Туманное утро... по утрам в городе всегда туман. Это забавно, но иногда скучно. Надоело, все надоело: погода, город, солнце, всегда встающее на востоке и садящееся на западе, луна, всплывающая как по часам сразу вслед за заходом солнца, люди, спешащие по своим делам или просто прогуливающиеся. "Депрессия" - скажете вы, но нет: это скорее похоже на отчаянное одиночество несбывшихся надежд. Какие же люди на самом деле глупцы. Проживают один день, полный таких пустых чувств как разочарование, счастье, радостные минутки встреч: как же все это однообразно, утомительно и у всех почти по одному и тому же сценарию. Ну, бывают, конечно, редкие исключения... в сумасшедших домах, например, да и то люди там все похожие, только с ума сходят по разным причинам, хотя одинаково банальным. Стремишься, мечтаешь, любишь, страдаешь: а в результате тебе достается какой-то метр земли и небольшая деревянная коробка, в лучшем случае - урна для праха и поминальная молитва. Как это прискорбно: жить, чтобы умереть. Может быть, стоит лучше умереть, чтобы жить. "Извращенный некрофил" - правильно подумали вы, вспомнив вполне справедливо теорию Зигмунда Фрейда. Только, пожалуйста, не торопитесь с выводами, а особенно не торопитесь умирать, а то, кто знает, может, там ничего нет. Но я-то знаю, что там, только боюсь говорить. Я боюсь...
Ненавижу, когда меня отвлекают от мыслей. К столу... каждый день одно и тоже, как низкому животному. Ужас. Какие-то дурацкие мысли в голову лезут. О смерти, о жизни. Радоваться бы прожитым минутам и часам. Так нет: на размышления вечно тянет. Что за дурацкая натура? Добро делает человека одиноким, а зло - сумасшедшим. А какая разница: все на одно лицо - одиночество, безумие, добро, зло. Грани нет, есть только рамки - безграничные и безапелляционные.
Жизнь течет однообразно, слишком утомительно становится жить, слишком скучно умирать. В чем суть? Хочется побыть сумасшедшим, а то ходить по грани уже невыносимо: немного нормальный, немного идиот, немного прокаженный калека, немного вполне здоровый член общества, немного хороший, немного плохой. Все, что от меня осталось - это немного человека. А так я уже давно не человек. Человеческое чуждо мне, но я и не животное в полной мере, ибо все животное мне отвратительно. Я - человечешко, слишком далекий от жизни, но не слишком близкий к смерти. Что-то среднее - вот и все, что я могу сказать про себя. Среднее, серое, толпа... Да, именно толпа живет во мне, она меня гложет, она меня истязает, она от меня без ума, и я с ней безумен, но не по правде. Мне лишь мерещится все это, как этот остров в туманной дымке только что прошедшего дождичка, легкого и теплого, но оставившего неисчерпаемый осадок, щемящий и изгладывающий душу до подлости и низости.
Акт2
ЗАВИСТЬ: Я завидую этому туману. Он может хотя бы это.
ЧУВСТВА: Хотя, что ЭТО? Он не может более чем могу я сам! Я сам, я сам, я сам... Вслушайтесь - "я сам", - где "я", а где "сам"? Нигде - лишь пустой звук. Нет ничего и нигде. Меня нет и "я" нет... Все в небытии, все - призрак, туман, опьянение и помутнение рассудка!
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Справедливо,
ДОСТОИНСТВО: но вряд ли достойно. Так низко пасть: где былая сила и гордость, где слава и красота?
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Да, но скорее - одичание, гремучая смесь отчаяния и одиночества. Одиночество - удел достойных и смелых, а я не отвечаю ни тем, ни другим требованиям.
ЧУВСТВА: Не знаю, радоваться или грустить...
БЕЗРАЗЛИЧИЕ: Мне уже одинаково безразлично и то, и другое: смысла чувствовать уже нет: скоро смерть...
ПОШЛОСТЬ: Пошло, пошло об этом думать: скелет, одеревеневшая плоть, вскрытая черепная коробка. Где былые чувства, порыв, мысль, достоинство, надежда?
ЧУВСТВА: Нигде, нигде, нигде...
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Где же тогда цель, ради которой столько мучений и страданий?
ЧУВСТВА: Нигде...
ПОШЛОСТЬ: Смешно, я сам себе смешон. Этот мир как игрушка в руках... Ха-ха-ха! Вы подумали: "и этот о Боге, великой идее, благе". Нет, нет: я обману ваши надежды: такие высоты не для меня. Я хватаюсь за все, что пониже, мине близки земные грубые инстинкты и рефлекторная ложь организма. Потоки желчи смешиваются с кровью, сосуды гниют и разрываются от этого, страх пронзает сердце, близкое к ишемическому припадку.
ЧУВСТВА: Я не вижу смысла, я вообще ничего не вижу в этой жизни, я словно слепец, безглазый,
ПОШЛОСТЬ: с распухшими веками, оторванный от действительности.
ЧУВСТВА: То ли мне кажется мир, то ли я кажусь ему, то ли я кажусь себе, и мир кажется тому, кто мне кажется.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ: Что-то это слишком запутанно. В конечном итоге мы приходим к одним и тем же неразрешимым вопросам.
ЧУВСТВА: А я не хочу их задавать! Я хочу иметь СВОИ вопросы и СВОИ ответы, я хочу быть миром, который будет казаться только мне, я хочу быть вселенной, необитаемой и чистой как...
ПОШЛОСТЬ: Ну что, вот и о чистоте заговорил. Какая чистота среди этой грязи, этой брезгливости, этой пошлости и безучастного смеха ради глупой забавы.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Тяжело познавать тайны тайн мира. Они зарыты слишком глубоко.
ЧУВСТВА: Я стер уж все руки, я сцарапал все ногти в поисках "пустоты", из которой рождается истина. Я весь в грязи и в пыли, а ее нет, нет!!!
ЗАВИСТЬ: Я хочу обратиться к кому-нибудь за помощью, а рядом "пустота". Только я хватаю ее, но она ускользает из рук. И я остаюсь наедине с собой,
ЧУВСТВА: тем, который противен и ненавистен мне до слез. А она не отпускает меня, я в сетях, за решеткой. Моя душа - единственная, к кому я могу обратиться, но она слепа, глуха и нема...
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Где же ответ? (если таковой вообще имеет место в этом мире). Где то, от чего все прячутся, но что жаждут узрить? Я знаю, что не имею права задавать такие вопросы,
ЧУВСТВА: но я хочу, а для меня мое желание - закон. Я сам себе хозяин
ПОШЛОСТЬ: (ах, как это глупо),
ЧУВСТВА: я - раб самого себя
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: (вот это уже вернее).
ДОСТОИНСТВО: А я ли это вообще? Слишком это тяжело для меня, слишком веские эти вопросы: мое самолюбие склоняется пред ними, падает ниц мое достоинство. Я не могу дышать!
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: А стоит ли?
ПОШЛОСТЬ: Мой ум слишком скользок и пошл, чтобы он мог сам себя сносить. Иногда моя "смазливость" меня поражает. Надо быть жестче, слишком уж часто некоторые повадились вытирать об меня ноги и мною вытирать грязь со своих ботинок и паршивых рож (простите за грубость, но это правда: душонки у них грязные, мелочные, мелкие).
ДОСТОИНСТВО: А я не могу, не хочу им отвечать тем же: слишком низко пришлось бы падать, слишком больно было бы приходить в себя.
ПОШЛОСТЬ: Руки марать не хочется об их грязные души. Я вижу их и упиваюсь тем, что знаю их грязь.
ЧУВСТВА: (сам в ней иногда валяюсь: это воистину те моменты, когда я противен сам себе до отвратного чувства в желудке).
Акт 3
Туман... Опять этот безголосый мой спутник. Он-то может чувствовать, он способен понять. Понять... Ну, хотя бы не раздражает своими бессмысленными разговорами. Все определяется минутами или секундами, выигранными у смерти, или вообще не определяется никак. Вероятно, понять ради чего весь это несправедливый и грязный порочный мир, познать глубину чистоты небесной или поймать лучезарный момент между тем и этим мирами - это смысл пребывания человека на земле. Это сложно, так как не каждый решится на встречу с глубиной из-за страха. Например, когда смотришь в колодец, кажется, что на дне темно и страшно... А там, на самом деле, другой мир, непохожий на наш красочный и яркий. Тот мир просто выцвел от своей глубины и страха, который перед ним испытывают. Но он существует, живет, бытийствует: кто знает, может, его и нет вовсе, и эта пугающая бесконечность внизу - лишь обман, страшный сон, сладко-приторное наваждение...
Выстрелы... Я слышу выстрелы: стреляют! В кого, где? Стреляют... Зачем я бегу туда, кого я хочу спасти, ведь за жертву уже все решила судьба, что я могу поставить против судьбы. Да ничего, кроме своей судьбы. Но зачем мне мою судьбу менять на чью-то совершенно чужую, хотя даже в этом случае самое безумное смешение жизней и смертей будет подготовлено именно моей судьбой. От этого не убежишь, нет, от этого даже невозможно спрятаться. Судьба... не судьба...
ЧУВСТВА, ДОСТОИНСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ: НЕТ!!!
Не судьба была тебе выжить, бедняга. Убит, стерт с лица земли, а ведь ты, верно, шел к жене или любовнице: с цветами. Цветы: прекрасный букет из роз. Они украсят твою милую могилку. Она будет находиться на самом краю кладбища, и над ней будет часто плакать твоя..., ну в общем, та, к кому ты шел.
Акт 4
ДОСТОИНСТВО: Боже, что я говорю?! Надо вести себя достойно: ведь умер человек, ведь его уже нет. Про покойников говорят только хорошее. Так должны поступать все достойные люди.
ЗАВИСТЬ: Достойные, недостойные, а я ему завидую. Да, да, именно завидую. Так быстро и неожиданно уйти из жизни с наивной уверенностью в своей свободе, своем достоинстве и праве на лучшую жизнь. Смерть...,
ПОШЛОСТЬ: смерть все упрощает. С ее приходом окружающим становится легче дышать. Они даже смеются, но чаще плачут от радости. Небось, радуетесь, циничные и безразличные ко всему зеваки. Вам ведь весело? Это ведь представление получше театрального: даже кровь настоящая.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ: Смейтесь, смейтесь, мне все равно, все одинаково: ваш смех и слезы близких, ваша радость и их страдание. Они все на один лад - люди, то плачут, то смеются, а через несколько недель, в лучшем случае - лет про все забудут. Земля ему пухом и мир праху, как говорится.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Прах к праху, грязь к грязи. Это справедливо.
ЧУВСТВА: какой же я бесчувственный! Холодный, грязный, мелкий. Ведь умер ЧЕЛОВЕК, а я о грязи рассуждаю. Его тельце еще не успело остыть, а я уже прах по миру развеиваю. Кошмар! Наша жизнь похожа на бесчувственную мясорубку. У меня руки в крови! В крови, в чужой крови! Я не хочу этого, нет, нет!!! Нет! Кровь, это не кровь - это желчь, это порох, здесь пахнет убийством, здесь пахнет злобой и низостью, подлостью и кровавой бойней.
ПОШЛОСТЬ: Наша жизнь - не мясорубка, она даже не коррида, это - склеп, настоящий склеп. Гнилостный запах изо рта по утрам - это лишь одно из скромных напоминаний о том, что мы - мертвецы и что жизнь - склеп. Мы проживаем на земле только некоторое время, пока не разложимся до неузнаваемости, а тогда нас и просят покинуть этот мир и отойти в мир иной. Нет, нас даже не просят, - я неправильно выразился, - нас заставляют это сделать. Не люди его убили, - такие же мертвецы и трупы как он сам, - нет, его убила судьба, освободила от горячих оков смертоносного запаха разложения и вечности, где в бесконечности растворяется смысл.
Акт 5
Меня просят отойти. Но куда я могу отойти? Все равно я - в склепе, все равно - я уже не жилец. И это не истерия, нет, это даже не отчаяние. Это простое и гуманное склепное одиночество. Я в нем упиваюсь своей красотой, славой, маленькими жизненными развлечениями, а это все обман. Мертвечина, здесь обитает одна только мертвечина. Мир катится к черту на всех порах. Скоро склеп разрушится, и начнется новая эра, - эра воскресения, возвращения к жизни. Жаль, не будет уже людей, так как - это материал смерти, это мясо, склепное и беспомощное.
О, нет! Я вовсе не презираю людей, я их люблю, но только по-своему, ровно настолько, насколько люблю самого себя в данный момент. У меня и нет в мыслях даже, чтобы начать убивать. Что вы? У меня не психология мясника. У меня психология склепоборца. Времена меняются, а нравы остаются. Вот секрет прочности оков и сводов. Вот отчего горит огонь в наших пещерных душах.
Любовь... Хм, я заговорил о любви к людям.
Акт 6
ЧУВСТВА: Да, да, о любви к людям. Ну и что тут такого?
ПОШЛОСТЬ: Да, любовь неразрывно связана с пошлостью, но это все равно любовь.
ДОСТОИНСТВО: А главный ее недостаток, - это то, что теряешь собственное достоинство, но зато...
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: но зато приобретаешь новое достоинство, только чужое.
ЗАВИСТЬ: Это, конечно, не беда, только вот... Только вот завидовать начинаешь другим, когда у тебя самого любовь не клеится.
ДОСТОИНСТВО: И достоинство постепенно утрачиваешь. Думаешь: "вот эта кандидатура ничего, а эта слишком навящива, а эта слишком гуманна и чопорна". В конечном итоге получаешь в награду от судьбы кандидатуру, не отвечающую ни одному из твоих требований или даже самых скромных желаний. Где здесь логика?
БЕЗРАЗЛИЧИЕ: Никакой логики! только чувства! Такая ситуация обычно и бывает, когда начинаешь слишком избирательно относиться к любви. Тут-то судьба и ловит тебя на крючок, так, чтобы позабавиться. Авось, рыбешку крупную выловит! Вот развлечение-то!
ЧУВСТВА: Смеется над тобой, издевается над лучшими чувствами, а ты терпишь все как последний смертный. Не судьба, не любовь, а какая-то пытка...
ПОШЛОСТЬ: Бессмысленная пытка с примесью гнусных издевок и трепетных извинений. Любовь бывает слишком часто ненасытной и горькой, с привкусом грязной интриги и пошлости.
ДОСТОИНСТВО: Наверное, люди сами делают ее такой. Уроки жизни передаются из поколения в поколение: великолепные наставления господина де Сада, острые замечания Казановы. Никакого достоинства, даже не можем сами научиться любить, что же говорить о жизни.
ПОШЛОСТЬ: Склеп, да и только. Любовь здесь увядает как зеленый слабенький росток в пустыне. Ромео и Джульеты повсюду. Как же все это пошло и просто. Никакой романтики, никакой тайны, никакой фантазии. По телевидению нас учат как нужно и можно любить.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Это совсем нечестно: отнимать последнюю надежду, - надежду на понимание, хотя бы даже такое простое и пошлое.
ЧУВСТВА: Все это слишком запутанно, много грязи и крови в этой жизни. Склеп, воистину склеп. Но должен же быть хоть какой-то лучик, хоть какое-то тихое убежище, небольшая уютная надеждочка.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ: Хотя, почему должна?! Эта жизнь вообще ничего и никому не должна, скорее мы перед ней в долгу, мы отдаем ей свои жизни и свои усилия, дабы она процветала. А мы не в счет, нет, мы - строительный материал, не больше, будущее поколение, если можно так сказать.
КАРТИНА 2
Акт 1
Туман... Я люблю туман, пусть лучше будет неведение, чем гнусная ложь или горькая правда. Неописуемо, непонятно, невыразимо. Судьба сумела посмеяться и надо мной, чумная зараза поразила мои и без того ядовитые мысли. Я часто путаюсь, но это все от тех, таблеток, которые мне дают здесь. Санитарки в белых халатах. По-моему они еще более безумны, чем я, если согласились здесь работать: среди этой плесени и трупного запаха разлагающейся души. Это место возвращает к жизни былых героев и калек истории - Наполеон, Гитлер, Толстой, Пушкин, Достоевский, Раскольников. Среди их ужасающего бреда, среди угроз и молитв я засыпаю и просыпаюсь словно в раю, картинка постоянна. Это однообразие сгубило меня, так как я его полюбил бесконечно, всеми частичками своей изглоданной души. Я живу здесь в истине, в полной истине, ибо люди, населяющие это страшное место никогда не лгут, они сходят с ума по-настоящему, без грубого и чванливого притворства. Это истинный мир, мир фантазий и чудес. Одного только жаль: человеческой красоты, ибо это место истины уродливо, покалечено безумным смехом и горькими слезами былой мудрости. Твердят все и все время: сумасшедший, сумасшедший. Им смешно, очень смешно. Ха-ха! Да мне и самому смешно.
Акт 2
ДОСТОИНСТВО: До чего докатился, сам смеюсь с безумными и подражаю им. Я верю, верю, что это - истина, но только все слишком похоже на туман, обманчивый и еле видный.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Никто не имеет права глумится над моим безумием. Это великое состояние, в котором, так или иначе, пребывали гениальные личности всей многовековой истории человечества. Например, Фридрих Ницше... Эллинскую славу провозгласил он, а его упекли в сумасшедший дом. Чего же мне, простому смертному, ожидать от судьбы.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ: От судьбы не уйдешь. Не убежишь и не спрячешься. Она словно тень преследует тебя и ждет, когда ты в очередной раз оступишься. Это и будет ее шансом, ее триумфом, а ты будешь считать это своей удачей и дорогой в жизнь.
ПОШЛОСТЬ: Человек, ты так низок и глуп, что трудно даже поверить в твое угрюмое, чудное, и жалкое существование. Вот здесь, здесь живут по-настоящему: выдают себя за того, за кого хотят, говорят, что захотят. Здесь хотя бы все искренни, так как все сходят с ума одинаково банально.
ЗАВИСТЬ: Теперь мне нечего завидовать, ибо я сам здесь. Пусть другие, те, что еще не поняли, что они мертвецы в склепе, завидуют моему просветлению, моему одиночеству-среди-себе-равных. Это свобода....
ДОСТОИНСТВО: Свобода от склепного серого и бесчувственного существования, от животных страстей и низких потребностей. Это истинная свобода, но здесь понимаю это только я один, только я один, так как я - одинок и достоин сожаления. Это и есть отчаяние, это и есть свобода от всего.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Нет, не от всего, от смерти здесь нет свободы. Но смерть сама по себе уже есть освобождение, значит, смерть - это и есть свобода, отчаянная и полная, последняя инстанция, к которой стремятся все, все без исключения, независимо от развитости инстинкта самосохранения.
ПОШЛОСТЬ: Когда пора умирать, невольно вспоминаешь как жил. А в этой самой жизни ты не находишь ничего стоящего внимания, кроме, пожалуй... Да, пожалуй, ничего и не найти.
Акт 3
Смерть - последняя грань, смерть - это совсем не то, что мы себе рисуем в страшных снах, это - бунт против рамок, это разрушение своих границ, и вовсе не важно, умирает ли твоя плоть, твой разум, твое сердце или просто идея. Вот почему это место так близко к свободе: оно умерщвляет разум, затем дух и душу. Плоть отходит последней, по законам склепного разложения. Это жестокие законы, но таковы правила игры. Осознать смерть - это значит уже умереть наполовину.
Мне, видно, осталось немного мучиться. Я уже приготовил и свой разум, и свой дух к смерти, а душу к уходу в мир иной, мир истинный, немного выцветший, но истинный. Я уже не боюсь заглянуть на дно колодца, холодного и мрачного, глубокого и пустого, на первый взгляд, и такого мягкого и бесконечно бездонного, на пробу. Это путь, проложенный розами. Он не так болезнен как смерть внезапная и беспричинная, по воли судьбы. Этот путь не так несправедлив как самоубийство на почве стресса, когда не готов ни разум, ни тем более дух. В любом случае, мой вариант - лучший, для меня, само собой разумеется, я не волен решать за других, а давать советы - глупое дело. Моя смерть и мой путь - только мои, я не смогу поделиться ими ни с кем не из жадности, а из сострадания. Глупости, судьба! Ты так самоуверенно утверждаешь, что ты во всем виновата, не старайся, я раскусил твою игру. Ты - великая актриса, но бездарный адвокат. Ты мне больше не указ. Я обретаю свободу, А свободный не нуждается в таком лишнем грузе как судьба. Лучше ступай, по-доброму прошу, у тебя еще много клиентов, готовых расплакаться в твою жилетку. Твоя дорога - это твоя дорога, а мой путь - это мой путь.
КАРТИНА 3
Так вот, что ощущают свободный. Я - смерть и жизнь одновременно, я между ними и я свободен. Как горячо бьется сердце, как тихо стекают по щекам слезы, слезы бесконечности и веселости. Я расстаюсь со своей тюрьмой, я расстаюсь со своим склепом. Я - вечность... которая тает в своей, слышите, своей и больше ничьей, свободе.
— Остановилось сердце!
— Да, Леона, он умер с улыбкой на устах, без боли и истошного крика животного.
— Я бы тоже хотела так умереть...
— Твоя очередь еще далеко, пока попробуй пожить так, как жил он.
— Слеза, слеза еще теплая... Это слеза радости: она немного приторная и сластит.
— Да, слеза радости, радости освобождения и покоя.
— Нужно сообщить его родным.
— У него нет родных: он свободен. Он сумел заглянуть в тот колодец, которого мы все боимся, он отдался бесконечной глубине, поэтому он теперь вечность, недоступная и непонятная никому и ничему, кроме него самого.
— Я не понимаю...
— Ты пока не сможешь понять, но я, кажется, уже поняла!
— Дана, ты что?! Что с тобой?!
— Не знаю, теперь это уже не важно. Он очень любил туман...
Туманное утро... по утрам в городе всегда туман. Это забавно, но иногда скучно...