Хрусталева Анастасия Юрьевна : другие произведения.

Антиутопия - размышления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "...Я думал: как могло случиться, что древним не бросалась в глаза вся нелепость их литературы и поэзии. Огромнейшая великолепная сила художественного слова - тратилась совершенно зря. Просто смешно: всякий писал - о чем ему вздумается... Теперь поэзия - уже не беспардонный соловьиный свист: поэзия - государственная служба, поэзия - полезность..." Е. Замятин, "Мы"

"...Я думал: как могло случиться, что древним не бросалась в глаза вся нелепость их литературы и поэзии. Огромнейшая великолепная сила художественного слова - тратилась совершенно зря. Просто смешно: всякий писал - о чем ему вздумается... Теперь поэзия - уже не беспардонный соловьиный свист: поэзия - государственная служба, поэзия - полезность..." Е. Замятин, "Мы"

   Вот, казалось бы, и так полно в мире литературных жанров придумано и много вариантов выражения недовольства изобретено. Но человек жаден, нет предела его запросам - и появляются всё новые и новые виды, подвиды, "а ля" и т.д.

   Прекрасно и великолепно существовали себе фельетоны, памфлеты, пародии, эпиграммы, басни, шаржи, карикатуры и анекдоты. Свободно в своих произведениях авторы использовали сатиру, иронию, сарказм, гиперболизацию и другие стилистические приёмы для высмеивания чего угодно на свете и не было никакой надобности что-то придумывать, ведь не зря говорят - всё новое - это хорошо забытое старое! Всего-то и оставалось выбрать какой-то существующий жанр и модернизировать его, прокачать.

   То ли научно-технический прогресс так влияет на людей, то ли солнечно-лунные затмения, но каждая эпоха стремится найти что-то своё, оставить на литературном памятнике свою надпись по типу "Здесь был Я". Хорошо это или плохо - пусть каждый решает для себя, но культурный, литературный прогресс - явный признак наличия думающих людей в обществе. Что не может не радовать.

   Каждая эпоха держит в шкафу пару-тройку страшных скелетов. Вот какой-то человек подошел, открыл шкаф, впечатлился... и дальше возможны разные варианты развития событий. То ли человек пойдёт дальше и забудет, то ли задумается и начнёт что-то делать. Например, решит поиграть на чувстве контрастов и в пику Утопии создаст Антиутопию. А почему бы и нет?

   Само слово "антиутопия" звучит красиво, не правда ли? Что же скрывается внутри? Разделив слово на части, мы получаем два противоположных значения. Приставка "анти", каждый знает, выражает несогласие, негатив в сторону какого-то объекта или понятия, она даже звучит отталкивающе, будто выражает протест читателю. "Утопия" же даже на слух звучит как приятная рапсодия, затягивает в нежно-сладкие, сахарные фантазии. Это и не удивительно, ведь такое значение и подразумевается.

   И в итоге образовывается этакий оксюморончик небольшой - встреча двух противоположных понятий в одном слове. По идее должно бы выйти смешно и весело, а если посмотреть вглубь, то плакать хочется. Анти-Утопия - отрицание утопии. Сладкая, несбыточная мечта наоборот. Возможно - мечта психопата или тирана-неврастеника. Прекрасная, великолепная картина ржавого мира.

   Русская литература приняла для себя этот жанр в 18-м веке. Михаил Херасков, Фёдор Достоевский, Евгений Замятин, Андрей Платонов и другие авторы не смогли удержать в себе недовольство современной им социальной средой и излили душу несчастной бумаге. Помогло ли это обществу 18-го, 19-го или 20-го века? Может быть.

   Начало 20-го века в России было местной интерпретацией западного "рубежа веков". Поменялось всё: политический строй, национальное сознание, моральные ценности, лозунги, искусство, литература. Люди не могли не задумываться о будущем. Кто-то жил фантазиями о прекрасном капиталистическом мире, кто-то же не ждал ничего хорошего от новой власти и относился со скепсисом к происходящему. Социально-политическая нестабильность, возрастание научно-технического прогресса (и как следствие проблема дегуманизации личности) породили антиутопии, которые сегодня называют "этапными" - романы "Мы" Е. Замятина, "О дивный новый мир" О. Хаксли и "1984" Дж. Оруэлла.

   Первая антиутопия двадцатого века русского производства - фантастический роман "Мы" - появилась в 1920 году. Иронично, но была она напечатана не в России и даже не на континенте - в США.

   Для начала немного об авторе. Евгений Замятин был человеком-семь-пятниц-на-неделю. Вот он борется вместе с большевиками, бросается на белогвардейские амбразуры - и вот он уже протыкает штыками критики литературных "Иисусов" большевизма - "благоразумных", "католически-правоверных", "полезных" государству писателей. Если коротко - не сложились у писателя отношения с властями еще в молодости. Не полюбили друг друга с первого взгляда, так сказать.

   В "забугорье" Замятина принимали намного теплее, чем на родине, его рукописи охотно публиковались и "заходили" публике на ура. На родине писателя тоже узнали о романе, но привело это отнюдь не к восхвалениям писателя, а к шквалу критики - тоже своего рода слава.

   Так что же стало причиной столь активного возбухания в стане большевизма? Ответ прост - наличие сатиры на власть, что же еще.

   Роман поднимает важную проблему того времени - искоренение индивидуальности, духовности, обезличивание человека. Не мудрствуя лукаво, посмотрите только на название романа - и главную тему можно будет узнать, не читая произведения. "Мы". Что значит это маленькое слово? Как минимум то, что повествование пойдет не об индивидуальности, а о части серой массы, не достойной гордого местоимения "Я". Обезличивание, отсутствие характеров, личной жизни. Свобода мысли? Зачем же людям такой архаизм - даёшь коллективное мышление, даёшь одну жизнь на всех!

   Читаешь роман, и тебя с каждой строчкой всё больше затягивает в себя ирреальность происходящего. Факты той, книжной, вселенной так чужды нашему мозгу, они приводят в ужас и вызывают внутри ураган, шторм, пожар мыслей. Поднимая глаза от книжки, против воли облегченно вздыхаешь - всё это лишь выдумка, а не газетная статья, реальная жизнь намного лучше.

   Внезапно в окно постучало осознание - то время действительно было не самым лучшим, раз поднимается тема "трагической, роковой судьбы личности в условиях тоталитарного общественного строя".

   Прочитана последняя строка и мысли, как волна цунами, обрушиваются на сознание. Легко читать подобные книги, когда не знаешь, с чего срисована картинка. В таком случае, рассказ закончился - и всё, отпустило. Ты будто столкнулся с бомжом - немного (или невероятно сильно) воняет, но за поворотом уже не вспомнишь, как кривил нос и задерживал дыхание.

   Отпечаток остается в душе, если известна подоплёка. Ведь человек обращает больше внимания на новости об известных людях или событиях. Вот представим: кто-то едет в маршрутке и случайно подслушивает разговор двух человек. Ухо случайно вырывает из контекста слова: "авария...умерло несколько человек...тормоза...". Насколько сильно затронут эти слова нашего невольного слушателя? Настолько же глубоко, насколько и прошедший мимо бомж. А если этот наш абстрактный человек до этого слышал об этой трагедии или там погиб его знакомый? Так же и с книгами.

   Автор известен, известна эпоха и страна. Исторические события - военный коммунизм, послевоенная разруха, идеи коллективизма - тоже не тайна, любой учебник по истории прольёт свет на неизвестные моменты. Возможно, мы даже что-то слышали раньше о произведении, читали критику. И вот речь уже ведется не об абстрактных людях, а о нашем знакомом, который погиб в аварии. Сразу приходит понимание (хотя бы смутное) о чем книга, сразу проступают сквозь напечатанные строки аллюзии и мозг красными чернилами выделяет сатиру.

   Мы, конечно же, помним, что сатира - не точное изображение реальности, не документальная хроника, а всего лишь попытка указать на существующие проблемы. Этим и хороша, полезна сатирическая литература - мы узнаем о вопросах, которые возникали у наших прабабушек и прадедушек. О мире, который они боялись обнаружить, открыв однажды глаза.

   Антиутопии прекрасны, вдохновляющи, они вдыхают в человека жизнь и энергию, желание двигаться дальше. Реальный мир, окружение, материальное положение, родители и муж (ну или жена) будто становятся лучше с каждой секундой. И даже начальство не кажется больше таким строгим и всеобъемлющим! Да что там, сразу хочется обнять своего Большого Босса и крикнуть "О, да Вы же просто душка!". И будто мозг - чехол для телефона, на котором отпечатали мотивационную цитату. Что-то вроде: "Не дай чернилам засохнуть - пиши!" или "Твоё будущее в твоих руках!" и другой похожей дребедени.

   Замятин - не единственный представитель жанра в России. Но именно благодаря его новаторству мы знаем антиутопию такой, какой она существует сегодня. Он - её первый этап, её начало.

   И антиутопия, безусловно, не "зайдёт" всем - жанр на любителя. Но как ты поймёшь - любитель ли ты, если не попробуешь?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"