Аннотация: Обзор работ, поданных на Конкурс Русская Рулетка-2
Обзор работ
Конкурса Русская Рулетка 2
1. Добрушин Е. "Еврейская рулетка"
Сотрудник Моссад заброшен в прошлое, чтобы убить Ленина и тем самым изменить настоящее. Однако, поддавшись эмоциям, агент убивает офицера-черносотенца. Вроде бы задание провалено, но удивительным образом всё складывается, как надо. Убитый офицер не отбил невесту (которая не Крупская, а какая-то Лена) у Ленина, тот оставил политику, революции не случилось и тд и тп.
Рассказ производит странное впечатление. Пытаясь несколько поправить впечатление, Автор в комментариях привёл некоторые пояснения. Якобы случилась Третья мировая война, выжила горстка евреев - учёных и моссадовцев. Учёные придумали машину времени, а моссадовцы отправили в прошлое агента, чтобы тот убил Ленина. Не будет Ленина, не случится Революции. Не возникнет Советский Союз, не начнётся Вторая мировая и тд. Но в тексте этого нет, а мы оцениваем рассказ, а не комментарии к нему. Это во первых.
А во-вторых, охарактеризовать всё это можно только одним словом - бред. Потому что:
1). Машина времени что, только у евреев? В мирное, благополучное время лучшие умы человечества не смогли её придумать, а горстка учёных, спасающихся в подвалах и бункерах от радиоактивных последствий войны, смогла?
2). Люди умные (или хотя бы более-менее образованные) знают с детства: бороться надо не со следствием, а с причиной. В.И.Ленин - следствие, а причина - бородатый основоположник из Трира. И ведь не немец господин Маркс, совсем не немец.
3). Если агенту удалось изменить прошлое, он не смог бы рассуждать на эту тему с начальником, ибо это изменённое прошлое стало бы в его сознании единственно возможным, тем, которое он в школе изучал.
4). Офицер назван белогвардейцем, что нелепо, ибо события происходят в XIX веке.
5). Офицер, дворянин сидит в ресторане за одним столом с денщиком? Это даже не смешно. Такое может написать только человек, совершенно не представляющий специфики взаимоотношений между представителями разных сословий Российской Империи.
Могу продолжать дальше, ибо далеко не все нелепицы перебрал, но к чему?
2. Елина Е. "По следам Кощея"
Неплохая детская сказка. Правда, библиотекарша-лебедь избрала довольно замысловатый способ приохотить маленьких девочек к чтению, но впечатления это не портит. Да и то сказать, при наличии Интернета, многие дети воспринимают бумажную книгу, как анахронизм. Значит надо их чем-то увлечь. Поиски девочками ларца с Кощеевой смертью даже интерес вызывают, воспринимаются, как приключение. Хороший язык, интересный сюжет, жизнеутверждающая мораль, что ещё нужно для успеха?
3. Волгина Л.И. "Безродные"
Рассказ, достойный финала.
Автор задаёт важный вопрос: тот ли безродный, у кого родни нет? И сама же отвечает: нет. Старушку Егоровну всем селом хоронили, хотя жила она одна, родни не имела, а старик их дома престарелых, при наличии здорового обеспеченного сына, был похоронен за государственный счёт. Но сын, если можно так сказать, виртуальный, потому что пристроил папу в дом престарелых и знать его больше не желает. И вот этот сынуля - воистину безродный, потому что сыновний долг забыл. Впрочем, нет ли папиной вины в том, что сынок сволочью вырос? А если так, то и старика не жаль.
Рассказ заслуживал бы высокого балла, если его почистить и поправить: встречаются описки ("...уже три года, с тех пор, как какой-то лихач на мокрой шоссе не справился с машиной..."), ненужные повторы ("Бегала в город в школу, зимой каталась на санках со склонов оврага, летом бегала купаться на пруд..."). Но и в таком виде текс выглядит весьма достойно. На высокий балл.
4. РумянцевП.А. "Семейка собирается в гости"
Вроде как юмор, так и в заголовке указано. Только он какой-то не очень смешной получился. Семья собирается в гости, возникает неразбериха и путаница, на чём, в принципе, можно сделать неплохую юмореску, даже не слишком стараясь. Автор, увы, постарался. Язык тяжёлый, текст составлен из коротких, рубленых фраз, что его (текст) не красит. Вот только несколько типичных примеров.
"Дочка переминалась с ноги на ногу у двери в ванную. Дверь была закрыта изнутри - Мама приводила себя в порядок. Дочка хотела того же, но не могла этого сделать потому, что ей необходимо было попасть в ванную". Без комметариев.
"Едва Мама перешагнула через порог, как Дочка немедленно влетела в закрыла за собой дверь. Бабушка несчастным взглядом посмотрела на захлопнувшуюся дверь и побрела назад в комнату, одевать Сынка". Интересно, Дочка влетела в... куда?
"Одетый в несколько слоёв штанов, плотно застёгнутый в зимнюю куртку и прижатый сверху шапкой ушанкой небольшого размера, Сынок в прихожей изнывал от жары". Мне особенно понравились: "застёгнутый в зимнюю куртку" и "прижатый шапкой ушанкой".
Не впечатлило.
5. Львова Л.А. "Варьгинская нежить"
Хоть я и не большой любитель мистики, рассказ мне понравился и даже очень. В литературном смысле - безукоризненно. Только вот не совсем понятно, о чём хотела нам Автор поведать? О том, что природу необходимо любить и беречь? Тут спорить не о чем, только вот как любить и насколько беречь - это уже совсем другой вопрос.
Студенты, три девушки и парень, едут в деревню Варгино, в гости к сокурснице Инзе. Грибов насобирать, да Инзе с мамой со сборами помочь. Дело в том, что с недавних пор Варьгино стало считаться дурным местом, нежить завелась, вот народ из деревеньки и побежал. А нежить та якобы происходит из деревень, затопленных при строительстве Братской ГЭС вместе с церквями и кладбищами.
Прежде всего, непонятно, отчего это нежить ждала почти пятьдесят лет (Братскую ГЭС начали строить в 54-м, закончили - в 67-м), может ей нужно столько времени, чтобы вызреть? Неясно также, чем провинились обитатели деревеньки Вагрино перед жителями посёлков, ушедших под воду? Как-то не продуман этот момент. Ну и по сути проблемы вопросы возникают.
Из контекста следует, что гидроэлектростанция - зло, но так ли это? Основным потребителем электроэнергии, вырабатываемой Братской ГЭС, если кто не знает, является БРАЗ - Братский алюминиевый завод. Я там побывал лет двадцать назад и доложу вам судари и сударыни: завод потряс моё воображение гораздо сильнее египетских пирамид. Ну и алюминий, конечно.
Алюминий, как известно, самый распространённый на Земле металл, но ещё полтораста лет назад посуда из него стоила дороже золотой, а подешевел алюминий только тогда, когда изобрели электролитический способ его добычи. Так что дилемма проста: либо прогресс, либо откат в дикость. Деревни не затопляем, но и алюминия не имеем. Нет алюминия - гуд бай авиация. На мой взгляд, прогресс остановить нельзя, можно только по возможности минимизировать негативные влияния прогресса на природу.
Насильственное переселение с обжитого места, это, конечно, не очень здорово, только... Мне не удалось найти сведений о том, сколько насёлённых пунктов попало в зону затопления, но я точно знаю, что по данным на начало девяностых, за Уралом проживало всего 17% населения России. И вряд ли пятьдесят лет назад было больше. Так что не трудно сообразить: при строительстве электростанции подобного масштаба в европейской части страны, пострадало бы куда больше народа.
И ещё одно замечание. Вроде как мелочь, но взгляд цепляет. Автор пишет: "Про затопленные с кладбищами и церквями деревни слышали"? Знаете, Автор, не слышал и никто не слышал и не видел. Просто не мог видеть, потому что сельский населённый пункт с церковью называется селом. Село - центр церковного прихода, объединяющего несколько деревень, в которых Церквей не было. Я в курсе, что после того, как малограмотные комиссары посносили массу храмов, они многие сёла стали называть деревнями, но мы же не станем на малограмотных ориентироваться?
История получила неожиданное продолжение и пишу я об этом только потому, что случившееся явилось для меня полной неожиданностью. Всякого повидал, но такое впервые. Первый раз я сталкиваюсь со столь странной реакцией на обзор. Во-первых, госпожа Львова, как выяснилось, не приемлет даже лёгкой, благожелательной критики в свой адрес, а во-вторых, демонстрирует полное отсутствие логики.
Я задал простой и естественный вопрос: почему нежить выжидала 50 лет и почему отыгрывается не на строителях ГЭС, которые, собственно, деревни затопили, а на их, ни в чём не повинных потомках? Ответ Автора поразил цинизмом: потому, мол, что дети в ответе за деяния отцов. Не странно ли? В вину тов.Сталину ставится, в частности, и то, что при нём детей репрессированных тоже преследовали: в специнтернаты отправляли, закрывали им путь к высшему образованию... То есть получается, что демократическая общественность подобный подход осуждает, а госпожа Львова, напротив, одобряет.
Я позволил себе изумиться, в ответ раздалась брань, госпожа Автор, осерчав сильно, принялась сравнивать меня с отрицательными литературными героями и мерзкими земноводными в контексте похабных анекдотов (где поп, как говорится, а где приход?). Мало того, она ещё и потребовалау организаторов Конкурса заставить меня затереть этот обзор, чем грубо попрала священное право каждого на свободу творчества.
Стоит ли участвовать в конкурсах самодеятельных авторов тем, кто считает себя неприкасаемым гением, не подлежащим критике?
6. Сороковик А.Б. "История одного гладиолуса"
Подзаголовок: "Что-то вроде иронической сказки". Иронии (во всяком случае, заметной) я не увидел, а увидел светлую грусть, свойственную сказкам Андерсена. И хотя я предпочитаю оптимистичные финалы, здесь всё органично, да и грустные сказки тоже нужны. Язык бы ещё подработать (простой какой-то) и было бы совсем здорово.
Мне понравилось.
7. Зырянов А.В. "Цирк номер 8"
Впервые встречаю на конкурсах рассказ, написанный верлибром. Старания Автора следовало бы отметить повышенным баллом, да одно соображение останавливает: конкурс-то не стихотворный.
Используя ритмику эпоса, Автор описывает злоключения студента, пытающегося получить направление на донорский пункт. Кровушку продать хочет, дабы прибавку к скудному бюджету получить. Скажу сразу и честно: не впечатлило. Стихи, даже белые, особый вид творчества, его не получается воспринимать и оценивать так же, как и прозу. Вполне допускаю, что кто-то сочтёт сие творение шедевром. Но не я.
Есть и вопрос (это я не придираюсь, а именно из любопытства интересуюсь). Автор пишет, что в 2004 году имел стипендию в 116 руб. Где же, интересно, Автор учился? Мой сын как раз в 2005-м поступил, так у его стипендии даже порядок другой был.
8. КаримовД.Ж. "Рай 2.0"
Очередная антиутопия с очевидной моралью: лучше жизнь краткая, но настоящая, чем вечная, но виртуальная ("Лучше умереть стоя, чем жить на коленях" - Долорес Ибаррури). Написано отменно, но что-то мешает мне поверить Автору. Возможно понимание того очевидного факта, что он-то сам перед подобным выбором не стоял. Кроме того, где тут Россия? ГГ зовут Антоном, но если переименовать его в Мумбу-Юмбу, Чингачгука или Соломона Израилевича, что изменится?
Вывод: рассказ - добротная фантастика, но теме конкурса не соответствует.
9. Мельник О.В. "Синдром Стендаля"
Основной инстинкт, однако.
Изысканный текст, записанный красивым (по большей части) языком. Некий профессор изучает Синдром Стендаля на группе из десяти творческих работников. Оказавшись в комнате, стены которой плотно увешаны шедеврами живописи, испытуемые дружно впадают в состояние "легкого безумия, словно кто-то запустил в нее (в комнату) галлюциногенного газа". Однако стоило ассистентке профессора, Алине раздеться, "безумцы" немедленно пришли в норму.
Вывод: красивая женщина - лучшее произведение искусства. Ну, на вкус и цвет, как говорится... Не собираюсь спорить с Автором, а вот вопросы каверзные задам.
1). Алина присутствовала при эксперименте, но все эти музыканты, актёры и прочие модельеры не обращали на девушку ни малейшего внимания. Пока не обнажилась. То есть, впавшие в безумие испытуемые заметили девушку только тогда, когда она "полными грудями" у них перед носом помахала. И что хотел сказать Автор? Что главная черта мужчины - похоть? Или этот вывод относится только к богеме?
2). "В отличие от верхних этажей, совмещающих в себе дореволюционную роскошь и современную практичность, здесь, в подвале, царит откровенная совковщина - серая, полутемная и пустая". У молодёжи может создаться ложное впечатление, что советский архитектурный стиль характеризуется этими тремя словами. А так ли? Я, пример, живу в доме, построенном в 60-м году. И хотя он сер (в смысле, выстроен из серого кирпича), но отнюдь не пустует.
3). "За этими мощными дверьми легко могут скрываться засекреченные архивы или прототипы не прошедшего испытаний оружия". Прототип - это то, на основе чего создано что-то другое. Здесь, вероятно, речь идёт об экспериментальных моделях. Ведь именно их испытывают, прежде чем запустить изделие в серию.
4). "Николай Владимирович снял очки, потер переносицу, взял со стола лист бумаги, быстро пробежал по нему взглядом и продолжил". Это немного не по-русски. Пробежал его взглядом - точнее.
10. Гирфанова М.А. "Сюрприз"
Замечательный рассказ-зарисовка. Не скажу, что отдал бы ему победу (всё-таки мне представляется, что рассказ-победитель должен бы затронуть более высокую тему, нежели преодоление мамой инстинктивного страха перед ужом ради душевого спокойствия сына), но высокую оценку Автор заслужила.
11. Василевский А. "Поздравляю, это мальчик!"
Странный рассказ: то ли автобиография, то ли мечты. Понятно, коли ГГ в финале умирает и реинкарнирует в индийского мальчика, он не Автор.
Идея хороша и проста, как мычание: заниматься надо любимым делом, к которому человек предназначен. Не получилось найти сразу, поиски не бросать. Будешь упорен, удача тебе улыбнётся. В общем, каждый может реализовать свою большую Американскую, то есть Российскую мечту.
Хорошая, повторяю, идея, только вот записана... Коряво записана, откровенно говоря. Короткие, рубленые фразы, бедный синонимами язык. И этого человека номинировали на литературную премию и пригласили работать в журнал? Хотя, при нынешнем уровне грамотности всё возможно.
"Все, во-первых, более счастливы (чем бухгалтер, ненавидящий свою работу или врач, который стал врачом в силу потомственной преемственности)". Скобки в этой фразе явно лишние.
"Проходил мимо Мерседесов, управляя тогда Москвичом, и мечтал о первых". А можно было бы так написать: Проезжая на Москвиче мимо Мерседесов, мечтал о вторых. Не хуже получилось, как считаете?
"Потом все-таки необходимость писать вылилась в создание своего Живого Журнала, где я писал миниатюры. Но публиковать их пока не собирался или кому-то показывать". В русском языке, вообще-то синонимов богато. Не знали? А вторая фраза неправильно скомпонована.
"Весь этот год я ведь еще и работал на очередном нелюбимом поприще". Для сведения: Поприще (попирать) - вообще место, простор, пространство, на коем подвизаются или действуют. Но не работают.
12. Щербак В.П. "Три встречи Нового года"
Выбирать стиль повествования от первого лица довольно рискованно, если это первое лицо - маленький ребёнок, потому что пятилетки говорят и мыслят несколько иначе, нежели взрослые. И объяснить какие-то сложные вещи "детским" языком - непростая задача. К сожалению, решить её Автору не удалось, во всяком случае, не вполне. Читая, умом я понимал, что ГГ - малыш, но увидеть его не смог. И это первый минус рассказа. Впрочем, если внимания на него не обращать, читается легко.
Маленький мальчик живёт с мамой и очень страдает оттого, что у него нет отца, а следовательно и взрослого имени. ГГ рассказывает, как они с мамой встречали Новый год. Три раза. Первые два (календарный праздник и Старый Новый год) приходили чужие дяди, кандидаты в папы. Мама принаряжалась, к смотринам готовилась, но дяди пареньку не понравились. Ну а в канун Восточного Нового года никого не ждали, но появился ещё один дядя, оказавшийся отцом ГГ. Объятия, слёзы счастья, финал-апофеоз.
Только не верится мне, что всё так уж шоколадно и это второй минус. Где пропадал папа много лет? Почему они с мамой расстались? Он что, сидел или, может быть, в геологической партии зависал? Автор этого никак не объясняет, а ведь важный момент. Если папа бросил семью, зачем он маме, а если мама его выгнала (например, по причине безденежья или частого отсутствия), где гарантия, что это не повторится.
Думаю, рассказ всё же заслуживает оценки выше среднего.
13. Читолкин. "Послать по-русски"
Главный герой, относительно молодой человек тридцати лет с чисто русским именем Ярослав Генрихович, трудится заместителем начальника отдела в Контрольно-Ревизионном управлении. И вот, в один прекрасный день, начальник (Эльдар Идеалович, ну ясно же, что типичный русак) отравляет нашего ГГ в командировку в Варну и в Париж, чтобы расследовать махинации на гранильных заводах.
Мечты, мечты, где ваша сладость? Обломался Ярик жестоко: Варна и Париж оказались Уральскими. Чтобы подсластить пилюлю, начальник разрешает ГГ по выполнении задания отдохнуть на Чёрном озере у его племянницы Ирины. А что особенно интересно, ГГ едет не с явной проверкой, но с тайной. И именно этот пассаж сюжета меня особенно напрягает. Высокопоставленный чиновник тайно внедряется на завод и три недели работает простым уборщиком, чистит нужники. Вы можете в такое поверить? Я - нет. Или оперативники в контрольных органах перевелись?
Ну а дальше имеем сказку, ставшую былью в сознании Автора. Племянница Ирина оказалась немного перезрелой, но всё ещё привлекательной тридцатилетней дамой, с несколько неадекватным сознанием. Во всяком случае, я увидел её такой. А как ещё воспринимать даму, которая будто задержалась в XIX веке? Голубая кровь, дворовые люди, в наши дни это смешно. ГГ, понятное дело, влюбляется и походя, на раз, два, три находит клад - золотой многопудовый крест, вымазанный для маскировки смолой. Теперь можно увольняться и доживать в родовом имении в окружении верных крепостных.
Невольно вспоминается бессмертная фраза: "Пилите, Шура, пилите, они золотые". Правда, Балаганову с Паниковским не повезло, что гораздо ближе к реальности. И с именем героини Автор из выбранного стиля выбился. Её бы Роксаной назвать или Зубейдой, раз уж дядя - Эльдар.
14. Аноним. "Пункт назначения"
Даже не знаю, что сказать. Если это реализм, то я увидел девушку, постепенно сходящую с ума. Как это происходит на самом деле не знаю, но на мой взгляд, описано мастерски. Очень напоминает фильмы Хичкока, когда вроде бы ничего ужасного на экране не видишь, но атмосфера давит настолько, что мурашки по коже. Как бишь там это называется? Вспомнил, саспенс. Убедительный такой саспенс получился, восхищён.
Наблюдения насчёт метро интересны. Мне тоже случалось попадать не туда, куда направлялся, зачитавшись или глубоко задумавшись пропускать свою остановку или садиться не в тот поезд. Конечно, ничего даже отдалённо похожего на страдания Героини, но отчасти я её понял. Очень приблизительно, правда.
Не буду врать, я не любитель подобного чтива, но, если придётся оценивать, высший балл поставлю.
15. Градов И. "Часы немецкого лейтенанта"
Мне уже доводилось читать этот рассказ на другом конкурсе. Ну что сказать? Хороший рассказ, и за прошедшее со времени первого прочтения время, хуже он не стал.
ГГ случайно обнаруживает в лесу землянку времён войны, а в ней - скелет немецкого лейтенанта. При нём медальон с адресом и просьбой сообщить семье. И хотя прошло чертовски много лет, ГГ решает отыскать потомков погибшего лейтенанта. Языку немного недостаёт красок, что в данном случае я недостатком не считаю: подобная тема вполне может обойтись без красивостей.
Мертвые имеют право на упокоение, а живые должны знать, где могилы их близких. Хороший рассказ, Автор, оценка будет высокой. Оценка - 8.
16. Ледовский В.А. "Три желания"
Легко, однако, изображать бабушку Вангу, когда знаешь, что, где и как произошло.
Вчерашний афганец, а ныне студент Сергей, мучаясь тяжким похмельем, вместо занятий отправляется к озеру: полежать и подумать. И есть о чём: подруга Лена беременна, бросить её Серёге врождённая порядочность мешает, а как семью создавать, когда оба -- нищие студенты, ни кола, ни двора, общага -- дом родной? Ну а поскольку накануне обдолбался парень конкретно (водка, травка, таблетки), увидел он то, чего люди с незамутнённым сознанием видеть не могут -- гнома.
Непонятно с какого перепуга, сказочный, но вполне материальный персонаж решил исполнить три желания Сергея. Никто гномика не принуждал, может добрый стих на него напал, а скорее всего, постебаться решил, вредина. Ибо ограничениями Серёгу обложил, как волка флажками, чтобы, значит, губёнки сильно не раскатывал. Во-первых, желания должны быть направлены на людей посторонних, во-вторых, не выходить за рамки установленных для людей законов, а в-третьих, срок реализации -- до двадцати лет.
Полагая гнома глюком, результатом вчерашней неумеренности, Сергей, чтобы отвязаться, быстренько загадывает желания: 1) чтобы в Афгане воевали не наши, а америкосы с англичанами; 2) чтобы каждый гражданин страны мог, при желании заработать миллион; 3) чтобы вон тот парень (в этот момент Сергей ткнул пальцем в направлении компании студентов-юристов, отдыхавших неподалёку) стал президентом.
Идея неплоха, оригинальна. И в свете бед, свалившихся на нашу страну, подобная версия не выглядит столь уж фантастично. Рассказ можно было бы счесть забавной юмореской, если бы не некоторые несоответствия, вызывающие недоумённые вопросы у внимательного читателя. Прежде всего, обозначим исходные данные. Первое: в армии Сергей мечтает о возвращении в родной Питер, значит можно сделать вывод, что место действия -- город на Неве. Второе: в тексте упоминается, что у власти находится Андропов, значит время действия -- 83-й год. Третье: студента, которому Сергей президентство пожелал зовут Володей, так что речь идёт о В.В.Путине. Ну а теперь, когда с диспозицией определились, перейдём к вопросам каверзным.
1). "Выскользнув вместе с направляющимся в институт народом, Сергей совершил привычный маневр уклонения от пути к знаниям в сторону соседнего озера". Чего-то я в Питере озёр в черте города не припоминаю. Сам-то я москвич, но в Питере бывал часто и как-то озёр не видел. Река, да, реки там много.
2). Соседнее озеро это как-то не звучит. Соседнее с чем, с институтом? Не связывается. Лучше было бы сказать просто "в сторону озера". Понятно же, если пешком пошёл, значит озеро расположено неподалёку.
3). Если Сергей -- питерец, отчего живёт в общежитии? И почему "никому он по большому счету в мире не нужен"? А где родители, он что, сирота?
4). "Отвернувшись от загоравшей неподалеку компании то ли студентов, то ли недавних выпускников юридического вуза, Сергей расположился на травке и утомленно прикрыл глаза". А как он понял, что ребята -- юристы, если те в основном говорили о предстоящей женитьбе друга Вовы?
5). Л.А.Путина действительно работала стюардессой, и поженились они с Владимиром Владимировичем в июле 1983 года. Но. В.В.Путин закончил юридический факультет ЛГУ в 1975 году, а к лету 83-го он уже восемь лет как служил в КГБ и чин имел не меньше капитана. И мне очень сомнительно, что в те годы тридцатидвухлетний капитан КГБ мог манкировать службой, устраивая пикники с друзьями в рабочее время. И как-то трудно принять человека за тридцать за недавнего выпускника.
Подобные неточности сильно снижают впечатление даже от неплохого в целом текста, а ведь есть ещё и чисто грамматические ляпы, которые тоже неплохо бы вычистить. Вот парочка навскидку.
"Навалилась дрема. Такая же, как и в спокойные вечера в промежутки между выходами на прочесывание и разминирование территории". В промежутке или в промежутках.
"Да и Леньке с девчатами - в качестве компенсации за ночное появление в пьяном виде - что-нибудь тоже надо было приобрести". Если бы Сергей открыто жил с Лёнькой, сидеть бы им обоим. Голубых в то время власть не жаловала. Видимо, всё же речь о Ленке?
17. Светлаков. "Деревня детства моего"
Это, конечно не художественная проза, не рассказ, а, скорее, очерк. Но теме конкурса соответствует полностью.
Светлый получился очерк, добрый. Казалось бы, эка невидаль? Обычная деревенька, одна из многих, но с какой любовью описана! Да и любовь к Отечеству начинается с любви к Малой Родине, я в этом убеждён. Автор хорошо понимает, о чём хочет сказать, а потому и читается очерк легко.
К сожалению, при общем, более чем благоприятном впечатлении, ошибок в тексте всё же многовато, следовало бы предварительно вычитать, а уж затем на конкурс подавать, времени было вполне достаточно.
"Иногда приходил с женой, красивой блондинкой, сам Лев Яшин, в скромных тренировочных динамовских костюмах". Неужели Лев Иванович носил сразу несколько тренировочных костюмов?
"От сгорающих почти без дыма шишек, исходил по всей усадьбе запах сосновой смолы". Исходил по усадьбе это не по-русски. Лучше так: исходил запах сосновой смолы, отчётливо ощутимый в любом уголке усадьбы".
"Вдоль аллеи проходящей, мимо Белой дачи высажены голубые ели, точно такие же, как на Красной площади из питомника на Северном Кавказе". Предложение будет восприниматься куда лучше, если переставить слова: "...голубые ели из питомника на Северном Кавказе, точно такие же, как на Красной площади".
Конструкции во-вторых, в-третьих, в-пятых, отделяются запятыми от остальной части предложения и пишутся через дефис, а не через тире.
"...так называли водку, запакованную жестяной пробкой "бескозыркой", ценой 21р 20к". Упаковкой обычно называют то, что покрывает пакуемый предмет целиком. Так что к пробке термин вряд ли применим.
Оценка, тем не менее, будет высокой.
18. Чваков Д. "Приметы времени"
Великолепно, впрочем, я чего-то подобного и ждал. Рассказ о простом человеке в тему Конкурса попадает, как пуля в яблочко. Спасибо, Димыч, прочёл с огромным удовольствием. Всё, больше сказать нечего, оценка будет очень высокой.
19. Капустин В. "О поле, поле"
Интересная аллегория.
Начав читать, подумал было: "какая чушь". Потом вчитался и понял: нет, не чушь это, совсем не чушь, а ясно изложенный (правда, в аллегорической форме, но кто сказал, что это запрещено?) протест против утери национальной самобытности. Против преклонения перед Западом, как называли это явление во времена СССР. А если серьёзно, меня чрезвычайно раздражает засилье американизмов, изрядно замусоривших за последние двадцать лет наш прекрасный, сложный язык. И ладно бы речь шла о терминах, русскому языку не присущих: в конце концов, заимствования никто не отменял, это нормальный процесс развития любого языка. Но лингвистические уродцы используют и тогда, когда никакой необходимости в том нет. Примеры приводить не буду, они на нас каждый день из телевизора изливаются.
Так что поздравляю, Вад, написано здорово. Вот только одна мелочь совсем лишняя, убрать бы. В самом начале рассказа указано, что ГГ учительствует в Московской школе N864. И вот лежит ГГ на крыше и наблюдает в подзорную трубу, как "За Москвой - рекой, в тени деревьев парка Культуры степенно прогуливался, понемногу приближаясь к знаменитому Заповеднику русского слова, преуспевающий американский бизнесмен Боб Смит". Беда в том, что школа N864 реально существует и расположена по адресу: Литовский бульвар, д.6, корп.2.
Это в Ясенево, а оттуда не то, что парка Культуры, даже Москвы-реки не разглядеть: до ближайшего изгиба русла километров десять. Мелочь, понимаю, но писатель должен быть точным даже в мелочах, особенно когда вводит в сюжет реально существующие объекты. Оценка, тем не менее, будет высокой.
20.Грошев-Дворкин Е.Н. "Славка Морозов"
Любит Евгений Николаевич описывать непростые жизненные истории, а мне нравится их читать. Потому что хорошо пишет. Хорошо и интересно.
Грустная история одноклассника, не вписавшегося в "новую жизнь". Много их было таких не вписавшихся или не вполне вписавшихся. Тяжело, конечно, читать такое, но ведь жизнь не из одних радостей состоит, да и необходимы трагедии, потому что душу читателя в возвышенное состояние приводят. Так что рассказ мне понравился и поставил бы я высший балл чистой совестью, да не могу. Это было бы нечестно по отношению к другим, более внимательным и ответственным авторам. Ибо грязен текст, не вычитан, изобилует ошибками, помарками и неточностями.
"Однако был он, благодаря своей успеваемости, принят в Совет пионерской дружины, председателем классной дружины и ещё многим кем - сейчас не припомню". Председателем классной дружины нельзя принять, можно только быть избранным.
"Отличники то же учились, но это всё еврейские дети были". В данном контексте тоже пишется вместе.
"Правда и пришибленным стал. И от пришибленности этой, только с возрастом стал избавляться". Повторение одного слова текст не красит. А для чего тогда нужны синонимы?
"Кто "при руках", да при "соображалке" - форму вряд ли оденет. Для того честь дороже". А вот этой фразы я простить не могу. Это что же, офицеры - люди без чести? Родину защищать, это чести не иметь? Да я сам офицер запаса.
"Трудился я как "папа Карло", что бы в семье не только хлеб, но и мясо было". В данном контексте чтобы пишется вместе.
"Я тогда к Ельцину на прём записался". На приём.
Учитывая вышеизложенное, оценку поставлю не самую высокую.
21. Андрощук И.К. "Малеевский феномен"
Замечательный рассказ, живо напомнивший лучшие творения великолепного Роберта Шекли.
Председатель разваливающегося колхоза и бывший секретарь райкома придумывают сенсацию, на волне которой можно попытаться в местный Совет пролезть: якобы в колхозе инопланетный шпион живёт. Критерии для отбора кандидата в "инопланетяне" жёсткие: он должен быть непьющим (чтобы по пьяни не проболтался), образованным (чтобы мог грамотно роль сыграть) и пришлым, хотя и старожилом. И только один лишь главбух всем этим условиям отвечает...
Прикольный сюжет, хороший язык, оценка будет высокой.
22. Терехов Б.В. "Чапаев и другие"
Разнообразные литературные герои (а Чапаев, в некотором роде, тоже литературный герой, персонаж фольклора) причудливо перемешаны в этом фантасмагорическом рассказе. Эх, молодец Автор, так замутил, что даже и сказать нечего. Сам дивлюсь, что понравилось. А ведь понравилось, хотя никогда фантасмагорий не любил. Пытаюсь сдержаться, но рука сама собой высокую оценку выводит.
23. Аскова Э. "Станок"
Грустно, но правдиво. Производство разваливается, разве что за исключением нефте- и газодобычи. Да и там, ещё советские наработки в ходу, из нового только трубопроводы, а уж с обрабатывающей промышленностью совсем беда, чтобы там не вещали с экрана "слуги народа". Жалко старика Степана, да и вообще всех таких степанов жаль.
Заболел я как-то, врача на дом вызвал. Не поверите - гастарбайтер пришёл, киргиз. Так он меня не только стетоскопом послушал, но и пальцами выстучал, а я, признаться, уж лет двадцать не видел доктора, который бы таким методом диагностики владел. Это что же получается, у нас не только дворников и строителей, но и врачей нехватка?
Благодарю вас, Автор, за правдивый, жизненный рассказ. Ну и оценка соответствующая будет, не сомневайтесь.
24. Зотиков. "Ужасы нашего детского садика"
Браво! Восхищён! Великолепная сатира. Злая, кусачая, местами как бы и чрезмерная, но в данном случае это как раз то, что надо. Из двадцати четырёх прочитанных рассказов, этот пока самый лучший. Вызывает неподдельное уважение мужество Автора, но не только оно. Рассказ написан мастерски, реакции и интонации детей, насколько могу судить, переданы очень точно. Один только ГГ Костик выражается в несколько не свойственной детсадовцу манере, ну так на то он и вундеркинд.
Скорей бы Костики подрастали...
P.S. Один только вопрос Автору: а почему священник в красной рясе?
25. Фэлсберг В.А. "Маленькая ночная серенада"
Вечер. ГГ лежит дома на диване, вздрагивая от боли щиколотке, повреждённой во время вчерашнего футбольного матча. А может и не в футбол он играл, а во что-то другое, я не особенно вникал, да это и не столь уж важно. Лежит он, значит, боль свою баюкает, размышляя о том, о сём под "Ночную серенаду" Моцарта. Мысли мечутся хаотично, с одного на другое перескакивают и умение написать вот так - одно из несомненных достоинств Автора. Мы ведь только пишем последовательно, а мыслим зачастую как раз хаотично, вперемешку о разном. У меня, когда читал, полное ощущение возникло, что в голову к ГГ забрался.
Короче, лежит значит ГГ, размышляет, как вдруг шум со двора, крики. Громко так, грубо, с возвышенного настроя от божественной музыки сбивают. Доковылял ГГ до окна и видит: большой мужик бабу избивает (конкретно так, от души, в том числе и ногами), а маленький его увещевает. По всему выходит муж неверную жену учит. И предался ГГ раздумьям вмешиваться аль нет. Решился. И, невзирая на боль в ноге, побежал, прихватив топор, на выручку избиваемой, понимая в глубине души, что баба того не стоит.
Но не вернулся домой, добежал и в состоянии аффекта обоих мужиков зарубил. А осознав чего учудил, домой бросился, лихорадочно прикидывая шансы выйти сухим из воды. Неплохие шансы: нога повреждена, что многие подтвердить могут. Одного я не понял, а именно: причин порыва. Отчего ГГ избиваемую женщину выручать кинулся: от благородства душевного или оттого, что вопли Моцарта слушать мешали?
. И хотя я склоняюсь ко второй версии, в минус Автору этого не поставлю. Пусть ГГ вовсе не столь хорош, как поначалу показалось, но ведь и такие люди есть, так что в любом случае рассказ представляет собой срез одной из граней жизни. Да и написано преотлично, Автор, как правило, мастерски словами владеет, причём, не только теми, кои всем известны. Подобно Владимиру Владимировичу (поэта имею в виду, Маяковского, если кто не понял) не боится новые слова выдумывать, виртуозно сшивая ими различные части рассказа.
Я не случайно сделал оговорку "как правило", потому что нет, нет, а натыкается взгляд на шероховатинки, особенно заметные в превосходно слепленном тексте. Читаешь, читаешь и вдруг бац - странная фраза, русскому языку не свойственная, будто её не господин Фэлсберг писал, а иностранец, недавно изучивший русский язык. Приведу несколько таких:
"Сегодня я честно заработал предаваться полному безделью". Типичный пример. После "заработа" слово пропущено, и это настолько очевидно, что просто в глаз бьёт. Заработать можно что-то (право, возможность), а в процитированном виде предложение выглядит странно. Не по-русски.
"Мимоходом по улице часто случается слышать, как спутники жизни освещают враг врага крепкими словцами". Опять-таки не по-русски это. Каждое слово, взятое отдельно, написано грамотно, а вот вместе они как-то не так скомпонованы.
"Стою и пялюсь. Как в заду негра". Тут остаётся только отреагировать фразой из старого, бородатого анекдота: "Люблю людей, которые везде побывали".
Но в целом - превосходно, оценка будет высокой.
26. Удонтий М. "Козел-дерезел или Генрих, ты довыдрючивался!"
Автор верна своему любимому герою, перед нами новые похождения "гламурного грузчика" Генриха Валентиновича. До чего же гаденький персонаж (на мой вкус, конечно), но читать приятно. Хорошо написанный рассказ о грузчике интеллигенте. И пусть ГГ - не лучший представитель рода человеческого, но и такие типажи в природе встречаются (вспомним хотя бы интеллигентного слесаря из "Двенадцати стульев"), а значит имеют право быть запечатлёнными в художественных произведениях.
Единственное, что мне непонятно, зачем Маше такой утлый муж? Если для статуса, так времена нынче другие. Достатка семье ГГ не обеспечивает (а покушать, между тем, любит вкусно и обильно), высоких душевных качеств я у него не приметил, любви, на мой взгляд, он не заслуживает. Разве что жалости. Впрочем, я не женщина. А так, всё на уровне, оценку поставлю высокую.
27.Мудрая Т.А. "Лошадь и Дивногорье"
Приятная сказка с уклоном в краеведение (о Воронежской области рассказано обильно, с любовью и со знанием дела, я много раз там бывал, в том числе и в описываемых местах, так что оценить могу). Язык богат, красочен, картинки живо встают перед глазами. Причудливые фигуры из песчаника, призрачный конь, несущий сквозь ночь искалеченную девочку... Что это? Сказка, или виденья, пришедшие к Дине во сне? Но так ли важно, был ли конь или привиделся, если девочка исцелилась?
Рассказ хорош, даже очень, спору нет, только, на мой взгляд, не вполне соответствует теме конкурса. Где тут Россия? Только место действия, не более того, то есть тема соблюдена формально. С присущим ей мастерством Автор поднимает глобальные вопросы, которые имеют к России ровно такое же отношение, как и к любой другой стране. Или за Западе не было сильных духом? Или только россияне стояли перед Выбором? У Джека Лондона половина рассказов о таких людях, да и не только у него.
И ещё одно, уважаемая Татьяна Алексеевна. Любой автор пытается сделать своих героев живыми и потому наделяет их определёнными чертами характера, внешностью, биографией. Но выбор должен быть обоснован. Скажем, почему Вульф у Стаута толст, мне понятно. Или, возьмём роман "Душной ночью в Каролине". Автор сделал своего героя негром: ведь приходится вести расследование в расистском штате, что значительно усложняет задачу чернокожего полицейского. Но вот почему Ваша героиня башкирка, я не уловил. По-моему, с равным успехом она могла бы быть чукчанкой или лезгинкой.
Ещё одну мелочь хотелось бы уточнить. Вы пишите: "...а когда завод пришёл в упадок, все поразбрелись". Мне довелось побывать на Хреновском конезаводе года три назад. Насколько он процветает, сказать не могу, но заброшенным не выглядит: люди работаю, лошадки красивые в денниках овсом хрупают.
Ну а так, сам по себе, рассказ превосходен. Добрые сказки тоже нужны, тем более и сломанные позвоночники иногда срастаются. Приведёт судьба судить, оценку поставлю высокую, но не максимальную. За несоответствие.
28. Новиков В.Н. "Казачий Крутояр"
Ещё один рассказ с краеведческим уклоном.
Скажу сразу и честно: охоту не люблю, к охотникам отношусь настороженно. Потому что не понимаю, как можно находить удовольствие в убийстве живого теплокровного существа? Чего стоит одна только сцена, в которой трое здоровенных мужиков с ружьями, в моторной лодке, пытаются догнать и добить раненую птицу. Вам бы на медведя с рогатиной, да в одиночку, это было бы честнее.
Однако наш лозунг -- объективность, поэтому отбрасываем личные предпочтения, зрим в корень. То, что Автор любит природу вообще и родную деревеньку, в частности, неоспоримо: эта любовь к родному краю видна в каждой строчке. В познавательном смысле рассказ хорош, мне понравился. А вот с точки зрения литературы -- не очень. Рассказ написан двенадцать лет назад (сильно подозреваю, что экспромтом написан, в один присест) и такое впечатление, что с тех пор никто его не вычитывал и не правил.
Повторы, короткие простые фразы никакой рассказ не украшают. Так мало того, текст ещё и грязен невероятно, изобилует ошибками, описками и разными прочими неправильностями. Вот некоторые примеры:
1). "Вот и в этот раз, убежав в середине дня с работы, он предложил мне: "Ну что, Володя, сходим за утками?" Он что, прямо в середине дня на охоту собрался, спонтанно?
2). "Люба, жена Василия, выдала нам по комплекту толстых, вязаных на козьем пуху свитеров". Может всё же вязаных из козьего пуха?
3). "Сашек у нас за моториста". Их много? Если один, то Сашок, но Автор его упорно через "е" пишет, так что это не случайная описка.
4). "Сдесь на добрую сотню метров русло реки было прямым". Здесь.
5). "Сашек глушит мотор и мы выпрыгиваем не берег". На берег.
6). "Мы подумали, что вы пограничники. Все, попались думаем , возбужденно
говорит Василию один из мужиков, - а вы, слава Богу, охотники". Прямая речь оформляется не так. Абзац -- лишний. Это только один пример, но подобных лишних абзацев и неправильных прямых речей в тексте много.
7). "...по воде, между нашей лодкой и противоположным берегом, бежит подранок...". Утка, конечно, хорошо плавает, но не уверен, что она может по воде бежать, чай не Спаситель. Бывает подобие бега, когда птица, готовясь взлететь, перебирает лапками и тогда действительно возникает ощущение, что бежит. Но при этом птица активно машет крыльями, а у подранка, о котором речь, крыло перебито...
Извините, уважаемый Автор, рассказ ваш хорош сюжетно, но далеко не столь же хорош литературно и грамматически. Поэтому оценка будет средней.
29. Веркистова М."Лето еще не началось"
Милая зарисовка про детство, когда каждый день приносит новые открытия. Время мчится галопом, новый день не похож на вчерашний, а ты ничего не боишься (кроме как маму огорчить), потому что в девять лет считаешь себя бессмертным.
Спасибо, Мария, отлично у Вас получилось. Тот случай, когда и придраться-то не к чему, даже если б и хотелось. Но мне, знаете ли, совсем не хочется. Высокая оценка, бесспорно.
30. Коган М.Н. "Отпечаток времени"
Ну что сказать? Ретро-рассказы люблю, особенно если они написаны тем языком. Ну или хотя бы похожим на тот. Языковый колорит эпохи передать Автор смогла (во всяком случае, мне так показалось), читать было приятно и даже очень. Только вот идея в чём? Нет, я понимаю общий смысл. Провинциальный городок, запущенный, лишившийся к середине войны былого лоска фотосалон, символизирующий собой близкий конец эпохи.
Это запустение, ожидание скорого распада Автор передала отменно. Вот только цельной картинки нет, будто не фильм смотришь, а отдельные фотоснимки в руках держишь, причём, последних-то, финальных и нет. Будто бредёшь "Тропой ложных солнц". Оценку поставлю выше среднего.
31. Тихонова Т.В. "О розах и укропе"
Рассказ о жизни старинной, дореволюционной, о событиях стародавних, когда людей, как скотину продавали, да пороли на конюшне по барской прихоти.
Ну а если серьёзно, не понравилось. По многим причинам. Что мы видим? Мы видим толстую барыню, пьющую чай с ватрушками и дающую указания на день грядущий верному управляющему. Мол, розы бы опрыскать, да Степана выпороть и что всего ужаснее, указания эти одинаковым тоном даются. Благодушно-ленивым. За что Степану розог? А просто так, захотелось.
А рядом с мамой дочка, Света, томящаяся по причине переходного возраста грёзами девичьими. Что-то ей мстится, а что-то и видится. За любовными встречами своих "вещей" наблюдает барышня с неподдельным интересом, хотя и понимает, что за людьми подсматривать нельзя. Ну так то за людьми, а за вещами можно.
Язык повествования хорош. Но тем сильнее становилось моё раздражение против этих существ, живущих жизнью примитивной, как у бабочек, не приносящих никому пользы, но владеющих душами. Нет, правильно их в семнадцатом стреляли, было за что.
Если целью Автора было показать читателю "барство дикое" (термин не мой, если кто не в курсе, а Пушкина, который наше всё) во всей красе, она преуспела. Ну а если серьёзно писала, то увы, девушка Света меня не впечатлила. Пустая девица, даже если на роялях играет и по-французски балакает, как у дворяшек принято было.
А потому с оценкой я пока не определился. It depends, как говорят британцы. Буду думать. Может средняя получится, может выше. А может и не дойдёт до оценок, дай Бог.
32.Райц А. "Вектор времени"
Даже не знаю, что сказать. Странный рассказ.
Провинциальный лидер мелкой партии собирает ложки, приворовывая их по случаю. По пятницам ритуал: Пётр Петрович раскладывает коллекцию на коврике, разговаривает с ложками (каждой он имя придумывает), газеты им читает. На приёме у губернатора ГГ уводит очередную ложечку, на этот раз золотую. Его за это слегка бьют. Затем ГГ идёт домой, его сбивает машина, а очнулся Пётр Петрович самоваром.
Если честно, не понял ничего. А как судить то, чего не понял? Не знаю. Может это гениально, а я, недалёкий, мозолистым от клавиш пальцем в правый верхний угол клавиатуры ткну.
Думать буду насчёт оценки.
33. Дьяков В.Е. "Взорванная тишина"
Сильный рассказ. Вообще-то я не люблю, когда в повествование включают реальные трагедии, но в данном случае.
Молодая, успешная, но незамужняя женщина периодически ездит к любовнику, оставляя двенадцатилетнюю дочь одну. А что такого? Девочка уже большая, а регулярный секс полезен для здоровья. Тем более, живёт Надя на Гурьяновской улице, а любовник - совсем рядом, на Люблинской. Во время очередного романтического свидания вышла Надя на балкон подышать и вдруг взрыв. Тот самый!
Взорвали соседний дом, дочка Марина не пострадала, только напугалась сильно. Переживания героини, её раскаяние, неумелые молитвы показаны убедительно, без фальши. Любовник или ребёнок - такой выбор делали и делают ежедневно множество женщин. И дай бог им принять правильное решение без такого толчка, коим является взрыв жилого дома. Так что рассказ сильный, но не без огрехов.
"...бутылка армянского коньяка в пузатой бутылке. Бутылка была уже почата...". Бутылка в бутылке - оригинальная упаковка. Да и третья бутылка тут как тут, для полноты картины.
"Ну разве удовольствие даже умеренное потребление плохой советской водки типа "коленвал", плохой пищи". А вот клеветать на мою Родину не надо. Вам, молодой человек (мой ровесник подобной ерунды не написал бы) и не снилось то качество, которое имела советская водка. Уж я то знаю, добре её потребил. И пища была не чета нынешней. У нас, в то время, не выпускали продуктов, с полугодовым сроком хранения. Так что жуйте, любезный, свой консервант, химически подкрашенный и не умничайте.
Балл мог бы быть высшим... Но не будет.
34. Криминская З. "Как все, так и мы"
Автобиографический рассказ, честный искренний. Казалось бы, ничего особенного, женщина повествует о своей, не слишком замысловатой жизни. Такой, как у многих. Но разве Россия это не её граждане? И если один участник конкурса рассказывает простую историю о своём знакомом, простом человеке, почему другая участница не может рассказать такую же историю, но о себе? Так что теме Конкурса рассказ, на мой взгляд, соответствует. И насчёт врождённой грамотности Автор не хвастает зря: только редкие опечатки встречаются, а так всё на уровне.
Рассказ, несмотря на свою незамысловатость, берёт за душу. Меня, по крайней мере, взял. Поэтому высокую оценку выставлю без колебаний.
35. Людвиг С.Д. "Папина дочка"
Странный рассказ, несвязанный какой-то. Девочка с даром заглядывать в прошлое и будущее (на день всего, но может!), её папа (который вовсе не папа), не желающий отпустить дочку учиться в Москву. А ещё война между пастырями и волхвами, непонятно за что бьющимися. Я конфликта не понял, Автор. Зачем некий дядя пытается убедить девочку, что он её настоящий отец, если не рассказывает, в чём глубинная суть конфликта и почему мама девочки сбежала от пастырей к волхву. А когда биологический отец-пастырь пытается отбить отбить дочь, приёмный папа-волхв накидывает на плечи медвежью шкуру и перекидывается в медведя. Это как понимать? Волхв - синоним оборотня? А пастыри тогда кто такие?
Что это вообще за группы? А что бьются? Автор то ли нас, читателей за недоумков держит, то ли не считает нужным что-то объяснить, то ли сама не знает, в чём тут дело. На нас вывалены некие эпизоды, в единую картину не связанные. И если Автор думает, что выбором Иркутска в качестве места действия и введением в текст виртуальных волхвов (слово, русскому языку не чуждое) соблюла конкурсные требования, она сильно ошибается.
Помимо всего прочего, меня и литературно-грамматическая часть не удовлетвоила.
"На плите жарилось мясо, то и дело брыкаясь и стреляя в разные стороны маслом". Брыкающееся мясо это сильно. Насколько знаю, брыкаются животные, особенно тогда, когда их пытаются мясом сделать.
"Поэтому, отправляя копии своих документов по ЕГЭ в Высшую Школу Экономики, я ни на секунду не задумалась, что он встанет рогом". Это немножко не по-русски, как мне кажется. "Я не предполагала" выглядит лучше.
"Я хотела ломануться через дома напротив". Сложно "ломануться через дома", не умея проходить сквозь стены.
"Эти уютные дворики отличались от нашего открытого двора, полностью укутанные невысокой зелени играющей в последних лучах солнца за сегодня". Предложение - просто перл, настолько не согласовано.
Извините, Автор, но Ваш рассказ меня совсем не впечатли.
36. Зуев-Горьковский А.Л. "Не в коня корм"
Этот Автор мне знаком, его повесть "Речные истории" я оценивал на одном из конкурсов и сейчас скажу то же, что и тогда. В чём прелесть "Речных историй" в целом и данного конкретного рассказа, в частности? В том, что там нет ни крови, ни политики, ни попыток познать Вселенную или найти смысл жизни. Это просто мягкий, добрый юмор. Именно юмор, а не похабные шутки ниже пояса, чем грешат нынче многие юмористы, вплоть до ещё недавнего времени мною весьма уважаемых.
А ещё "Речные истории" хороши тем, что состоят из коротких рассказов, кои могут жить своей жизнью, то есть, существовать вполне самостоятельно. Настоятельно рекомендую читателям зайти на страничку Автора и прочесть его творения - получите удовольствие.
37.Терехов А.С. "Черная коробка"
Ещё один странный рассказ. В том смысле странный, что мне не удаётся замысел Автора понять, распознать. Оно так вроде и фразы понятные и отдельные слова - тем более, а связной картинки не складывается.
ГГ сидит в кафе со своим напарником. Оба они вроде из полиции, Рыжий - наставник, ну ГГ - стажёр. И вот сидят они, кофий пьют да в логические шарады играют. Из того, что на скамейке, на том месте, куда Рыжий приземлился, обнаружился свежепролитый кофе, а на столе - билет на концерт Юрия Лозы, пытаются представить, кто тут до них сидел. Никакой практической надобности в том нет, так, мозги тренируют.
Логические построения героев показались мне натянутыми, но дело не в них, а во взаимоотношениях. Рыжий напарницу вроде любит, но с этаким привкусом ненависти, потому что ГГ не собирается отвечать напарнику взаимностью. Он ей не то, чтобы не нравится, а даже немножко противен, чего ГГ не особенно скрыть старается. А оттого Рыжий напарницу исключительно идиоткой называет.
А затем с Рыжим случается сердечный приступ, он помирает, а ГГ, отправив труп по принадлежности, бредёт домой в свою квартиру, свою Чёрную коробку. Ну и чём это? Прежде всего, где тут Россия? Нету, не видать, а значит, теме Конкурса рассказ не соответствует, на чём обзор и закончить можно, но я ещё пару слов скажу. Для того чтобы писать тексты в стиле БГ, надо быть БГ.