Аннотация: Психологический анализ поведения героев фильма Рона Ховарда "Игры разума" ("Buiteful mind")
Психологический анализ поведения героев фильма Рона Ховарда "Игры разума" ("Buiteful mind")
Не так давно увиденный мною фильм Рона Ховарда "Игры разума" с Расселом Кроу в роли главного героя - страдающего параноидальной формой шизофрении профессора - математика, создателя теории игр Джона Нэша, заставил взяться за перо.
Я понимаю, шума вокруг этого "оскараносного" шедевра наделано уже настолько много, что сказать что-то новое, нетривиальное в этом случае представляется очень непростым делом. Но у нас есть точка опора - разрабатываемый нами маркетинговый (ресурсный) психологический подход к личности, который, однозначно дает возможность увидеть происходящее с героями фильма Говарда в несколько ином свете, чем это видят все остальные его критики. В конце концов, не мешает проверить, как формируемая нами теория может быть использована для отражения сложнейших внутренних переживаний и внешних коллизий отнюдь нетрафаретного, гениального человека.
Итак, начнем с того, что с первых кадров этого произведения искусства перед нами предстает чрезвычайно честолюбивый и фиксированный на достижение высочайшего научного результата молодой человек. В отличие от остальных, вероятно больше всего ориентированных на традиционную карьеру однокашников, во время сориентировавшихся в конъюнктуре социальных и научных отношений консервативного Принстонского университета, у него долгое время не получается самое главное - он не может сформулировать сильную идею, которая бы коренным образом решала проблему его собственной научной состоятельности и выводила бы на первые позиции в амбициозном и полном снобизма сообществе ученых - математиков.
В рамках маркетинговой теории его внутреннюю ситуацию можно описать следующим образом: у него есть довольно четкое представление о "покупателе", которому он бы хотел продать свой "товар" (высоколобое научное и околонаучное мировое сообщество), есть поглощающая его целиком и плохо объяснимая в контексте фильма страсть "продать" этот товар любой ценой, но нет самого "товара", усилия по "производству" которого явно стоят ему сверхогромных физиологический усилий и не просто подтачивают, а подрывают его психическое здоровье.
Трудно без явных свидетельств объяснить такую сверхмотивированность усилий Нэша, но в содержании фильма, в его разговоре якобы с его "другом-гуманитарием" мельком проскальзывает идея о том, что "виной" всему социальное происхождение героя и его фанатичное желание исправить свое несправедливое статусное положение в американском обществе. Из этого эпизода можно судить, что Джон Нэш до начала обозначенных событий типичный прототип рассуждений знаменитого психолога Адлера о сверхкомпенсируемой неполноценной личности.
Однако, Нэшу, ценой неимоверных усилий удается пробить стену холодного отчуждения и насмешек вокруг его фигуры. Цена эта - зарождение болезни, появление сумасшествия, выразившееся, в частности, в появлении в комнате, в которой он проживал несуществующего в реальности фантома - некоего студента - гуманитария, отличающегося явно нонконформисткими формами мышления и поведения. "Получив" в рамках нашей терминологии остро необходимый ему "ресурс - уникальное ноу-хау" и, выйдя, таким весьма экзотическим способом из ограничивающих его мышление и поведения социальных барьеров, принятых в Принстоне и обществе в целом, стандартов мышления и поведения (в наших терминах "ценностей организационной культуры"), Самое ценное в том, что необходимый Нэшу промежуточный результат был получен, а самое удивительное, что он еще и был по достоинству оценен принстонской профессурой, которая, по всей видимости, могла оценить "продукт" своего питомца, но абсолютно не была в состоянии помочь своему сверхмотивированному студенту создать социально приемлемые и психофизиологически не экстремальные технологии получения гениальной идеи и ее реализации. Это для нас, кстати, весьма удивительное обстоятельства, так как обычно принципиально новых идей и людей подобная социальная среда не принимает. Значит, не таким уж гениальным открытием стала работа Нэша?!
Следующий шаг к "продаже" своего основного продукта - кратковременная (по фильму) работа на структуры Пентагона, сочетающееся с огромным желанием Нэша быть полезным Родине. Заметим, что здесь, в очередной экстремально переживаемой ученым психологической личной значимой ситуации "продажи" своего промежуточного, не доведенного до ума "продукта", появляется очередной, радикально отличающийся от более менее человеческого образа первого второй, "заточенный" под Джеймса Бонда фантом. В наших терминах, напомним, очередной "уникальный ресурс - ноу-хау" Нэша. Каков коммуникационный стратегический смысл его появления здесь? На мой взгляд, этот "ресурс" символически закреплял внутренний психологический статус Нэша, как человека "нужного родине", человека "мессианского" масштаба. В терминах маркетингового психологического подхода к личности он переформулировал и закреплял новую психологическую "миссию" Нэша и менял основную стратегию: вместо научной карьеры и научных "продаж" ему предлагалась "карьера военного" и "продажи" достижений своей личности на патриотическом "военном рынке". При этом "оплата" его трудов, осуществлялась не где-то "там и тогда", а "здесь и сейчас", - т.е. не как обычно делается в научном, идеальном мире, но в мире реальном, прагматичном. И движимый желанием быть востребованным со своим еще "недоработанным продуктом" Нэш "покупается" и совершенно теряет свою собственную социальность, превращаясь в самого настоящего монстра, не сертифицированный обществом "товар" которого просто опасен для окружающих. Здесь, между прочим, нам очень вспоминается гениальный советский психолог А. Леонтьев - старший со своей теорией деятельности и в частности его объяснением динамики перехода мотива деятельности на ее цель. Мотив деятельности Нэша - признание окружающих вдруг стал его целью, заменив до этого существовавшую цель - "гениальный научный результат", а место нового мотива деятельности заняло неимоверно сильное желание "послужить Родине" в борьбе с русскими шпионами.
Тут надо немного остановиться и вернуться к появлению в окружении Нэша женщины - его супруги Алисии (актриса Конноли). Ее поведение мы, в рамках маркетингового психологического подхода, можем охарактеризовать, как "поиск" необходимого ей "товара" в виде гениального мужичны на специфическом научном "брачном рынке" и его "покупка", путем "оплаты" так необходимых Нэшу чеков "социальной адекватности". Ей нужен был гениальный мужик, собственный вложения в которого могли ей принести (и, черт побери, принесли!) ей необходимые личностные "дивиденды". И она "вложилась", рискнула, обрекая себя тем самым на весьма тяжелые времена, когда "разработчик" его, не желая остаться ни с чем, весьма своеобразно "опробовал" его на всех окружающих, превратив дом супругов Нэш в настоящий опытно - производственный полигон.
Еще один интересный момент - появление в окружении Нэша нового фантома - маленькой племянницы "друга - студента" Марти. Смысл ее существования в больном сознании Нэша сразу не совсем понятен. Поразмышляв над этим, мы решили, что он несет, между прочим, двойную "ресурсную" нагрузку. С одной стороны он подчеркивает эффективность научного существования Нэша - детскость, непосредственность его восприятия окружающего мира, снимающее все условности мира взрослых. А с другой стороны в непосредственном эмоциональном принятии грубого и неотесанного Нэша таким, каким он и являлся в социальном мире - грубым и неотесанным мужланом, без требований каких-то обязательных социальных достижений, которого, без всяких сомнений ждала от него его супруга Алисия. Таким образом, на халяву, Нэш получил еще один "уникальный ресурс" - безусловную эмоциональную поддержку собственной личности, которую не мог, между прочим, предоставить ему хваленный американский образ жизни и его ближайшее окружение.
"Военная служба" окончательно подорвала силы Нэша и привела его к смирительной рубашке сумасшедшего дома, окончательно доказав даже ему, что "армейская карьера" - явно не его стихия - по сравнению с "наукой" личностные потери там слишком несопоставимы и "товар" продается слишком большой ценой. Интересно, что в фильме показана вся ограниченность существовавшего тогда (да и сейчас!) психиатрического мышления. Не понимая механизмов психологического функционирования нашего героя, его желание создать "сверподукт" и "послужить Родине", с помощью варварских методов лечения медики, как и в другом знаковом фильме "Пролетая над гнездом кукушки" превращают гениального человека в абсолютное ничто, в обычного опустившегося обывателя, которому собственная жена не может доверить даже переговоры с мусорщиком. Я бы даже набрался наглости и сказал, что таким образом руками медиков с Нэшом расправились его "конкуренты". Например, тот его коллега, который сделал деловую карьеру в Принстоне и, как я понял из содержания фильма, встал у руля математического факультета.
Нэша возвращают домой, но по мере проживания им состояния типичного "безработного" он потихоньку выздоравливает и снова берется за свой "проект". Жена вроде бы мешает, "Джэймс Бонд" требует от Нэша ее убить, а он ее не убивает, а даже пытается защитить. Почему? Объясняем. Сильно засомневавшийся в успехе своей "военной карьеры" Нэш внутренне сознавал, что единственной ниточкой, связывающей его с линией реализации себя и продажи своего "продукта", но уже на более привычном ему "научном рынке" является его жена Алисия. Она, извините, выходила замуж не за мусорщика, а за гения и, хотела получить от него некоторые результаты ("дивиденды") и для себя. Возвращение придурковатого "муженька" на "рынок научных личностей" вполне вписывалось в ее личную "стратегическую маркетинговую программу". Вот почему, грубо говоря, "дезертир" Нэш свою вторую половину тут же прямо и не "грохнул". Отметим так же, что во время очередного кризиса и интенсивного "обсуждения - совещания" с фантомами сложившейся критической ситуации "на рынках" у него заработал и еще один социальный ресурс - профессиональное логическое мышление математика. "Как это так, - наверное, подумал он на пике психоза, - ведь маленькая Марти, с которой он не встречался уже много лет, не выросла ни на сантиметр! Это не есть good!!!"
Это был шаг вперед, выход из кризиса внутреннего хаоса к социальности. Алисия - его "компаньон по бизнесу" и, видимо, уже "продюсер проекта" тут же сразу смекнула, что еще не все потеряно и, извиняюсь за выражение, "послала всех медиков и психиатров" куда подальше, сообразив, что "будет и на нашей улице праздник". Поверила в очередной раз в осуществимость казавшейся безумной затеи главного "генератора идей" в этой весьма любопытной "веселой семейке - целом акционерном обществе". И ведь не прогадала!
Дальше, по фильму, следует феерическое возвращение блудного сына в родные Принстонские пенаты, где он, смирив гордыню, сначала отказывается от услуг старого "друга-студента", предлагающего ему сказать своему более успешному в социальном плане коллеге, что он "гений", а затем от услуг "шпиона" ("Извини, военная служба мне явно не подходит!") и Марти ("Ты добрая девочка, но совсем не понимаешь, что во взрослом мире надо жить иначе и побольше притворяться!"). Заметим, также, что ценой его возвращения в университет и дальнейшего нудного "дорабатывания продукта" бурной молодости до социально приемлемого результата, было включение в качестве "акционера" бизнес - проекта "гений Джон Нэш" его протеже - бывшего однокашника, а ныне декана факультета. Тот своим трезвым прагматичным умом, понял, что Нэш, как потенциальный "товар" не так плох для последующей "продажи", как думали окружающие, а с другой стороны такие странноватые придурки совсем не такой уж плохой "актив" для известного в мире университета. Возможно, он еще подумал тогда: "Не плохо бы для нашего университета заиметь не одного, а двоих-троих, или даже десяток, таких как Джон Нэш". А также вот еще это: "Вернув этого придурка в университет, я получу верного и полностью зависимого от меня человека, с которого я "на халяву" сделаю неплохие "деньги"!"
Ярким свидетельством того, что он прав, явилось медленная, но верная "социализация" Нэша, его возвращение в полный механических человекообразных существ социальный мир. Когда Нэш нашел в лице вполне карьеристки устремленных студентов Принстона благодарных слушателей и последователей, декан на радостях сбегал за женой Нэша и наглядно продемонстрировал ей, что дела у их "компаний" движутся в нужную сторону и: "Потерпи еще маленько, и наши с тобой нехилые дивиденды не заставят себя ждать".
И ведь оказался прав, чертяка, еще раз доказав всем, что "вложения" в так называемых "венчурных личностей", могут обернуться настоящим золотым дождем для "личностных инвесторов". Ведь на рынке личностей "венчуры", что лет 100 назад, что сейчас - никогда не пользовались особым спросом, так как "риски вложений" были слишком велики. Но наши "акционеры" вложились и за совсем небольшую сумму (хотя, как сказать, ведь Алисия могла потерять жизнь!) получили явные "сверхдоходы".
"Сверхдоход" появился перед носом Джона Нэша в виде представителя так называемого Нобелевского комитета. Очень "богатенький покупатель" долго в "столовке" Принстонского университета присматривался к тому не "испортился" ли "продукт" за долгие годы пребывания внутри собственного сумасшедшего мира, и добавил к нему несколько нужных для окончательной "продажи" мировому истэблишменту штрихов, сделав экспертное заключение, что в таком виде "товар" уже вполне готов!
Другие выдающиеся личности, ученые, находившиеся рядом с ними, и, в нашей терминологии, видимо "конкуренты", поняли, наконец, что "теоретик игр" Джон Нэш в этой "биржевой игре" окончательно их обскакал, начали стихийно валить на его чайный столик жезла своего былого мужского могущества - паркеровские ручки. А зачем, в действительности, они теперь им были нужны? В свое время они не рискнули погрузиться в сумасшествие, как Нэш, и теперь, выражаясь русским языком, просто "сливали воду" - рискнувший, поставивший на кон больше всех Нэш, снял в этой игре весь куш!
Впрочем, как сказать! Не будем забывать и об "акционерах"!!!
На вручении Нэшу Нобелевской премии в зале для почетных гостей "засветилась" только одна из них - супруга Алисия. Она, прямо скажем, светилась от счастья - ее программа и ее риски полностью оправдали себя. А кто не рискует тот не пьет шампанское вместе со своим мужем - лауреатом Нобелевской премии. И ее "конкурентки" в этом случае тоже отдыхают и могут только попрекать своих рациональных, но недальновидных муженьков - ученых, что те их надежд совсем не оправдали! И поделом им - американская мечта, даже таким превратным образом, поставив жизнь десятков людей с ног на голову, доказала, что она все равно непобедима. Главное - успех, а цена для личности может быть абсолютно любая. Да, вы спросите, а что получил другой "акционер" - декан математического факультета? Боже, насколько вы наивны. Таким людям "деньги" платят не Нобелевские комитета, а "продавцы" покруче!
А что же фантомы? В конце фильма мы видим их чрезвычайно грустные физиономии. Они стоят поодаль от торжествующих супругов Нэш и абсолютно не знают, что делать и как жить теперь. Поработав в "компании" Нэша и верой - правдой "послужив" ему на самых грязных и неблагодарных "должностных позициях" они выбрасываются им на улицу. Они больше не нужны. И абсолютно здоровый теперь Нэш, даже не поблагодарив их за честно "оказываемые услуги", видимо, идет на съемочную площадку, чтобы растрезвонить о своем успехе всему миру. Один "проект Нэш" закончился, начался проект "Нэш-2", который, как мы думаем, будет иметь еще более счастливый конец. Ведь тяжело человеку дается только "первоначальный капитал". А дальше "полученные деньги делают другие деньги". Как там у старика Маркса?