Хотина Ирина Алексеевна : другие произведения.

Разве все уже сказано до меня?! Глава 36

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    ГЛАВА 36. "ЗА КОГО ЛЮДИ ПОЧИТАЮТ МЕНЯ?"

   ГЛАВА 36. "ЗА КОГО ЛЮДИ ПОЧИТАЮТ МЕНЯ?"
  
   Теоретически я знала, что души инкарнируются вместе, договариваясь там, в Тонком мире, о встречах на земле для отработки своих долгов, прохождения всевозможных взаимных уроков. Хотя определение "теоретически" не совсем верно, я же видела в регрессиях и Павла, и Димку. Я исцелила свои взаимоотношения с отцом, хотя не ладила с ним большую часть своей жизни. И только узнав, что в прошлых воплощениях мы были друг другу палачами, поняла, насколько сильна наша кармическая связь, жестко требовавшая отработки уроков терпимости к образу мысли и жизни друг друга. Он был тем самым рабом, что заколол меня в мою бытность римским патрицием. А в другой жизни, во времена Французской революции, я была его тюремщиком, в то время как он томился в ожидании смертной казни. Не слабо, да?
   А моя подруга? У меня была знакомая, очень милая и приятная во всех отношениях женщина, к которой я, непонятно почему, испытывала жуткую неприязнь. Оказывается, считала ее виновной в гибели моего сына-младенца, когда в веке эдак шестнадцатом мы проживали по соседству в одной фламандской деревушке, где она практиковала знахаркой. Через месяца четыре после сеанса кармической регрессии мой негатив к ней исчез, и мы даже стали дружить.
  Но все это оставалось моим субъективным ощущением, из-за чего любой, подобно Максу, мог сказать, что все эти видения - плод моего хорошо развитого воображения. И вот сейчас всем этим знаниям давались реальные подтверждения. Я была ошеломлена. Что же тогда говорить о нем?!
  - Ты права, если бы не эта тетрадь, я бы никогда не поверил. - Он еще раз стал перечитывать эти несколько строчек. - Кэтрин, помнишь, я как-то пошутил, что мы с тобой уже встречались в прошлой жизни? Так это правда?! Но ведь это же многое объясняет!
   Я выключила свет и легла, сразу оказавшись в его руках.
  - Теперь я все понял, о бриллиант моей души.
  - Как ты смешно сказал.
  - О, бриллиант моей души. Я называл тебя так, тогда. Потому что любил. Любил безмерно. Как и сейчас.
   Господи! Как же я соскучилась по его рукам и губам, ласкам и нежному шепоту. Какое это счастье, быть снова с ним! Опять этот волшебный яд желаний! Но на сей раз желания и в самом деле оказались ядом, потому что в одну секунду все исчезло.
  - Нет, Кэтрин. Не могу. Не получается. Прости.
   Конечно, не получается. Исцеление так быстро не происходит. Это я, дура, поддалась искушению.
  - Не надо. Не мучь себя. - Я лихорадочно стала искать слова утешения. - Еще рано. Нужно, чтобы прошло какое-то время.
  - Через пару лет мне будет шестьдесят. Все, хватит. Отгулял свое.
  - Шестьдесят для мужчины, особенно такого, как ты, не предел. Мы с тобой вылечили почти все. Ты вернулся к своему прежнему состоянию. Осталось только это. Тебе же показали, какой у тебя тугой узел с ней, и не на уровне головы, интеллектом здесь и не пахнет. Как только кармическая связь прервется, у тебя все восстановится, поверь мне.
  - Когда? Сколько времени ждать?
  - Не знаю. Может быть, несколько месяцев, а может быт, лет. Мне понадобились годы, чтобы встретить тебя.
  - Так долго!
  - Ты можешь ускорить процесс.
  - Как?
  - Как только будешь вспоминать о ней, прощай и проси благословления ее душе. Именно о таком прощении говорил Иисус.
  - Кэтрин, почему ты так часто говоришь о нем? Ты христианка?
  - Я и тебе советую почаще его вспоминать, потому что ты тоже в его канале.
  - Ты что? С ума сошла?
  - Помнишь, какое описание ты дал своему Владыке кармы? Высокий, стройный, длинные волосы, короткая борода, зеленые глаза. Одет в светлый плащ. Если прочтешь мой дневник, найдешь точно такое же.
  - Ну и что?
  - А то, что у нас с тобой один Учитель.
  - И это Христос?
   Я задумалась над тем, имею ли я право навязывать ему свою точку зрения на то, что намертво вбито в сознание людей, что стало безусловным рефлексом у большинства, не желающего признавать очевидные вещи.
  - Не зови его так. Это - не фамилия.
  - Скорее, прозвище. Мессия. Как это переводится на русский?
  - Помазанник.
  - Я думал - спаситель.
  - Он не был ни тем, ни другим.
  - Но он думал о себе так и внушил это другим.
  - Чтобы чего-то достигнуть, надо в это сильно верить. Вот он и поверил. Очень сильно поверил.
  - Для чего? Ходил бы себе и ходил из деревни в деревню и проповедовал о добре и зле. С чего бы вдруг Машиахом называться? - Макс назвал его Мессией на иврите, сразу приблизив картинку к реальности.
  - Он мечтал установить Царство Божие на земле. По всем пророчествам, именно Машиах должен был принести мир, сделать иудеев свободными и счастливыми. Он был одержим идеей справедливости. Вот и решился на это. Ну, для того, чтобы люди пошли за ним. А они ему не поверили. Он очень страдает от того, что из него сделали бога.
  - Почему? Это должно льстить его самолюбию.
  - Не говори так. Он же еврей. Поставить кого-то на уровень Бога, пусть даже его самого или его мать - для него прямое оскорбление Бога. Иудеи идолопоклонство давно уже прошли, заплатив за это многими страданиями.
  - Но он не запрещал называть себя богом. Судя по его высказываниям, ему это нравилось.
  И тут я поняла, что Макс неплохо знаком с Новым заветом, может быть, многое даже оттуда помнит, а вслух не воспроизводит только потому, что не знает, как это звучит по-русски.
  - Скажи мне на иврите начало какой-нибудь молитвы. - Мне захотелось попробовать объяснить ему этот момент.
  -- "Барух ата Адонай..." - Произнес он, немного помедлив.
  - И что означает слово "Адонай"?
   -- "Господь". - Сказал он, все еще не понимая, куда я клоню.
  - А как уважительно обращаются к человеку на иврите?
  - "Адони".
  - Дословно "мой господин". Похоже, правда? Адонай, адони. А в написании вообще трудно различить, особенно тому, кто плохо знает это письмо, где гласные обозначаются далеко не всегда, но при этом страстно желает своего "господина" обожествить.
  - Он же сам называл себя Его сыном. - Возражал мне Макс.
  - Вспомни, обращаясь к своим слушателям, он говорит о Боге "Отец ваш", что идет в русле философии иудаизма, поднявшегося к тому времени на уровень общения с Богом как с Отцом, конечно, духовным.
  - Иными словами, греки буквально восприняли его слова?
  - Как и подобает язычникам. Мать Александра Македонского считала, что родила сына от Зевса. По легенде, весталка Сильвия родила детей Ромула и Рэма от бога Марса. Юлий Цезарь вел свой род от греческого героя Инея, матерью которого считалась Богиня Венера. А его племянник Октавиан Август, при котором разворачивались новозаветные события, официально объявил себя богом.
  - Кэтрин, а кто на самом деле виноват в его смерти?
  - А кто виноват в том, что случилось с тобой? Киллер, стрелявший в тебя? Граната, заказавший убийство? Вивьен, которая выкрала и удерживала силой? Или ты сам?
  - Ты же знаешь, я с самого начала взял всю ответственность на себя.
  - Поэтому ты вернулся ко мне. - Мы надолго замолчали. Но ясно было, что разговор не окончен, что мне позарез нужно его продолжение, и Макс сейчас готов к восприятию того, что давно будоражит мои собственные ум и душу. Я опять заговорила. - А он в тот момент, в отличие от тебя, не понял своей ошибки. Но сейчас он хочет правды.
  - Какой правды?
  - О себе. О том, что на самом деле он нес людям, и почему это с ним произошло.
  - А кто на самом деле знает, что там произошло? Теперь уже правды не найдешь.
   Да, трудно проводить расследование ситуации, имевшей место две тысячи лет назад. Может, даже и не стоит, если бы случившееся не волновало людей и спустя эту уйму времени.
  - Тебе никогда не казалось странным поведение людей, которые кричали ему "Осанна!" при въезде в Иерусалим, через пару дней яростно требовали его казни, а затем в горе оплакивали его смерть?
  - Толпа есть толпа. Она и возвысит, она и растопчет. А потом в лучшем случае пожалеет о содеянном. Но чаще - просто забудет.
  - Да, ты прав. Но в его случае "толпа" не подходит. Тебе не кажется, что это были разные люди? Вернее, те, кто в надежде и радости кричали "осанна", а потом, пережив величайшее разочарование, воскресили его. И те, кто кричал "распни".
  - Конечно, разными. Его оплакивали ученики.
  - А почему его имя стало так популярно? Я не хочу говорить "учение", потому что ничего нового он не сказал. Иудеям все это было известно задолго до него. Ты знаешь, сколько людей до него и после объявляли себя Мессиями? И ничего. Они погибали. Но новой религии не возникало.
  - Но, может быть, это как раз и подтверждает правду? Что он был сыном Божьим?
  - Мы все Его дети. Есть другая правда, которая подтверждает несокрушимость кармических законов. Давай начнем с какого-нибудь эпизода, например, с изгнания фарисеев и менял из Храма. Тебя ничего в нем не смущает?
  - А тебя? - Осторожно спросил Макс, поняв, что этот вопрос я задаю не просто так, и даже хорошо знаю на него ответ.
  - Все. Убранство Храма и порядок в нем были строго подчинены предписаниям Закона. Посещение паломников жестко контролировала стража, направляя потоки. Не забывай, евангелисты описывают канун Песаха, когда величайшую святыню посещали толпы людей со всей страны и из-за рубежа. Более того, в Храме, не то что торговые операции нельзя было проводить, но даже с кошельком денег запрещалось входить. Совсем другое дело - денежные приношения. Но стража отделяла таких паломников от тех, кто приходил с жертвенными животными, которые покупались и ритуально омывались в совершенно другом месте.
  - Тогда откуда он выгнал фарисеев и менял?
  - Сомнительно, чтобы он прогонял из Храма фарисеев; скорее, попытался вступить с кем-нибудь в перепалку. Фарисеи имели право проповедовать в Храме, но к его порядкам никакого отношения не имели. Фарисей - это человек, изучающий и толкующий Тору. Им мог стать любой иудей, прошедший обучение и возведенный в духовный сан раввина. Кстати, по описаниям, которые дают евангелисты, можно сделать предположение, что сам Иисус был фарисеем.
  - В самом деле, он проповедовал в синагогах и в Храме. - Стал вспоминать Макс.
  - Имел свою группу учеников, называвших его "ребе". К тому же, существует пример Павла, истинного создателя христианства, а он-то, как известно, был фарисеем. Но если окунуться в литературу о той эпохе, то можно узнать, что тогда по Галилее ходило много странствующих проповедников, которые заодно занимались исцелением людей. Их называли "святыми галилеянами". Как правило, среди их учеников было много женщин. Это были фарисеи, приверженцы школы Великого Гиллеля. Они проповедовали добро, милосердие, любовь к ближнему. И "золотое сечение" Торы, выведенное Гиллилем: не делай другому то, что не пожелал бы себе. А самой важной заповедью Торы считали "Люби ближнего своего как себя самого", потому что в отношении одного человека к другому Гиллель видел главное проявление Бога. Во времена Иисуса он считался величайшим еврейским мудрецом.
  - А я думал, это учение Иисуса.
  - В том то и дело, что ему приписали все то, к чему его народ пришел через боль, страдания, войны, в том числе гражданские, порабощения. У самого Гиллеля были крупные проблемы с саддукеями - те обвиняли его в отступничестве от Бога. Дело в том, что ребе, кроме всего прочего, был последователем пророка Иезекиля, занимался мистическим иудаизмом и верил в воскрешение души, что казалось саддукеям ересью. А что касается эпизода в Храме, то там не было ничего, кроме попытки привлечь к себе внимание. Не получилось этого и у стола менял, которые располагались вне территории Храма. Находившиеся рядом люди отнеслись к нему враждебно.
  - Что значит "попытка"? Он что-то хотел предпринять?
  - Неужели ты думаешь, что его казнили за мысли, которые обсуждались в то время в каждой синагоге? За рассуждения о воссоздании на земле Царствия Божьего, о котором говорили все, кому не лень?
  -- Почему это их занимало?
  -- Потому что евреи считали, что в царстве Бога все устроено по законам, которые они получили в Торе. Основное требование Закона - справедливость. Но за их грехи Господь не дает им возможности жить по этим Законам. И они мечтали, судили-рядили, что нужно сделать для установления этого Царства на земле.
  - Может, он это как-то по-особенному говорил, не так, как другие?
  - Может, и по-другому. Но все его рассуждения были в рамках понимания единого Бога, следовательно, допускались. Вот последователи его в дальнейшем перешли эту грань, поставив Иисуса на один уровень с Богом, что являлось прямым богохульством. Первым из них был некто Стефан, доказывавший иудеям в Храме, главном доме Бога, что Иисус тоже бог.
  - Почему "некто"? Он же "святой".
  - В одном из Евангелий имеется прекрасное разъяснение ситуации, когда Иисус обращается к фарисеям, якобы, в полном непонимании - мол, я столько добрых дел сделал, а вы наровите меня каждый раз камнями побить. На что те разъясняют: "Не за добрые дела хотим побить тебя камнями, а за то, что ты, будучи человек, делаешь себя Богом".
  - Но камнями побили Стефана. - Констатировал Макс и задумался, видимо, в поисках ответа на вопрос, почему Иисуса подвергли другой казни. Потом продолжил. - Хорошо. Допустим, богом он себя не называл, но, может быть, он тоже нарушил что-то очень важное, например, святость Субботы?
  - "Человек господин субботы"? Когда читаешь тексты, невольно обращаешь внимание, что исцелением он занимался, как правило, по шабатам, как будто у него это был приемный день. Скорее всего, это неумелая попытка взвалить на него ответственность за нарушение Закона.
  - Почему неумелая? Все верят.
  - Потому что иудаизма не знают, а в нем предписано - если сознательное несоблюдение кем-то Субботы известно как минимум десятерым, такой отщепенец становится неевреем. Если верить текстам, фарисеи за Иисусом о-очень пристально наблюдали. И если бы дело обстояло именно так, как пишут евангелисты, то история Иисуса окончилась бы значительно раньше и совсем по другому. Ибо такому человеку запрещалось посещать синагогу и Храм, его никто бы не пустил на порог своего дома, не стал бы слушать его речей и уж тем более не позволил себя лечить. Он был бы изгоем.
  - Ты хочешь сказать, что он так не говорил?
  - Я хочу сказать, что он говорил разное относительно соблюдения Субботы. И подтверждение тому было найдено в конце 19 века. Тогда в Египте были обнаружены древние христианские свитки, относящиеся ко 2-му веку и получившие название "логии", потому что каждый новый эпизод в них начинается словами: "говорит Иисус". Так вот, в них утверждается, что он посылал проклятья на голову тех, кто не соблюдает Субботу.
  - Странно...
  - Почему странно? Это как раз соответствует той роли Мессии, которую он пытался взвалить на себя.
  - В самом деле, разве мог "сын божий" нарушить завет, установленный самим Отцом, и отменить день, вся суть которого состоит в служении Богу? - Стал рассуждать Макс.
  - Существуют и другие его высказывания. Сохранился список Евангелия от Луки, где имеется не вошедший в канонический текст его разговор с человеком, работающим в поле в субботу. Он обратился к нему: "Человек, если ты знаешь, что делаешь, будь благословен, но если не знаешь, ты проклят, как преступающий закон".
  - Иными словами, есть веский довод - можешь нарушить закон.
  - Да, именно так до него рассуждал Матафия, отец братьев Маковеев, поднявший евреев на восстание против греков. Вооруженная борьба против врага - веский довод для послабления закона о Субботе. И только в этом ракурсе "человек - господин Субботы". А теперь давай поговорим о "Тайной вечере". Тебя никогда не интересовало, почему она тайная? От кого тайная? В тот вечер в каждом иудейском доме проходил праздничный седер, то есть строго установленный порядок трапезы. Но арестовывать-то пришли его?
  - Его выдал Иуда.
  - А что было выдавать? Назови повод. И уж если говорить о нарушениях Закона, то ответь, с чего бы это вдруг Первосвященник, главный хранитель религиозного порядка и ценностей, забыв предписания Закона, позволил себе нарушить святость Субботы, удвоенной Песахом? Ведь Каяфа поднял на ноги стражу Храма, а затем созвал Синедрион для допроса какого-то странствующего паломника, который ничего особенного не совершал. Ну, подумаешь, устроил небольшой дебош у стола менял.
  - Верующему еврею позволительно такое грубое нарушение Закона только в случае прямой угрозы его жизни. Неужели Иисус совершил что-то такое, что Первосвященник расценил, как угрозу своей жизни?!
  - Не только своей. Но, чтобы понять, что же произошло на самом деле, нужно разобраться во множестве деталей. Например, скажи мне, разве в Песах иудеи развлекались, подобно язычникам, зрелищем казней? Нет. Они молились в синагогах, потом отдыхали дома. Им Законом запрещалось передвижение в Субботу по будничным делам, то есть не связанным с посещением синагог. Ты будешь смеяться, но Закон оговаривает даже такую мелочь, как лишение жизни насекомого в первый день Песаха. Муху запрещается убивать. А тут устраивают казнь людей! Казнили не только одного Иисуса.
  - В Библии сказано, что был такой обычай.
  - Ага, и в честь праздника кого-нибудь миловать. Такое могло быть в какой угодно стране, в какой угодно провинции Римской империи, только не в Иудеи. Тут евангелисты немного перепутали. А может быть, не знали по невежеству своему. Римляне вынуждены были согласиться даже на то, чтобы в Иудеи ходили две монеты: динарий и шекель.
  - Почему?
  - На римской монете был вычеканен император, к тому же объявивший себя богом. А иудаизм запрещает любое человеческое изображение. Ты понял, к чему я это говорю? - Макс отрицательно покачал головой. - Помнишь знаменитое "кесарю кесарево, а Богу богово", когда фарисеи принесли ему динарий, чтобы задать каверзный вопрос по поводу уплаты налогов?
  - Разве он этого не говорил? Из его ответа вытекает, что налоги следует платить исправно.
  - Говорить-то он говорил. Но сомнительно, чтобы фарисеи держали в руках монету с профилем "богочеловека". Тут евангелисты сами себе противоречат, изображая, с одной стороны, фарисеев ревностными блюстителями закона, а с другой, его злостными нарушителями, почище чем Иисус.
  - А кому тогда?
  - Ученикам. Именно так этот эпизод описан в "логиях". Он им про Царство Божье вдалбливал, где вся жизнь евреев будет подчинена только Богу, как единственному их правителю. А они все про налоги римлянам спрашивали. Ведь это была самая актуальная тема: люди повально разорялись, лишались имущества, становились бездомными и нищими. Вот он и разъяснял: "Кесарю - кесарево, а Богу - Богово". Иными словами, какие могут быть налоги римлянам, когда божье Царство уже скоро наступит, и кесаря не будет? А наступит оно, потому что придет Мессия...
  - Но ведь не было ничего, ни восстания, ни призывов к борьбе с римлянами.
  - Как не было? Все было! А иначе, зачем себя Мессией называть?! Им руководило огромное желание очистить родину не только от римлян, но и от продажного духовенства, засевшего в Храме. Ведь саддукеи, в отличие от фарисеев, это каста жрецов, вся жизнь которых была связана с исполнением обрядов в Храме. Ими становились по рождению. Это были богатейшие семьи. В их руках находилась не только духовная, но и финансовая власть. И для удержания ее они были готовы на сговор с любыми завоевателями. Но Каяфа почувствовал угрозу не столько в самом восстании, сколько в реакции Пилата на него.
  - Но где доказательства?
  - В Евангелиях. Судя по всему, власти знали о готовящемся восстании. Все евангелисты передают их тревогу и обеспокоенность, но в то же время, не сообщают о проведении каких-либо превентивных мер. Потом мы узнаем, что Иисус стремительно покидает дом, где провел праздничный, но почему-то тайный седер, и отправляется, на ночь глядя, за пределы Иерусалима, где его хватает стража. А потом казнят вместе с разбойниками.
  - И что в этом особенного?
  - Все. Во-первых, мы уже выяснили, что в праздники казни не устраивались. Во-вторых, как юрист, задайся вопросом, если все-таки экстраординарное решение о казни было принято, почему дела Иисуса и Варравы с подельниками были объединены в одно судопроизводство?
  - Никогда не задумывался над этим обстоятельством.
  - Тогда подумай с учетом сведений, которые сообщают евангелисты: Варрава с сообщниками оказались в темнице после того, как "во время мятежа сделали убийство". Обрати внимание, слово "мятеж" употреблено евнгелистами.
  - Ты хочешь сказать, что их поймали одновременно с Иисусом?
  - Нет, их поймали незадолго до Иисуса. Объединили в одно дело по причине прямой связи. Их провал, оказался провалом мятежа, которым руководил Иисус. Следующий вопрос, кто поймал Варраву?
  - Это имеет большое значение?
  - Для Иисуса - огромное. Судя по тому, что на суде у первосвященника разбойников не было, иначе между ними провели бы очную ставку, Варраву поймали римляне. И наконец, один из важнейших вопросов, который до сих пор мучает исследователей его биографии, и который сразу же встал в нашем разговоре, почему Иисус был предан самой позорной и мучительной казне, которой казнили разбойников и смутьянов - распятию на столбе? Если бы в его словах и деяниях нашли отказ от иудаизма, ересь в присвоении себе звания живого сына божьего, клевету на Бога в соблазнении земной женщины, его забили бы камнями или сбросили в пропасть.
  - Выходит, он связался с простыми разбойниками?!
  - Не с простыми. Это для римлян и саддукеев они были разбойниками. А на самом деле, они были зелотами.
  - А это кто такие?
  - В зелоты шли люди, лишившиеся земли и собственности. Те, кто с оружием в руках был готов бороться против римлян и евреев, которых они считали приспешниками завоевателей. На этапе зарождения зелотства Иосиф Флавий считал, что ими движет "ничем не сдерживаемая любовь к свободе". В дальнейшем зелоты превратились в экстремистское крыло фарисеев. Евангелисты Марк и Матфей среди учеников называют Симона Кананита. В переводе с арамейского это прозвище означает "зелот". А Лука без всяких церемоний, так и называет его "Симон Зилот", видимо, не понимая, что означает данное имя. Нет сомнения, через него Иисус осуществлял связь с этим радикальным иудейским движением.
  - Ничего себе?! Получается следующая картина: он решил с помощью зелотов захватить власть, и с приближенными учениками ждал на конспиративной квартире результатов мятежа. Но не слишком ли это упрощенная схема?
  - Мятеж всегда и везде проходит по одному сценарию. А вот подготовка к нему - очень хлопотное, кропотливое и опасное занятие. Евангелисты подробно рассказывают, как три года он ходил по стране, привлекая к себе внимание способностью исцелять, чем вербовал сторонников. Отлично от других фарисеев трактовал Закон.
  - Значит, все-таки его проповеди отличались...
  -Да, он не давал ссылки на предыдущих мудрецов, как положено в иудаизме. Делал это специально, чтобы усилить у людей впечатление о себе, ибо не пристало Мессии ссылаться в своих словах на кого-то. Использовал и другие приемы, например, инсценировку пророчеств о Мессии. Если помнишь, при въезде в Иерусалим ученики в экстазе бросали под ноги его осла пальмовые ветви и свою одежду.
  - Зачем?
  -Такой въезд Мессии описан в одном из пророчеств Захарии. Особое внимание он уделил белому ослу, фигурировавшему там же.
  - В Евангелиях описано, что он велел ученикам пойти в определенное место и там взять привязанного осла. Ученики удивились его дару предвиденья. Я никогда не задумывался, что могла быть предварительная договоренность. Но это значит, что ученики не были посвящены в его планы?
  - Не во все. Может быть, ты помнишь, как описывает Лука его путь в Иерусалим? Ученики, сопровождавшие его, ужасались. Следовательно, знали, что возможны разные варианты. Конечно же, он хотел, чтобы народ принял его, как Мессию. И все для этого сделал, как было заповедано пророками. В затею с ослом, чтобы все прошло достоверно, не посвятил даже ближайших учеников. Но не получилось. "Народ безмолвствовал".
  - Почему?
  - Устал. Устал ждать и разочаровываться в своих надеждах. Время было лихое. Иосиф Флавий с горечью пишет, что любая кучка недовольных, себе на погибель, выбирала из своих рядов царя, то бишь Машиаха. Правда, своим читателям римлянам, как и положено, он представляет их разбойниками. То бывший раб Ирода претендовал на звание Машиаха, разграбив и спалив несколько дворцов. То какой-то пастух из Галилеи объявил себя царем Иудейским и образовал свое "государство". На самом деле, это были неудачные, неподготовленные разрозненные попытки национально-освободительных восстаний. Результат - сожженные римлянами города и тысячи распятых вдоль дорог.
  -- Мне кажется, дело не только в апатии. Иисус не принадлежал к роду Давида, что было самым важным условием признания Машиаха.
  -- Умница, Макс. Кстати, предыдущие "мессии" тоже не могли доказать свою принадлежность к роду Давида. Спектакль же, разыгранный учениками при его въезде в Иерусалим, видимо, оказался недостоверным, о чем ему открыто заявили находившиеся рядом духовные лица...
  -- Тогда он пошел в Храм?
  -- Сначала, опечаленный провальным началом, в предчувствии самых нехороших последствий своей затеи, посидел на Масличной горе. Там разбивали свои шатры многочисленные паломники, пришедшие на праздник в Иерусалим. Поразмыслив, принял решение идти в Храм. А вдруг там повезет привлечь внимание толпы! Но порядок в Храме строго поддерживался стражей. Затеял пререкания с фарисеем, проповедующим в одном из пределов Храма. Но стража попросила удалиться. Попробовал обратить на себя внимание у менял, уже за территорией Храма. И тоже мимо. Чуть камнями не побили. Увидел смоковницу и проклял ее, как будто дерево виновато в том, что в эту пору не плодоносит. Сколько разных толкований дается этому поступку. А смысл ее прост: он понял, что поторопился, плоды еще не созрели. Только выводы сделал неправильные.
  - Почему ты так решила?
  - Он же дерево проклял, а не возложил вину на садовника, который не во время пришел за урожаем.
  -Ты хочешь сказать, что народ оказался не готов к мирному переходу власти?
  -Да, что-то вроде современных "революций гвоздик или роз" не получилось. И он решил перейти ко второму варианту.
  - Вооруженному восстанию?
  - Но сам мятеж должны были осуществить зелоты - не гоже ему, Машиаху, марать свои руки в крови. Тем более что приближался праздничный вечер, нужно было найти место для пасхального седера. Послал учеников, и по указанной им примете, кувшин с водой, те нашли нужного человека, который назвал адрес, где их примут. Это все описано в Евангелиях.
  - Прямо целая конспиративная сеть.
  - Конечно. Это была очень хорошо организованная секта - ессейская. В ней подчинение младшего старшему считалось законом А Иисус к тому моменту занимал в ней самое видное положение. Ты вспомни его встречу с Иоанном...
  - Когда тот его в воду опускал?
  - В современном русском языке слово "опускать" имеет несколько иной смысл. Правильнее сказать "окунал", отсюда греческое "баптизо", окунание. Иоанн по-гречески так и зовется "Баптистес", "окунатель".
  -- А как же "Креститель"? Ведь по-русски говорят так?
  -- Игра слов. Лишь в русском, ну и ряде славянских языков, слово "крещение" и "крест" являются однокоренными.
  -- Но ведь они крестились!
  -- Макс, ты, когда ванну принимаешь, крестишься?
  -- Скорее моюсь.
  - Вот и они очищались. С какой стати креститься двум евреям-ессеям, исповедующим иудаизм более строгий, чем у самого Моисея? У Луки, например, сказано, "когда же крестился весь народ", тогда принял крещение Иисус. Тебе известно что-нибудь о крещении еврейского народа? Мне, нет. Акт крещения подразумевает под собой приобщение к христианской вере, не так ли? А к чему мог приобщать Иоанн, если этой веры еще не существовало?
  - Тогда, что он делал?
  - Проводил очищение в микве. Сколько существует иудаизм, столько существует очищение водой - в реках или специальных бассейнах с проточной водой. А ессеи были "помешаны" на физической и духовной чистоте. Ритуальное водное очищение было обязательным в их распорядке дня. Но я не об этом. Иоанн ведь поначалу отказался его в воду окунать, спрашивая "смею ли я"? "Мне надобно креститься от тебя...", что означает: я должен пройти очищение под твоим руководством. И это робко говорит человек, ставший к тому времени авторитетным проповедником. А Иисус ему: "Оставь теперь, ибо так надлежит исполнить всякую правду".
  - Что в этом особенного? Иоанн увидел в нем Мессию.
  - Ожидание прихода Мессии - национальная идея евреев, не дающая, однако, никакого повода к их крещению. Вопрос в другом - какую правду они должны исполнить? Если же предположить, что они состоят в одной общине, и старший в иерархии дал согласие пройти обряд очищения у младшего, то все становится понятным. И правда состоит в том, что Иоанн первым из ессеев стал нести людям идеи этой закрытой от остального мира секты. Следовательно, по мнению Иисуса, он имеет право провести над ним, главой секты, ритуал очищения в микве.
  -Но откуда известно, что Иоанн был ессеем?
  -Из сути его проповедей про конец света, огонь очистительной войны, после чего на земле установится Царство Божие, но попадут в него только покаявшиеся и принявшие от него ритуальное очищение. Да, и обязательное условие - отказ от собственности, потому как в новом царствии оно не понадобиться. Все согласно устава секты.
  - А секту кто организовал, Иисус или Иоанн?
  - Ни тот, ни другой. Она возникла во 2 веке до нашей эры, во время гонений греческого царя Антиоха Епифана на иудаизм. А позже ее возглавил человек, которого сектанты называли Учителем Праведности. Он погиб лет за сто до описанных в Евангелиях событий от преследований некоего жреца. Немаловажный нюанс -- ессеи свято верили в его воскрешение.
  - Стоп, Кэтрин. Кто такой Учитель Праведности? И неужели его существование так важно в возникновении христианства?
  -- Очень. Как ты думаешь, о чем спрашивал Иоанн, посылая из тюрьмы к Иисусу учеников: "Тот ли ты, который должен придти или ждать нам другого"? А ведь их эпохальная встреча уже состоялась, И согласно текстам, небеса над Иисусом разверзлись, и Святой Дух в виде голубя сел на него. Да и голос оттуда, сверху, утверждал: "Это сын мой возлюбленный..." С чего бы это вдруг Иоанн засомневался?
  -- Ты хочешь сказать, что Иисус выдавал себя за воскресшего Учителя, а Иоанн сомневался?
  -- По крайней мере, Иисус стремился спроецировать на себя черты Учителя Праведности. Нужно пояснить, что смысл вопроса Иоанна стал понятным только в наши дни, после обнаружения текстов Кумранской общины, что располагалась в Иудейской пустыне у Мертвого моря. Из них впервые стало известно о существовании ессейского Учителя Праведности. В найденных документах секты значительное место занимают его сочинения в виде гимнов, пророчества. А также составленное последователями его жизнеописание. Он был весьма неординарной личностью: исцелял больных, творил чудеса, получал Божественные откровения.
  -- Да, очень схожая картинка.
  - Я бы сказала, мистическая. Потому что закончил он тоже печально: его судили, по-моему, даже дважды. Подвергли истязаниям, а потом повесили на дереве, то есть распяли.
  -- Ты хочешь сказать, что Иисус повторил его судьбу?
  -- Понимаешь ли в чем дело, без Учителя Праведности не было бы Иисуса. Иисусу удалось заставить ессеев принять себя за воскресшего Учителя Праведности, который в их представлении к тому же должен был быть всеми ожидаемым Мессией. Но и этого мало, он сделал невероятное - воплотил в себе живой образ Сына человеческого.
  - Кэтрин, о чем ты? Это придумка людей, плохо знающих иврит. Ты сама говорила об этом пробеле христиан. Словосочетание "бен адам", то есть сын Адама, означает просто "человек". Заменив им "сына человеческого", понимаешь, что ни о каком божественном происхождении Иисуса речь не идет.
  - Дело в том, что понятие "Сын человеческий", придумали не евангелисты. Оно появилось в иудаизме благодаря пророкам, а затем получило развитие книгах Даниила и Еноха. Предсказывая конец света и последующее воссеяние на земле Царства Божьего, пророк Даниил описывает величественную сцену: к сидящему на троне Богу, подходит Сын человеческий, будущий властитель этого царства. Безусловно, образ Мессии это поднимало на новый, более высокий уровень.
  -- Ты хочешь сказать, что ученики восприняли Иисуса в виде этого сверхъестественного образа?
  -- Я хочу сказать, что таким его восприняли греки-язычники, создавшие христианство, и нашедшие в этом образе подтверждение божественному происхождению Иисуса.
  - А, по-моему, наоборот, "Сын человеческий" применительно к Мессии только подчеркивает его человеческую сущность. "Бен Адам", сын Адама, человека, созданного из праха. Ведь Мессия, по предсказаниям пророков, это живой реальный человек из рода Давида.
  - Как бы то ни было, но многие исследователи сходятся на том, что "Книга Даниила" была настольной у ессеев. Ее тезисы стали основой ессейских гимнов, а те в свою очередь - Иоанновых проповедей. А Иисус целью своей жизни поставил утвердить Царство Божье на земле. Ты думаешь, он просто так три года ходил из деревни в деревню? Учеников, своих посланников, по городам рассылал? А о чем они весть несли? О воскрешении в нем Учителя Праведности, Мессии. О том, что секта должна сплотиться вокруг него. Более того, он обозначил границы передвижений апостолов-вестников: у Матфея сказано, чтобы к язычникам и самаритянам не ходили. Зачем, если вне еврейской среды нет ессеев?!
  -- Теперь понятно, чем был вызван его гнев, когда он обещал некоторым городам участь Содома и Гомморы. Они отказывались признать в нем воскресшего Учителя?! Признаться, меня всегда коробила такая жестокость, которой я не находил оправдание. Выходит, он создавал организацию?
  - Воссоздавал ее.
  - Есть разница?
  - Конечно. Ко времени, когда Иисус возглавил секту, она была достаточно разнородна, утратив былое единство. Большинство братьев из общины у Мертвого моря переселилось в города и деревни, где занимались ремеслами и земледелием. Торговлей не занимались принципиально. Жили коммунами, не имея собственного имущества, а только общественное. Но духовного лидера не было.
  - А Иоанн?
  - Иоанн с учениками обитал в пустыне. И тут следует вспомнить о наиболее точном прозвище, данном ему - Предтеча. Он произносил грозные проповеди, но себя в роли лидера не видел. Не зря же говорил, что сильнейший придет следом за ним.
  - И придет он с огнем... Огнем восстания?!
  - Согласно ессейским представлениям, это должен быть огонь очистительной войны, после которой на земле наступит царство справедливости, то есть царство Божие. Эти проповеди настолько насторожили власти, что деятельность Иоанна была пресечена самым радикальным образом. И танцы Соломеи тут вовсе не при чем.
  -- В Евангелиях говорится о разногласиях между учениками Иоанна и Иисуса.
  -- Иисус не придерживался сурового образа жизни, который вел Иоанн. Да и откровенные призывы к войне считал преждевременными. Он решил идти "другим путем" - сначала сплотить общину вокруг себя.
  -- Но ни в одном из христианских текстов нет упоминания о ессеях.
  -- Так кажется человеку, не знающему реалий того времени. Секта не была подпольной. Фарисеи, которых так не взлюбили евангелисты, создавая устную традицию, фиксировали все течения, направления, даже нюансы иудаистской мысли. В истории иудаизма отражено и ессейство.
  -- Но в Талмуде нет упоминаний об Иисусе.
  -- Значит, выхода за рамки иудаизма не было.
  - А как же многочисленные споры Иисуса с фарисеями?
  - Не нужно забывать о существовании нескольких фарисейских школ, приверженцы которых отчаянно выясняли отношения при толковании Торы. Мы уже говорили, что Иисус высказывал идеи Гиллеля, широко трактуя Закон, в противовес школе Шабтая, отличавшейся буквальным его пониманием.
  - А его проповеди перед людскими толпами?
  - Ты имеешь ввиду Нагорную проповедь? Вряд ли слушателями были случайные люди. Иосиф Флавий пишет, что римляне запрещали не санкционированные скопления людей и разгоняли таковые беспощадно. По всей видимости, эти собрались тайно, в условленном месте, чтобы послушать Учителя. И обращение к ним Иисуса было совсем не случайным: "Блаженны нищие ибо их Царствие Божье".
  - Нет, Кэтрин, неправильно. "Блаженны нищие духом"
  - Макс, запомни, нищие духом блаженными не могут быть нигде, ни на земле, ни в Тонком мире. Именно "блаженны нищие". Так сказано в подлиннике у Луки, у него одного. Впоследствии, пытаясь привести тексты Евангелий к унифицированной форме, отцы христианства, вставили "случайно" пропущенное Лукой слово. Но вариант Луки - самый правильный.
  - Почему ты так уверена?
  -- Ты меня спрашивал об упоминаниях в христианских текстах ессеев. Так вот, у секты было много самоназваний. Ессеи называли себя "людьми дела", "воинами света", но чаще всего "простецами" или "нищими". О "нищих" говорит не только Иисус, но и апостолы, и Павел.
  -- Они действительно были нищими?
  -- Они называли себя так в противовес храмовому жречеству, которое богатело день ото дня. Я уже тебе говорила, что в Иудее ходил шекель. Все пожертвования в Храм и обязательные налоги на него, которые был обязан платить каждый иудей независимо от места жительства, а диаспора была многочисленной и богатой, принимались только отчеканенной в Иерусалиме монетой.
  - Игра на курсе?
  - Тебе и не снилось, на каком. Жрецы сделали Храм одним из главных мировых центров оборота денег. А расплачивались за это в прямом смысле беднота. За разрешение хождения шекеля Рим ввел в Иудее дополнительный подушный налог, взимавшийся даже с грудных детей. Он шел на строительство Храма Юпитера. Ессейская же секта, кстати, в свое время образованная частью жреческой элиты, на первое место ставила духовное богатство, а потому аскетизм был главной чертой их образа жизни. По такому подобию в дальнейшем будут устроены монашеские общины.
  - У них и обет безбрачия существовал, как у современных монахов?
  - Абсолютно верно. Ессеи считали, что семья отвлекает от главного занятия: служения Богу. Именно в связи с этим Иисусом была сказано: "некоторые сделали себя скопцами для Царствия Божьего". В этом вопросе они кардинально расходились с фарисеями - те придерживались той точки зрения, что если Бог создал людей такими, то отказывать себе в интимной жизни величайший грех.
  - И что же, в самом деле, ни за что и никогда?
  - Нет, конечно. Против инстинктов не пойдешь, а половой, как известно, стоит на втором месте после пищевого. Да и фанатизм хорош, когда подпитывается рациональностью. Вот и отцы секты осознали, что целомудренность братьев не увеличивает их рядов. Поэтому ессеям после определенного возраста разрешалось покидать общину и обзаводиться семьями для продолжения рода и пополнения братства. Более того, ессеи приветствовали воспитание детей в их среде. Об Иоанне Лука так и говорит: "Младенец возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дней явления его Израилю".
  -- Ах, вот о чем идет речь! А я удивлялся, что за детский сад в пустыне?
  -- Вернемся к Нагорной проповеди. Теперь понятно, что это было обращение к братьям по духу? В Царствии Божьем они, нищие, но богатые духом Закона, из последних станут первыми. Мы уже говорили, Царствие Божье в понимании иудея - это царство справедливости, где не будет лжи и беззакония, где во всем своем великолепии воссияет Закон, перед которым будут равны все. И тогда же заявил, что пришел исполнять Закон "до последней черты, до последней йоты", то есть до последней огласовки.
  -- Но если он не собирался вступать ни в какие конфликты с Законом, то почему противопоставил свои взгляды Закону?!
  -- Каждым человеком в любой ситуации движут определенные мотивы. Мотив его поступков только один - заставить окружающих поверить в него, как в Мессию, помазанника на иудейский престол, власть которого принесет евреям долгожданную справедливость. "За кого люди почитают меня?" - все время интересуется он у учеников. Поэтому выбрал форму комментария Закона в виде противопоставлений.
  -- Зачем?
  -- С его точки, такая трактовка Закона и Пророков звучит мощнее. Но его противопоставления, которые в дальнейшем были расценены, как тезисы нового учения, и уже сами противопоставлены иудаизму, ни на йоту, как он и обещал, из рамок закона не вышли, разве что в отношении разводов.
  -- Каким образом?
  -- Он считал, что вступление разведенных супругов в повторный брак, является прелюбодеянием, тем самым высказав более жесткое требование к соблюдению браков, чем Моисей, который разрешал разводы при определенных условиях.
  -- Почему? Может быть, повлияли личные переживания?
  -- Может быть. Стоит задуматься, почему еврей в сорокалетнем возрасте, находящийся в сане раввина, был не женат? Для евреев вступление в брак означает исполнение одной из главных заповедей Закона.
  -- Кэтрин, ответь на два вопроса. Первый, почему ты считаешь, что ему было сорок, а не тридцать три? И второй, ты же сама говорила, что он ессей, принявший обет безбрачия?
  -- В отношении возраста Иисуса христианская традиция слишком доверилась указанию Луки, который сообщает, что тот родился во время переписи. Внешнего описания галилейского проповедника не дает ни один евангелист, кроме все того же Луки, решившего, что в начале "служения" было Иисусу приблизительно тридцать лет. А Матфей рассказывает, что Иисус родился при жизни Ирода, который умер за десять лет до проведения переписи. И не верить Матфею нет никаких оснований. Согласись, сорок лет - солидный возраст для общественного деятеля. Косвенно это подтверждают евангелисты, напоминая об авторитете Иисуса не только в народе, но и среди духовенства. В синагоге его, как почетного гостя, приглашают к прочтению недельной главы. А теперь подумай и скажи, какое основное занятие Иисуса?
  -- Наверное, целительство. - После некоторого раздумья Макс добавил. --Ходил по городам и проповедовал.
  -- Что значит, проповедовал?
   Макс в недоумении молчал. Пришлось самой отвечать на свой вопрос.
  -- Его проповеди заключаются в толковании Торы. А это значит, он занимается прямыми фарисейскими обязанностями. Ведь фарисей в переводе означает "толкователь". Более того, к нему приводят людей на суд. Значит, он положен в сан раввина и имеет право осуществлять мирровой суд. Ты думаешь, почему к нему Марию Магдалену привели? Или почему он отправился к "бесноватым", которые в гробах жили?
  -- Они, в самом деле, в могилах жили? И их был легион?
  -- Они жили за пределами городов в пещерах, где были захоронения. Не потому что были одержимы бесами. Им просто негде было жить: они лишились домов и имущества в городе из-за налогов, которыми их обложили и римляне, и местные правители. Вот и бесновались. Проще говоря, устраивали беспорядки, разбойничали. И был их, действительно, легион обездоленных. Иисуса, как авторитетного фарисея и миррового судью местные власти попросили их усмирить.
  -- И он изгнал из них бесов?!
  -- Изгнал? Усмирил, пообещав скорый приход Мессии, который отменит все налоги, и разберется с римлянами. Одним словом, уверил в скором наступлении Царства Божьего на земле.
  -- То-то мне казалось странным, что одержимые просятся пойти с ним.
  -- Эпизодов, подтверждающих его принадлежность к фарисеям, в Евангелиях масса. Но для реализации мечты об освобождении родины и захвата власти, одной фарисейской среды оказалось мало. Ему мешало отсутствие принадлежности к роду Давида. Выход он нашел во вступлении в ряды ессеев, которые считали, что Машиахом будет воскресший Учитель Праведности. В секте очень быстро поднялся до положения жреца. Что касается семейного положения, то могу сделать предположение, что, скорее всего, он был вдовцом. Неженатый верующий еврей в сорок лет - это нонсенс.
  -- А может быть, разведенным?! Не зря ведь так ополчился против разводов.
   Я ничего не ответила: чего не знаю, того не знаю. В Евангелиях нет даже намека на его пребывание в разводе. Но, видимо, тема женитьбы была настолько болезненна, что он прилюдно нагрубил матери, только намекнувшей на изменение его семейного положения. А может быть, он, как Рахметов у Чернышевского, был женат на Идее?! Революционная романтика, сохранившаяся у мужчин в зрелом возрасте, всегда выходит боком, не только им самим.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"