Инженер мира сего и "инженер человеческих душ" в одном лице
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ИНЖЕНЕР МИРА СЕГО И "ИНЖЕНЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ" В ОДНОМ ЛИЦЕ
Молитва без физического подвига как недоношенный плод...
Санкт-Петербург
2016 год
"Найди себе любимое дело,
и тебе не придётся работать ни одного дня"...
Редкой души человек и прекрасный работник...
Самая нужная профессия в Материальном Мире - Инженер.
Самая важная деятельность в Духовном Мире - "Инженер человеческих душ".
Книжный вопрос: "Помните высказывание: "смена труда есть отдых"? Оказывается, это совсем не шутка. Ускоренное восстановление трудоспособности утомлённых органов и систем в процессе активного отдыха или изменения характера выполняемой работы заметил и описал выдающийся отечественный физиолог, великий русский учёный...
Правильный ответ: Сеченов, а сам процесс называют: феномен Сеченова или эффект Сеченова.
Эта книга для вас: Иван Сеченов "Элементы мысли".
В 1890-ых годах Сеченов выступает с циклом работ по проблемам психофизиологии и теории познания. "Впечатления и действительность", "О предметном мышлении с биологической точки зрения" - так назывались эти работы. А позже он существенно перерабатывает их в теоретико-познавательный трактат, в котором отстаивает учение о познаваемости мира в противовес гностицизму.
"Тогда они были совсем молодыми...
Совсем молодыми, твёрдо верящими в добро...
- Ты бы тоже работу присматривал... Знаешь, надо сразу правильную линию в жизни найти..."
Инженер... Это не только профессия, это состояние души...
"...Последним экзаменом шёл матмех - самый тяжёлый экзамен в летней сессии. Штудирование дикой смеси математики и физики, приправленной инженерным делом, окончательно вымотало Жанну. А ещё добавьте панический страх, который она испытывала перед этим предметом, пять бессонных ночей, постоянно крепкий кофе, и вы поймёте силу Жанкиного стресса. Затем был экзамен, где она чуть не грохнулась в обморок от перенапряжения. Принимал Интегралыч, старичок доцент. На удивление, она ответила очень прилично, а видя её крайнее волнение, Интегралыч разжалобился и буквально за красивые глазки избавил от серьёзных дополнительных вопросов, спросив для вида какую-то очевидно элементарную ерунду! Итого - отлично! Она так боялась завалить эту сессию, а снова вышла среди девушек лучшей в группе.
"Завалить" для Жанны отнюдь не значило не сдать и пролететь со степухой. Она давно сидела на повышенной, а уж за обычную и вовсе не переживала. По Жанкиным понятиям, "завалом" считалась четвёрка. Среди девушек бесспорный лидер, да и среди парней, пожалуй, тоже, ну разве за исключением Димки. Он вон хорохорится своими пятаками автоматом по матанализу, а посмотри в зачётку, там то же самое, что и у Жанны...
Невзирая на усталость, с последнего успешного экзамена вылетаешь буквально на крыльях. Ад позади, а от сессии до сессии живут студенты весело!.. Жанна, буквально пританцовывая, вышла из главного корпуса... Блаженный миг. Тут рядом оказался Димка. Он сдавал Биссектрисе - профессору злючке, которая недолюбливала слишком амбициозных мальчиков и вообще слыла феминисткой. Однако судя по сияющему Димкиному лицу, с экзаменом у него получился полный порядок...
- Ну как дела у нашей Софьи Ковалевской?
- Похоже так же, как и у нашего Альберта Эйнштейна!
Обменявшись комплиментами, они ещё потрепались немного о том, что досталось в билетах, какие были дополнительные вопросы и как пришлось выкручиваться. Затем перешли к более насущной повестке оставшегося дня. Как отметить конец сессии?..
Пойти в кафе и сожрать там по порции цыплёнка табака, запив его бутылкой сухого рислинга или ркацители, казалось самой естественной необходимостью. Жанна почувствовала, как Димка обрадовался, когда она согласилась составить ему компанию. У него подруги вообще не было. Ни одной - с самого первого курса. Он был, как казалось, излишне целеустремлённым, с нулевым вниманием к собственной личной жизни. вёл комсомольскую работу, а в основном отирался на кафедрах от СНО - студенческого научного общества. Частенько заглядывал и на "взрослые" научные семинары и конференции. Однокурсницы считали Димку бездушным карьеристом, но Жанна так не думала - она видела, насколько искренне тот увлечён наукой.
Жанну в науку не тянуло, она полагала, что с неё вполне хватит отличной учёбы...
Димка оказался весьма галантным и уверенным в себе ухажёром. Вот чего от него она совершенно не ожидала. После обеда они решили пройтись пешочком до общаги студгородка, а по пути разузнали о ближайших планах друг друга. Никаких планов. Оба через день уезжали: Жанна в свой студенческий отпуск, а Дима в стройотряд. Так получилось, что они выбрали разные потоки, Жанна в стройотряд отправлялась после отпуска. Обоим завтра предстояло сдать книжки и подписать бегунок. Но это завтра. А сегодня необходимо было развлечься..."
"В 1990-ые годы престижность профессии инженера и зарплата упали. Но ценность профессии в наш век технического прогресса исключительная. Уже создано много интересных вещей, но это первичная ступень развития человечества. Следующей ступенью будет умение человека действовать без техники на основе энергии мысли собственной и коллективной.
Техническая интеллигенция - это широко образованные, разнообразно культурные люди. Им интересно всё: и техника, и искусство, и юмор, и реальности вечной жизни и бессмертия. Недаром многие артисты, писатели и юмористы нашли себя после окончания технических ВУЗов. По своему внутреннему состоянию инженеры - народ самодостаточный, творческий, уверенный в себе, мобильный, любит всё новое, высоконравственный, ценит гармонию в мире, коллективе, в личной жизни, в своей душе.
Поле деятельности - огромное. И материальные возможности большие. Но на первое место чаще ставится возможность самореализации в ущерб материальным благам.
Но если человек ошибся в выборе профессии, занялся не своим делом, он бывает очень несчастлив, всегда обижен, конфликтен и неудачлив".
Инженер - это звучит гордо!
"Инженер - это человек, умеющий творчески мыслить и в трудных ситуациях всегда находить решения, это человек, благодаря которому претворяются в жизнь и осуществляются самые невероятные идеи учёных. Теоретически можно что-то рассчитать и предположить, но только инженер сможет сконструировать аппарат и проверить его действие на практике. Инженер - это звучит гордо!"
Профессии инженера и учителя снова в моде!
НАПОЛНИ ЖИЗНЬ ЭНЕРГИЕЙ
"Работа... Наверняка вы слышали такую притчу: "Путник проходит мимо стройки и спрашивает одного:
- Что ты делаешь?
- Таскаю камни, - отвечает тот
- А ты что делаешь? - спрашивает он второго.
- Зарабатываю на жизнь, - отвечает второй.
- А ты? - спрашивает он третьего.
- Я строю Храм, - ответил третий".
Вот так по-разному мы чувствуем себя на работе...
Одни с тоской бредут на работу. У них уже с утра плохое настроение, они не любят свою работу, раздражены, украдкой развлекаются играми, журналом, служебными романчиками, сплетнями и, посматривая на часы, ждут конца рабочего дня. Им безумно скучно. Вот она - ошибка выбора профессии. Они явно заняты не своим делом. Работать рядом с такими людьми трудно, неинтересно, они портят настроение и снижают тонус. Они не могут поверить, что работу можно любить, считают это притворством и постоянно находят повод для брюзжания. Держитесь от них подальше. Тоска заразительна.
Другие тоже не любят свою работу. Но они очень любят деньги. Время на работе для них - потраченное зря, оно выброшено из жизни, но зато на заработанные деньги можно купить удовольствия, в общем, по их мнению, счастливую жизнь. О ней они мечтают, сидя на работе. Для них не важно, чем заниматься. Лишь бы деньги платили. Такие люди бывают веселы, общительны, часто они интриганы и сплетники. Не связывайтесь, потом не отмоетесь.
Вообще, без любви к своему делу ничего путного не получится. Труд радостный успешнее в несколько раз. Поэтому держитесь третьих. Это люди, которые осознанно выбрали свой путь для самореализации. Они увлечены делом, полны энтузиазма, они с удовольствием приходят на работу и предвкушают получение радости, внутреннего удовлетворения и подъёма. Для таких людей, чем больше работы, тем лучше. Повышается самоуважение, самооценка, они растут внутренне, смело и уверенно шагают по карьерной лестнице. Вокруг них сильная энергетика, аура. Рядом с ними радостно, приятно, хорошо. Сколько здоровья, как легко дышится, сколько радостного творчества, несмотря на многие житейские трудности, около таких людей. Будьте к ним поближе. Может быть, заразитесь и тоже станете такими.
От любимой работы не устают. Ленивые и малоподвижные люди считают, что труд утомителен и вреден для здоровья. Это не так. Труд, правильно, распределённый, по природе своей не может утомлять. Не пытайтесь найти отдых в безделье. От безделья очень устают. Каждый день вы начинаете новое дело. Вы можете сделать его качественно, примитивно или в брак. Выбор за вами. не бойтесь отличаться в лучшую сторону. Мечтайте по максимуму и что-нибудь пробуйте для этого делать. Не надо воевать, побеждать, кому-то что-то доказывать. Работать надо для собственного удовольствия, спокойно и ответственно делая своё дело. И результат будет. И успех придёт, он очень любит жизнерадостных людей. Сделать карьеру - это совсем не значит занять как можно более высокую ступеньку на служебной лестнице. Сделать карьеру - это значит стать первоклассным специалистом, высококлассным специалистом, в общем, классным специалистом в своём деле. Каждый в своей профессии должен постараться стать "звездой". Не нужно бояться иметь своё мнение, нужно только учиться правильно и спокойно его выражать. Никогда не отказывайте в помощи другим. Поможешь ты - помогут и тебе. У человека есть цена и есть ценность, почувствуйте разницу.
Удачи вам, плодотворной работы, реализации планов, больших успехов и творческих побед! И единомышленников рядом!
ИНЖЕНЕР-проектировщик.
Энергетика сегодня - это безопасность России и эффективное развитие её экономики. А наша задача - наполнить жизнь энергией. Электрическая подстанция, завод, фабрика начинается с проекта. Поэтому очень важно, чтобы у истока нового начинания стояли серьёзные, интеллектуальные люди и компетентные, классные специалисты. Какая у нас замечательная, творческая работа. Из возвышенных идей, разрозненных, обрывочных сведений и неточных исходных данных нам надо сложить приемлемую картинку будущего и сделать умный, красивый и одухотворённый проект. Наши чертежи должны вызывать добрые чувства у тех, кто с ними будет работать: у монтажников, наладчиков и эксплуатационного персонала. А если в чертежах небрежность, злость, раздражение, то технические аварии и катастрофы неизбежны.
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный" - это сказал поэт. А мы воздвигаем себе рукотворные памятники по всей стране и даже по всему миру. Мы вдыхаем в станции, подстанции, заводы, фабрики, комбинаты, дома электрическую энергию жизни, наши предприятия становятся живыми и начинают работать. Нас уже не будет на свете, а они будут работать на благо будущих людей. Наши фамилии отпечатаны в штампах чертежей, которые будут храниться вечно. Будущие поколения проектировщиков, которые через много лет начнут модернизировать и реконструировать производство, с трепетом будут всматриваться в наши фамилии, и помянут нас добрым словом, если чертежи сделаны качественно, и они смогут найти там всё, что надо для работы.
Проектировщики всегда находятся на самом передовом рубеже достижений научно-технического прогресса и обеспечивают высокий технический и экономический уровень вновь строящихся энергетических объектов"...
"УЧИТЕЛЬ... Слова благодарности... Я благодарю всех моих учителей за их наставления и вдохновение... Учитель, признавший и воспитавший меня, заложил основу моей жизни, придав ей смысл, и дал мне два самых ценных качества - преданность и понимание... Учительница была для меня подобна духовной матери: я чувствовал, что её любовь и молитвы всегда защищали меня. Семена понимания, посеянные во мне другим учителем, смогли расцвести благодаря наставлениям и личной доброте. Он проявлял ко мне бесконечную любовь, относясь как к собственному сыну. Третий учитель смог затем углубить имевшееся у меня понимание и снабдить его силой красноречия. С годами он всё больше и больше брал на себя роль моего учителя, свободно и с бесконечной добротой уделяя мне своё личное внимание и давая множество советов...
Эти великие Учителя продолжают вдохновлять и вести меня; не проходит ни дня, чтобы я не вспоминал об их безмерной доброте и не рассказывал о них своим друзьям и ученикам...
Другие выдающиеся и именитые учителя, ставшие для меня особыми источниками вдохновения, сыграли важную роль в моём обучении и образовании. Меня всегда трогает и воодушевляет поддержка учителя, который очень близок моему сердцу... Он, благодаря своим познаниям, искрящейся чистоте и естественной простоте своего присутствия, доказал, что обладает всеми качествами великого Учителя"... Кто не мечтает о таком Учителе?
Инженеры - это наше всё!
"Четвёртая по счёту научно-практическая конференция "Формирование престижа профессии инженера у современных школьников". На конференции рассматриваются различные вопросы, в том числе роль учителя в содействии самоопределению школьников при выборе профессии инженера, методологические подходы к изучению представления старшеклассников об инженерном образовании и многое другое.
- По хорошему поводу мы встретились, потому что нужно рассказать о конференции, которая направлена на формирование интереса у старшеклассников к инженерным профессиям. Мотивация педагогических кадров, для того чтобы они работали в этом направлении, она очень важна. Расскажите, какой уровень в этом году эта уже четвёртая конференция приобретает?
- Наша конференция в этом году второй раз проходит в рамках 7-го петербургского образовательного форума. Это крупное событие в жизни педагогической общественности. Каждый год в Санкт-Петербург съезжается большое количество наших коллег и из Санкт-Петербурга, и из России, и из зарубежья, для того чтобы обсудить наиболее важные проблемы, определить перспективы развития системы образования. И город второй раз уже включил нас в программу, потому что посчитал проблему самоопределения школьников, проблему формирования их интереса к инженерным профессиям очень важной для обсуждения и именно на уровне не только Санкт-Петербурга, но и на уровне всероссийском и международном. Мы собираем не только наших коллег. К нам подключаются и работодатели. Нам очень интересно услышать их мнение, увидеть их взгляд, определить перспективы взаимодействия. К нам подключаются родители. Нам интересно услышать также их мнение и понять их проблемы. И в этом году мы впервые проводим отдельно детскую секцию, для того чтобы услышать и мнение детей, и включить детей в наше общение, определить вместе с ними перспективы дальнейшего нашего развития. В рамках нашей конференции происходит обсуждение очень интересного проекта, детского проекта, который зародился в нашем районе, и сейчас выходит на новый уровень. Это проект "Твой шаг в будущее". В рамках этого проекта ежемесячно у нас проходят встречи представителей вузов и колледжей, ребят с их родителями, на которых ребята узнают очень много интересного о перспективах продолжения образования, и получают некие социальный пробы, проходят мастер-классы, где они могут попробовать себя в разных профессиях. И перспективы развития этого проекта мы тоже будем обсуждать на нашей конференции.
- Программа насыщенная. Каковы главные вопросы, и что будет в центре внимания?
- Программа действительна очень насыщенная, потому что исторически эта конференция является таким апофеозом к тому, что было в нашей истории развития научно-педагогического знания по проблеме формирования престижа инженера у современных школьников. Эта идея зародилась 8 лет назад, но выйти на научно-практические конференции даже регионального уровня у нас хватило смелости только в 2013-ом году. И первая конференция была посвящена формированию престижа профессии инженера у современных школьников, но она имела и своё такое качественное направление, то есть роль и место образовательной организации в системе подготовки инженеров будущего. Мы впервые тогда поставили этот вопрос, потому что у нас уже был накоплен опыт, более того, мы уже собрались, имея мнения замечательных людей из Мурманска, из Архангельска и других регионов нашей страны. Но здесь чем примечательна эта конференция? Не только тем, что мы действительно рассматриваем проблему педагогического сопровождения школьников по проблемам формирования престижа инженеров в обществе, взаимодействие образовательной организации с родителями, но мы ещё здесь открыли, считаем это большим научным достижением, новое направление, которое называется "инженерная аксиология". И если к первой конференции 2013-го года у нас вышел только один сборник научных трудов и практических трудов, методики и технологии, которые помогают педагогу и родителям в данной области, то инженерная аксиология уже в течение следующего года приобрела такое значение, что сразу же к последующей конференции 2014-го года мы дали два сборника. Обобщили и научно-практический опыт, и дали понятие, что такое инженерная аксиология.
- А что это такое?
- Инженерная аксиология, она стоит как бы в одном ряду с педагогической аксиологией и других направлений. Но больше всего рассматривается этика инженера, и в меньшей степени касалась ценностных ориентаций самого инженера или людей, живущих рядом с инженерами. А это очень важно. Аксио - это ценность. Если кто-то просто забыл. Аксиологический подход в нашей проблеме чрезвычайно важен. Как формируется представление школьников о ценностях инженерной профессии? Конечно, через те ценности, которыми движется сам труд инженера, и что им по существу возможно выполнить в определённой ситуации.
- А комплекс этих ценностей специалиста как определяются?
- Это прежде всего высокая духовность. Потому что у каждого инженера преобладает духовное над материальным. Вы же знаете, что и в советское время не так высока была зарплата инженера, и туда на такой сложный, трудный путь обучения инженерной профессии выходили люди, которые были подвижниками своей деятельности: проектной деятельности, изобретательской деятельности, обслуживающей деятельности. В этом отношении, конечно, ценности: умение работать в команде, в коллективе, потому что один инженер в наше время не может быть. Это, как правило, представитель какого-то сообщества.
- А вот эти утверждения не являются какими-то теоретическими умозаключениями учёного люда? На чём основаны эти выводы о том, что сегодня инженер по-прежнему такой высоко духовный человек? А как заработки? Жить-то всем надо.
- Мы проводили полевые эксперименты, опросы. Даже был такой эксперимент, когда мы провели очень большой опрос в полевом порядке, когда на улицах Невского проспекта выходили наши магистранты и спрашивали о той ценности просто у людей, прохожих, потому что все они когда-то окончили школу и в результате имеют представление о ценности труда инженера. И потом был направленный такой опрос у самих инженеров в профессиональной среде. И вот сравнение этих результатов позволило нам придти к такому направлению как инженерная аксиология.
- Значит, надежда у России есть с точки зрения такой серьёзной нравственной сердцевины?
- Изучение материалов Минобрнауки, последние их отчёты говорят о том, что сейчас в 10 раз повысилось желание поступить в вузы технического направления, в частности на профессии, которые готовят тех, кто впоследствии станут инженерами.
- Это замечательная новость Минобрнауки... А я ещё хотела подчеркнуть в диалоге с вами, что если сегодня учёные, а вы представляете научное сообщество, утверждают, что по-прежнему костяк инженерного сообщества России - это люди, ориентированные на ответственную работу, на созидание, я подчёркиваю: на ответственную работу, потому что уровень технический сегодня настолько высок, что порой одна небольшая ошибка, один небольшой просчёт может привести к катастрофе, и человеческий фактор здесь как никогда становится важен, и то, о чём вы сказали, рассказывая о направлении инженерной обслуги, то это может стать хорошей новостью и хорошим, обнадёживающим сообщением для нас... Итак, на предстоящей конференции эти вопросы опять будут рассматриваться...
- Мы продолжаем тематически всё время один проект: формирование престижа профессии инженера у современных школьников. Как принято теперь говорить, обучающихся... Школьник - так у нас принято и более интересно выглядит. Так вот, возвращаясь к вопросу о том, что действительно история имеет определённые этапы в нашем развитии научно-практических конференций, я скажу только, что постепенно каждая конференция привносила что-то новое в научные знания и инженерные, и непосредственно в проблему формирования престижа инженера у школьников. Так, например, очень важный вопрос: "Подготовка к выбору профессии инженера вчера, сегодня, завтра. История и прогностика", это была конференция в 2015-ом году, предыдущая конференция. И так же были выпущены два сборника, в которых обобщался опыт учителей, но уже ареал расширился, и множество замечательных педагогов из других городов подключились к нашей работе. Но этого мало. На этой конференции как раз говорилось о прогностике, и результаты были получены удивительно хорошие, и эта конференция вошла в рамки Петербургского форума, 6-го образовательного Форума. И это замечательно. А вот настоящая конференция, она продолжает, и мы уже озвучили это: роль учителя в содействии. И если в 2015-ом году это появилось впервые: самоопределение школьников, то уже настоящая конференция расширяет именно проблему роли учителя в самоопределении школьников. Но в каком самоопределении? Ведь учитель играет большую роль в самоопределении и личностном, и социальном, но мы рассматриваем вопрос профессионального самоопределения. И как мы уже раньше отмечали, выбор профессии - чрезвычайно важный шаг в жизни любого человека.
- Пожелаем успеха тем, кто приедет на конференцию. А я хочу задать ещё один вопрос. Вы будете одним из модераторов мозгового штурма "Способы и форматы взаимодействия организаций профессионального образования, школы профессионального определения, самоопределения для школьников". Что будет, ради чего это всё устраивается, какие ждёте результаты?
- Когда мы говорим о роли учителя в самоопределении школьников, очень важно понимать, что учитель должен видеть не только цели и результаты своей работы, но и должен обладать инструментами, для того чтобы эту работу эффективно, продуктивно реализовывать, для того чтобы действительно достигать тех результатов, тех целей, которые он перед собой ставит. Поэтому среди тех мастер-классов, тех секций, которые предусмотрены нашей конференцией, будет мастер-класс, который посвящён обсуждению программы повышения квалификации, обучению наших учителей методам и подходам формирования самоопределения школьников, повышения интереса школьников к профессии инженера. Это одно из направлений нашей деятельности. Наша задача - привлечь учителей, снабдить их инструментами. Даже если мы и обучим учителя, снабдим его профессиональными инструментами, нам не обойтись без социального партнёрства. Нам не обойтись без взгляда вузов, без взгляда представителей вузов, без взгляда работодателей, без их помощи, без их включения в эту работу. Потому что это должна быть общая работа. Поэтому наша задача в рамках этого мозгового штурма определить те форматы и способы взаимодействия, посмотреть, каким образом мы можем включить вузы и колледжи в нашу совместную деятельность. Каким образом мы можем привлечь их к тому, чтобы рассказать школьникам, показать им важность профессии инженера, дать им возможность определиться со своим будущим, чётко увидеть форматы этого будущего. Вот это мы и планируем обсудить в рамках мозгового штурма.
- А какие предприятия заявились, какие работодатели, какие вузы?
- Это всё наши партнёры, которые участвуют в рамках нашего проекта "Твой шаг в будущее", это более 15 вузов инженерно-технической направленности, подключились недавно колледжи. Мы планируем обсуждать расширение этого партнёрства, мы приглашаем людей, которые пока не являются партнёрами, но думаем, что эта аудитория заинтересованных лиц расширится, с тем чтобы посмотреть это системное взаимодействие, обсудить опыт, будущее, как это будет реализовываться, послушать мнение всех заинтересованных сторон, какие у них проблемы, потому что соотнести графики работы разных совершенно образовательных организаций: школа, колледж, вуз, трудно. Наверно, пойдёт речь о календарном графике, и это более серьёзный шаг. Будет обсуждаться на конференции, что и как мы будем делать. Нам интересно расширить формат взаимодействия, чтобы это было не просто информирование, а это диалог, общение должно быть детей и родителей с представителями вузов и колледжей. Но нам очень бы хотелось, мы уже начали это делать, чтобы у детей были социальные пробы, чтобы они могли себя попробовать в разных профессиях, потому что без этих социальных проб очень сложно сформировать представление о том, что ты будешь делать.
- А механизм этой социальной пробы?
- То, что мы сейчас попытались сделать с колледжами на последней нашей встрече, это небольшой мастер-класс, когда предоставляется возможность ребятам или попробовать себя в составлении какой-то программы, или поработать с конкретными инструментами для создания какого-то продукта. Думаю, что это должно быть так. Потому что наши встречи проходят на базе образовательных учреждений. Естественно, более широкого формата социальной пробы мы сделать не можем. Но мы можем привести детей в вузы, мы можем привести детей в колледжи, чтобы они поработали и сделали какие-то несложные операции на каких-то станках. Поработали с какими-то инструментами и посмотрели на результаты своей деятельности. Насколько это интересно - создавать что-то новое в рамках того или иного профессионального направления.
- В момент таких встреч дети общаются со специалистами и профессионалами своего дела. Если у инженера горячее сердце и горящие глаза, ребёнок может и эмоционально заразиться от этой встречи и начать внутри себя выращивать эту мотивацию.
- Да, они видят человека, они видят личность, они видят тот образ, к которому стоит стремиться, и ту планку, которую, возможно, стоит достичь.
- Благодарной работой вы занимаетесь. И сейчас расскажите подробно, в рамках конференции будет проводиться такой узкий портал для старшеклассников. Каковы цели и каков механизм, и много ли будет ребят вовлечено?
- В этом году мы второй раз привлекаем к конференции школьников. В прошлом году они были в рамках выходного дня... Это создаёт сложности организаторам. Поэтому в этом году решили сделать в последний день учебный перед каникулами. Будет сформировано четыре команды. Это игра по станциям пройдёт "путь в профессию инженера шаг за шагом". Игра по станциям пройдёт на базе Политехнического университета, в двух частях. Сначала это 4 коротких остановки, четыре игры, где первая: ребята посмотрят на профессиональную пробу. Они в теоретической части научатся, они придумают логотип команды и на компьютере с помощью специальных программ они этот логотип прорисуют. Когда они попадут в парк современнейших станков, там будет вырезан этот их макет, и они получат его в подарок, вырезанный из фанеры, красиво сделанный, и унесут его с собой. "Образ инженера будущего". То есть это ребята вместе с психологами, они будут выстраивать образ "идеальный, желаемый образ будущего успешного инженера" и в контексте того, какой должен быть абитуриент будущего. К чему должен стремиться будущий абитуриент, который выбирает инженерный вуз? Потому что он должен понимать, что от него требуется, чтобы ребята во взаимодействии со специалистами и психологами смогли бы высказать свою точку зрения, как они предполагают, им будут даны небольшие подсказки, им предложат конверты с карточками. Они выбирают, думают, сначала каждый сам, потом вместе, но самое главное, что они порассуждают, но в конце они должны прийти к чему-то единому. Но самое главное - понять, имеют они это, обладают ли, и здесь они услышат, что им это можно развивать, это можно совершенствовать, а это можно у себя формировать. Психологи помогут увидеть реальную картину и подсказать, куда можно двигаться, чем заняться. Затем будет викторина очень интересная из истории инженерных открытий наших учёных. После викторины они придут и будут выполнять проект "Инженеры - наше всё!" Какая-то команда будет готовить предвыборную речь кандидата, какая-то - социальную рекламу на телевидении, агитационное выступление перед абитуриентами. И какой-то плакат для обеспечения конкурентоспособности страны. Темы мы ребятам дали.
- Сколько школьников примет участие в игре?
- У нас будет 4 команды 10-11 человек, Всеволожский район, Кировский район Санкт-Петербурга. Будут снимать репортаж для конференции.
Среди жюри будут успешные инженеры, руководители современных производств, которым можно будет задать вопросы.
- В разговоре принимали участие идеолог, методолог и движитель проекта..."
"Очень увлекательно... Надо было всё это разрушить в 1990-ые годы, чтобы в 2016-году всё это снова так эмоционально обсуждать... Зачем рушили-то?
Когда мы становились Советскими Инженерами, нас вдохновляли книги об инженерах, фильмы про инженеров, спектакли про инженеров...
- Я посмотрел "Девять дней одного года" и решил, что стану радиофизиком..."
А когда герои сегодняшних "фильмов", "книг" и "спектаклей": олигархи, бандиты, проститутки, вороватые чиновники... внедрить в головы молодых, что "Инженеры - наше всё!"... трудновато будет... Будем надеяться на чудо...
Бог вам в помощь..."
"- Сейчас власти планируют фильмы снимать про учителей, чтобы престиж профессии повышать. Смеётесь, вижу...
- Это глупость. Не те времена. Мы живём не в период раннего формирования информационного общества, когда люди только телевизор смотрели. Теперь все имеют возможность получать информацию и из других источников. А чтобы молодёжь пошла смотреть фильм про учителя, он должен превращаться в робота, Бэтмена или Человека-паука"...
"За годы перехода от "развитого социализма" к "недоразвитому капитализму" вся страна и все отрасли хозяйства очень много потеряли в кадровом потенциале.
Длительное время промышленные объекты были "заморожены", проектирование существовало в вялотекущем режиме. За время реформ было потеряно два поколения специалистов. Разрыв поколений существует во всех проектных институтах, которые вообще выжили. Молодые специалисты ищут более высокую оплату труда. Большинство опытных сотрудников - предпенсионного и пенсионного возраста. Такова типичная картина в проектных институтах. Кадровый кризис, неизбежное следствие простоя "тех" лет, пока не преодолён. ВУЗы готовят специалистов широкого профиля. Молодые специалисты амбициозны, уверены в себе, но к самостоятельной деятельности пока не готовы. ВУЗы выпускают ребят "сырыми". Даже ценный и полный архив проектного института для выпускника ВУЗа остаётся "китайской грамотой". На адаптацию к практической работе в среде проектного коллектива требуется не меньше времени, чем на обучение в ВУЗе. Чтобы стать специалистом, выпускнику нужно проработать пять-семь лет. Заказчики, нанимая случайные коллективы для проектирования, получают такие ошибки, которые свидетельствуют о полном отсутствии понимания. В кругу профессионалов различают добросовестных и недобросовестных, надёжных и ненадёжных партнёров. Организации с серьёзной репутацией - это качество и эффективность.
Мы выжили в период "перестройки", с большим трудом восстановились, пережили относительно стабильный период, и снова нас накрыла кризисная волна. В условиях кризиса мы выживаем, реформируемся, преобразуемся, адаптируемся к новым условиям, в которых приходится работать, концентрируемся на наиболее важных направлениях. И опять главное - не потерять трудовой капитал, потому что по-прежнему "кадры решают всё". В любом деле всегда есть люди, которые тянут всё дело, и люди, которые тянут всё, что плохо лежит. Неэффективный работник является затратной статьёй предприятия. Доступ в Интернет и телефонная связь позволяют наладить дистанционную работу. Но даже высокотехничная сфера деятельности требует древнего ритуала общения: многое во взаимодействии решается лишь с глазу на глаз, в личном контакте. Для решения проектных задач люди должны научиться думать - сами по себе программные средства, так же, как и ВУЗы, этому не учат. Неправильное нажатие на кнопки может привести к неправильным решениям и расчётам сложных, ответственных задач. Не может не беспокоить тенденция, когда к руководству проектными фирмами приходят люди, не понимающие в проектировании, но, как им кажется, понимающие в менеджменте: для них проектировщик - приложение к программному обеспечению"...
Есть тысячи дорог, но есть только один Путь - твой!
Всесоюзный Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по комплексной электрификации промышленных объектов ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ, в дальнейшем...
в годы "перестройки" - ОАО Тяжпромэлектропроект, ЗАО Тяжпромэлектропроект, ООО Тяжпромэлектропроект Санкт-Петербург...
в "лихие 1990-ые" - ООО ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ ЭК...
В прошлом известный и уважаемый, в "лихие 1990-ые" бездумно и бездарно разваленный новыми "хозяевами" жизни, а с 2005-го года вновь возрождаемый усилиями маленького, патриотичного коллектива классных специалистов прошлого...
В 1985-ом году началась так называемая "перестройка", "свобода и гласность"... Постепенно останавливались заводы и фабрики, не строились новые предприятия, и почти ничего не реконструировалось. Не на чем было учить молодых специалистов. Они приходили в проектные институты, но низкие зарплаты и отсутствие работы заставляли их искать более сытую жизнь. Старшее квалифицированное поколение уходило, среднее поколение из-за отсутствия финансирования во время перестройки вынуждено было переучиться на экономистов, менеджеров, продавцов и уборщиц. Но жить при свечах никому не хочется. Поэтому придётся молодым специалистам взять на себя ответственность за электроснабжение страны и осваивать профессию инженера-проектировщика самостоятельно.
В 2005-ом году в год празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Ленинградское отделение института ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ было практически уничтожено. Это произошло в два этапа. Первый этап закончился борьбой за недвижимость. Чёрные риелтеры, воспользовавшись "свободой" и вседозволенностью, отобрали у нас здание, которое было построена на общие средства народа предыдущего поколения. Но инженер может творить и "на коленке". Мы начали платить дань "победителям", у нас появились учредители, которые вроде бы хотели сохранить марку ТПЭП. Но из-за некомпетентности, бездарности, безответственности и непонимания важности момента, когда уходят из жизни последние знающие и умеющие, когда следующие - ещё дети без опыта, а только ловко управляющие компьютером, когда среднее звено между ними размазано "перестройкой", случилось то, что случилось. Эта история закончилась инфарктами, инсультами, смертями... На здоровье и ранний уход из жизни повлияли экстремальные, нервные, бессонные, выжимающие соки времена...
В 2005-ом году здание, в котором жила слава, покинули последние сотрудники. Забыть Герострата! Пока не получается. Бог им судья, всем тем, кто всё разрушил и ничего путного не создал..."
"В годы "перестройки" и "дикого капитализма" в объявлениях о найме значилось "до 35 лет". Но теперь возрастным соискателям найти работу становится легче. Опыт или энергия? Большинство экспертов в сфере подбора кадров уверены: тенденция увеличения верхней возрастной планки для претендентов на свободные рабочие места действительно существует. Обосновывают её тем, что найти опытного молодого профессионала практически невозможно, а поручить ответственное дело только что получившему диплом работнику - слишком большой риск. Но не только это заставляет работодателей благожелательно смотреть на возрастных сотрудников. Сейчас, в пору лёгкой перемены мест, стало особо цениться главное достоинство работников в возрасте - привычка долго трудиться на одном предприятии и тяготение к стабильности. И, как "вдруг" выяснилось, они меньше молодых зависят от личных проблем и пережили все возрастные кризисы, отбивающие охоту к работе. К тому же они более реалистичны в своих зарплатных ожиданиях и трезво оценивают ситуацию. Кроме того, в этой возрастной категории значительно чаще можно встретить людей, которые не могут работать плохо в принципе: халтурить - не в их правилах. А ещё они более дисциплинированные и добросовестные. На серьёзных предприятиях оценили профессиональный опыт, житейскую мудрость, рассудительность, способность сохранять спокойствие и понимать чужие проблемы, добротное советское образование сотрудников старшего возраста. Значит, не всё потеряно! А как же возможные проблемы со здоровьем и памятью?
Исследования в институте им. В.Н. Бехтерева показали, что даже в возрасте за 70 лет почти 30 процентов людей не имеют никаких признаков снижения интеллектуальных функций. А пример хирурга Фёдора Углова, который выполнял сложнейшие операции, будучи 90-летним человеком, свидетельствует и о высоких физических возможностях возрастных работников. Ведь, здоровье - оно от радости, радость - от внутреннего состояния гармонии и интересной творческой жизни. У нас всегда должны быть планы. Потому что планы - это жизнь. А отсутствие планов - это отсутствие жизни"...
Начальник...
"Среди множества международных праздников есть и такой - День Шефа. Он отмечается 16 октября. Придумала его секретарша из США, желая подбодрить своего босса. У вас есть возможность сделать что-нибудь приятное начальнику. Ведь, возможно, ему с вами не сладко.
История возникновения праздника такова. В 1958-ом году американская секретарша предложила новый праздник - День Шефа. В 1962-ом году он был официально утверждён губернатором штата. Эту традицию поддержали многие страны. Праздник распространился по миру со скоростью мысли. В этот день полагается вспомнить, что руководитель - это профессия, предполагающая напряжённую работу, ответственность за каждый шаг и за каждое слово, за благополучие подчинённых ему людей. И в то же время шеф - это прежде всего человек, и простые человеческие радости и слабости ему не чужды. Часто именно от представлений начальника зависит атмосфера в коллективе, уровень корпоративной культуры компании и даже то, как выглядит офис. Удовлетворённость сотрудников рабочим местом - одно из необходимых условий успеха, а чувство юмора помогает расслабиться и создаёт более неформальную обстановку. Начальник - не цербер, а за заносчивостью скрывается неуверенность в себе. Первостепенная обязанность руководителя - создать комфортные условия для сотрудников: физические, материальные, душевные и духовные. Создать такую психологическую атмосферу, чтобы доброжелательность и приветливость были обязательны для всех сотрудников. Такой дресс-код. Начальнику необходимо научиться заключать договоры на работу выгодные, интересные, разнообразные и распределять работу так, чтобы все были при деле, приобретали опыт, но не перенапрягались, потому что это сказывается на качестве. Но успешный договор - это всего лишь декларация о намерениях. Начальник должен обеспечить задания исходными материалами, чтобы работа не вызывала тоски, раздражения и была в кайф. И только тогда можно ожидать отдачу от сотрудников. Что посеешь, то и пожнёшь! В общем, лучший начальник тот, в отсутствии которого коллектив продолжает работать в продуктивном режиме, поскольку это доказывает, что руководитель правильно подобрал людей, распределил обязанности, создал структуру работы и схему взаимосвязи сотрудников между собой, то есть создал все условия, при котором процесс всегда идёт!
Начальники бывают разные. И сотрудники бывают разные...
"Жёсткий босс" нужен для людей, которые признают иерархию как закон рабочих отношений и являются исполнительными сотрудниками. Авторитарный босс, который даёт жёсткие указания, - для них. Такие работники обычно тяжело переживают ситуации, когда на них ложится серьёзная ответственность за работу и других людей. Им проще работать в тех бригадах и отделах, где чётко и понятно регламентирована большая часть действий.
"Парень из своих". Если вам хочется проявить инициативу, и вы не любите "давящих боссов", а с другой стороны, вы нуждаетесь в "старшем товарище", то вам будет комфортно с довольно человечным боссом, который не держит коллектив в состоянии страха и трепета. Идеальное место работы для вас - небольшой коллектив, в котором руководство будет прислушиваться к вашему мнению.
Если вы - творческая личность, ваш идеальный начальник может быть спонтанным и не всегда предсказуемым. Вам лучше работать с человеком, который будоражит вашу творческую мысль, чем с тем, кто спокоен, как удав, и требует чёткости и порядка. Вы найдёте себя в бригадах и отделах, которые занимаются новаторской деятельностью и славятся креативным начальством.
За нашу длинную трудовую жизнь мы повидали разных начальников и разных сотрудников. Но всем надо помнить, что наша общая цель - уникальный, творческий коллектив, в котором нет текучки. А ведь есть коллективы - террариум единомышленников. Не дай Бог!"...
"По тому, что творится на рабочем столе, можно судить о деловых качествах его хозяина...
Если на рабочем столе "чёрт ногу словит" - это вовсе не признак неорганизованности того, кто за ним сидит. Многие люди чувствуют себя комфортно именно в обстановке творческого хаоса. Стиль обладателя такого художественного беспорядка - лихорадочная деятельность и вечная спешка, но зато у него, как правило, полно творческих идей.
Если на столе каждая вещь знает своё место, здесь сидит фанат порядка. Для такого форма зачастую преобладает над содержанием. Это великолепный исполнитель, но консерватор.
Начальник, фанатеющий к порядку, - не лучший вариант для коллектива. Под руководством такого человека придётся уделять много внимания соблюдению формальностей, а коррективы в работу лучше не вносить, даже из лучших побуждений"...
Система организации труда...
"Психологическое состояние коллектива зависит от правильно организованного собственного рабочего дня. Иногда работа стоит на месте просто потому, что люди не понимают, чего от них хотят. Чёткие задачи, определённые сроки, внятное объяснение - вот эффективное лекарство от потери времени. "Работаю круглые сутки, но времени всё равно не хватает" - знакомая картина. Причина - неправильная организация собственного рабочего процесса. С опытом всё должно наладиться. А иногда человек специально демонстрирует колоссальную занятость или создаёт ситуацию, при которой выглядит очень занятым. Обычно это вызвано желанием почувствовать свою значимость и показать её другим. Если "имитатор" большой занятости занимает высокую должность, то продвинуться в карьере не просто. Если же над ним всё же есть более здравомыслящие люди, то можно попытаться провести нормальную схему работы через них. Именно из-за неорганизованности специалистов на работе возникает нездоровая психологическая атмосфера. Бывает так, что те, кто нормально выполняет свою работу и уходит вовремя, начинают чувствовать себя виноватыми. Вполне эффективно трудящиеся люди начинают задумываться, могут ли они уходить вовремя и правильно ли поступают, не подводят ли они таким образом компанию. Если сотрудник в течение рабочего дня успевает вовремя и в полном объёме справиться с обязанностями, - это нормально. Основную силу в коллективе представляют с виду неактивные "рабочие лошадки". Они молча впрягаются в рутинную и напряжённую работу, чётко и аккуратно выполняя стратегические задачи. Без них не бывает весомого и настоящего дела.
Приятно ходить на работу, когда в коллективе благоприятный психологический климат. А создают такую обстановку доброжелательные и приветливые люди. Честь им и хвала"...
"У меня не укладывается в голове, что гражданин государства
может жить, не принося пользу обществу"...
"Если хочешь, чтобы мир изменился, - стань этим изменением"...
"История человека - это творческая эволюция"...
"Начнём, благословясь"...
Человек живёт в двух мирах - в мире природы и в мире культуры...
Инженер в материальном мире и "инженер человеческих душ" в духовном мире - в одном лице - самый достойный вариант жизни в 21-ом веке...
Надо работать там, где творится настоящая история...
Путь к успеху не бывает гладким, простым, лёгким, но это мой путь - и мне за него не стыдно...
Нужно глубоко вникнуть в тему, в слова...
И слушать эти слова, чтобы они в тебя вошли...
"Родительский дом - начало начал..."
"От улыбки день становится светлей..."
"Ну, а дружба начинается с улыбки..."
"А он мне нравится, нравится, нравится..."
"Хмуриться не надо, Лада..."
"На дальней станции сойду..."
Брать лучшее от жизни, что по сердцу, здесь и сейчас...
90 лет за плечами, а творческие планы по-прежнему в силе...
92 года - а какой полёт души...
Она - человек увлечённый...
На службе её держит любовь... любовь к работе...
"Чтобы отвязать рубль от нефтезависимости, нужно сделать рывок и перейти с 4-го технологического уклада, где мы находимся сейчас, сразу на 6-ой. То есть уйти от ресурсной экономики к инновационной. Однако новейшие технологии внедряют не более 10% предприятий. Одна из причин - отсутствие квалифицированных научных и инженерных кадров. В некоторых наукоёмких производствах средний возраст работников - 60 лет. Казалось бы, дефицит кадров закроют молодые специалисты. Однако по окончании вуза работу находит лишь треть - предприятия неохотно берут молодёжь из-за отсутствия опыта. Пока не изменилась система образования, дающая много теории и мало практики, студенты вынуждены сами приобретать опыт, совмещая учёбу с работой. Ведь, по статистике, наличие рабочего стажа у выпускника увеличивает шанс получить место до 97%"...
"На гайдаровском форуме глава Сбербанка заявил, что гораздо более быстрыми темпами, чем экспорт продукции российской оборонки, растёт другой, самый страшный экспорт - российских мозгов. О проблеме их утечки на Запад говорят уже не первый год, но почему не сделано ничего, чтобы удержать молодых, талантливых, работоспособных людей на Родине?
- Какие-то специальные меры остановить утечку мозгов, к сожалению, не помогут. Нужны кардинальные изменения на рынке труда. Почему люди уезжают? Во-первых, из-за некачественной структуры рабочих мест, плохих условий труда и низких зарплат. Высококачественных рабочих мест в России мало. Резко сдулись объёмы промышленного производства, особенно в высокотехнологичных отраслях. Разрушены отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро. Запроса на таланты нет. Поэтому инженеры, конструкторы, учёные уезжают туда, где этот запрос есть.
Во-вторых, в России отсутствуют возможности для честного профессионального роста. Продвижение наверх идёт не за счёт таланта, ума, а за счёт совершенно других качеств.
В результате "рыночных реформ" в управление бюджетными учреждениями и крупными компаниями пришли так называемые "эффективные менеджеры". Насколько они оказались эффективны - об этом можно судить по состоянию нашей экономики. Они установили себе зарплаты, которые в разы отличаются от доходов тех, кто реально создаёт продукт.
У нас много говорят об отсутствии политических свобод, демократии, но люди бегут не от этого, а от того, что не получают морального и материального удовлетворения от работы в своём учреждении или на предприятии"...
"- Иногда говорят, что сегодня писатели перестали быть "инженерами человеческих душ", что эта профессия уже непрестижная, и никто "идти в писатели" не хочет.
На самом деле это совсем не так. Стать писателями по-прежнему стремятся многие, но получить заветную книжечку члена писательского союза не так просто. Как же войти в это профессиональное сообщество?
- За последнее время заявления о вступлении в союз подавали некоторые очень известные люди, и порой совсем неожиданных профессий, не имеющих отношения к литературе...
Например, недавно членом нашего союза стал президент одной из крупнейших строительных компаний... Причём вступил он в него на общих основаниях, пройдя через сито нашей приёмной комиссии, для которой совсем не важно, какой пост занимает претендент и какими компаниями владеет. Главное - предъявить строгой комиссии свои произведения, уже изданные книги, и, если та сочтёт их достойными того, чтобы их автор назывался высоким словом "писатель", тогда он может претендовать на членство в творческом союзе. И он это сделал...
Бывает, что членом этой организации становится уже признанный в литературе талант. Так, сравнительно недавно членом союза стал доктор наук, научный сотрудник... Причём заявление на вступление он подал после того, как получил престижную литературную премию...
Чтобы вступить в союз, вовсе не достаточно иметь уже изданные книги - сейчас за деньги свой опус может напечатать кто угодно. Нужно, чтобы приёмная комиссия, в которую входят мастера своего дела, признала, что у автора есть литературный талант. Только тогда её вердикт может быть положительным. Отбор ведётся самым тщательным образом. Комиссия собирается дважды в год: весной и осенью. Перед тем как предстать перед ней, соискатели должны сдать в организацию свои произведения в нескольких экземплярах, чтобы все члены комиссии могли их прочитать. Кроме того, претендент должен представить три рекомендации от опытных членов союза. Но даже в этом случае обсуждения бывают бурными, и далеко не всем, кто хочет получить членский билет писательского союза, удаётся получить от этой комиссии добро...
Другой "новобранец" в писательских рядах - тоже известный человек... Она получила два высших образования... Опыт общения с самыми разными людьми, незаурядные литературные способности позволяют ей, несмотря на "литературную молодость", интересно и живо рассказывать в своих произведениях о сложных человеческих судьбах, создавать выпуклые и запоминающиеся характеры своих героев. Учтя все эти обстоятельства, наша приёмная комиссия дала положительный ответ на её заявление о приёме в члены Союза писателей...
Подал заявление о вступлении в союз и... Он - коренной ленинградец. В осаждённом Ленинграде пережил всю блокаду, в возрасте 4 лет попал под бомбёжку... С детства начал сниматься в кино... Окончил Политехнический институт... Только накопив солидный жизненный опыт, он взялся за перо... Это настоящая исповедь о сегодняшней жизни... Он удостоен премии в области литературы "За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры". Он награждён орденом "За заслуги перед Отечеством". Мы надеемся, что и он сможет стать достойным и почётным членом нашего союза писателей"...
Честь и совесть города... Ленинград - Санкт-Петербург...