Пётр Великий... Даниила Гранина...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ПЁТР ВЕЛИКИЙ... Даниила Гранина...
Санкт-Петербург
2017 год
"- Вы довольно любопытно, на мой взгляд, рассуждаете о русской интеллигенции. В частности, по-вашему, русская интеллигенция отличается от всех прочих тем, что она не выходец из своего народа. И отсылаете нас к Петру Первому, который отправлял детей боярских учиться в Европу, в Голландию и так далее... И тогда эти уже вернувшиеся взрослые люди оказались совершенно чужими. Вы делаете вывод: "Наша интеллигенция - она, условно говоря, голландская". То есть Пушкин, Достоевский, Толстой, Ильин, вы сами - все голландцы в этом смысле?
- А я не считаю их интеллигентами, они аристократы. Это разные вещи. Как раз это наша интеллигентская способность искать и заниматься самокопательством... Ведь возникла пропасть между теми, кто вернулся, обременённый знаниями и новым взглядом на мир, и теми, кто жил здесь.
Волошин писал: "Великий Пётр был первый большевик". Это действительно так. На уровне большевика он пытался переделать огромную страну, достиг невероятных успехов, но в то же время навсегда разделил этот народ с этой интеллигенцией, которой до него не было в том представлении, о котором вы говорите"....
"При Петре Первом возник комплекс неполноценности русских перед Западом. Любопытно. Пётр - это тот человек, который превратил дремучую, отсталую Московию в Российскую Империю, тот человек, который создал русский флот, регулярную армию, да что говорить - превратил страну в великую европейскую державу. Преодолевая при этом тяжёлое, упорное сопротивление всего того, что символизировало исконно-посконную Русь и прежде всего Русской православной церкви. И Пётр повинен в комплексе неполноценности русских перед Западом? А кто виноват в надменности, высокомерии русских по отношению к Западу? Кто внушил русским мысль об их особой миссии, особом пути, о том, что русский народ - народ-богоносец? Тоже Пётр?.."
"В постсоветские годы стало появляться ощущение, что я живу в стране незнакомой, лишённой всякой идеи. Куда девалась Россия Петра Великого, который основал Петербург - "окно в Европу", порт - "ногою твёрдой стать при море, все флаги в гости будут к нам", и стал делать Россию просвещённую, европейскую. Впервые в европейской истории столица строилась на пустом месте и в разгар войны. Было непонятно, останется ли вообще этот клочок земли у России. Перед ней был мощный противник - Карл XII и его сокрушительная, может быть, самая могущественная армия в Европе. Тем не менее у Петра не было никаких сомнений в том, что город станет столицей и будет жить.
Поразительная вера в себя, в народ, в Россию!..
Пётр начал строительство регулярной армии и флота. После Полтавской победы перед Европой предстала Россия державная, с которой следует считаться. Страх, который она внушает, ещё не возвеличивает её. С той же истовостью, с какой Пётр создавал военную мощь, он строит Петергоф - творение чистой красоты... Посылает молодых дворян учиться за границу, создаёт Академию наук, газеты, музеи.
По сравнению со всеми прочими правителями, тем более российскими - у Петра было одно несомненное преимущество: непреклонная воля, позволяющая двинуть Россию вперёд и придать этому движению такое ускорение, которое сохранялось сквозь лень, бездарность преемников Петра вплоть до Екатерины Великой, сумевшей подхватить петровский раскат. Пётр - явление особое и уникальное. Он знал, что нужно России, знал, как это делать, и делал! Неслучайно он давно одна из самых примечательных, сложных фигур для писателей: Пушкина, Мережковского, Алексея Толстого, Тынянова, Юрия Германа.
"Вечера с Петром Великим"... Роман писал лет 10-12. Бросал, снова принимался за него. Хотел рассказать о Петре не как о великом государе, полководце, воине, созидателе, учёном, а как о личности. Чем больше я занимался Петром, тем загадочнее он становился. Вообще добраться до разгадки, связанной с главным героем, - самое интересное. "Человек - это тайна", - говорил Достоевский. В самом деле, стоило найти какое-то объяснение поведению Петра, как следующим поступком он опровергал себя же. В его жизни, начиная с момента рождения, немало странного. Откуда вдруг в душной атмосфере сонного Московского Кремля появился этот сгусток энергии, устремлённости, исключительной воли и любознательности? Что сформировало этот ум, этот характер?
Александра Македонского обучал в детстве Аристотель, у Петра подобных учителей не было. Откуда такая тяга к просвещению? Или отказ от царской роскоши? Откуда?
С четырёх лет Пётр страдал водобоязнью. А с 10 - вдруг упоённая страсть к воде. Жадное изучение корабельного дела, любовь к водным путешествиям, мечта о море. Сухопутный мальчик среди сухопутных родичей. Загадка!
Ещё одна странность. Почему Пётр то и дело покидает свой престол? То Петром Алексеевым служит в капитанском звании, то плотником Михайловым. На шутейных соборах тоже передавал свою власть - папе-кесарю. Не боится снимать корону, становится солдатом, простолюдином.
Накопилась система всякого рода стереотипов в восприятии Петра, от которой трудно было освободиться. Допустим, актёр Николай Симонов в фильме "Пётр Первый" создал неистовый, кричащий образ государя, который внушал страх: кошачьи усы торчком, стремительная походка. А Пётр был нормальным человеком со всеми его достоинствами и недостатками. То вспыльчив, то терпелив, то скуп, то щедр, то остроумен, то пьяно туп, то жесток, то милосерден.
Пётр задал для русского общества тон милосердного отношения к побеждённым. Те пленные шведские офицеры, что находились в Петербурге, пользовались свободой, их приглашали на балы, они учили русских дам и кавалеров танцевать... Получив в 1718 году известие о смерти короля Карла на поле боя, Пётр искренне переживал. Он сам, а за ним и придворные надели "чёрные платья" в знак траура и послали соболезнование младшей сестре Карла. Между тем шёл девятнадцатый год Северной войны, измотавшей и шведов, и русских...
Стрелецкий бунт, страшные сцены бойни, свидетелем которых был 10-летний Пётр: за несколько дней от большой родни ничего не осталось, всех порубили... Никто не видит чуда в том, как покалеченная душа его смогла всё же выправиться.
Жизнь Петра трагична. В ней были разные периоды.
Первый, когда травмированный сердечной неудачей с Анной Монс, Пётр привязывается к Екатерине, его снова посещает любовь. Он обретает семью, свою личную, домашнюю жизнь. Год от года привязанность Петра к жене крепнет. Их супружество было не похоже на семейные отношения монархов той эпохи. Нечто подобное было во втором браке его отца, Алексея Михайловича, с Наталией Нарышкиной, счастливом и коротком. Пётр решается и на шаг, неслыханный в русской истории: устраивает коронацию безродной Екатерины, она - императрица.
Следующий период душевно тяжёлый - когда Пётр узнаёт о её измене. Это был удар!
Величайшая трагедия Петра - казнь царевича Алексея. Принести в жертву Отечеству родного сына!..
С годами Петра всё сильнее захватывала идея Отчизны. Ради неё он не щадил себя. И вот, когда из крови и проклятий показалась наконец явь новой страны, на пути встала безвольная, неумная фигура сына, грозя порушить всё, что сделано. Драма была для него неразрешима... Конечно, убийство сына не выход. Но и альтернативного достойного решения не найти.
Его настигло одиночество, непонимание, невозможность иметь наследника (через год после казни Алексея умирает маленький Пётр Петрович, спровоцированный выкидыш у Марии Кантемир) - это как рок.
Петру было приятно, когда ему говорили "Господин контр-адмирал", а не "Ваше величество". Потому что звание всегда для него было заслуженным, а не рождённым. Он аккуратно требовал своё жалованье и говорил: "Поскольку эти деньги я заслужил, как и другие офицеры, своей службой, то могу их тратить, как хочу".
Пётр сделал удовольствие Карлу, освободив графа Реншильда из плена. В ответ Карл возвратил ему князя Трубецкого Ивана Юревича, Головина.
Дочь Гагарина, сибирского губернатора, была замужем за сыном великого канцлера Головкина. Сын Гагарина был женат на дочери вице-канцлера Шафирова. Все эти родственные связи, ходатайства заставляли Петра откладывать казнь Гагарина, Пётр требовал от него откровенности. Наконец, сын дал показания против отца. Пётр поставил виселицу перед Сенатом. Никто не смел отсутствовать при казни Гагарина. После казни все родные должны были обедать с царём. Сын Гагарина был разжалован в матросы. Это была методика Петра в борьбе с казнокрадством.
В 1723 году Пётр сжёг свой дворец в Преображенском, здание обложили фейерверком. Петарды взрывались цветными огнями. Когда всё сгорело, и осталось безобразное пожарище, оно дымило, воняло горелым чадом, Пётр сказал: "Вот образ войны, блестящие подвиги, от которых остаются разрушения. Да исчезнет вместе с этим домом, где росли мои первые замыслы против Швеции, всякая мысль о войне".
Пётр исполнял должность бомбардира и при этом старался своей службой бомбардира не стеснять главнокомандующего Шереметева, он становился как бы подчинённым, а не царём.
Современники спрашивали, зачем Петру самому нужно было строить корабли, поручил бы кому-нибудь, а сам занимался бы государственными делами...
Но кому поручить? Некому было в России...
Иностранца выписывать? Нет, надо было самим учиться...
Учились и за границей, и в России. Пётр тоже учился, чтобы освободиться от зависимости, ему хотелось дознаться до всего, освоил голландский опыт, отправился к английским судостроителям, его желание научить свой народ совпадало с собственным призванием естествоиспытателя, инженера. Он понимал, что нужно пройти школу самостоятельности. Учился на заграничных верфях как частное лицо, а не как царь, как Пётр Михайлов, а не как Пётр Первый.
Конечно, всё равно приходилось призывать иностранных мастеров, но теперь он мог их проверять, поправлять, требовать как хозяин, которого не проведёшь.
Пётр продолжал движение, начатое в царствие его отца. Он делал это энергичнее, он жаждал увидеть плоды...
Что больше возбуждало в Петре энергию - победа или поражение?
Узнав о смерти Карла XII в 1718 году, Пётр заплакал. Слёзы его вызвали недоумение. Он сказал: "Брат Карл, как мне жаль тебя!" Как будто он любил своего врага. За что? Не за то ли, что тот многому научил, сделал Россию могучей державой. Поражение под Нарвой вызвало у Петра возглас: "Шведы победой своей научат и нас победить их самих!"
Возможно, подобные истории приукрашены, другие приписаны, но они естественны, они всю жизнь сопровождали Петра и для серьёзных историков вроде Ключевского они служили серьёзным материалом.
Пётр был не тираном, творящим произвол, а служащим, выполняющим порученное ему дело. Поэтому нечего падать перед ним на колени, незачем зимой снимать шапки перед дворцом.
"Меньше низости, больше усердия к службе и верности ко мне и государству - таков почт, подобающий царю", - говорил Пётр..."
"Когда-то Пётр Первый, прекрасно понимая, что России грозят расчленение на части, утеря суверенитета, превращение в колонию государств более сильных, предпринял модернизацию. Он провёл её бешеными темпами, не стесняясь, жестокими методами. При этом он понимал, что у реформ должна быть движущая сила. Нужны люди, которые будут поднимать экономику страны...
Они были патриотами в том числе и потому, что их собственные интересы совпадали с интересами государства. Но государь и сам был первейший патриот. Потому что держава - Россия - практически была его собственностью, его визитной карточкой и смыслом его жизни. Россия - это был он. Он собой представлял то, что представляла его страна. Он был могущественен и знаменит настолько, насколько могла быть могущественной и знаменитой его страна..."
Книжный вопрос: "Из анекдотов о Петре Великом. "Однажды Пётр Великий спросил у любимого шута Балакирева: что в народе говорят про Петербург? Балакирев вздохнул и ответил: "Батюшка, царь-государь: с одной стороны море, с другой - горе, с третьей - мох, а с четвёртой..." Что с четвёртой?
Правильный ответ: с четвёртой - ох.
Почитаем вместе книгу: Даниил Гранин "Вечера с Петром Великим".
Как и всякая масштабная историческая фигура, Пётр Первый до сих пор вызывает споры и разноречивые оценки. Реформатор, полководец, отец Российской Академии, основатель Петербурга, мореплаватель и плотник, и вместе с тем жестокий тиран, царь-гуляка, человек, исполненный страстей и пороков. В книге классика современной русской литературы Даниила Гранина отражены эти роковые противоречия. Однако его Пётр - это не Пётр-петрушка и не Пётр Толстого. Используя архивные документы, автор развёртывает своё повествование, основываясь на малоизвестных широкому читателю данных о частной жизни императора. Перед нами открывается внутренний мир русского самодержца в переломные для Отечества моменты, включая во многом драматические и интимные сферы жизни царя, пылкого и легко уязвимого в любви. Герой Гранина не только грозный реформатор, вскинувший страну на дыбы, но и большой ребёнок с необузданной фантазией, неуёмным любопытством и жаждой озорства.
ДАНИИЛ ГРАНИН "Вечера с Петром Великим"
Мы выходили на галерею. От парка поднималось тепло. Был виден залив, над тёмным обрывом горизонта в небе горело розовое зарево вечернего Петербурга.
В парке шумел водопад...
- Человек - это не только человек, это ещё и звёзды, и божья коровка, и гадюка...
Он считал, что самый неизученный феномен - это Время. Каждый живёт в своём времени. Например, Антон Осипович остался жить в Советском Союзе. Сам Челюкин обитал в этом быстротекущем времени, в каком жили его сезонные букашки, а то и однодневки.
- Врёт, как очевидец, а ведь именно очевидцы-то и перевирают - заботятся о впечатлении, им надо удивить, ужаснуть, обрадовать...
- Чего вы хотите, разве мы больше знаем, что там за кремлёвскими стенами? Тоже гадаем, ловим слухи...
- Не вникай, не нашего ума дело...
Мир полон чудес, чудеса украшают жизнь, и не надо их разоблачать...
- Много не надо смекнуть: у нас в России деньги не спрячешь...
Окном в Европу стали пользоваться сразу, пристраивали капиталы в банках голландских, английских...
Самое важное в жизни - найти свою стезю, нашёл - и всё остальное приложится, не нашёл - и будешь болтаться как дерьмо в проруби. Стезя - это не призвание, это дело... Не учился, остался обалдуем, вот и держись за бублик-баранку...
А он мечется столько лет, ни за что уцепиться не может. Актёра из него не вышло, подался в режиссёры, хотел поставить... - не дали. Сочинил пьесу - не взяли. Перешёл в театральные художники, а радости нет, годы идут без божества, без вдохновения. Должно же у него что-то быть, к чему он предназначен, неужели так вот и проживёт, не узнав, где его талант...
Он завидовал М. Сутулый, бледный, некрасивый человечек, сразу видно неудачник, с диссертацией не получилось, публикаций нет - и никакой ущербности, парит, ликует в своих эмпиреях. Ведь если разобраться, у него и таланта особого нет, только страсти. Может быть, эти страсти и есть призвание?.. В нём многое непонятно. Счастливый неудачник. Может, всё дело в том, что М. сумел сосредоточиться, сфокусировать себя; когда человек сосредоточится, он способен совершать чудеса... Человек не знает своих возможностей, у нас культ гениев, на самом же деле цивилизация больше обязана людям, которые умеют сосредоточиться на чём-то...
В такого рода разговорах М. участия не принимал. Он удалялся в себя, становился незаметным. Что это было - энергия присутствия, энергия молчания?..
Мудрость не в том, чтобы придумать, а в том, чтобы использовать...
Время от времени М. зарабатывал, изготавливая исторические диссертации для состоятельных клиентов...
Появился Якоб Штелин в Петербурге в 1735 году... Россия ему нравилась, здесь он обрёл уверенность, образованных немцев в России ценили...
В архивах попадались курьёзы недавних петровских времён. При дворе тоже ходило множество легенд о великом государе. Анекдоты были один другого забавнее. Штелин стал записывать их, не пропадать же добру. Эта плюшкинская страсть сохранять всякую мелочь для историка вполне достойная. С немецкой добросовестностью он старался отделить правду от вымысла...
Время от времени он пополнял свою коллекцию анекдотов. Чтобы всерьёз заниматься сбором, следовало самому искать сподвижников Петра, его денщиков, кучеров, адмиралов, врачей, сенаторов - навещать их, часами выслушивать воспоминания, вылавливая среди потока пустяков стоящие. При этом полагалось пить угощать, угощаться.
Он видел, как следы Петра быстро зарастали, смерть подбирала последних его спутников... Смерть похищала целые страницы из жизни царя...
Почему человек не знает своего предназначения? Даже гении не сознают своего дара...
Анекдоты из коллекции Штелина значили больше, чем иные исторические документы, они выхватывали Петра из тьмы прошлого, как моментальные снимки. В памяти свидетелей сохранялись его неожиданные поступки, нечаянные фразы, то, что поражало воображение, но, как правило, не попадало ни в какие документы, воспоминания...
Тем временем новое событие увлекло Штелина: государыня Екатерина задумала соорудить памятник Петру Великому... Одним из первых он подаёт свой проект. Потом второй, третий. Триумфальный столп, где изображены подвиги Петра и его деяния, конная статуя, пешая статуя... Чего только он не напридумывал. Проекты подал и Ломоносов, и другие академики...
Екатерина хотела иметь памятник Великому Реформатору, творцу могучей Империи...
Насчёт коня разногласий не было. Хотелось, конечно, и корабль соорудить - основателю флота, но совместить коня с кораблём было затруднительно... На постаменте - несомненно, барельефы, конечно - Полтавской битвы, Гангута, победы при Лесной... Некоторые интеллектуалы предлагали у подножия установить аллегории с латинскими надписями... Четырёх добродетелей: Трудолюбие, Благоразумие, Правосудие, Победа... Прислал свои пожелания друг и поклонник Екатерины француз Дени Дидро. У него одна дева должна была изображать любовь народа, другая - побеждённое Петром варварство... Из Германии прислал свои соображения историк Гердер... Его идеал - монарх-учёный, такого монарха он ещё тогда увидел в Петре. Русские, считал он, занимают на земле больше места, чем в истории, и он хотел устранить эту несправедливость - за счёт увеличения места в истории...
По совету Дидро Екатерина пригласила из Франции профессионала, известного скульптора Фальконе.
Скульптор Фальконе не хотел никаких девиц, чудовищ и прочих хороводов. Для него Пётр был сам по себе сюжет. Чем проще, тем сильнее. Пётр не нравился многим современникам, - что ж, он сделает Петра, который видит тех, кто ещё не существует, и кто будет благословлять его.
Фальконе ставит скалу, на её крутизну взбирается конь. Скала не безразличный постамент, она сама по себе эмблема трудностей, которые Петр преодолел. Памятник-метафора.
Настоящая метафора обеспечивает памятнику будущность...
Перечень дел Петра - это не Петр...
- Каким он был, твой Пётр, никто не знает. Он будет таким, каким его сделаю я, Этьен Морис Фальконе! Таким и станут знать Петра потомки, запомни!..
Екатерина встала на сторону Фальконе. Она сразу сумела оценить его замысел. Распознать в художнике талант дано не всякому, а тем более преимущества замысла дерзкого, небывалого...
Большая модель памятника высилась на дощатом помосте. Низкое закатное солнце смотрело в широкое окно. Тень всадника и коня на белой стене то расплывалась, то придвигалась из солнечной дымки... Солнце входило в мастерскую, гасло и вновь входило, огромный всадник и его конь надвигались, это был не просто конь - буря, пылающая жаром, никто кроме Петра не мог обуздать такого коня, эту стихию, сдержать её над бездной...
Воля - вот чего всегда не хватало России, вот что внезапно увидел он - воплощение воли! Идея личности Петра явилась ему... Сам ли он высмотрел её в памятнике, или же она была задумана скульптором, неважно, - важно, что эту суть он прочёл без надписей, без аллегорических фигур, они все вошли в него, все победы Петра, реформы, одоления...
...не удавалось определить характер Петра - вспыльчив, но дьявольски терпелив, умел ждать и не умел ждать, то скуп, то щедр, то остроумен, то пьяно туп. Что он был за человек?.. Гений непостижим, гений не следует логике, гению диктуют не знания, не обстоятельства, его ведёт божественное озарение, неведомое прочим натурам...
Явление Петра чем дальше, тем становилось загадочней. Как он мог из духоты ленивого кремлёвского быта, из вялой замкнутой российской жизни взлететь - этот стремительный вихрь, закружить всех, увлечь... Откуда такая тяга к просвещению, отказ от царской роскоши, как появился этот сгусток энергии, эта стрела, пущенная невесть кем... Однажды Ломоносов сказал: "Следы Петра надо искать не в прошлом, они идут к нам из будущего"...
Вокруг надписи на постаменте тоже разгорелись страсти. Предлагали перечислить все заслуги Петра, его таланты, хронику побед... Дидро прислал самый лаконичный текст: "Петру Великому посвятила памятник Екатерина Вторая. Воскресшая доблесть привела с колоссальным усилием эту громадную скалу и бросила её под ноги героя".
Скалу действительно доставить в Петербург стоило трудов чрезвычайных.
Фальконе, подумав, решился упростить эту надпись...
"Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая"...
Надпись показали Екатерине, она взяла перо и вычеркнула глагол, оставив предельное: "Петру Первому Екатерина Вторая". Это было не просто сокращение, она вплотную приблизила себя к Петру, расширила смысл, речь шла уже не только о сооружении, а о продолжении дела Петра: Первому - Вторая; сказался и вкус её, и политический талант. Её памятник, он и ей памятник.
В Медном всаднике всё совпало: и Пётр, и Фальконе, и Екатерина... И Пушкин...
После смерти матушки её нелюбимый сын, взошедший на престол, Павел Первый, решил установить собственный памятник Петру перед своим новым дворцом в Петербурге. Вспомнили об отвергнутом памятнике работы Карла Растрелли. Работу над этим изваянием скульптор начал ещё при жизни Петра. Екатерину не устроил величественный покой конной статуи императора, задумчивость всадника... Статую извлекли из сарая, очистили от грязи и водрузили. Надпись Павел придумал самолично: "Прадеду правнук", указывая тем самым на своё прямое родство с Петром...
Вхождение во власть никого не делает лучше, власть всегда портит человека.
Открытие памятника, приуроченное к столетию вступления Петра на престол... Тысячи заполнили площадь... Императрица прибыла на яхте, прошла по красному сукну к своей ложе...
Августовский день, тёплый, тихий, был полон блеска воды, оружия, позолоты. Преображенским полком командовал Потёмкин в петровском тёмно-зелёном мундире. Он подал сигнал. Забили барабаны, заиграли трубачи. Взгляды устремились к дощатым ширмам. Верёвки натянулись, ширмы отпали.
Единый вздох и слитный непроизвольный крик "ура"! и опять "ура!". Творилось что-то невероятное, большинство людей впервые в жизни видели памятник. В сущности - то был первый памятник в России. Грянули залпы орудий. Полки двинулись торжественным маршем. Императрица встала, принимая парад. Но все смотрели на памятник. Многие плакали.
- Такого открытия памятника больше не было и не будет...
- Сегодня я увидел, как людям нужен образ правителя, кого можно любить. Чтобы в пример ставить...
- Много таинственного связано с этим памятником. Фальконе уехал, так и не увидев его завершения. Пушкин так и не увидел свою поэму напечатанной... В блокаду хотели памятник снять и увезти в укрытие, чтобы сохранить от бомбёжек. Но появился какой-то старичок и сказал, что если Петра уберут, то быть городу пусту, и так это сказал, что памятник оставили, только мешками с песком завалили...
- Памятник - это метафора, каждый понимать её волен по-своему...
- Кого ещё нам любить в русской истории, если не Петра?
- Логично. Нам бы ещё одного или двух таких, как Пётр, и никаким Америкам нас не догнать...
Пример Петра как просвещённого монарха много значил для всех русских царей. Но ещё больше значил человеческий пример Петра, пример того, сколько может успеть за свою жизнь правитель, какие горы своротить, когда у него есть светлая цель. Феномен Петра заключается в его воле. Способных правителей в России было много, но воли им не хватало. Помогал Петру и его инженерный талант, поставив цель, он находил наилучшие пути к ней. Знал, как флот надо строить, знал, чем армию вооружить, что молодёжь надо посылать учиться за границу...
Екатерина Великая, которая дела российские знала получше наших славянофилов, говорила, что, не будь петровских реформ, Россию поборола бы склонность к старым порядкам, и ещё сто лет не стащить её было бы с лежанки. Ещё она говорила, что, как бы Пётр ни был вспыльчив, истина всегда побеждала его гнев. Конечно, в душе его хозяйничали не только ангелы, имелись там и демоны, но он смирял их. Считают, что Россия на вызов Петра ответила Пушкиным. А Пётр, откуда он взялся? Он сам был ответом на вызов Европы. Александра Македонского обучал в детстве Аристотель, у Петра таких учителей не было. Он появился как вулкан, из подземных сил, накопленных веками русской дремоты...
Он чтил Петра выше Наполеона, тот только величайший француз, но не был всей Францией, Пётр - вся Россия, её плоть и дух, страсть и гений...
Для работы на верфях в Адмиралтейство прислали мастеров, собранных отовсюду. Петр приказал их выстроить, лично стал обходить строй. Адмиралтейские службы только складывались. Петр ценил свои корабли и не жалел времени узнать будущих работяг, придирчиво расспрашивая каждого - кто такой, откуда, что делал, что умеет...
Пётр никогда не мог забыть этих стрельцов... Струи крови брызнули во все стороны... Пётр с братом Иоанном стояли на крыльце, застыв, смотрели, как отсекают руки, ноги, кидают на белокаменные плиты, сапогами топчут горячую плоть, танцуют в осклизлой кровавой каше.
От ужаса у десятилетнего Петра свело руки, ноги, лицо закаменело, он не мог открыть рта, это был столбняк, его унесли.
Братья знать не знали нитей заговора Милославских...
В памяти слепящей вспышкой остались лица стрельцов, вопящих у кремлёвского крыльца...
После казни дяди Ивана мальчик свалился в горячке. На всю жизнь у Петра остались припадки, судорога набегала, кривила лицо жуткими гримасами, он дёргался, вытаращивал глаза полоумно. Ужасы, насилие запечатлелись прочно в детской памяти, отпечатались навсегда лица стрельцов, картину счастливого детства залило кровью, завалило кусками мяса, отрубленными руками на талом кремлёвском снегу...
Спустя двадцать с лишним лет он всё же узнал в боцмане одного из тех стрельцов...
У Петра весь тот день отпечатался неизгладимо. Хотел бы забыть, да не мог, ничего не забыл. Добрая жизнелюбивая натура мальчика надломилась, стрелецкий топор расщепил задуманное творцом чудо...
Последствия зверств долго не утихали. Вокруг ребёнка всё клокотало местью...
Атмосфера дворца, пропитанная ненавистью, отравляла душу мальчика. Жили под занесённым топором. Стрелецкая смута повторилась, когда Петру было семнадцать лет... Запах крови преследовал его, в Кремле за каждым углом мерещились стрельцы. Нужны были исполинские силы, чтобы выбраться из трясины ужасов. Жажда мести не ослепила его, страхи не обессилили. Но демоны поселились в его душе.
Всю жизнь ему снились кровавые кремлёвские побоища. Только водка позволяла забыться глухим сном. Видения прошлого без спросу врывались в царскую жизнь...
Он не догадывался, кого он спасает для России. Человеку не дано увидеть, как спустя годы откликнется его поступок, он не может свериться с будущим, оно скрыто во тьме, единственное, чем он располагает, - это тихие веления совести...
Историки из века в век винят Петра за жестокость, показывают, как он лютовал над стрельцами, чуть ли не самолично рубил головы и бояр заставлял рубить. Никто не видит чуда в том, как искалеченная душа его смогла всё же выправиться. Другой на его месте превратился бы в истерика, изувера, его жалели бы, оправдывали. Петра же никто не жалеет...
В глазах современников поступки Петра иногда выглядели мистическими, дьявольски жестокими...
Пятнадцать лет спустя после Стрелецкого бунта раскрылся заговор на жизнь государя... Иван Михайлович Милославский давно умер, был похоронен в трапезной церкви Николы как примерный христианин. Можно сказать, счастливо ушёл от кары... Теперь он был недосягаем для суда мирского.
Но для Петра не было недосягаемого, жажда возмездия жгла его, он велел откопать гроб Милославского. Сгнившие останки погрузили по его указанию на повозку, запрягли шестью свиньями, повезли через всю Москву. Народ высыпал на улицу, ужасался, но на этом процедура не кончилась. Останки сунули под помост, на котором стояла плаха. Когда головы заговорщиков отсекали, кровь стекала на гроб Милославского...
- Я лично поддерживаю в этом царя. хороший пример. Пусть знают, что от ответа не уйдёшь. Здесь не поймали, потом изловят, детей опозорят...
Роль личности в истории... Когда-то он учил своих школьников, что от личности ничего почти не зависит, всё решают массы, так что личность может не беспокоиться, история творится без неё. Великие люди, может, кое-что и определяют, но не само событие, а его физиономию, личность выражает потребность развития и опирается на движение народных масс. Как опираться на движение, направленное в разные стороны, он не понимал и не старался понять... Но в истории он всякий раз наталкивался на какого-нибудь деятеля... И не обязательно это великий человек. В судьбе Кутузова многое определял его учитель, обыкновенный учитель. В моменты решительности вдруг кто-то получает право наклонить Историю куда он хочет...
- У нас любят издавна повторять: "царь-плотник, царь-плотник". Прилепилось к Петру, и всех умиляет, как же, царь-государь всея Руси и так ловко топором орудует. Памятник соответственный соорудили: царь, в рубахе, топором ладит ботик. Корабельный плотник. Поставили у Адмиралтейства. Символ! Хрестоматийный образ! На самом деле называть Петра плотником всё равно что числить Льва Толстого артиллеристом. Глупость это, никакой он не плотник!
Человек считает главным в своей жизни одно, а потом оказывается, что главным было совсем другое.
У Боккаччо основной страстью была наука, он составлял энциклопедии, исследовал античные рукописи. Под конец жизни стал священником, занялся толкованием "Божественной комедии" Данте. Что осталось от его деятельности? Книга непристойных рассказов, их он шутя написал для одной принцессы. Дивная книга - "Декамерон". В старости он горячо отрекался от неё и всё же остался на века приговорённым к ней: "Боккаччо - Декамерон"
Гёте разрабатывал теорию цвета. Льюис Кэрролл всю жизнь занимался математикой...
Подростком Пётр не высказывал интереса к царским своим обязанностям. До пятнадцати лет торчал то в кузне, то столярничал, играл в войну, строил крепости, плавал на старом ботике. Суля по его юным пристрастиям, никогда бы ему не стать государственным гением. Не надень на него судьба короны...
Начав учиться корабельному делу, Пётр смолил, шпаклевал, буравил, ковал, чертил и, конечно, плотничал. Сооружал фрегат "Пётр и Павел" он уже не плотником, а мастером. Всё это было попутно, задача у него была - не просто строить корабли, а находить архитектуру, располагать мачты, искать пропорции. Всего полгода понадобилось, чтобы он понял, что каждый мастер на этих верфях производит собственный расчёт, общей же науки нет. Без теории ставить корабельное дело в России, строить флот невозможно. Торговать голландцы умеют лучше всех, корабельное же дело у них поставлено эмпирически. Петру нужно было постигнуть закономерности, ибо по своей натуре он не "царь-плотник", он "царь-инженер". Как ни люба ему Голландия, он покидает её и отправляется в Англию за корабельной наукой...
Более того, он не просто инженер... Он естествоиспытатель!.. Именно наука его сокровенное призвание. Отсюда всё остальное. Ему не даёт покоя любопытство, то самое, какое движет каждым учёным, желание опробовать новое, более совершенное, узнать законы, закономерность природы, мира...
Для этого нужен врождённый талант, такой инженерный талант впервые в истории оказался на троне...
В те времена учёные были универсалами. Спустя двадцать лет после Петра взошла звезда Михаила Ломоносова. Сокровенные научные страсти царя как бы прорвались в натуре Ломоносова, его буйный гений, весь его облик, характер породили заманчивую легенду о незаконном сыне Петра. Были и загадочные факты...
Ломоносова раздирали увлечения - поэзия, риторика, он и физик, он и химик, он географ, он электричеством занимается, мозаикой... Петра также тянула любознательность. Вместо того чтобы веселиться на балах, заниматься царской охотой, посещать дворцы, Пётр торчит в анатомическом театре, наблюдая как анатом вскрывает труп... Что означают визиты Петра в типографии, в монетные дворы? На бумажные фабрики, где он сам пробует отлить бумажный лист...
Ему надо всё то, чего он не знает... Ему надо привезти в Россию и газету, и апельсины, и бильярд, и залезть в человеческое брюхо, потрогать кишки, и звёзды его тянут... Ему надо понять, опробовать, научиться. Из тьмы, из дикости он угодил в самый эпицентр европейской цивилизации. Не ослеп, не оглох, не растерялся...
Ребёнок учится и начинает быстро решать задачки. Или хорошо играть в шахматы, рисовать, строить модели. Тогда говорят, что у него обнаружились способности. Но бывает - никто его не учит, и вдруг у него появляется неудержимая тяга к чему-то. Это призвание. Редкое, счастливое свойство. Не надо искать себе специальность, всё предопределено. Призвание властно ведёт за собою.
Детская душа Петра созревала быстро и рано раскрывала свои возможности...
Осматривая в Измайлове амбары своего деда Никиты Романова, Пётр увидел старый ботик, построенный при Алексее Михайловиче для разъездов по Москве-реке. Вид ботика почему-то взволновал его... Сухопутный мальчик, среди сухопутных родичей... обнаружил свою тайную природу. А ведь по многим свидетельствам Пётр с четырёх лет страдал водобоязнью. Как удалось от неё избавиться? Таинственная история...