Тяжёлый физический труд, не приносящий никакой личной выгоды. Практически ничем не оплачиваемый.
И Часто слышу критические суждения крестьян о делах в колхозе. Конечно, это кулацкая, собственническая идеология. Плохо потму, что мы сами плохи. Ленивы, жадны, несознательны. К тому же - бригадир пьяница.
Проявляется неутолимая жажда к знаниям. Изучаю, что попало. Труды Сталина, мелиорацию, химию, астрономию. Бессистемно и бессмысленно. Только утоление жажды (непонятной) познания.
Волнует чистый лист бумаги. Но что на нём написать или нарисовать - не знаю.
Увлекаюсь поэзией. Больше всего нравятся Кольцов, Жуковский, Тютчев. Сочиняю стихи, подражая Жуковскому. Кольцовым и Тютчевым просто дышу.
Занялся книгопередвижкой.
Организовал в деревне что-то похожее на самодеятельность. Дерём глотки, смешим.
Создал организацию подростков со своим уставом. Разгромили неприятелей. Больше делать было нечего.
Лидерство. Попытки подорвать мой авторитет. Отлупил сразу нескольких.
Организовываю вечеринки для подростков.
В пределах деревни все цели достигнуты. В перспективе - достижение славы лучшего колхозника. Долговато и сомнительно.
Надо учиться. Да. Только так.
1 сентября иду в школу в 8 класс.
Прихожу в школу другим человеком. Есть желание учиться. По возрасту я равен со всеми. Я равен со всеми. Но не совсем.
Деревенская одежда относит меня ко второму сорту людей. К этому я привык и не пытаюсь попасть в круг станционных ребят, хотя я свободно с ними общаюсь.
С ребятами с деревень я тоже не очень близок. Я вижу, что они хорошие, сильные, трудолюбивые люди. Но мне всё это известно и неинтересно.
Со всеми я одинаково взаимно доброжелателен, но у меня нет друга.
Веду двойную жизнь. Веду наблюдательную жизнь на станции и лидерствую в деревне.
Хожу в школу пешком - 8 км. Чтобы было идти не скучно, по-пути учу уроки. Постепенно мозг привыкает к работе в пути. А пока я мог только наблюдать окружающее.
В школе привлекают к общественной работе. Рисую стенгазеты, занимаюсь художественным оформлением, бурно участвую в художественной самодеятельности. Выезжаем на смотры в Полоцк, Невель.
В деревне веду другой образ жизни. При керосиновой лампе читаю товарищам книги вслух. Пробую пить самогонку, участвовать в драках с односельчанами, организовываем вечеринки. Возбудитель и эпицентр деревенских сплетен.
Больше всего нравится участвовать в проведении религиозных (запретный плод сладок!) праздников по народным традициям.
"Волочобничество" и "Женитьба Терёшки" навсегда останутся недосягаемыми вершинами в досуге современной молодёжи (по моей оценке).
Сколько творчества, находчивости, народного фольклора использовалось молодёжью, которая и радио почти не занла!
Проходит так год, два.
В школе выпускаю сатирическую стенную газету. Это осталось на многие годы. Где бы я ни был, я всегда выпускал сатирические газеты.
Выпускал до тех пор, пока газеты стенные не перестали существовать.
Через одну карикатуру оказался случайно в центре скандала в учительском коллективе. С потрясением узнал, что низость свойственна и учителям. Идеал учителя рухнул.
10-й класс. Осваивается Космос. Страна уверенно шагает. А мы - её подрастающие крылья.
Часто совершаю пропуски занятий. Ссылаюсь при этом на сельхозработы или непогоды. Никто не возражает. Наглею. Ищу причины, чтобы не идти в школу (ночь проболтался, а вставать в 6 часов).
Из-за пропусков резко снижается успеваемость, и школу закончил на "удовлетворительно".
При ходьбе в школу приучил мозг к размышлению. Это стало привычкой. Заметил, что уже не могу сосредоточиться на скучном объекте (речь учителя, лекция). Внимание на учителе приходилось удерживать с усилием. Хотел избавиться, но было поздно. (К счастью - сколько глупостей не услышал!) Мысль постоянно ускальзывала, и мозг занимался делом, каким он лично хотел.
Мысленные картины постепенно стали видимыми. Вначале они были похожи на ковбойские фильмы и американские мультфильмы. В конце они приобрели реальные формы и вылились в критическое наблюдение себя и окружающего.
Идя, давал критическую оценку многим вещам, прорабатывал различные варианты действий в различных ситуациях.
Мысленно выступал на собраниях, но в действительности этого не допускал, считая себя неполноценным для того, чтобы иметь своё мнение и мысль.
Утром стыдился своих вечерних душевных порывов и мыслей. Сейчас этого нет. Или исчезли порывы, или исчез стыд?
Закончена школа.
Категорически не стал поступать в ВУЗ.
Причины:
1. Ложная неуверенность в знаниях.
(Наличие "троек" в аттестате убеждало меня, что знание моё слабо. И многие годы я в это верил. Но на самом деле знания мои были прочны. Ведь "тройки" ставили за чепуху: небрежно выполнил задание, нечётко знал отрывок, пропуск урока имел. На самом же деле я все недостатки устранял, пробелы ликвидировал, к госэкзаменам всё восстановил. Но госэкзамены уже не могли сильно повлиять на общую оценку. Да и боялись мы не тройки).
2. Пропаганда образа рядового труженика.
3. Полнейшее отсутствие материальных средств. Нет одежды.
(Сколько можно тянуть с матери?!)
4. Нельзя оставить одну мать, пока не вернётся брат.
5. Низкая оценка себя как личности.
А именно:
А) ленив;
Б) безволен;
В) неаккуратен;
Г) невыдержан;
Д) безответственен;
Е) лжив;
Ж) неотёсан;
З) глуп;
И) невнимателен;
К) ротозей;
Л) хулиган.
Куда с свинным рылом в калашный ряд!
Причиной этих моих убеждений было внушение их мне моими братьями. И я этому поверил, так как видел у себя эти недостатки.
Прошло много лет, пока я узнал, что подобные недостатки свойственны всем людям, и что бороться с ними - дело всей жизни человека.
Напротив, признание их и смирение с ними - отвратительно.
Конечно, я должен быть в колхозе. И я пришёл в колхоз.
Первый пионер в деревне. Первый десятиклассник - рядовой колхозник в нашем колхозе.
Людей со средним образованием было очень мало. В основном - приезжие специалисты: агроном, веттехник, автомеханик, учителя.
В свободное время выпускаю сатирическую газету, участвую в художественной самодеятельности. Бурная комсомольская деятельность.
Избирают комсоргом. Чтобы иметь под рукой, переводят завклубом.
Несчастные ворота! Через которые шагали в жизнь или в ничто неординарные личности села.
В короткое время достигаю реального лидерства среди колхозной молодёжи. Все сплачиваются вокруг меня. Отъявленные хулиганы готовы выполнить мою волю.
Художественная самодеятельность достигает небывалой массовости.
Вся молодёжь в клубе. ДНД уже выполнила свои функции. Бывший хулиган заставляет своего отца в клубе снять шапку.
Приезжают проводить репетиции специалисты из города. Полный расцвет!
Занимаюсь художественным оформлением.
До глубокой ночи нельзя выгнать из клуба людей. Много бывает стариков. Играют в шашки, шахматы, беседуют, слушают песни.
Ухожу домой в 3 часа ночи.
Избирают председателем ревизионной комиссии. Зачем нужен такой молодой? Чтобы не мешал?
Зав. сельской библиотекой уходит в декрет на два месяца. Мне передаёт библиотеку. Она со своей подругой "передают" мне недостающую литературу. Подлость выявляется при обратной передаче. Недостача на 90 рублей.
Возмущён, но виду не подал. Первое предательство от сотрудника. "Возместил" за "её счет".
Принимают в партию. Мне 19-й год. Инструктор райкома, узнав о моей "недостаче" в библиотеке, насторажился и нашёл причину отложить приём. Перестраховка.
В колхозе в общественной работе достиг вершины. Дальше двигаться нет возможности. Нет средств, условий, помощников. Сделано всё, что было возможно.
Все силы и энергия уходят на то, чтобы сохранить коллектив молодёжи. А в нём новые проблемы:
- С этой сучкой в одном хоре петь не буду!
- Вот не буду плясать, пусть без меня поскачут!
- И ногой не ступлю туда, где этот подлец! И т.д.
Нет одежды. Нет денег. По этой причине нельзя перенести свою деятельность в город. Не выйдешь на трибуну или сцену в рабочих ботинках.
Нужно где-то заработать. Поехать на новостройки? Нет рабочей специальности.
Председатель колхоза намерен устроить меня в институт заочно.
Но специальность агронома или зоотехника меня интересует так же, как должность пастуха или пахаря.
Хочется быть героем трудовых будней. Хочется быть в самом центре созидания нашего будущего.
Но где и как?
А пока сижу в сумерках и слушаю рассказ мужика о том, как отступающий немец вдруг остановился, вытащил альбом и срисовал его избу.
"Вот так мастак! Тютелька в тютельку нарисовал мою хату!" - закончил он рассказ.
Я потрясён рассказом. Мне тоже хочется срисовать какую-нибудь избу.
На следующий день я сидел, рисуя здание клуба. Следивший за моей работой старик - столяр заметил:
"Линеечку надо было взять, да точненько всё отчертить. Разве это дело - на глаз ляпать?!"
Август 1959-го. Мы с товарищем детства сидим под стогом сена и наблюдаем звездопад. Вдруг он вспоминает, что в Донбассе, читал в газете, проводится набор в горно-промышленную школу для подготовки специалистов-шахтёров.
Вот то, что надо мне! Договорились ехать вместе. Но на другой день его отговорили родные.
С колхоза не отпускают. Я упрям. Трижды правление колхоза рассматривает мое заявление. И ... отпускают. В порыве радостном я выхожу ... в окно.
В партию вступить не успел. Но это успею.
И вот в сиреневой дымке горящих торфяников я покидаю (увы, навсегда!) родную Белоруссию.
В Харькове покупаю книгу и штудирую украинский язык. Даётся легко. Книга быстро прочитана.
31 августа выхожу на станции "Лобовские Копи". День Шахтёра. 6 часов утра. Тут и там валяются тела пьяных шахтёров.
В школе чудесно. Хорошие условия. Очень строгая дисциплина. Распорядок дня максимально приближен к военному.
Учёба, чтение, наблюдение за личностями, рисование. На остальное нет средств. На папиросы деньги зарабатываем у частников. Бьём в породе ямы для посадки яблонь. 3 рубля за яму (старыми деньгами).
В комнате живу с двумя детдомовцами. "Васька-Кот" и его "оруженосец".
"Васька-Кот" - опытное дитё уголовного мира, лунатик и опытный вор. Ловок, хитёр, умён, решителен. Характером и повадками очень похож на кота.
Все учащиеся в основном из Тернопольской и Станиславской областей.
Каждая личность - интересная книга, характерный образ. Учёба пролетела в "чтении" этих "книг".
И вот работа в шахте. Место работы - на глубине 500 метров по вертикали, 1700 метров по уклону. Под землёй - десятки километров выработки.
Физические перегрузки. Крайняя напряжённость психики. Отсутствие опыта доводит до полного истощения.
На поверхности - чёткость, устроенность, порядок, законность, красота.
Под землёй - безобразие, развал, сплошное нарушение техники безопасности, уму непостижимые условия, свои законы, правила и традиции, каторга, вода, пыль, грязь. Механизированное рабство. 80% слов - мат.
Постепенно втягиваюсь. Исчезает страх. Но не потому, что его устранил, а потому, что к нему привык. Опасность - норма. К этому привыкаешь.
Но плохому противопоставлено много хорошего. Хорошая оплата труда. Много свободного времени. Прекрасные бытовые условия. Чувствуется искренняя забота о тебе. Твой труд постоянно находится под наблюдением и справедливо оценивается.
Работаю при "собачьей" бригаде. Каждый носит собачью кличку: "Трезор", "Бульдог", "Сильва", а моторист - "Дворняжка" и т.д.
Но на поверхности за эту же кличку бьют морду.
Превыше всего - коллектив бригады. Один за всех и все - за одного. Он поможет, выручит, спасет.
Но он и предельно суров и жесток, если кто-нибудь "сошёл с рельс". Если виновен - пощады нет. Свой суд и своя кара.
После этого суда десятник через две недели скончался в больнице.
Он гнал рабочих в угоду администрации в опасные условия на работу.
Я подобрал его лежачим на рельсах и доставил на поверхность.
Никто ни у кого ничего не спрашивал. Я тоже. Никто никому ничего не говорил. Я тоже.
Милые и дорогие мои "собаки"! Какую огромную роль сыграли вы в моей жизни! Каким бы "баламутом" я был, не встретив вас!
Настойчивость, терпение, выносливость, преданность делу, братство, товарищество, решительность и смелость, щедрость, гордость, мастерство, непокорность - вот те молотки, которые ковали мой искривлённый молодой характер.
Все трудовые коллективы после того кажутся мне собачьей шелухой.
Я овладел мастерством. Почувствовал уважение шахтёров. Я полюбил свою работу. И понял: я здесь не временно. Я здесь навсегда. Шахта стала мне родной, и я не смогу её оставить.
Новогоднюю ночь 1962 года я встретил в шахте.
ВЫВОДЫ:
1. Пожинаю первые плоды неуважения своей личности.