Инсаров Марлен : другие произведения.

Очерки истории революционного движения в России (1790 - 1890 годы) - 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Герцен

Очерки истории революционного движения в России (1790 - 1890 годы)

 

 

Герцен

После осуждения участников кружка петрашевцев в России на несколько лет наступила гробовая тишина. Развитие русского социализма продолжалось за границей, Герценом.

Герцен уехал из России в январе 1847г., не предполагая, что уезжает навсегда. За границей ему довелось стать свидетелем революции 1848г. вообще и расстрелов либеральной буржуазией восставших парижских работников в частности, расстрелов, о которых он писал позднее "...За такие минуты ненавидят десять лет, мстят всю жизнь. Горе тем, кто прощает такие минуты!".

Таких минут было достаточно, чтобы навсегда убить в Герцене и до того очень слабую у него надежду в существование каких-либо добродетелей у европейской буржуазии. В то же время поражения французских и других работников вызвали у него весьма сильное сомнение в их способности переделать европейский мир заново. Оценка Герценом перспектив Европы приобрела чрезвычайно пессимистический характер.

В общемировоззренческом плане мучительнейшая духовная трагедия Герцена привела его к отрицанию разумности истории, к отрицанию наивных иллюзий о том, что есть некие абсолютные законы истории, гарантирующие исполнение наших субъективных желаний, что вовсе не привело его к смирению с царящей неправдой. Если не гарантировано осуществление рая, не следует смиряться с адом. Делай, что должен, и будь, что будет, - самое хорошее правило поведения в истории.

Герцен напишет о пережитом им мировоззренческом переломе так:

"После таких потрясений живой человек не остается по-старому. Душа его или становится еще религиознее [речь идет не только и не столько о вере в бога, но о вере в гарантирующие исполнение наших стремлений законы истории], держится с отчаянным упорством за свои верования, находит в самой безнадежности утешение, и человек вновь зеленеет, обожженный грозой, нося смерть в груди, - или он мужественно и скрепя сердце отдает и последние упования, становится еще трезвее и не удерживает последние слабые листья, которые уносит резкий осенний ветер.

Что лучше? Мудрено сказать.

Одно ведет к блаженству безумия.

Другое - к несчастью знания.

Выбирайте сами. Одно чрезвычайно прочно, потому что отнимает все. Другое ничем не обеспечено, зато многое дает. Я избираю знание, и пусть оно лишит меня последних утешений, я пойду нравственно нищим по белому свету, но с корнем вон детские надежды, отроческие упования! - Все их под суд неподкупного разума".

Философски-исторически размышления Герцена имеют особую актуальность для наших дней. Здесь об этом можно сказать лишь коротко. Духовная трагедия Герцена была вызвана крахом просветительской парадигмы мышления, обещавшей сторонникам человеческого освобождения неизбежное осуществление их стремлений. После этого краха оптимистическая определенность исчезла, наступил период - у одних - мировой скорби, у других - напряженных исканий, исканий, увенчавшихся созданием новой, марксистской парадигмы, точно так же, как и просветительская, обещавшей неминуемую победу освободительных стремлений. Герцен, при всех свойственных ему настроениях мировой скорби и нелюбви к бравурному оптимизму, внес свой вклад в продвижение к пониманию истории как процесса, имеющего внутренние причины, но не имеющего надчеловеческих целей, иными словами, в создание теории исторического материализма. Вульгаризация марксизма, превращение его из теории в идеологию означала и превращение его в телеологию. Ставший телеологией и идеологией марксизм умер - и смерть его так же непоправима, как и смерть просветительского оптимизма в первой половине 19 века. В этом смысле эпоха, в которую борцам за человеческое освобождение приходится действовать сейчас, подобна эпохе Герцена, - поэтому его мысли об историческом процессе и действии в нем человека чрезвычайно актуальны и востребованы для всех тех, кто не веря в предустановленный рай, не желает смиряться с адом. Если герценовская теория общинного социализма сама по себе лишена актуальности уже из-за уничтожения капитализмом общины, а политическая тактика Герцена - вопрос чисто исторический, то его философия истории ценна не только своими выводами, но и самим методом мышления.

Взгляд Герцена на перспективы развития Европы с 1848г. характеризовался глубоким пессимизмом, убежденностью в гибельности и тупиковости капитализма и сильными сомнениями в способности европейских рабочих покончить с капитализмом и начать новую страницу мировой истории. Если при таком безысходном подходе Герцен не сошел с ума, то объясняется это прежде всего тем, что обществом, способным перейти к социализму, независимо от того, перейдет к нему или нет Европа, он стал считать Россию. Причиной такой оценки Герценом перспектив России был вовсе не беспочвенный утопизм и не желание найти новую утешительную иллюзию, но реальный факт существования в России крестьянской общины с ее уравнительным переделом земли, каковой факт и являлся в глазах Герцена главным залогом возможности перехода России к социализму. Таким образом, Герцен стал основателем русского общинного, народнического социализма.

Отказавшись возвращаться по требованию царского правительства в Россию, Герцен в 1853г. основал в Англии Вольную русскую типографию, сперва издававшую брошюры и листовки, с 1855г. - журнал "Полярная звезда", а с 1857г. - газету "Колокол". Политическая программа Герцена на протяжении большей части его деятельности может быть охарактеризована формулой: реформа - если возможно, революция - если необходимо. В начале своей публицистической и издательской деятельности за рубежом он возлагал большие надежды на либеральное и образованное среднее дворянство вообще и на сотрудничество со своими друзьями по 1840-м годам - либералами-западниками в особенности. Эти последние, однако же, в ужасе шарахнулись от пропаганды Герцена, политическая программа которого в тот момент сводилась всего-навсего к отмене крепостного права, сохранению земли за крестьянскими общинами (при уплате выкупа помещикам) и к свободе слова. Однако и эта программа считалась русскими либералами страшно радикальной и от всякого сотрудничества с эмигрантом Герценом его бывшие друзья шарахались как черт от ладана. Ситуация изменилась в 1855г., когда после смерти Николая Первого новое правительство Александра Второго показало, что до поры до времени оно разрешает либеральничать - в строго ограниченных пределах! - безнаказанно. После этого наступает подъем влияния "Колокола". Герцен, очарованный наступившей после николаевских трескучих морозов александровской оттепелью, переносит свои надежды на царя. Временно казалось, что цели Герцена и либералов совпадают. Однако Герцен, при всех своих заблуждениях и иллюзиях, ожидал от царя признания прав на землю за крестьянами и созыва Земского Собора, тогда как цели либералов были совершенно другие. Когда в 1861г. выяснилось, что "народ царем обманут" (слова Герцена), когда были расстреляны мирные крестьянские и польские демонстрации, Герцен пошел за народ против царя, либералы - с царем против народа. Все свои надежды Герцен (как и приехавший в 1856г. в Англию Огарев) возлагал теперь на народную, военно-крестьянскую революцию, не питая, однако же, особых иллюзий на ее возможность в скором времени. Результатом стал его окончательный разрыв с либералами...

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"