Аннотация: Консалтинг и консультанты. Почему люди идут в консультанты, а потом бегут в массовом порядке оттуда?!
В середине августа в череповецком "Агентстве городского развития" его учредителями (к ним относится мэрия города и АО "Северсталь") было совершено очередное, ставшее за 3 года существования агентства традиционным, ритуальное действие - был уволен третий по счету его директор Николай Кораблев и на капитанский мостик вступил уже четвертый - Дмитрий Синицкий, ранее работавший маркетологом и проектным менеджером в компании "Северсталь-Инвест".
Заместитель мэра города по экономике г-н Ананенко прокомментировал этот факт таким образом, что, несмотря на отдельные успехи, агентство и его прежние директора "в своей работе так и не сумели достичь поставленной для них сверхзадачи - способствовать улучшению предпринимательского климата и создания мощной инфраструктуры малого и среднего бизнеса в Череповце". Более того, существует довольно устоявшееся мнение, что они только зря "профукали в воздух" отнюдь немаленькие деньги. Но теперь, когда г-н Кораблев успешно "переплыл" с капитанского мостика агентства на понравившуюся ему должность внутри металлургического холдинга, сценарий развития агентства резко меняется и на пришедшего к "рулю" Синицкого учредители возлагают очень и очень большие надежды.
Однако, с нашей точки зрения, эти надежды тоже вряд ли оправдаются. И здесь личности ни г-на Строганова (первого директора), ни Маврина (второго), ни Кораблева, ни Синицкого, совершенно не причем. Причины из раза в раз повторяющегося "облома" в жизни любого директора, занявшего вышеуказанное почетное кресло АГР, гораздо шире и заключаются, как минимум, в порочной системе отношений (между агентством и учредителями, депутатами, другими организациями и внутри него) в которую погружается человек, желающий, что то стоящее сделать и в один прекрасный момент понимающий, что он вообще-то бессилен и является просто марионеткой в чужих руках. Как максимум, следует заметить, такая судьба отнюдь не редкость для людей, работающих в разного рода консалтинговых организациях и называющих себя консультантами. И подобное характерно не только для консультационных фирм аналогичных череповецкому АГР, но и входящих в так называемую пятерку ведущих консалтинговых фирм мира. К примеру "Эргсту и Янгу". Или "McKinsey". В "реальную" экономику, к порой рутинному, но спокойному и сытому существованию, консультанты из консалтинговых фирм в прямом смысле прямо бегут наперегонки. И этот процесс носит массовый характер. Почему?
"Вы либо проститутка, либо консультант!"
Это цитата из анекдота про консультантов. Существует и обратный вариант: "Вы извините, я - консультант, и на девушек у меня совершенно нет времени!".
Действительно, сходств между теми и другими довольно много. И те, и другие много работают сверхурочно и вне графика. И тем и другим, чтобы сделать своего клиента счастливым надо много денег. И те, и другие получают много, но большую часть денег забирает менеджер. Большую часть времени и проститутки и консультанты проводят у клиента, не очень гордятся тем, что они делают, но именно их фантазии, как правило, бурно поощряются. Клиенты всегда хотят знать, что представители двух этих замечательных профессий, могут сделать для него за его деньги. И те и другие каждое утро просыпаются с мыслью, что пора кончать.... Ну и так далее.
Безумная по меркам размеренной и стабильной жизни профессия консультанта требует от своего обладателя слишком многих качеств, начиная от требований держать себя в хорошей теоретической и практической форме, быть мощным уверенным в себе универсалом, жить в вечном стрессе, и кончая требованиями к жесткой личной дисциплине и аскетическому образу жизни, чтобы "не пролететь" мимо выгодного заказа или не опозориться и не скомпрометировать себя перед клиентами. Чтобы не превращать свою жизнь и жизнь своих близких в ад - это профессия должна быть призванием, таким видом бизнеса, когда человек четко осознает для себя, что ежеминутно должен умело пополнять и продавать свой интеллектуальный ресурс. Или, всего лишь, инструментом в карьере, когда, прикрываясь ее престижностью и даваемой ею определенной широты взглядов, люди ищут себе "что-нибудь поконкретнее", как сказал один крупный сейчас менеджер, устраиваясь на работу в "северсталиевский" холдинг.
Давно замечено, что наиболее охотно идут в консалтинговый бизнес молодые выпускники вузов, а также академические ученые средних лет. При этом, очевидно, что первым, так сказать, "лейтенантам консалтинга", явно не хватает профессионального опыта и знания конкретного положения дел в той или иной отрасли, производстве, организации. Ясно, что "гор они не перевернут" и для них смысл существования в подобного рода компаниях, это возможность приобретения широкого профессионального опыта, а еще больше - увеличения своей рыночной стоимости и возможности устроиться в недалеком будущем на действительно достойное рабочее место.
Возьмем, например, ту же "Северсталь" или "Аммофос". Придя на предприятие со студенческой скамьи молодой специалист вправе рассчитывать разве что на рабочую должность или должность мастера. Счастливчики могут устроиться на низшую управленческую должность. И все. Впереди годы борьбы за свою карьеру с такими же образованными и агрессивными молодыми людьми, которые сидят и работают рядом. Оказавшись же в крупной консалтинговой фирме, молодой человек быстро набирает школу общения с высокопоставленными начальниками, иногда даже чувствуя свою значимость, научается ловко жонглировать терминами любой академической сложности, и получает, в конце концов, возможность более широкого выбора для дальнейшего трудоустройства.
Причем выбор этот, по выражению многих консультантов, происходит тогда, когда его знания явно устаревают, молодой задор сходит на нет и в глазах появляется, как ее иногда называют, "метафизическая грусть", т.е. понимание того, что "здесь делать больше нечего" и пора готовит парашют для выброски.
Что касается "академиков", то долго потрудившись на ниве академической карьеры и, получая за это гроши, они, с одной стороны начинают понимать, что пора "отдавать наработанное Родине и производству", иначе есть риск, что их труды так и останутся "на бумаге", а с другой стороны, хотят увидеть, куда же, в конце концов, движется современный мир, побаиваются отстать от него. В то же время, и в этом случае, вовсе не исключен профессиональный исход "академиков" на более сытые "практические" должности, если такая возможность вдруг предоставляется.
"Консультант часто многословен, но..."
С юмором неплохо не только у консультантов, но и у консультируемых. Вот еще анекдот. Один начальник как - то встречает другого и говорит ему: "Вчера шеф подарил мне говорящую лягушку. И ты знаешь, прелюбопытное явление!". Это про консультантов.
Люди конкретного дела прекрасно понимают, что перед персоналом любой консалтинговой конторы стоит точно такая же задача, как и перед ним самим, продать как можно больше единиц своего товара за максимально высокую цену. Только если у человека "от станка" единица товара вполне измерима и имеет даже вкус, то у консультанта вовсе нет. Он владелец каких-то теорий, концепций, абстрактных взглядов и его труд может измеряться разве что количеством советов за единицу времени, которые он сумел "впарить" своему клиенту. При этом ответственность консультанта за конечный результат равняется, как правило, нулю. Исключением разве что могут служить юридические конторы и аудиторские фирмы, где есть довольно четкие критерии успешности их консультационных услуг. Остальные всегда могут сказать про своего клиента: "мы ему говорили одно, он сделал другое", "да он и не может наши идеи реализовать", "он ничего не понял, так как не образован" и т.д. и т.п.
Нередким является и факт использования консультантов совершенно в иных целях, чем оптимизация каких то бизнес-процессов в организации. Сейчас слишком многие просто плюются при одном упоминании т.н. западных консультантов, гонорары которых достигают порой астрономических размеров, а отдача от деятельности ничтожна или даже отрицательна. В качестве наглядного примера можно вспомнить, как в 1992 году тогдашний мэр Череповца Позгалев заказал небезызвестной консалтинговой фирме "Эрнст анд Янг" исследование стратегического потенциала Череповца. Помнится, эйфория была основательной, и работу исследователей оплачивали даже крупнейшие промышленные предприятия города. Когда же состоялась заключительная презентация результатов исследования, многие наши городские журналисты только открывали от удивления рот: "Мы что не знали, что Череповец находится между Москвой и Санкт-Петербургом?!" Спрашивается - зачем заказывали исследование? Ответ - из соображений престижа!
И все же, консультанты очень часто настоящая находка для того или иного предпринимателя или менеджера. Иначе бы этот бизнес увял совсем, а он, тем не менее, живет и умирать не собирается. Организациям нужен свежий, "незамыленный" взгляд на себя, новые идеи, концепции, подходы, неангажированность консультантов во внутреннем раскладе сил и войнах различных кланов внутри предприятия. Немалую роль играет и относительная экономическая выгода использования консультанта. Консультант - это "работник на час": пришел, отработал, ушел и можно о нем на время забыть, не думать о его самочувствии или получаемым им социальных благах.
При чем модели отношений, которые выстраивают организации в своих отношениях с консультантами, могут быть самыми разнообразными. В одних случаях их даже приглашают работать на постоянной основе, но с теми же функциями - консультировать. В других создают т.н. "пулы", или "проектно-исследователские группы", когда для решения той или иной задачи привлекают внутренних работников и консультантов со стороны, которые этими работниками, т.с., концептуально руководят и следят, чтобы те не растворились "в текучке", которая так характерна для деятельности любой коммерческой или административной организации. Консультанты в любых случаях играют роль катализатора, изменяющего и ускоряющего течение всех процессов внутри организации. В идеале, в нужную сторону.
"Любите ли вы Пушкина, как люблю его я?"
Если вы знакомы с людьми, сходящими с ума от поэтов и поэзии и сами, тихими, долгими вечерами и ночами "крапающие" стишки, то, наверное, знаете: где бы эти люди ни работали и чем бы они ни занимались, подобное пристрасти - это навсегда. При чем, лишь жалкое меньшинство из них станет когда-то профессиональными поэтами или заработает на этом деле хотя бы копейку. Но к чистому листку бумаги (или монитору компьютера) и к перу (в современном случае - клавиатуре) они будут тянуться всю жизнь, и на подобное занятие никогда не будут жалеть времени.
Консультационная деятельность, хотя она и более приземлена, но тоже сродни поэзии. Ведь самым "заразным" ее элементом является именно "буйство чувств", понимание того, что ты "на волне", "на гребне", что то, чем ты занимаешься - это тоже своеобразный "прорыв в будущее", или как говорил в свои лучшие годы старина Маяковский - "езда в незнаемое".
Уже стал достоянием широкой общественности тот факт, что консультант, устроившись на постоянное место работы и "выйдя", так сказать, "на пенсию", время от время "балуется" и возвращается к тому, чем занимался когда-то, т.е. к консультированию, которое, видимо, есть для него своя "незаживающая рана".
Вот, кстати, как об этом явлении интересно говорит известный в России консультант, профессор В. Дудченко:
"За последние 10 лет около 30 человек из моих сотрудников и учеников ушли из консалтинга в бизнес к бывшим клиентам. Практически все эти бывшие консультанты довольно сильно деградировали в интеллектуальном плане и, уж наверняка, перестали быть консультантами. Сознание их сузилось, они стали менее интересны как личности. Все мои бывшие коллеги сильно страдают по этому поводу (они ведь умные люди), у них развилась болезнь, называемая "метафизической тоской". Большинство из них мечтают вернуться в профессиональный консалтинг ("тогда было интересно жить") и предлагают мне создать консалтинговую фирму, где и они были бы учредителями-собственниками.
Недавно я взял одного из них на инновационный стратегический семинар с командой клиента. В конце семинара он с горечью сказал: "Я понял, что никогда не смогу быть консультантом". И это естественно: человек, предавший себя, всю оставшуюся жизнь бродит по миру ("ваяется где-то в мире") и собирает осколки своей души".
Понятно, что карьера консультанта может предполагать различные тактические ходы и, даже войдя в структуру той или иной организации или предприятия, занимающегося выпуском конкретных продуктов, можно только укрепить себя в выбранном пути, избавиться от комплекса нереализованного совета и, получив опыт, который не приносят чисто умозрительные занятия. Но, тем не менее, вот и Дудченко говорит, мол: "Ушел их профессии, предал ее, вот и мучайся всю оставшуюся жизнь!"