Домашний учитель, студент университета, расследует убийство утопленной девочки в богатой усадьбе. Время действия - середина 19 века, до отмены крепостного права.
ФОРМАТ:
10 серий по 10 минут
БИБЛИО ПЕРСОНАЖЕЙ:
ГЛЕБ: 20 лет. Из семьи мелкопоместных обедневших помещиков. Умен, горд, но умеет сдерживаться. Идеальный каст - Сергей Горошко.
ВАСИЛИСА АРКАДЬЕВНА: 38 лет. Тургеневский тип женщины. Красивая, ухоженная, эрудированная, но чересчур надменная и самовластная барыня. Идеальный каст - Марина Александрова.
ПЕТР ЕГОРОВИЧ: 42 года. Военный в отпуске. Породистый барин. Добрый, но подавленный женой. Идеальный кастинг - Федор Дунаевский.
ЛИЗА: 16 лет. Их дочь. Обыкновенной внешности. Туговата в учении, но в жизни смышлёная и эмоционально чуткая. Влюблена в учителя. Типаж Флоренс Пью ('Маленькие женщины').
АГАШКА: 6 лет. Необыкновенно красивая девочка. Умна. Типаж Оливии Мерг - дочки Альфреда из фильма Нолана 'Престиж'
ЭРИХ ГЕНРИХОВИЧ БЕРГМАН: Немец управляющий, сплюснутое по горизонтали лицо с узкой лошадиной челюстью безошибочно выдает в нем чужеродца.
ИБРАГИМ: Горец, привезенный Петром Егоровичем с кавказской войны.
ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ: Сосед, родственник Василисы Аркадьевны, пьяница и развратник.
РОТМИСТР ЗАРУБИН: Полковой друг барина, заехавший на пару дней его навестить.
АПОЛОНИЙ : 30 лет. Единственный дворовый, который вхож к барыне. Через него она управляла дворней. Смазлив и развратен.
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОРА:
Пишу детективные рассказы несколько лет. Член Детектив-Клуба, неоднократный призер и дважды победитель конкурсов ДК, есть публикации. Опыт в качестве сценариста - школьные постановки и сценарии аналитических роликов на YouTube.
КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ:
В постсоветские годы предложенный временной интервал накануне отмены крепостного права в основном фигурировал в мелодрамах о судьбах крепостных женщин ('Бедная Настя'). Между тем, отсюда ведется начало многих проблем, актуальных и сегодня.
Близок по времени и сериал 'Петербургские тайны', одним из основных приемов которого является незамечание расследователями очевидных фактов и упор на мелодраму. Здесь же герою удается не только найти убийцу, но и вырваться из мрачной атмосферы крепостной усадьбы.
Кроме того формат сериала предполагает динамичное развитие сюжета.
СИНОПСИС:
В рыболовных сетях крестьяне обнаруживают труп дворовой девочки АГАШКИ (6) с синяками на шее. В свое время также утонула ее мать солдатка УЛЬЯНА.
Барыня ВАСИЛИСА АРКАДЬЕВНА (38) поручает найти душегуба немцу управляющему БЕРГМАНУ и домашнему учителю своей дочери, студенту - юристу ГЛЕБУ (20). В качестве подозреваемого она сама определяет поваренка ГЕШКУ(12). Во время зверского избиения тот признает свою вину и умирает. Барыня считает дело закрытым. Ее цель не найти виновного, а запугать крестьян жестоким наказанием.
Глеб поражен зверским убийством поваренка, к тому же он узнает, что у Гешки было алиби на время убийства.
Кто же убил Агашку? И почему?
Могла она увидеть или услышать, чего не стоило? Вполне. Вот, хотя бы стала же она невольным свидетелем его тайного свидания с ЛИЗОЙ (16)
Глеб продолжает расследование на свой страх и риск. Среди подозреваемых ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ (48) - сосед, пьяница и педофил, безуспешно пытающийся купить у ПЕТРА ЕГОРОВИЧА Агашку.
Подозревается и привезенный барином с кавказской войны горец ИБРАГИМ, который был не равнодушен к УЛЬЯНЕ. Женщина его боялась и сторонилась. Ибрагим мог отомстить за то, что его в свое время отвергли. Кроме того, горец бесконечно предан барыне и может пойти на любое преступление по ее приказу.
Глеб расспрашивает обитателей усадьбы, сопоставляет полученные сведения, и шаг за шагом приближается к истине.
Глеб случайно узнает о порочной связи барыни со старшиной дворовых АПОЛОНИЕМ, развратным типом и садистом по натуре. Такой мог убить и просто для удовольствия или по ее приказу. В ответ на упреки Глеба об оскорблении барина, Аполоний, смеясь, отвечает, что ПЕТР ЕГОРОВИЧ сам жил с крепостной, и ставит Глебу ультиматум. Как тот должен поступить, чтобы суметь покинуть усадьбы, охраняемую сторожами.
Параллельно развивается роман Глеба и его ученицы ЛИЗЫ. Она туга в обучении, но в жизни довольно сообразительна. Лиза неожиданно обнаруживает необыкновенный талант в живописи. Впоследствии молодые совершают побег из усадьбы, венчаются и на деньги, оставленные Лизе бабушкой, уезжают на учебу в Париж.
Там, узнав о смерти Петра Егоровича, Глеб рассказывает Лизе, что Агашка была ее сестрой, а убил ее от безысходности сам Петр Егорович. В свое время он отдал в армию мужа Ульяны, который избивал ее. Вынужденный сам уехать в армию на Крымскую войну, и не сумев оградить девочку от развратной среды и тиранства жены, посчитал такой конец для нее наилучшим.
СЦЕНАРИЙ:
1. ИНТ. ГОСТИНАЯ БОГАТОГО ДОМА. ВЕЧЕР
Ярко горят свечи
ПЕТР ЕГОРОВИЧ и ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ за ломберным столом играют в 'Фараона'. Ротмистр ЗАРУБИН на широком кожаном диване терзает гитару, пытаясь изобразить романс Глинки 'Не искушай". Глеб за секретером в стороне пишет письмо. Перед ним керосиновая лампа.
АПОЛОНИЙ приносит на подносе запотевший штоф с водкой, блюдо с салом, черным хлебом и солеными огурчиками.
ЗАРУБИН
(отставляя гитару, потирая руки)
Хорошо же у тебя, Петр Егорович, душевно. Жаль только барыню ВАСИЛИСУ АРКАДЬЕВНУ не застал. Завтра с рассветом вынужден откланяться. Коляска уж готова.
ПЕТР ЕГОРОВИЧ
(перекидывая карты на столе)
Вот ты говоришь, душевно. А семь лет дома не был. Вот, наконец, приехал в отпуск из военной службы, но так и не обвыкся в имении. Барыня уехала вчера в город с поверенным. Крепостную дарственную оформлять. Поместье и почти всех крестьян ей отдал. Ожидаем только завтра к вечеру.
ЗАРУБИН
(недоуменно)
А, что так, Петя?
ПЕТР ЕГОРОВИЧ
(с горечью)
Пришел вызов из полка. Заканчиваю свой постылый отпуск, хочу повоевать.
А, знаешь, ротмистр, ты не горюй. Не застал, и радуйся. Тут ты никакой душевности не дождешься.
ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ
(меча карты и не прислушиваясь к разговору)
Воля твоя, Петр Егорович, а я требую поставить мирандолем на кон Агашку. Видано ли дело, уж, казалось, какую я цену за нее ни предлагал. Василиса Аркадьевна давно бы мне ее уступила по-родственному, но, оказывается, Агашка пока за тобой идет. Ставь на кон, и покончим с этим делом.
ПЕТР ЕГОРОВИЧ
(сердясь)
Что за комиссия, Павел Гаврилович. Не буду я тебе Агашку ни продавать, ни на кон ставить. Я, может, ее, вот, Зарубину подарю. Как, ротмистр, примешь мой подарок?
РОТМИСТР ЗАРУБИН
Хе-хе, чего ты надумал, Петр Егорович? Куда ж я ее дену? Я холост, живу постоянно в полку. Даже родни женского пола у меня нет. Да у меня даже управляющего не водится, крестьяне сами по себе живут, староста за домом приглядывает. Если ты хочешь кого-то мне всучить, отдай лучше ИБРАГИМА. Мне нужно за конями ходить. Я и цену дам.
Петр Егорович
(с досадой)
Ибрагим женин, от меня подарок. Я над ним боле не властен.
ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ
(возмущенно)
А это даже обидно, Петр Егорович. Я прошу продать, а ты другому даром предлагаешь.
ПЕТР ЕГОРОВИЧ.
(мрачно)
Не доводи до греха, Паша. Мало ли ты изувечил своих малолеток, до моих добираешься?
Павел Гаврилович раздраженно бросил карты, схватил со стола едва початую бутылку и вышел вон.
2. НАТ. ПШЕНИЧНОЕ ПОЛЕ. ДЕНЬ
Посреди поля целующаяся парочка. ЛИЗА (16) обняла ГЛЕБА (20) за шею и целует, а он заметно смущен.
ЛИЗА
(слегка отстраняясь)
Пора бежать. Маменька вот-вот вернется.
ГЛЕБ
(накрывает своими ладонями руки ЛИЗЫ и осторожно снимает их со своих плеч)
Поторопитесь.
Лиза не сразу следует совету Глеба. Еще раз целует его и только после этого скрывается в высокой траве.
Глеб валится на пшеничные колосья, и, закидывая руки за голову, улыбаясь, глядит на облака.
Вдруг сквозь привычный луговой шум из треска кузнечиков, жужжания шмеля и отдаленной песни жаворонка, Глеб различает не гармонирующие с ним всхлипывания. Осторожно перевернувшись со спины на колени, он проползает несколько метров в направлении звуков и осторожно раздвигает высокую траву.
ГЛЕБ
Агашка, ты что здесь?
АГАШКА
(поднимая голову от журнала 'Современник', с заплаканными глазами, шмыгая носом)
Зачем Герасим утопил Муму?
ГЛЕБ
Агаша, это все не по правде. Не переживай, это все придумано, понарошку, чтобы люди так никогда не делали.
Девчонка посмотрела недоверчиво, и плакать не перестала.
АГАШКА
А мама? Мама же не понарошку утопла?
Глеб посмотрел на девочку сочувственно, но тему дальше развивать не стал.
ГЛЕБ
Послушай, Агаша! Ты смотри, не говори никому, что умеешь читать, особенно барыне. Знаешь ведь, это строго запрещено. Меня тоже накажут. И барину Петру Егоровичу не говори.
АГАШКА
Так барин же знают!
ГЛЕБ
Как знает?
АГАШКА
Они стали глазами слабы, вот, и дают мне когда бумаги прочитать. Они мне тоже заказывали, чтобы я виду не подавала, что читать умею.
ГЛЕБ
(с досадой)
Вот, видишь, что ты наделала. Теперь он точно знает, что это я тебя грамоте научил. Больше некому. Наш поп, старичок незлобивый, но сам малограмотный. Управляющего ЭРИХА ГЕНРИХОВИЧА в расчет принимать не стоит, никогда бы не унизился до возни с тобой. Про барыню смешно и подумать.
АГАШКА
Петр Егорович вас ругать не станут.
ГЛЕБ
Ишь, ты. Не станут. Поглядим.
3. НАТ. РАННЕЕ УТРО. ТЕРРИТОРИЯ УСАДЬБЫ СО СПУСКОМ К РЕКЕ.
Глеб, потягиваясь, выходит из двери желтого одноэтажного флигеля и спускается по широкой каменной лестнице вниз по склону к песчаному бережку за березками, где приятно заходить в воду. День обещает быть жарким, солнце уже яркое.
По дороге его внимание привлекает мрачная группа людей неподалеку от деревянного пирса. Несколько крестьян во главе со старостой СЕМЕНОМ и трое дворовых стоят в зловещем молчании, прерываемом только утробным бабьим подвыванием. Крестьяне худые, запуганные и забитые, как нищие. Из-за одинаково тупого выражения лиц их трудно различить. Дворня же выделяется известной упитанностью, особенно подросток-поваренок ГЕШКА. При появлении Глеба они расступаются, давая доступ к маленькому тельцу утопленницы. Не торопясь, подходит кем-то уже вызванный управляющий Эрих Генрихович Бергман. Приветствует кивком головы Глеба.
БЕРГМАН
(обращаясь к старосте )
Что случилось?
СЕМЕН
Вот, ить, пришли на рассвете. Сети рыболовные, стало быть, проверить, а там - она. Ну, вытащили, положили.
БЕРГМАН
(Бергман,недовольно выслушав, наклоняется над трупиком)
Кто тело первым обнаружил?
Староста Семен кивает на двух тощих мужиков, которые от страха перед управляющим вжимают головы в плечи и склоняются в поклоне.
БЕРГМАН
( раздраженно)
Никому не расходиться.
И удаляется по направлению Большого дома. Бабы вновь затягивают нытье, а мужики потихоньку крестятся.
Возвращается управляющий не скоро - солнце уже заметно поднялось, - но зато вместе с барином Петром Егоровичем. На барине домашний халат, а вид недовольный и помятый, как будто плохо спал, или не спал вовсе. Все равно хорош - высокий, начавший слегка полнеть, но еще статный. При его появлении крестьяне валятся лбами в землю, а Глеб вежливо склоняет голову. Петр Егорович, не обращая на лежащих внимания, поприветствовал только Глеба.
Агашка так и лежит на траве со сложенными на груди руками. Глаза ее закрыты, кто-то позаботился.
БЕРГМАН
(адресуясь главным образом к Петру Егоровичу)
Обратите внимание, на шее отчетливо видны синие пятна. Нет, она не просто утонула. Ее сначала задушили, а потом бросили в реку.
ПЕТР ЕГОРОВИЧ
Как вы думаете, когда это произошло?
БЕРГМАН
(замявшись)
Судя по тому, что тело начало припухать, некоторое время все же прошло. Думаю, часов пять - шесть.
ГЛЕБ
(встревая в разговор)
А когда вчера сети поставили?
БЕРГМАН
( Семену, оживившись)
Да, когда сети поставили?
СЕМЕН
Да, ить, как обычно. За рекой колокола ударили к вечерне... потом после службы еще раз прозвонили.... потом мы в сарае сети собрали... потом солнце село.... Тут и поставили.
БЕРГМАН
(очевидно поняв подобный расчет, перевел барину)
Около десяти часов вечера.
(приободрившись, продолжал)
Раз тело принесло течением, то понятно, что место преступления находится выше, где-то в направлении усадьбы, или сразу за ней в сосновом лесу над яром. А дальше начинаются довольно безлюдные места, вряд ли она могла вечером туда добраться. Дно реки на всем протяжении чистое, поэтому можно смело отбросить вариант, что утопленница могла на какое-то время зацепиться за корягу. Так что плыть она могла с крайней точки не больше часу. Течение здесь не быстрое, река широкая. Таким образом, по времени убили Агашку никак не раньше девяти часов. Ну, и не позднее часу ночи.
Тут Бергман задрал мокрый Агашкин сарафан, оголив худые как тростинки девчоночьи ноги. Петр Егорович при этом поморщился.
БЕРГМАН
Цела. Значит, не ссильничали.
На этом расследование вынужденно прерывается, прибывает горничная девка Нюша.
НЮША
(запыхавшись)
Барыня зовет к себе.
Ни крестьяне, ни дворовые, ни даже староста этот призыв на себя не примеряют. Глеб, прекрасно понимая, что Василиса Аркадьевна ранжирует домашнего учителя не намного выше дворни, тоже пытается увильнуть.
БЕРГМАН
(замечая, что Глеб не собирается выполнять приказ, твердо указывает ему направление)
Прошу вас, Глеб Александрович
И они втроем - Петр Егорович, Бергман и Глеб - идут вслед за Нюшей.
4. НАТ. ДЕНЬ. ТЕРРАСА, УКРАШЕННАЯ ЦВЕТАМИ С ВИДОМ НА РЕКУ.
Василиса Аркадьевна медленно покачивается в уютном кресле-качалке, скрестив ноги в элегантных летних туфельках. На столике рядом золотая табакерка, которую она периодически открывает и подносит к своему носу, блаженно прикрывая глаза. Барыня изящно одета и причесана.
С другого края столика на кушетке утопает в подушках и ажурном чепце ее СТАРАЯ ТЕТКА, с обожанием поглядывающая на племянницу. А за чайным столом вытянулся в струнку над чашкой чая Аполлоний с застывшей угодливой улыбкой. Только при взгляде на Глеба, в глазах мелькает что-то, похожее на ненависть.
Барыня, слегка покачивается в кресле, не меняя позы, исподтишка разглядывает стоящих перед ней мужчин, которые учтиво ее приветствуют.
БЕРГМАН и ГЛЕБ
(в разнобой)
Доброго утра вам, Василиса Аркадьевна.
Петр Егорович пододвигает к себе стул с изогнутой спинкой и приглашает остальных последовать своему примеру. Глеб садится, но чувствует себя неловко, потому что Бергман продолжает стоять. Василиса Аркадьевна не обращает на Глеба никакого внимания. Она обращается к Бергману:
ВАСИЛИСА АРКАДЬЕВНА
Что произошло, господин управляющий?
БЕРГМАН
Мужики на оброке утопленницу в сетях нашли. Девчонку Агашку. Шея у нее синяя, похоже, сначала задушили,
ВАСИЛИСА АРКАДЬЕВНА
Это все? Кто это сделал?
БЕРГМАН
(напряженно)
Все, что пока известно. Злодея не установили.
ВАСИЛИСА АРКАДЬЕВНА
Ну, что ж, Эрих Генрихович, найдите нам этого душегуба. А Глеб Александрович вам поможет. Вы же юрист, Глеб, это будет для вас хорошей практикой.
С этими словами она милостивым жестом протягивает в его сторону руку. Глебу приходится подняться и учтиво ее поцеловать.
ВАСИЛИСА АРКАДЬЕВНА
(наставительно)
Начните с толстого поваренка. Я уверена, это его рук дело. Что еще можно ожидать от лентяя и дармоеда.
Бергман делает вдумчивую гримасу и согласно кивает головой.
ПЕТР ЕГОРОВИЧ
(раздраженно)
Помилуйте, Василиса Аркадьевна, дорогая, откуда такие подозрения?
ВАСИЛИСА АРКАДЬЕВНА
(холодно)
Оттого, Петр Егорович, Что я наш народец хорошо знаю, от них всего можно ожидать, чуть ослабишь вожжи. Три дня всего меня не было, и вот, вам, извольте видеть, утопленница! Эрих Генрихович, управьтесь с этим делом поскорей, не хочу больше об этом слышать.