Илюхин Владимир Александрович : другие произведения.

Истоки крымской авиации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Истоки крымской авиации

Узун - Сырт - колыбель планеризма.

Планер (от французского planeur) - безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха.

Исследовательские полеты змеев-планеров проводил англичанин Д.Кейли - в 1799-1811 г. г., француз Ле Бри - в 1857-1868 г. г. и русский ученый А.Ф. Можайский - в 1860-1876 г. г.

Теорию полета планера обосновал симферопольский доктор медицины Николай Андреевич Аренд, который в 1873 году опубликовал в журнале "Знание" первое из своих исследований на эту тему - "К вопросу о воздухоплавании".

В 1891 году немецкий исследователь Отто Лименталь построил первый в мире балансирный планер. Через двенадцать лет братья Райт из США усовершенствовали изобретение О,Лименталя, сделав его управляемым, установили двигатель, превратив тем самым балансированый планер в аэроплан.

Доктор Арендт.

"Долго мечтал я о том, чтобы построить такую модель авиационной машины, с помощью которой можно было бы убедиться, что есть возможность находится в полете и без механических движений, - писал в 1888 году в своей книге "О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц" крымчанин Н.А. Арендт. Один раз, любуясь парящим полетом двух орлов, он проникся желанием помочь людям так же подняться в небо и парить в нем в свободном полете. Эта мечта станет делом всей его жизни.

Первопроходец отечественного воздухоплавания, теоретик, основоположник парящего и планируемого полета, изобретатель безмоторного аппарата Н.А. Арендт был представителем потомственной семьи медиков.

Потомки.

Арендтов переселился в Россию из Польши еще при Петре 1.

Первый лекарь в роду - Федор Иванович жил и работал в Казани. Здесь родились отец Николая Андреевича ( Андрей Федорович Арендт -1774-1862 г. г.) и его дядя, Николай Федорович Арендт (1775 г.)

Н.Ф. Арендту - первому из врачей в истории русской медицины - было присуждено почетное звание доктор медицины и хирургии без производства каких-либо экзаменов - " за усердную службу и совершенные познания медицинских наук, показанные им при многократных труднейших операциях", как было записано в аттестации. Знаменит он и тем, что первым из медиков пытался спасти жизнь А.С. Пушкину после дуэли с Дантесом.

Николай Андреевич Арендт родился в 1833 г. в г.Симферополе, где его семья жила на ул.Доморуковской (ул. К.Либкнехта, 14). Учился в Симферопольской мужской казенной гимназии, которую окончил с отличием. Затем окончил Петербургскую медико-хирургическую академию, защитил докторскую диссертацию. Тридцать лет проработал земским врачом. Был в родстве с семьей И. П. Айвазовского. Его дочь, Ариадна Николаевна, была женой Михаила Пелапидовича Латри (сына старшей дочери И. К. Айвазовского - Елены Ивановны).

В конце жизни жил в селении Исари, вблизи Ялты, в километре от водопада Учан-Су. Его маленький дом носил название "Мегофули" ("Большое гнездо"). Здесь и закончил свой жизненный путь в 1893 году теоретик планеризма. Похоронили его рядом в сосновом лесу. В 1876 году его останки перевезли на Полируковское кладбище в Ялте. На его могиле установлен бронзовый бюст работы скульптора Ариадна Александровны Арендт, внучки ученого.

Окрыленный идеей.

На переломе 19 и 20 ст., окрыленные идеей парящего полета, люди устремлялись в небо. Среди них был Константин Константинович Арцеулов. Младший из внуков известного мариниста И. К. Айвазовского, он стал авиатором и художником. Одна из лучших картин деда "Среди войн" - создавалась при нем.

А первый свой планер Константин построил в 1904 году, когда ему исполнилось тринадцать лет. Поломался тот планер во время четвертого запуска, однако ощущение полета у юного конструктора осталось на всю жизнь.

Его родственнику Н. А. Арендту постоянно приходилось искать место, подходящее для запуска моделей. И если бы он узнал про уникальные воздушные потоки над горою Узун-Сырт, то обязательно приехал бы в Коктебель.

Первооткрывателем Коктебельской чудо-Горы (так с уважением называют его планеристы) - стал Константин Арцеулов, друг художника М. Волошина и К.Богаевского.

Как-то, - рассказывал он, - мы с Волошиным шли из Коктебеля в Феодосию. Путь наш шел через гору Узун-Сырт. Я рассказал Максимилиану Александровичу, как действуют здесь восходящие потоки и предложил ему кинуть шляпу. Невидимые теплые потоки подхватили ее и подняли вверх. Волошин по-детски радовался этому открытию. Тогда же он подарил мне акварельный этюд с видом горы Узун-Сырт. Эта акварель с подписью: ""Дорогому Константину Константиновичу Арцеулову, зачинателю Узун-Сырт", - сегодня хранится в доме-музее М. А. Волошина.

Научившись самостоятельно летать на аэроплане, и получив диплом пилота-авиатора Международной воздухоплавательной федерации. В годы первой мировой войны он стал военным летчиком. Двести боевых полетов, двадцать боев и столько же побед - такой его актив.

После очередного вылета 24 августа 1916 года друзья думали, что он погиб, а он через месяц под Севастополем, на Каче за пять минут до полета шутил: "Я ничем не рискую, так как уже раз похоронен". Того штопора, который увековечил его имя в истории мировой авиации.

"Парящий полет".

Первый научно-исследовательский отдел воздушного флота - Летающая лаборатория, а при ней Аэростудия с планерным классом была основана в 1918 году.

В 1923 году были созданы Укрвоздухпуть и общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а также общество друзей воздушного флота, безмоторный центр, который возглавил К. К. Арцеулов. Чуть раньше, в 1921 году, он организовал кружок "Парящий полет", в нем объединились шестнадцать планеристов, и восемь из них стали конструкторами первых безмоторных аппаратов. По предложению Арцеулова началась подготовка к всесоюзным планерным испытаниям.

Возглавляемый им оргкомитет утвердил местом проведения этого мероприятия гору Узун-Сырт в Крыму

Парад планеров.

Поздней осенью 1923 года в вагоне-теплушке в Крым выехали слушатель Академии воздушного флота Сергей Ильюшин, инженеры Владимир Пышнов и Михаил Тихонравов, студенты Высшего технического училища Сергей Люшин и Игорь Толстых, еще совсем юный планерист Александр Яковлев и Борис Черновский, который уже к тому времени построил несколько крылатых машин. Председателем техкома был назаначен профессор центрального аэродинамического института В. П. Ветчинкин.

1 ноября на склоне Узун-Сырта выстроились все планеры: моноплан А-5 Арцеулова, биплан Люшина, моноплан Тихонравова, биплан "Стриж" Пышнова, двухместный планер "Коршун" конструкции Толстых, "Парабола" Черановского, балансирный планер "Макака" Анащенко, моноплан "Буревестник" Невдачина и два планера Ильюшина. Таким образом, парад летательных аппаратов стал и парадом их создателей.

Все конструкторы, кроме Анащенко были из "Парящего полета".

Полеты начались 3 ноября. Открыл их летчик Леонид Александрович Юнгмейстер, который установил рекорд продолжительности полета - 1 час 2 минуты 30 секунд. Другие рекордные показатели: на дальность - 1490 метров и высоты 100 метров. Это были наивысшие достижения первых испытаний планеристов.

Так было положено начало массовому планеризму. Испытание планеров проходило каждую осень до 1935 года. Одиннадцатый слет был последним. Почему? Тогда это объясняли географическими условиями, которые якобы не могли гарантировать дальность безмоторных полетов. Но и проведенные слеты сложили целую эпоху в планеризме. Здесь, в Коктебеле, родились новые идеи, крепла конструкторская мысль.

Развитие планеризма бесспорно связано с именем Олега Константиновича Антонова, который прошел путь от своего планера "Голубь" до самолета "Руслан", что получил признание во всем мире. Всего он разработал больше 50-ти конструкций планеров и многие из них, в том числе и известные А-11, А-13, А-15 строились серийно.

Через Коктебель начал свой путь конструктор космических систем Олег Константинович Королев; здесь в крымском небе взлетел его РП-318 с ракетным двигателем. Вместе с Сергеем Люшиным здесь испытывал первый планер "Коктебель" Константин Арцеулов. В 1934 году в высшей летной планерной школе в Коктебеле проходила обучение Сабиха Гетчини - дочка президента Турции Камаля Ататюрка, позже военная летчица на своей Родине.

Авиатор Клементьев.

Узун-Сырт еще называют горой Клементьева - именем авиатора, который разбился здесь 11 сентября 1924 года. Петр Николаевич Клементьев родился в Астрахани, работал на судоремонтном заводе, затем был зачислен в состав гидролетчиков в Царицине. Испытывал аэропланы, был летчиком в авиашколах Севастополя и Самары. Планеризмом увлекся во время обучения в Академии воздушного флота. В строительстве планера "Комсомолец" ему много помогал Иван Васильевич Алексеев, который оставил воспоминания про своего товарища.

"Повез я планер с ним в Крым" - писал Алексеев - было чудесно". Вдвоем за канаты с горы разгоняли, и он летел. Двадцать два полета выполнил Клементьев таким манером. А двадцать третий полет стал фатальным: на высоте около 500 метров планер развалился. Похоронили Петра Клементьева на Новодевечьем кладбище в Москве.

Второй в Мире.

Полковник Василий Лаврентьевич Щербаков не был не планеристом, не коктебельцем.Но выйдя в запас, занялся планерной метерологией. Во многих прочитанных им книгах речь шла о Коктебеле. А там, на базе "Приморье" трудился его фронтовой побратим Игорь Сократович Ляхов. С ним Василий Щербаков и поделился мыслью о создании музея планеризма. Вскоре подыскали помещение, а энтузиасты (такие как Любовь Печеркина и Любовь Лавренко) постепенно собирали все новые и новые малоизвестные факты, которые помогали полнее воссоздать историю планеризма и знаменитой горы.

И вот 14 августа 1970 года музей был открыт. Первую экскурсию в нем провел его создатель Василий Лаврентьевич Щербаков. Это единственный в Украине и второй в мире такой музей Годом раньше, в апреле 1969 года, в американском городе Гаррис Гиля (штат Нью-Йорк) был открыт Национальный музей планеризма

.

Обелиск на горе.

Если человек поставит перед собой цель, твердо желая достичь результат, он может сотворить чудо. В конце шестидесятых годов ветеран планеризма, участник войны энергичный Вадим Янусов из Вологды обратился к тем. Кто летал в Крымском небе, с предложением создать на Узун-Сырте памятник планеристам. К тому же, в 1973 году исполнялось пятьдесят лет с начала первых полетов на горе. Ездил В. Янусов и в Киев к О. Антонову и тот дал своим подчиненным задание оказать поддержку. Но авиастроители не торопились, и вологодцу пришлось самому исполнять свою задумку.

Взяв отпуск и приехав в Коктебель, он взялся за осуществление своего плана. Начали с пробного обелиска в центре клумбы на территории туристической базы "Приморье". И благодаря упорному труду добился своего. Красавец планер А-13, что вращается на пастоменте, сейчас напоминает нам про благородного ветерана парящего полета.

В то время приехал в Коктебель на отдых О. Антонов. Он поблагодарил энтузиаста и твердо пообещал, что скоро такой же самый обелиск будет на Узун-Сырте. Свое слово прославленный конструктор сдержал. А в день 50-летия планеризма в 1973 году на горе собралось столько участников, сколько она еще не видела.

В последующие годы над Узун-Сыртом активно летали дельтопланеристы. В 1991 году открылся Украинский дельтопланерный клуб. Интенсивно начал развиваться новый вид спорта - парапланеризм. И снова встречает гора Узун-Сырт потомков великих мечтателей небесного океана.

В.Илюхин ИРА КрымСпорт

"О гибели П.Клементьева" - 11.10.24г.

А. П. Красильщиков. Планеры СССР. Москва "Машиностроение", 1991г.

11 сентября было совершено много полетов на разных планерах. Последний взлет в 17 часов 35 минут оказался роковым: после двух минут полета планер "Комсомолец", пилотируемый Петром Клементьевым, потерпел катастрофу.

На третьей минуте парения планер начал выполнять спираль, постепенно увеличивая ее крутизну, и в конце второго витка сломалось сначала одно крыло, а вслед за ним и другое. Планер рухнул у подножья южного склона Узун- Сырт. Аварийная комиссия установила, что причиной катастрофы явилась поломка рычага элерона. Этот рычаг был сделан из фанеры, и наружные волокна направлены параллельно срывающим усилиям, т. е. только средний слой работал на срез. Этот производственный дефект и явился причиной катастрофы.

Петр Клементьев стал первой жертвой советского планеризма. В его честь хребет Узун-Сырт планеристы именуют ныне горой Клементьева.

Архивные документы подготовил к печати Владимир Илюхин. ИРА "КрымСпорт - пресс"


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"