Игнат и Александра
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
ИГНАТ и АЛЕКСАНДРА Игорь Свиридов
Литературный сценарий
Вступление, которое в дальнейшем станет прощальным монологом Игната перед тем как он снова вернется на войну:
Теперь,
когда прошло много лет, меня иногда спрашивают: что я могу рассказать о себе?
Я теряюсь и, вопреки моим убеждениям всерьез задумываюсь. То есть я хочу именно это сказать, что не люблю всерьез думать, а скорее предпочитаю некую игру мысли и даже некоторое словоблудие, нежели конкретные утверждения и ясность мысли. Так, мне кажется, намного проще жить, вместо того, чтобы разгребать каменные изделия мозга. То есть яснее и проще думать так, как нравится и не беспокоиться об отношении окружающих.
За множество лет скитаний по бесконечным лабиринтам жизни и безответственного отношения к своим обязанностям я как-то растворился в той призрачной и мутной водице, называемой жизнью.
Я знаю, что если вдруг исчезну каким-нибудь самым простым способом, затеряюсь в пустыне или лабиринте города, все равно, то никто даже не вспомнит обо мне. Мое имя исчезнет из всех картотек, списков так же незаметно и тихо, как и появилось там. И я счастлив, что вовремя понял это - теперь меня никаким образом не вытащить из моего собственного мирка.
Было ли у вас такое? - вы идете по улице точно так же как шли вчера, по той же самой улице и рядом с теми же домами, но вчера встретившийся прохожий или знакомый спросил у вас что-то важное или просто кто-то улыбнулся - и вы уже чувствуете, что важны и нужны кому-то, внутренне поднимаетесь от собственного самообмана, а сегодня никто и ничто не замечает вас, и вы потерялись, растворились в этом мире, и тут же - плачевные мысли, тревога. Так стоит ли эта суета хоть немного вашего внимания?
Последним человеком, заботу и внимание которого я чувствовал на себе всегда и везде, была моя мать.
Но теперь она умерла.
То есть умерла не в физическом смысле, что ее закопали в землю, а она просто исчезла из моей жизни. Я уж не знаю, что там такое случилось в этой самой жизни, но мать исчезла для меня навсегда. И это новое состояние не так просто было понять. Ведь я даже никогда не ругался со своей матерью. Ни с ее, ни с моей стороны - ни малейшего упрека. Мы с ней почти никогда не ссорились, так по пустякам. И, признаюсь, я так и не понял - в какой момент это произошло, какой повод появился у нее, чтобы вот так исчезнуть?
Уже намного позже того, как это случилось, мне сообщили по месту моей службы, что надо выехать на похороны. Но куда? На извещении обратного адреса не было - так было принято в нашем ведомстве. А найти за три дня в огромной стране даже живого человека невозможно.
Дело в том, что она исчезла из нашего родного города. Нашла себе какого-то сожителя, как потом мне рассказали соседи, и уехала с ним.
А еще я боялся в тот момент возвращаться в Россию, так как за пять лет отвык от жизни в России и совсем не понимал происходящего в ней.
А еще я помнил свою жену. Хотя она и ушла от меня. Она очень походила на мою мать. Но она, как сейчас говорят, сменила ориентацию. И тут уже ничего не поделать. И все же я пришел к ней в тот вечер...Но об этом позже.
Теперь о том времени вспоминается совсем по-другому.
Мне почему-то представлялось:
Берег реки или озера. На другом берегу контуры небольшого городка с возвышающимися куполами церквей. На этом берегу - старая деревянная лодка, наполненная водой, однако, привязанная к деревянному пирсу металлической цепью.
А сам я в этот момент сидел в гостинице. Гостинице европейского города.
И за окном шел дождь.
Мысли мои путались, и легкий холодок пронизывал тело, какой бывает, когда где-то внутри становится страшно. Хотя в армии я перестал бояться смерти. Но, впрочем, это другой страх. Страх не перед смертью, а перед неизвестностью.
В дверь постучали. Я пригласил войти.
--
Come on.
В номер вошла горничная и на плохом английском предложила мне кофе и булочку.
--
Please, ser .Coffee and bun.
В руках у горничной-полячки был поднос, на котором стоял кофейник и лежали булочки.
--
Нет, спасибо, - ответил я на русском, - Сейчас уезжаю.
Девушка обрадовалась знакомому языку и уже на ломанном русском стала настаивать:
--
Очень вкусный булочка, - и потупив взгляд, стала передо мной.
Я, чтобы не мучит ее, повторил еще раз:
--
Благодарю вас. Но через десять минут я должен выйти.
Девушка словно снова обрадовалась русскому языку и уже совсем забавно продолжала настаивать:
- Но прошу вас, сер. Кофе и булочки есть горячий. Очень вкусно.
И тут, вставая с кресла, я заметил, что под красочным фартучком на ней была совершенно прозрачная кофточка, сквозь которую отлично просматривалась шикарная грудь.
Вставал я с кресла видимо резко и неуклюже, и задел поднос, вследствие чего одна из булочек упала на пол. Горничная быстренько поставила поднос на стол и нагнулась за булочкой, так чтобы я смог лицезреть ее обнаженные икры.
Тут я все понял и рассмеялся.
--
Вот возьмите за упавшую булочку и кофе. А на все остальное, милая у меня просто нет времени.
Щеки девушки вдруг вспыхнули краской и она, извиняясь, направилась к двери, решительно отказавшись от денег.
--
Простите, сер. Но наз заствлять так одеваться.
--
Все мы не без недостатков, - успокоил девушку я.
Действие фильма переносится в Россию, в Санкт-Петербург.
Некий офис, некой радиостанции.
Татьяна сидит за компьютером и что-то набирает на клавиатуре.
Раздается телефонный звонок. Татьяна снимает трубку.
ТАТЬЯНА. Да, сегодня материал пойдет в эфир... Да, он прилетает сегодня... нет, ничего не изменилось, программа уже записана...Попробуйте позвоните редактору, но вряд ли это что-то изменит... До свидания.
День. Аэропорт.
Вероятнее всего, что этот аэропорт находится где-то в Европе.
Игнат подходит к авиакассам.
ИГНАТ. У меня заказан билет.
ДЕВУШКА в КАССЕ. Да. Вот, пожалуйста... И вот еще для вас ( девушка протягивает Игнату перевязанную бандероль).
ИГНАТ. Это точно для меня?
ДЕВУШКА в КАССЕ. Да, да. Для вас. Здесь написано ваше имя.
Игнат несколько удивлен посылке, но он, не выясняя в чем дело, забирает ее.
ИГНАТ. Благодарю вас.
Тот же день.
Аэропорт "Пулково".
Александра стоит в зале ожиданий. Она кого-то ждет.
Планы ожидания чередуются с планами, на которых Игнат успевает войти в самолет, он летит в самолете, самолет приземляется.
Складывается ощущение, что Александра ждет Игната. Но на самом деле они еще даже не знакомы.
И действительно - вот, Александра увидела того человека, которого дожидалась. Они машут друг другу руками.
В этот момент Игнат выходит из самолета.
Александра о чем-то говорит с человеком, которого встретила - вероятно, это ее продюсер или менеджер. Закончив разговор, они прощаются и расходятся.
Игнат выходит из дверей аэропорта, подходит к такси, садится в него и уезжает.
Татьяна выходит из дверей здания, в котором находится радиостанция.
В этот же момент ее муж, Генерал, молодой для такого звания, ему тридцать пять, примеряет перед зеркалом в кабинете парадный мундир.
Татьяна подходит к телефонной будке и набирает номер.
Генерал подходит к телефону.
ГЕНЕРАЛ. Слушаю.
ТАТЬЯНА. У меня сегодня важная встреча. Вернусь поздно.
ГЕНЕРАЛ. Постарайся все-таки пораньше.
ТАТЬЯНА. Ну, пока, пока...Целую...
Игнат сидит в машине, которая уже въехала в город и смотрит через открытое окно на улицу.
ИГНАТ (обращаясь к таксисту). И давно так в Питере стало?
ТАКСИСТ. Как стало?
ИГНАТ. Всё красиво очень. Парадно.
ТАКСИСТ. Красиво? Да, уже давно. После игр доброй воли...Вас, может быть, провезти на Невский?
ИГНАТ. Да, нет. Остановите на Петроградской.
В замочной скважине поворачивается ключ. В момент открывания двери, на полу поднимается легкий слой пыли.
Игнат продолжает свой монолог:
Я ухе представлял, как войду в свою квартиру, не раздеваясь, пройду в комнату и сяду в кресло и просижу так, наверно с час, стараясь ни о чем не думать, ничего не вспоминать. Надо поначалу привыкнуть к воздуху, освещению, потереть пыльный подлокотники кресел, увидеть знакомый рисунок обоев. Я молил Бога, чтобы в квартире хоть что-то изменилось - например, в мое отсутствие кто-то сделали ремонт.
Но ремонта никто так и не сделал, все оставалось на месте
Внешнее отсутствие разницы в облике улиц и даже совсем не изменившийся наш дом меня ничуть не удивили. На микрорайоне только появилось какие-то вывески и новые фонари. Города всего мира менялись таким же образом - менялись вывески, убирались трамвайные пути, появлялись на дорогах новые марки машин...
В моей комнате и во всей квартире все осталось так, как было пять лет назад.
Мебель была закутана в целлофан, и сев в кресло, я понял, что не смогу толком рассмотреть обшивку кресла. И, достав нож из нагрудного кармана, я подцепил и разрезал целлофановую обертку. Да, это то самое кресло...
Чтобы снова не вдеть много раз повторяющийся сон, я пошел и достал из рюкзака бутылку водки, которая у меня была припасена именно на такой случай. И стал потихоньку ее опорожнять.
Сколько прошло времени, я не знаю. Под монотонный шум телевизора я кажется, уснул. И очень хорошо. Думать не хотелось ни о чем.
Игнат идет по одной из центральных улиц города и с удовольствием рассматривает прохожих, своих соотечественников.
К Игнату подходит девушка.
ДЕВУШКА. У Вас не найдется сигареты?
Игнат достает из кармана пачку сигарет и протягивает ее девушке. Девушка берет из пачки сигарету.
ИГНАТ. А хотите мороженного?
ДЕВУШКА. Нет. Не сейчас.
ИГНАТ. Тогда, может быть, кофе? Составите мне компанию?
ДЕВУШКА. Ну, если только ненадолго.
ИГНАТ. Недолго. Только выпьем кофе.
Вечер того же дня. Модельное агентство.
АЛЕКСАВДРА (сидя в зрительном зале, говорит в микрофон). Я попрошу выйти вперед девушек под третьим номером...пятый, седьмой и одиннадцатые номера.
ТАТЬЯНА. И девушка под первым номером тоже...
АЛЖСАНДРА. Хорошо... Всем остальным большое спасибо. Не расстраивайтесь, больше занимайтесь, у вас всё впереди.
На авансцену выходят пять названных девушек, остальные уходят за кулисы.
Игнат подходит с девушкой к кафе.
ИГНАТ. Скажите, а ведь там раньше тоже было кафе?
ДЕВУШКА. Да. Но это было давно...
ИГНАТ. Да. Это было давно.
Они садятся за столик.
ИГНАТ. А Вы так мне ничего о себе и не рассказали...
ДЕВУШКА. Мне просто было приятно увидеть обходительного человека.
ИГНАТ. Неужели я такой? Но, увы, никому не нужен.
ДЕВУШКА. Неправда. Я уверена, что вы скоро встретите человека, которому будете нужны....
Александра, Татьяна и их продюсер выходят из театра. Рядом с Александрой на поводке бежит собака, белый бульдог. Они все вместе садятся в машину, которая, ждала их у входа.
Игнат заходит в парк. Уже за полночь. Он проходит по аллее, садится на скамейку.
В парке никого нет, только проезжающие вдалеке машины. У ног Игната садится собака, дворняга.
ИГНАТ. Ну, что? Неужели ты, такой красавец, никому не нужен?
Начинает стелиться туман.
В наплывающем тумане Игнату видятся воспоминания из прошлого. В них тоже была собака.
Игнат в этом же парке и женщина, она сидит к Игнату спиной, лица её не видно, ИГНАТ. Вы первая женщина, которую я встретил за много лет.
ЖЕНЩИНА. Ну, так уж первая?
ИГНАТ. Нет, у меня, конечно, были женщины.,. в том смысле, что... Но я говорю о другом...Вы женщина...
Женщина оборачивается я Игнату. Это его бывшая жена, которая ушла от него шесть лет назад.
ЖЕНА ИГНАТА. Женщина... Ох, прошу тебя надо об этом.
ИГНАТ. Я думаю о тебе...Я вспоминаю свою мать, и мне кажется...Мне бы хотелось...
Женщина снова оборачивается и теперь Игнат внимательно смотрит на лицо бывшей жены.
ЖЕНА ИГНАТА. Ты же эгоист, дорогой мой. Был эгоистом и эгоистом и остался. Тебя ничто не исправит.
ИГНАТ, Почему ты уехала?
ЖЕНА ИГНАТА. А почему все вокруг должны заботиться о твоих удовольствиях? Я понимаю, тебе хочется, чтобы, когда ты приезжал из своих долбанных, кровавых командировок, тебя в аэропорту встречали жена и сын...Этого тебе хочется?.. А ты когда-нибудь заботился о нас по-настоящему? Волнует тебя, как мы жили все это время. Тебя же волнует только твоя работа и ты сам. Спаситель отечества...
Издательство. Игнат заходит в кабинет главного редактора.
РЕДАКТОР (вставая из-за стола, протягивает Игнату руку). Проходи, проходи, дорогой...Присаживайся...
Игнат кладет на стол большой пакет с фотографиями.
ИГНАТ. Вот...
Редактор вынимает из пакета фотографии, рассматривает их.
РЕДАКТОР. Хорошие фотографии... очень хорошие...Ты хотел бы еще и статью написать?
ИГНАТ (кладет на стол бумаги). Вот статья...
РЕДАКТОР. Очень хорошо. Я прочту и все внимательно изучу.
ИГНАТ, У меня есть деньги, чтобы заплатить за публикацию.
РЕДАКТОР. Ну, подожди про деньги...Как же тебе удалось оттуда выбраться?
ИГНАТ. Вот...удалось...
РЕДАКТОР. Такая жажда жизни?
ИГНАТ. Не знаю, никто этого не знает...зачем то я нужен в этой жизни...
Снова парк. Игнат так же сидит на скамейке.
Вдруг он слышит два голоса.
ОНА. Ну что? Удалось тебе что-нибудь раздобыть?
Теперь в кадре видно, что на соседней скамейке сидят два бомжа. Женщина и мужчина.
ОН. Последний стакан прошел у меня хорошо... но потом что-то случилось. Я не понял. Вероятно, это из-за того, что я сожрал слишком жирную курицу...
Бомжи разливают по своим стаканам спирт.
ОНА. Осталось что-нибудь запить?
ОН. Вот, только полбутылки пива.
По дороге к бомжам приближается милиционер.
ОНА. Черт его несет. Убирай скорее всё...
ОН. Не суетись...
Бомж старательно прячет бутылку в карман, стаканы бросает под скамейку.
МИЛИЦИОНЕР. А ну быстро убирайтесь отсюда!
ОНА. А что сидеть нельзя?
МИЛИЦИОНЕР. Убирайтесь. Вам нельзя здесь сидеть.
Через некоторое время появляется второй милиционер, он подходит к Игнату
ВТОРОЙ МИЛИЦИОНЕР. Здравствуйте. Можно ваши документы.
Игнат протягивает военный билет. Милиционер разглядев билет, возвращает его Игнату.
ВТОРОЙ МИЛИЦИОНЕР. Не советую Вам гулять здесь. Может всякое быть.
ИГНАТ. А что может быть?
ВТОРОЙ МИЛИЦИОНЕР. Могут и убить из-за деньг.
ИГНАТ (усмехаясь). Меня? Вряд ли, сержант...
ВТОРОЙ МИЛИЦИОНЕР. Как раз на гражданке это и случается с боевыми офицерами... всё-таки ночью лучше быть дома или где-нибудь в кафе.
ИГНАТ. Хорошо. Я воспользуюсь вашим советом.
Милиционер уходит. Игнат идет по направлению к выходу из парка.
Рассвет словно никак не может начаться. Игнат идет по улице, на которой все-таки появляются отдельные прохожие.
Игнат заходит в кафе, в котором занято только два столика. Игнат подходит к уставшей за ночь барменше.
ИГНАТ. Сто коньяку и кофе, пожалуйста.
Барменша наливает коньяк, затем ставит на подставку кофе. Неловким движением барменша разливает кофе на блюдце.
ИГНАТ. Тяжелая была ночь?
БАРМЕНША. Нет. Простите...Все как обычно, просто сегодня я очень устала.
ИГНАТ. Тяжелый день...понимаю...
Игнат садится за столик.
Все это время за Игнатом следил некий человек лет пятидесяти.
Игнат, заметив слежку, тоже несколько раз взглянул на этого человека. Человек не отводил взгляда, и внимательно смотрел на Игната.
Наконец, Пожилой подсаживается к Игнату.
ПОЖИЛОЙ. Вы уж простите меня. Живу один. Ночью не спится. День сегодня начинается как сон.
ИГНАТ (взглянув не человека). Да, и ночь похожа на сон. Наверно, из-за тумана.
ПОЖИЛОЙ. Иногда хочется, верить, что всё происходящее - сон. Для меня, например, совершилось всё, о чем я раньше думал, чем жил. Все события, да и сама жизнь, остались позади... В сущности, меня нет.
ИГНАТ. Может не стоит так мрачно...
ПОЖИЛОЙ. Нет, стоит...И время будто остановилось.
ИГНАТ. Но еще есть воображение, мечты...
ПОЖИЛОЙ. И из этого не совершается ничего... Ничего больше не случится. Я готовлюсь к смерти...Вот только, сколько еще ждать?
Во время всего диалога Игнат более внимательно следил за девушками, сидящими за столиком напротив.
Наконец, одна из девушек обратилась к Игнату.
ТАНЯ. Молодой человек, не надо так грустить.
Игнат подходит к барменше, заказывает бутылку шампанского.
ТАНЯ. Подсаживайтесь к нам.
Игнат подходит к столику, за которым сидят Александра и Татьяна.
ТАНЯ. Вы что, приехали в Питер грустить?
ИГНАТ (садясь за стол). Я же всё время смотрел на вас и улыбался вам. Надеялся, что вы пригласите меня на танец... А как Вы узнали что я приезжий?
ТАНЯ. Да у Вас это на лице написано.
ИГНАТ. Вы умеете читать по лицам?
АЛЖСАНДРА. Это я ей прочла. 0на вообще ничего не может.
ТАНЯ. У Вас лицо словно чем-то обожжено. Очень интересное лицо.
ИГНАТ. А какие лица теперь в моде в этом городе?
АЛЕКСАНДРА. Люди без лиц.
ИГНАТ. А мне показалось совсем по-другому...Вероятно, вы не видели настоящих людей без лиц...собственно они уже нелюди...
АЛЕКСАНДРА. Хотя теперь я поняла, что вы родились в Питере.
ИГНАТ. Я родился, в Ленинграде. Тогда никто не закрывал шторы, даже окна были открыты. А город, в котором я жил походил как близнец на многочисленные города, выстроенные по типовым проектам. Целые зоны застраивались кварталами из коробок-домов. Я родился в спальном районе. Ленинград я увидел лет в пять, и все время просил мать, чтобы она почаще возила меня в центр...
Игнат, Александра и Таня сидят в машине. Они проезжают по одному из многоэтажных кварталов.
АЛЖСАНДРА. Странный Вы человек. Подозреваю, что Вам будет тяжело здесь выжить.
ИГНАТ. Вы так думаете?
ТАНЯ. Он же еще и честный...
ИГНАТ. Это плохо?
ТАНЯ. Это - смерть в наше время...
АЛЕКСАНДРА. Впрочем, не знаю...
ТАНЯ. Да хватит вам зудеть. Посмотрите лучше, какой красивый восход.
ИГНАТ. Мне приходилось сутками сидеть в холодной мокрой траншее под непрерывным огнем...Так что смерть я видел, как сейчас вас, девушки... Я могу долго обходиться без воды, еще дольше без еды. Я много чего могу.
ТАНЯ. Фу, какой ты противный!
Таня начинает щекотать Игната, но Игнат сидит, не шелохнувшись, он только улыбается.
В следующем кадре Игнат, Александра и Таня выходят из машины.
ИГНАТ. Потом, я никогда не пытался выжить...
ТАНЯ. Ты герой!
ИГНАТ. А что могут живущие в этом городе?
АЛЕКСАНДРА. В этом городе живут разные люди.
Продолжение того же дня.