Ильиных Светослав Иванович : другие произведения.

Иллюзия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    День близился к полудню. Елена, приехавшая на пленер минут двадцать назад, уже установила мольберт, приготовила кисти и краски. Вид, открывавшийся со склона холма, был великолепен!

  Далеко внизу изумруд зелени змеясь рассекала напоенная синевой небес река, несколько заток образовывали голубые озера обрамленные яркой желтизной пляжей.
  -Красиво, правда?
  От неожиданности Елена вздрогнула - рядом стоял человек в строгом костюме и галстуке.
  -Жарковато для июльского полдня, - мельком отметила она про себя.
  -Любые неудобства относительны, - улыбнулся человек и представился:
  -Анцифер.
  -Необычное имя.
  -Это значит "Приносящий пользу".
  Человек был вежлив и чем-то располагал к себе. То ли внешностью -правильные черты лица, прическа, очки в старомодной тяжелой оправе. То ли голосом - мягким, внятным, содержащим чуть-чуть иронии.
  -Вы тоже художник? - спросила Елена, заметив в руках незнакомца большой открытый альбом.
  -В определенной мере, - улыбнулся, тот. - Надеюсь, Вы не будете против, если я устроюсь рядом и сделаю некоторые наброски?
  Он скинул пиджак, уселся на траву, положил альбом на колени и стал делать карандашный набросок, точнее - угольный, так как рисовал с виду обычным древесным угольком.
  Елена отвлеклась на свое дело.
  -Да-а, - раздалось из-за ее плеча. Рядом стоял сосед.
  -Вот здесь у Вас не хватает полутонов, - уверенно указал он пальцем в одно место будущей картины, - здесь слишком сгущены краски. А вот тут не трогайте холст: вечером вспомните пейзаж, воспроизведите его перед своими глазами и сразу поймете, как лучше отобразить эту часть рисунка.
  -Да он профессионал, - подумала Елена, и молча кивнула, согласившись с предложениями.
  -А Вам что, нравится графика? - кивнула она на лежащий в траве альбом.
  -Мне нравится реальность, а она, увы, далека от той красочности, которую пытаетесь отобразить Вы. Впрочем, сами оцените мой рисунок.
  И он протянул свой альбом.
  В рисунке поразило многое. Во-первых, точность передачи того, что рисовал Анцифер. Во-вторых, манера наносить линии и штрихи - Елена нигде не встречала такую. В-третьих, на белом листе бумаги была изображена совершенно другая местность.
  -Другая реальность, - поправил ее Анцифер.
  -Нафантазировали?
  -Напротив, фантазируете Вы, а я отобразил именно то, что есть.
  -Но здесь город с какими-то странными зданиями, - указала на кубы различной формы Елена. - И посмотрите, разве это наши поля? У Вас же на рисунке вокруг совершенно голый лес и прямая река, а на самом деле она извивается!
  Человек улыбнулся уголками губ, в стеклах его очков отразился солнечный зайчик.
  -В данном случае мы имеем парадокс бесконечности.
  Он поднял с земли камушек и положил его на ладонь.
  -Какая у него форма?
  -Скорее, круглая, - определила Елена.
  -А, по-моему, треугольная - это пирамидка!
  Елена с сомнением посмотрела на Анцифера.
  -Имя странное, поведение тоже, рисует не понять что, а тут еще не может определить форму камня, - подумала она.
  -Уверяю Вас, - рассмеялся тот, - во мне нет никакой странности, я просто объективен.
  -Вы читаете мысли? Это нехорошо!
  -Они у Вас написаны на лице, - пояснил Анцифер. - У Вас подвижная мимика, а я неплохой психолог.
  -Тогда почему утверждаете, что овал есть треугольник?
  -Потому что парадокс - это формально-логическое противоречие возникающее, когда два взаимоисключающих суждения оказываются в равной мере доказуемыми. Проще говоря, один предмет мы видим по-разному. Хотите, я докажу это?
  И получив согласие, закрыл глаза Елены своими ладонями. Они были мягкие, теплые и пахли лавандой.
  Сначала было темно, но через несколько секунд чужие ладони начали как бы растворяться в матово-бледном свечении, которое вскоре перешло в прозрачность и перед взором Елены раскинулось именно то, что нарисовал Анцифер. Странный город возносил в черно-белое небо свои кубические башни. За крепостными стенами лишенный листьев лес неряшливо топорщился черной щетиной. Свинцовая река по-прямой медленно текла мимо серых каменных стен.
  Елена вздрогнула, и ладони с ее глаз тот час же исчезли. Резкий контраст между цветной картинкой и черно-белой ее испугал.
  -Что это было?
  -Вы все увидели моими глазами, - просто пояснил Анцифер.
  -Возможно, Вы обладаете определенными способностями к гипнозу, но видеть этот яркий мир в таком ужасном свете - это отклонения в психике, - высказала свое мнение Елена.
  Человек в костюме рассмеялся.
  - Вы заблуждаетесь!
  -Тогда аргументируйте!
  Анцифер иронично взглянул на Елену.
  -Давайте присядем, в ногах правды нет.
  Они уселись рядом на склоне холма. Полдень, настоянный на зное, запахе трав и птичьих трелях ластился к ним легким летним ветерком.
  -Видите ли, - начал он, - любая информация - зрительная или слуховая, воспринимаются нами не тут же, а мгновения спустя после того, как их принял мозг - этот суперсовременный компьютер. Принимаются после соответствующей обработки. Но здесь есть закавыка - ты совершенно ничего не знаешь о том, какая именно обработка произошла с поступившей в мозг информацией. Это что-то вроде фотошопа: с одной и той же картинкой можно сделать что угодно, как угодно ее обработать, вплоть до полного искажения исходника. Тогда где гарантия, что твой рисунок боле реален, чем мой?
  -Но мозг не фотошоп!
  -Он более уникален! А еще, как любой персональный компьютер, слушается команд пользователя. И если пользователь задаст программе видеть в цветке птицу, именно ее он и увидит.
  -Пользователь - это Бог?
  -Я материалист, - покачал головой Анцифер. - По крайней мере, мне так хочется думать, но кто знает, быть может и мое восприятие мира - это тоже чья-то чужая воля.
  -Но этот мир реален, а твой - нет! - не согласилась с ним Елена. - Я могу спуститься с холма, подойти к речке, искупаться в озере, лечь на зеленую траву, насладиться солнцем и пением птиц.
  -Твой мир - это всего лишь сон, - ответил Анцифер. - Ты же во сне можешь ходить по воде, летать по воздуху, не ощущать жары или холода. И для сна это все нормально.
  -Тогда ты тоже сон...
  -Почему бы нет? Если так, воспринимай меня не как исключение из правил, а как закономерность.
  -Я все равно не верю...
  -Верь себе, - и Анцифер взял Елену за руку. В мгновение ока все изменилось - они стояли у стен того самого города у открытых ворот. Спутник, не выпуская руки Елены из своей, пошел вперед. Улицы были пустынны, здания уныло черны, окна зияли пустыми проемами. Изредка она замечала фигуры напоминавшие людские, испуганно вжимавшиеся в чернильные тени, образуемые каменными кубами. И вот они вышли на площадь, украшенную монументальным зданием, но уже не кубической, а, скорее, готической архитектуры.
  От неожиданности Елена вздрогнула. С острого шпиля вниз ринулась огромная черная тень. Мгновение, и испуганно визжащее подобие человека, зажатое в когтях фантастической крылатой твари, исчезло и с без того пустынной улицы.
  -Я хочу обратно, - прошептала Елена.
  Спутник отпустил ее руку, и мир вернулся в прежние рамки: они сидели на зеленом пригорке, и солнце щедро согревало их своими лучами.
  -Вот видишь, твоя реальность оказалась не менее субъективна, чем моя. Или объективна - как посмотреть. А в целом и твой мир и только что увиденный - это обычная иллюзия. И таких миров может быть бесконечное множество, в чем и заключается парадокс как таковой, ведь все подобные миры в равной степени доказуемы.
  -Мне кажется, что ты не человек, - испытующе посмотрела на соседа Елена.
  -Я - художник, - поднялся с травы и взял свой альбом Анцифер. - Свободный художник, уточнил он. - И как любая творческая натура вижу этот мир в несколько ином свете, чем другие. А иногда прихожу к таким, как ты, чтобы открыть им глаза. Поверь, мир не прямолинеен, в нем множество самых разных векторов восприятия.
  -Возьми на память, - протянул он Елене свой рисунок. - Пусть этот угольный набросок напоминает тебе о том, что все относительно, вечна лишь иллюзия.
  Елена взяла в руки листок - кубический город, река, черный лес...
  -Мы больше не увидимся?
  Эти слова были обращены уже в пустоту. Человека в костюме рядом не было. Иллюзия поглотила иллюзию, растворившись в солнечном мире, напоенном ароматом трав и стрекотом кузнечиков.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"