Исаков Николай Петрович : другие произведения.

Максим Трошин: Затаенное предчувствие ухода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Максим Трошин (18.06.1978-5.06.1995) - юный певец и музыкант. В первой половине девяностых годов прошлого столетия, когда нашу страну могла ожидать нынешняя судьба Украины, он, не по его возрасту, стал одним из ярких подвижников русского сопротивления с единением патриотических и духовных сил. Реальные черты приобретала тогда угроза порабощения России европейской цивилизацией, которая, со времени оценки ее культуры немецким философом Шпенглером, уже более века пребывает в состоянии перманентного заката. Автор является координатором мемориала Максима Трошина в Брянске, уже более сорока лет находится в добрых отношениях с семьей Трошиных, был рядом в радостные и печальные дни. Эта глава из биографической повести "Внезапно струна оборвалась" посвящена последним дням Максима в мире дольнем...

  

В качестве предисловия к чтению

О священномученике Кукше, кому в книге посвящена не одна страница и кто также будет упомянут в нынешнем повествовании.

  В брянских землях когда-то не было намоленных мест. Здесь жили вятичи. Они дольше других славянских племен после крещения Руси равноапостольным князем Владимиром противились христианской вере. Посылаемые из Киева на усмирение отряды дружинников бесследно пропадали в лесных дебрях еще на дальних подступах к языческим капищам. После того, как деревянные истуканы оказались необоримыми силой оружия, в пределы вятичей вступил Кукша, иеромонах Киево-Печерского монастыря. Он поднялся на лодке вверх по Десне до Брянска, где были услышаны его первые молитвы. Оттуда он начал миссионерский путь, в конце которого в больших страданиях принял смерть. Кровь священномученика Кукши пролилась на труднопроходимые земли и преобразила их. Когда же рассеялся дым от костров, в огне которых сгорели идолы язычников, а затем и дым с пепелищ после междоусобных разорений, разрушительных войн, оказалось, что восточнославянские территории по-прежнему оставались во власти волхвов, подобных прошлым в воинственном отрицании христианских святынь. Новые кумиры, однако, требовали еще большего поклонения себе. История православия совершила немыслимый круг и вновь вышла на начальные позиции в ожидании подобных Кукше верных подвижников, способных на жертвенные подвиги...

Суждения о Максиме Трошине, оставшиеся за пределами этой главы.

  Писатель Владимир Крупин называл появление юного брянского певца Максима Трошина в Москве ошеломляющим:"Этот голос мог быть из внеземных миров. Это - русское православное явление. Эти светлые отроки приходят в мир, чтобы показать возможность нашего спасения".
  
  Протоиерей Артемий Владимиров:"Когда слушаешь песни Максима Трошина, невольно руку кладешь на собственное сердце. Каждое из его произведений касается души... Творчество Максима устремляет мысль, чувства слушателей к горе, к небу. Поистине он поет под знаком вечности. Самое простое описание природы, размышления о летящих по небу журавлях в его устах превращаются в гимн и хвалу Создателю".
  
  Народный артист России Александр Михайлов: "Максим относился к категории людей с обостренным чувством совести, с обостренным чувством беды, боли о Руси. Он чувствовал так, как не каждый взрослый сможет. И я счастлив, что соприкасался с такой породой людей, с этим русским дуновением ветра".
  
  Пользователь интернета Нина Архипова:"Не могу наслушаться! А слёзы так и льются! Душа, наверное, умывается этой песней и его голосом".
  
  Марина Русанова:
  
   "Я верю в чудеса.
  Поэтому не кажется мне странным,
  Что этот мальчик не такой, как все мы был.
  Закралась в душу смутная догадка:
  На землю Русский Ангел приходил?"
  
  Наргиз Айбатова:"Если есть на небесах ангелы, то теперь знаю, как звучат их голоса!"
  
  Из песенного репертуара
    
  Сохранились аудио- и видеозаписи до пятидесяти песен в исполнении Максима Трошина. Они дошли до нас из прошлого, которое с позиции технических возможностей нынешних дней можно отнести к древней эпохе. А это был лишь незначительный отрезок времени с конца восьмидесятых до середины девяностых годов минувшего столетия.
  
   Ты не пой, соловей.
  Слова и музыка протоиерея, праведного старца Николая Псковоезерского (Гурьянова)
  
   Журавли
   Стихи Петра Орешина, музыка Юрия Трошина. Монтаж Фролов Ю.С..mp4
  
   Отложим попечение (Да исправится молитва моя)
   Слова и музыка иеромонаха Романа ( Матюшина).
  
   На молитве Русская Земля.
   Слова неизвестного автора, музыка Максима Трошина.
  
  
  
    []
  

Внезапно струна оборвалась. Биографическая повесть памяти Максима Трошина.- Рязань. Издательство 'Зерна', 2022.

  О презентации книги в Москве
  
  

Затаенное предчувствие ухода
  

   В расписании школьных выпускных экзаменов и в служении по чину иподиакона при архиерее недавно образованной Брянской и Севской епархии Максим нашел время для Москвы, где ему предстояло выступить в духовно-просветительской программе, посвященной памяти святого благоверного князя Дмитрия Донского. Это должен был быть первый самостоятельный выезд Максима. Уже без отца.
  
    []
  
   Билет на ночной поезд Максим купил заранее. Перед дорогой он должен был провести несколько встреч. Надежда Михайловна, стараясь не задеть старшего сына недоверием, утром, прежде чем уйти на завод, не спросила, что это были за встречи и насколько они неотложны.
   В тот день воздух был придавлен к земле еще хранившейся с мая влагой и закипал, раскаляемый жарой, не привычной для начала лета. Но сейчас думается так, что совсем не аномальная погода была причиной внезапной тревоги Надежды Михайловны. Она не находила себе места в ожидании окончания рабочего дня.
   Дома Максима не было. Надежда Михайловна сделала несколько телефонных звонков ближнему кругу родных и знакомых. А потом через порог заводского барака, где жила семья Трошиных, ей передали сложенную в стопочку сыновью одежду с берега Десны...
   Как Максим оказался у реки, если не умел плавать? Его тело водолазы подняли на третий день поиска. В основу прокурорского постановления об отказе в возбуждении уголовного дела легло заключение посмертной судебно-медицинской экспертизы, которое было проведено, по-видимому, формально, без внимания к странным обстоятельствам и деталям. Эта тема даже по прошествии более двух десятков лет является болезненной, непомерно тяжелой. И, видимо, будет дальше оставаться таковой, поскольку обстоятельства трагической смерти Максима Трошина, очевидно, уже никогда не будут во всем прояснены.
   Существующие версии и догадки не стоят обсуждения. Но известно, что Юрий Павлович и Максим еще с октября 1993 года активно вошли в большие водовороты политической жизни местного и федерального уровней. В преддверии выборов депутатов Государственной думы они со сцены, на форумах и митингах с обращением к православным ценностям пытались оказывать влияние на движение сил при формировании предвыборных блоков и коалиций. Оба погибли быстро, один за другим, когда рядом с каждым должно было быть немало людей. Но протоколы под свидетельские показания пусты - в каждом случае не находились очевидцы.
   В фильме режиссера Татьяны Тарасовой памяти Максима Трошина звучат откровенные слова настоятеля брянского Тихвинского храма архимандрита Никиты. И он говорит: "Максим по смерти в сонном видении являлся нашей прихожанке, своей сверстнице Ольге Коваленко. И она спросила у него: "Максим, а как ты погиб? В чем причина твоей смерти?" А он сказал: "Не велели сказывать". И потому мы кончину его, гибель, смерть, воспринимаем как тайну закрытую. Все предаем Суду Божьему и на Страшном Суде тайна гибели, смерти, кончины будет Господом открыта".
  
    []
  
   Не менее пронзительны слова духовного наставника о затаенном предчувствии Максимом своей смерти: "Человек не от мира сего и не во время свое, он перед кончиной очень умиротворенный был. Перед смертью. Какая-то у него нездешняя, затаенная мысль. Какие-то нездешние переживания. Как бы он смотрит вдаль, в вечность, раскрывавшуюся перед ним. Как бы уже здесь, до смерти, им уже все оставлено. Он уже успокоился, подготовился, умиротворился. Он со смертью Игоря Талькова очень почувствовал, что поэты и певцы, истинные певцы, честные, правдивые, на Руси долго не живут".
   За год до своей трагической гибели Максим стал читать на концертах, в паузах между песнями, стихи, созвучные его настроению. Чаще всего он обращался к строкам русского поэта Николая Клюева:
  Я надену черную рубаху
  И вослед за мутным фонарем
  По камням двора пройду на плаху
  С молчаливо-ласковым лицом...
   Максим был поражен тем, насколько точно в деталях поэт предсказал обстоятельства своей смерти почти за тридцать лет до решения "тройки".
  
    []
  
   Октябрьской холодной ночью Николая Клюева, без верхней одежды, повели на расстрел по брусчатке внутреннего двора к пустырю, примыкавшему к стене томской тюрьмы. Из-за аварии на местной электростанции, еще царских времен постройки, в ту ночь по всему городу отключили электроснабжение и конвой НКВД подсвечивал путь фонарем "летучая мышь". Лицо поэта не должно было выражать смятение и страх перед казнью: к его делу с сообщениями об участии в мнимых пяти-шести антисоветских заговорах были приобщены стихи последнего цикла "Разруха" - это реальная причина неминуемо быть обреченным такой властью на погибель:
  ...То беломорский смерть-канал,
  Его Акимушка копал,
  С Ветлуги Пров да тетка Фекла,
  Великороссия промокла
  Под красным ливнем до костей
   И слезы скрыла от людей,
   От глаз чужих в глухие топи.
   Постоянное место в репертуаре Максима заняла песня на стихи Николая Клюева "Вы деньки мои - голуби белые" со стенаниями и предчувствием - еще за три года до Октябрьской революции - губительных последствий для России ослабления устоев православной веры в самом народе. Это было непонятым тогда предупреждением. Максим вернулся к образу белого голубя уже в исполнявшейся им песне Владимира Волкова в собственной музыкальной аранжировке, когда звучит уже не предупреждение, а мощный призыв к мобилизации физических и духовных сил: 'Ой, не время нынче спать, православные!'
   О тайных знаках в поведении Максима сейчас также говорят немало. Прихожане Тихвинского храма вспоминают, как Максим в последней для него пасхальной программе выступил с неожиданно скорбной песней "Погребальный звон" иеромонаха Романа. Тогда это объяснили глубокой тоской юноши по своему недавно погибшему отцу. У псковского затворника есть образные стихотворные строки:
  ...Блажен, чья душа отзовется
  На грустные звуки Небес.
   Сказано будто о Максиме, с ним все так и произошло. Максима отпевали в Тихвинском храме при открытых дверях алтаря. Его останки перед прощанием при колокольном перезвоне обнесли вокруг церкви.
  
    []
  
   На Центральном кладбище Брянска над могилами Максима и Юрия Павловича, скоропостижно, по дороге домой, скончавшегося почти за пять месяцев до гибели сына, прихожанами возведена символическая часовенка. Крест над могилой Юрия Павловича возвышается над меньшим крестом соседней могилы, так что кажется, он прикрывает своей рукой сына уже и после смерти. В этой простой символике выражены вечные отношения между отцом и сыном, наставником и учеником.
   В заводской барак, где жили Трошины, пришла телеграмма из Москвы:
   "Дорогая Надежда Михайловна! Мне трудно обращаться к Вам, понимая, что никто уже ничем случившемуся не поможет, невозможно помочь матери, потерявшей такого сына. Он Ваш сын, но и мы его считаем своим сыном, Сыном России. Что Вам сказать в утешение? Крепитесь? Держитесь? А лучше молитесь. И Господь поможет выстоять. Как помогает мне, тоже потерявшей сына, тем матерям, чьи сыновья погибли в Афганистане, Чечне... Мы скорбим по Максиму, кто знал его, я не говорю "любил", Его невозможно было не любить. Царство ему небесное и Вечная Память. А Вам... Храни Вас Господь. Так, видно, угодно было Богу. С глубоким соболезнованием мать Игоря Талькова Ольга Юльевна Талькова" Две матери, Ольга Юльевна и Надежда Михайловна, впервые встретились в Москве на фестивале "Глас ангельский России", по следам которого был создан одноименный благотворительный общественный фонд.
  
    []
  
  Ольга Талькова и Надежда Трошина
  
   Первая встреча, отмеченная легкостью и простотой взаимного общения, положила начало частым, через два-три месяца, поездкам в Брянск Ольги Юльевны со своим старшим сыном Владимиром. Как когда-то Максим крестным ходом шел на Ваганьковское кладбище к могиле Игоря, так позже Тальковы читали похожие молитвы у брянских могил отца и сына Трошиных.
   На смерть Максима пронзительно откликнулся православный журнал "Русский паломник", издание которого в дореволюционной орфографии было возобновлено в конце прошлого века "Вааламским обществом Америки": "В стороне нашей необъятной Руси, облагодатствованной молитвами великих пустынножителей брянских лесов XVIII века, появился юноша-бард Максим Трошин. Всколыхнул он нашу русскую душу своими песнями о Божией правде - и ушел... Ушел, казалось бы, навеки... Удивительно талантлив, но ограниченный лихолетием нашего безвремения и просто усеченный годами, он появился как истинный печальник за Русь Святую. Вспыхнул и погас! Как метеор пронесся по нашему историческому святорусскому небосклону, задел нашу совесть и оставил после себя лирический след..."
  
    []
  
   "Ушел! Ушел!" - с этих эмоциональных слов, будто судорожных всхлипов перед долгим плачем, начал тогда свою статью-прощание Николай Детков. Он в свое время открыл для брянского подростка концертные площадки Москвы, ввел в радиоэфир, телевидение и документальный кинематограф. Николай Детков некогда был принят в казачество за действенную любовь к Отечеству, вере и свои лихие поступки. Это он главного редактора "Московского комсомольца" в прямом смысле этого слова повозил лицом по столу за его русофобские и противные православию публикации. Затем три месяца провел в СИЗО "Матросская тишина", пока под общественным давлением не прекратили уголовное преследование. Он стоял на мостах Белграда во время натовских бомбежек.
   Мы сидим с Николаем Алексеевичем в его небольшой московской квартире, где Трошины, приезжая из Брянска, всегда останавливались. Николай Алексеевич в своих воспоминаниях возвращается к литературному вечеру "Роман-газеты" в Колонном зале Дома Союзов.
  
    []
  
   Он стоял тогда в глубине сцены и ударом в небольшой церковный колокол извещал завершение времени, отведенного регламентом для выступления у микрофона. Это была его идея для создания соответствующего настроения в зале, куда со сцены должны были сойти идеи, спасительные для России того времени, - идеи духовности и патриотизма.
   Контроль за ходом времени был потерян, когда запел брянский подросток. В перерыве к Деткову подошла женщина. Указала на Максима, отстраненно стоявшего поодаль: так он восстанавливался после концерта.
   - Знаешь, что она произнесла? - Николай Алексеевич наклоняется ко мне, как это делают при передаче тайного знания. - "Вы его берегите! - она сказала. - Его убьют..." Это было предупреждением нам, а мы ему не вняли. Не уберегли.
   Пятое июня для Николая Алексеевича - вдвойне печалящая его дата. В этот день утонула его девятилетняя дочь Мария. И в этот же день, годами позже, в реке погибает Максим.
   - Я не знал, что с ним случилось. И мать Максима еще не знала. Я звоню ей в Брянск утром следующего дня. Говорю, что всю ночь заснуть не мог. Надежда Михайловна также не спала - Максим впервые не ночевал дома. Много тут совпадений. Наших детей искали в воде три дня. Потом также выяснилось, что день и час смерти у них одни и те же. Не верю я в такие совпадения. Имею право не верить! - Николай Алексеевич провел рукой по седым волосам. Те затопорщились во все стороны, дотоле мягкий взгляд светлых глаз хозяина квартиры своей жесткостью преобразил его лицо. Он стал вдруг похож на некоторые образы суровых праведников с его картин, развешанных по стенам.
  
    []
  
   Академик Вячеслав Алдонясов в обзорной статье к красочному альбому с репродукциями картин Николая Деткова, уже члена Союза художников-графиков международной организации ЮНЕСКО, предложил назвать представленный стиль живописи эмердженизмом, термином новым, означающим появление у системы свойств, не присущих ее элементам в отдельности.
   Каждый волен в своих трактовках. Но подобный подход к оценке человеческого общежития является спорным. В самом Максиме, его семье, людях, проявивших участие в его духовном, творческом и гражданском становлении, в том же Николае Деткове, при всей уникальности характера каждого, найдется много общих свойств, и они, эти свойства, передающиеся с кровью предков, не теряя, но сохраняя себя, вместе дополняют исторически сложившееся образование - Русскую Душу.
   Одно из ее свойств иллюстрирует история о том, как достигло Киево-Печерского монастыря известие о гибели священномученика Кукши и его ученика Никона, отправившихся за несколько лет до этого в земли вятичей с христианской миссией. Преподобный Пимен Постник, близкий друг Кукши, узнал о его гибели сразу после казни. Преподобный, как гласит исторический источник, "став среди Великой Печерской церкви, громко сказал: "Брат наш Кукша убит на рассвете!" и, сказав так, преставился сам в один час с теми святыми".
   А женщину, которая в Колонном зале Дома Союзов предупредила о горькой участи Максима, Николай Детков не мог потом найти среди участников литературного вечера "Роман-газеты". Но не она ли уже после смерти юного певца передала кассету с записью его голоса режиссеру телесериала "Громовы" Александру Баранову, чтобы тот через свой фильм одномоментно открыл дивный талант Максима Трошина уже всей России? В стране, которой покровительствует Пресвятая Богородица, ответят утвердительно.
  
  Фото из семейного архива Трошиных, а также из открытых источников.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"