Аннотация: Компьютерные игровые клубы шагают по планете
Мой журналистский интерес к молодежному кибердвижению и киберспорту, в частности, подогревается различными способами вот уже несколько лет. Тема, которую я начал развивать еще в 1996-98 гг., тем не менее, не становится для меня неактуальной, даже, несмотря на то, что из самого движения, я, практически, почти совсем вышел.
На этот раз новый виток интереса к названной выше теме вызвало небольшое маркетинговое исследование компьютерных клубов г. Череповца одним из моих студентов (с сентября 2001 года я работаю на кафедре менеджмента в Институте экономики и менеджмента госуниверситета), пятикурсником, Василием Марченковым. Интрига, к моему обращению к его работе показалась мне забавной в силу двух причин. Человек, проводивший данное исследования в качестве задания городского конкурса менеджеров, до этого никакого отношения к компьютерным клубам не имел, т.е. изучал предмет абсолютно с чистого листа, непредвзято. Я же, в свое время, можно сказать, стоял у самых истоков этого движения в плане и его идеологии, и практической организации. Но, как и писал ранее, если "не вышел в тираж" совсем, то занял пока абсолютно отстраненную, независимую позицию. Сохранив при этом какие-то связи в этом движении, а также точку зрения на его настоящее и будущее.
Именно под этим углом я и постараюсь взглянуть на работу Василия, которая в целом мне показалось достаточно грамотной и добросовестной.
Незаконнорожденные?
В своем исследовании, опираясь, между прочим, и на мои, более ранние цифры, В. Марченков утверждает, что рынок компьютерных клубов в городе бурно развивается. Если в 1998 году в городе был всего один компьютерный клуб, в 1999 г. - 4, в июне 2001 г. - 10, то сейчас количество игровых клубов в Череповце -15. Причем более половины функционирующих на сегодняшний день клубов, были открыты в этом году. Сейчас, по различным оценкам в городе количество игровых компьютеров, установленных в клубах в среднем составляет 260 машин (для сравнения эта цифра на 1 июня 2001 года составляла 130 машин).
При этои рынок компьютерных клубов в городе развивается количественно, а не качественно. Большинство из существующих на сегодняшний день клубов функционируют на полулегальной основе, практически не соответствуя требованиям государственных служб (СЭС, ГНИ). Они не имеют четкого видения направления своего развития и нацелены на сиюминутное получение прибыли.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации “О лицензировании отдельных видов деятельности” деятельность компьютерных клубов по предоставлению компьютерной техники в аренду не требует получения лицензии. Но для “юридически законной” деятельности, клубом должно быть приобретено лицензионное программное обеспечение, а для предоставления услуг работы в сети Интернет - лицензия на телематические службы.
Как правило, стандартные лицензионные соглашения Microsoft ("коробочные", OEM и OPEN License) запрещают передавать программное обеспечение во временное пользование, прокат, сдавать в аренду. Пример такого рода использования программного обеспечения — компьютерные клубы. Компьютерный клуб сдает в прокат программное обеспечение индивидуальным пользователям, которые приходят играть или работать на компьютерах!
Для того, чтобы использовать продукты и при этом не нарушать лицензионных соглашений Microsoft, компьютерных клуб должен приобрести коробочные полные версии используемых продуктов и подписать специальное соглашение, расширяющее его лицензионные права, зафиксированные в лицензионном соглашении, включенном в коробочный продукт.
Как правило, компьютеры приобретаются с предустановленной OEM-версией операционной системы. Лицензионные соглашения для OEM-версий Windows 9x, Windows ME,. Windows 2000 Pro в явном виде запрещают передачу ПО во временное пользование, аренду и прокат. В лицензионном соглашении для OEM-версии Windows XP ограничений на аренду снято. Таким образом, компьютерные клубы и Интернет-кафе могут использовать OEM-версии Windows XP Pro и Windows XP Home Edition, и подписание каких-либо дополнительных соглашений при этом не требуется.
На настоящий момент ни один из компьютерных клубов города не имеет программных продуктов Microsoft, корректно лицензированных для осуществляемого ими вида деятельности. Клубами приобретена либо OEM-версия, либо “коробочная” версия продукта, установленная на все компьютеры в клубе.
Одной из форм организации компьютерных клубов могут служить Интернет-кафе. В городе услуги работы в Интернет предоставляются около половиной клубов, как по коммутируемой (телефонной) линии, так и по выделенному каналу (или спутник). Последний вариант работы в Интернет предоставляется следующими клубами.
1. Компьютерный клуб “Арсенал” - выделенный линия ООО “Метаком”.
2. Компьютерный клуб “Блок-пост” - спутник НТВ+.
3. Интернет-зал - выделенная линия ОАО “ЧЭС”.
С декабря 2001 года подобные услуги хотелт предоставлять клуб “Скайнет” (связь будет предоставляться провайдером ООО “Метаком”).
В настоящее время ни один из клубов не обладает лицензией на телематические службы, требуемой для предоставления подобного вида услуг и выдаваемой Госсвязьнадзором. Стоимость лицензии составляет 40 МРОТ или около 4000 рублей, что не для очень богатых клубов, является определенной финансовой нагрузкой.
С моей точки зрения, "пиратский" характер деятельности подавляющего большинства компьютерных клубов (в том числе и не череповецких) вполне естественен и, может быть оправдан. Затраты на создание приличного клуба пока для малого, начинающего бизнеса еще слишком велики, а позиция крупнейших софт-фирм мира, имеющих свои представительства, а также законодательства, пока не отличается необходимой гибкостью. Если бы тот же Microsoft пошел на определенную уступки в эксплуатации своих продуктов компьютерными клубами, он бы не только без труда окупил свои затраты через некоторое время, но и получил бы великолепных дилеров своих товаров.
В то же время серьезный уже состоявшийся провинциальный бизнес пока данное явление не заметил и считает его мелким, маргинальным. Один из примеров подобного подслеповатого отношения я получил совсем недавно, когда известный городской бизнесмен просто безапелляционно отказался рассматривать принесенный ему "на вопрос инвестирования" бизнес-план. Пока же, столь часто случающиеся рождающиеся компьютерные клубы, растут и развиваются как бог на душу положит. Или подобно сорнякам на клумбе. Без присущей развитому бизнесу стройности, строгости и красоты.
Впрочем, один из фактов, приведенных В. Марченковым, меня порадовал. В ходе его разговора с руководством клуба "Арена" было отмечено положительное отношение родителей детей, посещающих клуб к идее его создания, это выражается тем, что родители часто сами приводят детей в клуб. "Также руководителем клуба было отмечен факт получения от правоохранительных органов города благодарности по факту содействия клуба снижению уровня подростковой преступности и хулиганства в районе, в котором расположен клуб".
Средний посетитель - подросток "мужецкого пола"
Интересны данные, полученные В. Марченковым, о типичных посетителях компьютерных клубов в городе. Их средний возраст - 15 лет. В возрастной структуре посетителей компьютерных клубов преобладают лица, не достигшие совершеннолетия, удельный вес которых в общем числе игроков составляет около 80%. Большинство посетителей компьютерных клубов - учащиеся (это более 50% от всех посетителей), среди которых в свою очередь преобладают школьники.
Большинство респондентов на вопрос об уровне достатка семьи, ответили, что их семья является обеспеченной (62%) и среднего достатка (32%). Только 2% посетителей компьютерных клубов считают свою семью бедной. Это подвигнуло В.Марченкова выдвинуть гипотезу о том, что для большинства молодых людей посещение компьютерных клубов является невозможным по причине высокой стоимости предоставляемых клубом услуг. Однако, я с этим не соглашусь. Как раз именно компьютерные клубы снимают со сферы предоставления компьютерных услуг флер элитарности. Родителям небольшого достатка трудно отдать ребенка в компьютерную школу, где плата может составлять более одного-двух долларов в час. А пятнадцать-двадцать рублей раз-два в неделю они смогут изыскать. Если деление на бедных и богатых и происходит, то на уровне "постоянных клиентов", когда речь идет уже о довольно приличных для "бедняков" суммах в 200-300 рублей в неделю. Эту сумму они потянуть не могут или становяться на путь воровства. В инспекции для несовершеннолетних я видел милицейские сводки, где говорилось о нескольких мальчишках, добывающих себе деньги на "игры в клубах" путем кражи цветных металлов.
Анализ факторов, влияющих на решение о посещении компьютерного клуба, показал что наиболее значимыми для посетителей клубов являются возможность поиграть в компьютерные игры по сети (средний балл оценки 4,59 из 5), наличие мощных компьютеров (средний балл оценки 4,23) и дружеская атмосфера в клубе (средний балл 4,14). Вторую группу по значимости факторов составляют удобное местоположение клуба (средний балл 3,89), приемлемая цена (средний балл 3,87) и возможность игры и работы в сети Интернет (средний балл 3,55). Наименее значимый фактор для посетителей клубов, которые уже имеют определенный опыт работы на компьютере - наличие специалистов, которые могли бы показать, как пользоваться компьютером (средний балл 2,8).
Здесь у нас есть тоже повод не согласиться с исследователем. И знаете по какой веской причине. Именно квалифицированные специалисты и создают три первейших и важнейших для "геймеров" фактора, привлекающих ребят в клуб. Их искусство незаметно, но всесильно!
Потом, надо помнить и о том, что наличие "крутейших" компьютеров и сети - необходимое условие жизнедеятельности любого компьютерного клуба. А раз так, то конкуренция идет уже на ценовом уровне, к которому типичный посетитель типичного клуба весьма и весьма чувствителен. В Череповце уже были случаи конфликтов между клубами на ценовой почве. Причем недовольство вызывала скидка и всего-то в 1 (один) рубль!
Наибольшей популярностью в клубах пользуются компьютерные игры - так называемые “шутеры”. Среди которых наиболее популярной является игра Counter-Strike. Основная причина такой популярности в том, что это не только очень реалистичная игра, а в ее массовости, позволяющей в нее играть на одинаковом уровне, как любителю, так и профессионалу (деление Марченкова). Наименьшей популярностью в клубах пользуются симуляторы.
Более половины респондентов ответили, что они посещают компьютерные клубы каждый день, около 20% посещают клубы пять-шесть раз в неделю, количество игроков, посещающих компьютерные клубы реже одного раза в неделю, составляет менее одного процента общего числа посетителей клубов. В среднем игроки посещают компьютерные клубы города 5,6 раз (дней) в неделю. Время, на которое приходится наибольшее количество посещений - период с 15.00 по 21.00 (более половины всех посещений). Также очень высок уровень посещения компьютерных клубов в ночное время (на него приходится 47% всех посещений).
Одной из привлекательных форм существования клубов (но не самой привлекательной!)
Является идея создания Интернет-кафе. Однако, в чистом виде в существующих условиях она не рациональна, поскольку существующий круг посетителей компьютерных клубов, ходят туда в большей степени не для того, чтобы поработать в Интернете. Для того чтобы привлечь потенциальных посетителей в клубы необходимо не только существенно снизить стоимость услуги, но и повысить ее качество и правильно организовать ее продвижение.
Ситуация, по мнению В. Марченкова, может измениться с выходом на рынок Интернет-провайдеров города новой компании, обеспечивающей высокоскоростной доступ по приемлемым ценам и высокого качества и такой компанией вполне может стать АООТ “Скат 7”. Однако, с моей точки зрения, качественного роста Интернет в городе с опрой на компьютерные клубы не произойдет. Прежде всего, по причине низкой образовательной и общекультурной квалификации всех существующих в городе руководителей и собственников клубов. На мой взгляд, клубы принципиально не способны конкурировать в данном вопросе с серьезными образовательными структурами города и вряд ли, даже, в существующем виде и в ближайшей перспективе, создать какую-либо альтернативную формализованным интеллектуальным организациям, клубную неформальную среду. Среди интернет-достижений существующих компьютерных клубов нет ни одного, который бы являлся хоть мало-мальски удовлетворительным контент-продуктом.
Киберспорт - как панацея от всех напастей?
Одним из ключевых показателей развития киберспорта как в городе, так и в отдельно взятом клубе, является количество проводимых турниров. Это мнение В. Марченкова. Я же думаю, что ключевым показателем является уровень проводимых в городе турниров и квалификация игроков, способных бороться всегда и всюду за самые высокие места. В настоящее время практически все проводимые в городе турниры проходят в самом крупном по количеству установленных компьютерах клубе - “Арсенал”. И именно основной причиной того, что многие клубы не проводят подобных турниров, является их неподготовленность в техническом плане (малое количество установленных компьютеров в клубе).
По мнению Василия киберспорт в г. Череповце условно можно разделить на профессиональный и любительский. Основное их отличие состоит в уровне подготовки и мастерстве игры в те или иные компьютерные игры. На сегодняшний момент аналогия с разделением профессионального и любительского спорта, при котором профессиональный спорт понимается как источник постоянного дохода, заработка или промысла человека не может быть проведена. Компании не вкладывают деньги не только в развитие любительского наиболее прибыльного вида киберспорта, но и тем более профессионального.
Среди мотивов участия в турнирах по компьютерным играм преобладают нематериальные: совершенствование техники (50%) и добиться хорошего результата (50%). Это может быть объяснено тем, что большинство потенциальных участников турниров не устраивает главный приз или призы, что вызывает их негативное отношение к участию в турнире, а те, кто все-таки соглашается, соглашается лишь потому, что преследует нематериальный интерес.
Стратегически, по мнению нашего исследователя, решением проблемы поднятия интереса к турнирам, качества их организации является вступление ряда городских клубов, команд и игроков в ФКС России, что позволит привести принципы и календарь проведения таких турниров в соответствие с российскими и международными стандартами.
Здесь моя точка зрения тоже не вполне совпадает с точкой зрения В. Марченкова. Я за киберспорт, но не считаю его панацеей для решения всех проблем кибердвижения в городе и вижу ее более комплексно. Да, киберклубы и киберспорт навиду. Но а) не для всех, а только для очень узкого круга людей и б) являются даже не верхушкой, а какой-то частью айсберга, о существовании и реальной жизни которой почти все лица в городе, которые интересуются и могли бы заинтересоваться данной проблемой, знают весьма мало и весьма поверхностно. Кибердвижение, на мой взгляд, очень интересный и серьезный инструмент для того, чтобы "поднять за уши" сразу целый спектр кричащих социальных проблем городской молодежи. И киберспорт здесь - не самый оптимальный, хотя и ценный вариант.
Перспективы клубов
Каковы перспективы роста количества компьютерных клубов в городе? По данным В. Марченкова большинство (56%) посетителей клубов считает, что на сегодняшний момент количества существующих в городе клубов достаточно, а 10% считают, что их много. В тоже время, определенная доля респондентов либо считает, что существующего количества клубов в городе мало (15%) и 20% затруднились ответить на данный вопрос. Фактическое распределение количества компьютерных клубов по районам города неравномерно, наибольшее их количество находится в Зашекснинском мкр, а наименьшее в Заречье и районе ФМК.
Действительно существует определенная зависимость между количеством функционирующих в районе клубов и отношением посетителей таких клубов к проблеме их недостаточности.
Хотя большинство респондентов ответило, что существующего количества клубов в городе достаточно, одной из основных проблем работы всех клубов города является недостаточность игровых мест. Практически во всех клубах города реально существует практика предварительной записи на посещение клуба.
Таким образом, по мнению В. Марченкова, перспективы роста количества компьютерных клубов в городе являются наиболее значимыми для тех районов города, в которых на сегодняшний день количество компьютерных клубов относительно невелико. В общегородском масштабе наиболее рациональной является идея создания современного компьютерного клуба, с большим количеством установленных компьютеров, а значит и игровых мест. Компьютерные клубы, имеющие определенную историю существования в городе и определенную стратегию развития, испытывают большие сложности в ее реализации по причинам жесткой конкуренции со стороны других клубов и отсутствия финансовых ресурсов.
Марченков считает, что наиболее рациональным способом поддержки значимых для города компьютерных клубов и реализации выбранной стратегии является объединение этих клубов в ассоциацию при участии Мэрии города, которая поставила бы клубы в равные между собой условия и более выгодные по отношению к конкурентам и обеспечивала бы в том числе.
1. Поддержку клубов со стороны администрации города путем льготного кредитования, предоставления налоговых льгот, дотаций.
2. Консультационные услуги по оптимизации работы клубов и поиска инвесторов.
3. Поддержку в организации турниров и поиска спонсоров.
4. Поддержку при взаимодействии и разрешении конфликтов между клубами и обществом, пропаганда развития киберспорта в городе.
Предположительно, для вступления в ассоциацию клубы должны удовлетворять ряду следующих условий.
1. Все клубы и их команды должны являться членами ФКС России и проводить турниры по компьютерным играм в соответствии с методологией и календарем, разработанными Федерацией.
2. Клубы - члены ассоциации, устанавливают единый конкурентоспособный уровень цен.
3. Клубы - члены ассоциации самостоятельно выбирают приоритеты и направления развития в той мере, в какой они не противоречат общей стратегии развития киберспорта города.
Насколько нам известно, подобная стратегия в той или иной мере осуществляется. Мэрия (точнее ее "молодежная" часть) старается "прибрать" киберспортивное движение к рукам и даже инициировало создание некоей Ассоциации компьютерного творчества под руководством некоего г-на Малова. Зная г-на Малова как неплохого администратора клуба и организатора ряда значимых для города турниров, можно предположить, что часть проблемы кибердвижения в городе будет решена. С другой стороны, зная общий культурный фон в данной среде и матрицу восприятия действительности ее топ-деятелями, я нисколько не сомневаюсь в том, что многие существенные части данного явления будут им вообще никак не доступны.