Иванов А.Ю. : другие произведения.

1.Доспех Как Он Есть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подобие вступления. Идея сотворить всю эту писанину пришла мне в голову давненько. Всё дело в том, что увлёкшись историей холодного оружия я никак не мог найти литературу подходящую непрофессионалу в этом вопросе. Литературу хотя бы поясняющую что есть что . В руки попадали либо какие-то ћдетские энциклопедииЋ, либо в лучшем случае, разрозненные обрывки необходимой информации. Слыхал я, что есть на свете разные хорошие книги, да где они есть... Ознакамливаясь с оружейными и доспешными правилами ролевых игр, я понял, что у многих имеет место та же фигня. Обрывочность доступной информации усугубляется путаницей в терминах. Жуть короче. В общем я решил, что кроме меня самого мне и для меня нужной книги никто не напишет и принялся за эту, если хотите энциклопедию дилетанта. А тут ещё на RolemancerЕ попалась на глаза вещь писанная Маккавити - ћВыбор оружияЋ и я окончательно понял как будет выглядеть МОЯ книга. В общем так: вещь не идеальная и во многом компиляционная, НО если у кого те же проблемы что и у меня - пригодится. Ну а я свою долю удовольствия уже получил - когда творил всё это 

   ДОСПЕХ КАК ОН ЕСТЬ.
  Начну с доспехов по двум причинам - во-первых нужно же с чего-то начинать, а во вторых именно человек в доспехе ассоциировался у людей с самим понятием ВОИН. Топор например может быть и у дровосека, а вот кольчужка ...
  К защитному вооружению у народов, сражавшихся в основном в ближнем рукопашном бою, отношение было весьма серьёзным. В качестве примера можно привести как греческих гоплитов с их отношением к щиту ("с ним или на нём"), так и европейских рыцарей у которых также отношение к доспеху зачастую имело возвышенный символический характер. Например, при обряде посвящения в рыцари неофит совершал над доспехом ночное бдение. Мало того, долгое время "оружием" называли именно доспех со всеми его элементами.
  В средневековой Европе долгое время человек без порядочного доспеха и воином то не считался. Рыцарь Жан сир де Жуанвиль (1224-1317) так объясняет своё отсутсвие в битве при Тайебурге: "...поскольку у меня не было никакого хауберта чтобы надеть". Господа рыцари свысока презрительно поглядывали на голопузую пехтуру и не менее голопузую лёгкую конницу. В одном из сражений крестового похода распалённый сражением Танкред кричит своим дрогнувшим воинам : "Ведь это всего лишь сердженты, и вы не можете выбить их с этого места!" ( серджентами называли легковооружённых всадников, к каковым и относилась большая часть арабов). И тут дело не только в том, что ТТХ незащищённого доспехом воина гораздо ниже (хотя и это важно). Доспех был дорог, весьма дорог, ведь во все времена изготовлялся он на пределе доступных технологий. И соответственно потребность потратиться даже на простенький комплект была только у профессионального воина. У мужика или ремесленника были другие потребности и другие траты, ну в самом деле зачем ему вкладывать немалые деньги ( даже при условии их наличия) в бесполезную груду железа пусть и высокотехнологичного. Так что человек в доспехе - воин по определению, человек войны, умелый и опасный соперник. И отношение к нему было соответственным.
  
  Правители буквально заставляли подданных приобретать доспехи.
  " О вооружении в войске да соблюдается то, что мы определили; сверх того, каждый от 12 мансов должен иметь броню, а если имеющий броню не возьмёт её с собою, лишается всего бенефиция (надела) вместе с бронёй" Диденгофенский капитулярий, 805 г.
  
  Именно такие люди являлись главными заказчиками подобной продукции, они же формировали требования к её конструктивным и боевым особенностям. Доспех становился неотъемлемым элементом боевой системы также как меч или копьё. Он не только находился под постоянным влиянием местных и современных ему методов боя, но и оказывал на них постоянное влияние. Так, например общеизвестен тот факт, что шпага обязана своим появлением сплошному доспеху (дабы поражать противника в стыки и щели). Так что, не потому ли в боевом шпажном фехтовании (в отличие от спортивного) кончик шпаги держат на уровне глаз сопреника? Чтобы уязвить вражину в незащищённое лицо либо щель забрала! Анализ останков погибших воинов подтверждает эту идею. Били в лицо, пах, рубили конечности, т.е менее защищённые части тела. Не потому ли в старом европейском фехтовании столько упражнений на точность удара? Так, например, у стены становился слуга с перчаткой в руке, слуга отпускал перчатку, а ученик должен был успеть пришпилить её клинком к стене, пока она не упала. Повторить N раз. Далее упражнение усложнить.
  Да и в традиционной японской школе фехтования на технику нанесения ударов повлияла конструкция японского доспеха. Например, в известнейшей школе фехтования Катори Синто Рю на первом уровне базовые удары наносятся по запястью, локтевому суставу (как правило, по внутренней стороне), в подмышечную впадину (которая в традиционном доспехе была никак не зашищена), шею и лицевую часть между глаз, по нижнему уровню удары наносились на уровне пояса в зоне сочленения кирасы между до и торэ (этот промежуток не защищался доспехом, чтобы не ограничивать подвижность в поясничном отделе), по ногам - внутренняя часть бедра, подъём стопы (который также не прикрывался), ну и во внешнюю часть колена. Достаточно взглянуть на конструкцию традиционного японского доспеха и специфика нанесения ударов становится понятной.
  
  Слабое место есть в любой защите. Исходя из этого, доспех никогда не давал, и не должен был давать абсолютной защиты. Он должен был соответствовать данной системе боя, повышая живучесть воина в сформировавшихся здесь и сейчас условиях боя. Так в одном случае (например, в Азии) доспех должен был спасать от ударов лёгкой режущей сабли и лёгких стрел, а другом (в позднесредневековой Европе) дать шанс уцелеть в копейной сшибке тяжёлой конницы, либо при обстреле из арбалета. В зависимости от школы фехтования и принятого здесь и сейчас доспеха и оружия боец либо имел возможность свободно уклоняться от большей части ударов - доспех в этом случае, должен был спасать от скользящего удара пошедшего по касательной, либо мог позволить себе принять удар на доспех дабы, например, контратаковать из более выгодной позиции.
   Решающим фактором всё же было мастерство воина. Так можно привести два фрагмента на первый взгляд противоречащих друг другу:
  1) Французский рыцарь Робер де Клари, который принимал участие в осаде Константинополя в 1204 г., описывал в своих воспоминаниях ход морского штурма греческих укреплений и, в частности, захват сторожевых башен, производившийся с помощью кораблей, связанных попарно и снабженных штурмовыми вышками:
  "...И пилигримы (крестоносцы. - Авт.) атаковали так до тех пор, пока неф епископа Суассонского не ударился об одну из этих башен; а на мостике этого нефа были некий венецианец и два вооруженных рыцаря (согласно другим хроникальным свидетельствам, имя этого венецианца было Пьетро Альберта, а рыцарей звали Андрэ де Дюрбуаз и Жан де Шуази. - Авт.); как только неф ударился о башню, венецианец сразу же ухватился за нее ногами и руками и, изловчившись, как только смог, проник внутрь башни. Когда он уже был внутри, ратники, которые находились на этом ярусе, - англы, даны (наемники, служившие в византийской армии. - Авт.) и греки увидели его и подскочили к нему с секирами и мечами и всего изрубили в куски.
  Между тем волны опять отнесли неф, и он опять ударился об эту башню, и в то время, когда корабль снова и снова прибивало к башне, один из двух рыцарей - его имя было Андрэ де Дюрбуаз - поступил не иначе, как ухватился ногами и руками за эту деревянную башню и ухитрился ползком пробраться в нее. Когда он оказался в ней, те, кто там были, набросились на него с секирами, мечами и стали яростно обрушивать на него удары, но поелику благодарением Божьим он был в кольчуге (так в переводе; очевидно, на самом деле он был защищен более надежным доспехом. - Авт.), они его даже не ранили, ибо его оберегал Господь, который не хотел ни чтобы его избивали дальше, ни чтобы он здесь умер. Напротив. Он хотел, чтобы город был взят, а потому рыцарь поднялся на ноги и, как только поднялся на ноги, выхватил свой меч. Когда те увидели его стоящим на ногах, они были настолько изумлены и охвачены таким страхом, что сбежали на другой ярус, пониже. Когда те, кто там находились, увидели, что воины, которые были над ними, пустились бежать вниз, они оставили этот ярус и не отважились дотоле оставаться там, и в башню вошел затем другой рыцарь и потом еще немало ратников". (1)
  
  2)"Немецкий гусар и французский кирасир, выбравшись из толпы после схватки, встретились на поле битвы в виду наших линий. Гусар потерял свой кивер, и кровь струилась из его головной раны. Однако это не помешало ему кинуться на своего противника, закованного в железо, и он скоро доказал, что искусство в управлении лошадью и умение владеть саблей более значат, нежели предохранительное вооружение. Превосходство гусара можно было заметить, как только он скрестил оружие. После нескольких нападений сильный удар заставил француза покачнуться в седле, и все его старания воспротивиться быстрым нападениям противника остались тщетными; наконец второй удар повалил его на землю. Третий гусарский полк жадно следивший за этим отчаянным поединком, шумно аплодировал победителю, принадлежащему к этому полку"
  
  И историй подобных множество. Конечно, в первом случае рыцаря де Дюбуаз спас не только доспех, но и мастерство бойца. Члены воинских сословий начинали свои тренировки в раннем детстве и продолжали их на продолжении всей жизни. Таким образом, они были не просто хорошо обучены, настоящие профи, вроде европейских рыцарей или японских самураев, были сверхтренированы. Ведь бой в доспехе холодным оружием налагает особые требования к силе воина, его выносливости, подвижности, скорости и точности движений.
  
  Таким образом доспех должен сочетать в себе соответствие требованиям защищённости и подвижности. Естественно сверхзадача мастера-доспешника - абсолютные показатели по обоим параметрам. Преобладание какого-либо из них в ущерб другому - результат компромиссов, вызванных тем, что технологии никогда не соответствовали (и до сих пор не соответствуют) этим требованиям. И вот почему мне кажется смешным, когда историю доспеха рассматривают как некую эволюцию. Предметы материальной культуры не являются живыми существами и не подчиняются их законам развития. Задачи по отношению к доспеху мастера решали по мере возможности - согласно уровню технологий, знаний, доступным материалам, вкусу и моде в конце концов. И здесь снова очень многое зависело от способностей мастера, в том числе способности к творчеству, которой наиболее талантливые представители человечества обладали во все времена. Удачные идеи возникали и изменяли мир вокруг себя, перенимались и копировались, попутно изменяясь применительно к местным условиям, угасали, забывались и возникали снова.
   Например, мастера высокоразвитой цивилизации эллинов создали для своих воинов отменный тип доспеха - кирасу-торакс. Но к началу средневековья в Европе цивилизаций настолько богатых ресурсами и обладающих технологиями, дающими возможность сотворить нечто подобное, не осталось. Металлические кирасы возвращаются в состав доспешных комплектов лишь к 15-му веку. Навряд ли о кирасах забыли вообще, идея вроде бы лежит на поверхности, просто не было возможности воплотить её в жизнь.
  А то ведь любят у нас создавать цепочку подобную бредовой картинке на стене школьного кабинета биологии - обезьяна (дриопитек)-австралопитек- питекантроп-неандерталец-кроманьонец, только где-то в таком виде набивняк-кожа-кольч-чешуя-пластинчатый доспех. Ну ведь бредятина! И породил набивняк кожняк, а святой кожняк породил кольч, а благой кольч породил чешую !!! И каждый новый был круче предыдущего! Осанна! Расти хит пойнт, расти!
   В крайнем случае, согласен на "и породили святой кольч и блаженный ламелляр великий бехтер". Смешно? Смешно! То, что удобно нарисовать на стене школьного кабинета, не должно становиться истиной в последней инстанции. Применение того или иного доспеха во многом диктуется условиями существования мастеров изготовлявших его и воинов применявших его на поле боя.
  Были, например кирасы способные остановить пулю из ручницы, но ведь есть и упоминания о том, что на подобное были способны и бехтерцы и даже некоторые набивные доспехи! И вместе с тем мушкетную пулю не остановил бы ни один из этих доспехов.
  Кольчуга мало сковывает движения, но совершенно не сопротивляется запреградному действию оружия, а чешуя хорошо держит удар, но достаточно тяжела, особенно если покрывает всё тело. Что круче? То, что оба доспеха существовали параллельно и даже дополняли друг друга в защитных комплексах, говорит о том не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что к месту.
   Также нельзя забывать, что доспех по своему происхождению - одежда, защитная одежда воина. И на него сильно влияла мода, внешний вид и покрой одежды данного региона. Правда, иногда имел место, и обратный процесс - доспех влиял на моду, ведь воины часто были престижным классом.
  Существует и невероятная путаница в терминах. Одна и та же вещь у разных народов могла называться по-разному, но одна вещь могла называться по-разному и у одного народа. Есть такое понятие -синонимы. При отрывочности и давности источников информации ситуация складывается не из простых.
  Вообще источники информации - вот главная проблема. Найдено не так много предметов, а в хорошем состоянии и того меньше. По многим находкам о конструкции доспеха в целом можно только предполагать. Изобразительные источники часто схематичны, не точны, либо отвечают скорее какой-либо изобразительной традиции, чем истинному положению дел. Письменные источники помогают, но не всегда понятны по многим причинам. Да и редки они весьма.
  
  Но систематизировать данные необходимо (особенно для любителя ). Даже если знать, что любая классификация условна.
  
  Итак, памятуя всё вышесказанное, всё-таки приступим...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"