Надо Помочь Бабушке
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Четверо друзей отправляются в дальнюю дорогу, всего лишь для того, чтобы помочь бабушке одного из них. Но обстоятельства складываются так, что им приходится спасать целое государство.
|
МИХАИЛ ИСХИЗОВ
НАДО ПОМОЧЬ БАБУШКЕ
Ироническое фэнтэзи.
Говорят, что в каждой шутке есть
доля шутки. Это верно. Но в каждой
шутке есть и доля правды.
Глава первая.
Система обучения в стране джиннов. Письмо от бабушки Франчески. Эмилий, Агофен и Максим принимают решение, которое, в конечном итоге, приведет к очень существенным последствиям.
В библиотеке было темновато, узкие окна пропускали слишком мало света, и Агофен зажег несколько свечей. А Эмилий принес пятилитровую бутыль чистейшего сока фрукта кирандино, произрастающего на дереве кирандо. Саженцы этого дерева сто лет тому назад привезли из Запредельных гор, и росли они в парке герцога Гезерского. Сок из фруктов кирандо делали лишь в герцогском дворце.
Джинн (1) Агофен, который уже добрых полгода работал начальником охраны во дворце герцога Ральфа, девятого герцога Гезерского, удобно полулежал в глубоком и мягком кресле. В нерабочее время он всегда носил старинный и несколько великоватый шелковый халат, на котором, по голубому полю, гордо расхаживали три крупных бойцовых петуха. На ногах его красовались малинового цвета шлепанцы, носы у которых были заносчиво вздернуты. Большую белую чалму джинн снял и аккуратно возложил на стопку книг, с которых предварительно вытер пыль. Когда Агофен двигался, казалось, что петухи на халате живые. А может, и не казалось. Старые мастера были великими умельцами и многие их секреты до сих пор не разгаданы.
Напротив джинна, с высоким бокалом сока в руке, сидел Максим. Он, был одет в основательно полинявшие от стирок джинсы (2) и красную футболку с белыми полосами и надписью "Спартак-чемпион". На ногах - дешевые кроссовки.
Научный руководитель и ответственный шеф-директор библиотеки герцога Гезерского, дракон (3) Эмилий Бах тоже полулежал в кресле и с удовольствием потягивал сок через небольшую трубочку. Тело дракона было покрыто короткой серебристо-серой шерсткой. Над правым ухом у него кисточкой торчал высокий хохолок, который он, как примерный придворный, постоянно красил в наиболее модный в герцогстве цвет. Сейчас хохолок был спокойно-голубым. Эмилий наслаждался прохладным соком, прислушивался к беседе своих друзей и время от времени вставлял несколько слов.
- Я читал, что джинны, когда они колдуют, вырывают несколько волосков из своей бороды и шепчут над ними волшебные слова "Трах... тибидах... тибидох!" Или " Ахалай-махалай-вахалай!" Иногда еще что-нибудь заковыристое. А ты, я видел, просто щелкаешь пальцами, вот так, - Максим щелкнул пальцами правой руки, затем левой. - И у тебя все получается. Почему?
- Ты правильно это заметил, мой наблюдательный друг. Дело в том, что я слишком молод, чтобы носить бороду, украшающую лицо, как это делают многие почтенные джинны. Даже джинн не может дергать волосы из того, что не существует, - сообщил Агофен.
- Можно дергать из головы, - Максиму хотелось понять, как у джиннов получаются их волшебные штучки.
- Этого я делать не стану, - не согласился Агофен. - Дергать волосы из головы больно. И вообще - это анахронизм. Знаешь что такое анахронизм?
- Знаю. И все-таки?
- Ты сам пробовал дергать волосы из головы?
- Мне ни к чему, я не джинн.
- Ты все-таки попробуй, - посоветовал Агофен. - Тогда и спрашивать не станешь.
- Если Агофен станет дергать волосы из головы, то каждый раз, когда он произносит заклинания, ему придется снимать чалму, - подсказал Эмилий. - А джинн без чалмы, как будто, и не джинн. Он будет выходить из образа, и никто не станет принимать его всерьез. Это нанесет урон всему их сословию.
- Совершенно верно, - подтвердил Агофен. - И должен сообщить тебе, мой любознательный друг, что сведения твои, относительно необходимости примитивного и болезненного дерганья волос из бороды, значительно устарели. Много лет тому назад, на Высшем Диване (4) Блистательной Джиннахурии, прямым и открытым голосованием, было принято мудрое решение: отменить этот средневековый варварский способ и оставить волосы в покое. Современная технология позволяет творить чудеса при помощи щелчков большим и средним пальцем. Требуется лишь четко представить себе, что ты желаешь совершить и мысленно произнести соответствующие заклинания, которые следует знать, как таблицу умножения. Ибо, если неправильно произнести заклинание, то результат может получиться непредсказуемый.
- А зачем джинны кричат: "Трах-Тибидох" и "Ахалай-Махалай"?
Агофен рассмеялся.
- "Трах-Тибидох" и "Ахалай-Махалай", это для публики. Это, наивный друг мой, пестрая упаковочка, этикетка, фантик. Чем больше непонятных слов произносит джинн, тем выше поднимается его авторитет у обывателей. Простая и маленькая хитрость, но очень полезная для престижа. В действительности, все эти "Тибидохи" и "Махалаи" не имеют никакого значения.
- Этот пункт понял, - Максим мысленно вычеркнул "Тибидохи" и "Махалаи" из списка интересовавших его вопросов. - А чем вы, в школе джиннов, занимаетесь в свободное время и по выходным? Футбол, выезд на природу, экскурсии, дискотеки? Или что-то ваше, особо джинновское?
- У тех, кто учиться в школе джиннов, свободного времени нет, и выходных не бывает.
- У них идет постоянный и непрерывный процесс не только обучения, но и воспитания, - объяснил Эмилий. Он положил на столик трубочку и с удовольствием сделал глоток сока из высокого красивого бокала. - Старшее поколение приучает молодежь свято соблюдать основные постулаты, определившиеся веками практических действий. Они используют для этого даже выходные, что вообще-то является грубейшим нарушением трудового кодекса и нарушает права детей.
- Нет у нас никакого кодекса, - сообщил Агофен.
- Отсутствие трудового кодекса - есть нарушение системы законодательства и прав народа, - сурово припечатал порядки в Блистательной Джиннахурии Эмилий Бах.
- Преподавателей у вас много? - Максима совершенно не интересовали ни трудовой кодекс, ни проблемы нарушения системы законодательств в государстве джиннов.
- У каждого ученика свой уважаемый шеф-учитель.
- Чему он тебя учил? - Максим расспрашивал Агофена подробно и дотошно, словно собирался поступить в школу джиннов, причем, не позднее следующего понедельника.
- Мой уважаемый шеф-учитель, Муслим-Задэ Глиняная Башка, да продлятся дни его радостной жизни до бесконечности, учил меня бегать за шербетом, стирать его халаты, раскуривать кальян и чесать ему пятки. Следовало вначале чесать пятку правой ноги, и уж затем пятку левой ноги. Если я начинал не с той пятки, благосклонно относившийся ко мне, недостойному, Муслим-Задэ Глиняная Башка, да продлятся дни его радостной жизни до бесконечности, не прибегал к наказанию. Он просто вбивал в меня необходимые знания и понятия, ударяя бамбуковой палкой по голове.
Эмилий задумался. То, о чем сообщил джинн, в корне расходилось с методикой обучения и воспитания, которой придерживались драконы.
- У нас процесс обучения строиться на других принципах, - сообщил он. - Мне кажется, более прогрессивных, гуманных и менее унизительных для детей.
- У вас нет шербета, нет кальянов, вы не носите халаты, и у вас не растет бамбук, - объяснил Агофен. Ему не хотелось сейчас вспоминать годы своей плодотворной учебы в школе джиннов.
- Как у вас проходят экзамены? ЕГЭ у вас есть, или до вас еще не дошло?
- Вопросы и ответы? Нам ЕГЭ не подходит. Можно зазубрить правильные ответы на все вопросы и отвыкнуть думать. А джинн, который не думает, подобен маймуру. Есть в наших лесах такая джиннообразная обезьяна. У нас, на экзамене, молодой джинн должен показать, чему он научился, затем проявить свои знания на практике. Если у джинна это получается хорошо, его хвалят и принимают на работу в престижную фирму.
- А если получается плохо?
- Если получается плохо, он идет работать в непрестижную фирму и его зарплата не превышает прожиточный минимум. (5) И если у вас, мои любознательные друзья, нет принципиальных возражений, давайте поговорим о чем-нибудь другом, - предложил Агофен. - Найдем тему более приятную для разговора, при вечерней встрече, в таком замечательном для просвещения и познания великих истин месте, как библиотека.
- Можно и о другом, - согласился Максим. - Предлагаю завтра встать пораньше и смотаться на рыбалку, на утренний клев.
- Давайте, - охотно поддержал идею Агофен. - Мы, джинны, большие любители рыбной ловли при помощи обычной удочки. У нас, в Блистательной Джиннахурии, проводятся специальные конкурсы: кто меньше поймает.
- Ты хотел сказать, кто больше поймает, - поправил его Максим.
- Нет, любезнейший друг мой, я хотел сказать, "кто меньше поймает", и сказал то, что хотел.
- Не понимаю, - признался Максим. - Какие могут быть конкурсы? Меньше поймать может каждый. Можно и совсем ничего не поймать. Сидишь-сидишь, а не клюет.
- Ты был бы у нас, в Блистательной Джиннахурии, Великим Чемпионам рыбной ловли, мой талантливый друг. У нас все по другому. Джинн только собирается закинуть удочку, а рыба уже клюет. И чтобы отогнать рыбу от крючка, требуется высокое искусство. Не поймать ни одной рыбы в течение часа - это удается только самым опытным, очень умным и закаленным в подобных соревнованиях джиннам. Мы, молодежь, даже не пытаемся участвовать в таких конкурсах. А здесь я с удовольствием смотаюсь на рыбалку. Поймаю несколько больших рыб и отдам их кошкам. Я заметил, что ваши кошки любят рыбу.
Максим несколько растерялся. Он попытался представить себе рыбалку, где рыбки собираются стайками и ждут когда к ним упадет крючок с червяком, но у него это не получалось. А на Баха рассказ Агофена впечатления не произвел. Дракон, как понял Максим, вообще был лишен способности удивляться.
- Чтобы поймать большую рыбу надо идти на Голубой перекат, там по утрам неплохой клев, - Эмилий поднял свой бокал с соком кирандино, посмотрел на свет, недовольно пожал плечиками и поставил бокал на стол. - Но это связано с длительным переходом по пересеченной местности, - он недовольно поморщился. - Стоит ли подвергать себя столь неприятным неудобствам?
- Пересеченную местность, мы запросто пересечем, - для Агофена, труднопроходимых путей не существовало.
- Чтобы поймать большую рыбу, надо иметь хорошие снасти, - продолжил дракон, - а у нас даже примитивных нет.
- Я видел вполне приличные примитивные снасти в одном из чуланов дворца, - вспомнил Максим. - Там тьма удочек и даже спиннинги есть. На полке, в жестяной коробке - набор старинных блесен. Шикарный наборчик, ни одна щука мимо такой блесны не пройдет. А в углу бредень валяется. Но, наверно, дырявый.
- Это снасти Ральфова деда, старого герцога Бронта, - сообщил Эмилий. - Он занимался управлением герцогства только в свободное от рыбалки время и даже придумал какую-то особенно привлекательную подкормку. Все это давно надо было сдать в Краеведческий музей, и повесить табличку: "Примитивные орудия лова, которыми пользовались наши далекие предки."
- Что-то у тебя, мой взыскательный друг, все не так и не то, - отметил Агофен. - Создается странное впечатление: будто ты не хочешь идти на рыбалку.
- Хочу, - Эмилий подлил себе сока из бутыли и сделал пару глотков. - Я с великим удовольствием сейчас бросил бы все и отправился на рыбалку. Посидели бы вы, с мое, над уточнением каталога библиотеки, так только о рыбалке и мечтали бы.
- Чего же ты хорошую идею тормозишь!? Лучше сходи, червей накопай, а мы с Агофеном удочками займемся, - предложил Максим.
- Не могу я завтра на рыбалку идти, - признался Эмилий. - Я завтра утром отправляюсь к бабушке. Есть необходимость.
- К какой бабушке? У тебя есть бабушка? - почему-то удивился Агофен.
- Конечно есть, - с заметным удовольствием сообщил Эмилий. - Очень хорошая бабушка, добрая и умная, - Эмилий что-то вспомнил, покачал головой и добавил: - Чрезвычайно принципиальная. Она меня воспитывала. Бабушка прислала письмо, просит срочно навестить. Я уже к герцогу Ральфу ходил отпрашиваться, и он отпустил. - "Мотай, - говорит, - можешь недельки на две слинять, потом ты мне здесь нужен будешь".
- Так и сказал: " Мотай"? - поинтересовался Агофен.
- "Мотай" и "Можешь слинять",- подтвердил Эмилий и с укоризной посмотрел на Максима. - Так и сказал. Я заметил, что когда ты появляешься у нас, словарный запас герцога Ральфа значительно расширяется.
- Я здесь, у вас, можно сказать, посол, и мой долг активно распространять достижения нашей народной лингвистики, - объяснил Максим. - А зачем тебя старушка призывает?
- Зачем призывает - конкретно не пишет, но намекает. И просит, чтобы я не медлил. Я вам сейчас ее письмо прочитаю.
Бах поставил бокал с остатками сока на стол, открыл висевшую на поясе, небольшую кожаную сумочку, вынул письмо от бабушки и стал читать:
"Здравствуй дорогой внучек! Я живу хорошо и сладкие стручки, которые ты так любишь, в этом году обильно произросли. А репа..."
Дракон замолчал, пробежал глазами по тексту.
- Это можно не читать, здесь чисто семейное. Главное дальше, вот слушайте:
" ... У нас здесь происходят разные непонятные и таинственные случаи. Кое-что бесследно исчезает и не возвращается. А почему исчезает, никто понять не может. Версий много, а толку никакого. Мы обращались к местному предводителю драконов, но он мер не принимает, ему это все до факела в ясный день. А у нас грабли пропадают и лопаты тоже. Поэтому работать на огородах совершенно невозможно. Зачем нам такой предводитель? Но придется терпеть его до новых выборов. Полевые работы надо продолжать, а для этого нужны и грабли, и лопаты и многое другое, что куда-то исчезло. Лауренсиха посоветовала позвать тебя. Тебя, Бахончик, у нас, на Бугре, все помнят и уважают. Ты у нас умный, работаешь библиотекарем у самого герцога. Приезжай, разберись и наведи порядок. Боюсь, что за тобой будут следить и мешать тебе. Постарайся добраться скрытно и осторожно, могут быть неожиданности и неприятности".
- Вот и получается, что на рыбалку я не могу. У бабушки серьезные обстоятельства, - Эмилий взял со стола бокал и допил его.
- Прочти еще раз про случаи, - попросил Максим.
Бах прочел еще раз.
- Понятно, и здесь Бермудский треугольник, (6) - оценил сложность ситуации Максим. - Какие-нибудь неопознанные объекты там пролетают?(7)
- Про неопознанные объекты бабушка не пишет.
- Это еще ни о чем не говорит. Если что-то пропадает, значит кто-то этим занимается. Ты как думаешь, Агофен, - волшебством там не пахнет? Может быть ваш брат орудует? Или все-таки пришельцы?
- Не знаю. Для того, чтобы разобраться, надо на месте побывать: следы посмотреть и понюхать, чем пахнет, как ты очень удачно выразился, мой эрудированный друг. У нас, в фирме "Абаландур энд Халамбала", мир с ними обоими, старшим детективом-аналитиком работает джинн Корифан Длинноногий, так он в любом происшествии разобраться может. Дедуктивным методом пользуется. Посмотрит на место преступления, потом садится за стол, пьет чай с липовым медом и думает. После третьего стакана идет прямо к преступнику и задерживает его. Больше никто так не умеет. И метод его никто понять не может. А он никому про свой метод не рассказывает. Некоторые тоже пробовали пить чай с липовым медом и думать, но у них ничего не получилось.
- Вредный старик? Не хочет раскрыть свои секреты?
- Нет, он добрый. Но немой. Действует успешно, а рассказать ничего не может.
- Ничего сложного, - Максим и сам знал о дедуктивном методе. - Изучим и проанализируем обстановку на месте. Найдем очевидцев, опросим аборигенов и старожилов, осмотрим местность, обнаружим улики и разберемся. Раз такое дело - собираемся.
Сколько раз Максим с товарищами выезжал на целый день в лес, или на рыбалку, и всегда подготовкой к этому важному делу занимался он. Опыт у парня кое-какой имелся. И он, не задумываясь, взял руководство подготовкой к отъезду на себя.
- Завтра утром и отправимся, чего тянуть. Надо помочь бабушке.
- Вы поедете со мной?! - Эмилий не скрывал своей радости.
- А как же? Там какая-то чертовщина твориться, таинственные явления, что-то исчезает, может быть, даже НЛО есть, или какой-нибудь снежный человек (8) терроризирует старушку. Слабая женщина просит разобраться и навести порядок, а мы с Агофеном будем здесь в герцогстве отсиживаться? Бабушка пишет, что в пути тебе могут встретиться различные неприятности, как же ты один поедешь? Едем втроем, и никаких гвоздей! Так я говорю, Агофен?
- Конечно, мой предприимчивый и отважный друг, - подтвердил джинн. - Может быть, накажем какого-нибудь злодея, уничтожим ужасное чудовище или спасем прекрасную принцессу.
- Бабушку будем спасать, а не принцессу! Как вы джинны на принцесс падки! Слышишь, Эмилий?! Отправляемся выручать бабушку втроем. Кстати, как ее зовут, твою бабушку?
- Франческа ди Леонарда Констанция Якобина Синдерелла Бах.
- М-да, очень красивое имя, - Максим не хотел обидеть ни Эмилия, ни его бабушку. - А как-нибудь короче ее называть нельзя?
- Конечно. Ее просто можно называть: бабушка Франческа.
- Она не обидится? - спросил джинн.
- Нет. Она даже любит, когда ее называют бабушка Франческа.
- Правильно, - подхватил Максим. - Бабушка Франческа - это звучит! А она очень старенькая?
- Как вам сказать... - Эмилий вроде бы пожал плечами. А может быть и не пожал: у дракона не разберешь, пожимает он плечами, или не пожимает. - Не особенно. Моя бабушка очень энергичная и у нее железный характер.
- Понятно, бабушка с характером. Такое случается. Ты, Эмилий, кому-нибудь говорил, что бабушка тебя вызывает?
- Только герцогу Ральфу.
- Ральфу можно. А кому-нибудь из придворных?
- Никому не говорил. Я же понимаю.
- Хорошо. Помните, старушка пишет, что добираться надо скрытно и осторожно. Поэтому - первое: вводим режим секретности. Никому ни слова. Второе - ты, Агофен, можешь проникнуть куда захочешь. Так я говорю?
- Так, мой проницательный друг.
- Твоя задача - проникнуть на кухню и тайно запастись провизией. Возьми побольше. Как там, в дороге будет, неизвестно, а есть хочется при любых обстоятельствах.
Возражений не последовало.
- Третье - ты, Эмилий, запасаешься соком кирандино. Захвати столько, чтобы на троих хватило. Сок у вас классный, при любой жаре прохладный. А в дороге всегда хочется пить. И лучше пить сок кирандино, чем воду. Долго туда добираться? Где она, бабушка Франческа, живет, в каких краях?
- Далеко. В поселке Пегий Бугор. Это в королевстве Хавортия, на юге от нашего Герцогства. Мы короткой дорогой пойдем: до моста дня за три доберемся, а там уже и граница. От границы тоже дня два, не больше.
Максим не ожидал, что путешествие может оказаться столь длительным, но вида не подал.
- Так... Пять дней на дорогу терять - слишком жирно будет, - решил он. - Значит, четвертое - Агофен, завтра утром ты переносишь нас через все границы, прямо во двор к бабушке Франческе. Ты, Эмилий, показываешь дорогу. Я, во время полета, веду наблюдение за местностью. Возражения есть?
- Есть, - сообщил Агофен. - Я не могу перенести вас к бабушке.
- Как это не можешь? Ты же джинн. Умеешь переноситься через расстояния.
- Я сам перенесусь. Но никого с собой взять не могу.
- Что ты за джинн, если двоих туда-сюда перенести не можешь!?
Агофен, кажется, обиделся.
- Перемещение во времени и пространстве, мой торопливый друг, мы еще на первом курсе изучали, и практические занятия проводили. Я тогда досрочно сдал два дифференцированных зачета и экзамен. Программу освоил полностью, с этим все в порядке. Не думайте, что я двоечник. Но для того, чтобы заниматься переброской грузов одушевленных и неодушевленных, надо закончить специальные курсы и получить лицензию. Я, конечно, могу попробовать, но если меня поймают... Вы знаете, что наши Старшие делают, с тем джинном, которого застукают в нарушении?
Максим и Эмилий не знали что в Блистательной Джиннахурии делают с тем джинном, которого застукают. Но Агофен скорчил такую гримасу, что они поняли: делают что-то нехорошее.
- М-м-да, неплохая была идея... Придется лошадей брать, не тащиться же в такую даль пешком, - решил Максим. - Ты как, Агофен, на лошади ездить умеешь?
- Никогда не пробовал, но сумею.
- Вот и хорошо. А ты, Эмилий, наверно, полетишь, тебе лошадь ни к чему.
- Да, я лучше полечу, - согласился дракон.
Значит, четвертое - не перелет, а переезд. Лошадьми я займусь сам. Сейчас без всякого шума и спешки расходимся, каждый занимается своими делами. Встречаемся на рассвете у южных ворот парка. Я сейчас к герцогу. Скажу, что мы на две недельки отбываем в Комарово... Как думаешь, Эмилий, двух недель нам хватит? У меня скоро каникулы кончаются.
- Вполне. Какие бы странные явления там ни происходили, думаю, что втроем мы за две недели разберемся и сумеем вернуться обратно.
- Вот и хорошо. Я попрошу у Ральфа удостоверение, что мы мирные туристы, едем в Хавортию на экскурсию, для знакомства с историческими достопримечательностями, и находимся под покровительством герцога Гезерского. Чтобы нам все предоставляли вне очереди, оказывали всяческую помощь, содействие. Думаю - пригодится.
Уже на пороге Максим остановился и хлопнул себя рукой по лбу.
- Чуть не забыл. Нас с Агофеном там никто не ждет, следить и ловить нас никто не станет. А тебя, Эмилий, судя по письму бабушки Франчески, там наверняка ждут. Надо тебе замаскироваться, чтобы никто не узнал.
- Не может он замаскироваться, - напомнил джинн. - Дракон он и есть дракон, как его ни маскируй.
- Так. Так, так... - Максим задумался... - Враг хитер, но мы хитрей, - объявил он. - Мы их запросто в заблуждение введем. Ты, Эмилий, кисточку свою перекрась, тебя и не узнают!
- Как я ее перекрашу, если при дворе сейчас модный цвет - небесно-голубой, - возразил дракон.
- Тебе, друг мой, надо пойти на жертву ради успеха операции, - стал убеждать его Максим. - И не дрефь, мы же не при дворе будем. А в Хавортии, вполне возможно, мода на цвет хохолков сейчас совсем другая.
- Если не при дворе, тогда, наверно, можно и перекрасить, - неохотно согласился Эмилий.
- Вот и хорошо. Крась свой хохолок в желтый цвет, или в зеленый, как тебе больше нравится, - решил Максим. - А я попрошу герцога, чтобы он в удостоверении тебя каким-нибудь другим именем назвал, и будешь ты, как будто, вовсе не Эмилий Бах, а кто-нибудь другой.
Глава вторая.
Максим Корабельников уходит в Робинзоны. Удивительные последствия пчелиных укусов. Дорога не туда. Максим знакомится с джинном и драконом.
Максим Сергеевич Корабельников родился и вырос в городе Крайнем, что стоит на правом высоком берегу реки Крайняя, впадающей, как и все окрестные реки, в Волгу. Население 97 тысяч человек. Промышленность: метизный завод, молочный комбинат, завод силикатного кирпича, и мастерские, относящиеся к народным промыслам. Культура и образование: краеведческий музей, музей глиняной игрушки, школы, колледж искусствоведения, выпускающий специалистов с уклоном в народные промыслы и строительный колледж, три курса которого успешно закончил Максим в этом, памятном для него, году.
Основан Крайний был давно. Краеведы, каждый из которых обычно знает все, до сих пор не могут договориться между собой о том, когда это произошло. Но все они согласны, что название "Крайний" появилось от того, что поставили город на окраине княжества (как это княжество в те лихие века называлось, краеведы к единому мнению придти также не могут), рядом с Дикой Степью. И речку тогда тоже назвали Крайней.
Из-за своего крайнего положения, город семнадцать раз сжигали и разрушали кочевники, разбойники, агрессоры, просто недруги и другие неприятели. Но крайнинцы упорно держались за эту землю, они каждый раз снова возводили свой город на прежнем месте. Поэтому, утверждают краеведы, и выработался у местного населения особый характер: упорный, настойчивый и даже настырный. Свидетельствует об этом и герб города центральное место в котором занимает большая бычья голова, которая, по утверждению знатоков геральдики, означает упорство, упрямство и некоторые другие столь же ценные качества крайнинцев.
После того, как Максим Корабельников успешно сдал экзамены за третий курс, оказалось, что он остается дома один. Отец, метеоролог, подписал контракт с какой-то серьезной фирмой и уехал на погода в Исландию. У них там что-то не заладилось с погодой, и они попросили Корабельникова старшего разобраться. Вместе с ним уехала и мать, которая не имела к погоде Исландии никакого отношения, но хотела посмотреть на гейзеры, которых в Исландии очень много. Максим остался один. Почему бы и нет? Взрослый парень. И вполне самостоятельный. А времена такие, что каждый день можно пообщаться по телефону.
Утомленный экзаменами, суетой городской жизни и советами о том, как следует себя вести, Корабельников младший получил двухмесячный отпуск и, более того, двухмесячную свободу. Как ему показалось, полную свободу. Обдумав свое положение и открывшиеся возможности, Максим решил, на два месяца удалиться от мира сего, и пожить это время на лоне природы свободным Робинзоном. (9) Местом робинзонады намечалась дача. Был у Корабельниковых небольшой домик, вроде курятника, на шести сотках, в кооперативе "Педагог", куда, в свое время, сумел пристроиться отец.
Максим запасся продуктами и переехал на дачу. Робинзонада намечалась довольно приятной. Охотится Максиму не было необходимости. Основные средства существования находились в холодильнике. Кое-какую одежду он также захватил с собой. Кроме того, в полное его распоряжение перешли шесть соток земли с недрами, принадлежащими государству, и богатым растительным миром, принадлежащим лично ему. Целых шесть соток совершенно необитаемого острова (и никакого Пятницы), (10) которые Максим и стал обживать. Двери и окна своей хижины он открыл настежь: пусть природа сама регулирует температуру по Цельсию и влажность воздуха в естественных процентах. Ложился спать когда хотел, а утром добровольный Робинзон вылезал из постели тоже только тогда, когда ему этого хотелось. Не раньше и не позже. В тень, под развесистую яблоню, Максим поставил большое старое кресло. Из этого кресла очень удобно было любоваться природой. И Максим, с энтузиазмом потомственного горожанина, отдался этому экологическому занятию. Он с умеренным интересом смотрел на яркую цветочную клумбу, на грядки с клубникой и укропом, и в дальний угол своего острова, где густо и вызывающе торчали высокие листья неистребимого хрена. На своем острове Максим не только отдыхал, он еще и трудился. Время от времени, без всяких указаний и напоминаний, он что-нибудь неторопливо рыхлил, что-нибудь не спеша перекапывал или что-нибудь аккуратно обрезал. И никто ему ничего не советовал, никто ему не говорил: "Ты бы, Максим, взял...", "Ты бы, Максим, не трогал...", или "Ты бы, Максим, сходил..." Изредка его одиночество нарушали обитатели других островов и Максим вынужден был выслушивать их прогнозы на урожай фруктов. Но, в основном, робинзонничал.
Невдалеке от дачного кооператива "Педагог" расположилась пасека. Какая-то находчивая и настойчивая бизнесвумен решила повысить свое благосостояние за счет трудолюбия пчел. И упорно повышала. Соседи предупредили Максима: "Ты к пасеке не ходи. Хозяйка у пчел злая" (первый и единственный совет, который он получил на своем острове). Максим день не ходил к пасеке, еще один день не ходил, а на третий день пошел. Есть такой закон природы: (11) если запрещено куда-то идти, то туда непременно хочется сходить. Закон природы Максим нарушить не смог.
Он даже до самой пасеки не дошел. Метрах в десяти остановился. Посмотрел на ульи: ничего интересного. Стоят рядами обычные, не отличающиеся прогрессивным дизайном ящики. Насекомые улетают и прилетают, при этом жужжат. Занимаются производственной деятельностью по указанию бизнесвумен. Самой повелительницы пчел не видно.
Пчелы, вначале, на Максима никакого внимания не обращали. Усердно и простодушно летали, не соображая, что их эксплуатируют. Потом одна из них приблизилась к Максиму, повисела над ним и что-то прожужжала. Затем парочка пчел совершила тот же маневр, но эти жужжали довольно сердито. Максим в жужжании не разбирался, не знал, что о нем подумали эти невыразительные насекомые, не понял что получил два серьезных предупреждения и не остерегся. Тем более, хорошая солнечная погода и приятный легкий ветерок ничего плохого не предвещали.
Но вскоре началось. По-видимому, бизнесвумен их так воспитала: набросились пчелы на Максима, будто он им какой-то недоброжелатель, соперник по собиранию цветочного меда, тайный враг или диверсант. И стали жалить совершенно беспощадно и безжалостно. Затем коллективно провожали его до самого необитаемого остова. Но, надо отдать им должное, границу максимового владения ни одна пчела не нарушила. Возможно они и вправду были разумными насекомыми и уважали частную собственность.
Трое суток, опухший от пчелиного яда Максим досадливо отлеживался в своем курятнике. Три дня и три ночи дремал, и только, иногда открывал глаза, чтобы подняться и хлебнуть водицы. На четвертый день опухоль прошла. И очень захотелось есть. Максим сварил кастрюльку гречневой каши и две большие сардельки. Оторвал полбатона. Но не наелся. Сварил еще две сардельки и умял их со второй половиной батона. После этого захотелось пить. Максиму казалось, что утолить жажду он сумеет только ведром воды, не меньше. Но обошлось всего тремя чашками растворимого кофе.
После этого Максим почувствовал себя совершенно здоровым. Будто не кусали его пчелы, будто не лежал он трое суток бревно-бревном. Более того, появилось какое-то непривычное томление в плечах. Вроде бы прибавилось силенки, и эту силенку, следовало пустить в ход. Не задумываясь, отчего бы это возникло у него такое странное желание, Максим подобрал лопату и с непонятным удовольствием, без передышки, вскопал большой участок. Участок этот давно надо было перекопать, но как-то руки не доходили. На даче всегда есть работа, до которой руки не доходят.
Сила в плечах не остывала. Максим поставил лопату, огляделся, чего бы еще такое сделать и увидел бочку. Большую железную бочку, которую давно надо было выкатить на свалку. До бочки тоже, который год, руки не доходили.
Подошел Максим к бочке, заглянул в нее, а там до половины ржавой воды, от дождей натекла.
"Вылью водичку и откачу эту ржавую посудину на свалку, - решил Максим. - А ведь тяжелая..." - И в шутку, почему бы не пошутить, попытался поднять бочку. Но поднял! Поднял железную бочку, вместе с красноватой от ржавчины водой... Максим даже не понял, что произошло, и как это произошло. Поставил бочку, почему-то оглянулся, никого не увидел, и опять поднял. Так же легко. Килограммов полтораста, а, может быть, и все двести. Он понимал, что такого быть не может. А что-то нашептывало ему: "Ты попробуй, попробуй еще раз". Попробовал, и снова поднял. Опустил и задумался. С чего бы это? И тут же решил: "Пчелы! От пчелиных укусов произошло необъяснимое для науки явление: он стал силачом"...
Почувствовать себя силачом в двадцать лет вовсе не плохо. Можно ударом руки разбивать кирпичи, можно подковы гнуть. Но на даче не было ни одного лишнего кирпича. Что уж тут говорить о подковах. Времена наступили такие, что не только на даче, но и во всем Крайнем подковы не найдешь. Максим решил, на первое время, ограничиться бочкой. Он поднял "ржавую посудину" и понес ее к старой калитке, что находилась у дальнего забора дачи. Оттуда до свалки всего и было метров полтораста.
За калиткой Максим остановился, вылил из бочки воду, опять подхватил ее и только сейчас заметил, что вышел он куда-то не туда... За калиткой должна находится лужайка, заросшая густой травой. За лужайкой - кустарник, а дальше, что-то вроде небольшой рощицы. И у этой рощицы - свалка, которую устроили дачники. Но никакой лужайки не было, и ни кустарника, ни рощицы, ни свалки. Впереди виднелась узкая тропинка, которая вела к аллее... К шикарной аллее, какой не только поблизости от хилого дачного кооператива "Педагог" не могло быть, но и в самом Крайнем. Два ряда высоких развесистых каштанов, между ними широкая дорожка, на дорожке скамейки. Максим ничего не мог понять. Не может здесь быть никакой аллеи... Потом его осенило: это же мираж! Редкое атмосферное явление природы. Никогда в наших местах такого не бывало, надо смотреть, пока не исчез. И он смотрел, старался все запомнить, чтобы потом рассказать... Затем на миражной аллее появились гномы. Самые настоящие гномы: носатые, бородатые, в красных штанах, желтых курточках и черных колпачках. Как в сказке про Белоснежку. Только не семь, а всего два. Шли они совершенно спокойно, как будто каждый день гуляют здесь, возле дачного кооператива "Педагог", и о чем-то разговаривали. Офонареть можно!
И Максим сообразил, что это не мираж. Потому что ни в один мираж, гномы забраться не могли. Они не существуют. Это у него после пчелиного агрессивного нападения сон такой. Легкую бочку и каштановую аллею он видел во сне. И участок вскопал во сне. С чего бы это он так бодро за лопату ухватился? Приснится же такая ерунда... И бородатые гномы в красных штанах... Он ущипнул себя за бедро. Щипок отозвался болью. Значит не спит. Оглянулся на калитку. Калитка находилась, как ей и положено, на своем месте. Старая, с потемневшими от времени досками, калиточка. Максим тут же нырнул в нее и оказался на своих шести сотках. Здесь все было знакомым, привычным и родным: и старое кресло под яблоней, и грядка клубники, и домик, напоминающий курятник. А в углу участка нахально торчали высокие листья родного хрена. Вроде, все в порядке, и нечего паниковать. А как быть с аллеей и гномами? Максим вернулся к калитке, посмотрел поверх нее. И здесь все в порядке: лужайка, кустарник, рощица... Он осторожно открыл калитку, переступил. Лужайки и рощицы нет, а аллея есть. Гномов, правда, тоже нет...
И Максим подумал, что он, кажется, вляпался в историю совершенно другого рода. Последнее время по телевидению много рассказывали, о людях попадавших в другое время или в параллельный мир. Происходило это всегда не очень приятным способом: одних похищали пришельцы и увозили на скоростных НЛО, других чем-то стукали по голове, они теряли сознание, а затем оказывались в будущем или в прошлом, как янки при дворе короля Артура, третьих уносило в параллельное пространство после удара молнии... И еще какие-то малоприятные способы были... Максим во всю эту чепуху не верил. Фантастика. А что прикажете думать сейчас? Откуда взялись гномы и аллея с каштанами? Его, Максима, никто не похищал, по голове его не били и молнией его не шарахнуло. Не иначе, опять пчелки... Между прочим, тоже малоприятные. Неужели какие-то пчелиные укусы отправили его в будущее? Иди в прошлое? Быть такого не могло. Не верил Максим всем этим рассказам, про перемещения. И в том, что он сам куда-то переместился, тем более, верить не хотел.
Три раза выходил Максим из калитки и три раз возвращался на дачу. Все оставалось по-прежнему. С одной стороны - родная дачка, укроп, хрен и старое кресло, с другой стороны - аллея, каштаны, скамеечки... Надо было плюнуть на это, пойти в свой курятник и лечь спать. А там, глядишь, рассосется. Но у парня, очевидно, было довольно густо с генами коренного крайнинца и он решил разобраться в этой дурацкой круговерти. Максим в четвертый раз вышел из калитки, оглянулся на свой участок, на свой родной дачный кооператив "Педагог" и направился к неведомой аллее.
На аллее никого не было. Никаких гномов. Может быть они померещились? Потом появилась дама. С собачкой. Совершенно нормальная дама, в коротком не по возрасту пестром платье. И губы накрашены так густо и ярко, что хотелось рукавом эту помаду стереть. Собачка на поводке тоже совершенно нормальная. Что-то очень породистое: толстый и рыжий мопс на коротких кривых ножках. Возле каждого куста мопс пытался остановиться и зафиксировать свое посещение. Но дама не давала ему это сделать. Тянула за поводок и мопс нехотя вынужден был следовал за ней.
"Зря это я, - решил Максим. - Никуда я не попал. Время самое наше и планета тоже наша. В другом времени и на других планетах, таких дам и таких мопсов быть не может. Только на нашей земле и только в наше время".
Напрасно решил. Нельзя по одной отдельно взятой даме, с одним отдельно взятым жирным мопсом, решать такие серьезные проблемы. Максим это понял, когда прошел по аллее всего какую-то сотню метров. Он увидел двух незнакомцев удобно расположившихся на садовой скамейке. Они склонились над чем-то вроде журнала. Один из незнакомцев был одет в синий комбинезон с неразборчивой надписью на груди. На ногах - черные ботинки с высокой шнуровкой, как у десантника. На голове его красовалась белая чалма. Максим, до сих пор, не встречался с джиннами, видел их только на иллюстрациях в книгах сказок. И этот, в розовом комбинезоне, ничем, кроме чалмы, на нарисованных джиннов не походил: и одежда не та, и обувь, и бороды нет... Но Максим, почему-то сразу понял, что перед ним джинн.
Второй был драконом. Максим и драконов никогда не видел, считал, что они громадные, страшные и, вообще, существа сказочные, в реальной жизни не существуют. Этот был ростом сантиметров сто семьдесят и покрыт короткой, приятного серебристого оттенка, шерстью. У него, как у человека, имелись ноги и руки... И, все-таки, на скамейке, рядом с джинном, сидел настоящий дракон. Это подтверждали хвост и голова, напоминающая голову небольшого крокодила. И, вообще, это был дракон.
Максим уже не думал о миражах, но все равно не поверил глазам своим и подошел поближе, почти вплотную. Глаза не обманывали, глазам следовало верить. На скамейке в сквере, офонареть можно, сидели джинн и дракон! И если бы просто сидели... Они разгадывали сканворд!
"Все-таки перенесся, - сообразил Максим. И, как истый крайнинец, не увидел в этом ничего плохого. - Почему бы и не перенестись на какое-то время, посмотреть, что делается, в другом мире, тем более, если он параллельный. Время есть, впереди два месяца каникул". - Оставаться здесь он не собирался. И дорогу к даче помнил... Максим обернулся: - "Вот она тропинка. А раз такое дело, следует поговорить с этими аборигенами неведомого пространства. Джинн и дракон - обхохочешься... Никто не поверит. А до того - еще и гномы... Надо узнать, куда он все-таки попал? С чего бы начать разговор? - Максим вспомнил, как в фильме про Шурика, Вицин, играющий вора, в три часа ночи задает дурацкий вопрос: "Как пройти в библиотеку?". - Надо спросить что-нибудь попроще, поумней", - решил он.
Максим подошел к скамейке, на которой сидели джинн и дракон, и задал простой, умный, как ему показалось, вопрос:
- Извините, нет ли у вас сегодняшней газеты? - спросил он по-русски. А на каком еще языке он мог спросить? Тем более, если мир параллельный, то должны эти параллельные аборигены, знать параллельный русский.
Интуиция не обманула. Джинн его прекрасно понял. Он поднял голову и посмотрел на Максима.
- Твой вопрос, уважаемый незнакомец, доказывает, что ты не местный. В Гезерском герцогстве нет газет, - сообщил джинн. - Здесь даже не знают, что такое газета. Местные средства массовой информации, это говорящие птицы крокаданы.(12) Они летают по герцогству, а также за его пределами и разносят всевозможные новости. Но верить им нельзя.
- Почему им нельзя верить? - спросил Максим, чувствуя, что спрашивает совершенно не то... Надо было спросить, куда он попал?
- Крокаданы птицы очень добросовестные, но они плохо слышат и у них неважное зрение. Поэтому они все иногда что-то путают, и что-то искажают. Это официальная точка зрения.
- А не официальная? - вынужден был вежливо поинтересовался Максим.
- Неофициальная, но истинная причина, о которой из толерантности не принято говорить вслух, заключается в том, что самих крокаданов истина совершено не интересует. Они служат тем, кто их кормит, и врут, чтобы доставить удовольствие тем, кто их кормит. Ничего личного, такая у них работа. Это, пожалуй, одна из самых древних профессий, не связанная с физическим трудом. И там есть специалисты довольно высокого класса.
- Только в прошлом месяце канцелярия герцога была вынуждена выдать двенадцать опровержений на их новости, - сообщил дракон, не отрываясь от сканворда.
- Не знаешь ли ты, уважаемый чужестранец, что такое сеноуборочный агрегат из шести букв? - поинтересовался джинн.
- Сеноуборочный?.. - переспросил Максим, ничуть не удивляясь. Время удивлений прошло. - Что-нибудь есть?
- Шестая "и", - сообщил дракон, по-прежнему не поднимая головы. - Да, кончается на "и".
- Х-м-м, что это за агрегат такой? - Максим задумался. - Шестая "и"... "Грабли" не пробовали?
- Грабли не агрегат, - возразил дракон. - Грабли - сельскохозяйственное орудие.
- Знаю... Они же садовый инструмент на который постоянно наступают, - джинн скорчил недовольную гримасу. - Но, я допускаю, что невежественные подмастерья, составившие сканворд, об этом не догадываются, - джинн забрал журнал у дракона. - Грабли... Грабли... Подходит. Как тут и были. - он быстро проставил нужные буквы. - Так... А "Мегаполис?" Не подскажешь?
- "Мегаполис". Это ответ?
- Нет, мой любознательный чужестранец, это вопрос. А ответа пока нет.
- Мегаполис... Мегаполис... - пробормотал Максим, представляя себе почему-то Мехико, в котором он никогда не бывал. Ну, не знаю. Просто большой город...
- Есть! - прервал его дракон. - Все так. Поубивал бы составителей за подобные вопросы.
- Точно, - согласился джинн. - Присаживайся, эрудированный чужестранец, будем разбираться с этим неудачным сканвордом. К сожалению, составитель не указан и мы не знаем, кого следует убить, как справедливо захотелось это сделать нашему доброму и гуманному библиотекарю.
Максим присел.
- Пора нам познакомиться, уважаемый гость, - напомнил дракон, когда они втроем разобрались с "этим неудачным сканвордом".
- Совершенно верно, - поддержал его джинн. - Прошу любить и жаловать: Эмилий Клавесий Хростоболь Бах, местный дракон и потомственный интеллигент. Ответственный шеф-директор библиотеки Гезерского герцогства.
- Можно просто Эмилий, или просто Бах, - сообщил дракон.
- Композитор? - спросил Максим. - Он вспомнил, что в его мире был очень известный композитор по фамилии Бах. Не дракон, конечно, а человек. А в этом мире вполне может быть и дракон.
- Нет, - с заметной долей грусти сообщил Бах. - Это моя талантливая матушка композитор. Поэтому она дала мне такое музыкальное имя, надеялась, что я последую по ее стопам.
- Он не последовал, - подсказал джинн.
- Я пытался следовать. Стараниями матушки мне пришлось учиться в четырех музыкальных училищах. Но все преподаватели быстро приходили к мнению, что у меня нет ни музыкального слуха, ни музыкального таланта. Они приносили моей авторитетной матушке глубокие извинения и просили ее забрать меня. Матушка никому из них не поверила. Она убеждена, что ее ребенок непревзойденно талантливый, и непременно в области музыки. Упорная и заботливая матушка задействовала свои немалые связи и сумела пристроить меня в консерваторию. Отчислили меня через две недели. После этого матушка поссорилась со всем консерваторским начальством, обвинила меня в том, что я притворяюсь бездарным, чтобы досадить лично ей, и улетела в другое герцогство. А я поступил в библиотечный колледж, успешно закончил курс обучения и теперь заведую лучшей библиотекой в герцогстве.
- Кстати о талантах, - снова вступил в разговор джинн. - Недавно нашему Баху присвоили звание Заслуженный работник культуры (13) герцогства с вручением голубой ленты, которую он имеет право носить через левое плечо. Очень высокое звание, которое дает определенные привилегии, и очень красивая лента.
- О-о-о! - сказал Максим. Он, вообще-то без особого почтения относился к почетным званиям. Но, в этом случае, посчитал что следует восхититься. - О-о-о! Поздравляю!
- Спасибо, - сказал Бах и улыбнулся. Зубки у него были, как и положено дракону. Такие зубки библиотекарю, вообще-то ни к чему.
- А я Повелитель Петухов Агофен Маленький. Для друзей просто Агофен, - джинн встал и элегантно поклонился Максиму. Теперь Максим сумел прочесть надпись на комбинезоне. По синему полю большими белыми буквами было написано " О Х Р А Н А" и чуть ниже, буквами помельче: " Г е р ц о г с т в о Г е з е р с к о е " - Сотрудник фирмы "Абаландур энд Халамбала", мир с ними обоими, - продолжил джинн. - Одновременно обучаюсь на Курсах повышения мастерства джиннов и иблисов, третий курс. Сейчас, в Гезерском герцогстве, нахожусь на производственной практике. Позволь узнать, приятный взору чужестранец, твое услаждающее слух имя.
- Максим Сергеевич Корабельников, - четко произнес свое услаждающее слух имя Максим. Он тоже встал, и тоже поклонился. Но кланяться он не был обучен и получилось довольно неуклюже. - Для друзей - просто Максим, или еще проще - Макс. Появился в вашем герцогстве совершенно случайно. Я из будущего, - неожиданно для самого себя брякнул он.
Сообщение Максима о том, что он из будущего, не вызвало у джинна и дракона, ни недоверия, ни особого интереса.
- Как там, у вас, в будущем, с библиотеками? - после недолгого молчания, явно из вежливости, спросил Бах. - Наверно у вас много библиотек?
"Ничего себе мирок... - Максим ожидал совершенно других вопросов. - Драконы разговаривает по-человечески, по утрам разгадывают сканворды и интересуются как с библиотеками в будущем".
- С библиотеками все нормально, - сообщил Максим. - Работают. Неустанно. Выдают книги, создают различные экспозиции и устраивают обсуждения.
- А как идут дела у фирмы "Абаландур энд Халамбала", мир с ними обоими? - поинтересовался Агофен. - Процветает и добивается блестящих успехов?
- Даже не слышал о такой, - с удовольствием сообщил разочарованный таким отношением к его приключению Максим. - По-моему, такой фирмы в будущем просто не существует.
- Ты не из будущего, - решил Агофен. - Ты из какого-нибудь параллельного мира.
Максим хотел спросить, почему джинн так считает, но его опередил Бах.
- Почему ты считаешь, что наш гость не из будущего? - спросил он. - Посмотри как Максим странно одет (это, оказывается, не джинн был странно одет, а он, Максим). Великолепно разгадывает сканворды. И, вообще, очень приятный собеседник.
- Потому что фирма "Абаландур энд Халамбала", мир с ними обоими, вечна. У нее великое будущее. Послушали бы вы самоговорящие рекламные плакаты фирмы. Полюбовались бы вы великолепным офисом фирмы, в котором двери открываются и закрываются сами. Посмотрели бы вы, на каких коврах-самолетах летают члены Совета Директоров фирмы "Абаландур энд Халамбала", мир с ними обоими.
- Агофен, - прервал джинна Бах, - зачем вам ковры-самолеты? Вы ведь можете просто переноситься в пространстве.
- Ты еще спрашиваешь?! - удивился Агофен наивности Эмилия. - Это мы, рядовые джинны, просто переносимся. А члены совета директоров до такого не опускаются. Они путешествуют на коврах-самолетах. У них такие ковры-самолеты... - джинн вытаращил глаза и развел руки, пытаясь показать этим, что слов для описания чудесных ковров-самолетов у него не хватает. - Один раз увидишь, и можно умереть. Многоцветные ковры, с толстым ворсом и специальной подушкой, набитой нежнейшим пухом, для зада. На ковре-самолете походный кальян, походный холодильник, походный туалет и походный сейф с секретным замком. При жаркой погоде автоматически включаются три опахала. Все ковры марки "Ультраэкстра", самой последней модели: шестиугольные. По краям золотистая бахрома, а по всем шести углам свисают большие кисти, напоминающие виноград. Ночью эти кисти светятся голубым огнем. Видели ли вы когда-нибудь подобные ковры-самолеты? Нет, я уверен, что никому из вас не выпадало счастья видеть такое чудо!
Бах признался, что подобных ковров-самолетов он не видел А на Максима, который до этого дня был уверен, что ковры-самолеты существуют только в сказках, но зато летел на настоящих самолетах, рассказ Агофена впечатление не произвел.
- К чему все эти прибамбасы? - спросил Максим. - Бахрома, кисти, напоминающие виноград? Главное для летательного аппарата скорость и безопасность. А эти ваши прибамбасы значительно ухудшают аэродинамику.
- Я понял, что ты называешь приятным словом "Прибамбасы", о эрудированный чужеземец, - сообщил джинн, - и не знаю, что кроется за загадочным словом "Аэродинамика". Но должен тебе сказать, что хорошо продуманные и развешанные в нужных местах Прибамбасы создают престиж, а это в наше время, важней всего остального. Когда летящие на встречных коврах-самолетах видят ковер члена Совета Директоров фирмы "Абаландур энд Халамбала", мир с ними обоими, видят все его Прибамбасы, они не думают об аэродинамике, а уступают дорогу, почтительно кланяются и кричат услаждающие слух приветствия. Это престиж, понимаешь?! А ты говоришь, что не слышал о фирме "Абаландур энд Халамбала", мир с ними обоими. Значит, ты не из будущего, а из прошлого или из параллельного пространства.
Максим спорить не стал. Он и сам не знал, куда он попал, в будущее, прошлое, иди еще куда-нибудь.
- Как ты, Максим, из своего пространства попал в наше герцогство? - поинтересовался наконец библиотекарь.
Максим рассказал. О пчелах, конечно, не рассказал. И о том, что он три дня, опухший до неузнаваемости, валялся у себя в постели, как колода, тоже не стал рассказывать. А остальное было просто: однажды открыл старую калитку, вышел из своего владения, прошел с десяток метров и оказался на этой аллейке.
- М-да... Значит, твоя калитка и есть окно в параллельный мир, - определил Агофен.
- Калитка вполне может служить порогом перемещения из одного пространства в другое, - подтвердил Эмилий. - В литературе подобные трансляторы описываются.
- Пойдем, посмотрим, - предложил Агофен. - Заглянем в твой мир, любознательный путешественник.
- Можно попробовать, - согласился Эмилий. - Но, вполне возможно, что мы с тобой, Агофен, в мир Максима пройти не сумеем. В литературе сообщается, что там устанавливается стена времени. Пройти сквозь нее может только посвященный. А больше никто. Ни туда, ни обратно.
Все-таки пошли. Максим привел их калитке. Посмотрели: ничего особенного. Все как положено. Стоит забор. За забором невысокий домик. В заборе небольшая калитка из старых, потемневших от времени досок.
- Это самое место, и та самая калитка, что ведет в твой мир? - уточнил Агофен.
- Та самая калитка, - подтвердил Максим.
- Никакой стены нет, - определил Агофен.
- Она воздушная, невидимая, - объяснил Эмилий. - Ее не видно, но пройти невозможно.
- Мы, джинны, если надо, проходим даже сквозь каменные стены, - сообщил Агофен. - А здесь всего лишь воздушная. Следует попробовать. Как говорил мой мудрый шеф-учитель Муслим-Задэ Глиняная Башка, да продляться дни его радостной жизни до бесконечности: "Вкус ягоды познаешь только тогда, когда положишь ее на язык". Пойдем рядом, - предложил он Максиму. - Беремся за руки и идем.
Они взялись за руки, как детсадовцы на прогулке, и пошли к калитке. До самой калитки дошли нормально. Максим легонько открыл ее ногой и шагнул. Агофен тоже шагнул, но у него не шагнулось. Нога уперлась во что-то невидимое. Агофен поднажал плечом. Плечо тоже уперлось во что-то невидимое. Джинн провел по этому невидимому рукой. Оно оказалось гладким, ровным и, вроде бы, бесконечным. Стена была не твердой, а мягкой, податливой, но рука в нее не входила.
- Ты можешь пройти? - спросил Агофен.
- Сейчас попробую, - Максим шагнул и свободно прошел через калитку.
Четыре раза Максим входил и выходил из калитки. Четыре раза упрямый Агофен пытался последовать за ним. Но у него ничего не получилось. А когда Максим попробовал перенести джинна на плечах, то и сам не смог пройти.
На этом и закончились попытки Агофена пройти в другой мир. А Максим приобрел новых друзей и понял, что может теперь свободно гулять между двумя мирами. Чем он и воспользовался. Благо каникулы продолжались. Максим большую часть своего свободного времени проводил теперь с новыми друзьями. Он обзавелся многими знакомствами в параллельном мире, был представлен самому герцогу Ральфу Гезерскому, который оказался молодым и совсем неплохим парнем. Максим стал своим человеком во дворце.
Глава третья.
Бах становится Чайковским. Максим знакомиться с хищной зверюгой. Скрейг кудлатый краснохвост остается без завтрака. Дороша спускается со стены. Первое появление крокаданов.
Выехали рано утром, когда солнце только показалось на горизонте, придворные еще нежились в постелях, стража дремала на своих постах, а поварята не начинали разжигать печи. Никто не видел, как небольшой отряд оставил позади ворота герцогского парка и направился на юг.
Дорога была пустынной. Привыкая к своим лошадям, верховые двигались медленно, и Эмилию не надо было лететь, он шел рядом. Дракон выполнил решение коллектива и перекрасил хохолок. Это стоило ему немалых душевных мук, но теперь султанчик был желтым. Можно даже сказать, нежно-желтеньким, как только что вылупившийся из яйца цыпленочек. Эмилий всегда имел вид очень серьезный, а с желтым султанчиком над правым ухом, выглядел простоватым и легкомысленным, словно он только что явился из какого-то славного застолья и в ближайшее время собирается на очередное пиршество. Максим и Агофен цвет султанчика одобрили и решили, что теперь никто не заподозрит в драконе ученого библиотекаря.
Вначале ехали молча. Затем Агофен, развлекая друзей, рассказал историю о том, как какой-то, широко известный в Блистательной Джиннахурии, джинн по имени Кадыр-Надыр Дырявые руки совершил проступок, заслуживающий самого жестокого наказания. Но этот Кадыр-Надыр избежал распыления на атомы благодаря тому, что Главного Вершителя Дивана удивили густая черная шевелюра преступника, его длинные черные усы и черная борода, растущая от самых глаз. Все это у джинна настолько спуталось и переплелось, что голова Кадыра-Надыра Дырявые руки напоминала большой ком спутанной шерсти с поглядывающими изнутри этого кома маленькими глазками. Мудрый Вершитель, обозрев этот моток пряжи, якобы сказал: "Все мы продукт исследовательской лаборатории Всевышнего. И раз Всевышний создал такое страшилище, значит, ему это было зачем-то нужно. Кто мы такие, чтобы мешать Всевышнему в его экспериментах... Пусть живет..."
Потом Максим стал рассказывать о встрече с герцогом Ральфом.
- Представляете, я едва до него добрался. То герцог послов принимает, то герцог указы подписывает, то герцог обсуждает проблемы повышения благосостояния... А по дворцу придворные шастают. Физиономии задумчивые, глаза пустые и никого они не видят. Это чтобы все понимали, будто они озабочены делами чрезвычайной важности, и если кого-нибудь из них остановить, то герцогство развалится. Но я все-таки к нему прорвался, когда их светлость изволил пить чай. Я Ральфу говорю: "Ты бы сокращением штатов занялся, бездельников у тебя слишком много все получают зарплату и немалую. Тебе на них никакой казны не хватит". - А он: "Нельзя сокращать". Спрашиваю: "Почему нельзя?" Так он мне объяснил, что уже два раза сокращал, и после каждого сокращения штат придворных бездельников увеличивался на двадцать процентов. Оказывается, есть такой социологический закон: если начинаешь сокращать чиновников, их число увеличивается. А с социологическими законами не поспоришь. Я бы работать герцогом не пошел, - неожиданно заявил Максим. - Он ведь хороший парень, Ральф. Когда узнал про нашу поездку, и что там, на Пегом Бугре, таинственные явления происходят, сразу загорелся: "Я с вами поеду!" А куда он поедет, если у него вся эта нудятина за плечами: то послы, то указы, то обеды... И придворные чиновники бродят, как козлы в огороде.
- Ты хотел попросить у герцога Ральфа фирман, - напомнил Максиму Агофен.
- Какой фирман? - не понял Максим.
- Как он у вас называется?.. Корочки, ксива, справка, - стал перечислять Агофен.
- Усек. Документ! Документ он нам соорудил, по всем правилам, с гербовой печатью и личной подписью. И для маскировки мы тебе, Эмилий, новое имя подобрали. Теперь ты будешь Петр Ильич Чайковский. Для друзей - просто Петя. По-моему - неплохо звучит. Тебе как, нравится?
- Петр Ильич Чайковский, - повторил дракон. - Звучит приятно и уважительно. Просто "Петя" тоже приятно звучит.
- А я что говорю! Чайковский был великим композитором, оперы сочинял. У нас в честь его музыкальные конкурсы проводятся.
- Композитором... - несколько грустно принял это сообщение дракон.
- Еще каким! Его оперы во всех театрах идут. Танец маленьких лебедей даже в Африке знают! Та-та-та-та та-та-ти-та-та та-та-та-та-а-а... - неожиданно пропел Максим.
Лошадь повернула голову и с недоумением посмотрела на всадника.