Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Нашествие на ћнашествиеЋ, или Вудсток по-нашенски

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Крупнейший рок - фестиваль в России как оригинальная коммуникативная модель взаимоотношений ћкислотныхЋ российских тинэйджеров и их рок-идолов

   Буквально позавчера из Раменского, что в Подмосковье со ставшим уже традиционным, третьего фестиваля рок - музыки "Нашествие" возвратилась не такая уж и многочисленная группа череповецких любителей этого жанра, представленная в основном
  очень молодыми людьми. Их полученные впечатления от этого мероприятия, прямо скажем, достаточно противоречивы, но общее, что отмечают почти все, - это огромная, наряду с полученным мощным энергетическим зарядом, усталость и некоторое смешение и смятение чувств: получили многое, но того, что ожидали, во общем - то не получили. Мероприятие, по их оценкам, больше напоминало плохо организованный шабаш, чем по армейский строгий, традиционный смотр строя и песен среди прославленных (Zemfira, "Ария", "Аквариум", "Пикник", "Ленинград", БИ-2, "Мумий Тролль", "Король и Шут") и начинающих рок-н-рольщиков, призванное стать высшим моментом единения музыкантов этого направления и их фанатов, а также социальным механизмом преемственности представителей самого экстремального музыкального жанра и его последовательного движения в некоем, естественно условном, общем направлении
  - Если бы я не купил билет в VIP - зону, огороженную от остальной беснующейся толпы, можно было бы считать, что выходные дни были бы потрачены мною напрасно. - заявляет один из череповецких участников поездки. - Любимых музыкантов лучше слушать на их сольных концертах.
   Самое мощное впечатление о фестивале, которое донеслось до нас по самым разнообразным информационным каналам - это невероятное для относительно молодого фестиваля количество собравшихся на ипподроме в Раменском зрителей. По разным оценкам зрительская аудитория составила от 150000 до 320000 человек, т.е. весь Череповец и вся Вологда запросто могли разместиться там. По этому весомому для слишком многих людей показателю едва выпестованное "Нашествие" далеко переплюнуло существующий уже больше тридцати лет Грушинский фестиваль авторской песни, который к своей, присущей ему сейчас масштабности, трудно и тяжело шел много и много лет. При чем по всем оценкам участников фестиваля и СМИ, преобладающим контингентом на празднике русского рок-н-ролла были в основном так называемые "кислотные" подростки - молодые люди с соответствующим уровнем интеллектуального развития, кругозором, не очень воспитанные и с многочисленными вредными привычками. Например, один из авторов "Коммерсанта" одну из своих заметок, посвященных "Нашествию", ядовито назвал "Надо суметь собрать столько уродов в одном месте" и очень живо описал никак не красящие нашу молодежь комсомольского возраста некоторые бытовые моменты их фестивальной жизни. Вот, например:
  "Палатки (на фестивале И.В.) были установлены впритык друг к другу. В них пили, спали, обнимались и целовались взасос, выясняли отношения. Правда, край не переступали - ждали наступления ночи. В воздухе стоял запах травки и не менее устойчивая завеса мата со связующими его редкими нетабуированными словами. Чемпионами в этом виде словесного спорта были девушки".
   Или вот еще:
  "Молоденькие милиционеры в палаточный лагерь не заходили. Они сидели на внутренних обочинах бывшего когда-то знаменитым на всю страну бегового круга ипподрома, и их глаза медленно наливались свинцовой ненавистью к происходящему. Тем не менее, одно место, которое их объединяло с толпой, в зоне было - бетонный забор, под которым ходили облегчаться как жители палаток, так и стражи порядка. Причем некоторые барышни, не стесняясь, со смешками присаживались к справляющему большую нужду мужскому полу". Как говориться, no comments!
   По всем откликам, раменский фестиваль довольно бойко приобретает статус весьма выгодного коммерческого мероприятия и примирения, когда-то в 80-е фрондирующей граждан СССР "рокерской тусы" с ее новым положением в новых политических и социально-экономических условиях. Впрочем, уже не они сегодня "рулят" во главе движения, а куда как менее интеллектуальные группы типа "Король и Шут" и "Ленинград", который из общего характерного для "рок-н-рольщиков" нонконформизма оставил только выжимку в виде летящего со сцены мата. Что же делать, новому времени - свои герои!
   Однако у бешенного успеха "Нашествия" среди тинэйджеров России и Ближнего Зарубежья и их чуть более старших товарищей должно же быть свое научное объяснение. Как это так - не было, не было, и вдруг тебе раз - 200000 на одной поляне разом собралось?! Предположу, что такой колоссальный успех мероприятия кроется, однако, не в особой популярности рок-н-ролла у современной молодежи, а в грамотно организованной коммуникативной модели с рок - идолами, которую предложили "отвязным" по жизни подросткам огранизаторы "Русского Вудстока".
   Во - первых, заметим грамотное использование организаторами своих ключевых коммуникаторов для общения с потенциальной аудиторией фестиваля. Я просматривал у в Интернет массу интервью со "звездами" до начала "Нашествия" и почти во всех из них звучали вопросы об их участии в фестивале и благожелательные ответы музыкантов по этому поводу: "Надо ехать!", "Мы обязательно приедем!" и т.д. и т.п. Теперь, задним умом, я предполагаю, что все это было отнюдь не случайно.
   Во - вторых, идеологами и организаторами в пространство взаимоотношений между музыкантами и подростками мастерски был включен так называемый психологами - лингвистами механизм возвратной коммуникации, т.е. перевод уже известного всем "до чертиков" явления в новый пространственно-временной и социально-психологический контекст. Земфиру, Лагутенко, БГ все итак видели и слышали. Но погружение их звездного образа и раскрученных до межгалактических высот песен в атмосферу огромной человеческой толпы, тут же спящей, жующей и внимающей идолам, вызывает новый прилив интереса к ним, страстное желание услышать уже слышанное, но в новых, необычных условиях. Поэтому, кстати, я думаю, и не идут вверх, после участия в этом фестивале новые группы и новые имена. Старики со своими хитами нивелируют все остальное до уровня фона, простого и даже утомительного шума. Было, например, много свидетельств, что ряд групп просто просили побыстрее удалиться со сцены - возвратная коммуникация не работает, за ними ничего знакомого не стоит!
   В- третих, успех мероприятия основан на совпадении основных смысловых кодов исполнителей и слушателей, то бишь подростков. Если некий Дельфин выходит на сцену в сопровождении своего гитариста в костюме Евы, да еще и шустро бегающего по сцене "туда - сюда", то это вполне в духе подростковых идеалов трудных детей из группы риска. Кому из них, например, не хочется показать свое основное сокровище кому-нибудь из своих учителей в школе? Побаиваются все же. А здесь, нате вам, люди совсем без комплексов!
   Четко понял, как я уже понял, запросы публики и "пенсионер рока" г-н Гарик Сукачев, в конце своего выступления с группой "Ленинград" выбросивший на растерзание фанатам свой "бубен" на котором выколачивал забойный ритм. Как видим, и через двадцать лет здесь господствует все та же магия между запросами зрителей и исполнителями их удовлетворяющими.
   В - четвертых, отмети огромную роль символики, притягивающей взоры потенциальных членов этого сообщества: атрибутики рока (кожа, цепи, пассы со сцены и из толпы, массовые камлания, флаги, портреты кумиров, татуировка, пиво, наконец!) было просто море и она активно продавалась и там, и там. Нетрудно предположить, где она оказалась после окончания фестиваля и скольким пока еще непосвященным она застит глаза.
   В - пятых, мы отметим резкое противопоставление неформальной атмосферы, ауры праздника, тому, что эти молодые люди видят в реальности. Здесь праздник, а там... А там "скука и отстой". На этом противопоставлении скучному серому миру обыденной жизни выстраивается и вся мотивационная основа поведения участвующих в "Нашествии". Девиз фестиваля, между прочим, звучал так: "Главное событие лета". Не больше, не меньше для ищущей приключений молодой души! Для дошлых коммерсантов мелочей, как известно, нет... Ну, и, наконец, что мы должны отметить в конце - это то, что повсеместно "Нашествие" во время подготовки к нему, во время проведения и даже после, сравнивалось с уже отработанным, апробированным в музыкантском мире архетепическом сюжете - Вудстокским рок-фестивалем рассерженных молодых людей. В эту канву, для поддержания респектабельности, апеллирующей к серьезному миру людей власти, знающих, что такое Вудсток, но не знающих, что такое "Нашествие" и группа "Король и Шут", скорее всего и привлекли специально помытых и причесанных по этому поводу респектабельных старичков, типа БГ. Мол, наш Вудсток, это не только "оторванная" толпа подростков -это уже феномен культуры и истории, - никак не меньше!. Ах, милые хитрецы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"