Аннотация: Главы: Игорь Тальков и Максим Трошин: Созвучие в любви к России. С молитвой и поклоном. Пронзая чумное время.
Созвучие в любви к России
После концерта в Международном фонде славянской письменности и культуры, что в Черниговском переулке Москвы, к Трошиным, Максиму и Юрию Павловичу, подошла Ольга Юльевна Талькова. Она восхитилась голосом брянского подростка, его выбором не по годам зрелых в духовном плане и смелых песен, сказала пронзительные слова, которые своим смыслом и значением превзошли прежние похвалы: "Мой сын ушел не совсем".
Игорь и Ольга Юльевна Тальковы.
Игорь Тальков и Максим Трошин не встретились в земной жизни. Они жили в разных городах одной страны. Большая разница в возрасте также делала маловероятным их творческое содружество. В разное время оба оказались на острие драматических событий в истории России и бывшего Советского Союза.
В дни августовского путча 1991 года Игорь Тальков выступал со своими песнями на многотысячной Дворцовой площади тогдашнего Ленинграда, в центре противостояния ГКЧП.
В октябре 1993 года, в дни расстрела Верховного Совета РСФСР, Максим Трошин пел на московских баррикадах в стремлении не допустить гражданской войны навязываемой извне и губительной для народа, страны и веры, для каждого, кто в России живет, все прежнее позабыв. Игоря Талькова и Максима Трошина объединяла жертвенная любовь к России, когда, с позиций философов и богословов, последним и высшим проявлением этого глубинного чувства являются мученичество и смерть.
- После смерти Игоря Талькова я долго хотел написать о нем песню и долго искал подходящие стихи в разных патриотических журналах, - говорил Максим. - И вдруг почувствовал, что песня, которую я давно уже исполнял в своих концертах, очень подходит для этого момента, для его гибели. Это старинная русская песня "Соловейко".
Максим Трошин у могилы Игоря Талькова.
По словам русской певицы Татьяны Петровой, песня "Ты воспой в саду, соловейко" в исполнении Максима Трошина является одним из лучших посвящений Игорю Талькову.
Проникновенное исполнение Максимом этой песни вдруг придает иные значения ее словам и открывает аналогии с судьбой Игоря Талькова. Это - укрываемое словами печальной народной мелодии собственное стенание по певцу, умерщвленному со злой целью убить, прежде всего, его голос. Может, и себя увидел Максим в этой песне...
Разные люди в разных уголках страны и мира откликнулись на смерть двух поэтов и певцов. Много общего было в оценках, иногда эпитеты и сравнения, применимые к их подвижническим усилиям по возрождению России в ее новейшей истории, совпадали дословно.
В заводской барак, где жили Трошины, пришла телеграмма из Москвы:
"Дорогая Надежда Михайловна! Мне трудно обращаться к Вам, понимая, что никто уже ничем случившемуся не поможет, невозможно помочь матери, потерявшей такого сына. Он Ваш сын, но и мы его считаем своим сыном, Сыном России. Что Вам сказать в утешение? Крепитесь? Держитесь? А лучше молитесь. И Господь поможет выстоять. Как помогает мне, тоже потерявшей сына, тем матерям, чьи сыновья погибли в Афганистане, Чечне... Мы скорбим по Максиму, кто знал его, я не говорю "любил", Его невозможно было не любить. Царство ему небесное и Вечная Память. А Вам... Храни Вас Господь. Так, видно, угодно было Богу. С глубоким соболезнованием мать Игоря Талькова Ольга Юльевна Талькова" Две матери, Ольга Юльевна и Надежда Михайловна, впервые встретились в Москве на фестивале "Глас ангельский России", по следам которого был создан одноименный благотворительный общественный фонд.
Эта встреча, отмеченная легкостью и простотой взаимного общения, положила начало частым, через два-три месяца, поездкам в Брянск Ольги Юльевны со своим старшим сыном Владимиром. Как когда-то Максим крестным ходом шел на Ваганьковское кладбище к могиле Игоря Талькова, так позже Тальковы молились в Брянске у могил отца и сына Трошиных.
Ольга Юльевна и ее старший сын Владимир у могил Юрия Павловича и Максима Трошиных.
Брянск не велик своими масштабами. Все, что из примечательного здесь можно было осмотреть, Тальковы осмотрели. Везде, где можно было помолиться в православных церквях и монастырях, помолились.
Но два человека их постоянно влекли в этот город на юго-западных границах России - Надежда Михайловна и настоятель брянского храма Тихвинской иконы Божией Матери архимандрит Никита.
Общие темы разговоров с матерью Максима сменялись воспоминаниями Ольги Юльевны о репрессиях, сибирской ссылке, лагерях и спецпоселениях - обстоятельствах, на которых, как на фундаменте, выстраивались гражданская позиция и творчество ее младшего сына.
Исповедальные беседы Тальковых с батюшкой Никитой не были скоротечными. Они затрагивали тончайшие материи, которые веками могли сохраняться только в стенах православных храмов.
А ведь до начала этих встреч, судя по словам Ольги Юльевны, высказанным однажды брянским журналистам, отношение ее к Богу было иным:
- Я возроптала: зачем Господь отнял у меня сына? Ведь надежда была и для меня, и для Родины...
С Ольгой Юльевной связано завершение затянувшейся истории Трошиных с переселением из барака.
Одно время там, на площади в девятнадцать "квадратов", с рождением младшего сына Павлуши проживало шесть человек. Хитрая система перегородок с использованием печи и шкафов делила общее пространство на чрезмерно тесные, но все же обособленные территории для жизни по своим правилам и вкусам. После смерти Юрия Павловича и Максима в барак для встречи с Надеждой Михайловной приезжали известные представители творческой интеллигенции России. В завершение они встречались с руководителями региона и, делясь своими впечатлениями от поездки, говорили также об убогом жилище Трошиных. В одном случае даже наведались серьезные люди от губернатора Юрия Лодкина, интервью с которым на празднике поэзии в бывшей усадьбе Фёдора Тютчева для российского телеканала "Культура" записывала режиссер Светлана Кунгурцева.
- Могу догадаться: обещания были звонкие. Как пустые ведра, - резковато, в свойственной ей манере речи, Ольга Юльевна прервала печальную историю Надежды Михайловны о быте своей семьи. - Знаю того, кто тебе поможет. Человек больших талантов и совести...
У Ольги Юльевны в питерской квартире тот однажды появился как сотрудник молодежной студии российского радио. Программа была вроде как развлекательной, и хозяйка готова была отказаться от встречи с московским журналистом, если бы не его вопросы с равной болью о трагической судьбе Игоря Талькова и судьбах России. Прощаясь, уже почти на пороге, гость робко протянул Ольге Юльевне небольшую книжку со своей поэмой "Русский Крест". Сказал, что дорого будет ее мнение...
- Уже следующим днем я продолжила разговор по телефону с Николаем Мельниковым, - Ольга Юльевна впервые назвала имя поэта Надежде Михайловне. - А ведь он родом также из брянских, из деревни у белорусской границы. Ко мне такой поэт приезжал! Я и не представляла себе тогда, какой величины. Поэма - это как карта для движения к Богу пропащих душ! У него есть еще стихотворение "Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве...". Вот кровоточащая правда! Крестьяне стали колхозниками, а прежнее крепостное рабство не ушло, калечило людей, опустошало деревни. Мельников - одной породы, одного духа с моим Игорем, твоим Максимом. И он тебе поможет.
К тому времени передачу Николая Мельникова уже прикрыли, через полгода перестала существовать его другая радиопрограмма. Но именно он после обращения Ольги Юльевны и в память о Максиме Трошине, песни которого хорошо знал, действительно сделал все возможное в Москве, пройдя даже коридорами Государственной думы, чтобы в Брянске семья Надежды Михайловны покинула барак.
Ольга Талькова и Надежда Трошина.
В начале 2007 года Ольга Юльевна слегла. Надежде Михайловне позвонил Владимир Тальков, который перевез к себе в Москву заболевшую мать.
- Попросите батюшку Никиту помолиться за маму.
Архимандрит Никита просьбу выполнил. Но после молитв поторопил Трошину со сборами в дорогу.
- Тебе, сестра, Ольгу надо увидеть.
- Что сказать ей?
- Сердце подскажет, что сказать и сделать. Молимся за нее.
Надежда Михайловна переступила порог Тальковых, и Ольга Юльевна явно повеселела.
- А знаешь что, Надя,- заговорщицки сказала она, когда старший сын ушел по магазинам. - Вот прошу Володю и не допрошусь. Одни запреты. А я еще с поселения вкус тушеной картошки помню. Первый раз тогда досыта наелась. Сделай мне еще один такой праздник.
Ольга Юльевна с того дня будто бы пошла на поправку. Но умерла через месяц. Возможно, предчувствием этого печального события и была вызвана чуть ли не требовательная просьба настоятеля Тихвинского храма о последней встрече двух матерей.
Когда проходит время, даже дети "обманутого поколения", каким назвал Игорь Тальков нас, людей советской поры, в своей песне-откровении "Россия", спокойно воспринимают это произведение: "Ну и спел об очевидном! Союз ведь распадался". Сейчас в большей мере привлекают лирические песни Игоря Талькова о московских прудах, о летнем дожде...
Но ты спой первым и во весь голос, как они, в судьбоносное для Отечества время, уподобляясь Пересвету или Кукше, при осознании чрезмерной платы за такую отвагу! И такой платой могла быть только собственная жизнь.
С молитвой и поклоном
Почти через восемь лет после смерти Максима Трошина русская поэтесса Нина Карташёва, в творчестве которой преобладают православные и патриотические мотивы, напишет стихотворение "Мой сон на 27 февраля 2003 года", где угадывается образ юного брянского подвижника:
...Но моя звезда родных полей
Светит там, где русый отрок тихий,
Разберет, кто на Руси великий
И услышит в песне журавлей
Пращуров таинственные клики,
Звоны древнерусские церквей.
Между тем автограф Нины Карташёвой на сборнике своих стихов 1992 года: "Максиму Трошину, Светлому отроку, Гласу Ангельскому Святой Руси", уже почти тридцать лет живет в названии ежегодного песенного фестиваля.
Началось все с вечера памяти Максима Трошина в знаменитом Политическом музее Москвы 2 ноября 1995 года. Дата имела значение для Русской Православной Церкви, поскольку в тот день (20 октября по старому стилю) с XVI века чествуется память святого праведного Артемия Веркольского. Слова о Максиме Трошине в этот вечер должны были тем самым получить дополнительное звучание как дань признательности всем русским отрокам за их жертвенные подвиги. Воспоминания о Максиме органично сочетались с классическим исполнением духовных песнопений, и все же больше времени заняли талантливые выступления ребят с гитарами и гуслями, их песни, танцевальные номера в старорусских одеждах.
Там же, на памятном вечере, было предложено его патриотический, духовный потенциал, в равной мере восхитивший всех, кто был в зале и на сцене, реализовать в ежегодных песенных фестивалях, название которым должны были дать пронзительные слова Нины Карташёвой о Максиме Трошине. Ведущую роль в организации этих праздников взял на себя учрежденный Николаем Детковым Межрегиональный благотворительный общественный фонд содействия поиску, поддержке и прославлению народных талантов "Глас ангельский Руси".
Название фестиваля и фонда помогло с замыслом, каким должен быть приз победителю. Фигура "Ангела трубящего", носителя благой вести Божией, по просьбе Николая Деткова создана скульптором Вячеславом Клыковым, произведения которого являются яркими символами православия и патриотизма.
Первые две награды были посмертными для Игоря Талькова и Максима Трошина. Обладателями "Ангелов" стало уже около 180 талантливых ребят, а также признанных мастеров в сфере русской духовной культуры.
Брянские землячества в Москве и Санкт-Петербурге периодически проводят акции памяти Максима Трошина. Его творчество активно пропагандирует российский сайт "Русская народная линия", главным редактором которого является историк и публицист Анатолий Степанов, также уроженец брянской земли.
В Брянске с 2012 года существует мемориал Максима Трошина. Мемориал, как часть местного филиала одного из московских юридических вузов, выполнял свою просветительскую и духовную миссию. Через несколько лет приехали ликвидаторы из столицы в стремлении поправить финансовое положение головного вуза. Но мемориал Максима Трошина удалось отстоять. Его с благословения митрополита Брянского и Севского Александра (Агрикова) принял Брянский кафедральный собор во имя Святой Живоначальной Троицы.
Открытие мемориала на соборной территории в помещении Духовно-просветительского центра имени благоверного князя Олега Брянского состоялось в день двадцатой годовщины со дня трагической гибели Максима Трошина.
Николай Алексеевич Детков с прихожанами Тихвинского храма на открытии мемориала Максима Трошина в Духовно-просветительском центре имени благоверного князя Олега Брянского.
Вечером во Дворце культуры крупнейшего в регионе промышленного предприятия "Брянский машиностроительный завод" состоялся вечер памяти юного брянского дарования. Программу, подготовленную Брянским областным методическим центром "Народное творчество", представила Нина Карташёва.
Через год в мемориале состоялась презентация новой экспозиции о роли Русской Православной Церкви в жизни и творчестве Максима Трошина и биографического видеопроекта.
Протоиерей брянского кафедрального собора во имя Святой Троицы Сергий Рысин передал в мемориал текст послания из Брянской митрополии.
Слово митрополита Брянского и Севского Александра (Агрикова) о Максиме Трошине:
"Как правящий архиерей Брянской митрополии, я испытываю чувство огромной духовной радости от сознания того, что талант Максима Трошина возрос здесь, на нашей святой Брянской земле, просвещенной миссионерскими трудами священномученика Кукши, героическим подвигом Александра Пересвета, подвижничеством святых благоверных князей Олега и Поликарпа Брянских. Эти великие люди освятили наш край, и, может быть, потому среди нас и поныне рождаются светочи веры и высоты духа.
Любой талант дан человеку от Бога, и любое творчество есть отражение Самого Творца в нас. И в этом отношении Максим был особо одарен Богом, имел необычайно отзывчивую и тонкую душу, пропускающую через себя судьбу своей страны, своего народа, своих земляков. В то время, когда наше Отечество пребывало в тяжком состоянии духовного упадка и неопределенности, переживая смутное время становления нового государственного устройства, песни молодого талантливого мальчика для многих стали настоящим откровением, поводом заглянуть в свою душу сквозь слезы, вызванные голосом "русского соловушки".
Как важно сегодня, говоря о духовном и патриотическом воспитании современной молодежи, не забывать о ярких примерах, способных увлечь за собой, вдохновить на служение Богу, людям, родной Земле.
Молясь об упокоении раба Божия Максима, мы верим, что он один из тех выдающихся и талантливых людей, которыми богата русская земля.
Символично, что этот мемориал, посвященный памяти Максима Трошина, расположен в Духовно-просветительском центре имени преподобного благоверного князя Олега Брянского при Свято-Троицком кафедральном соборе. Молюсь, чтобы все, приходящие сюда, становились хотя бы на малую толику лучше и чище от Божественного дара отрока, рано ушедшего из жизни временной, чтобы наследовать жизнь вечную".
С годами все очевиднее, что Православная Церковь помогла Максиму взять такую высокую ноту, которая и сейчас беспрепятственно проникает в сокровенные глубины души, питает сердечные переживания и мысли слушателей его песнопений.
Брянская митрополия продолжает покровительствовать всем добрым делам по увековечению образа и духовных стараний светлого отрока. Однажды мемориал Максима Трошина стал одной из дискуссионных площадок при проведении Рождественских образовательных чтений. Здесь с основным докладом о русском патриотизме и православии выступил депутат Государственной Думы Российской Федерации Виктор Малашенко, который увидел пример яркого и образного выражения единства этих двух понятий в песенной строке Максима Трошина "На молитве Русская земля". Виктора Александровича знают также как прихожанина Тихвинского храма. Он с первых дней существования мемориала оказывал ему содействие и помощь.
Надежда Михайловна Трошина.
Нескрываемым волнением были наполнены слова Надежды Михайловны Трошиной, матери Максима. Она рассказала о роли семейного воспитания в раскрытии и развитии музыкального таланта своего сына, его чувства любви к Отечеству и движении к православной вере.
На заседании секции прозвучали также слова о Православной Церкви как доме духовных наставлений Максима Трошина и месте его служения, о слиянии духовных, творческих сил иеромонаха Романа и Максима Трошина в критические периоды истории Российского государства, значении мемориала в духовном и патриотическом воспитании, образовательном процессе молодежи. Настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери архимандритом Никитой, а также участниками Рождественских чтений в завершение работы секции была прочитана молитва торжественного поминовения трагически погибшего юного брянского песенника, патриота и православного подвижника.
18 июня 2018 года событием для Брянска стал памятный вечер в конференц-зале Брянской областной библиотеки имени Фёдора Тютчева, где недалеко от микрофона были выставлены три музыкальных инструмента. Рядом с портретом Максима, образ которого запечатлел Николай Детков, режиссер, художник и друг семьи Трошиных, была та самая скрипка, изготовленная руками отца.
Она не прозвучала на вечере, но своей невероятной хрупкостью наглядно символизировала человеческую жизнь. Потертая гитара Максима со всеми признаками частой игры на ней будто была перенесена в зал с экрана биографического фильма, показанного в начале встречи. Пианино в углу зала напомнило о себе лишь однажды. Минорная мелодия вальса "На сопках Маньчжурии" из песенного репертуара Максима Трошина создала настроение, объединившее близкие по времени, но исключавшие друг друга события: в тот день, 18 июня, Максиму исполнилось бы 40 лет, а 5 июня была 23-я годовщина со дня его трагической гибели.
Проникновенными были слова матери Максима, Надежды Михайловны, о сыне и его отце. Пример их отношения к жизни, Православию и Святой Руси, по ее словам, мог бы сейчас стать нравственным навигатором для людей созидательных, чтобы их стремление строить спасительный ковчег не завершилось возведением нового Вавилона.
На встрече было немало прихожан Брянского храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, где продолжает служить Надежда Михайловна. Выпускницы воскресной школы при этом храме Екатерина Белых, ныне учащаяся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, и Христина Андреева, студентка Московской духовной академии Русской Православной Церкви, исполнили а капелла сложные произведения из репертуара Максима Трошина.
Вот так, без музыкального сопровождения, звучали и другие песни в зале областной библиотеки, проникая в сердца и души слушателей. Людмила Сергеевна Васильева, ведущая первых концертов Максима, поделилась своими воспоминаниями и представила творчество вокальной группы из ребят воскресной школы "Тихвинские Славичи", художественным руководителем которой сейчас является.
Ценителей творчества Максима Трошина с каждым годом становится все больше. Ведущая программы упомянула австралийский Брисбен на берегу Тихого океана.
Песни из репертуара Максима Трошина звучат в далекой Австралии.
В Русском клубе этого города в 2011 году прошел вечер памяти Максима Трошина. Перефразируя известные строки Сергея Есенина, со значительного расстояния участники вечера увидели большее, чем мы. Вот слова из выступлений о Максиме: "И счастлив век, и народ, породивший такое органическое слияние души, звука, песни, родины. Такие таланты рождаются, может, раз в поколение. Как часто уходит такой человек от нас безвременно, не успев прожить, не сумев сотворить только ему ведомые шедевры, оставив после себя малую часть того, для чего пришел на эту землю. Но и малая часть для него - огромное богатство для нас!"
В каждую печальную годовщину трагической смерти Максима архимандрит Никита служит панихиды в Тихвинском храме и на Центральном кладбище Брянска. Среди клириков, помогавших настоятелю в молитвенном служении 5 июня 2018 года, был иерей Николай (Ланцев). Некогда он, еще будучи мирянином, вместе с Трошиными, другими первыми прихожанами восстанавливал этот храм и уже после смерти Юрия Павловича и Максима много сил приложил к строительству часовенки над их могилами. Желание отслужить панихиду на месте их вечного успокоения выразил иеромонах Антоний (Короткий) из Шуйской епархии Ивановской области в письме Надежде Михайловне Трошиной: "Мне не пожелать лучшего друга и молитвенника. Давно дорожу памятью о Максиме. Неожиданно произошло мое знакомство с его песнями. Было это на встрече друзей в монастыре. На следующий день не мог думать ни о чем другом. Готов был кричать об этом открытии".
Печальная дата в судьбе юного брянского дарования на этот раз больше прежнего привлекла внимание людей, которых вроде как и нельзя было назвать паломниками, посещающими известные всем православным сакральные, святые места, но которые устремились сюда за сотни километров с поклоном Максиму за неземной чистоты голос и правду его песен.
Иерей Николай Ланцев и Павел Трошин у могил Юрия Павловича и Максима Трошиных.
Еще до службы в храме к матери Максима подошли одетые в темные, но не монашеские, одежды Олег и Екатерина из Липецкой области. Рассказали о том, как песни Максима побудили их собраться в дорогу. Среди прихожан угадывались и другие дальние гости.
В цветах, которых с утра у могил было немало, Надежда Михайловна вдруг увидела небольшой портрет в белой рамке. На нем был узнаваемым ее сын еще детских лет, с выразительными глаза- ми и изображением поющего соловья в монастырском окне рядом. Надписи и посвящений на обратной стороне картины не было. Но на другой день автор сам объявился в Тихвинском храме. Это была Юлия Игнатова, приехавшая из Оренбурга. Перед отъездом молодая женщина передала Надежде Михайловне школьную тетрадь со своим исповедальным рассказом о том, как встреча с Максимом во сне, а затем, как могло ей показаться, и наяву, изменила ее жизнь: "...Все, прежде тяготившее меня, ушло. Светлая грусть сменила прежнюю боль, вымарала прошлые поводы для волнения и беспокойства. Свое новое состояние я нашла прекрасным, часто стала посещать храм...Стала читать Евангелие, жития православных святых. Конечно, продолжила собирать записи о творчестве и жизни Максима. Он помог мне, указал дорогу к храму именно тогда, когда я крайне нуждалась в этом. Будто прабабушка Анна попросила его явиться мне.
...Мной овладела большая душевная потребность, не обязанность, помолиться на могилах Максима и его отца, низким поклоном выразить благодарность здравствующим ныне матери Максима, Надежде Михайловне, и настоятелю Тихвинского храма батюшке Никите".
Этому рассказу не нужны комментарии. У каждого свой путь к Богу. Но с первым шагом иногда помогают те, кто оказывается рядом совсем не волею случая. В истории с Юлией Игнатовой это сделал Максим Трошин.
Пронзая чумное время
В навалившейся вдруг немоте, самозаточении и смятении чувств под грузом не испытанных прежде тревог душа устремляется к берегам, спасительным своей твердостью. Этому движению помимо всего сопутствуют обращения к творчеству Максима Трошина, где удивительны в своей гармонии пронзительные голос, музыка, слова - все напоенное любовью к Святой Руси с ее прошлыми и нынешними печалями и бедами. О таком внимании к юному брянскому дарованию можно судить по резко возросшему числу откликов на его песни в горизонтах интернета с началом коронавирусного времени, людскими потерями сравнимого разве что с чумным.
Уже из-за пандемии не прошли в Брянске памятные мероприятия из подготовленных накануне. Но живущие в виртуальном пространстве интернета песни Максима Трошина лучше любого постановочного приема раскрывают перед нами его образ, талант и духовный мир.
Афиша памятного вечера, несостоявшегося из-за карантинных ограничений.
Много тех, кто песни Максима Трошина услышал впервые. "А я сегодня о нем узнала", - не скрывает своего удивления Света Нешкина.
"Такой поток чувств открыл",- поражена Надежда Коновалова.
Часто слезы сопровождают подобные душевные волнения. "Я все слушаю и слушаю. Снова и снова. Сердце радуется и плачет, и плачет..." - делится Нина Скибардина.
Слушатель Тимаков (Пантелеевич) восклицает: "Господи, давно не плакал!!!" Об этом же написал пользователь интернета под ником Alexander Mayer: "Просто нет слов. Слезы заливают. Ком в горле. Ничего подобного не приходилось раньше слышать".
Иногда всего одна песня вызывает глубокие потрясения, к которым прежде человек не был готов. "Вся моя жизнь - в одной песне. Я - мусульманка, но эта песня за душу берет", - написала девушка, впечатленная исполнением Максимом Трошиным песнопения "Ты не пой, соловей".
"Почему вся жизнь мелькает перед глазами?!" - восклицает пользователь, назвавший себя в интернете Неместным. Но такую реакцию вызвала уже другая песня Максима - "Журавли". Елена Горлова делится своими переживаниями после той же мелодии: "Три раза прослушала песню. Слезы и светлая грусть. Душа как будто очистилась, не передать словами всех эмоций".
Каждой песне Максима Трошина нашлись восторженные слушатели.
"Более красивой песни я никогда не слышал", - это мнение известного в спортивном мире польского мотогонщика Патрика Дудека об эпическом песнопении Максима Трошина "О, светло-светлая и украсно украшенная Земля Русская!" сегодня разделяет немало других слушателей.
Проникновенны слова Наргиз Айбатовой о юном певце: "Не слышала о нем, жаль! Но если есть на небесах ангелы, то теперь знаю, как звучат их голоса! Мне близка русская песня!"
В сети появляются материалы о Максиме Трошине, и они постоянно дополняются материнскими воспоминаниями Надежды Михайловны.
"Спасибо, что познакомили с прекрасным, светлым юношей. Я не знала о нем ничего до сегодняшнего дня. Тронута его песнями до глубины души. Слушаешь и понимаешь, что все мы дети Бога. В душе все перевернулось, там грусть и радость, потрясение и благодать, волнение и покой одновременно. Плачу, но светлыми слезами. Вечная память и Царствие Господне юноше и его отцу. А матушке низкий поклон и здоровья на долгие годы", - такими словами откликнулась Надежда Щекунова.
Алла Харченко: "Я не знала, что ты умер... Пой Богу, Соловушка. Любим тебя".
Максим Трошин для кого-то сейчас, в пору ковидных испытаний, стал, по словам Людмилы Пухальской, молитвенником на Небе. "Со слезами и болью в сердце слушаю каждую песню-молитву этого Ангела! Храни, Господи, всех от плохого! Дай нам, Господи, пережить все нынешние беды достойно и мудро! Господь не оставит нас!" - написала Лидия.
"Хочется верить, что такие люди, уйдя, становятся ангелами-хранителями своего народа, - написала Наталья Кальченко. Свой вывод она сделала, заглянув за внешние покровы его песен. - Неземной красоты душа у этого мальчика. Просмотрела несколько интервью с ним...Не по-детски глубокие суждения. Он опережал свои годы".
Инна Михайлова и Nata Andpad также поражены своими наблюдениями: "Такие серьезные глаза у мальчишки", "Мальчик удивительный и наполнен силою".
Несовпадение возраста и жизненного опыта Максима Трошина по-своему объясняет Люция Максимова: "Как проникновенно исполняет песни, молитвы, как будто он прожил много лет, пережил все, что человеку невозможно без Божьей помощи".
За первые десять лет после смерти Максима Трошина своими эмоциональными впечатлениями о его песнях в интернете поделились граждане почти тридцати государств. При этом восторженно воспринимались также вся наша страна и ее культура. Так, по высказанному тогда мнению англичанина Джейсона Бентли, Россия являлась нацией славы и любви к Богу.
Нынешняя ситуация изменила природу зарубежных откликов. Меньше их стало числом, сузилась география. Словно между странами на период карантина закрылись, подобно реальным, виртуальные границы. Чувство самосохранения, как могло показаться, обеднило прошлые порывы. Но те, кто услышал в эти дни пронзительные песни Максима Трошина, не молчат, отзывы сохраняют прежнюю тональность. Хорват Штево Штевич написал: "Предивно!"
В переводе с латышского слова Иветы Эрдмане прозвучали бы так: "Бог совсем рядом с теми, у кого чистое сердце!"
Откликнулись также из ближнего зарубежья люди, рожденные уже после распада СССР, но, должно быть, наделенные генетической памятью о некогда общих истории и культуре. Песни Максима Трошина будто соединяют времена. Вот строка из отклика Ольги Чуркиной: "Мальчишка сердцем чувствует - беда пришла на Русь". Она думает о наших днях или о последнем десятилетии прошлого столетия?
Julia Brungardt: "В 90-х мы все на время сошли с ума. У меня это проклятое время украло дом и родину". Рома Мох объясняет при этом предопределенность гибели юного певца: "Я на два года старше Максима. С ужасом вспоминаю себя в 95-м. И осознаю, что мы не заслуживали присутствия этого светлого человека среди нас! И Господь забрал его".
Ирина Юрьевна: "Хочется посетить могилку. Постоять рядом, поплакать, подумать, что-то осмыслить, понять... Прости нас, мы не такие, как ты".
Один из пользователей интернета написал: "Максим Трошин был настоящим явлением! Человеком невероятного благородства и великодушия, таланта и морально-нравственной чистоты. Многое бы отдал, чтобы пожать руку этому замечательному парню. Прошлое не вер- нешь... Берегите архивы!"
Последнее обращение вернуло меня к недавней и неприятной истории с Брянским областным краеведческим музеем, куда еще за полтора года до нынешней памятной даты были переданы предложения о размещении временной экспозиции памяти Максима Трошина. Там, скажем, могли бы проводиться выездные занятия со школьниками и студентами по освоению ценностей русской национальной культуры на примере его творчества. Для размещения были обозначены материалы, включая видео- и аудио- записи, с последующей их передачей в фонды музея. Какие-либо бюджетные траты не предполагались. Долгое, почти год, молчание завершилось отказом, который директор, скорее даже, распорядительница музея, втиснула по телефону в единственный и предельно краткий аргумент: "Нет места".
Кого и что только не демонстрировали на музейной площадке в то время на коммерческой основе - заморских бабочек, гигантских пауков, пушистых грызунов, муляжи мультяшных динозавров! Очевидно, что вирус другой природы еще задолго до нынешней повальной болезни проявил свои поражающие качества.
Независимо от водоворотов и всплесков пандемии могилы Максима и Юрия Павловича в памятные дни по-прежнему собирают прихожан Тихвинского храма, паломников и почитателей таланта юного русского песенника.
Портрет Максима Трошина неизвестного автора в интернет-сети.
В этом году батюшка Никита после панихиды обратил наше внимание на цветы. Но сравнил
Трошиных, отца и сына, не с красивыми бутонами в кладбищенской вазе, а с двумя розами, поднявшимися над землей за пределами мемориальной часовенки над местом вечного успокоения обоих. Цветы там и были посажены с тем, чтобы крыша этого молитвенного сооружения не препятствовала благодатным дождям.
Саженцы Надежда Михайловна прикопала под зиму, с которой на Россию скатилась пандемия. Затем все замерло, и только через полтора года появились ростки. Они переплелись друг с другом, вместе дотянулись до оградки, зацепились за нее, дружно пошли в рост и восхитили первыми цветами. Настоятель Тихвинского храма увидел в этом не только силу природы, но и ее способность доступными ей средствами объяснять Божественные замыслы в жизни людей.
Надо согласиться с эмоциональным возгласом в интернет-общении Тамары Рудневой, которая высоко ценит новую реальность: "Как мало Господь посылает на русскую землю такую россыпь талантов. И счастье, и божье просветление тем, кто их услышит". Согласимся и помолчим. Кто готов к молитве, помолится...
Фотоснимки из семейного альбома Надежды Михайловны Трошиной и открытых источников.