Истинное для меня и для ведущих умов грядущего
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
"ИСТИННОЕ ДЛЯ МЕНЯ И ДЛЯ ВЕДУЩИХ УМОВ ГРЯДУЩЕГО"
на том уровне, который для меня достижим
Для серьёзных читателей, которые ищут взгляда на жизнь
"Понимать мир - это значит стоять с миром вровень..."
"Всемирная история - это наша картина мира,
упорядоченное представление прошедшего...
История -
это современные события с устремлённостью в будущее и оглядкой на прошлое.
Образ всемирной истории представляет собой духовное состояние,
передававшееся по наследству из поколения в поколение...
Гердер назвал историю воспитанием рода человеческого,
Кант - развитием понятия свободы,
Гегель - самораскрытием мирового духа...
Человеческая история - это совокупность и воплощение исполинских биографий.
Исторически необходимая мысль, которой суждено обозначит эпоху -
собственность того, на чью долю выпало быть её автором.
Она принадлежит всему тому времени вообще;
она бессознательно действует в мышлении всех и каждого...
Есть ли логика в истории?
Существует ли по ту сторону единичных событий
во всей их случайности и непредсказуемости
метафизическая структура исторического человечества,
независимая от наблюдаемых повсюду,
расхожих духовно-политических порождений на поверхности?..
Структура, которая и вызывает к жизни действительность низшего порядка?..
Если нам хочется узнать,
какой вид будет иметь судьба цивилизации при своём исполнении,
нам следовало бы постичь, что такое культура,
в каком отношении она пребывает к зримой истории, к жизни, душе,
к природе и духу, в каких формах она проявляется и до какой степени
эти формы - народы, языки и эпохи, битвы и идеи, государства и боги,
искусства и художественные произведения, науки, права, экономические формы
и мировоззрение, великие люди и великие события -
являются символами и должны толковаться в качестве таковых..."
Санкт-Петербург
2022 год
ПО МОТИВАМ ПРОЧИТАННОГО
"ЗАКАТ ЗАПАДНОГО МИРА"
"Новое поколение уже явилось на свет с нужными задатками...
Мыслитель - это человек, которому на веку написано
символически изобразить свою эпоху
через собственные наблюдение и понимание.
Ему не остаётся выбора. Он мыслит так, как должен мыслить,
и для него истинно то, что явилось на свет месте с ним в качестве картины мира.
Это то, что он не измышляет, а открывает в себе самом.
Это его двойник, собственная его сущность, ухваченная в слове,
оформленный в учение смысл его личности,
неизменный для его жизни, потому что он тождественен своей жизни.
Необходим лишь этот символический момент,
вместилище и выражение человеческой истории...
Книга "Закат Европы" вышла в свет 20 апреля 1918 года.
В книге содержится лишь одна сторона того, что вижу я перед собой,
новый взгляд исключительно на одну лишь историю, философию судьбы...
Книга обращена лишь к тем читателям,
кто знает толк в переживании звучания слов, в переживании образов...
Вечно-вчерашние набрасываются на всякую мысль,
предназначенную исключительно для следопытов завтрашнего дня...
Понимать мир - это значит стоять с миром вровень.
Средство познания неживых форм - математический закон.
Средство для понимания живых форм - аналогия...
Сознание того, что число форм всемирно-исторических явлений ограничено,
что времена, эпохи, положения, лица повторяются как типы,
существовало всегда...
Бытуют сравнения Будды - с Христом,
древнего христианства - с современным социализмом...
Зримая история - это выражение, знак, оформившаяся душевность...
Как пишет Галилей,
в великую книгу природы философия вписана математическим языком.
Однако мы всё ещё ожидаем ответа философа на вопрос,
на каком языке написана история и как его следует читать...
Математика и принцип причинности ведут к естественному,
хронология и идея судьбы - к историческому упорядочению явлений.
Оба этих порядка охватывают - каждый для себя - весь мир...
Природа - это образ, посредством которого человек,
принадлежащий к высшей культуре,
придаёт единство и смысл непосредственным впечатлениям своих чувств.
История - образ, исходя из которого фантазия человека
силится постичь живое бытие мира в связи с собственной жизнью...
Для кого существует история?
Несомненно, для всякого, поскольку всякий человек
со всем его бытием и бодрствованием является составной частью истории...
Что означают дневники и автобиографии для отдельного человека,
тем же оказываются для души целой культуры
исторические исследования в наиболее широком объёме,
когда они включают в себя
все разновидности сравнительного психологического анализа
чуждых народов, эпох, обычаев и нравов...
Слово "Европа" вообще следовало бы вычеркнуть из истории.
Никакого "европейца" как исторического типа не существует.
Всё это слова,
происходящие из поверхностного истолкования географической карты,
и в действительности им ничего не соответствует.
Лишь слово "Европа" с пребывающей под его влиянием совокупностью идей
связало в нашем историческом сознании Россию с Западом
в одно ничем не оправданное единство.
Здесь среди воспитанной на книгах читательской культуры,
чистой воды абстракция привела к колоссальным последствиям в реальности.
Эти читатели в лице Петра Первого на столетия подменили
историческую тенденцию примитивной народной массы,
при том, что русский инстинкт справедливо и глубоко -
с нашедшей своё воплощение в Толстом, Аксакове и Достоевском
враждебностью - отграничивает "Европу" от "матушки России".
Запад и Восток - понятия, наделённые подлинным историческим содержанием.
"Европа" - пустой звук...
"Очевидно, в жизни важна жизнь, а не её результат". (Гёте)
Относительно всякого организма нам известно,
что темп, облик и продолжительность его жизни
и всякого его единичного жизненного проявления
определяются особенностями вида, к которому он принадлежит...
Всякому здесь дано наделённое безусловной несомненностью
ощущение рубежа, тождественное с чувством внутренней формы...
У "человечества как такового" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана...
Взамен картины всемирной истории я вижу драму с участием множества культур,
с первозданной мощью расцветающих на лоне материнского ландшафта,
с которым каждая из них
нерушимо связана на всём протяжении своего существования,
и каждая из них напечатлевает на своём материале, человечестве,
свою собственную форму,
и у каждой - собственная идея, собственные страсти, собственные жизнь, воля,
чувствования и собственная смерть...
Бывают расцветающие и стареющие
культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты...
Всякая культура располагает своими новыми возможностями выражения,
которые появляются, зреют и увядают, никогда больше не повторяясь...
Эти культуры, живые существа высшего порядка,
вырастают в возвышенной бесцельности, подобно полевым цветам...
Как и растения с животными,
они относятся к живой природе Гёте, а не к мёртвой природе Ньютона...
Во всемирной истории
я усматриваю картину постоянного образования и преобразования,
восхитительного становления и гибели органических форм...
Гегель простодушно заявлял, что будет игнорировать те народы,
которые не укладываются в его систему истории...
Сегодня мы мыслим частями света...
Заглянем в лучшие наши книги.
Когда Платон говорит о человечестве,
он подразумевает греков в противоположность варварам.
Это полностью отвечает неисторическому стилю античной жизни
и приводит к таким результатам,
которые оказываются верными и значимыми для греков...
Однако когда насчёт нравственных идеалов философствует Кант,
он настаивает на значимости своих высказываний
для людей любого рода и всех времён...
Взгляда, брошенного на Аристотеля и на полученные им иные результаты,
довольно, чтобы понять, что в данном случае размышляет сам с собой
не менее ясный, но наделённый иными задатками ум...
Русскому мышлению категории западного мышления не менее чужды,
чем западному - категории китайского и греческого мышления...
Вопрос полноты философии будущего состоит в том,
чтобы разыскивать такие истины и узрения,
которые с уверенностью развили из себя люди иных культур...
Понимание живого мира - вот что следует назвать языком исторических форм.
Всеобщая значимость - это ложное заключение о других по себе.
Картина начинает внушать большую тревогу, когда мы обратим своё внимание
на современных западноевропейских мыслителей в той точке,
где центр тяжести философствования перемещается
из сферы абстрактно-систематического в область практически-нравственного,
и на место проблемы познания
заступает проблема жизни: воля к жизни, к власти, к действию.
Здесь уже рассматривается реальный человек,
как он обитает на поверхности Земли в историческую эпоху...
Исторический горизонт Ницше...
Мир идей Шопенгауэра, Канта, Фейербаха, Геббеля, Стриндберга...
Вся психология западных философов,
несмотря на притязания на общемировую значимость,
имеет чисто западный характер...
Всё это вовсе не всемирно-исторические и "вечные" ценности,
а ценности эпизодические и местные,
по большей же части они вообще ограничены
нынешней интеллигенцией крупных городов западноевропейского типа...
Всё, что до сих пор высказывали и мыслили на Западе по проблеме
пространства, времени, движения, числа, воли, брака, собственности,
трагического, науки,
оставалось узким и сомнительным,
потому что при этом
постоянно стремились отыскать единственное решение вопроса
вместо того, чтобы понять наконец,
что множество вопрошающих даст в результате такое же множество ответов,
что всякий философский вопрос
представляет собой лишь скрытое желание получить определённый ответ,
заключённый уже в вопросе,
что великие вопросы эпохи вообще не могут быть постигнуты
с достаточной степенью преходящести,
почему и следует принять целую группу исторически обусловленных решений,
и лишь панорамный взгляд на эти решения -
в отвлечении от всех собственных ценностных мерок -
способен открыть последние тайны...
Для подлинного знатока людей
не существует абсолютно верной или неверной точки зрения.
Перед лицом таких непростых вопросов, как о времени или браке,