Новый год на носу. В ВУЗах любой формы собственности начался "Великий чэйндж" - студенты начинают лихо сдавать курсовые, зачеты и первые экзамены, преподы, так же лихо и со вкусом их принимать. В череповецкой сети Интернет уже опубликованы неофициальные расценки стоимости услуг некоторых весьма известных в узких студенческих и преподавательских кругах заслуженных деятелей педагогической науки. А как же - рядовой студент должен знать кто почем! Расценки, надо сказать, мизерные, но со студентов чего возьмешь, когда и 100 рублей для них деньги. Впрочем, нет данных "по второму высшему" и, особенно, в коммерческих вузах - а сколько там нынче "дают" и "берут"? Информация, увы, запаздывает. Народ там тертый, козырять размерами "подарков" не любит и все свои проблемы, в основном, решает в глубокой тайне и тишине.
Сказать, что "мелкая коррупция" разъедает стены российских и череповецких вузов, наверное, будет большим преувеличением. Но с другой стороны, что есть, то есть. Сама система выстроена так, что подталкивает обе стороны поскорее и повеселее "смазывать" все нужные и ненужные вопросы. Оценка или зачет - это порой единственная котируемая на данном рынке валюта, которой в безграничной мере обладает преподаватель. Почему бы, тогда, в нужный момент не пустить ее в ход? Но, если брать по крупному, виной всему, конечно же, отсутствие больших и серьезных целей у той и другой стороны, а также эффективной и реальной системы их осуществления. Нет процесса движения к заветной мечте. А раз его нет, то есть ежегодный "кругооборот веществ в природе" - система мелких поблажек со стороны "преподов" в ответ на такие же небольшие, но приятные услуги и внимание студентов.
Искать ответ на вопрос - кто виноват во всем этом, пожалуй, бессмысленно. Ответ ясен - и те, и другие. Еще шире - виновата формальная система обучения, которая на 90 процентов работает вхолостую только потому, что не учитывает в движении своих "лопастей" такого тонкого момента как личность студента и преподавателя, а также ограниченность, дефицитность психологических ресурсов. "Советский вуз, - сказал как-то один мудрец, - это трамвай, набитый студентами как бочка с селедкой. Кому повезет, тот доедет до конца. Кому нет - спрыгнет или будет выброшен по ходу движения. Для полноценной личностной самореализации там никаких возможностей нет". Я с ним не согласен, но толика правды в этом высказывании безусловно есть. Зайдите, например, в любое здание ЧГУ и только по внешнему виду его стен, аудиторий, туалетов, парт сделайте правильный диагноз - любят ли сюда приходящие свою "альмаматерь". Наверное, не очень, раз изо всех углов так и несет оторванностью людей друг от друга и отчуждением даже от самого процесса образования.
Со стороны людей не очень привязанных к процессу получения высшего образования, студенты, наверное, выглядят такими "зайками", невинными зверюшками, которых обижают злые дяди и тети - преподаватели. Зайдите на студенческие форумы в Интернет - по высказываниям "стьюдентов" о своих вузах и преподавателях можно подумать, что все они добровольно пребывают в застенках гестапо. И вариант выжить у них только одни - точно определить какой следователь гестапо... пардон, преподаватель вуза добрый, а какой злой. Мучаются, мол, невинные заключенные.
С одной стороны - все так. Формальное образование, наверняка, отнимает у молодого человека частицу его здоровья и приближает его перемещение в мир иной. Однако, студенты, это, вообще-то, вовсе не зайки, а довольно хитрые, хотя и местами весьма наивные, манипуляторы, врушки и рэкетиры. Вот, с ходу, вспомнил проведение практики по маркетингу в одной из групп ЧГУ. Мы замеряли популярность местных СМИ, была составлена анкета, студенты отправлены "в поле". Состоялось общее собрание по итогам, где результаты исследований были студентами изложены и обобщены. Казалось бы, жить и радоваться, ан нет. Когда я стал работать с анкетами самостоятельно, понял, что, чуть ли не наполовину, все они - наглый и циничный подлог. Можете ли вы, например, представить, что весьма немаленькую анкету 26 человек заполнили совершенно одинаковым образом? Я - нет. А наши студенты таких людей с легкостью, естественно, отыскали. И не без приятных моментов. Ведущая практики все равно, из жалости, поставила этим засранцам положительную оценку. Врите дальше!
- А что ты от них хотел, - сказал мне мой более опытный коллега "по цеху", - студент это такой человек, которому, самое главное, это "сдать, спихнуть, сбросить". Абы что и как угодно.
Он - прав, не находите.
Буквально вчера я сам стал объектом нападения кровожадных студентов манипуляторов и рэкетиров. Я, сам себя считаю человеком творческим (может, и ошибаюсь) и решил затеять, кстати, и "по просьбам трудящихся", творческий конкурс по своему предмету в виде экзамена. Причем, заранее было обговорено, что последние в этом конкурсе пятерок не получат. Только что контракт между мною и студентами не был заключен.
Ладно. Конкурс пошел на ура, а в одном из его разделов по коммуникациям в управленческом цикле, под названием "Снимается кино", ребятишки вообще выложились по полной программе - чуть ли не настоящее кино сняли, с шикарными типажами, интерьерами, атрибутами. Я их такими и не видел никогда!
Но настал "судный час". Три четверти получивших "пять" меня чуть не облизали и смылись в темноте наступавшей ночи (сидели почти 6 часов!). А что стало с оставшимися - не пером описать, не словом рассказать.
- Я обладательница стипендии Березовского - Гусинского-о-о-о, - заголосила одна кандидатка на более высокий балл. - Мне нельзя ста-а-а-вить четверку (Это почему же? Мои друзья Билл Гейтс и Сорос, но я же не вымогаю повышенную зарплату у ректора только на основании этого?! И.В.). А-а-а-а-а!
- Я ходил-а-а-а, паха-ала-а-а, ни одного-о-о занятия не пропуска-а-а-ала-а-а. - запричитала другая. Ну и что? У нас уже, что ли, можно вообще занятия не посещать? А те, кто их посещает, видать все запоминают и впитывают один к одному. Что-то сомневаюсь! - А-а-а-а!
- Ну что вам, жалко-о-о, что ли? - захныкала третья. Да нет, мне вообще наплевать. Но не надо вуз в цирк превращать. Знают едва на "треху", обливают тот же ЧГУ почем свет стоит, а сами же и вымогают "пятерки". - О-о-о-о!
- Вы не объективны! - закудахтала четвертая. Угу! Совершенно верно, только все наоборот! - Квах-квах-квах-квах!
- Да поставьте же человеку пять! Вы что - изверг? - нашлась и группа поддержки. -
Да нет, я не изверг. А вообще-то, гуманист. Пошел им навстречу чуть ли не по всем вопросам и все равно стал человеком на букву "М". - У-у-у-у!
- А что четверка уже плохая отметка? - спросил я их, вспоминая свои "бои" пятнадцатилетней - двадцатилетней давности.
- Да! - хором и на редкость дружно ответил обиженные. Из чего можно было заключить, что совести и адекватности к пятому курсу у них не осталось ни на грош.
Замечу, в скобках, что мальчики - "четверошники" при этом молчали, высказавшись, правда, что: "Мы дискриминируемая часть группы!", а за пять минут противостояния с "рэкетирами" я мигом потерял все свои "очки" популярности за всю предыдущую деятельность. Холодный, жестокий взгляд заплаканных глаз, губы трясутся мелкой дрожью и полны ненавистью к "убийце малолетних". По всему видно, что если бы была их воля, то не миновать мне сегодня "газовой камеры".
Но с "манипуляторами" есть одно надежное средство:
- Приходите на экзамен. Не нравится четверка, постарайтесь ответит на "три"!