Самовоспитание человечества
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
ТАТЬЯНА ХРУЦКАЯ
САМОВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Санкт-Петербург
2015 год
Современные образовательные технологии...
Как учить русскому языку современных "цифровых аборигенов"?
- "Цифровые аборигены" - это о современных детях. В эпоху цифровых технологий меняются многие традиционные подходы. Это относится и к обучению. Например, к обучению русскому языку.
- Мы занимаемся проектами по популяризации и продвижению русского языка в мире. Образовательный дизайн... Очень сильно меняется структура деятельности детей, возникают новые форматы, и обучение должно отражать ту реальность, которая существует сегодня.
- А что, современные дети так сильно отличаются по восприятию от своих родителей?
- Да. Они не слушают радио, они не смотрят телевизор, они не читают газет и журналов. Но это не означает, что они не получают информацию или что они не читают. У них другой подход к получению информации. Современные дети не пассивные потребители информации. Мы слушаем, смотрим, читаем... А дети уже привыкли к другому формату. Они в Интернете находят только то, что им интересно. Естественно, это нужно учитывать и в обучении. Современные дети не читают газет и журналов, но они активно участвуют в гражданской журналистике. Они читают блоги, они смотрят новости в Интернете, сами что-то пишут. Мы не говорим, что они перестали читать и писать. Сегодня можно говорить о реинкарнации эпистолярного жанра. Дети пишут в Интернете, дети пишут посты. Они ведут блоги. И эти особенности нужно учитывать. К сожалению, учительская среда достаточно консервативна. И мы привыкли оценивать детей какими-то своими мерками.
- Образование - вообще штука консервативная.
- Мы вспоминаем, как мы учились, какие у нас были интересы, и это касается не только обывательского уровня, это касается профессии, среды. Очень часто учителя русского языка и литературы, которые сетуют на то, что, например, с телевидения ушло декламирование поэзии... Мы сегодня должны понимать, что дети его не увидят, потому что они туда не зайдут.
- Они его не увидят нигде.
- Дети слушают в наушниках не только музыку, но и спектакли, поэзию, ауди-книги. О том, что дети перестали слушать слово, говорить нельзя. Меняется формат. И эту особенность необходимо учитывать в образовании. Всё это должно быть в комплексе.
- Как же учить русскому языку современных "цифровых аборигенов"?
- Бить тревогу надо, потому что человек, который занимается в 6-7-ом классе, к сожалению, плохо читает. Раз он плохо читает, значит, он плохо пишет, значит, он плохо излагает свои мысли. Отсюда неудовлетворительные оценки. Новый закон об образовании толкает к коммерческий основе и приводит к таким результатам. Если преподаватель с прохладцей относится к своему предмету на уроке, то можно потом за дополнительную плату разъяснить некоторые вопросы, которые он не додал на основном уроке. Так что читать надо.
- Судить современных детей с позиции 80-ых годов 20-го века не совсем правильно. Поэтому, может быть, имеет смысл увидеть по-новому методику обучения. Если мы не учитываем цифровой формат современной жизни, если учитель не владеет современными технологиями, то достаточно сложно ребёнка заставить читать, чтобы он полюбил этот процесс чтения. Это упрёк к педагогам. Современные дети не являются пассивными потребителями информации. К сожалению, большинство учителей сегодня себя позиционируют как ретрансляторы этой информации. В эпоху Интернета это абсолютно бессмысленно. Для того чтобы получить информацию, достаточно открыть Интернет. Совсем не нужно, чтобы кто-то стоял перед тобой и рассказывал прописные истины. Учитель сегодня должен кардинально поменять свою роль. Он должен стать организатором познавательной деятельности. А в основе обучения должна быть деятельность ребёнка, тогда он перестаёт пассивно воспринимать информацию, тогда сформируется самое главное: какие-то базовые знания и ценности, которые помогут ему сориентироваться в будущем в нестандартной для себя ситуации. Поэтому претензии к качеству знаний у детей - это претензии к педагогу.
- Восприятие информации через слух (ауди-книги) и чтение - это разные отделы головного мозга и разная степень усвоения информации. Современные технологии во многом облегчают нашу жизнь. В некоторых школах в западных странах уже не пишут от руки. Уже печатают на компьютере, потому что писать от руки - это уже архаизм. Но если завтра что-то нарушится в нашей цивилизации, как мы жить-то будем? Есть же базовые вещи: читать, писать, считать.
- Базовые вещи меняются со временем. Навык письменной речи утрачивает свою актуальность, и фактически мы учим детей писать от руки для того, чтобы развивать мелкую моторику, для того, чтобы развивать память. Потому что развитие памяти связано с мелкой моторикой. Но письменная речь - это не единственный способ развития мелкой моторики. Просто так убрать письменную речь нельзя. Нужны другие игры-треннинги, которые будут развивать мелкую моторику. Это будет связано с развитием речи, с развитием ребёнка. Всё это должно быть в комплексе. Чистописание - это уходящее.
- Журналисты и выступающие должны следить за своей речью и отвечать за ошибки в языке.
- Есть закон о русском языке 1995 года. Есть закон о рекламе. Везде обозначена сфера применения русского языка. Здесь вопрос соблюдения законов. Тема гораздо глубже и сложнее. Когда мы противопоставляем корявую речь с канцеляризмом, который мы можем предложить взамен, это плохая альтернатива. Необходимо развивать культуру речи.
- История по поводу угрозы русскому языку, которая периодически волнами накатывает, что вы об этом думаете?
- Если язык не будет развиваться, он превратится в мёртвую латынь. Это абсолютно нормальный процесс.
- Русский язык настолько велик и могуч, что ему ничего не угрожает?
- Он должен развиваться, он должен обогащаться, в том числе и за счёт заимствований.
- Что же делать с учителями и преподавателями? Это люди более старшего поколения, чем современные дети, и зачастую не успевают... Не означает ли это, что роль преподавателя сводится к роли модератора?
- Это правильно.
- То есть, учитель в современной школе не нужен?
- Как транслятор информации не нужен. Но нужен как организатор познавательной деятельности, как организатор коллективной работы обязательно нужен. Если не будет учителя для самообразования, нужен необыкновенный уровень самомотивации у обучающегося. Так не бывает. Мы все обычные люди, у которых и внимание не стабильно. Даже учителей на курсах повышения квалификации с обеда ловят, чтобы они не сбежали с лекции. Так что говорить о детях. Образовательные задачи могут не стоять у них в числе жизненных приоритетов. И у детей, и у взрослых, у всех обучающихся. Поэтому учитель здесь нужен как модератор, как организатор познавательной деятельности.
- Многие говорят, что в наше время мы получили такие базовые знания в средней школе, которых нам хватает на всю жизнь до сих пор. Мы это знаем, понимаем, можем поддержать беседу. Нынешние дети, несмотря на обилие возможностей зайти в Интернет и ввести поисковый запрос, такого не знают. У них нет задачи получить эту информацию.
- А этому нужно учить. Нужно воспитывать культуру, нужно показывать образовательные возможности. Этому нужно учить. В этом и есть функция учителя. Когда вы не видите своих перспектив, заходите в Интернет и находите ответ на бытовые потребности и реализуете. А стратегию, путь его и должен показать учитель. А что касается "нам в школе заложили на всю оставшуюся жизнь", не совсем корректно сравнивать. Тогда была эпоха научно-технической революции. Тогда обладание знаниями... Ты обладаешь знаниями - ты обладаешь миром. Сейчас мы живём в эпоху перепроизводства научной информации. Знаний так много. Они так быстро обновляются, что обладать ими нельзя. И эта задача потеряла свой смысл. Поэтому сегодня стоит задача - умение быстро находить информацию, ориентироваться в ней, реализовывать себя в нестандартной для себя ситуации, потому что формат очень быстро меняется. В любой нестандартной ситуации мы должны чувствовать себя уверенно. Сейчас выходят на первый план совсем иные образовательные потребности. Поэтому не совсем корректно сравнивать разные поколения.
- Письменная и устная речь. Отсутствие письменной речи. Дети перестают писать, только кнопочной на компьютере, это совершенно другое чтение. Текст в компьютере и текст в книге совершенно разные. И поэтому уровень мышления совсем другой. И о каком прогрессе науки мы говорим, когда такое поколение...
- Нельзя просто убрать практику письменной речи. Обязательно должны быть методики, которые компенсируют те полезные навыки, которые при этом формируются. Чтение. Я не совсем понимаю, в чём разница между бумагой и ауди-книгой.
- Вреднее для глаз, например.
- Не вреднее, с монитора - да, там идёт мерцание, а если это электронная книга, там все нормы соблюдены.
- Что останется у человека после исчезновения письменной речи? Следующей исчезнет устная речь.
- В процессе эволюции навыки уходили. Это нормальный процесс. Мы не перестанем общаться. Не надо утрировать.
- Такое впечатление, что эволюция пошла в обратную сторону. Сначала возникла письменная речь, потом возникла литература, сейчас мы отказываемся от письменной речи.
- Мы не отказываемся от письменной речи. Мы отказываемся от написания букв на бумаге...
- Но мы всё доверяем электронной машине, которая зависит от жёсткого диска, от наличия электричества. Много апокалипсических сценариев развития общества. Завтра у нас настанет... Когда от пера переходили к шариковой ручке... если шарик там застрянет...
- Большинство писателей-фантастов описывают закат человечества, глобальные катастрофы. Они спасение человека находят в старых книгах, потому что все новые цифровые информации исчезают, исчезают навыки людей работать руками, писать и т.д. А не слишком ли мы?..
- Нет. Слишком нельзя уйти в цивилизацию. Уходят одни навыки, другие приходят.
- С появлением различных гаджетов появился такой стиль "смс", то есть современные дети общаются совершенно другим языком. Вас это не беспокоит?
- Выражение мыслей в твиттере определяется числом знаком. Толстых не появится больше?
- Это прекрасный навык - умение формулировать чётко и понятно небольшим количеством знаков. Но, будем надеяться...
Лев Николаевич Толстой "ВОЙНА И МИР" в школе...
- Девочки читали про мир, мальчики про войну, а французский текст просто пролистывался...
- Если мы поймём, что задача литературного образования - сформировать потребность чтения, может быть, Россия действительно станет самой Читающей страной в мире.
- А мы не упустили время?
Стены домов впитывают информацию семей.
Они многое знают, они любят, помогают...
- В 1994 году вы стали директором Ясной Поляны. Именно с этим местом связана вся жизнь Льва Николаевича Толстого. Нас провели, показали усадьбу. Я был потрясён, как удалось сохранить всё. Там дух есть. Вы более 20-и лет там работали, а потом Президент сказал, и вы перестали там работать...
- Да, мне одна ночь была дана на размышление.
- Вам не жалко?
- Очень жалко. Но, с другой стороны, то, чем я сейчас занимаюсь, мне кажется необыкновенно важным. И если получится сделать достойно эту работу, тогда значит, жертва была оправдана. На моё место пришла Екатерина Александровна Толстая. Руководит усадьбой ничуть не хуже, а может быть, даже лучше, чем это удавалось мне.
- Ещё всё это дело повесил на жену.
- Это был единственный вариант, при котором я мог согласиться со спокойным сердцем оставить Ясную Поляну, потому что она - человек необыкновенной надёжности.
- Свидетельствую, что дух остался, и появилось что-то большее. Мы осмотрели комнату Софьи Андреевны. Может быть, усилилось женское начало в комнате.
- Я очень люблю комнату Софьи Андреевны. Туда, к сожалению, не могут попадать люди, приезжающие на экскурсию, потому что комната расположена немножечко неудобно. Она как бы выходит за границу анфиладного прохода и находится отдельно, а во-вторых, здание нуждается в укреплении, в реставрационных работах, поэтому мы иногда делаем исключение для тех, кому, мы чувствуем, это очень важно.
- А прапрадед одобрил бы ваш выбор?
- Прапрадед - человек прямой и правдивый и человек дела, безусловно. Поскольку то, на что я согласился, пойдёт на пользу Отечеству и людей. Я думаю, он бы меня поддержал в этом вопросе.
- А вот основные направления... Чтобы вы хотели сделать? Самое главное для вас?
- Самое главное то, чтобы в общественном и властном сознании закрепилось представление о культуре существенно более широкое, чем деятельность подведомственных учреждений и Министерства культуры. Культура в базовом понятии. Найти аргументы и убедить, прежде всего, нашего Президента.
- Он поддерживает?
- Он поддерживает. Он поддержал это направление в целом и принципе, что, в общем-то, важно. Мне кажется, что сейчас очень важно знать такие точные слова, чтобы даже в этой непростой ситуации, в которой мы живём, это стало приоритетом. Это должно быть принято до конца года. А пока это не закон. Пока это Утверждаемые Президентом Основы государственной культурной политики. Но они должны послужить базой и фундаментом для принятия закона прямого действия. Было общественное обсуждение, которое длилось несколько месяцев, вылилось в тысячи предложений, поправок, идей, которые нам необходимо было проанализировать и вычленить здравые, разумные зёрна, которые нужны в этой государственной политике. Работа невероятная по объёму и трудностям, но есть ощущение, что это как бы всенародный документ. Документ, который учитывает, в том числе, разные точки зрения. Не секрет, что многие по-разному понимают чёрное и белое, доброе и не очень доброе. А в случае с культурой очень важно, чтобы этот объединяющий, консолидирующий документ не вызывал такого жёсткого раздражения и не должен быть подменой политической идеологии. Он должен быть именно таким вот соединяющим свойством обладать. Культура десятилетия недофинансировалась абсолютно несправедливо. Она не попала в число приоритетных программ, куда попали образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Культура не попала в 2007-ом году. И когда сейчас культура оказалась в невыигрышном положении, отставание не преодолено. Речь идёт о том, чтобы восстановит справедливость по отношению к культуре. Я думаю, что мы сумеем убедить, что культуре не подаяние нужно, что культура - это не чёрная дыра, куда выбрасываются государственные деньги, что это возвращается, только возвращается не так быстро. Это длинные инвестиции. Инвестиции в человека, в качество общества, в конкурентоспособность страны и государства.
- Многие опытные топ-менеджеры понимают, что это самые надёжные инвестиции.
- В этом и предстоит убедить Президента и правительство.
- А роль религии?
- Чрезвычайно важна, но это одно крыло. А для того, чтобы ровно и мощно лететь, нужно второе.
- Лингвистически: культура - культ...
- Совершенно верно, но просто не должно быть прямой замены, прямой подмены. Ну, а во-вторых, в огромном государстве, многоконфессиальном, важно гармоническое равновесие, не переносить центр тяжести ни в одну, ни в другую сторону.
- Удачи вам, успеха, потому что то дело, которым вы занимаетесь, самое главное. Русский человек, Россия - культурная страна.
- Я с удовольствием принимаю эти пожелания. Я очень нуждаюсь в том, чтобы удача нам сопутствовала...
- Я обязательно должен добавить: здоровья, крепости духа Президенту, чтобы он вас поддерживал. И тогда всё будет хорошо.
"КНИГИ в сути представляют собой сложные сигнально-знаковые структуры дистанционного воздействия с широким психосоматическим спектром. Их можно назвать программами.
Каждая книга-программа начинена субпрограммой-резидентом - закодированным подтекстом, который активизируется при соблюдении условия "пристального" чтения. Резидент просеивается мимо сознания, и, агрессивно вторгаясь в область подсознательного, временно изменяет или лучше сказать, деформирует системы восприятия, мыслительные, физиологические процессы. Он как бы парализует читающую личность. На фоне ослабления духовной активности индивида и происходит жёсткая корректировка психофизиологических процессов организма, в результате чего достигается эффект гиперстимуляции внутренних ресурсов, мозговых центров, отвечающих за память, эмоции. Резидент не поддаётся обнаружению на внешнем художественном уровне, поскольку он распылён по всему информационному полю программы. Он присутствует не только в акустическом, нейролингвистическом и семантическом диапазоне Книги, но также в визуальном диапазоне - то есть в полиграфе: шрифте, бумаге, вёрстке, формате - и в хронологическом. Стопка ксерокопий никогда не станет Книгой семьдесят седьмого года выпуска. В мире не существует средств и технологий, позволяющих превратить продукт двухтысячного года в продукт, выпущенный в тысяча девятьсот семьдесят седьмом. Подделать Книгу невозможно и потому, что она ещё несёт заряд своего времени..."
"- Если угодно знать, он "Войну и мир" читал... Вот, действительно, книга. До самого конца прочитал - и с удовольствием. А почему? Потому что писал не обормот какой-нибудь, а артиллерийский офицер...
Да-с... вот-с писатель был граф Лев Николаевич Толстой, артиллерии поручик... Жалко, что бросил служить... до генерала бы дослужился... Впрочем, что ж, у него имение было... Можно от скуки и роман написать... зимой делать не черта... В имении это просто... (М.А. Булгаков "Белая гвардия")
МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА... ВЕЛИКАЯ СУДЬБА РОССИИ...
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ "ВОЙНА И МИР"
- Ну, князь, Генуя и Лука - поместья фамилии Бонапарте. Нет, я вам вперёд говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы ещё позволите себе защищать все гадости, все ужасы Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), - я вас больше не знаю, вы уж не друг мой, вы уж не мой верный раб, как вы говорите (франц.).
Так говорила в июле 1805 года известная Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближённая императрицы Марии Фёдоровны, встречая важного и чиновного князя Василия, первого приехавшего на её вечер. Анна Павловна кашляла несколько дней, у неё был грипп, как она говорила, (грипп был тогда новое слово)...
Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку...
- Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг?..
- Как можно быть здоровой..., когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время?..
- Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предаёт нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы. Наш благодетель знает своё высокое призвание и будет верен ему. Вот одно, во что я верю. Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он исполнит своё призвание задавить гидру революции, которая теперь ещё ужаснее в лице этого убийцы и злодея. Мы одни должны искупить кровь праведника. На кого нам надеяться?.. Англия с своим коммерческим духом не поймёт и не может понять всю высоту души императора Александра... Она хочет видеть, ищет заднюю мысль наших действий... Они не поняли, они не могут понять самоотвержения нашего императора, который ничего не хочет для себя и всё хочет для блага мира. И что они обещали? Ничего. Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него... Я верю в одного Бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасёт Европу!..
- Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви... Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания всё, что может отец, и оба вышли дурни. Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль - беспокойный. Вот оно различие.
- И зачем родятся дети у таких людей, как вы?..
- Я ваш верный раб и вам одним могу признаться. Мои дети - обуза моего существования. Это мой крест. Я так себе объясняю. Что делать?
- Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля?.. У меня есть одна девушка, которая очень несчастлива с отцом, девушка... наша родственница, княжна Болконская...
- Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год. Что будет через пять лет, ежели это пойдёт так? Вот выгода быть отцом. Она богата, ваша княжна?
- Отец очень богат и скуп. Он живёт в деревне... Бедняжка несчастлива...
- Устройте мне это дело, и я навсегда ваш... Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно...
Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...
- Вы знаете, мой муж покидает меня. Идёт на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война?..
Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова... Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне...
И отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской... Прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину... Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и, не умолкая, шумели...
Как хороший метрдотель подаёт как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утончённое...
Из-за самоуверенности, с которою он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал...
- Европейское равновесие и народное право... Стоит одному могущественному государству, как Россия, стать бескорыстно во главе союза, имеющего целью равновесие Европы, - и оно спасёт мир!..
В это время в гостиную вошёл князь Андрей Болконский...
- Вы собираетесь на войну, князь?
- Генералу Кутузову угодно взять меня к себе в адъютанты...
- А Лиза, ваша жена?
- Она поедет в деревню...
- Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин...
Влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез...
- Этого не обещаю. Вы знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты...
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства...
- Ежели ещё год Бонапарте останется на престоле Франции, то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда...
- Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля...
- Это сомнительно. Господин виконт совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
- Сколько я слышал, почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
- Это говорят бонапартисты. Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
- Это говорил Бонапарт...
- Казнь герцога Энгиенского была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
- Бог мой! Как, вы видите в убийстве величие души?..
- Я потому так говорю, что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить её, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека... Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав всё хорошее - и равенство граждан, и свободу слова и печати, - и только потому приобрёл власть.
- Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы её законному королю, тогда бы я назвал его великим человеком.
- Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нём великого человека. Революция была великое дело...
- Революция и цареубийство великое дело?..
- Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
- Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства...
- Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эмансипации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
- Свобода и равенство... Всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Ещё Спаситель наш проповедовал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Мы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил её...
- Как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
- Я бы спросил, как он объясняет восемнадцатое брюмера? Разве это не обман? Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.
- А пленные в Африке, которых он убил?
- Выскочка, что ни говорите...
- Как вы хотите, чтоб он всем отвечал вдруг? Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется...
Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лёг на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать её с середины...
- Что ты сделал с мадемуазель Шерер? Она теперь совсем заболеет...
- Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать... Но только не политическим равновесием...
- Нельзя, мой милый, везде всё говорить, что только думаешь...
- Вот что мне пришло в голову... Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо.
- Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было...
- Это-то и было бы прекрасно...
- Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет...
- Ну, для чего вы идёте на войну?
- Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!
В соседней комнате зашумело женское платье...
- Я не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно?.. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его знают, так ценят... Он так везде принят... Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним...
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов...
- Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно, а то ты ошибёшься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждёшь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом...
Моя жена - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!..
Ты не понимаешь, отчего я это говорю. Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера... Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шёл к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, - и он достиг её. Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Я хороший болтун, и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины... Ежели бы ты только мог знать, что это такое эти порядочные женщины и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всём - вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись...
- Мне смешно, что вы себя, себя считаете неспособным, свою жизнь - испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы...
"Как он может это говорить!" Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием - силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всём имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колёс, чтобы они ехали...
- Я конченый человек. Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе...
- А что обо мне говорить? Что я такое? Незаконный сын! Без имени, без состояния... И мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьёзно посоветоваться с вами...
- Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идёт тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё...
- Что делать, женщины, мой друг, женщины!
- Не понимаю, порядочные женщины, это другое дело; но женщины Курагина, женщины и вино, не понимаю!
- Знаете что!.. Серьёзно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
- Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
- Честное слово!
Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел от своего друга. Ночь была июньская петербургская, бессумрачная ночь...
Как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось ещё раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать...
Он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определённого смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрёт, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного...
Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга...
У Ростовых были именинницы Натальи - мать и меньшая дочь...
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнурённая детьми, которых у ней было двенадцать человек...
- Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? Ведь у него только незаконные дети. Кажется... и Пьер незаконный.
- У него их двадцать незаконных, я думаю... Вот в чём дело. Репутация графа известна... Детям своим он и счёт потерял, но этот Пьер любимый был.
- Как старик был хорош!.. Красивее мужчины я не видывала...