Аннотация: В череповецкой журналистике появились издания - новички
Так случилось, что 25 декабря 2002 года в славном городе Череповце, расположенном рядом со своенравной рекой - красавицей под названием Шексна, вышли в свет и громко заявили о себе сразу два очень характерных для сегодняшнего времени периодических издания.
Одно из них называется, между прочим, "Деловой клуб", и у его истоков стоят, так называемый, Клуб деловых людей во главе с одним из череповецких титанов человечества - Л.Л. Малыгиным. Другое, носит название "Октябрьский мост" и позиционирует себя как новая городская газета, и, следовательно, газета со свежим взглядом на давно известные вещи. Благо, городская тематика, не есть белое пятно на журналистской карте Череповца.
Интересно, что первое издание, вышедшее на деньги "богатеньких Буратино", т.н. цвета предпринимательского сословия города, редактирует некто Николай Ненастьев, давно известный в журналистских и деловых кругах бывший редактор газеты "Речь", настоящий неутомимый Зорро первых лет демократии в городе, зорко следивший в уже теперь далекие времена за состоянием дел в этой интимнейшей сфере городской политической жизни. Ныне, это уже обрюзгший, оплывший жирком, жаждущий халявы моветон, откровенно прибившийся в своей жизненной стратегии в бухту, куда никогда не залетают ветры больших перемен, нестабильности и непостоянства.
Теперь, как заявил нам сам Николай Александрович, в эксклюзивном интервью в кафе "Товарищ", с высоты своего нового положения, подначивая, между очередной рюмочкой "Гжелки" девушку - официантку в роскошно повязанном красном галстуке с комсомольским значком, он перешел в другое состояние души, тела и наличного кошелька, которое требует от него и перехода в совершенно невиданный для него доселе образ жизни.
Ну, сами подумайте, солидный редактор солидного и популярнейшего супержурнала (тираж 999) для деловых кругов крупного промышленного мегаполиса - разве может он теперь себе позволить ездить на автобусах, питаться в столовках, ходить в растоптанных башмаках. Естественно, нет - коллеги по новому социальному кругу и новый старый профессиональный статус требуют от него совершенно другого: одеваться с иголочки и только у лучших череповецких кутюрье, ездить, как минимум, на автомобиле "Ниссан", а еще лучше в "Мерседесе", питаться в "Ереване", ходить в сауну и посещать боулинг-клуб, между делом защищая, как это полагается у серьезных людей, кандидатскую диссертацию на остромодную общественно - политическую тему. Мыслимая ли нагрузка для старого лежебоки? Представляю, в каком большом стрессе он ныне пребывает.
Один из пришедших на презентацию рыцарей пера и фотоаппарата, вслушиваясь в панегирики, которые раздавались в честь Леонида Леонидовича и Николая Александровича, сидевших рядом друг с другом аки жених с невестой, несколько посерчал на не слишком изысканную сервировку стола на нынешней презентации. Воистину верно, никто в подошедших на "плезир" ни черную, ни красную икру не метал. Ограничились всего лишь распитием фужера шампанского, которого и было то совсем чуть - чуть, не всем, наверное, и хватило. Но Л.Л. и Н.А. надо же и понять: народ был все-таки большей частью "свой" (не было ни губернатора, ни кого-нибудь с "Северстали", ни представителей обслуживающих их интересы ТВ) и переводить на него излишние деньги было бы, наверное, в этой ситуации, верхом расточительства. Тем более речь на презентации шла ведь не о чем-то мелком, второстепенном, отдающим тлетворным запахом злата, а - о высоком, духовном, почти заоблачном.
Само содержание журнала, надо сказать, оставляет желать лучшего. Не родились еще видно на земле череповецкой мастера делового пера. Но лиха беда начала. Правда, все вышло пока по давно написанному злыми языками сценарию. На первой обложке сам Титан Титаныч (извиняюсь, Леонид Леонидович), далее в "нумере" без труда вычисляемые хвалебные гимны его "элитарному" (какова, все-таки, страсть нашего Везувия к породистости!) ИМИТ, филиалу СПбГПУ, далее глубокомысленные рассуждения нашего Ника ни о чем конкретном, затем откровенная "джинса" про ресторан "Ереван", дежурные перепечатки из "Коммерсанта" и т.д. и т.п. Что-то такого "для умных людей", как упорно позиционировал своего с нашим Ником "мальчугана" Зевс Зевсович (тьфу, Леонид Леонидович) я что-то не заметил. Внешнего пафоса и похвальбы по сравнению с внутренней "изюминой" намного - намного больше. В разы, в сотни раз, в миллионы.
После презента, Л.Л., движимый, вероятно, чувством смешанном на любви и ненависти ко мне, подошел поближе, пожал руку (теперь неделю ее мыть не будут!) и с чувством победителя заметил:
- А ты не верил!
А я и сейчас не верю - слишком много ложнной позы и перенесенных в социальное пространство фрейдистких комплексов собралось возле этого проекта века, и слишком мало действительно толковых и самостоятельных профессионалов, одновременно смыслящих и в современном бизнесе, и в журналистике, и в PR. Мой прогноз будущего этого журнала прост: следующий номер будет посвящен лицам типа Штейнгарта и Седельникова, людей, прямо таки влюбленных в свой нетленный образ на обложке (а иначе, нафига деньги платили), будет много псевдоидеологического трепа про заек - предпринимателей, а затем этот журнал превратится в откровенное рекламно - коммерческое издание. Для идеологического, интеллектуального, извиняюсь, пока кишка тонка. Да и социум вокруг не тот!
Теперь, немного, скажем об "Октябрьском мосте". Признаюсь, желание Олега Ярославцева порулить чем-нибудь кроме одной - единственной страницы в "Курьере" мне понятно. Всем хочется расти, тем более, если ты еще и мужик в самом соку. Олег, надо отдать ему должное, привлек в первый номер целую роту давно известных череповецких журналистов и т.н. фрилансеров. Номер, в целом, сделан профессионально, но ничего такого, о чем можно было бы сказать, что в Ч. родилось Явление с большой буквы, я не могу. Ничего не зацепило - все приемы, все ходы, все темы вбитые "режиссером" в свою первую постановку, в нашем, не таком уж и задрипезном в плане журналистики, городишке, давным - давно эксплуатировались и эксплуатируются вовсю. В этом плане, издание Олега Ярославцева, также как и, кстати, существующее чуть более года издание Юрия Антушевича под названием "Русский мир" выглядит вторичным. Хотя, повторюсь, сделанным довольно доброкачественно в профессиональном плане. Но нынче этого мало - нужны даже не профессионалы пера, а гении продюсерского плана со свежими идеями во всем. Способные привести ленивого и пресыщенного информацией всякого рода обывателя в состояние жестокого шока!
И еще небольшое замечание. В этой газете, то бишь в ее первом номере, поражает только обилие материалов такого известного в узких кругах маэстро авторучки как Сергей Павлович Кононов. Однако и этот мастер, несмотря на то, что газетного пространства для его самореализации выделили немеренно, и здесь остался верен себе - темы и сюжеты - все старье: "шпионы, агенты, самолеты, а вот и я на фото, словно Бэтмэн лечу над грешной землей в поисках приключений на свою веселую задницу".
Скучно, господа!