Аннотация: Эссе про Ивана Ноэля и его первый фильм "В твоё отсутствие".
Прошло почти три года с тех пор, как погиб франко-аргентинский режиссёр Иван Ноэль.
Он покончил с собой после обвинений в сексуальном насилии в отношении мальчиков-актёров.
Ноэль ушёл красиво и спокойно, без заламывания рук, не становясь в позу обиженного.
Один из немногих по-настоящему свободных художников современности, он и финальную точку в своей жизни поставил по своим законам, не доставив удовольствия поглумиться над своим талантом уже предвкушавшей расправу агрессивной черни.
Реальность сама выбирает своих кумиров, святых и мучеников.
Суицид - это всегда страшно, но в случае с большим художником, личностью, это ещё и поучительно.
Не берусь судить великого режиссёра, он сделал то, что сделал.
В прощальном письме он написал:
"Я всегда думал, что это великая вещь: когда ты теряешь то, что ты больше всего ценишь в жизни, когда ты теряешь саму СУТЬ того, кто и что ты есть, на самом деле нет причин продолжать, просто ради того, чтобы продолжать".
"Мой образ жизни шел прямо против течения общества, которое с каждым годом становится все более нетерпимым, популистским и токсичным".
"Я никогда не был способен причинять боль людям, тем более самым уязвимым. Все, кто хорошо меня знает, знают это. Но поскольку сегодня потребность в популистской драме гораздо более желанна, чем реальность, я больше ничему не доверяю и не заинтересован в этой абсурдной игре".
Ничто на свете не даётся человеку без любви. Надо любить свою работу, любить своих актёров, чтобы получилось настоящее. Ивану Ноэлю это удавалось.
Много есть тужащихся творить посредственностей, не понимающих, почему у лучших художников получается создать настоящее. А секрет прост: великий художник проникает до самых глубин истины, говорит правду о мире, где принято лгать, лицемерить, изворачиваться, приспосабливаться и ненавидеть. Говорит с любовью и уважением к своему собеседнику. Потому созданное им бережно передаётся потом из рук в руки, как драгоценность, как откровение.
Настоящий художник не сочиняет свои произведения - он проживает их. Сочинителей-халтурщиков много. Художники, жизнью платящие за свой дар - по-прежнему исключительная редкость.
Опять же, в который раз приходится констатировать очевидное: творческий союз выдающихся - это любовный союз. И любовь здесь первична по отношению ко всему остальному.
Всё проистекает из любви.
Мужчина, очарованный мальчиком, способен превознести его так высоко, как умели, наверное, только древние греки.
Не будь Гонзало, и не было бы начального фильма Ноэля "В твоё отсутствие", а значит, не было бы и всех последующих его фильмов. Вообще бы, возможно, не обозначился в природе такой феноменальный мастер кино, как Иван Ноэль. Гонзало - сердцевина фильма, на него нанизано всё остальное. Потому что фильм в своей основе был призван стать гимном, признанием Мастера в любви к своему мальчику, заслуживающему его трудов и времени в силу вложенных в него природой достоинств.
Год сближался Ноэль с актёрами своего будущего фильма, год терпеливо, шаг за шагом, создавал свойственную его работам атмосферу взаимного доверия, в которой только и возможно создать фильм претендующий на исповедальность. Год присматривался к Гонзало, сближая его с будущими партнёрами по фильму.
В 2008 году Гонзало исполнилось двенадцать. Время беспощадно предъявляло свои права на его отрочество. Нужно было реализовывать момент совпадения героя и актёра в преходящих подростковых сложностях характера на пике его обаяния, или потерять возможность снять свой фильм навсегда.
И тогда Ноэль продал свой дом, чтобы иметь возможность снять фильм.
Дом - это крепость, и даже для такого человека, как Ноэль, по разным жизненным обстоятельствам сменившего не одно место жительства, продать дом можно было только ради чего-то безусловно более ценного, чем собственная безопасность. Этой ценностью была цветущая юность Гонзало.
Ноэль сам написал сценарий, сам снял фильм, сам продюсировал его, создал музыкальные треки и записывал их в студии вместе с Гонзало. Со времён толстовской "Крейцеровой сонаты" очевидно, что совместное создание музыки сродни любовному соприкосновению душ. Дуэт Ноэля с Гонзало получился очень красивым, каноническим, на долгие времена.
Появившись на глаза публики, фильм "В твоё отсутствие" очаровал критиков своей красотой. Ноэлю удалось изобразить реальность как завораживающую виньетку, драгоценную раму для возлюбленного, каким мир предстаёт влюблённому взгляду. Когда-то подобное случилось с Сергеем Соловьёвым на съёмках "Ста дней после детства". И было у него то же самое: яркие краски лета, пронизывающий атмосферу любовный мотив, и потрясающее воображение обаяние отрочества. Что-то подобное случилось и с Роже Пейрефиттом во время съёмок фильма по его знаменитому роману "Особенная дружба".
Впоследствии юные актёры Ноэля часто напоминали его первую, главную любовь, Гонзи, и это не удивительно: Ноэль вновь и вновь брался одержать победу над временем, отнимающим у мальчиков их красоту вместе с юностью, и каждый раз добивался своего. Поражения не могло быть, потому что это означало потерю главного смысла в жизни.
"И что я потеряю, если буду продолжать в том же духе? Ну, моя работа с детьми (которая всегда была моей сущностью и моим самым ярким талантом), способность путешествовать по миру, когда и где я захочу, и, самое главное, моя порядочность как человека. Потому что, хотя я далек от совершенства, я также далек от зла, и я отказываюсь терять свою порядочность, служа токсичным людям, - написал он в прощальном письме. - В МОЕЙ ЖИЗНИ ЕДВА ЛИ БЫЛ МОМЕНТ, КОГДА МЕНЯ НЕ ЛЮБИЛИ, И Я НЕ ЛЮБИЛ. Даже в мои худшие моменты. Я всегда был окружен любовью и преданностью как молодых, так и старых".
Как долго ещё у людей отмеченных божественным знаком любви к детям, богом призванных работать с детьми, будут отнимать возможность реализовывать своё предназначение?
Как долго ещё первое трепетное, святое детское чувство влюблённости в друга, ровесника и старшего, будут принуждать называть изнасилованием и преступлением мракобесы от закона, от церкви? Мракобесы, чьи действия не имеют ничего общего ни со справедливостью, ни с человеколюбием, а только проистекают из их человеконенавистничества и необузданной порочности?
Как долго ещё будут унижать, запугивать, арестовывать, допрашивать детей, требуя от них оклеветать и выдать на расправу того, кто приходил к ним с любовью и искренней правдой жизни?
Ноэль был талантом уникальным, универсальным, в чём-то сродни Леонардо да Винчи. Полтысячи лет назад Леонардо хотели убить за то же самое, за что сегодня убили Ноэля. Но тогда, в средние века, можно было спастись, переехав в другой город. И история сохранила Леонардо живым для потомков.
Сейчас, в мире глобализации, это невозможно. Где бы человек ни был, его обязательно найдут и добьют. Идёт методичное глумление над любовью с целью её полного уничтожения в человеке.
Этому явлению, убившему Ивана Ноэля и продолжающему убивать и калечить лучших людей по всему миру, на сегодня уже имеется медицинский диагноз: педоистерия, педобесие. Чудовищная болезнь общества, идущая от убогого разума злобных социальных низов, сравнимая по степени опасности для человечества со смертоносным бешенством. Педобесие.
И есть ещё такое слово - не аргентинское и не французское. Ёмкое слово, русское:
Доколе?