Хромцов Игорь Александрович : другие произведения.

Роман с морем (Ремонт)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

РОМАН С МОРЕМ( РЕМОНТ).

Ремонт, это не действие, а состояние.

Ремонт невозможно закончить, можно,

лишь, прекратить

Народные мудрости.

Ура!!! Я стал 2-м помощником капитана. А случилось это в далеком 1988 году. Радоваться повышению-это нормально. Любой человек должен быть амбициозным. Но моя радость была еще из-за того, что я покидал должность 3-го помощника со всеми ее обязанностями. А работы было у третьего было предостаточно. Вот сами посудите: 8 часов вахты в сутки, потом - корректура навигационных карт, ведение судовой кассы и рублях и в валюте , а тогда у каждой страны была своя национальная валюта. Потом ведение всей канцелярщины, печатание на печатной машинке ( не было тогда еще компьютеров с принтерами) кучи каких-то бумаг, заявок, требований, объяснений... Да всего и не перечислить. Нас многому учили в морском училище. Там были и математика, и физика, и химия, и сопромат, и теоретическая механика, сейчас даже страшно вспомнить чего там только не было. Я перечисляю только общие предметы, не упоминаю предметы, которые связаны с профессией, и поверьте мне, они были не менее трудны.

А вот простеньких курсов по печатанию на машинке не было. И придя на работу на теплоход, вчерашний курсант, а сегодняшний 3-й помощник в первый же день сталкивался с этой проблемой и необходимостью что-то напечатать. Я помню, печатание судовой роли теплохода - это список членов экипажа с должностями , датами рождения и номерами паспортов, а нас было меньше 30 человек, занимала несколько часов. Помню, что я постоянно что-то не успевал сделать, постоянно меня отчитывали , постоянно был в чем-то виноват. Вобщем, я был совершенно счастлив, когда стал 2-м помощником.

Нельзя сказать, что работа 2-го легче и проще чем у 3-го. Те же вахты, и еще к этому работа с грузом. 2-й помощник - это грузовой помощник. На нем висит все, что связанно с грузом. Это и составление грузового плана- как и куда разместить груз, это и расчет остойчивости теплохода, что бы не перевернуться к чертям собачим, это и куча отчетов, бумаг, документов. Опять же все печатается на машинке, но я , ведь, уже умею печатать. Но работа второго помощника, она как-то посолидней, помасштабней как-то. И ощущаешь себя, как-то по-другому.

И вот, я стал 2-м. И наш теплоход отправился на ремонт в Польшу. Вообще лафа. Грузовой помощник на судне без грузовых операций.... Это что-то вроде дома отдыха. Ремонт планировался продолжаться 2 месяца и проходил он в красивом старинном городе Щецин. Ко мне приехала жена. Но для этого, она месяц оформляла документы. Так что из двух месяцев она провела со мной месяц.

День был поделен следующим образом: с 08.00 до 17.00 на вахте был старпом, так как ему все равно нужно было торчать на теплоходе, решать постоянно возникающие проблемы с ремонтниками. Кстати, на ремонте, самые загруженные это старший помощник капитана и старший механик ну и ,естественно, капитан. А самые бездельники это 2-й помощник и помполит. Потом с 17.00 и до утра, по очереди, через день , на вахту заступали мы с Романом , нашим новым 3-м помощником, одесситом и веселым балагуром, жаль, что потерял я с ним связь.

Субботу с воскресеньем мы с Ромой также делили между собой. Да и вахта эта была чисто формальностью. Просто нужно было быть на теплоходе.

Мы прекрасно провели этот месяц . Был февраль. Красивый город, великолепная набережная с дворцами старых королей. Не знаю какие короли там жили, но почему-то эти дворцы на набережной, называли как дворцы старых королей.

Все это проходило в конце февраля, уже начала отходить от спячки природа. Появились почки на деревьях , уже и солнце светило не по-зимнему, а однажды, я даже увидел живую лягушку.

За этот месяц мы посетили два очень интересных места. Про обои я напишу поподробнее. Первое- это город Берлин, и второе - стриптиз в ресторане Байка ,что по-польски означает Сказка. С него и начну.

В это время я работал в Эстонском Морском Пароходстве, с базовым портом Таллин. Но даже в Таллине, совершенно европейском городе, по сравнению с другими городами в остальном СССР, еще не было ресторанов со стриптизом. Было варьете, кордебалет, честно говоря, я не знаю между ними разницы, но там девчонки-танцовщицы , хоть и минимально, но все-таки , были одеты. А тут....

Да и в Щецине этот ресторан был единственным местом , где все это происходило . Так как это было единственное место в городе, где предлагали

такое зрелище, то перед дверьми ресторана была примерно такая же толпа, какую я уже видел в Архангельске перед рестораном и винным магазином , только без закидывания людей поверх голов ближе ко входу. Но я заранее забронировал места ( столик невозможно было забронировать, так как нас двое, а столик на четверых...).Это было. Это реальность того времени. Наверное , и наши внуки будут смеяться и не понимать, наше сегодняшнее, время .

Итак, мы с женой, проходим через толпу ко входу.... Можете ли вы себе представить? С женой .... да на стриптиз.... Это что-то.

В те времена в ресторан люди ходили совсем не для того, чтобы поесть. Еда была не главной причиной для посещения ресторана. Ресторан тогда был, чем-то вроде сегодняшнего клуба. Там звучала музыка, люди танцевали, знакомились, выпивали. Все тоже самое было и в польском ресторане. Люди заказывали исключительно напитки. Водку приносили в маленьких рюмках, грамм по 25. Если кто-то заказывал 100 грамм водки, то ему приносили 4 рюмки. Поэтому все столики в ресторане были заставлены этими рюмками, пустыми и еще полными. Еду заказывали, пожалуй, только мы с женой. Официант с видимым удивлением посмотрел на нас, когда мы попросили меню. Меню, конечно же, было только на польском. Естественно, официант говорил только на польском. Начался процесс заказа блюд. Благо, мясо, что на польском, что на русском, звучит одинаково. Официант показал в меню мясные блюда. А из какого мяса? Как спросить говядина это или свинина? Наверное, со стороны это напоминало игру в ассоциации, когда без слов, только жестами и мимикой , нужно объяснить слово. Вот и мы, жестами и мимикой пытаемся спросить, это говядина? Делаем пальцами себе рожки и мычим :Му-му . Нет, официант отрицательно качает головой. Изображаем пятачок у носа и хрючим :Хрю-хрю Опять нет. Это нас озадачило. Спрашиваем: Так что? Мяу-Мяу, что-ли? Оказалось, что это была баранина...

Но приготовлена была примитивно и невкусно. Ни в какое сравнение не шла с тем что готовил наш судовой повар. За столиком была еще одна польская пара. Чуть постарше нас. Мы познакомились. Потом еще несколько раз встречались и которые невольно сыграли роль в дальнейших событиях.

Мы весело общались, и нас не смущало, что мы не говорим по-польски , а они не знали ни русского, ни английского. Мы понимали друг друга, как понимает друг друга молодежь всего мира, на своем особом языке. Вместе танцевали, чему-то смеялись. Та пара была очень симпатичной и милой, жаль, что мы с ними потерялись. Мы еще несколько раз с ними встречались, но потом больше мы с ними не виделись, хотя и мы обещали приехать в Польшу в отпуске , и они обещали приехать в Россию, где они никогда не были.

Ближе к одиннадцати , наконец то , началось шоу со стриптизом. Как я уже говорил, это еще не было обычным шоу. Сегодня это обыденная вещь,

практически в любом клубе, баре или ресторане , разве что не в булочных, вечером такое представление происходит. А тогда нет,

Шоу не проходило целый вечер, не было , так сказать, нон-стоп. Оно продолжалось 20 минут, ну от силы полчаса. Посредине зала ресторана, где танцуют, подготовили площадку . Народ , со своими стульями, расселся кружком вокруг этой площадки. Прибежали официанты , повара столпились в дверях кухни. Свет в зале не приглушили, а наоборот, прибавили. И вот, началось....

3-4 девушки по очереди выбегали на эту площадку, танцевали свой танец, скидывая с себя купальники и убегали. Одна танцовщица начала во время танца присаживаться на колени зрителям в первом ряду, а я , как раз, сидел в первом ряду, жена сидела за мной. И вот я слышу, что мне в ухо супруга грозно шепчет:

- А если она к тебе сядет? Что ты будешь делать?

Видимо, после этих слов мое выражение сильно изменилось, я стал взаправду думать: А что же мне с ней делать, в такой ситуации? . Или уж очень сильные флуиды исходили от моей жены, или мой вид помешал, но ко мне танцовщица не присела. Практически ко всем в первом ряду садилась, а ко мне- нет. Даже обидно как-то.

Вот так мы познакомились с новым видом искусства как-то стриптиз.

Через несколько дней для экипажа была организована поездка в Берлин. Организовывало эту поездку наше консульство. И сделать это было не так просто. Нам подготовили разрешение немецких пограничников на пересечение границы, собирали какие-то бумаги. Во общем, бред....

Берлин меня не поразил. Город очень сильно пострадал во время войны и сейчас это практически новый город. Старых зданий, дворцов сохранилось или восстановлено крайне мало. В основном это современный бетон и стекло. А к этому я равнодушен. Но надо сказать, что это касается практически любого города в Германии. Города буквально стирали с Земли во время войны. Современный немецкий город выглядит так: в центре старый собор ,или костел, или ратуша - их не бомбили так как служили ориентирами для бомбардировщиков, а вокруг уже новый город с редкими вкраплениями старых домов, чудом сохранившимися или точно восстановленными. Но такая же судьба была и у многих наших городов. Например, Волгоград. Там вообще нет ничего довоенного.

Тогда еще существовала знаменитая Берлинская стена. Мы застали ее. Менее чем через год ее разрушат , но мы успели увидеть ее. Недавно, перебирая старые фото, наткнулся на фото с той поездки. На ней мы с женой стоим на фоне

Бранденбургских ворот, площадь перед ними пустая, только несколько солдат и перед воротами видна эта стена.

В этот день был жуткий туман. Казалось, что облако опустилось на город. Моментами чуть прояснялось, но потом белая вата тумана опять все закрывала. Порой не было видно другой стороны проспекта. В Трептов-парке, куда нас конечно же привезли, знаменитый памятник солдату был не виден. Полностью закрыт белой массой тумана. Можно было увидеть только носки его сапог. Тогда этот туман злил, что невозможно все толком рассмотреть, а через несколько дней, этот весенний туман буквально спас меня.

Рано или поздно, но все заканчивается. Заканчивалось и время нашего ремонта в Щецине. Мы начали готовиться к выходу. Направлялись мы в Таллин для погрузки на Западную Африку.

К нескольким людям из экипажа так же приехали жены. И все они собирались плыть на теплоходе до Таллина, кроме моей жены. Мы получили телеграмму из дома, теща просила ее срочно вернуться домой. На нее оставили нашу двухлетнюю дочь, и теща за месяц с ней выбилась из сил и перестала справляться.

Поезд Берлин-Ленинград проходил через Познань. Это в 2х часах езды на электричке от Щецина. Собственно, этим же поездом, но в другом направлении и приехала моя супруга месяц назад. План был следующий: В полночь электричка отходила из Щецина в сторону Познани. В 02.00 мы должны были выйти из электрички, подождать час, так как поезд на Питер прибывал в 03.00, стоял в Познани 10 мин и отправлялся дальше. В 04.00 была электричка обратно в Щецин, на которой я должен был вернуться в город в 06.00, на 08.00 планировался отход теплохода на ходовые испытания и дальше в Таллин. План несложный. С достаточным временем на пересадки. Маршрут так же знакомый, так как мы этим маршрутом уже ехали, когда я встречал супругу.

В последний вечер мы встретились с нашими польскими знакомыми. Посидели в каком-то ресторане. В полдвенадцатого они проводили нас на вокзал. Посадили в электричку, дали жене большой пакет с шоколадом и мы поехали....

Вагон электрички был поделен на отделения, наподобие купе. В них было 6 мест. И это купе закрывалось сдвижной дверью.

Была уже полночь, купе полностью набилось, двери закрыли, свет потушили и мы поехали. Мерно покачивающийся вагон, негромкий стук колес, темнота за окном и в купе , спиртное, выпитое с поляками на прощальном ужине , все это сделали свое дело и мы крепко уснули, впрочем, как и все остальные в купе. Проснулся я от осторожного толчка супруги в бок и тихого вопроса:

- Который час?

За окном уже начало светать. Я посмотрел на часы , и словно какая-то холодная волна обдала меня. Было уже почти пять утра!!! Тошнотворный ужас объял меня. Не понимая, что я делаю и не отдавая себе отчета , начал метаться по вагону. Если смог открыть двери , то точно бы вышел на ходу. Мы уже почти пять чесов ехали неизвестно куда. Соответственно, не менее пяти часов надо будет ехать обратно. Даже если взять этот поезд и развернуть его обратно. Это означает, что раньше десяти утра попасть на теплоход нет даже теоретической возможности. Теплоход в 08.00 уйдет, поезд на Питер уже ушел. Денег нет. Мы, зная, что покидаем Польшу, все злотые потратили. В кармане была лишь сумма на один обратный билет. Вцелом, ситуация была катастрофической. К тому же, по закону, я вообще не имел право покидать Щецин. Это так, но капитан закрыл глаза на это и отпустил проводить жену. Не надо забывать, что это был 1989 год. Это был еще СССР, со своими правилами и законами. В то время, капитана и помполита в домашнем порту раз бы десять расстреляли , при чем каждый раз до смерти, за отставшего заграницей от судна моряка. Как минимум это строгий выговор от всех инстанций- службы мореплавания, партийной. Обязательно понижение в должности. Наверняка, лишат на пару лет визы и отправят работать на суда, которые не выходят заграницу. Со мной все просто. Просто уволят из пароходства, да и все.

С такими мыслями о дальнейших перспективах доехали до ближайшей станции. Это был город Вроцлав. Первым делом надо дозвониться до теплохода. А как? Мобильных телефонов , ведь, еще не было .Спросить где почта или переговорный пункт не у кого. Я не говорю по-польски, а прохожие не говорят ни по-русски , ни по-английски. На счастье помог, случайно встреченный , украинец, живущий в Польше. Он довел нас до переговорного пункта, заказал телефонный звонок в Щецин. Трубку взял Рома, что и понятно , он был на вахте. Я ему:

- Рома, беда. Я уехал во Вроцлав.

- А почему не в Амстердам?- Ржет он в ответ.

- Рома, не до смеха. Я серьезно. Разбуди капитана, я ему скажу.

Роман сбегал за капитаном. Через несколько минут Федорович взял трубку. Я все ему выложил. Минут пять он просто молчал. Как я понимаю, в его богатом лексиконе, просто не находилось слов, чтобы ответить. Наконец, он прервал паузу и выдавил из себя:

- Возвращайтесь в Щецин.

А как возвращаться? Я даже не представляю, где этот Вроцлав находится. В расписании прямых поездов нет. Через какую станцию , кроме Познани, можно

еще добраться до Щецина я не знаю. И спросить опять не у кого. А тот украинец уже ушел. И , самое страшное, денег-то нет. Последние я потратил на звонок.

Решили , все-таки , возвращаться тем же путем, что и приехали. Сначала до Познани, потом в Щецин.

И вот, представьте такую картину. На перроне , у готовящейся к отъезду электрички , мы находим кондуктора. Жена зареванная, нос красный, волочет за собой сумку. Я пытаюсь объяснить ситуацию, это примерно так.

- Пани слип. Поциаг тю-тю. Пенизе немаме .

Самое интересное, что понимали. Понимали и помогали. Сажали в поезда без билетов. Одна попутчица, узнав нашу историю, дала нам свой адрес. Она была из Щецина. Немного говорила по-русски. Сказала, что если понадобится нам, остановиться где-то , на какое-то время, то можно у нее. Все это ,было очень трогательно.

Глубоко после полудня, что-то около трех часов, мы прибыли в Щецин. Я вообще не понимал, зачем мы возвратились в Щецин. Хотя, нет, там же было советское консульство. Надо будет заявляться, как-то попадать домой. Не понимал, зачем садимся на трамвай и едем к судоремонтной верфи. Выходим на нужной остановке и я вижу.... над крышами цехов верфи высятся родные, оранжевые мачты нашего теплохода!!!!

А к забору верфи, наши матросы привязывают огромный щит фанеры, на котором самой толстой кистью и чтобы было заметнее, красной краской написано:

Хромцов, обратись к диспозитору

Там наши оставили конверт с деньгами и письмо , что меня будут ждать на рейде Свиноуйсьце, где будут проходить ходовые испытания. В письме были указаны телефоны консульства и к кому обратиться для оформления документов на жену.

Причина почему судно не ушло , была вот в чем. В восемь утра, когда был запланирован отход, город накрыл туман. Такой-же как и в Берлине на экскурсии. Но тогда он мешал, а сейчас сказочно помог.

Видимость была менее 30 метров. Судоходный канал служба движения закрыла для плавания. Примерно около полудня туман рассеялся, но канал начал работать на вход. А в три часа или около того приехали мы. Выход был запланирован на 18.00 . Но что делать с женой? Надо купить новый билет на поезд.

На борту был польский начальник ремонтной бригады. Он свободно говорил по-русски и объяснил нам , что по польским законам билет действует 3 дня. Если

пассажир не уехал по тем или иным причинам, то он может в течение трех дней совершить эту поездку. Надо при посадке обратиться к бригадиру поезда и он обязан дать или свободное или резервное место. Новый билет не нужно покупать.

На том мы и остановились. Конечно же , надо было съездить в кассы и купить новый билет, тем более что пара часов у меня еще была, но мы не сделали этого, а жаль.

Наконец, мы начали отплывать. Супруга с сумкой стоит на причале, машет рукой....

Уже в Таллине, позвонив домой я узнаю, что было с моей дорогой женушкой. Она ночью прибыла в Познань. Пришел наш, родной Питерский поезд, с российской бригадой проводников. Бригадира не найти, видимо спит. Проводник с легким запахом перегара , по вчерашнему билету в поезд не сажает. Новый купить уже нет времени. Супруге как-то удалось проникнуть в тамбур. Проводник выгоняет ее. Выхватил сумку и выкидывает на перрон. Поезд тронулся и тут эмоции ,накопленные за этот страшный день , вырвались у жены наружу. С ней случилась форменная истерика. Она в голос разрыдалась. Проводник испугался, выскочил из еще медленно идущего поезда, подхватил и вернул сумку. Потом нашелся, и бригадир , и место. Да и проводник извинился.

Вот так- то. Какие могут быть ремонты.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"