Вот такой кусочек из Фауста в качестве эпиграфа. Эпиграфа и к спектаклю, и, собственно, к моим отношениям с Таганкой нынешней...
Объявивши как-то Таганку "театром моей памяти" ("стырив" попутно название у "таганского мальчика" Вениамина Смехова ;-)), боюсь этот театр кому-то сейчас рекомендовать... Вдруг то, что вижу я - это лишь тень воспоминания о чем-то прежнем... счастливом... незабываемом?..
"Хроники" Шекспира, которые смотрела в последний раз 5 лет назад - в год их премьеры, МЕНЯ удивили и порадовали. Да, за 5 прошедших лет чуть поистерлась четкость спектакля, подтаяла внятность иных сцен, слегка увяла красота... Но, пожалуй, этот спектакль я бы назвала лучшим из спектаклей "новой Таганки".
На самом деле, история спектакля - продолжительностью (ни мало, ни много) - 35 лет... Когда-то, в 70-м году уже прошлого века, заявка на постановку "Хроник" была "зарезана" чиновниками. И на Таганке появился "чистый" Шекспир - Гамлет с Высоцким в главной роли...
В 2000 году Хроники "состоялись"...
Этот спектакль смотришь, как из машины времени: вот она несется стремительно, и стремительно же сменяются персонажи... костюмы... действия... То - делает внезапную остановку, давая нам вслушаться в слова и в судьбы людей...
Шут, унося яркую лампу, стоявшую на авансцене, слегка наклоняет ее... и странно искривляются еще мгновенье назад прямые тени... освещаются самые дальние, потаенные уголки сцены, а ярко освещенные ранее скрываются во мраке... Персонажи выходят-выползают "из всех щелей", дружно выкрикивая заученную "речевку": "До здрА-вствуЕ-т король!.." Звонкий голос герольда возвещает о том, что начинается царствование короля Ричарда II, что взошел на престол в возрасте 9 лет и правил справедливо... Тут же, откуда-то сверху, герольда перебивает чуть ехидный голос персонажа "Молва", дополняющего краткий рассказ - информацией об отнюдь несправедливых деяниях, происходивших во времена его царствования...
Закрутилось колесо времени, ткет оно историю, вплетая в узор разные судьбы... Изгоняются Ричардом из Англии Болигброк и Норфолк - дабы предотвратить возможное кровопролитие... Но кровь льется - возвращается Болигброк, ведя за собою войско... Вот - герцог Йорк, отправленный для усмирения оного, после краткого "ай-яй-яй!", тут же предлагает ему свою защиту и опору... Вот - воцаряется Болигброк, "примеряет" на себя корону и имя короля Генриха IV... Вот - родной сын Йорка, граф Омерль, уже готовит заговор против нового короля...
Ричард, царственнейший из царей, отправляется в темницу...и сходит с ума - превращаясь из Монарха в Поэта...
Стремительно несущаяся машина времени вдруг делает остановку - в заштатном лондонском кабачке. И мы можем рассмотреть лица гуляк - принца Генри, его лучшего друга Фальстафа, их собутыльников и пухленьких трактирщиц... Очень красивая и выверенная сцена - с пенящимися кружками пива, импровизированным троном, на который усядется Фальстаф, "репетируя" с Генри возвращение того к отцу... "Плотный" шекспировский текст засверкает блестками забавных импровизаций... Ну скажите, пожалуйста, откуда здесь взялось "ведро", которое надо "поставить на огонь"? Из каких-то закулисных личных бесед, не иначе... Или - ушедший в импровизации Фальстаф-Антипов, как ни выкручивает их, все никак не может вернуться в основное русло... и прерывая самого себя, внезапно, ни с того, ни с сего () произносит текст классический: Ну я же так похож на твоего отца, Генри! На что Генри-Бадалбейли, уже вдоволь насмеявшийся и даже соскучившийся, ответит ворчливо: Конечно, похож... тот тоже постоянно текст роли забывает...
И снова колесо времени наберет скорость... И промелькнут в прощании лорд и леди Перси - который за грубым юмором будет скрывать искреннейшую нежность и любовь, дабы не дать расплакаться супруге... да и себе тоже...
И затем - красивейшая сцена сражения и его гибели...
Принц Генри, у которого не достанет сил дождаться смерти отца - он просто украдет у того корону...
"Да здрА-вструЕ-т король!"- вновь и вновь восклицают персонажи... Герольд, объявляющий об очередном воцарении... Молва, каждый раз по-своему трактующая события...
Вот - похоронная процессия, сопровождающая почившего монарха Генриха V - бывшего шалапутного принца Генри... Новое воцарение - Генриха VI, которого больше всего будут интересовать не дела государственные, а свои книги да скрипка... И еще - молодая жена Маргарита, которая, увы, полюбит не его, а королевского свата - лорда Сеффолка... (Минутная сцена - одна из самых красивых в спектакле - совместного признания в своих чувствах Сеффолка и Маргариты - с судорожно прижатым к ее плечу его лицом и ее рукой, на секунду огладившей его волосы)...