Храмцев Дмитрий Валерьевич : другие произведения.

Империя Карла Великого

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.95*32  Ваша оценка:

2

Империя Карла Великого.

Попытка обзора литературы и источников. Основные источники по истории времени Карла Великого - многочисленные капитулярии самого Карла и его биография, написанная Эйнхардом, но тем не менее не являющаяся достоверной, так как "Эйнхард мог широко заимствовать из жизнеописания цезарей Светония, полагая, что таков наилучший способ характеристики франкского государя, который не только подражал римским императорам, но и в собственных глазах и в глазах современников был таковым на самом деле". А.Я.Гуревич, "Категории средневековой культуры", М., "Искусство", 1984, стр. 139. Некоторые из капитуляриев Карла в связи с церковными проблемами затронуты в книге Жана Флори "Идеология меча" (Спб., "Евразия", 1999) и будут затронуты в работе. Несмотря на большую роль Карла Великого в средневековом мире, небольшое число работ посвящено исключительно ему. Во втором томе "Истории Европы" (М., "Наука", 1992), более того, сказано, что величие Карла во многом относительно, потому что он не осуществил ни одного политического переворота, а его реформы шли курсом, намеченным уже до него, но тем не менее достижения своих предшественников он столь умело использовал, что при нём франкское государство достигло своего расцвета. См. "Истории Европы" М., "Наука", 1992, стр. 122. Интересны замечания в "Цивилизации средневекового запада" Жака Ле Гоффа (М., "Прогресс", 1992), которая далее будет использоваться, и во "Всемирной истории. Средние века" Оскара Егера. (М., АСТ, 2000). Следует ещё отметить, что работы, подобные "Истории" Егера содержат более полный фактический материал, с обилием деталей и дат, а исследования вроде "Истории Европы" напротив, богаты теоретическим материалом, поэтому оба типа работ представляют ценность.

Становление державы Каролингов. Во времена "ленивых королей" всё большую власть приобретали майордомы, правители на местах. В 637 году майордом Австразии Пипин Геристальский стал правителем всего Франкского королевства. Потомки Пипина Геристальского положили начало новой династии, получившей позднее имя Каролингской. При Карле Мартелле (715-741), по прозвищу "Молот", были обложены данью племена саксов, фризов, аламанов и баваров, а после победы при Пуатье 25 октября 732 года было оставлено продвижение арабов В Европу. Карлом Мартеллом была проведена бенефициальная реформа, суть которой заключалась в том, что вместо аллодов раздавались так называемые бенефиции - земельные наделы, даваемые в пожизненное пользование на условиях выполнения военной службы. В случае смерти владельца бенефиций возвращался своему первоначальному собственнику, или же бенефиций мог быть отобран, если не выполнялись условия его жалования. Конфискуя земли у магнатов, а потом и проведя секуляризацию церковных земель, Карл Мартелл раздачу бенефиций. Секуляризация земель обострила отношения государства с церковью. Они были урегулированы преемником Карла, Пипином Коротким (741-768), который все отобранные у церкви земли признавал её собственностью, c "которой бенефициарии должны были вносить определённые платежи. Такие земельные держания назывались "прекариями по королевскому повелению" (precaria verbo Regis)". "История средних веков", под редакцией З.В.Удальцовой и С.П.Карпова, т. 1, М., "Высшая школа", 1990, стр. 101. После этого Каролинги всегда находились в тесных отношениях с церковью и папой. В 751 году в Суассоне Пипин папой Стефаном II был помазан на царство, а последний из Меровингов, Хильдерик, по приказу папы был низложен и пострижен в монахи, после чего, в 754 году, совершил поход на лангобардов и заставил их вернуть захваченные области Рима и Равеннского экзархата папе, что только упрочнило отношения короля с церковью. Итак, к приходу к власти Карла Великого обстановка во Франкском королевстве была более или менее стабилизирована.

Приход Карла Великого к власти. Пипин "умер 24 сентября 768 года в племени парисиев [apud Parisios] (то есть в Париже) от водянки, после того как закончилась девятилетняя (760-768) аквитанская война, что велась против начавшего её герцога Вайфария, оставив детей Карла и Карломана, к которым, по божественной воле, перешло наследование царством. Франки же, по своему обычаю, созвав генеральский конвент, поставили себе королями и того, и другого (Карл и Карломан были помазаны в короли папой Стефаном II в 754 году), предпослав такое условие, чтобы царство было разделено ими поровну (Карл обладал окраинными землями, омываемыми морем, то есть северными и западными областями королевства. Эти земли простирались от атлантической Акситании до Тюрингии, через большую часть Нейстрии и Австразии, Фризию и Франконию. Карломан получил разнородные центральные и юго-восточные (до границы с Италией и Баварией) земли, охватывающие территорию от Суассона до Марселя и от Тулузы До Базеля. Однако и тот и другой владели частью Нейстрии, Австразии и Аквитании, что, по всей видимости, свидетельствовало о желании отца сохранить единство королевство), чтобы Карл принял для правления ту часть, которой обладал его отец Пипин, а Карломан - ту, которою возглавлял его дядя Карломан. Той и другой стороной эти требования были приняты, и каждый получил часть разделённого королевства в соответствии с предложенным. Это соглашение сохранялось, хотя и с большим трудом, поскольку многие из сторонников Карломана замышляли разорвать союз. Дошло до того, что некоторые даже было намеревались свести братьев в войне. (...) Итак, Карломан после совместного двухлетнего правления умер от болезни, а Карл, похоронив брата, при общем согласии, был избран королём Франкии". Эйнхард, "Жизнь Карла Великого", из Книги: "Историки эпохи Каролингов", М., "Росспэн", стр. 12, 224-225. Так написано У Эйнхарда о приходе Карла к власти.

Походы Карла. В первую очередь основа славы монарха, то, чем он зарабатывает себе имя, это успешность его военных походов. У Эйнхарда читаем: "Из всех войн, которые он вёл, первой он предпринял аквитанскую, начатую его отцом, но не оконченную". Там же, стр.13. "Аквитанская война", о которой говорит биограф Карла - восстание, поднятое герцогом Аквитанским Гунальдом, наследником герцога Ваифа, с которым боролся Пипин Короткий. Гунальд хотел воспользоваться возникшей во время разделения земель ситуацией для восстановления независимости Аквитании. Не получив и помощи от брата, Карл в первом же своём походе разбил Гунальда. К слову будет сказано, описание этого столкновения у Оскара Егера - пересказ Эйнхарда, См. Оскар Егер, "Средние Века", М., АСТ, 2000, стр. 81-82. а в таком серьёзном издании, как "История Европы", она вообще не упоминается.

"Продолжая политику отца и деда, Карл Великий ещё шире раздвинул границы Франкского государства". "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 120. Нам очень важны слова "продолжая политику отца и деда", потому что в этой работе мы попытаемся доказать, что Карл - обычный монарх раннего средневековья, умело пользующийся изменениями внешних факторов, но не выделяющийся личными качествами.

По окончании Аквитанской войны Карл, как говорит Эйнхард, "Вняв просьбам епископа города Рима Адриана" Эйнхард, 6, "Историки эпохи Каролингов", стр. 13. предпринял военный поход против лангобардов. Целью Адриана, скорее всего, было расширение своих владений, и он просил Карла о защите, потому что лангобардский король Дезидерий наступал на папские земли. Как и Аквитанская, война с лангобардами по просьбе папы Стефана II была начата ещё Пипином Коротким. Войско Дезидерия было разгромлено, сам он и его жена были пострижены в монахи, а Карл к своему титулу "король франков" добавил "и лангобардов". Сын Дезидерия Адальгиз бежал в Константинополь. Он поддержал герцога Фриуля Руотгаза, который при помощи византийского флота надеялся захватить Рим и восстановить власть лангобардов. В 776 году Карл, предупреждённый папой Адрианом, перешёл Альпы, подчинив мятежные города. Руотгаз был убит, Адальгиз снова бежал. В 778 году было подавлено поднятое баварским герцогом Тассилоном. Эйнхард говорит о Баварской войне ("Жизнь Карла Великого", 11), которой в действительности и не было. Бавария была подчинена в ходе дипломатических переговоров, что вынудило Тассилона явиться к Карлу и повторить клятву верности. Через год, на генеральском сейме в Ингельгейме, Тассилона вынудили признаться в подготовке заговора, он и его жена были пострижены в монахи.

Примерно с 772 года ведётся борьба с саксами. Саксы - языческое северо-германское племя, к третьему веку расселившееся на побережье Северного моря до Нижнего Рейна и Эльбы. Саксонские мореплаватели грабили прибрежные районы Северной Галлии и Британии, в пятом веке были вытеснены из Галлии Франками, участвовали в завоевании Британии вместе с англами и ютами. Нужно заметить..., что саксы и франки одно время были союзниками и в 531 году уничтожили Тюрингское королевство. См. В.П.Буданова, "Варварский мир эпохи Великого переселения народов", М., "Наука", 2000, стр. 338.

"Война велась таким образом: на майском съезде, в одном из мест, ближайших к театру войны, принимались необходимые меры к походу, и затем этот поход начинали с некоторой торжественностью, которой церковь придавала обрядовую сторону. Впереди войска несли мощи, какие были под руками, и духовенства при войске было очень много: священников, аббатов, пресвитеров, учителей веры, сколько возможно было их собрать, и обязанность их заключалась в том, чтобы они своими святыми наставлениями поучали и покоряли под кроткое иго Христово народ, испокон века находившийся в узах бесовских". Оскар Егер, "Средние Века", М., АСТ, 2000, стр. 84. Франки разрушали саксонские святилища, насильно обращали в христианство князей и простых саксов, брали заложников, оставляли гарнизоны и уходили. Саксы подняли восстание, когда Карл был в Италии, в 775 году Карл лично повёл В Саксонию большое войско и саксы покорились, но в 776 году снова восстали, затем в 778 году. Так продолжалось до 785 года, когда военные вожди саксов Видукинд и Аббио приняли христианство. Окончательно же борьба с саксами прекратилась лишь к 804 году. "В ходе той войны, хоть она и тянулась по времени очень долго, сам Карл сталкивался в бою с врагом не более двух раз: один раз у горы, которая называется Оснегги, в месте по названию Теотмелли, и второй раз возле реки Хаза, и это произошло в один и тот же месяц, с разницей в несколько дней". Эйнхард, 8, "Историки эпохи Каролингов", стр. 15. В борьбе с саксами Карл, целью которого было присоединение саксов к королевству, представлял и интересы церкви - насильственная христианизация языческого племени. Это указывает на тесную связь государства с церковью.

Карл продолжал начатые своими предшественниками военные действия на юге: в 778 году Карл перешел Пиренеи, образовал пограничную Испанскую марку, На обратном пути Карл потерпел неудачу в Ронсельванском ущелье: 15 августа 778 года "в то время как растянувшееся войско Карла двигалось длинной цепью, как то обусловили характер места и теснин, баски, устроив засаду на самой вершине горы, (...) напав сверху, сбросили в лежащую ниже долину арьергард обоза и тех, кто шёл в самом конце отряда и оберегал впереди идущих с тыла. Затеяв сражение, баски перебили всех до последнего и разграбили обоз, а затем (...) поспешно рассеялись в разные стороны. (...) В этом сражении со многими другими погибли стольник Эггихард, дворцовый управляющий Ансельм и Руодланд, префект Бретонской марки", Там же, стр.16. будущий герой французского эпоса "Песнь о Роланде".

Начиная с 786 года, Карл неоднократно вторгался в Бретань, обкладывая данью бриттов, вожди которых в 800 году принесли Карлу клятву верности в Туре. С 791 по 803 годы Карл вёл войну с аварами. Находившиеся в союзе с Тассилоном, авары вторглись на территорию Франкского королевства, не зная о его свержении; Карл заключил союз с южными славянскими племенами, но война шла с переменным успехом. В союзе со славянскими племенами в 795 года была взята резиденция аварского каганата, была образована Паннонская марка.

В результате успешных войн Карл увеличил территорию Франкского государства почти вдвое. "Ведь раньше власти короля франков подчинялись только та часть Галлии, что лежит между Рейном, Легером И атлантическим океаном к Балеарскому морю, часть Германии, населённая франками, называемыми восточными, что располагается между Саксонией и реками Данубием, Рейном и Салой, которая разделяет туринов и сорабов, кроме того, власть королевства франков распространялась на аламанов и баваров. Карл же подчинил в упомянутых войнах сначала Аквитанию, Васконию и пиренейских гор вплоть до реки Ибер, которая начинается у наваров и рассекает плодороднейшие поля Испании, вливаясь в Балеарское море под стенами города Дертоссы, затем он присоединил всю Италию, протянувшуюся на тысячу и даже более миль от Августы Претории до южной Калабрии, где, как известно, сходятся границы греков и беневентцев. Потом он присоединил Саксонию, (...) после того и ту и другую Паннонию (то есть Савию и Валерию, так стали называться Верхняя и Нижняя Паннония ещё при Диоклетиане), Дакию, расположенную по ту сторону Данубия, а также Истрию, Либурнию и Далмакию, за исключением приморских городов, которыми вследствие дружбы и заключённого союза Карл разрешил владеть константинопольскому императору". Там же, стр. 20. Эйнхард несколько преувеличивает завоевания Карла. Так, Карлом не была присоединена Аквитания, Карл не получил Дертоссу, поэтому его владения не простирались до Ибера, так же, Калабрия не входила во владения Карла. Необходимо заметить, что после завоеваний Карла Франкское королевство включало в себя почти все основные земли Западной Римской империи.

Внутренняя политика Карла. "Важнейшей причиной всех успехов Карла Великого была поддержка, которой он пользовался у знати". "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 121. Карл продолжил раздачу бенефиций, почётных должностей, подарков. Политическая система, созданная при Карле, основой которой было усиление вассальных связей, способствовала усилению знати. Обязанность вассалов служить королю оформлялась договорами и клятвами верности; присягу на верность должны были давать и простые свободные, с 789 года составлялись списки присягнувших. Собрания знати были перенесены с марта на май и назывались теперь "майскими полями". Бюрократический сохранил те же функции, что он имел при Меровингах, но его члены стали более многочисленными и более образованными - хоть государственные акты в подавляющем большинстве были устными, письменность всё больше поощрялась; вообще, при Карле грамотность достигла довольно высокого для того времени уровня. Существовали письменные средства управления - капитулярии, регламентировавшие положение либо в отдельных районах, либо в государстве в целом. См. Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 45. Исполнение государственных указов на местах контролировалось "Государственными посланцами", которые время от времени направлялись для проверки дел, ведомых графами, которые внутри вверенной им территории пользовались суверенной военной, судебной и фискальной властью. "Государственные посланцы" имели право менять назначаемых графами должностных лиц, пересматривать графские решения, руководить подавлением восстаний. О результатах проверки "посланцы" сообщали на "майских полях". Так же, графы должны были являться к королю и докладывать о деятельности "посланцев".

Ле Гофф говорит о том, что церковный собор в Туре, созванный в 811 году, отмечал: "Во многих местах разными средствами имущество бедных людей сильно урезано, и это имущество тех, кто является свободным, но живёт под властью могущественных особ". Далее, Ле Гофф говорит, что новыми владельцами этого имущества становятся церковные магнаты и латифундисты. Ле Гофф в качестве примера приводит полиптик, составленный в девятом веке по велению Ирмиона, аббата Сен-Жермен-де-Пре - инвентарь земельных владений и повинности держателей земли. В нём описаны двадцать четыре владения, девятнадцать из которых находились в районе Парижа, между Мантом и Шато-Тьери. Эта экономическая мощь открыла земельным магнатам путь к публичной власти во многом благодаря процессу, начатому Карлом Великим и его наследниками. Как уже было сказано, Карл Великий увеличил число бенефициальных дарений, обязывал приносить себе клятву и вступать в вассальные отношения. Это делалось с целью укрепления франкского государства, Карл рассчитывал вассальными связями привязать к себе не только значительных людей, земельных магнатов, но и менее крупных землевладельцев, поэтому он поощрял своих вассалов, чтобы они так же имели вассалов, а всех свободных обязал выбрать себе сеньора. См. там же, стр. 51-52.

Действия Карла возымели практически обратное действие. В капитулярии Карла Великого 811 года говорится, что "бедняки жалуются на лишение их собственности, одинаково жалуются на епископов, и на аббатов, и на попечителей, на графов и на их сотников". Крестьяне разорялись из-за церковной десятины, тяжёлых налогов, высоких судебных штрафов. См. "История средних веков", под редакцией З.В.Удальцовой и С.П.Карпова, т. 1, М., "Высшая школа", 2001, стр. 118. Кроме того, после проведённой Карлом военной реформы, четверо крестьян должны были в складчину выставлять одного воина. Подобная практика была не только сама по себе разорительна для крестьянства, но и надолго отрывала его от хозяйства, а так как Карлом Великим велась активная завоевательная политика, то подобная военная практика была постоянной. Разорившиеся крестьяне отдавали свои владения земельным магнатам в обмен на покровительство и защиту, особое распространение получает начавшаяся ещё при Меровингах практика передачи земли в прекарий - земельное владение, которое магнат передавал разорившемуся крестьянину при условии выполнения определённых повинностей: несения военной службы, выполнения барщины или выплаты оброка. это способствовало усилению земельных магнатов, именно с этим связано то, что, как пишет Ле Гофф, "С 811 года Карл Великий жаловался на то, что некоторые отказываются от военной службы под тем предлогом, что их сеньор не призван на неё и они должны оставаться при нём".Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 52. Ситуация усугублялась и таким явлением, как иммунитет, заключавшемся в том, что магнат на принадлежащих ему территориях получал права сбора налогов и податей, пользовался верховной судебной властью и являлся предводителем созываемого на его территории военного ополчения. Не в силах препятствовать этому процессу, государство легализировало его особыми грамотами, согласно которым иммунитетные земли выходили из подчинения графам. Подобная практика, получившая большое распространение при Каролингах, началась, однако, ещё во времена Меровингах. К тому же, после судебной реформы Карла Великого свободные крестьяне были лишены активной роли в суде, поэтому не могли воспрепятствовать усилению магнатов через государственные судебные органы. "Свобода этих людей перестаёт подразумевать полноправие". Нередко они объединялись и поднимали мятежи, впрочем, это было неэффективно, и остановить "наступление" магнатов они не могли. Карл во многих своих капитуляриях предписывал не допускать притеснения крестьян, впрочем, это не оказывало должного воздействия. См. "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 122.

Если говорить о связанной с описанными выше процессами экономике, то во время правления карла - с конца VIII до середины IX века превалирующей была тенденция экономического подъёма, о чём говорит существование в крупных поместьях избытка продукции, который реализовывался на рынке, подтверждением чего является некоторое возрождение имевших римские корни городов, по сравнению с их упадком во времена Поздней Римской империи. В несколько раз увеличивается число монетных дворов, что побудило Карла ограничить право городов на чеканку монеты. Рост денежной массы свидетельствует о большом масштабе торговли. См. там же, стр. 124.

Карл Великий - император. Урегулированию возникших во Франкском государстве проблем и противоречий должно было способствовать провозглашение Франкского государства империей, как бы возрождавшей Римскую. Карл всячески добивался такого провозглашения, пользуясь внутренней обстановкой в Риме, где папе, пытавшемуся утвердить свою власть, противостояла местная римская власть. Карл помог папе Льву III, явившись в Рим в декабре 800 года, в благодарность за это папа провозгласил Карла римским императором. См. там же, стр. 121-122. Так сказано во втором томе "Истории Европы". Но вот что пишет Эйнхард: "От правившись в Рим, чтобы восстановить положение дел в церкви, пришедшие в полный беспорядок, он задержался там на всю зиму. Именно тогда он принял имя Императора и Августа, чего вначале совершенно не желал и утверждал, что если бы знал заранее о замысле папы, то в тот день не пошёл бы в церковь, несмотря на то, что это был один из главных праздников". Эйнхард, 28, "Историки эпохи Каролингов", стр. 28. Конечно же, говоря так, Карл был не искренен. Но, тем не менее, говорит Ле Гофф, "идея восстановления империи на западе, кажется, принадлежала скорее папе, а не Карлу", и приводит следующие доводы. Во-первых, Карл более всего желал освятить распад Римской империи на возглавляемый им Запад, и Восток, находящийся под властью басилевса. В "Libri Karolini" 792 года себя Карл именует "королём Галлии, Германии, Италии и сопредельных провинций", а басилевса - "королём, имеющим резиденцию в Константинополе", подчёркивая равенство басилевсу и независимость от него. Во-вторых, провозглашение Карла императором было выгодно в первую очередь для самого Льва III. Он был преследуем В Риме, так что ему даже пришлось бежать - сначала в Сполетто, а потом и в Падеборне, где в это время как раз находился Карл, - и нуждался в восстановлении своего авторитета, а это мог сделать лишь обладающей абсолютной властью - император. Как глава патримония святого Петра, вполне светского государства, папа нуждался в том, чтобы признание его суверенной власти было подкреплено военной мощью такого государя, как Карл, который превосходил бы к тому же всех прочих по титулу. К тому же, Папа надеялся сделать Карла правителем всего христианского мира и таким образом искоренить ересь и установить "супрематию римского понтификата над всей церковью". Карл, говорит Ле Гофф, согласился неохотно, потому что считал себя коронованным божественной волей, и обряд, совершённый опальным папой, считал излишним, к тому же в результате этого обряда он становился в первую очередь королём утратившего всю былую славу Рима. См. Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 44-45. Тем не менее, из Падерборне под охраной франкских войск Лев III вернулся в Рим, вслед за ним прибыл и Карл, потребовавший от папы очиститься от всех обвинений. 23 декабря 800 года папа торжественно поклялся на Евангелии, что он невиновен, а через два дня, 25 декабря, в рождество, во время богослужения в Ватиканском соборе, папа возложил на голову Карла императорскую корону и провозгласил его Августом. Таким образом, Карл Великий стал формальным главой христианского мира, приняв титул, хоть и престижный, но символичный и не дающий реальной власти. Как говорит Жан Флори коронация Карла "есть не что иное, как провозглашение союза двух властей, папы и короля франков". Жан Флори, "Идеология меча", Спб, "Евразия", 1999, стр. 147.

Франкское королевство, именующееся теперь империей, было создано в ходе длительных завоеваний, а потому объединяла представителей разнородных этносов, к тому же оно было ослаблено внутренними политическими противоречиями, о которых уже говорилось - это усиление земельных магнатов и развитие иммунитета. К тому же каждая из земель империи была мало связана с соседствующими, и не желала подчиняться власти завоевателей без постоянного военного и административного надзора, прессинга. Единственное, что хоть как-то ещё поддерживало единство аморфной и непрочной империи Карла - христианство.

Культура и отношения с церковью. Карл был истинным христианином. "Он свято почитал христианскую религию, в которой был наставлен с детства. Вот почему он воздвиг в Аахене исключительной красоты базилику, украсив её золотом, серебром, светильниками, а так же вратами и решётками из цельной бронзы. Поскольку колонны и мрамор для этой постройки нельзя было достать где-либо ещё, он позаботился о том, чтобы его привезли из Рима и Равенны. Он ревностно и часто посещал церковь и утром, и вечером, и даже в ночные часы и на заутреню, насколько позволяло здоровье и весьма заботился, чтобы всё, что в ней совершалось, проходило наиболее достойно". Эйнхард, 26, "Историки эпохи Каролингов", стр. 27.

Карлом была предпринята попытка реформировать монашество в соответствии с бенедиктинским уставом, тогда же была проведена реформа литургии и составление единого сборника проповедей. В общем, отношение к нему церкви было сервильным, об этом говорит хотя бы то, что папа Лев III после своего избрания на папский престол переслал Карлу ключи святого Петра и папское знамя в знак признания его власти. Карл стал защитником ортодоксии на западе, он хотел опротестовать решение Никейского собора 787 года.

Касательно церкви Карлом было издано множество капитуляриев. В одном из них говорится: "Пусть ни святым церквам Божьим, ни сиротам, ни паломникам (...) не чинят обиды и грабежа: ибо сам государь император, после Бога и его святых, объявлен их защитником и покровителем". Жан Флори, "Идеология меча", Спб, "Евразия", 1999, стр. 144. Во многих капитулярных актах Карл Великий напоминает графам, епископам, что их поведение должно быть благочестивым: пусть они прощают долги своим должникам, выкупают пленных, помогают угнетённым, защищают вдов и сирот. Там же, стр. 135.

Культурные устремления Карла были связаны с политикой - культура Франкского государства должна была соответствовать наименованию "империя". Сам Карл был весьма образован для своего, во многом ещё варварского времени: "Не довольствуясь лишь родной речью, он старался изучить иностранные языки. Латинский он изучил так, что обыкновенно говорил на нём, словно на родном, но по-гречески он больше понимал, нежели говорил. (...) Карл много времени уделил изучению риторики, диалектики, а особенно астрономии. Он изучал искусство вычислений и с усердием мудреца пытливо выведывал пути звёзд. Пытался он писать и для этого имел обыкновение держать на ложе, у изголовья дощечки или таблички для письма, чтобы, как только выпадало свободное время, приучить руку выводить буквы, но труд его, начатый слишком поздно и несвоевременно, имел малый успех". Эйнхард, 25, "Историки эпохи Каролингов", стр. 27. Культурным центром была придворная Академия в Аахене, куда стекались наиболее образованные люди Европы - Алкуин, основатель школы святого Мартина в Туре, Теодульф, поэт и писатель, Эйнхард, придворный биограф Карла, Рабан Мавр, ученик Алкуина, продолживший его дело, Ангильберт, автор исторических поэм, Нитхард, автор "Истории в четырёх книгах", и другие.

Культурные реформы были начаты с установления единого канонического текста Библии, и вообще проводились в союзе с церковью, ведь задачей Карла было создание христианской культуры.

Вывод. Карл Великий - несомненно, фигура неоднозначная. Противоречивы его земельные реформы. С одной стороны, Карл не сделал здесь ничего нового - практика бенефициальных дарений существовала со времени правления Карла Мартелла, но именно при Карле достигла того размаха, который позволил усилится магнатам и приобрести иммунитет. Существует и ещё одно противоречие. Действия Карла Великого как бы подготовили почву для развития феодализма, да и при самом Карле уже существовала практика вассальных отношений. Феодальное общество - аграрное, сельское, с неразвитой торговлей, при Карле же, как уже было сказано, города процветали, а торговля была хорошо развита. Упадок роли городов и торговли, аграризация общества, усиление личных связей, наблюдаемые при феодализме, можно рассматривать как некоторую деградацию, следовательно, действия, приведшие к этой деградации - в том числе и действия Карла - можно назвать негативными. С другой стороны, во времена Карла неразвитость производства делала раскол на производящий и управляющий классы, на зависимых крестьян и сеньоров неизбежным, без него был бы экономический прогресс, о котором нами было сказано.

Другой аспект деятельности Карла - культура. С одной стороны, "Каролингское возрождение" - скачок вперёд по сравнению с культурой во времена, например, того же Карла Мартелла. С другой стороны, "Каролингское возрождение было лишь итогом серии мелких возрождений, которые после 680 года дали о себе знать в монастырях Корби, Сен-Мартен-де-Тур, Сен-Галлен, Фульда, Боббио, а так же в Йорке, Павии и Риме. (...) оно не было новаторским. Принятая им программа обучения была всего лишь программой прежних церковных школ, в соответствии с которой "в каждом епископстве и в каждом монастыре учили псалмам, пению, счёту, грамматике и заботились о переписке книг". Культура каролингского двора ничем не отличалась от культуры варварских королей, таких, как Теодорих или Сибесут. (...) Каролингское возрождение было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперёд, завершившейся тем, что пришлось свернуть с пути или остановиться".Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 121-123.

А раз в Карле как в монархе нет практически ничего нового, то чего же в нём великого?

Библиография.

Ї "Истории Европы", т. 2, М., "Наука", 1992.

Ї "История средних веков", под редакцией З.В.Удальцовой и С.П.Карпова, т. 1, М., "Высшая школа", 1990.

Ї См. "История средних веков", под редакцией З.В.Удальцовой и С.П.Карпова, т. 1, М., "Высшая школа", 2001.

Ї Эйнхард, "Жизнь Карла Великого", из Книги: "Историки эпохи Каролингов", М., "Росспэн", 2000.

Ї Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992.

Ї Жан Флори, "Идеология меча", Спб, "Евразия", 1999.

Ї Оскар Егер, "Средние Века", М., АСТ, 2000.

Ї В.П.Буданова, "Варварский мир эпохи Великого переселения народов", М., "Наука", 2000.

Ї А.Я.Гуревич, "Категории средневековой культуры", М., "Искусство", 1984.


Оценка: 3.95*32  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"