Активная включённость в дела страны ...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
АКТИВНАЯ ВКЛЮЧЁННОСТЬ В ДЕЛА СТРАНЫ...
ИСТОРИЮ ПИШУТ ПОБЕДИТЕЛИ...
"Расскажу тебе о многом, прошлое обняв..."
"Отпечаток своего времени мы носим на себе..."
"Пройти такой путь было под силу лишь талантливым,
энергичным и мужественным людям..."
"Есть события, не стирающиеся в памяти...
Опытом минувшего освещается настоящее и будущее..."
"Создавать настоящее и строить будущее,
опираясь на память прошлых событий, -
ключ к сохранению и развитию культурного кода
нашей многонациональной страны..."
"Пример для подражания - вот лучшее наследство,
которое мы можем оставить потомкам..."
"Не всё потеряно, когда есть вера;
не всё потеряно, пока есть мужество..."
"Испытания даются по силам..."
"Мы имеем право на выбор, но последствия этого выбора нам неизвестны..."
"Неверный выбор профессии может сделать несчастным человека
на всю оставшуюся жизнь..."
"Прежде чем чего-то желать, надо стать достойным желания.
Желание сбудется, когда человек будет готов к этому..."
Санкт-Петербург
2018 год
Патриарх Московский и всей Руси Кирилл (Владимир)
Идея Солидарного Общества
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа...
Всех вас сердечно поздравляю с высокоторжественным днём памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских...
И радуюсь тому, что имею возможность ежегодно посещать в этот день эту Святую Обитель...
Посещение Обители не только особым образом меняет состояние души, но и настраивает на определённую ноту внутренний человеческий голос, формирует некую систему приоритетов. Потому что соприкосновение с иным житием, а иноческое житие, от этого происходит и слово "инок", есть иное житие, иная жизнь, помогает, наверное, каждому человеку, разумно прикасающемуся к монастырским святыням и посещающему монастыри, разумно воспринять и оценить свою собственную жизнь.
В центре каждого человека - забота о здоровье, о благополучии, о материальных сторонах жизни, о воспитании детей, о надлежащем жилище и о прочих столь необходимых для человека вещах.
И вот в заботе об этих земных ценностях, в заботе о земном благополучии волей или неволей, но это факт, на периферию нашей жизни и нашего сознания уходят вопросы, связанные с духовной жизнью человека.
А когда прибывают паломники в монастырь, то, может быть, это те места, где верующий человек может задать себе критический вопрос о том, а какое место в его жизни занимает забота не о физическом, а о духовном благополучии, какое место в его жизни занимает вообще духовная составляющая?
Монастыри и существуют для того чтобы люди, отказавшись от мира и отказавшись от приоритета земных жизненных ценностей, могли сконцентрироваться на самом главном: на духовной своей жизни.
Поэтому нет никакой другой цели вступления в монастырскую общину, как только создание благоприятных условий для того, чтобы духовная доминанта жития никогда не разрушилась, не ушла на периферию, чтобы она продолжала оставаться доминантой, формирующей образ мыслей и образ действий.
Но если внимательно отнестись к тому, что происходит в каждом монастыре, и посмотреть пристальней, то, конечно. несмотря на то что в центре монашеской общины всегда духовная составляющая, ведь большое место занимает забота чисто мирского характера. Монастыри всегда являлись оплотами общественной жизни людей, образцами ведения хозяйства. Храмовая и иная архитектура монастырей всегда отличалась особой красотой. И до сих пор мы ведь красоту прошлых столетий определяем по красоте храмов и монастырей.
И вот возникает вопрос: а как же соединить одно с другим, как же соединить эту духовную доминанту монастырской, монашеской жизни с несомненными успехами в области хозяйства, культуры, строительства? И ведь многие сторонние наблюдатели, говоря о монастырях, в первую очередь, отмечают эту их как бы мирскую роль. Они всегда были, как это нередко в книгах пишут, центрами...
А дальше перечисляется всё, кроме центра духовной жизни: и социальной, и военной, и хозяйственной... Поэтому понимание того, как сочетается духовный приоритет с повседневными хозяйственными трудами братии может помочь и нам, людям, живущим в миру, создать правильную систему ценностей и координат.
Несомненно, у монаха нет другой жизненной цели, как достижение успехов в жизни духовной...
Радость, любовь, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание - вот это всё и есть ценности духовной жизни.
И монашествующий, конечно, устремлён к достижению этих ценностей.
А вот что касается хозяйственной деятельности, то здесь присутствует что-то очень важное. Вся хозяйственная деятельность, в которую вовлекается монах, не имеет ничего общего с его личными материальными интересами. Монашествующие трудятся, возделывают землю, строят здания, участвуют в воспитании людей, делают ещё очень много полезных дел, имеющих отношение как бы к горизонтальному измерению человеческой жизни, только для одной цели: чтобы сохранялась доминанта духовной жизни.
А для того чтобы не потеряться в этих постоянных послушаниях, в совершении многих дел, чисто земных, есть у монашествующих замечательная исходная позиция: ни один монах не совершает послушания ради своей собственной выгоды, ради своего обогащения, ради своего комфорта. Он совершает послушание для блага всей монашеской общины. И в этом смысле послушания, участие в земных трудах приобретает сильное духовное измерение, потому что направлены не на удовлетворение человеческого эгоизма, а направлены для блага всей монашеской общины и даже больше, на благо всех паломников, которые посещают монастырь. И потому значительное внимание и большая часть времени, которая посвящается исполнению послушаний, прямо не имеющих отношения ни к богослужению, ни к духовничеству, имеют большое духовное значение, потому что они содействуют тому, чтобы монастырь, процветая, становился центром притяжения людей.
Может кому-то показаться, что это всё так далеко от нашей повседневной земной жизни... Но на самом деле, это совсем не так. Можем себе представить, каким было бы общество людей, если бы мы трудились не только для своего личного блага, но, сознавая важность своих трудов для всех остальных людей...
В истории философии известны имена людей, философов, мыслителей, которые мечтали о Солидарном Обществе.
Эта тема Солидарного Общества приобретала разные оттенки.
В какие-то моменты истории оно становилось идеологическим понятием...
В какое-то время и под пером каких-то мыслителей, очень духовно возвышенным...
Но сама Идея Солидарного Общества является очень светлой и правильной Идеей. Это способность трудиться каждого из нас для того чтобы не только мне, но и всем остальным становилось лучше...
И вот в этом смысле опыт и пример монастырей является замечательным свидетельством о том, что община людей, объединённая верой и единой идеей, способна построить реально Солидарное Общество.
И как важно, чтобы и в нашей светской жизни мы опирались на веру Православную, потому что она является самым важным фундаментом для абсолютного большинства нашего народа, даже и в том случае, когда некоторые люди как бы не связывают себя с Православной Церковью, но все мы укоренены в нашем прошлом, в нашей духовной и материальной культуре, созданной под влиянием Церкви Православной.
А потому опыт Православия и сегодня может помогать людям не только в устроении своей личной жизни, но и в устроении жизни общественной.
И будем молиться, чтобы так и было.
И чтобы примеры святых преподобных Сергия и Германа, примеры множества иноков, украсивших Духовный Небосклон нашей национальной истории, помогали нам и сегодня разумно строить свои отношения с окружающим нас миром и привносить в этот мир всё то великое, светлое, подлинно духовное, что способно преобразовать и человека, и общество...
Да хранит Господь Страну Нашу, Народ Наш, Церковь Нашу и Святую Обитель во веки веков. Аминь.
По обычаю в день памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаам посещает Глава государства Владимир Владимирович Путин...
Он, как всегда, смиренно находится где-то либо среди народа, либо среди духовенства...
Я попросил бы Вас выйти сюда...
Я радуюсь, что уже по традиции в этот день мы с Вами вместе молимся..."
**********************
Как противостоять фальсификации истории?
Нужно ли детям раскрывать спорные страницы нашего прошлого?
Почему герои в одночасье превращаются в злодеев?
"- Какие темы в учебниках истории самые трудные, что сложнее всего объяснить сегодняшним детям?
- Конечно же, это история России 20-го - начала 21-го века...
Статистика ЕГЭ показывает, что больше всего ошибок школьники допускают в заданиях, связанных именно с этим периодом...
Причина неудач в "спорности" вопросов...
- А кого современные подростки считают героем?
- Понятия о героях и героизме зачастую формируются под влиянием кино, СМИ, Интернета, где выражается подчас крайне субъективная точка зрения автора...
Здесь полезен метод "погружения в историю".
Пусть ученик сам ответит на этот вопрос.
Как только ученики поймут, что исторические факты могут быть
абсолютными (не подвергаются сомнениям),
предполагаемыми (версии) и
ложными,
но все без исключения имеют историческую значимость и право на существование, считайте, что главной цели вы достигли: воспитали думающего, сомневающегося, терпимого к различным точкам зрения гражданина...
- Недавно разгорелся скандал со школьником из Нового Уренгоя, который представил доклад в Бундестаге о "невинно" убитых немецких солдатах...
- Выступление подростка на фоне обострения "русофобии" в Германии было несвоевременным...
Развязывают войну политики, а не народ. Посмотрите на сегодняшнюю Украину - много общего с Германией 1930-ых годов. История повторяется...
- Вы с детьми участвуете в акции "Бессмертный полк"?
- Да, и это очень сближает и самих детей в классе, и детей с родителями.
Великая Отечественная война - одна из опор коллективной памяти народов СНГ. Она служит напоминанием об огромном духовном потенциале, которым обладает Россия...
Мы с ребятами обсуждали, была ли Россия Победительницей или монополизировала Победу.
Есть цифры, которые говорят сами за себя. Как сдавалась фашистам Европа:
Дания - через 6 часов,
Голландия - 5 дней,
Польша - 27 дней,
Франция - 1 месяц и 12 дней...
И только СССР сдерживал натиск нацистов 4 года.
Почему же Запад "забыл" об истинном освободителе от нацистской чумы?..
Надо напоминать... время от времени..."
**********************
Если мазать чёрными красками каждый период своей истории,
патриотизма не получится...
"- Да, первые годы после революции всегда считается - прошлый режим страшный и гнилой, а впереди только солнце и счастье.
Но что скажут про саму революцию ещё через 50 лет?..
Я был в России - и я вас не понимаю.
Сначала утверждали, то царь плохой.
Потом - Сталин вообще ужасный.
Хрущёв - самодур.
Брежнев - старый маразматик.
Горбачёв предал страну.
Ельцин - алкоголик...
Это когда-нибудь кончится? Вы ещё не устали в себя плевать?
Ведь была масса хороших моментов...
Царь Николай победил огромный Китай с минимальными потерями...
Сталин сокрушил Гитлера...
И даже Ельцин... развалил Советский Союз, но не развалил Россию...
Но вы этого не цените... Любой человек в жизни ошибается...
Что плохого в проведении независимой политики?
Америка сейчас навязывает всему миру свою демократию...
Сопротивляемся, как можем...
Вьетнам и Китай почитают все периоды своей истории: даже те, которые считают неудачными, и уважают своих лидеров. А в России почитаешь газеты, посмотришь телевизор - что ни отрезок времени, то мрак и ужас, а правители один хуже другого.
Мы всегда делимся на славянистов и западников, красных и белых, поклонников Сталина и Хрущёва, либералов или сторонников власти, ввязываясь в бесконечные споры о прошлом. Напрасно...
Надо помнить - страна у нас одна, с общей историей.
Бесконечно купать её в грязи - не слишком-то достойное поведение для жителей великого государства..."
**********************
ПАМЯТЬ...
"Первый день войны 8-летняя Света встретила в детском оздоровительном лагере в Ленинградской области, куда школьников из города на Неве отправили сразу после окончания учебного года...
- Но 22 июня эта сказка кончилась...
Когда стало известно, что началась война, наступил настоящий хаос.
Вожатые и другие работники лагерей в страшной неразберихе стали отправлять детей обратно домой... Они возвращались в Ленинград, а железную дорогу, по которой ехал поезд с воспитанниками, безжалостно бомбили...
- Мы чудом добрались до дома. Были моменты, когда казалось, что всё, конец - бомбы разрывались совсем рядом.
Шептали молитвы, закрывали ладошками уши и зажмуривали глаза...
Добравшись до дома маленькая Светлана вбежала в квартиру, но родителей уже не застала. Отца отправили на оборону Ленинграда. Он маскировал аэродромы, участвовал в эвакуации населения. Мама вместе с другими женщинами уехала рыть окопы...
- Родители ушли на войну... Тогда я побежала к маминой подруге...
В этой семье девочка и прожила страшные месяцы блокады...
- Голод был такой, что ели абсолютно всё, что жевалось...
При этом и дети, и взрослые вопреки всему продолжали учиться и работать. Обессилевшие, истощённые, голодные школьники каждый день ходили учиться, не считая войну и бомбёжки поводом для пропуска уроков...
- Мы доказывали врагу, нашей стране и прежде всего - самим себе, что жизнь продолжается и никто нас не сломит...
Школьные учителя, видя отвагу детей, поддерживали их, говоря, что терпение и мужество помогут всем остаться людьми.
Они учили ценить каждый день жизни и безоговорочно верить в Победу...
Для поддержания боевого духа солдат маленькая Света ходила в госпиталь... Девочка пела, рассказывала раненым стихи, танцевала...
- Когда привыкла к госпиталю, к изувеченным солдатам, стала помогать взрослым стирать окровавленные бинты... Это было страшно...
Самая первая блокадная зима стала страшным испытанием. Морозы стояли долгие и сильные, ветер не щадил измождённых людей...
Но остались от тех дней и другие воспоминания...
- В осаждённом городе работали театры... Актёры старались, как могли...
Встреча с родителями произошла лишь спустя два тяжёлых блокадных года..."
..........................
"Во время блокады на берегу Ладожского озера в тяжелейших условиях судостроители организовали производство по сварке самоходных барж и других плавсредств для перевозки грузов в осаждённый Ленинград и эвакуации жителей...
Авиация врага систематически бомбили стапеля...
Ветераны завода "Северная верфь", музей "Дорога жизни" и международный благотворительный фонд "Защитников Невского плацдарма" 12 сентября 2012-го года установили на этом месте памятную доску, посвящённую подвигу работников судостроительных предприятий...
Путешествие назначили на 12 сентября... В тот день в посёлке Осиновец на берегу Ладожского озера торжественно отмечали две важные даты - 77-ю годовщину со дня начала действия водной Дороги жизни и 46-летие открытия музея "Дорога жизни" - филиала Центрального Военно-морского музея.
Многие из ребят слышали о музее "Дорога жизни", но посетили его впервые. Музейная экспозиция, встреча с поисковиками-водолазами и представленные ими находки произвели на школьников очень сильное впечатление.
В бухте ребята возложили цветы к памятному знаку, зажгли свечи и почтили память героев минутой молчания. А водолазам воспитанники выразили желание помочь очистить от ила и наростов найденные артефакты.
Дети 21-го века почувствовали сопричастность к истории 20-го века, сопричастность подвигу людей, стоявших насмерть на берегу Ладоги и сумевших остановить врага..."
.................
"Проект "Великие имена России" стартовал 11 октября 2018-го года.
Он проходит в формате общенационального конкурса, когда люди сами, с помощью голосования определяют, чьи имена достойны украсить фасады 45 российских аэропортов...
- Великие имена привлекают внимание молодых. Ведь они много знают, быстро находят информацию, легко запоминают и хорошо усваивают то, что интересно. Миссия просвещения, образования, расширения горизонтов знаний - одна из основных в данном проекте. И то, что здесь упоминаются выдающиеся соотечественники, поможет новому поколению лучше познакомиться с историей своей страны...
- Но как из десятков знаковых личностей выбрать одну?
- Для меня это непосильная задача. Не представляю, как её решить, особенно для Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь здесь родились, жили, творили сотни людей, которые внесли огромный вклад в развитие культуры и науки нашей страны. Повлияли на весь ход мировой цивилизации...
Для горожан Санкт-Петербурга имеют особый смысл и словосочетания "Пулковский меридиан", "Пулковские высоты"...
К 70-летию снятия блокады мы подготовили сборник воспоминаний...
Я читал обжигающие строчки из писем, дневников, и слёзы катились градом -
не боюсь в этом признаться. Когда мы едем в Пушкин, я обязательно говорю детям:
"Отсюда, с Пулковских высот, немцы прицельно обстреливали город, но так и не смогли двинуться дальше. Это была их точка невозврата. Жители своим мужеством, стойкостью победили хорошо вооружённого, сытого врага...
Этого забывать нельзя..." Все эти моменты надо учитывать и в данном проекте..."
**********************
КОМСОМОЛ - Коммунистический союз молодёжи
"29 октября 2018-го года исполняется 100 лет ВЛКСМ...
Чем больше лет отделяет нас от создания Комсомола, тем значимее предстаёт его роль в истории Советского Союза, тем ценнее живые воспоминания и невыдуманные истории тех, чья юность и молодость прошла в Союзе Молодёжи.
В ВЛКСМ миллионы юношей и девушек раскрывали свои таланты, открывали для себя романтику созидания и осознания собственной значимости для Отечества.
Молодёжь приобретала навыки организаторов и управленцев, получала нравственное воспитание, проявляла себя патриотами и интернационалистами.
Комсомол был инициатором наставничества, ударных комсомольских строек, проведения Дней молодого рабочего..."
"Внукам своим расскажем,
Как мы по жизни шли,
Что мы создать сумели,
Что мы сберечь смогли.
Память тех дней не стынет,
Прожита жизнь не зря.
Я говорю и ныне:
Комсомол - это гордость моя!"
**********************
Капитализм... Социализм... Коммунизм...
Карл Маркс... 19 век... "Призрак коммунизма бродит по Европе..."
Владимир Ленин... 1917 год. Великая Октябрьская Социалистическая Революция...
Сталин... 1922 год... Создание Союза Советских Социалистических Республик...