Иржавцев Михаил Юрьевич : другие произведения.

Куда может привести прогресс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В древние и средние века количество ученых исчислялось единицами - в наше время их количество огромно и будет увеличиваться всё больше и больше благодаря научно-техническому прогрессу. Но чем может быть чревата эта, существующая уже, тенденция?

  Борис Мир
  
  Куда может привести прогресс
  
  Предупреждение
  
  Это "Данэя" (http://samlib.ru/i/irzhawcew_m_j/daneyashtml.shtml). Роман - антиутопия: о том, что, в отличие от рисуемого многими фантастами, может, к сожалению, реально произойти. В древние и средние века количество ученых исчислялось единицами - в наше время их количество огромно и будет увеличиваться всё больше и больше благодаря невероятно ускоряющемуся научно-техническому прогрессу. Но чем может быть чревата эта, существующая уже, тенденция? Именно ситуация, которая может возникнуть в обществе будущего, состоящего уже почти из одних ученых, проигрывается подробно в моем романе - научно-фантастической упаковке поднятого вопроса.
  Можно, конечно, назвать это общество еще коммунистическим(в него верили ведь не только сами коммунисты: и такие, как президент Джон Кеннеди, подтвердивший это в интервью корреспонденту советской газеты "Красная Звезда" - правда, сказавший, что в Америке он наступит раньше). Общество, где осуществляется принцип: каждому - по потребности, от каждого по способности. Но если с первым нет сомнений, то сложно сказать абсолютно то же о втором.
  Конечно: уровень производства полностью обеспечивает потребности каждого. А работа - не за деньги, как когда-то: исключительно как удовлетворения своего творческого интереса. Работа интеллектуальная.
  Но беда в том, что есть и такие, кому она не под силу: не достаточно способностей. Их, поначалу бывших поэтому обузой остального человечества, в критический период истории - длительный научный кризис - превратили в "неполноценных", которых стали безжалостно использовать.
  Первыми: женщин для вынашивания оплодотворенных in vitro яйцеклеток женщин-интеллектуалок, чтобы сберечь время для их работы. Отлично! Только из-за этого исчезает семья, и дети, лишенные защиты родителей, беспрепятственно могут быть "отбракованы" - превращены в "неполноценных". А тех уже можно использовать для чего угодно.
  Чтобы составить, во-первых, биофонд человечества, служащий источником заимствования внутренних органов и частей тела для хирургических пересадок полноценным, чей организм изношен интенсивной работой. Почему ж нет? Это ведь выгодно: с точки зрения человечества как биологического вида. А значит, полностью оправдано.
  Во-вторых, использовать их мозг в биокиберах. В-третьих, для проведения на них любых опытов. И, наконец, в-четвертых, служить удовлетворению сладострастия интеллектуалов и интеллектуалок, упрощая их сексуальную жизнь.
  А те напряженно трудятся, не щадя себя, в бессильных потугах выйти из мучительного кризиса. И положение "неполноценных" в этих условиях никоим образом не кажется им несправедливым. Да о них и редко кто думает. Что поделаешь, раз они такими родились, а помочь им еще ничем невозможно?
  Лишь Лалу, вооруженному фундаментальным знанием истории - не исключительно научно-технической, но и социальной - удается понять, что такое на самом деле они - "неполноценные": не просто группа, не входящая в человеческое общество по причине лишь беды, против которой еще нет средств. Нет: входят в него - как вполне определенная социальная группа. Сведенная до уровня бесправных рабов или даже хуже: домашних животных. И её появление в качестве таковой определяет существующий общественный строй - уже не тот, каким считают почти все: снова неравенство - как когда-то. Что должено быть ликвидировано, ибо подобное разделение человечества способно привести к страшному: царству сверхсовершенных роботов, заменивших людей, с немногочисленными бесчувственными гениями во главе и строго потребным этим гениям количеством умственно выродившихся "неполноценных". Но людям, интеллектуалам, не до его открытия: никто не слушает его, пока сохраняется кризис.
  И конец ему кладет физик Дан, друг Лала, делающий эпохальное открытие. Благодаря ему открыта далекая планета, подобная Земле. Для подготовки её к последующему заселению туда отправляются они оба и молодая женщина, Эя. У Лала еще одна цель - даже более важная: чтобы там произошло то, что пока невозможно на Земле - рождение ребенка собственной матерью. Как примера для остальных женщин делать это - единственное средство защиты всех детей от "отбраковки". Хотя он погибает там, но успевает ознакомить Дана и Эю со своим страшным открытием, и они возвращаются на Землю с рожденными ими двумя детьми, чтобы продолжить борьбу.
  Возглавляет тех, кто противостоит им, крупнейший генетик Йорг: единственный, кто втайне считает, что кризис был благом, позволившим человечеству в значительной степени освободиться от потребностей, связанных с животным происхождением. К чему они еще человечеству? Только отвлекают от самого главного, самого прекрасного: чистого служения науке, которое одно должно быть целью и смыслом жизни. Все остальное - любовь, родительский инстинкт - должны отмереть, исчезнуть. Это рудименты. Ненужные абсолютно. Давно. Жаль, что кризис закончилась преждевременно: раньше, чем остатки инстинктов не исчезли окончательно. Но даже почти никому из своих сторонников нельзя ему открыто признаться в этом: они считают существующее лишь оправданным - ему оправданий не требуется.
  Растет число сторонников Дана и Эи. Но в середине, среди тех, кто еще продолжает считать существование "неполноценных" просто выгодным в свете решения очередных великих дел, самый близкий ученик Дана, прагматик Арг. Из-за него Дан, когда победа была, наконец, полностью достигнута, отказался улететь на Землю-2, названную Данэей, куда отправились его дети и внуки.
  "Главное для Арга - практические задачи, которыми он занимается. Да, практик он замечательный, изумительный организатор - но дальше своих задач почти не видит. Не зная как следует историю, не интересуясь философией, не видит и возможных последствий грандиозных практических действий, которые он в силах совершить. Кругозор Арга узок, - но при его способностях он может натворить такого...!
  Глаз и глаз нужен за ним! Чтобы он - или если не он, другой, подобный ему - как-нибудь не положил под ноги своим великим задачам все что угодно: равенство, человечность, демократию, - он сделает это почти незаметно для самого себя, совсем не думая о вреде своих деяний".
  
  Как?
  
   Неужели смогли бы высоко интеллектуальные люди совершить такое? Как?
   Может быть, так:
   "Все дело в постепенности, - говорил мне адвокат, - в постепенности, и еще в одной коротенькой фразе, вопросительной фразе из трех коротеньких слов. Фраза эта гласит: "а почему нельзя?". Уверяю вас, что никакая мощность агитации не сравнится, по разъедающему своему действию, с этим вопросом. Нравственное равновесие человечества искони держится именно только на том, что есть аксиомы: есть запертые двери с надписью "нельзя". Просто "нельзя", без объяснений, аксиомы держатся прочно, и двери заперты, и половицы не проваливаются, и обращение планет вокруг солнца совершается по заведенному порядку. Но поставьте только раз этот вопрос: а почему "нельзя"? - и аксиомы рухнут. Ошибочно думать, будто аксиома есть очевидность, которую "не стоит" доказывать, до того она всем ясна: нет, друг мой, аксиомой называется такое положение, которое немыслимо доказать; немыслимо, даже если бы весь мир взбунтовался и потребовал: докажи! И как только вопрос этот поставлен - кончено. Эта коротенькая фраза - все равно, что разрыв-трава: все запертые двери перед нею разлетаются вдребезги; нет больше "нельзя", все "можно"; не только правила условной морали, вроде "не украдь" или "не лги", но даже самые безотчетные, самые подкожные (как в этом деле) реакции человеческой натуры - стыд, физическая брезгливость, голос крови - все рассыпается прахом. Для нравственных устоев наших этот коротенький вопрос - то же самое, что та бутылочка серной кислоты для глаз и лица. ...
   - А второе - постепенность, - продолжал адвокат. - Нет такого трудного предприятия, которого нельзя было бы одолеть секретом постепенного воздействия. Нужно только хорошенько разобраться в понятии "трудность", расчленить его на отдельные моменты, и не браться за все сразу, а по порядку, один за другим...
   Вы говорили давеча: как же могло это за столько лет никому не броситься в глаза? "Бросаются в глаза" только резкие, внезапные перемены: выдают себя только люди, еще не свыкшиеся с новым положением; постепенность, напротив - залог полного самообладания".
  
  Владимир (Зэев) Жаботинский "Пятеро"
  
  А как же демократия?
  
   А вот так! История слишком наглядно показала, какие гарантии может обеспечить она - эта система, предоставляющая нередко одинаковые права и умным, и дуракам: осуществляющая власть простого, без разбора, большинства - а не квалифицированного. Волеизъявлением большинства народа и были установлены самые деспотические режимы: большевиков в России, нацистов в Германии.
   Да и не всегда она включала в себя какие-либо права меньшинства: еще в древности демократия греческих полисов спокойно сосуществовала с рабством. Демократия исключительно "людей": рабы таковыми не считались. Как и много позже, во второй половине XVIII века, когда американские колонисты провозгласили в Декларации Независимости:
   Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью.
   Опять же: "люди" - но не негры, бывшие их рабами. Просто потому, что таковыми в полном смысле и не считались. Ни "отцами демократии", такими как Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин, ни даже тем, кто освободил их: Авраамом Линкольном. И такого же взгляда придерживались многие великие ученые: Жорж Кювье, Чарлз Лайель, Чарлз Дарвин*. А также величайший философ Иммануил Кант.
   Так что большой вопрос, помешает ли она когда-либо в будущем стать непреодолимой преградой не считать часть людей таковыми.
  
  Поэтому:
  
  Несмотря на большое значение, которое мы придаем победам знания и нашим достижениям, ясно тем не менее, что только человечество, которое стремится к этическим целям, может в полной мере воспользоваться благами, приносимыми материальным прогрессом, и справиться с опасностями, которые его сопровождают.
  
   Альберт Швейцер
  
   И еще
   "Люди, я любил вас! Будьте бдительны!"
  
  Юлиус Фучик "Репортаж с петлей на шее"
  
   *Introduction to Physical Antropology, Ninth Edition, Robert Jurmain et al., 394.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"