрофу, а в динамике - как процесс, причинно-следственную цепь событий, приводящую к чрезвычайным ситуациям.
Необходимым условием возникновения катастроф является существование источников риска и воздействие факторов риска на социум и окружающую среду. Формирование этих условий и их трансформация в реальные катастрофы представляют причинно-следственную цепь, которая зачастую берет начало от состояния общества.
К сказанному добавим, что понятие рисков в настоящее время изучено достаточно полно. Существует их математическое описание, т.е. определена функциональная зависимость некоторых рисков (например, техногенных, сейсмических) от внешних параметров. А из этого следует важный для нас вывод - рисками можно управлять.
Большинство людей интуитивно понимают что такое риск и пытаются его оценить в самых различных ситуациях в повседневной жизни, например, решая вопрос брать с собой зонт или нет.
Событие - дождь, последствия - промокнуть (простуда), вероятность - мера доверия к прогнозу синоптиков, управление риском "промокнуть-простудиться" - взять зонт (или надеть дождевик).
Гораздо более сложные проблемы возникают при оценке риска крупной промышленной катастрофы, например, на нефтеперерабатывающем заводе:
событие - крупная промышленная катастрофа. При этом необходимо отчетливо понимать, что возможен не один десяток вариантов и развития такого события на подобном заводе (пожар на одной из сотен технологических установок, образование облака взрывоопасной паровоздушной смеси и его взрыв на территории завода ил дрейф облака до ближайшего населенного пункта с последующим взрывом и т.д.);
последствия - зависят от варианта возникновения и развития катастрофы (гибель, травмирование людей из числа производственного персонала и населения близлежащего населенного пункта, материальный ущерб заводу, окружающей среде, расположенным рядом другим предприятиям);
вероятность - число катастроф, которое может произойти на заводе по каждому возможному сценарию за определенный период времени, например, за 10 лет. Методы получения подобных оценок до настоящего времени полностью не разработаны;
управление риском - рациональное размещение завода относительно жилой застройки, проведение технического перевооружения и замена изношенного технологического оборудования, увеличение численности и оснащенности аварийно-спасательных служб.
Из приведенного примера видно, что задача оценки и управления риском катастроф имеет технические, экономические и социальные аспекты, а теория управления рисками катастроф объединяет многие научные дисциплины.
Управление некоторыми видами риска освоено достаточно хорошо и может с большой степенью надежности гарантировать устойчивость системы, а значит, недопущение катастрофы.
В качестве еще одного примера можно взять управление хотя бы таким риском, как разрушение жилищ от возникающих в населенном пункте наводнений. Для управления риском нам необходимо знать и мы знаем по крайней мере два фактора наводнения: географический и гидрологический. Отсюда управленческое решение будет состоять:
а) в строительстве жилья на возвышенности;
б) в регулировании пропуска вод, например, плотиной.
Однако этих мер может оказаться недостаточно. Тогда возникает необходимость управления риском на другом уровне - с учетом параметров физического состояния плотины и уровня паводковых вод, собирающихся в верховьях реки. При невозможности качественного учета и этих параметров риск потери жилища может сохраняться. В таком случае жилище страхуется, и риск распределяется среди других членов общества.
Это, конечно, элементарный пример, но он показывает: если не управлять риском, то вероятность катастрофического развития события возрастает до 1.
Уместен вопрос: а способен ли человек управлять рисками катастроф самостоятельно, без помощи других? Ответ однозначен - нет!
Отдельные риски, безусловно, поддаются управлению силами одного человека, но - и это надо подчеркнуть - с помощью опыта других людей и дарованных особых способностей.
2 ВОПРОС. Возможность управления рисками катастроф.
Каковы же факторы, влияющие на риски, с помощью которых можно было бы смягчить фазу катастрофы или предотвратить ее, изменить качественное состояние (т.е. катастрофа, но "без жертв").
Риски катастроф можно структурировать по уровню и масштабам их последствий и возможностям управления, с учетом сказанного выше может быть составлена таблица рисков и соответствующих им уровней управления.
Уровень управления рисками Виды рисков
Человек Видовые, бытовые
Группа, община Видовые, бытовые, групповые
Государство Видовые, бытовые, групповые,
национальные, социальные
Сообщество государств Видовые, бытовые, групповые,
национальные, социальные,
трансграничные, военные
Мировое сообщество Видовые, бытовые, групповые,
экологические, этнографические,
техногенные, планетарные
Сообщество миров Видовые, бытовые, групповые,
космические, галактические,
вселенские
Приведенная выше классификация составлена с учетом уровня достаточности решения проблемы управления рисками. Так, человек или община способны при использовании всех ресурсов, находящихся в их распоряжении, организовать видовой образ жизни (питание, дыхание, движение, взаимодействие с окружающей средой), решить бытовые проблемы, применить опыт предыдущих поколений, установить наблюдение за состоянием окружающей среды, избежать части природных и техногенных рисков. В то же время проблему, например, устойчивого социально-экономического развития общества, можно решить только на уровне государства.
Составляя такую упрощенную классификацию видов риска, хотелось бы показать, что управление ими возможно только при определенном уровне организации человека. Рассмотрим это на нескольких характерных видах катастроф в качестве примеров.
Чтобы рассмотреть конкретные параметры, изменение (сохранение) которых снижает (исключает) возможность деградации человека как вида живых существ на Земле, следует обратиться к трудам исследователей, занимающихся изучением видовых особенностей человека.
Так, Г.С.Шаталова пишет, что "наша жизнь - река..., а берега ее - среда существования уже других видов, и попытка выбраться на этот берег чревата для нас утерей видовых возможностей". Кажется все просто в этом сравнении - человек должен дышать свежим воздухом, пить чистую воду, питаться плодами растений, сохранять способность к терморегуляции в пределах разницы температур в 40-50оС, двигаться, а эмоционально-нравственная среда, окружающая его, должна быть близка к природе. Г.С.Шаталова утверждает, что человек - создание совершенное, он способен здоровым прожить до 150 лет, что соответствует пропорциям жизни большинства живых существ на Земле. При этом три этапа жизни - молодость, средний возраст, старение - имеют строгие соотношения между собой. Это яркий пример управления рисками видовой катастрофы.
Теперь рассмотрим, как государство или содружество государств может управлять рисками природных катастроф. Обозначим общие подходы к параметрам системы человек - государство - окружающая среда, изменение (сохранение) которых может привести к скачкообразным изменениям этой системы. К рискам, управление которыми возможно на государственном уровне, следует отнести:
- состояние законодательной базы, определяющей параметры сосуществования в этом обществе;
- состояние научно-технической стратегии поддержания определенного уровня жизни граждан;
- состояние необходимой степени интеграции данного государства с другими государствами;
- состояние культуры общества (граждан), способствующее адекватному восприятию исторического, научного и другого опыта в целях выживания общества;
- состояние организационных и технических возможностей наблюдения за параметрами природных процессов, способность средств обработки информации обеспечить необходимое воздействие на социально-экономическое и технологическое состояние общества в целях минимизации последствий катастроф.
Перечисленные риски зависят от политики государства и его возможностей.
Закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определил важнейшие направления территориальной и федеральной политики в области организации защиты от катастроф.
Видимо, образование государств в определенной степени произошло под воздействием угрозы катастроф в целях необходимой, организованной защиты от них. Одновременно со становлением государств в целом происходит бурный процесс развития культуры, науки, коммуникаций и современных технологий, в результате чего цивилизация получает новые, лучшие условия существования.
Вместе с тем, очевидно, что создается все это ценой еще больших рисков и уже не для одного человека или государства, а для всей жизни на Земле. Достаточно сказать, что риски катастроф в век научно-технического прогресса при кажущемся благополучии в некоторых регионах-оазисах возросли на порядок по сравнению с теми угрозами, которые реально существовали 200-300 лет назад, а "демографический взрыв" в XIX-XX веках стал возможен лишь потому, что люди научились управлять многими рисками.
Можно констатировать, что в процессе развития цивилизации человек смог ответить на многие вызовы стихии новым образом жизни и технологиями. Землетрясениям противопоставлены расселение людей и инженерные решения в строительстве; наводнениям - регулирование стока рек плотинами, мониторинга; эпидемиям - вакцинация, санитарные правила; засухам - мелиорация; болезням растений и животных - культура земледелия и животноводства и т.п.
Но сегодня уже на следующем, более высоком витке спирали развития цивилизации, возникли проблемы новых катастроф, проблемы управления рисками более высокого порядка. Угроза исходит от тех технологий, которые человечество создавало для своего же благополучия.
Изменяя окружающую среду, все более и более удаляясь от естественного, по определению Г.С.Шаталовой, видового образа жизни, мы превращаемся в искусственные существа, не способные выжить в этих новых условиях, создаем технологии, вмешивающиеся уже в святая святых - генный код человека. И природа не оставляет нас в покое: угрозы стихийных бедствий возрастают уже потому, что Земля все больше ощущает антропогенное воздействие энергоемких технологий и отвечает на "провокации" дополнительными возмущениями.
Эти новые "рукотворные" угрозы катастроф увеличили их риски настолько, что стало очевидным - ни одно государство самостоятельно с этим справиться не сможет.
Если возможности какого-либо государства ограничены, интеграция его с другими государствами дает возможность управлять трансграничными и наднациональными рисками, что является необходимой предпосылкой для перехода на более высокий уровень управления. Хорошим примером международной интеграции может служить сотрудничество в области наблюдения и исследования предвестников землетрясений, имеющих региональные и глобальные масштабы.
Примером управления на следующем, более высоком уровне мирового сообщества является "Повестка дня на XXI век", принятая на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Руководители 179 государств мира обсудили проблемы, которые угрожают земной цивилизации, определили параметры устойчивого развития государств и мирового сообщества. Ниже перечислены названия глав документа, иллюстрирующие направления, в области которых необходимо глобальное регулирование с целью не допустить катастрофы:
а) Социальные и экономические
1. Международное сотрудничество
2. Борьба с бедностью
3. Изменение структур потребления
4. Население и устойчивость
5. Защита и улучшение здоровья людей
6. Устойчивые поселения
7. Принятие решений, касающихся устойчивости развития
б) Рациональное использование ресурсов
8. Защита атмосферы
9. Рациональное использование природных ресурсов
10. Борьба с уничтожением лесов
11. Борьба с опустыниванием и засухой
12. Устойчивое развитие горных районов
13. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов
14. Сохранение биологического разнообразия
15. Экологически безопасное использование биотехнологий
16. Защита и рациональное использование океанов
17. Охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды
18. Повышение безопасности использования токсичных химических
веществ
19. Удаление опасных отходов
20. Удаление твердых опасных отходов и сточных вод
21. Удаление радиоактивных отходов
в) Усиление роли основных групп населения
22. Усиление роли основных групп населения
23. Роль женщин в обеспечении устойчивого развития
24. Роль детей и молодежи в обеспечении устойчивого развития
25. Укрепление роли коренного населения
26. Сотрудничество с неправительственными организациями
27. Местные власти
28. Деловые и промышленные круги
29. Трудящиеся и профсоюзы
30. Научные и технические круги
31. Усиление роли фермеров
г) Средства осуществления
32. Финансирование устойчивого развития
33. Передача технологий
34. Наука в целях устойчивого развития
35. Просвещение, подготовка кадров и информирование населения
36. Создание потенциала для устойчивого развития
37. Организационные меры для устойчивого развития
38. Международное законодательство
Анализ рисков катастроф и способов управления ими позволил сделать некоторые обобщения, сведенные в следующую таблицу.
кая и умственная дегра-дация. Ограничение влияния техносферы, видовой образ жизни (питание, дыхание, движение, воспитание и т.д.). Культурное совершенствование (преемственность).
Бытовые Травмы, болезни. Правила поведения, меры и техника безопасности, санитарной гигиены.
Национальные Национальная обделен-ность, утеря националь-ной культуры, демогра-фическая деградация. Сохранение культурных ценностей, территории. Конституция, власть.
Социальные Бедность (нищета), недовольство. Состояние экономических условий, международные отноше-ния, природная, техно-генная, военная безо-пасность Экономические законы, внутренняя и внешняя политика, природные ресурсы, развитые технологии
Природные Землетрясения, наводнения, засухи и т.д. Мониторинг, системы управления кризисами, спасательные службы.
Техногенные Радиационный, химичес-
кий, биологический и др. Состояние науки, технологическая дисциплина, надзор, управление кризисами,
спасательные службы.
Экологические Окружающая среда, физическое, химическое и иное состояние. Программа устойчивого развития, контроль,
использование ресурсов, технологии.
Демографические Перенаселение. Искусственные меры, осуществляемые в рамках государственной политики по регулированию численности, миграция.
Военные Применение оружия массового поражения, вторичные эффекты от применения оружия. Политическая культура, международное сотрудничество и интеграция стран и континентов, гражданская оборона (защита).
Планетарные Глобальное изменение параметров окружающей среды, генная деграда-ция, воздействие космических объектов. Интеграция мирового сообщества - принятие единых и приемлемых правил игры, видовая защита, космические технологии.
Галактические Орбитальные, астероидные, солнечные. Развитие науки, философской мысли (сферы разума), космизма.
Вселенские Зависимость существо-вания Земли от состоя-ния других планет и галактик. "Интеграция миров".
Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что защита от катастроф - дело человека, государства, всего мирового сообщества, которые должны располагать необходимыми ресурсами для поддержания соответствующего состояния системообразующих параметров, уметь управлять рисками, научиться жить без катастроф, а если они все же происходят, управлять ими, смягчать их последствия. Управление рисками - сложнейший процесс воздействия на многообразные элементы системы Человек - Земля - Вселенная.