|
|
||
Это не про япона-поэзию. Это про наших женщин и народ. И про подвиг наших женщин и нашего народа. Становясь океаном, Сожалеют ли воды реки О своих берегах? Хризантемы в снегу, Как светла эта ночь перед боем. 14/05/2019. Запятые и очепятки. Спасибо Артем. |
Они пришли как лавина, как черный поток Они нас просто смели и втоптали нас в грязь Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок Они разрушили все, они убили всех нас... И можно тихо сползти по горелой стерне И у реки, срезав лодку, пытаться бежать И быть единственным выжившим в этой войне Но я плюю им в лицо, я кричу себе: "Встать!" Я знаю то, что со мной в этот день не умрет Нет ни единой возможности их победить Но им нет права на то, чтобы видеть восход У них вообще нет права на то, чтобы жить И я трублю в свой расколотый рог боевой Я поднимаю в атаку погибшую рать И я кричу им - "Вперед!", я кричу им - "За мной!" Раз не осталось живых, значит мертвые - Встать!
А потом на созданной страничке у меня появился читатель. Степень моего охерения не могу описать словами и по ныне (ничего не написал, а уже есть критик, уже есть читатель, правда один, НО НИЧЕГО Ж ЕЩЕ НЕ НАПИСАЛ!!!!). Как-то стыдно стало перед самим собой и читателем. И потому решил написать. Для себя... Ну и для Светочки из АРТ-М... Ну и для Леночки из Ж.В... Наверное, все... Ах, нет! Тысячу раз нет!!! Еще и для Наташи из З.
Ахтунг!!! Тема, которую я подыму очень для меня тяжела и потому не обижайтесь за резкую реакцию. Не по тому что пишу Я. А потому что пишу О. Каждый эпический герой дает оружию Имя. Мой банхамер я нарек именем Лаврентий (покровитель библиотекарей и архивистов). Далее перечень лиц, любую критику которых стерплю молча. И утрусь. Дронт Николай, Старицкий Мамант, Ильин Владимир, Королюк М. ака Oxygen, Сергей Гусаров ака Кадавр (мне до сих пор не ловко, ей Богу). Это из-за вас чукча стал не только читатель, но и писатель. Самое негативное что я молча стерплю от других - это комментарий: 'Автор, конечно, мудак... Но вечная память павшим...' Остальные ступайте плясать панк-молебны, но на Арлингтонском кладбище, или кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, или в мечеть какую... Ступайте... Тут вам не место.
Танку не то что понимать, его и читать тяжело. Сам то читал их только на волне увлечения японской культурой: самураи и фудзиямы, катаны и скуры, гейши и прочие акиры с еще более прочими куросавами. Но потом произошел качественный скачек и прочитанное в разных местах о Японии вдруг сжалось в критическую массу и взорвалось яркой вспышкой в мозгу. Я понял первый японский стих. И сразу пришло понимание: что бы объяснить, о чем вкрадчивым шепотом кричит хайку или танку надо пол часика кому-то изливать сознание и подсознание. Или написать статью. Минимум. Но лучше помалкивать, могут счесть ненормальным. А вообще любое хайку/танку можно пересказать как рассказ, повесть или роман. И все равно кажется чего-то не досказал. Чего-то сказал коряво. Танку это запредельная концентрация мыслей/образов/абстрактных понятий/концепций/реальных событий в пяти строках. Итак, танку:
И тут, конечно завопят сторонники кошерно-японской культуры: 'Ах, как же ж так?!!! Настоящие самураи - они только в Японии! Нюхают сакуру исключительно на фоне Фудзи!! И вообще уже давно сделали сэппуку с помощью кусунгобу (не харакири!, нет!!)!!! Все остальные - не настоящие! Да и не самураи... Голозадые Хакамады и Неприкасаемые Эта - не троньте грязными гайдзынскими лапами святое!!!'
А вот здесь в результате преступно-безответственных бездействий (фактически пинка) Дронта Николая и пр. на сцену вылетаю возмущенный Я.
Давайте построчно разберем танку. Давайте попробуем понять, о чем оно для японцев. Понять, о чем оно для нас. А потом, кто не согласен с тезисом: 'Мы не просто не хуже. Наши предки, современники и даже женщины будут посамураистей самураев', тот может идти плясать панк-молебны на Арлингтонском кладбище.
Сожалеют ли воды реки
О своих берегах?
Хризантемы в снегу,
Как светла эта ночь перед боем.
Kishi o kuiru ka
Kawa no mizu
Yuki ni kikuka ga
Senzen no ryouya
Киси о куиру ка
Кава но мидзу
Юки ни кикука га
Сэндзен но рёя
Увы, все мы смертны. Все мы умрем. Бегай - не бегай, а конец жизни неумолимо наступит. И каждый с затаенным ужасом гонит от себя саму мысль о том, что он умрет. Но вот на грани жизни и смерти, перед тем, как сделать последний шаг за грань, переходя из одного состояния в абсолютно другое.....
... на бесконечную миллисекунду задумайся. Как ты умираешь? Ради чего ты умираешь? Что оставил за собой? Что принесет твоя смерть? Ради чего ты вообще всю жизнь употреблял пищу и наоборот? Ради чего пил разные жидкости - материнское молоко/воду/водку/пиво/господипростипепси и наоборот? А ради чего ты вообще жил? А может... Может хотя бы ... Может хотя бы ценой своей жизни и ради ....
Вот ты был. Не важно кем. А вот тебя нет. Так знаете ли, бывает. Родился. Вырос. Образование. Профессия. Две руки. Две ноги. И вот этих ограничений нет! С этого момента возникают разночтения. Христиане считают что, есть 2,5 вариантов. Почему 0,5? Некоторые конфессии, кроме Ада/Рая допускают концепцию Чистилища. У японцев всё чуть-чуть сложнее. Если правоверный буддист, то в зависимости от нюансов переродишься после смерти (более подробно см. https://www.youtube.com/watch?v=YTRQV7PmNKw ). Если правоверный синтоист - станешь духом предков. Тут всё так запутано, что я уверен, японцы врут. Врут, что сами понимают, что навертели в плане синтоизма. В общем, чё с японцами твориться после смерти - тема отдельная, сложная и для психиатров. Ежу понятно - для атеистов после смерти наступает Великое Абсолютное Ничто. Вот зачем я здесь об этом? Терпение, мой опрометчивый читатель. Я вернусь к данному аспекту чуть погодя.
Хризантема - один из сакральных символов японии. Если грубо, то это как березка для русского, БигБен для бритта, Белый дом, подсвеченный в радугу для Обамы. Срезанная хризантема на снегу. Символ Японии/японца/японского. Она еще жива? Пожалуй, нет. Процесс умирания запущен, необратим и неумолим. Она уже мертва? Пожалуй, нет. Она в процессе умирания.
В снегу. Есть ли другой, равный по силе, символ чистоты (снег без грязи, как долгая жизнь без вранья - Высоцкий), лично я не знаю. Итак, ты умираешь, но обстоятельства твоей смерти безупречны, чисты и возвышены. И не важно, что ты всего лишь цветок. Не важно, что зародился ты в навозе или на останках других хризантем. Обстоятельства и смысл твоей жертвы безупречны и возвышенны. Навозом ты не станешь. Тебя не сожрёт свинья. И, соответственно, не переварит. И соответственно не (тут мы поставим любимое троеточие)... Вот так одной строкой раскрывается концепция возвышенности смерти ради Родины.
Все мы знаем о камикадзе. Что они были. А теперь, что я случайно узнал о них. Это добровольцы. Брали не всех. Некоторые платили взятки, что бы попасть туда вне очереди. Зафиксированы случаи сеппуку тех добровольцев, которые приходили в военкомат, а их отклонили по состоянию здоровья (им было невыносимо стыдно возвращаться). По окончанию курса подготовки они получали повышение на два звания, проводили последнюю ночь, если была возможность - празднично, если была возможность - с родными. Курс подготовки был специфичен. На пример, летчиков учили взлетать, держать курс за лидером. И всё.
Последняя ночь перед боем. Могу ошибаться, но мне пришли в голову несколько аналогий. Может, я не прав. Точной аналогии в нашей культуре нет. Это какой-то смесь свадьбы и пострижения в монахи. При постриге человек менял имя. Он становился другим человеком. Не физически телом, а даже не знаю как сказать. В душе радостно, как на свадьбе. Гости пьют. Звучат тосты. Ты жених и счастливо улыбаешься. А рядом с тобой невеста. Смерть. Смерть ради Родины. Смерть ради того, что бы вражеские твари не ступили на землю твоих предков.
И вот после всего бреда, что я тут набурагозил, всплывает закономерный вопрос: "А мы? Мы хуже?!!!". Дальше я буду писать О. О том, за что буду банить нещадно и без предупреждений. Клянусь святым Лаврентием, покровителем библиотекарей и архивистов. Продолжим.
Более поздняя вставка. Всё, что я писал, раньше кто-то спел: https://www.youtube.com/watch?v=sn6OH4tjMjQ https://www.youtube.com/watch?v=Co3VRbwGHXQ https://www.youtube.com/watch?v=EukXMu4wgM0 https://www.youtube.com/watch?v=iJ8MzBlgDHo https://www.youtube.com/watch?v=BqBOnRs8lZk https://www.youtube.com/watch?v=_qmvVVoKbDc
Сожалеют ли воды реки О своих берегах? Хризантемы в снегу, Как светла эта ночь перед боем. |
Мы ветер и крик журавлей... Погибшие в небе за Родину Становятся небом над ней. Мы стали небом, стали облаками, И, видя сверху наш двадцатый век, К вам тихо прикасаемся руками, И думаете вы, что это снег... |
Да, у нас больше строчек. Не пять. Но ведь эта песня не про мужиков. Я не встречал упоминаний о женских полках Тэйсинтай. Зато знаю о советских женских авиаполках. Некоторые были на этажерках. А некоторые были истребителями и бомберами. Зато знаю про 1077 ЗенАП. Полк. Целый полк девушек, которые однажды увидели немецкие танки. Их никто не учил противотанковой стрельбе. Им никто не дал повышения через два звания. Им никто не организовал праздничную ночь перед смертью. Если они были верующими, они могли ждать рая или ада. Если они были атеистками, их ждало Великое Ничто. Каждая из них могла подумать: "А я еще не пожила. Меня ждет мой единственный. В конце концов, я женщина."...
Более поздняя вставка. С подачи профессионального редактора. Просто вставлю сюда комментарии. 68. Уткнувшийся в монитор 2018/05/04 13:34 [удалить] [ответить] Позвольте совет -- нижеуказанный текст Вам бы хорошо развернуть в полноценный абзац (или два-три абзаца) в "Танку о тенсинтай" вместо одинокого имеющегося там предложения Попробую развернуть свой тезис. Там было не про то что бывает с атеистами после смерти. Там было о том во что верят люди про то что с ними будет после смерти. Дам варианты: 1) Христиане. Ад или Рай. Учитывая мученическую смерть за родину есть хорошие шансы на рай. 2) Японцы. Я умру раз 100 как рядовой за Божественного Тенно. Потом начну перереождатся как мелкий самурай. Умру как самурай раз 200 за Божественного Тенно. Начну перерождаться как чиновник высокого ранга. 3) Девушка комсомолка-атеистка. После смерти меня ждет Ничто. Я молода. Я так и не увидела улыбки своего ребенка с глазами моего любимого избранника. Мама будет плакать от того что не будет знать где можно поплакать на моей могилке... Но нужно вот тут вот умереть. Жить мне по статистике 10 минут боя, а потом будет прямое попадание фугаса... А потом ничто... Но надо выполнить все действия которые должны быть по крику "Батарея к бою!!!" Вопрос кто имеет больше мужества? ИМХО Вариант 3. При чем здес посмертие? Я писал о том кто и как воспринимал свое посмертие. Как ни крути у японцев в головах сидит уверенност что они бессмертны, у них IDDQD и IDKFA. Вывод: Наши девушки атеистки в 300 раз мужественней чем японский камикадзе. Окончание вставки.Но я не встречал упоминаний о том, что кто то из полка (это около 1000 человек) побежал, а ведь они не верили в перерождение. Помер? Всё, второй (пятой, сто двадцать четвёртой) попытки, как у японцев , не будет. Успевали ли они прохрипеть: "Мама...", когда их тела разрывали фугасы наших немецких братьев по разуму? Я не знаю...
Я не знаю, что мне самому себе ответить на все вопросительные предложения, которые здесь сам же и набрал. Что я могу? Могу сипеть, как Гришковец ("Как я съел собаку", моноспектакль, рекомендую настоятельно): "...да мы бы тоже открыли бы эти кингстоны... просто нам не повезло".
А ведь были не только женщины. И не только в прошлом. Случайно краем зацепил описание боя псковских десантников. Был упомянут момент. Один из них встал и поднял руки. Да, поднял руки. А когда наши чеченские братья по разуму подошли ближе, он разжал ладони. В них были две гранаты...
И снова вопросы? Себе. Ради чего живу? За кем пойти? Ради чего жить, а главное - умереть? И ей Богу, братцы, не вижу ни идеи, ни личности. Ради которых стоило бы, как один из моих дедов погибнуть в Восточной Пруссии. А другой воевал, попал в плен, был освобождён и довоевал до конца.
Хорошо было Ньютону. Он сказал: "Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов". Что могу увидеть я, сброшенный с плеч наших предков? Только сытую жизнь офисного планктона.
И снова. А что могу сделать? Пожалуй, только написать корявым языком статью о добровольно отдавших жизнь за то, чтобы из нас не сварили мыло "Дахау", из нашей кожи не сшили абажуры "Заксенхаузен&Со", наш пепел не продали польским крестьянам как дешёвое удобрение марки "Майданек". И что бы не познакомились с чудом немецкегого автопрома Gaswagen (да, фрау Меркель, некоторые помнят и об этом).
Сегодня не 23 февраля и не 8 марта. Но вот так коряво и невпопад говорю СПАСИБО всем, кто отдал жизнь ради победы. Вы были круче самураев. И девушки. Особенно девушки.
ПС: Отдельное спасибо Дронту Николаю - у него встретил неизвестные мне стихи Ду Фу и Ли Бо.
Над полем боя солнца диск взошёл,
Пошли герои снежною зимою,
На подвиг, оказавшийся напрасным.
И стала кровь их в озере водою,
И озеро Чэньтао стало красным.
В далёком небе дымка голубая,
Уже давно утихло поле боя,
Но сорок тысяч воинов Китая,
Погибли здесь, пожертвовав собою.
И Королюку М. ака Oxygen тоже за стих.
- Во мне горит двадцатый век!
И бьет набатом память павших,
Нас защищая - пеплом ставших...
Танку/Хайку - пятистишие и трехстишие соответсвенно. Хайку, если к нему дописать две строки, становилось танку. Наши узкоглазые братья по разуму иногда развлекались тем, что один декламировал хайку, а второй придумывал дополнительные две строки. Особым шиком считалось двумя строками перевернуть смысл предыдущих трех.
Тэйсинтай - добровольцы-смертники в японских вооружённых силах в период Второй мировой войны 1939-1945 годов. Перевод "доброволец-смертник" считаю сухим и плоским. Имхо "добровольно жертвующий жизнью" лучше (курдам привет). Почему я считаю, что наши предки были круче? Ну, например, в битве под Москвой участвовали дивизии (дивизия - 10 000 чел.) добровольного ополчения. Не обученные и плохо вооруженные. По сути они были смертниками. А вот у японцев дивизий тэйсинтай не было. И кто больше самурай?
Самурай - Слово, производное от слова служить. Служивый.
Катана - Чрезмерно идеализированный тип холодного оружия. Наши шашки не лучше и не хуже. Просто не воспеты.
Кусунгобу - Мало кому известный тип ножей. СПЕЦИАЛЬНО для сеппуку
Гайдзын - Так наши японские братья по разуму называют всех остальных, то есть нас.
Хакамада - Япония страна бедная. Японцев много, штанов мало. Имен еще меньше. Хакамада - это имя для тех , кто пришел в город из деревни, но, так как штанов мало, то без штанов. А что бы не разбазаривать японские имена, их называли Хакамада. "Эй, голосракий!". В связи с чем, интересно замерить степень прихеревания простых японских японцев, когда они пытаются осознать такое вот предложение: "Депутат Государственной Думы трёх созывов (1993-2003). Ирина Хакамада". Наверное их клинит, как и нас, на фразе: "Их превосходительство княгиня Голосракова"
Эта - Каста неприкасаемых. Убить животное, обрабатывать шкуры и выгребать фекалии было не кошерно для японцев. Они были уверены, что такие организмы уходят на перерождение по самому плохому варианту. Ближайший аналог из нашей культуры - опущенные. Тронувший опущенного становится опущенным. Фу-Фу-Фу. В общем, неприкасаемые. Самураи, имевшие право просто выйти в город и проверить заточку своего меча , а вдруг война а мы не знаем готов ли родовой меч, на первом же горожанине, ни пальцем, ни родовым мечем их не трогали. Патамушозападло. И сам запомоился, и родовую реликвию запомоил.
Харакири/Сеппуку - Все знают, что это. Но есть нюансы. Рискну привести аналогию. Вы дворянин. В смокинге с элегантной дамой пошли поужинать в ресторан. Девять наборов ножей и вилок. Вокруг вас бегают разные гарсоны и всякие сомелье. Играет струнный квартет. Это ближе к сеппуку. Вы Хакамада. С никогда не мытыми руками вы идете в сельский сортир. Там жуёте гамбургер из McDonald's. Это ближе к харакири. И там, и там человек в результате умер. Но есть нюансы. Вроде бы все люди братья. Свобоба/равенство/братство бла-бла бла. Но вот поди ж ты...
https://aftershock.news/?q=node/670765&full#at_pco=smlrebh-1.0&at_si=5b69a6f0eaaea654&at_ab=per-2&at_pos=1&at_tot=8
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"