Иванов Дмитрий Викторович : другие произведения.

Образ жреца в фантастической литературе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о том, как функционирует жрец в мире фантастики. Приводятся отличия жрецов от магов, рассказывается об особенностях их деятельности, обучения, иерархии. Кроме того, приводятся рассуждения об отношениях людей и богов, а также о причинах и целях этого взаимодействия и разных моделях поведения тех и других.


Образ жреца в фантастической литературе

Жрецы и маги - вечное противостояние

  
   Жрецы и маги представляются сходными классами персонажей. Оба используют заклинания, бьют с расстояния, за редким исключением, предпочитают одеваться в облачение из ткани, пользуются посохами или магическими кинжалами с артефактом в левой руке и часто даже выглядят похоже. Конечно, есть и очевидные различия: так священникам иногда допускается носить кожу или кольчугу, а также орудовать булавами, они же наиболее часто играют роль целителей. Однако, если бы служители и чародеи отличались только этим, то ни к чему было бы разделять их по разным классам. Чем тогда отличался бы жрец от светлого или тёмного мага? И если в играх главное - роль в рейде, то для литературы отличия должны быть более глубокими и принципиальными.
   В связи с этим я решил изложить своё понимание образа священника в фантастической литературе, а параллельно коснуться вопросов религии и познания божественной сущности. Эта концепция не претендует на место единственно верной, однако я считаю её простой, понятной и удобной в применении, а, кроме того, достаточно гибкой для приспособления к разным условиям и внесения модификаций. Помимо авторов она может быть интересна и читателям, и игрокам для глубокого понимания происходящего как на страницах литературных произведений, так и в играх. Причём её можно с некоторым приближением применять для интерпретации даже там, где она не ставилась в основу.
   Прежде чем я переду к изложению материала, отмечу, что данная статья не предназначена для толкования настоящих религий и почитаемых в них божеств. Автор также не ставит целью создание тоталитарной секты. Применение концепции более скромно и ограничивается лишь созданием фантастических произведений.
   Итак, мы исходим из положения, что если уж в фантастике имеются два разных класса, то отличия их должны быть весьма существенными и очень чёткими. Жрецы и маги во многом являются конкурентами, так как зачастую выполняют сходные функции (нанесение урона в рейдах) и претендуют на одно и то же облачение. И, вообще, как правило клирики чародеев недолюбливают. Можно считать это пережитком прошлого, когда инквизиция устраивала охоту на ведьм и колдунов.
   Главное отличие лежит, как всегда, на поверхности. Чем пользуется маг? - магией. А чем пользуется жрец? Вот с этого момента стоит отойти от игр и обратиться к самой истории. Ни один служитель никогда не существовал вне культа. Культ - это поклонение божеству. То есть священник никогда не выступает сам по себе. Он всегда представляет какого-то бога или группу богов. Если магии можно научиться, осваивая тайные искусства в школе, то стать жрецом можно только лишь, вступив религиозное сообщество. В отличии от шаманизма, суть которого есть поклонение духам и стихиям, центральное понятие любой веры - это божество. Именно всевышний и даёт жрецам все их навыки. И наоборот, если служитель выпадает из сферы благосклонности бога, он уже не способен пользоваться его благодатью. Умения жрецов по сути являются молитвами и воззваниями к покровителю. И вот здесь я подхожу к главному положению моей концепции. Все навыки священников творят не они сами. Их творит бог. А человек лишь посылает божеству запрос на чудо и смиренно ждёт его исполнения.
   Так, например, когда посох Аарона превращается в змею, а потом делает воды Нила красными, мы понимаем, что все эти удивительные явления были сотворены богом, а человек являлся лишь проводником божьей воли.
   Маг же творит заклинания силой собственного разума при помощи технологии преобразования магии. Эффект здесь зависит только лишь от его собственного искусства и правильности расчётов. А ответственность он несёт только перед собой и окружающими. Жрец же сам по собственной воле ничего сверхъестественного сотворить не может. Всякий раз он обращается к божеству - источнику своей силы, и получает ответ. Поэтому если маг может пользоваться заклинаниями по своему усмотрению, священник имеет право делать только то, что угодно богу. Служитель культа несёт перед своим покровителем ответственность. Он не может допустить расходования благодати понапрасну, и должен пользоваться ею крайне осмотрительно и экономно. Ведь благодетель способен в любой момент отказать своему служителю, если сочтёт его чрезмерно ленивым и докучливым.
   Поэтому в то время как маг может сколько угодно развлекаться сотворением яств, призывом чудесных зверей, левитацией, вспышками и прочими фокусами лишь для удовольствия, жрец всегда ищет сначала способ решить проблему без участия небесного покровителя. Бог также откажет священнику в действии, идущем вразрез с его заветами. Предположим, если магу нужно что-нибудь украсть, он, не задумываясь, сделает это. Жрец же может своровать только, если его бог разрешает ему совершить такое преступление. Над священником всегда лежит страх сделать что-то не так, не угодить благодетелю и получить за это наказание в виде лишения права пользоваться его силой. Бог может оказаться привередливым, например, Тескатлипоку ацтеки называли Капризным Владыкой.
   Считается, что одни маги имеют большую силу, а другие - меньшую. Могущество волшебника зависит от степени познания тонких искусств и применения артефактов. Те, в свою очередь обладают свойствами накапливать, удерживать, генерировать, поглощать и высвобождать определённые количества маны. Именно от этих свойств зависит действие чародейского предмета. Жрецы также отличаются друг от друга по уровню могущества. Но природа различий здесь состоит в другом. Каждый служитель культа не только творит заклинания, но и совершает религиозные обряды. В играх эта роль сведена к минимуму, но в литературе она обычно представлена широко. Священники проводят моления, посты, жертвоприношения, каждения, курения, читают проповеди, вовлекают других людей в свою веру, участвуют в создании храмов, идолов, алтарей, наставляют других на богоугодные дела, проводят обряды самобичевания, умерщвления плоти, посещают святые места, обретают священные реликвии, пишут религиозную музыку, создают труды по богословию, уничтожают богохульников и еретиков и пр. Все подобные деяния направлены на обретение и накопление благочестия. Чем больше актов веры совершает служитель, тем больше благосклонности божества он получает. Таким образом, одному жрецу бог даёт в распоряжение один набор навыков, а другому - другой, больший или меньший в зависимости от достигнутого уровня благочестия. Кроме того, в связи людей с богами могут играть и личные качества человека. Таких людей называют избранниками или любимцами богов. Жрецы также, как и маги, используют артефакты. Но эти вещи обычно представляют собой священные реликвии, связанные с отношениями смертных и богов, деяниями святых и пророков, актами божественного присутствия. В православии имеется понятие "намоленный", которое можно с успехом перенести и в фантастические произведения. Скажем, более намоленные предметы в большей мере усиливают эффекты способностей жреца. Отсюда и способ создания артефактов для жрецов. Они обретают свойства не в процессе реализации магических технологий, а во время актов веры, религиозных обрядов и подвигов во имя всевышнего.
   Обычно в играх жрецы, как и чародеи, пользуются маной. Отсюда, по моему мнению, и проистекает основная причина того, что жрец считается чем-то вроде особого мага. Я бы не наделял жрецов маной вообще, ведь заклинание творится силой бога, зачем тогда нужна мана? В играх мана - это всегда ограничивающий фактор, удерживающий игрока от безудержного и бездумного применения навыков. В случае со жрецом я считаю, что сам бог может накладывать свои ограничения, например, такой-то эффект может вызываться определённое количество раз в сутки или только с заданной частотой или при накоплении достаточного количества благодати/ благочестия (тогда нужно задать единицы измерения и способы накопления). Однако концепция священника, как проводника божьей воли, не исключает и наличие маны, если уж кому-то так трудно от не отказаться. Например, можно считать, что бог творит чудо благодаря мане, накопленной жрецом или, что мана служит для передачи сигнала небесному покровителю.
   Так как религиозный бог - существо всемогущее, можно считать, что в исключительных случаях он может выходить за привычные рамки. Например, удовлетворить запрос на эффект, применение которого ранее не оговаривалось, и в стандартный набор умений жреца не входило. Например, если того требует исполнение божественного замысла, он позволит начинающему жрецу однократно выполнить воскрешение, хотя такое действие должны производить только верховные священники. Кроме того, божество может сделать человека проводником своей воли и без предшествующего запроса и даже без желания исполнителя.
   Маги в ходе обучения осваивают новые технологии, совершенствуют знания, методы, материалы. Данное образование очень похоже на то, что происходит сейчас в академиях и университетах. Учащиеся ставят значительное количество опытов, проводят научные исследования. Цель - накопить как можно больше знаний и научиться их правильно применять. В основе обучения - познание, основанное на разуме. Совершенствование жреца происходит по-другому. Здесь цель иная - получить как больше благодати бога, войти с ним в более тесный контакт. Образовательный процесс здесь включает в себя большое количество обрядов, в ходе которых неофит приобщается к божественности, он учится чувствовать высшие силы, предугадывать их настроение, желания, потребности, развивает навыки общения с небесным покровителем. Хотя много информации поступает из сочинений известных богословов, часть знаний достигается с помощью откровения и медитации. И зачастую полученный материал не может быть выражен словами, а понимается интуитивно. Чем больше человек узнаёт о боге, тем лучше он может следовать его воле и удовлетворять потребности. А обретая благорасположение высшего существа, жрец получает возможность привлекать больше могущества всевышнего. В Древнем Египте существовал титул друг бога. Думаю, создание таких отношений, похожих на истинную дружбу между смертным и богом и является высшей целью карьеры жреца. И конечно же полное доверие даёт человеку огромные возможности по использованию могущества божества.
   Для религиозных сообществ характерно наличие определённых ступеней посвящения в тайны всевышнего. На первых этапах неофит получает определённый набор информации о божестве. Он мыслит и действует только в рамках данных сведений. На следующем уровне в иерархии вышестоящие служители культа расширяют сведения ученика о божественном. Иногда бывает даже так, что мифы для новичков объявляются неистинными, а посвящённому рассказываются новые мифы, которые заменяют старые. Стоит ли говорить, что сведения каждой последующей ступени следует беречь в строгой тайне от тех, кто находится на предыдущей? Переход с одного уровня посвященности на другой может сопровождаться особым обрядом инициации.
  
  

Трудно быть богом

   Как же в такой ситуации функционирует сам бог? Бог - это сверхсущество, его разум, процессы регуляции и целеполагания коренным образом отличаются от таковых у смертных. Божество слышит все воззвания к нему, если таковые не были специально заблокированы. Ацтеки называли своего верховного бога Тлоке Науаке. Это сложное понятие состоит из двух слов: tloc, "близко", nahuac, "то, что вокруг". Наиболее точным представляется перевод этого словосочетания, предложенный А. М. Гарибаем: "тот, кто находится рядом со всем, и рядом с которым находится все". Данный эпитет говорит о том, что бог существует везде. Даритель Жизни Ипальнемоуани окружает вселенную, и весь мир находится внутри него, а само его существо пронизывает пространство. Бог видит каждого в любой момент времени. Он способен наблюдать одновременно за всеми существами. Ему открыты все помыслы и цели смертных. По-другому бог ацтеков именовался Йоуалли Ээкатль - Ночь и Ветер. То есть невидимый, как ночь, и быстрый, как ветер. Его присутствие неощутимо, а сам он может с невероятной скоростью перемещаться от одного места к другому.
   От множества жрецов к богу поступает огромное количество запросов. Сверхразум обрабатывает их в кратчайший промежуток времени и посылает ответ. В одно и то же время бог может творить сотни заклинаний, давать несколько откровений, посылать десяток видений, источать благодать из нескольких артефактов в разных концах мира, а также пребывать в нескольких земных воплощениях.
   Как бог обрабатывает запрос? Сначала фиксируется самосообщение. Далее он определяет кто данный запрос посылает, имеет ли этот смертный право требовать от бога желаемого. Следующий этап - соблюдены ли все необходимые условия. Они могут быть любыми, какие пожелает автор - определённые слова молитвы, достаточная глубина медитации, наличие требующихся артефактов, время и место действия, соблюдение определённого обряда, уровень благочестия, принесения достаточной жертвы и пр. Здесь могут быть исключения. В одном из своих произведений я описываю случай, когда бог исполнил запрос в то время, как один из участников ритуала по неопытности совершил положенные действия немного не так, как требовалось. Но из-за того, что герои действовали искренне в интересах бога, он всё равно его совершил чудо. Если магия, как технология, требует полного соответствия всем требованиям её реализации, то в отправлении культа воля бога играет немаловажное значение, так что чудо может стать полной неожиданностью и для самих служителей. Следующий этап - определение цели. Соответствует ли цель человека интересам бога? По большей части бог действует лишь в своих интересах, если ему нет никакого резона помогать человеку, он помогать не станет. Однако автор по собственному желанию может наделить своего бога такими чувствами, как симпатия, снисхождение, жалость, ирония. Эти качества могут повлиять на принятие решения. С другой стороны, испытания веры, которые боги устраивают своим последователям, могут стать причиной отклонения запроса или исполнения его не в полном объёме. Следующий момент - оценка обстоятельств. Божество определяет необходимость применения чуда. Точно ли вмешательство высшей силы будет единственным выходом из ситуации, или же есть другие решения? При соблюдении всех условий - перечислю их снова: поступление запроса, право использовать силу божества, соблюдение всех ритуалов, соответствие цели человека интересам бога, безвыходность положения, - небесный покровитель реализует желаемый эффект в том объёме, в котором считает нужным. Конечно, некоторые этапы по желанию автора могут быть удалены или добавлены, но в наиболее общем виде схема выглядит именно так.
   Когда речь идёт о магических битвах или исцелении на поле боя, каждый запрос реализуется почти мгновенно. Однако в ряде случаев эффекты могут быть отсроченными. Например, если рассматривать сюжет фильма "Орда" с точки зрения моей концепции, то там для принятия решения богу потребовалось много времени, кроме того, динамическое наблюдение за героями и ниспослание испытаний веры, чтобы принять нужное решение. Можно сделать сочетание, например, одни обращения обрабатываются мгновенно, другие - рассматриваются длительно.
   Частота и обстоятельства использования заклинаний целиком и полностью основываются на замысле автора. Сколько каких запросов обрабатывает бог и с какой скоростью определяется сюжетом произведения. Для воссоздания действий игровых жрецов придётся задумать божество, быстро обрабатывающее все воззвания и реализующее почти каждую просьбу. Другая крайность - одно выстраданное чудо, к которому движется весь ход повествования.
   Важно помнить, что божество, исполняющее все запросы подряд, может потерять уважение и своим поведением спровоцировать злоупотребления со стороны духовенства. С другой стороны, слишком строптивый покровитель может проиграть в конкурентной борьбе с другим богом и полностью лишиться верующих. Здесь автору следует искать баланс. Показательные отлучения от источника божественной благодати настраивают последователей культа на более ответственное отношение к использованию сверхъестественной силы. В зависимости от замысла автора герои произведений могут как восстановить отношения с всевышним путём молитв, ритуалов, жертвоприношений и других богоугодных дел, так и быть навечно отлучены от источника силы.
   Особым случаем являются сюжеты, где человек покоряет бога с помощью силы или хитрости, подчиняет своей воле и заставляет исполнять собственные приказы.
   Религиозные отношения всегда двусторонние и взаимовыгодные. Человек извлекает выгоду от общения с богом, но и бог имеет свои резоны благоволить смертным. Высшие существа испытывают потребность в поклонении. Они хотят получать жертвы, курения, слушать молитвы и хвалебные гимны, созерцать ритуальные танцы, видеть свидетельства почтения. Так в древнеегипетской формуле подношения прямо говорится "потому что боги им живут". А вот как Тлакаэлель, главный автор мистико-военной философии ацтеков, говорил о необходимости кормить бога человеческими жертвами: "Наш бог не должен ждать, когда по причине оскорбления представится случай для войны. Необходимо найти удобный способ и рынок, на который наш бог со своей армией приходил бы покупать жертвы и людей, чтобы поедать их; как было бы хорошо, если бы он при входе мог найти, когда пожелает кушать, свои теплые лепешки, и чтобы наши люди приходили на эти рынки покупать своей кровью, головой, сердцем и жизнью драгоценные камни изумрудов и рубинов, перья, широкие и блестящие, длинные и хорошо поставленные, для того чтобы служить восхитительному Уицилопочтли". В эпосе майя Пополь Вух боги просят людей перенести их в безопасное место. Таким образом, боги всегда имеют те или иные потребности, которые могут удовлетворить лишь смертные. И культовые обряды и имеют целью дать богам желаемое. Взамен всевышний даёт людям покровительство и наделяет своих служителей сверхъестественной силой. Кроме своеобразной платы за почитание эти чудеса призваны укрепить веру паствы в силу небесного благодетеля.
   Существует несколько разновидностей реализации таких отношений. У майя классического периода чуть ли не единственным посредником между богами и людьми был правитель. Жреческое сообщество, если и было, то большого значения в отправлении государственного культа не играло. Например, в Паленке лишь правитель жертвовал богам одеяния и головные уборы. А курения копала, ритуальные танцы, кровопускания, совершаемые царём, были событием, достойным воплощения на монументах. Именно вождь являлся главным отправителем обрядов. В христианском мире наоборот правитель непосредственно не участвует в богослужении, а культ является сферой деятельности относительно закрытого профессионального сообщества. Как та, так и другая модель, равно как и промежуточные стадии применимы для фантастических произведений. Важно отметить, что в первом случае гибель правящей династии ведёт к прекращению связи народа с богами. Это предположение некоторые учёные считали причиной коллапса цивилизации классических майя. И хотя оно не имеет никаких подтверждений, для фантастики такой ход сюжета может оказаться весьма привлекательным.
   Бог потребляет разные "товары услуги". Кровь и плоть жертв, дым благовоний, танцы, песни, музыку, поэзию, молитвы, одежду и украшения, собственные изображения, храмы, пищевые продукты, содержание священных животных и выращивание растений, обряды самоистязания, умерщвления плоти, войны, миссионерскую деятельность, миграции, заботу об идолах. При необходимости автор может даже разработать своеобразные прейскурант стоимости услуг божества. Например, большой дождь - сердца трёх детей, успех в бою - жертвоприношение пяти пленников, богатый урожай - трёхдневный религиозный фестиваль с шествиями, каждениями и жертвоприношением двадцати человек, завоевание новых территорий - обновление храма и жертвоприношение ста здоровых и сильных мужчин. Кроме того, бог может испытывать потребность в любви к своим детям. Но для мира традиционной фантастики, по моему мнению, это не особенно подходит.
   Здесь также стоит сказать о двух типах богов - добром и злом. Добрый бог в обмен на обрядовую деятельность дарует людям некоторые блага. Чем лучше люди молятся, чем больше приносят подношений, тем изобильнее у них урожай, лучше здоровье, успешнее войны. Злой бог действует по-другому. Получая подношения, он отсрочивает акты своего гнева, умеряет свою ненависть к смертным. То есть чем больше даров, тем меньше загубленных посевов, жертв эпидемий, ураганов и наводнений. Здесь я опять же привожу две крайности, хотя обычно боги сочетают тактику кнута и пряника или принимают ту или иную роль в зависимости от обстоятельств. Например, боги ацтеков, были преимущественно, враждебны к людям, а Амон и Осирис египтян, скорее, более дружественными.
   И снова в отношении со смертными богу требуется соблюдать баланс. Не потакать каждому желанию и, в то же время, не отвратить о себя верующих. Первая крайность чревата злоупотреблениями силой покровителя, вторая - переходом на сторону другого божества и гибелью культа.
   Также стоит упомянуть и о ещё одной немаловажной особенности. Удовлетворяя свои потребности, божество становится сильнее и наоборот, лишаясь жертв и обрядов в свою честь, бог теряет собственное могущество. Это ещё один стимул для божества обзавестись собственным народом, который бы стал ему поклоняться. К примеру, если люди встречают некого молодого бога, в начале он вызывает им лишь кратковременный дождь. Но со временем, получив определённое количество подношений, сила его возрастает, и вот уже посылаемых осадков хватает, чтобы спасти урожай от засухи. Возможно, с этим увеличивающимся могуществом связано и постоянное возрастание потребностей божества. Чем дальше, тем больше требуется жертв, святилищ, служителей культа. Например, великий храм ацтеков в Теночтитлане перестраивался не менее шести раз, причём каждый раз увеличивался в размерах, подобное происходило и с Пирамидой Луны в Теотиуакане, и со зданиями на главной площади Монте Альбана, а в храме Карнака почти каждый достаточно значительный египетский фараон, начиная со Среднего Царства, оставил свой след.
   Однако человек прекрасно видит потребности бога, и знает, что он, как исполнитель желаний божества также может вести свою игру в непростых двусторонних отношениях. Мы знаем примеры порки идолов за неисполнение пожеланий народа. В городе Сан Хуан де Чамула индейцы на некоторое время уносят из церкви шкафчик с изображение святого, который не выполнил том, о чём его просили. По мнению исследователя майя Дмитрия Беляева, в Храме надписей в Паленке в разделе о будущем написано в отношении 830 и 4772 годов, что если сердца богов будут умиротворены, то им будут пожертвованы дары от священного владыки Баакаля и священного владыки Матвииля (титул царей Паленке). То есть предполагается что смертные не станут проводить жертвоприношения, если боги поведут себя не в соответствии с их ожиданиями. Отсюда вытекает ещё одна роль жреца или другого отправителя культа. Он ещё и является и представителем интересов своего народа, заступником и выразителем воли смертных перед высшими силами.
  
  

Сколько нужно богов для полного счастья?

  
   История человечества знает две разновидности религий - монотеизм и политеизм. Каждая из систем может быть интересна создателям литературных произведений. Автор должен выбрать из двух моделей одну, наиболее подходящую для реализации его замысла. Каждая из них налагает на повествование определённые особенности.
   Политеизм - система наиболее древняя. Она имеет множество разнообразных проявлений.
   1. Иерархия богов. Имеется множество богов разных порядков. Во главе пантеона стоит обычно один или пара главных богов. Эти существа, как правило, не особо вмешиваются в жизнь смертных. Они редко отвечают на обычные молитвы, а занимаются более глобальными вопросами. Как следствие, данные боги являются предметом государственного культа, не особо любимы простым народом. Их храмы обычно очень пафосные, но их немного, а обряды или очень закрыты, или, наоборот, исключительно торжественны. Пример - Тонакатекутли, Зевс, Ра.
   На втором уровне стоят великие боги. Их почитает весь народ или несколько народов. Эти божества управляют крупными видами деятельности людей - сельским хозяйством, войной, властью, справедливостью, упокоением усопших и пр. Они не размениваются на частности. Культ их тоже носит характер государственного. К ним обращаются чаще сильные мира сего, а простые смертные - реже. И решают они тоже большие задачи. Храмов их достаточно много, служителей - тоже, а церемонии обычно проходят публично с большим размахом. Пример - Тескатлипока, Чаахк, Осирис, Марс, Венера, Тор.
   Частные боги. Это покровители более конкретных видов деятельности. Скажем, не бог сельского хозяйства в целом, а бог виноделия, не бог растительного мира, а бог цветов, не бог охоты в целом, а бог охоты на птицу. Кроме того, сюда относятся боги-покровители отдельных местностей, селений, областей. Именно эти божества являются объектом поклонения, преимущественно незнатных людей - крестьян, ремесленников, торговцев, рядовых воинов. Решают они задачи конкретные и мелкие. Таким богам не стоят больших храмов. Не все из них имеют собственное духовенство. Пример - Шаи, Менкет, Пан, Клио, Терпсихора. В зависимости от местности и обстоятельств боги могут переходить из третьей группы во вторую и наоборот.
   Мелкие божества. Боги, не распространяющие сою власть далеко. Чаще всего, они привязаны к конкретному месту. Такие существа могут быть названы духами. Здесь всё зависит от терминологии автора. Бог, живущий в колодце, в дереве, в роще, в камне, в пещере. Таким божествам храмы почти не стоят. В основном их почитают в небольших часовнях, молельнях, у алтарей или статуй. Или вообще они не имеют никаких культовых сооружений. Таким богам обычно поклоняется исключительно простой народ, причём слава их обычно не простирается за пределы дневного перехода от их мест обитания. Своего духовенства, они часто не имеют. Обряды отправляют сами жители. Пример - дриады, неериды, драконы, живущие в колодцах.
   2. Боги также делятся на общие для всего народа или группы народов и племенные. Такое разделение наиболее характерно для системы городов-государств или множества мелких политий в одном регионе, населенной родственными племенами. Например, все индейцы науа почитали Кецалькоатля, Тескатлипоку, Тлалока, Чальчиутликуэ. Только ацтеки поклонялись Уицилопочтли. Он был их племенным богом. В Тескоко и Тлакопане Уицилопочтли не почитали. Его изображения имеются лишь в кодексах, созданных ацтеками, а не другими народами науа. Хотя тот же Тескатлипока изображается во многих индейских книгах. В противоположность Уицилопочтли, враги ацтеков тлашкальтеки почитали бога Камаштли со сходными функциями. Все майя поклонялись богам Чаахку, Ицамкокааху, Кинич-Ахаву, Кавиилю и др. Но в то же время в каждом городе майя был свой бог или группа богов. Например, в упомянутом уже Паленке была триада богов, которые учёные называют боги GI, GII и GIII, так как чтение их имён ещё не установлено точно. Как и царства, боги враждовали друг с другом. Паланкины с изображением богов несли на поле боя. Захват этой фигуры считался плнением самого бога. Согласно надписям майя, когда царь Паленке Пакаль победил коалицию врагов, их боги были доставлены в Паленке и съедены богами паленкской триады. Ацтеки захватывали богов побеждённых народов и складировали их идолы в особом храме Теночтитлана.
   3. Наделение одних богов атрибутами других. Что именно понимали под этим в древности и чего хотели добиться, нам, кажется, не понять никогда. Однако часто мы видим изображения одних богов с атрибутами других. Это могут быть детали костюма, части тела, аксессуары, раскраска, головной убор и другие. Например, персонаж с чертами Тескатлипоки и Уицилопочтли, Тлалок-Кецалькоатль, Птах-Сокар, Двойной бог Гор-Сет, Персефона с атрибутами Исиды, Плутон с атрибутами Сераписа, да и сам Серапис является гибридным богом. Я никогда ещё не применял подобных образов в своих произведениях, но считаю их наличие важным и интересным свойством политеизма. Быть может, кто-то из других авторов заставит его работать на свой замысел.
   4. Конкуренция среди богов. Даже внутри одного пантеона боги конкурируют между собой за сердца и умы верующих. Большинство богов, особенно великих богов, - существа многоплановые. Их функции во многом перекрываются. Например, и Тескатлипока, и Уицилопочтли, являются покровителями войны и царской власти, оба непримиримых врага Гор и Сет благоволят фараону, Тлалок и Шипе-Тотек отвечают за рост растений, Исида и Хатхор покровительствовали красоте и плодовитости. В таких условиях каждый бог заинтересован в том, чтобы привлечь к себе как можно больше прихожан или включить в число своих почитателей небольшую группу людей, наделённых богатством и властью. Для достижения этих целей боги применяют как благодеяния, так и запугивание, а их служители используют впечатляющие церемонии, священные реликвии, изысканное убранство храмов и сотворение чудес. Впрочем, здесь хороши любые приёмы, усиливающие влияние культа. А потребители религиозных услуг, то есть смертные, проявляют то, что в маркетинге называют полигамной лояльностью. Они могут выбирать то одного, то другого бога для исполнения собственных потребностей. Иногда можно заказать молебны в разных храмах одновременно. Не поможет один, так поможет другой. В таких условиях боги, которым приносят больше жертв, наращивают могущество, а те, которые поучают меньше - его теряют. Главными союзниками богов по привлечению прихожан на свою сторону являются священники. Ведь их благосостояние также зависит от внимания соплеменников к культу. Конкуренцию повышает и прибытие новых богов. В ходе внешних сношений люди привозят на родину не только новые товары, но и иные верования. Ярким примером является поклонение индейцев майя теотиуаканскому богу Тлалоку при наличии собственных божеств дождя и плодородия.
   5. Единство и множество богов. Одни и те же боги могут пребывать как в единственном числе, так и во множественном. Самый характерный пример - упомянутый Тлалок. Он существует как большой великий бог, как четыре Тлалока разных сторон света (при этом они принимают на себя атрибуты других богов, покровителей направлений), пять Тлалоков сторон света и центра, множество мелких Тлалоков. Подобно нему бог дождя майя Чаахк также могу быть в единстве и множестве. Боги опьянения у ацтеков Сенцонтоточтин - четыреста/ множество кроликов. Они всегда предстают в большом количестве. И хоть часть из них имеют собсвтенные имена и отличительные атрибуты, всё-таки таких явно не 400, и зачастую рель идёт о большой группе богов, представляющей некое единство. Аналогично, боги звёзд, Сенцонуицнауа - 400 южан и Сенцонмимишкоа - 400 облачных змеев.
   Думаю, о характеристиках политеизма можно говорить ещё много. Я здесь выделил те, что запомнились мне, и для которых я вижу перспективы применения в фантастической литературе. Для получения более подробной и достоверной информации предлагаю обратиться к специализированным изданиям.
   Вторая система - монотеизм. Внешние атрибуты его несколько проще. Но суть проблем - гораздо сложнее даже в фантастической литературе.
   Я не являюсь сторонником того, чтобы писатели-фантасты брали в свои произведения ныне существующих богов (возможно, это положение можно отнести и к политеизму) - Аллаха, Будду, Иисуса. Такой подход порождает множество неприятных обстоятельств. Не каждый автор имеет богословское образование и досконально разбирается в вопросах религии. Вполне возможно, что он невольно по незнанию может вступить в противоречие с официальной доктриной духовенства. Первейший вопрос: если речь идёт о выдуманном мире, допустимо ли там наличие бога, если он этот мир не создавал? Поэтому писатель может проявить богохульство и неуважение к чувствам верующих. Выдуманный бог не связан с такого рода неудобствами. Каким бы тот бог плохим ни был, человек религиозный, видя недостатки несуществующего культа, убеждается в превосходстве своей истиной веры. А круг читателей в таком случае может включать представителей разных вероисповеданий. Для литературы отмечу несколько важных характеристик.
   1. Единство и его осложнения. Наличие единого бога, на первый взгляд, лишает его какой-либо конкуренции. Он является единственным источником сверхъестественной силы. Его служители имеют монополию на применение жреческих навыков. Однако бог и здесь должен проявлять умеренность и баланс в управлении миром. Важная задача - не отвратить от себя людей, насаждать истинную веру везде и всюду, показывать конкурентные преимущества по сравнению с другими видами обрядовой деятельности, в том числе и лжерелигиями. Однако всегда и везде существуют недовольные. А есть и те, кто желает возвыситься до уровня бога. Такие сообщества занимаются поиском альтернативных источников силы. Они могут полагаться на собственные возможности, развивая технологии, в том числе и магические, или обратиться к другим сверхъестественным существам. Последних религия всегда объявляет демонами. Какой бы путь они не выбрали, все безбожники должны разработать эффективную защиту, как от самого бога, так и от его сторонников. А ещё они развивают и преумножают систему критики и аргументации против религии, привлекая к себе всё новых и новых последователей. В этой связи появляется новая крайне интересная для литературы роль служителей культа - участие в войне против неверных. Инквизиция, крестовые походы, духовно-рыцарские ордена - излюбленная тема фантастических произведений.
   Другим осложнением монотеизма является критика церковных организаций. Различные разделения церквей, появление сект и еретических течений сопровождают всю мировую историю. Критика основывается на деградации моральных принципов духовенства, неправильной трактовке священной истории, ином понимании отношения человека и бога, попытке обновления обрядовости или наоборот отступление к изначальным вариантам религиозной деятельности, отказ от подчинения центру управления культом. Напомню, что бог является подателем благ, чудес и источником силы жрецов. Как он поступит в данной ситуации? Обе стороны конфликта искренне стремятся к гармоничным отношениям с божеством. Ни правоверные, ни еретики не отрицают существования бога и проявляют готовность в удовлетворении его потребностей. Как поступить богу в данной ситуации? Отказать в благодати одной из сторон, обеим сторонам, продолжать поддерживать обе стороны и дать людям возможность решить все дела самостоятельно? Эту задачу каждый автор должен решить в соответствии со своими интересами.
   2. Войны правоверных. В политеизме такие конфликты решаются просто. Например, в Троянской Войне одни боги встали на сторону греков, другие - троянцев. Но как быть с монотеизмом? Предположим, у нас два государства. В каждом из них имеется собственная религиозная организация. Допустим, они идентичны по взглядам на бога и обряды. Жрецы каждой стороны пользовались благодатью покровителя и творили заклинания силой божества. И вот страны объявили друг другу войну. Каждый правитель взял в своё войско боевых жрецов для нанесения урона поддержки или исцеления во время кампании. На чьей стороне окажется бог? Чьи жрецы будут применять заклинания и против кого? Вариантов несколько. Вот некоторые из них. Бог встанет на одну сторону и лишит другую благодати. Бог ограничит применение заклинаний, скажем, оставит исцеляющие, но заблокирует применение разрушительных против единоверцев. Бог оставит всё, как есть и каждая из сторон будет, как и прежде пользоваться его благодатью. Бог начнёт торги со сторонами конфликта, гарантируя поддержку тем, кто пообещает больший храм, больше жертв и подношений, более зрелищные церемонии, новые земли для культовых учреждений и пр. В подобных ситуациях можно также ввести испытания по типу божьего суда.
   3. Божественный замысел. Автору важно ответить на следующие вопросы. Имеет ли бог цель? Известная ли эта цель смертным? Известна ли эта цель автору? Вариантов может быть несколько. Самый простой - бог прямо ведёт мир к некому состоянию, которое считает наилучшим, активно вмешиваясь в происходящее и направляя всю активность духовенства на достижение результата. Бог создаёт мир, а затем даёт ему возможность развиваться по собственным законам. Бог постоянно меняет цель и замысел. Не известно, имеется ли вообще какой-либо замысел у бога.
   Например, если в описанном выше конфликте бог даёт возможность использовать заклинания жрецам обеих сторон в равной степени. Что можно сказать о божественном замысле? Вариантов несколько. Бог самоустранился от решения проблем. Бог считает, что выиграет та сторона, которая будет применять его силу наиболее успешным образом. Так в итоге он получит более сильное государство (идея сродни естественному отбору). Бог хочет преподать смертным испытание веры. Бог хочет уничтожить обоих противников, а на руинах создать новый лучший мир. Божественный замысел не ясен и сокрыт от смертных. Бог, как ацтекский Тескатлипока, является Сеятелем Разногласий, богу нужна сама война, скажем, как источник пленников, которые обе стороны регулярно приносят ему в жертву.
   Немного об изменяющемся замысле. Ацтеки называли Тескатлипоку Капризным Владыкой. Возможно, перемены в поддержке сторон конфликта являются следствием прихоти непостоянного бога. Другой вариант, бог поддерживает ту сторону, которая наилучшим образом удовлетворяет его потребности, например, в подношениях. Как только одна из сторон начинает превосходить другую в этом роде деятельности, благосклонность бога склоняется на её сторону. Иной взгляд - мир движется по своим законам, а бог вмешивается время от времени в особые периоды истории, например, чтобы спасти вселенную от неравновесного состояния. Причём каждый раз его действия определяются конкретной ситуацией. Кроме того, почему бы не допустить, что у бога появляются всё новые и новые идеи о том, как бы ещё изменить мир?
   Порой действия бога кажутся смертным нелогичными, непоследовательными и противоречивыми. Однако здесь мы должны понимать, что божественный разум не функционирует по законам логики смертных. Он вне понимания, вне времени и пространства. Поэтому люди могут лишь приближаться к осмыслению сути сверхсущества, но никогда не подойдут вплотную к осознанию его бытия.
   4. Другие носители божественности. Идея единого бога была слишком революционной в мире, привыкшем к политеизму. Поэтому в ряде случаев религиозные деятели решают данную проблему внедрением некоторого количества промежуточных существ, не являющихся богами, но проводящих божественную благодать. В христианстве - это ангелы и святые. Эти существа имеют собственную иерархию. Важно отметить, что все они стоят к всевышнему ближе, чем смертные и даже служители культа. Поэтому они могут применять большую силу божества, чем простые жрецы. Они являются заступниками перед небесным покровителем и могут повлиять на его решение. Кроме того, такие существа всегда ближе к людям, чем сам всевышний.
   Например, в средние века католикам предписывали по всем вопросам обращаться к Богу. Если по каким-то причинам (стеснение, неуверенность, стыд) человек не мог воззвать к Богу, то рекомендовали просить заступничества у Богородицы, если и к ней человек не мог обратиться, то - к святым.
   Здесь возникает проблема. Где та черта, которая отделяет почитание святых от политеизма? Например, протестанты высмеивали католиков, говоря, что у них на каждый случай есть святой. Один - от головной боли, другой - от зубной, третий - для разрешения от бремени, четвёртый - для защиты в путешествии.
   Каждый автор должен составить чёткое представление о том, каких проводников божественной благодати он будет вводить в своё произведение, какова сфера их полномочий, чем ограничено могущество и как осуществляется их почитание.
  
  

Система полимонотеизма ацтеков

   Система ацтеков представляет собой некий промежуточный этап между политеизмом и монотеизмом. Данная концепция позволяет автору в своём произведении сочетать черты как той, так и другой модели. Основные идеи воззрения ацтеков можно перенести на любую почву и создать собственную теологическую систему для фантастического произведения.
   В основе мира стоит единый бог. Его называют Тонакатекутли - господин нашей плоти или Ипальнемоуани - даритель жизни. Бог сочетает в себе и мужское и женское начало. Например, в ряде текстов он именуется Тонакатекутли и Тонакасиуатль - господин и госпожа нашей плоти. Также бог является первоисточником и света и тьмы. Его называют "та, у кого юбка из звёзд" (ночь) и тот, кто даёт вещам свет (день). Причём это всё в одном лице. Вот как описывается Ипальнемоуани в разных текстах:
   Он -- Господин и Госпожа дуальности (Ометекутли, Омесиуатль).
   Он -- Господин и Госпожа нашей основы (Тонакатекутли, Тонакасиуатль).
   Он -- мать и отец богов, старый бог (ин тетеу иннан, ин тетеу та, Уэуэтеотль).
   Он вместе с тем бог огня (ин Шиутекутли), так как живет в его центре (тле-шик-ко: на месте центра огня).
   Он -- зеркало дня и ночи (Тескатланетиа, Тескатлипока).
   Он -- светило, благодаря которому светятся вещи, и сверкающая юбка из звезд (Ситлальтонак, Ситлальиникуэ).
   Он -- господин вод и солнечного блеска цвета яшмы и та, у кого юбка из яшмы (Чальчиутлатонак, Чальчиутликуэ).
   Он -- наша мать и наш отец (ин Тонан, ин Тота).
   Этот бог находится в центре вселенной. Он наделяется эпитетами Толке Науаке - хозяин непосредственной близости и Йоуалли Ээкатль - ночь и ветер (см выше). То есть бог пронизывает всё пространство и заключает его в себе. Он повелевает всем миром. "Анауак (на языке науа - земля) находится и твоей руке". Только его философы ацтеков называли настоящий ин телли теотль бог. Именно он - единственно истинное, что есть во вселенной. Всё остальное - преходящее и неистинное. Только он - творящее начало.
   Однако ацтеки верили в большое количество разных блогов. Всех их рисовали в книгах, их изображения высекали на рельефах. Предполагается, что мнение о единобожии распространилось только среди представителей интеллектуальной элиты ацтекского общества. Простые люди верили в наличие множества богов. А философы развивали концепцию, солано которой остальные боги были лишь разными воплощениями этого единого. Они представляли собой персонификации противоборствующих космические сил. Поэтому в мировоззрении ацтеков различают три слоя:
   1. Народный субстрат: политеистический.
   2. Жреческий субстрат: пытающийся свести множественное к различным аспектам единого божества.
   3. Философский субстрат: представление школы утверждавшей существование двойственного космического начала, и даже отдельные мыслители, которые приближались к монотеизму.
  
  
   Резюме
  
   Таким образом, в данной статье я изложил собственную концепцию роли и образа служителя культа в фантастических произведениях. Особо отмечу предложенный механизм реализации сверхъестественных навыков священников, а также отличия классов жрецов и магов. По моему мнению важным при введении в повествование жрецов является также проработка системы богов/ бога, их/его замысла и модели взаимодействия со смертными. Изложенные в данной статье положения не являются исчерпывающими или единственно правильными. Однако данная система является удобной и легко применимой в фантастических произведениях, а кроме того, достаточно легко модифицируемой, чтобы применять её в самых разнообразных условиях с для достижения целей автора.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"