Иоселевич Борис Александрович : другие произведения.

Тридцать Три Несчастья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  ТРИДЦАТЬ ТРИ НЕСЧАСТЬЯ
  
  /заявка на пьесу во множестве действий,
  содействий и противодействий/.
  
  
  
  ЛИЦА ДЕЙСТВУЮЩИЕ:
  
  
  Его величество Мэтр.
  Его высочество санти-Мэтр.
   Его превосходительство милли-Мэтр.
  
  
  
  СОДЕЙСТВУЮЩИЕ:
  
  
  Писатель, сжигающий себя на медленном творческом огне, член ПЕНь-клуба.
  Критик, подбрасывающий в этот огонь брёвна восхваления.
  Журналист-междуугодник.
  Комментатор возможных небытий.
  Актёр на амплуа ампулы с ядом.
  Актриса на амплуа девушки по сопровождению скоропортящегося груза.
  Врач по прозвищу гомо-сепсис.
  Симон и Симона - сладкая парочка с горьким привкусом.
  Дама на всём готовом, холодная, как лёд.
  Дама на всё готовая, горячая, как сковородка.
  Общественно-полезная дама, приятная во всех положениях, в которых застаёт её жизнь.
  Политкорректная домушница.
  Симулякр повышенной возбудимости.
  Гламурный обыватель.
  Тёртый грецкий орех.
  
  
  
  ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЕ:
  
  
  
  Персонажи без слов, лица и подлеца, приблудные, приближенные, прибегающие к намёкам, убегающие от правосудия, убогомыслящие, мастера штампа, эстампа и эстафетного бега, мобильные, как сотовые телефоны, неподвижные, как кассовые аппараты, жирующие на навозной куче, жующие, пережёвывающие, глотающие оскорбления, выдающие чужое за своё, а своё старательно оберегающее от чужих, патроны, патриоты, партизаны, куртизаны и прочие, кому успехи других поперёк горла, поскольку собственные достижения кажется ненастоящими.
  
  
  
  Время от времени возникают и другие персонажи, не стоящие нашего внимания. От них никакого толка, зато гаразды на вытолк и могут воспользоваться конфликтующими сторонами в качестве козлов опущения, потому что театр, как ни крути, зеркало, отражающее жизнь, и в него смотрится каждый, кому ни лень.
  
  
  ПРОБНИКИ,
  или как это делается
  
  
  1. Как "пробуется" пьеса
  
  
  ДИРЕКТОР ТЕАТРА. Попробуйте написать пьесу.
  
  
  ДРАМАТУРГ. Попробовал.
  
  
  ДИРЕКТОР ТЕАТРА. И что?
  
  
  ДРАМАТУРГ. Написал.
  
  
  ДИРЕКТОР ТЕАТРА. Попробуйте найти режиссёра.
  
  
  ДРАМАТУРГ. Попробовал.
  
  
  ДИРЕКТОР ТЕАТРА. И что?
  
  
  
  ДРАМАТУРГ. Нашёл.
  
  
  ДИРЕКТОР ТЕАТРА. Пусть попробует поставить вашу пьесу.
  
  
  ДРАМАТУРГ. Попробовал.
  
  
  ДИРЕКТОР ТЕАТРА. И что?
  
  
  ДРАМАТУРГ. Убеждает меня найти такого директора...
  
  
  ДИРЕКТОР ТЕАТРА. Попробуйте сначала найти зрителей.
  
  
  ДРАМАТУРГ. Попробовал, но зрители...
  
  
  ДИРЕКТОР ТЕАТРА. А вы не отчаивайтесь и пробуйте, пробуйте, пробуйте...
  
  
  2.Как пробуются актеры
  
  
  РЕЖИССЁР /перед строем артистов/. Вы подойдёте. И вы. И вы. А вас я попробую...
  
  
  АКТРИСА. Попробуйте и меня. Не пожалеете.
  
  
  РЕЖИССЁР. Простите, не понял. Вы, собственно, кто?
  
  
  АКТРИСА. Будущая знаменитость.
  
  
  РЕЖИССЁР. Но спектакль я ставлю сегодня.
  
  
  АКТРИСА. Тем лучше. Значит, вы приблизите моё будущее.
  
  
  РЕЖИССЁР. У вас имеются рекомендации?
  
  
  АКТРИСА. В принципе, я не нуждаюсь в рекомендациях, но если вы настаиваете, то.../шепчет/
  
  
  РЕЖИССЁР /пораженный/. Все?
  
  
  АКТРИСА. Все, кроме вас.
  
  
  РЕЖИССЁР. И все эти знаменитости занимали вас в своих спектаклях?
  
  
  АКТРИСА. Пока нет, но все они меня пробовали.
  
  
  3. После "пробы".
  
  
  РЕЖИССЁР. Ну, милая моя, сами напросились, а теперь в кусты? Между тем, в этой сцене нет ничего такого, чего не смогла бы исполнить даже посредственность.
  
  
  АКТРИСА. Исполнить и я смогу, но ведь при этом требуется произносить текст.
  
  
  4. После "пробного" спектакля.
  
  
  КРИТИК. Я попробую оценить ваш спектакль.
  
  
  РЕЖИССЁР. Попробуйте увидеть в нём хоть что-то хорошее.
  
  
  КРИТИК. Пробовал, не получилось. Попробуйте вы, а я попытаюсь повторить в завтрашней рецензии.
  
  
  РЕЖИССЁР. Во-первых, пьеса молодого, подающего надежды автора, во-вторых, актуальна, в-третьих, комедия - жанр повсеместно востребованный, в-четвертых, наша новая звездочка...
  
  
  КРИТИК. Светит да не греет.
  
  
  РЕЖИССЁР. Откуда вам это известно?
  
  
  КРИТИК. Оттуда, откуда и вам. Я её пробовал.
  
  
  РОМЕО, ДЖУЛЬЕТТА И СПИД
  
  /современная драма в двух действиях
  с прологом и эпилогом/
  
  
  ПРОЛОГ
  
  
  Рабочая келья СПИДа, за стенами которой век наступивший донашивает век минувший. На стенах - афиши и плакаты гуманитарной организации "СПИД БЕЗ ГРАНИЦ". Остальное пространство отдано использованным одноразовым шприцам, презервативам, затрепанным порнографическим журналам, искусно выполненным муляжам гениталий. Сам СПИД, в порыве творческого вдохновения, строчит гусиным пером отчёт о своих достижениях в борьбе с медициной.
  
  
   СПИД. Я всё постиг и всё могу. Кого хочу, того убью. И милую лишь тех, кто мил среди излюбленных могил. / В диком восторге от содеянного и написанного, в предвкушении новых злодеяний/. Чем не Шекспир! Ай да СПИД, ай да молодец! Учитесь, мои дорогие коллеги из "Медицинской энциклопедии".
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
  
  
   Сцена изображает место действия. Ясно, что рай не здесь. Всюду симптомы, в основном, болезненные. Появляются в обнимку Ромео и Джульетта.
  
  
   РОМЕО. Я болен, кажется любовью. Мне все твердят: она заразна. Бывает, значит, и такое, но от любви и смерть прекрасна. / Тянется губами к Джульетте, но, вместо любимого облика, зрит оскаленное мурло СПИДа. В ужасе отшатывается /.
  
  
   ДЖУЛЬЕТТА / не понимая /. Не бойся. Руку протяни. Возьми меня. Узнай поближе. Пусть осуждают нас, но мы же с тобой давно обручены.
  
  
   Джульетта всем телом тянется к Ромео, по наивности принимая пронизывающий хоботок СПИДа за страстное желание юноши. Но тому не до чувственных наслаждений. Дурные предчувствия гасят страсть, как ледяная вода.
  
  
   РОМЕО. Обречены, сказать хотела. О, женщины! Вам нету дела до тонких струн мужской души. Вам нужен секс. Подай вам тело. Мораль обходите умело и заповедь: "Не согреши"! Я умираю. Это факт. С ним не считаться просто глупо. Для пьесы это - лишний акт. А для меня - сплошная мука. Не для трагедий я рождён. Но тайна - гения повадки. И вот теперь - из века в век - играю я с судьбою в прятки. Я всё сказал, что должен был. Что не сказал, доскажет время. А режиссёр, сердясь, кричит, что я давно уже на небе.
  
  
  Кончается.
  
  
   ДЖУЛЬЕТТА. Мне режиссёры не указ, ведь персонаж я своенравный. И не позволю опошлять мой образ, изначально данный. Не к переменам я стремлюсь и подчиняюсь только року. В пренебрежении к нему не вижу смысла я и прока. Ты умер. Я, мой друг, с тобой. Для счёта равного - два трупа. А выше - ангельская труппа для нас споёт "За упокой".
  
  
  Испускает дух под траурную дробь ударных.
  
  
  ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
  
  
  Отпевание. Священник. Толпа.
  
  
   СВЯЩЕННИК. Я буду краток. Коротко и так для длинной повести моё сказание. Соединил их СПИД и, тайно обвенчав, ужасное приблизил наказание. Кто в том ему помог? Не Бог, но сатана. И отделила их от нас - стена.
  
  
  Ромео и Джульетту уносят в вечность. Слышны колокола.
  Среди убитых горем родных и друзей, отнюдь не ощущая
  раскаяния, бродит СПИД, хищно высматривая новые жертвы.
  
  
  ЭПИЛОГ
  
  
  Уютный ресторанчик у самого синего моря.
  Под пальмами на веранде пьют кофе ВРАЧ и СПИД.
  Задушевно беседуют.
  
  
   ВРАЧ. По расчётам организации " СПИДОФОБЫ ВСЕХ СТРАН, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!", которую я имею честь представлять, вас, коллега, надолго не хватит.
  
  
   СПИД /благодушно / Совершенно с вами согласен, коллега. Мне осталось работы всего на два поколения.
  
  
   КОНЕЦ
  
  
  
  ТЕАТРАЛЬНЫЙ РАЗЪЕЗД
  
  
  ПОСЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НОВОЙ КОМЕДИИ
  
  
  ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
  
  
  АВТОР
  
  РЕЖИССЁР
  
  АКТЁР
  
  КРИТИК
  
  ЗРИТЕЛЬ
  
   ДАМА / без слов /
  
  
  
   АВТОР ПЬЕСЫ / выбегая из театра/. Вырвался, наконец, из омута, именуемого театральной премьерой. Где крики восторга и рукоплескания благодарной толпы? Тишина, будто автора никогда не существовало, а его труд не родился на свет. Наградой за попытку раскрыть человечеству глаза на позорное его бездействие, стали пустые кресла, ехидство коллег и сочувственные вздохи верной и терпеливой подруги: "Опять двойка"? Ах, страсть к сочинительству! До каких пределов ты меня довела! Каждому на этой планете надёжнее и счастливее, чем брошенному в омут, где щуки честолюбия не прощают приблудным карасям ни малейшего покушения на право безнаказанно щёлкать челюстями. Отработал человек свой смиренный труд, вернулся в семейство, встреченный обедом и улыбками, поцеловал жену, приласкал детишек, устроился при телевизоре в сочувственном стремлении помочь победе любимой футбольной команде. А я? Истерзан собственным талантом. /Оборачивается к театру и грозит ему кулаком/. Чудище! Змей! Пожиратель младенцев! Был, был шанс пьесе моей стать началом новой эры. Не захотели. Не сумели. Не догадались. Опомнитесь, но поздно. Занавес опустился и поднять его будет некому. / Утирает рукавом слёзы/. А куда теперь я? Ума не приложу. Пойду искать по свету, где оскорблённому таланту отыщется пристанище. Эй, такси! /Убывает/.
  
  
   РЕЖИССЁР / звонит любовнице из своего кабинета/ Дорогая, всё кончено. Не между нами, как ты могла подумать такое! Пьеса, о которой тебе говорил, разлетелась вдребезги. Не собрать и не склеить. А всё потому, что любая бездарность, сумевшая охмурить спонсора, воображает себя драматургом. Спешу, дорогая, спешу. Только в твоих объятиях нахожу то, что надеялся найти в этом сумрачном мирке, именуемом театром.
  
  
   АКТЁР /разгримировываясь/. Где вы, блаженные времена, когда пьесы создавались для актёров? Нынче их пишут для денег. Как если бы не было другого способа заработать. Обмани доверчивого, ограбь разиню, женись с умом... Всё благороднее, чем бередить актёрскую душу. Ан нет, непременно сцену им подавай. Чтоб, значит, закулисные интрижки, аплодисменты, послепремьерное застолье, где актрисочки, приятно удивляя своей догадливостью, будут выпрашивать у режиссёра роль в ещё не родившемся шедевре. Интеллигенты вонючие! А ты, Актёр Актёрыч, отдувайся за всех, ломай шапку перед каждым всяким: поддакивай автору, льсти режиссёру, наплачь в жилетку критика сумму, способную возбудить его критическую потенцию, улыбайся единственному зрителю. Сизифов труд. Дотянуть бы до пенсии, а там подамся в осветители. За ярким светом надёжнее укрыться, чем в тени.
  
  
   КРИТИК /вальяжно выходит с дамой/. Ох, тяжела и ответственна шляпа критика. Думать приходится за всех: за автора, режиссёра, актёров. /Дама не скрывает восхищения/. Но, главное, защитить от них зрителя. Эти господа почему-то уверены, что всучив зрителю за его кровные билет, рассчитались с ним сполна. Врите да не завирайтесь, ибо перед зрителем в глубокой провинности пребываете. Кто платит, тот и заказывает извращения. То бишь, репертуар. Спектакль должен быть горячим и вкусным, как ресторанный бифштекс. Для сластены перчика подбросить, для нетерпеливого - соли сыпнуть, для горячего - уксус плеснуть. Зрителю хочется сценического многообразия: жизнь, чтобы не похожая на ту, что видят каждый день, женщина, чтоб не такая, как дома. В театре всё должно быть прекрасно: и лица, и фигуры, тем более, когда на них ничего, кроме грима.
  
  
  
  / Появляется ЗРИТЕЛЬ, надевая на ходу пальто/.
  
  
  
   КРИТИК. Господин зритель, разрешите представиться, я критик. А эта /указывает на даму/ со мной.
  
  
  
   ЗРИТЕЛЬ. Простите, спешу. Через пятнадцать минут последний автобус.
  
  
  
   КРИТИК. Ни в коей мере вас не задержу, поскольку у меня к вам только полвопроса. Что, по-вашему мнению, требуется современному театру?
  
  
  
  
   ЗРИТЕЛЬ. Вот вам мои пол-ответа: решительней подстраиваться под работу общественного транспорта.
  
  Борис Иоселевич
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"