Сюжет рассказа показался мне довольно сумбурным. Хотя действующих лиц не так уж много, приходится прикладывать недюжинные усилия, чтобы удержать в памяти их частые метаморфозы (об этом чуть позже). Но это ещё полбеды, хуже, что на каждом шагу вылезают странности и нелогичности. Ладно, попробуем разобраться.
Итак, озеро неподалёку от города, курорт местного значения. Молодой человек по имени Олег, возлежащий на пляже, с удовольствием разглядывает двух девушек в бикини (рыженькую и беленькую), крутящих педали водного велосипеда. Свернув за мыс, "Скат" застревает, уткнувшись в песок, а девушки попадают в затруднительное положение: "за ивняком начиналось большое болото", через которое вела узкая, непривлекательная тропка. Кто-нибудь видел болото на курорте, непосредственно рядом с пляжем? Я -- нет, во всяком случае, в наших умеренных широтах. Можно добраться до пляжа вплавь, он недалеко и блондинка так и собирается поступить, но рыжая предлагает позагорать...
Странно, почему девушкам не пришло в голову даже попытаться вытащить "Скат" из песка? Водный велосипед штука лёгкая, двум людям вполне по силам, даже если это девушки. Короче, загорают они загорают, а рыжая на телефон посматривает. Наконец, ей приходит сообщение, вслед за которым из кустов вылезает мужчина, оглушает блондинку, запихивает в мешок и увозит. А рыжую сообщницу бросает, съездив для порядка по мордасам (видимо, чтобы места своего не забывала), она от расстройства падает в болото и, ударившись головой о корягу, теряет сознание. Это, так сказать, пролог.
Затем на турбазе появляется Юрий, молодой мужчина, от лица которого (по большей части) и ведётся повествование. Юра договорился встретиться здесь с Татьяной, с которой познакомился незадолго до того. Но Татьяны нигде нет, зато Юра встречает Олега, который опознал Таню в одной из девушек с катамарана. Ну прямо орлиное зрение у парня! Друзья бросаются в милицию, где их посылают быстро, чуть ли не со скоростью звука и это ещё один реалистичный эпизод рассказа. Вынужденные проводить расследование самостоятельно, парни выясняют, что "Скат" арендовала некая Ирина Прокопенко и столь же быстро устанавливают, что Ирина выступает в местном цирке, в аттракционе Вадима Палевича: в аквариуме с акулами плавает.
Гастроли должны начаться в субботу и два дня друзья терпеливо ждут. Однако когда они попытались встретиться с Ириной, Палевич повёл себя крайне агрессивно, в драку полез, так что друзья его вдвоём с трудом успокоили. Но Ирина, оказывается, не при делах: Татьяну не опознала, в турбазе не проживала, катамаран не арендовала и вообще, какое-то время назад потеряла паспорт. Отсюда поведение Вадима объяснению не поддаётся. Если девушка не при делах, ничего существенного рассказать не может, зачем в драку сходу лезть? А-а-а. догадался. Это Автор нам показывает, что Вадим - парень плохой. И мы тут же понимаем, не иначе как это он блондинку похитил...
Прошла неделя. Не только с начала поисков Тани, но и с того момента, как неизвестный, но очень напоминающий Палевича злодей, похитил блондинку. Запомним, это очень интересный момент, мы к нему ещё вернёмся. Неделя прошла не совсем бесплодно. Юра с Олегом, проявив чудеса смекалки, сообразили идентифицировать девушку, арендовавшую "Скат": фотографии ресепшионистке предъявили. И оказалось, что катамаран арендовала вовсе не Ира, а как раз Таня, которая почему-то назвалась Ирой.
А вечером - радость нежданная: нашлась Татьяна! Какие-то подростки гуляли вечерком по болоту (нормально, где же ещё погулять интеллигентным молодым людям, как не по болоту?), глядят: что за дрянь из трясины вытарчивает? Ба-а, девушка, голая, но живая. Ну и сволокли добрые самаритяне тело в больничку. Воистину безграничны возможности человеческого организма! Неделю в болоте без сознания провалялась и ничего, жива! Да не просто жива, но и полна сил: денек всего отдохнула и настолько оклемалась, что из больнички сбежала, даже с Юрой не повидавшись. Да-а, прав был старик Некрасов, есть, есть ещё женщины в русских поселеньях.
В принципе, всё уже понятно, так что дальше я кратенько. Наконец-то занявшиеся Татьяной представители внутренних органов выяснили, что девушка работала с Вадимом и, соответственно, хорошо его знала. Потом Таню акулка покусала, она из аттракциона ушла, работать стала Ирина. Но та Ирина, с которой Олег и Юра познакомились, это была не та Ирина, которая настоящая, а Ольга. Непонятно? А никто не говорил, что будет легко. Идём дальше? В городах, где выступал Палевич со своим акульим шоу, произошли ограбления ювелирных магазинов. Ясное дело - Вадим грабил, девушки помогали. Улик, правда, никаких, но кто будет обращать внимание на такую ерунду? Похищенная в самом начале блондинка - это Ирина. Таня уговорила её на пару облегчить главаря и девицы стащили у него колье. Потом поехали на турбазу, Татьяна, завладев паспортом Ирины, сдала колье в камеру хранения, потом заплыв на "Скате" и похищение организовала.
Ирину Вадим похитил, чтобы отобрать у неё колье или выпытать куда спрятала. Но почему он подозревал Ирину и совсем не подозревал Татьяну умом понять нельзя. Ну да, Вадим прятал колье в чане с мясом, не зная, что Татьяна за ним наблюдает, но сбежали-то девушки вместе, и пропажа колье обнаружилась после их побега... А самое смешное, что Вадим Ирину пытал, окуная её различными частями тела в аквариум с акулами. Учитывая, что в плену она больше недели находилась, от девушки только голова должна была остаться. Или Вадим её по минуте в день пытал?
Короче, ни в коем случае нельзя читать этот рассказ с серьёзным настроем. Только если повеселиться надумаете. Хотя... Автора знаю, писать она умеет, словом владеет отменно. Обработать бы рассказ, отшлифовать, очень неплохо могло бы получиться.
И ещё одно небольшое замечание. В коротком рассказе особенно важны первая и последняя фразы. "Аттракцион" заканчивается так: "Татьяна пила сладкий горячий чай с круассанами и, конечно же, не могла знать, что с каждым километром приближается в руки правоссудия". Татьяна Николаевна (извините, ничего личного), ну покатайте фразу на языке, она ж странна до ужаса. Ну как можно "приближаться в руки"?..
2. Дубрава Е. "По дорогам крутым"
Рассказ о событиях неприятных - распаде великой страны. Можно сказать, трагедия, но что делать? Это наша история, да и написано замечательно.
Время действия рассказа - девяностые, место действия - Дагестан (скорее всего). Главные герои - полковник милиции, Пётр Николаев и его дочь-метиска. Рано умершая мать девочки была аваркой и Аня унаследовала её красоту. Автор, как я понял, хотела показать трагедию людей, по судьбам которых катком прошли перемены. СССР распался, но не мирно, осколками побило многих и многих. А тяжелее всего в национальных конфликтах всегда приходится полукровкам. Поэтому выбор именно таких героев не просто оправдан, он необходим сюжетно.
Знаю, о чём говорю, сам я армянин, жена - бакинка. И я прекрасно помню, как прошёлся Карабахский конфликт по смешанным семьям, а было их в Баку немало.
Так что тема важная и раскрыть её Автору, на мой взгляд, удалось. Пересказывать текст не буду, это сложно да и незачем. Лучше прочитайте - не пожалеете, я, во всяком случае, получил большое удовольствие. И очень надеюсь, что снова наступят времена, когда мы перестанем делить сограждан на своих-чужих по вере, цвету и степени курчавости волос. Как сказал мудрый старец из рассказа: "Но никогда мы не говорили соседу: "Какой ты национальности?" Мы спрашивали: "Достойный ли человек?"
3. Баев А. "Блажь"
Забавный, лёгкий в чтении рассказ.
Главный герой, доцент политехнического университета, Алексей Ковалёв, увидел в ночь на Крещение странный сон: будто захотелось ему докторской колбасы. И так явственно ему колбаска привиделась, что проснувшись, он её и вправду возжелал. Просто до дрожи. А поскольку холодильник не порадовал, оделся доцент и в круглосуточный магазинчик поспешил. Такая вот блажь.
Если кто решит, что ситуация надуманная и в жизни так не бывает, ошибётся. Поверьте, ещё как бывает и я ГГ очень хорошо понимаю. Во-первых, сам докторскую колбасу обожаю, а, во-вторых, не раз сам нечто подобное испытывал. Вот хочется чего-то и именно сейчас, хоть ты тресни. И умом-то понимаешь, что удовлетвори я возникшее желание завтра или послезавтра, ничего принципиально не изменится, но...
Подобные, непонятно откуда берущиеся позывы, исходят, скорее всего, из подсознания, то есть мимо разума проходят. И не умея объяснить их логически, мы объявляем такие побуждения блажью. А это не блажь, это организм требует, а он, организм, лучше нас знает, что ему нужно. Поэтому я лично стараюсь организму не перечить, если, конечно, возможности к тому находятся.
Короче, побежал доцент в магазин, но докторской колбаски там не нашлось, зато водка сыскалась. И выпил доцент с горя в компании двух алкашей бомжеватого вида. А поскольку пил он редко и мало (то есть соответствующих навыков не имел), надрался бедолага в зюзю, так что себя не помнил, а очнулся только под утро в милицейском "обезьяннике". За ночные художества, сухо, но точно отражённые в милицейском протоколе, ответ держать нужно. Кстати, этот протокол - лучшая, на мой взгляд, часть текста. Смеялся от души.
В общем, очнулся доцент, похмелюга жуткая - жить не хочется. И тут ему наконец-то свезло. Дежурный лейтенант оказался бывшим студентом Ковалёва и мало того, что отнёсся к наставнику дружески, так ещё и колбаской угостил. Докторской.
Достойный рассказ, но пару моментов надобно отметить.
"Серёжа с Валерой полтора года назад сразу после выпуска рванули покорять столичные перспективы". Прежде всего, не хватает запятой после слова "назад", но это мелочи. Вот перспектива посерьёзней. Словарь Ушакова так определяет это слово: "перспектива (от латин. perspectus -- сквозь что-н. увиденный, рассмотренный). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке...". Я не понимаю, как можно покорить нечто, увиденное сквозь что-нибудь?
"...размахивал руками, что-то впаривал Мотыге, оказавшемся глухонемым от рождения". Оказавшемуся.
4. Чваков Д. "Временные неприятности Пети Фастова"
Нет, ну я знал, конечно, что Димыч Чваков - классный писатель, но такого великолепия даже не ожидал. Сарказм, гротеск, даже не знаю, как назвать жанр этого замечательного рассказа. Пусть действие отнесено в будущее, пусть добавлен фантастический антураж (вроде "микропроцессорных флайуокеров"), неприятности у главного героя, бизнесмена Пети наши, нынешние, вполне узнаваемые. И поборы чиновников, и кредитные засады банков, всё это нам, увы, слишком хорошо знакомо. Этот рассказ не стоит комментировать (да и невозможно, честно говоря, вся прелесть неповторимого Авторского стиля пропадёт), его надо читать, получая наслаждение.
Замечательно, Димыч, мои поздравления. Извини, но больше и сказать-то нечего.
5. Бариста А. "Полночь Амнистера"
Самый загадочный текст из шести прочитанных. И самый непонятный. Первый из читанных мной, где главным героем выступает наш СИ. Ну, точнее, это место действия, но для меня наш интернет ресурс давно уже стал чем-то большим, чем просто площадкой для резвящихся графоманов.
Некий гражданин (человек ли?) по кличке Амнистёр, чистит просторы Самиздата. В полночь, с последним ударом курантов, некая сила забрасывает ГГ в виртуальное пространство литературного интернет-журнала, которое он пытается очистить от скверны. А скверной Амнистёр считает (и это крайне интересно) десяток. То есть тексты, получившие высокую оценку читателей. Такие тексты он уничтожает, расстреливая из аннигилятора, забрасывая подлобомбочками и гранатами. А вот единичек не трогает, их он любит и жалеет, полагая их настоящими, правильными оценками ("Видимо, из-за кипения страстей и давления самолюбий здесь возникала - как для алмазов - идеальная среда для рождения настоящих оценок - единиц"). Единственное исключение - некая поэтическая десятка, в компании которой Амнистеру нравится отдыхать. Но, в конце концов, ГГ убивает и её.
Привлечённый большим количеством комментариев к этому рассказу, я, естественно, с ними ознакомился и сильно удивился. Потому что не понял причин восторгов. Возможно, я не те книжки в детстве читал, не в тех компаниях вращался, но прелесть рассказа, восхитившая комментаторов, осталась для меня недоступной. Ведь художественный текст это не только "как?", но и "о чём?". И если на первый вопрос ответить легко (превосходно написано, без дураков), то ответа на второй я не нашёл.
Прежде всего, кто таков главный герой? Амнистёр, вообще-то, преферансный термин. Им обозначают игрока, имеющего на данный момент минимальную гору, то есть потенциального победителя. Но разве ГГ на победителя похож? На мой взгляд, нет. А против кого и во имя чего он борется? Против кого понятно, но зачем? Мне знакомо мнение некоторых Авторов, что в конкурсах часто побеждают не самые сильные тексты и определённая логика в таких рассуждениях есть (аргументы сторонников этой точки зрения отыскать не сложно, так что повторять не буду), но, даже если так, разве это повод применять аннигилятор? Можно не участвовать в конкурсах или основать собственную литературную площадку.
А почему Самиздат в рассказе показан столь мрачно? Каменистая пустошь, серое небо, промозглый дождь... Господи, Автор, неужели здесь так плохо? Так что извините, если что не так, но мне не понравилось. А учитывая, что Автор - член жюри конкурса, мне будет крайне интересно посмотреть, кому какие оценки она выставит.
"...строки были сложены, как казалось на первый взгляд, в хаотическом порядке". Хаотический порядок, это нонсенс, вроде горячего льда. Либо хаос, либо уж порядок.
6. Мудрая Т.А. "Я, Аррима, говорю"
В конце прошлого века была издана великолепная серия "Миры братьев Стругацких", куда, наряду с практически полной подборкой произведений самих Мастеров, вошли сборники, объединённые общим заголовком "Время учеников". Получилось интересно: разные писатели, известные и не очень, попытались написать продолжения к книгам братьев или, как сейчас модно говорить, сиквелы. Рецензируемый рассказ тоже сиквел, как бы продолжение знаменитейшей и, я бы даже сказал, программной повести "Трудно быть богом". И, на мой взгляд, в означенном сборнике он смотрелся бы достойно.
Рассказ-монолог, в котором мало действий, зато много размышлений главного (он же практически единственный) героя. Читать стоит, категорически рекомендую. Но сразу предупрежу: тем, кто настроился на лёгкое чтиво, лучше время не тратить. Это "Трудно быть богом", несмотря на всю многоплановость, многогранность повести, можно читать, не вникая в иносказания, не задумываясь над скрытыми вторыми, третьими планами. Просто читать, наслаждаясь неповторимым стилем и замысловатым сюжетом. Здесь так не получится, здесь думать надобно.
О чём рассказ? Попытаюсь сказать, как понял, хотя отнюдь не претендую на всеведение. О власти и грехе, о том, что власть (не только правление, но и простое управление) как правило, грешна. А также о том, допустимо ли зло даже не ради добра, а ради того, чтобы избегнуть ещё большего зла. По моему скромному разумению, этот рассказ -- лучшее в творчестве госпожи Мудрой из того, с чем ознакомиться довелось.
Только вот зря Автор имена персонажей корёжила так, чтобы они были узнаваемы, но, в то же время, от прототипов отличались. Те, кто в теме, всё равно узнают, ну а тем, кто с творчеством Мастеров не знаком, имена и в оригинальном написании ничего не скажут. Но достоинств рассказа, отмеченных выше, это замечание не умаляет.
Рассказы оргов в конкурсе не участвуют, стало быть оцениванию не подлежат. Но некий рейтинг, я думаю, вполне допустим. Разумеется, я сей рейтинг составлял сообразно своим вкусам и представлениям.