Вы можете внести свой вклад в создание внегосударственного фонда помощи больным графоманией (ФПБГ). Фонд имеет целью не излечить безнадежно больных этим распространенным недугом, а, напротив, поддержать творчески здоровых членов общества в заблуждении, будто бы они и вправду больны. Эта убежденность отметет все сомнения пишущего человека в правильности сделанного выбора в пользу бумагомарания.
Ваш взнос вы можете сделать не только в общепринятой денежной форме, но и натурой, передав фонду ваши литературные изыски в виде якобы произведений. Как показывает практика, отданное бескорыстно и без надежды на дивиденды - окупается сторицей. Или не окупается, но все равно греет руку дающего почище бесполезного рукопожатия маститого собрата по перу.
По крайней мере, из ваших работ может получиться превосходный дидактический материал. Из последнего мы и сошьем элегантные смирительные рубашки на распоясавшихся непризнанных гениев, по которым плачет не только палата N6, но и заброшенные работа, семья и прочие набившие оскомину удовольствия.
Для начала вы можете сами попросить помощи у фонда, передав на рассмотрение свое желательно небольшое, никому ненужное произведение. Это можно сделать под видом участия в конкурсе "Свободное творчество-2009: возвращение домой", обратившись за помощью к понравившемуся вам консультанту. Если таковым по какой-то невероятной причине окажется ваш покорный слуга, то прямо тут, на странице подписчиков ФПБГ, мы попробуем вместе разобраться в том, пришли вы действительно за помощью или по-настоящему безнадежно больны.
В любом случае, делайте ваши вклады в наш общий фонд, и давайте дружненько болеть!
Начнем с того, что автору консультант как таковой даром не нужен. Разве что в придачу к двум выигрышным билетам, мол, мы не хуже некоторых. Или захотелось ему попрепираться по поводу трактовок деяний исторических и не очень личностей. Но не на того напали, автор! Как раз этим заниматься мы не будем.
Забудем для простоты, что постмодерн - не самый выигрышный прием при свободе выбора стиля, декларированной в Правилах конкурса, и попробуем проанализировать, отчего это тема возвращения домой подана не менее условно, чем срок, присужденный во сне...
На первый взгляд, все просто: автор написал историю (На?)Тали, затем опустил прелюдию про поиски проводника и приделал к ней конец о возвращении в Украину в коробке из-под торта. К истории, конечно.
Но так поступают только лентяи и дилетанты. А к этой категории автора отнести трудно, особенно - если относить в хлипкой картонке с сомнительным прошлым.
А в самом деле, где же торт? Помнится, ревунов никак не могли накормить, а про торт ни слова. Ленивцы тоже спят сами по себе, а не мордой в креме, как добропорядочные граждане. И при том все голодные, включая Тали и исключая маисовую лепешку ввиду ее ярко выраженной иллюзорности. А был ли тортик-то?
Не менее иллюзорен и конфликт, разыгранный вокруг озера, которое могло бы стать морем, но не случилось. Не иначе ревуны сливали слезы прямо в сельву. И не хватило озеру ни пары решающих капель, ни концентрации солей, чтоб разыгрался на нем ураган хотя бы страстей.
Правда дуэль без правил автор организовал, сведя в смертельной схватке поэтичного революционера сельвы Эрнесто и колумбийского воротилу штурвалов. Дуэль бесстрастную, но беспринципную. Стоило Тали отвернуться в смущении от зрелища, как всего Эрнесто подло утыкали кортиками. Как нетрудно догадаться, капитаны, которые слетелись на дуэль как мухи на варенье. Выпускники нахимовского или ушаковского всегда носят выкидные кортики в заднем кармане - это знает каждый пират, и не выпендривается особо. А пиратский отпрыск Эрнесто выпендривался перед боевыми капитанами, ну и...
А как все хорошо начиналось!
Туристка Панамова рвется в джунгли, получив в качестве трансферного средства фиделеобразного шофера Эрнесто вместе с его грузовиком. Зачем ей туда надо - поговорим в конце. Пока будем считать, что просто приспичило.
Эрнесто крут, как баранка грузовика. Он на память помнит все испано-именованные деревушки на маршруте, курит сигару а-ля Генри Морган, и Морган на самом деле, хоть и Эрнесто. Еще у него есть огнестрельная хреновина, которая спасает от атаки приматов, и навыки этикета, позволяющие пинком отправить клиентку на обочину.
Последняя оборачивается пристанищем капуцинов, которые носят капюшоны на головах и новоявленную королеву Тали на пляж. С чего они решили, что туристка - их королева - тоже в сад.
А пока - купаться нагишом, привыкать к новой земельной собственности. Только флот - зачем он на частном водном владении?
- Флот Великой Колумбии. Защищает нас от американцев. Они постоянно нападают на Панаму, - поясняет капуцин. А мы подозреваем, что в суете военных действий партии
белого товара мигрируют из Колумбии в США под видом отбитых маркитантских грузов. Не эта ли сторона бытия привела Тали в сельву? Прогнать колумбийцев и выйти на прямые деловые связи с ЦРУ? Посмотрим, что она предпримет.
Прогнать ненавистный флот оказывается невозможно - местные жители кормятся с рук наркобаронов, поэтому зависимы. Хотя логики в этом никакой. Путешествие Тали к ревунам в коробке из-под торта только подтверждает этот факт. Насчет логики.
Меж тем появляется Эрнесто и революционно таранит грузовиком стоянку капуцинов. Тех, кто пытался забраться в кабину, Эрнесто нашпиговал свинцом. (Новый проводник Тали) Алехо едва успел раскусить ампулу (с ядом)
- Панамова, - позвал он меня, - давай поговорим по-мужски.
Но это только мнится, что ее позвал отравившийся Алехо. На самом деле это Эрнесто понял замыслы Тали и предложил свою помощь (полагаем, не беспроцентную) в изгнании колумбийцев. В бизнесе все средства хороши, и Тали становится свидетельницей гибели теперь и Эрнесто в дуэли на палубе.
Как же быть ей?
На нее таращатся колумбийцы, не сажающие деревьев, на нее охотятся ревуны, лишившиеся в результате дуэли колумбийских бутербродов, а живет она с ленивцами, "которые поленились меня прогонять". Хороший выбор. Тем более, что не прогнать разочек, а прогонять регулярно. Отличные сожители. Не едят, не плачут, и спят подолгу. Королевствуй - не хочу.
Тали пристрастилась курить во сне, есть во сне и летать во сне. Сон и открывает ей суть: Эрнесто - латентный Фидель. (Полагаем, команданте Че, тезка Эрнесто и последователь Фиделя, тоже не отличался своеобразием со своими завитушками в одну сторону и беретом.)
Ревуны с голодухи запечатывают Тали в коробке, чтобы она их накормила. С логикой у них полный вперед. Снящийся покойный Эрнесто подкармливает Тали в заточении сухарями, а потом стреляет в нее. Из кольта. Выстрел привлекает реальных афроамериканцев, которые обнаруживают в коробке желтый банан, которым прикинулась проснувшаяся Тали. Ею не овладевают. Видимо, из-за белого нутра.
Тали в коробке среди бананов улетает домой на Украину, где этого добра (белого нутра) нет.
Усомнимся в последнем посыле автора: в Украине есть почти все, даже афроукраинцы. Сдается, что Тали сама нашпиговалась белым в своей Панаме, и бананы нашпиговала и открыла-таки прямой канал. И не в США, а на родину. И это похвально - чего янки кормить, пусть сами выживают. Как умеют.
Вот зачем героиня ездила в Панаму! За ним, за нутром! Рекламировать которое нет нужды. Оттого-то автор и не акцентирует внимание читателя на возвращении домой - ну вернулась, и ладно. Между делом решив главную задачу турпоездки.
Неясным осталось только, как и почему Тали была королевой у ревунов, капуцинов и бананов. Но вспомним о праве наций на самоопределение, и не будем упрекать автора в излишней щепетильности в этом вопросе.
И давайте каждый хранить право на свободное изъявление и излияние, оставаясь под своими панамами в своем уме и здравой памяти.
Начнем с того, что консультант автору зачем-то нужен. Автор консультанту - тоже, зачем-то.
Консультант прочитал рассказ на одном дыхании. Что посоветовать? Разве что название поправить? Скажем, "За три дня до вечности".
Для очистки совести решил прочесть еще раз - а то неучтиво как-то, совсем без советов. Надел консультант маску заслуженного циника, и когда открылось второе дыхание, обнаружил... /авторский текст красный, мой комментарий курсивом/
Во-первых, мудрость.
кошки предчувствуют землетрясения. В это сложно поверить, особенно тому, кто ни разу не видел кошек. (Как раз наоборот, легко верить в свойства неведомых существ) Но то, что люди, ... могут иногда предугадывать поступки своих сородичей или важные события - непреложный факт. Хотя и в него мало кто верит. (Именно в ЭТОТ непреложный факт не верят? А ведь обычно факты под сомнения не ставят. Это свойство как-то относится к описываемой ситуации? Если же нет...
Вообще-то, как далее следует, у Стоуна был повод ждать неприятностей. Может, переиначить конфуцианскую мудрость с учетом этого?)
Во-вторых, стиль.
Кристиан Стоун как всегда (как обычно) пропустил появление Жустино Батисты. Они знали друг друга лет с трёх, и никогда (ни разу. "Всегда-никогда" поблизости, расшатывается стройность событийности) Кристиан не мог уловить приближение Жустино ни спиной, ни затылком, ни краем уха. (обычно этими местами не улавливают, тот чувствительный орган находится в другом месте) . Огромный мулат (мулаты все огромные или Стоун коротышка? Лучше подошло бы что-то вроде "верзила-мулат") ... ... огромной (опять, повтор) коричневой глыбой навис ...
В третьих, скрытый смысл.
положил перед командором фирменный (Может - стандартный, штатный?) контейнер корабельной пневмопочты с логотипом на крышке (Чей логотип? что за фирма? Это тщательно скрытая реклама?).
Ну и понеслось...
Странный диалог:
- Что там? - спросил он, не прикасаясь к ярко-жёлтому цилиндру.
- Всё то же, - Батиста собрал лоб озабоченными и сочувственными складками. - Текст - слово в слово.
- А кроме текста? - Стоун кончиками пальцев тронул контейнер и сразу убрал руку.
- Мизинец и безымянный. (При повторном чтении вылезает недостоверность. "Что там?" спрашивают, когда даже не подозревают, а тут командор явно малодушничает.
"Все то же" - то есть, как всегда. Батиста намекает, что мизинцев и безымянных у брата Стоуна было несколько больше чем по два на руке. Лучше бы - "как вчера", поскольку это второй раз случилось.
"А кроме текста" - Стоун опять страшится произнести страшные слова, вынуждает Батисту. Но Стоун же крут, если загнать его в угол, и финал это подтверждает!)
Странная находка
...часовой обнаружил пневмоконтейнер (стоп, часовые стоят на посту. Если пост у терминала пневмопочты, то не "обнаружил", а получил. Если же пост не там, то получается, что ему подбросили контейнер, а он не заметил?)
Странные способности.
На жёлтом боку цилиндра было криво и размашисто выведено (это обязательно нужно попробовать - написать размашисто на круглом! Ни один криминалист не сличит почерк!) толстым маркером: 'командору Стоуну'. (Так у них принято - фломастером на фирменном контейнере? Странный способ адресации)
Нетривиальные меры предосторожности.
С некоторых пор (со времени появления бэков? Тогда лучше конкретизировать временной отрезок) всю почту главы огромного искусственного поселения, летящего в пространстве со скоростью, в миллион раз превышающей скорость пули (Шутка? Пуля летит близко к скорости звука (1км\с), а свет 300.000 км/с. То есть, получается в три раза быстрее скорости света? Если имеется в виду очень неторопливая пуля, то все равно целая скорость света получается! Это на каких двигателях? Я бы еще раз проверил расчет или просто уточнил, что скорость - такая-то), проверяли на предмет неприятных сюрпризов (на ком проверяли? Камикадзе? А просканировать чем-нибудь? Но перлюстрации командирской почты...)
Нетривиальные меры воздействия.
Три потемневшие фаланги со знакомым выпуклым ногтем и четырьмя татуированными буквами. Стоун взялся обеими руками за голову (Очень неприличные буквы, да? И "взялся" - это за гуж, за голову следует схватиться, обхватить ее. Или стиснуть кулаки с желваками. Даешь эмоцию сильного мужчины!).
Нетривиальное отношение к ресурсам.
Батиста выложил перед начальником половинку официального бланка администрации звездолета. (Ах он зараза, этот Батиста - ползаписки умыкнул! Нет, если на корабле экономят бумагу, то понятно... Однако размножить бланк нетрудно даже для очень отрицательного персонажа)
Приемы тайнописи.
...рукописные буквы прыгали перед глазами (О, а фломастером на круглом вышло лучше! Альтернативная письменность, не иначе. На плоском не распознается). Командор видел только светло-коричневые полоски, засохшие в углу бумаги. (стоп. Буквы же есть - они прыгают! На полосках в углу? Или перед глазами - это вне бланка? Я требую слова "голограмма"! Примитивно, конечно, но это как-то объяснит аномалию)
Приемы убеждения.
...если ты в течении трёх суток не согласишься на их условия, то они перешлют его тебе по кусочкам (трое суток умножаем на два пальца - двух рук хватает! Блефуют? Или кусочки будут покрупнее?), На бумажке и подпись есть: бывший член корабельной администрации Антон Морган. (С Морганами вообще напряженно нынче. Надо запретить эту фамилию)
Случаи потери памяти.
...Мик уже три недели не ходит в школу. Ты просто забыл... (Так. Командир за три недели забыл об этом существенном изменении? Или просто разволновался? Мне кажется, с самообладанием у него проблемы с детства. И чем он Тодоровичу приглянулся? А нельзя было как-то подсказать старику, обратить внимание на нехаризматичность Стоуна?)
Случаи нетривиальной логики.
Морган и группа его сторонников попытались сместить Кристиана с поста командора. Ничего у них, конечно, не получилось, в уставе колонистов чёрным по белому записано (Они Устав не читали? Или действовали противозаконно? Но тогда почему "конечно не получилось"? Могли просто шлепнуть.),
..., ему нельзя объявить вотум недоверия (объявить, полагаю, можно, только он пошлет объявляльщика. Лучше сказать: "на него не распространяется вотум недоверия", и вообще ему начхать на коллективные волеизъявления) и отправить в отставку (А вот отправить может только руководитель - приказом. Коллегиальный орган снимает с должности или отстраняет. Правда, у них там и органы не очень развитые, как посмотрю). Командор уходит с поста только по состоянию здоровья (если в состоянии уйти) и перед уходом объявляет имя преемника (а если ушел внезапно? В старости это случается частенько. Или при чрезвычайных ситуациях). ... Тодорович назначил вместо себя Кристиана, придёт время и Стоун приведёт к присяге Якова Цимильмана, (Если Яша не будет упираться. Впрочем, если взяться покрепче...Некая безропотность наблюдается. Впечатление, что комкор выбирает не лучшего преемника, а по некоему негласному принципу. Сам-то Стоун, все-таки, как попал в эту династию?) а Яков со временем подготовит и введёт в курс дела ещё кого-нибудь из зелёных мальчишек. Только так и никак не иначе (Только из зеленых? Вот почему красные взбунтовались!). Морган затеял афёру (А все-таки - как он ее проворачивал? Нет, правда, если по Уставу нельзя, а нелегитимно не пробовал - что вообще он предпринял - выразил свою неприязнь и ожидал, что Стоуна хватит паралич?)...и проиграл, ему пришлось уйти с поста (Может, сказать: "был исключен (снят)"? А то получается - сам же ушел, а теперь кулаками машет), ...но зараза уже растеклась по ярусам 'Фараона'. (Зараза - да! Она так с яруса на ярус, если без гидроизоляции, и перетекает. Наверное, это всепроникающий бунтарский дух? Иначе, почему она так популярна стала? Ведь Морган проиграл...)
Случаи проявления инициативы.
Что-то разладилось на борту. (Наоборот - наладилось: появились группировки по интересам, косметическое производство открылось, глядишь, и оружие начнут изобретать, Левши местные, от скуки. И все полтора года комкор смотрел сквозь пальцы на аномальные настроения и ничего не предпринял?! Эх, Тодорович-Тодорович! Или тот специально подобрал Стоуна под "точку возврата", чтоб решение вызрело, а не было спущено сверху?)
Сам Стоун, следуя манере второго поколения, до сих пор носил длинные волосы, забранные в седеющий хвост (понятно, сам из этих... с пониманием и толерантностью... с хвостом только взращивать семена революции) . Корабельную администрацию слегка беспокоила пустая трата материалов, добываемых где-то полузаконным ( и перед этим еще слово "полуистерическим", этакая половинчатость во всем - она не случайна?) методом (это золото с алмазами можно так - полузаконно, а на корабле запасы немерянные, что-ли
Они называли себя бэками.
Ох, как поздно задумался командор Стоун о смысле самоназвания! (Да он еще и тугодум? И таких берут в командиры!) Когда в коридорах появились корявые надписи, когда двух учителей старших классов уличили в настойчивом распространении (это учителя писали так коряво?) слухов про 'точку возврата', время было уже потеряно. (То есть, о ней было официально неизвестно, только слухи ходили?)
Нагло (Лучше "развязно", наглости тут нет) закинув ногу на ногу, он требовал каких-то ответов (никто не припомнит, каких именно? О чем речь шла , хотя бы? Ведь это поворотный момент!)
...оценить вытатуированную на каждом пальце надпись 'бэк' (вот они, страшные четыре буквы!)
...и (зпт?) хлопнув дверью
...на Кристиана напали в четырнадцатом секторе. ... Стоун был готов поклясться, что парни ждали именно его (Они ему не сказали, зачем ждали? Или чего хотели? Он же бэков не прижимал, какой смысл бить командира?). Жустино Батиста устроил по этому поводу целое (лучше "тщательное") расследование, но никого (лучше - "виновных", а то кажется, что он искал где-то за бортом) не нашёл, зато обязал Стоуна ходить с охраной (это по-нашему - сам ничего не сумел, и обязал (!!!) командира плясать под свою дудку! Хотя так и надо командиру!) ... Командору он вручил чудной пистолет большого калибра и малой убойной силы, какими была экипирована охрана (ох... явственно вижу "пукалки" из "Бременских музыкантов", пардон).
Батиста мрачно предрёк:
- То ли ещё будет. (Читатель в обмороке. Батиста бездарь и пессимист. Или он запугивает Стоуна, чтоб тот сам застрелился и решил этим все проблемы?)
Батиста почти доподлинно знал, что в мастерских кольца делаются самопалы и заточки. (Он их видел? Или только слышал? "Почти доподлинно" напоминает "почти не беременна". Снова пардон.)
Батиста посадил своих людей в продуктовые склады и инженерный узел (Надолго? А за что он их так?)
...рубка с шестью галереями находилась почти что в осаде. (Снова это "почти", не хватает ледовой дороги жизни, по наружному контуру космолета)
Я не могу согласиться на то, что требует от меня Морган! Это крах всей моей жизни! (Он все о себе, болезном? )
- Как комиссар службы безопасности, я обязан постараться (Это он к чему про должность вспомнил - не хочет решать вопрос... Симон сам виноват в случившемся. Он был с ними заодно и получает по заслугам. (А ведь верно - за что его свои-то шинкуют?)
Интересно, где они берут официальные бланки? (Хороший вопрос! Хорошо бы и ответ на него. Ан нет его - видимо все бланки израсходованы по назначению.)
...белоснежно осклабясь (Это у него губы побелели? Белозубо, может?),
рядом с гигантом Жустино она казалась щемяще (Кому казалось - Стоуну? Батиста ее третировал? Откуда чувство щемящее?) маленькой и хрупкой
- А я пока здесь побуду, если ты не против..
- Хорошо, милая, - Стоун коснулся плеча жены. (Жене можно доверять все, даже капитанский мостик. Все правильно)
Он хотел, чтобы прикосновение получилось ободряющим, но у него ничего не вышло (Совсем ничего? И долго это у него продолжалось? Я бы посоветовал вызвать врача). Он увидел, как глаза Аманды наполняются слезами, и быстро вышел из каюты. (Верно! Бегом от неприятностей!
Объяснение засыпающему сыну:
...урожаи становятся всё меньше и меньше. А людей становится всё больше и больше.
- Тогда мы правильно сделали, что улетели, - Мик нахмурился. - (Мик из третьего поколения, он понимает. А второму - плохо объясняли? Отчего они бунтуют?)
...через много-много лет (Можно подумать, что следующий корабль заберет поселенцев обратно. Вставить "вслед"?) за нами прилетит другой корабль
...перед его широко раскрытыми глазами проплывали в пустоте (Кажется, перед Миком образовался вакуум. И вряд ли они проплывали "перед глазами", скорей "пред мысленным взором"?) гигантские корабли
Фантдопущения.
...беспилотный скаут, он летел гораздо быстрее нас, ведь он не нёс живых пассажиров (Ого! То есть, всего один толчок маршевых в пять лет - это чтоб пассажиров не расплющило? Нонсенс)... отправил нам фотокарточки (Это какой век? Мальчик видел фото на карточках? "Снимки").
...радиосигналы прилетают и улетают (Не оставляя отпечатков, да?). Но я видел картинки на экране (А записать изображение было слабо, конечно), и могу поклясться, что Геб гораздо лучше и красивее Земли. (Мик, не обижайся - взрослые часто врут)
Психологические откровения.
Они хотят обратно (из оставшихся никто не помнит, как там, на Земле, однако хотят) в высохшую пустыню, потому что страшатся трудностей полёта (После возврата никого из них не останется в живых. Нелогично)
Аллегории
- Бездонное синее небо (из трех слов два не имеют отражения в сознании Мика. Папа, а ты не себе ли все это рассказываешь?),
тысячи птиц с хвостами, как коробка фломастеров (здесь более доходчивое сравнение)...
Образ, опять образ персонажа.
- Час назад бэки захватили инженерный узел. Комиссар считает, что это предательство. (Комиссар умеет характеризовать уже случившееся. Ну хоть что-то умеет)
Где искать инструкцию на предмет Антона Моргана и отрезанных пальцев? (Корабельный устав: "мятеж должен быть подавлен, зачинщики расстреляны". Неужели никто об этом не слышал?)
, к желудку подкатила тошнота (Это от невесомости, она обычно к горлу подкатывает, а тут не дотянула).
Бэки выключили и включили гравиокомпенсаторы! (Это похоже на компенсаторы гравия. Щелк-щелк, туда-сюда. И какой умник придумал это слово - ведь гравитацию специально создали, зачем же ее компенсировать?)
Батиста, от него пахло горелой проводкой (представился запах палёной водки. Пардон в очередной раз. "Изоляцией" или "пластиком")
У меня трое ребят пострадали, - голос у Батисты был нарочито бодрым. - Пришлось стрелять по ногам. (от этого и пострадали, очевидно.)
Снова образ персонажа
- Что-нибудь о Симоне?
- Как тебе сказать, - уклончиво ответил комиссар (Скользкий тип этот Батиста! Ни слова конкретно).
Каплин ничуть не изменился с тех пор, как Стоун видел его в последний раз, (другой знак препинания?) всё такой же худой, носатый и редкозубый
Логические находки.
Почему я должен платить за решение, которое принял мой дед? (Где логика? Он уже заплатил и не увидит ни Геба, ни Земли.)
- И бабка, - негромко сказал Батиста. (Он намекает, что знает, кто принимал решения в семье Каплина? Где логика?)
- Вы единственный реально облачённый властью человек, который может дать приказ .... Мы возвращаемся! (Каплин шизофреник: просит отдать приказ и сам же его отдает командору.)
Лингвистические находки
болото, разогретое до полутора тысяч кельвинов (цельсиев было бы чуть меньше, не так страшо).
- Не нужно строить (может, "делать"? "строить" можно из себя) из меня дурачка,
если данные со скаута окажутся отрицательными (отрицательные величины бывают, а данные вряд ли).
Снова логика
Или вы развернёте корабль сами, или это сделаем мы! Поверьте, среди навигаторов найдутся те, кто нам поможет! (Честное слово, если бы дело было в Стоуне, то этот Каплан мог его просто застрелить, как легендарная Фанни - Ленина.)
Тут ухо и три пальца. Через час пришлём член и глаз... (Шинкование пошло активней, пневмопочта не справляется)
мы будем штурмовать галерею, чтобы вручить второй глаз тебе лично (Они производят и жрут наркоту ко всему прочему? Такие сложности...).
Всё работало, как часы. Через шесть часов (повтор часов) ... 'Фараон', получив новую порцию ускорения(интересно, до какой скорости можно разогнаться в пределе? Или двигатели только компенсируют трение корабля о межзвездный газ?), пересечёт 'точку возврата'... навсегда.
вложил в рот толстый ствол чудного пистолета. (Малой убойной силы? Совсем малой? Верю, Стоун выживет.)
(Еще раз: что по Уставу полагается делать, если командор застрелился? Ни у кого копии кодов управления нет? А если он сошел с ума и решил взорвать звездолет? Полмиллиона жизней без защиты от дурака - это не Устав, это черт знает, что)
Итак, вот что обнаружилось при внимательном прочтении этого замечательного (кроме шуток) рассказа. Ничего удивительного: писать на Грелку сразу начисто могут единицы. Чистенькие рассказы на том форуме - результат кропотливой подготовки экспромтов, по большей части.
А в этом тексте замечательно раскрыта тема, есть дух классической космической фантастики, есть образы героев, есть все... включая аляповатости, которые недолго поправить.
Начнем с того, что консультант автору просто необходим! Трудно сказать, в какой именно области, но необходим определенно.
Рассказ, проза.
К прозе обычно относятся как "чистой" литературе - достоинства такого текста состоят в аккуратности письма, запоминающихся образах, своеобразных оборотах и т.п. Рассказ как форма обычно имеет развивающийся сюжет, в финале обнаруживается мораль, завершается раскрытие идеи (темы).
Консультант честно искал раскрытие темы, но сдался. К возвращению домой можно отнести разве что мимоходом брошенную реплику: "...он кричал, что больше домой не вернется", или финальную фразу: "Рука Маслова вновь потянулась к пистолету..." - в том смысле, что рука опера для пистолета - как дом родной. Если тема покоится на большей глубине, консультанту туда не донырнуть, увы.
Сюжет присутствует. Причем автор ведет повествование не в хронологическом порядке, а с середины. Это плюс. Автор в развитии сюжета интригует читателя, не раскрывая причину событий до последнего. Тоже плюс. Ироничное название "Выходной" (для большей ироничности можно назвать "Праздник") контрастирует с трагедийностью сюжета, ведь в течение часа, наверное, в выходной день поочередно гибнут все члены небольшой молодой семьи. По личному мнению консультанта - название тоже в плюс, поскольку жизнь такова, что смешное и грустное в ней неразрывно.
Вот и все плюсы. Теперь собственно то, зачем автор обратился за помощью.
По глубокому убеждению консультанта, писать, что, мол, "вот как бывает" - можно только в журналистике или в школьных сочинениях. В художественной литературе должна быть идея, философия, мораль, в конце концов. Рассказ "Выходной" по форме ближе к сочинению на тему "Что было интересного в воскресенье".
Автор придумал кровавую драму, причем в позабытом душещипательном, а не в современном чернушно-триллерном оформлении. Придумал - потому что масса неувязок свидетельствует о притягивании событий за уши.
Пройдем по тексту.
Во вступлении - как учили - описание природы, как бы художественное.
Теплый сентябрьский день золотился в солнечных лучах и дышал мягкой, с арбузным запахом, свежестью. Опавшие листья разноцветными фантиками украшали тротуары, звонко хрустя под ногами (арбузные корки хрустят звонче листьев, но все равно не звонко. Листья хрустят сухо, а лед - звонко. Фантики никогда не украшают тротуары. Сравнения так себе)... из громкоговорителей лилась веселая жизнелюбивая музыка. (если музыка жизнелюбива, значит ей трудно выживать. Видимо музыка не очень хорошая)
Дальше - интригующий посыл: Но кто-то этого, увы, не замечал... Этим кем-то оказался водитель грузовика, переехавший человека. Ну и пострадавший тоже не радовался.
- Как?! Откуда?! Почему?! - удивительно, но это кричит водитель. Чисто риторические вопросы. Потому что есть труп, и прочее не важно. Шофер видит ужасающую картину... ( тут, наверное надо ужаснуться, но слово "ужасающую" не дает, неестественное потому что) ...мужчина, на спине которого в области талии чернел глубокий рисунок протектора. (Не глубокий, человеческое тело - не пластилин. Ну, не чернел! В лучшем случае - серел, ведь было сухо и юзом по телу грузовик не проходил, значит резина не терлась по спине)
У пострадавшего... губы дрожали, вытягиваясь в подобие жалобной улыбки, (вытягиваются в трубочку, а в улыбку - растягиваются. "Жалобная" - сомнительное слово. Как следует дальше из текста, улыбаться ему вообще было не с чего)
Минуту спустя в дежурной части РУВД раздался странный (странные звонки могут быть либо по звучанию, либо по содержанию говорившего - ни того, ни другого не замечено) телефонный звонок.
- Але, милиция? Это(лишнее слово) говорит врач скорой помощи Маль... Малькова... Приезжайте, пожалуйста, к Центральному парку, здесь так... такое... ("пожалуйста" - вряд ли. Такие сообщения делаются экономно и четко, особенно - профессионалами. И дается конкретика - определение "такое" ничего не проясняет. Лучше оборвать после слова "здесь".)
...послышался в трубке возбужденный мужской голос. - Тут доктор сознание потеряла, приезжайте скорее. Здесь такое... (Мужчина тоже своим "такое" ясности не вносит. Скорее всего, без уточнений милиция не выедет. А тут выехала, но не на место происшествия, а куда сказала врач - к парку, то есть ко входу. Пояснил что-либо мужской голос?
Если да - то сказал бы про медведя, но он видимо решил интриговать органы правопорядка. И опер поехал в парк. Очень бестолковое население в этом городе. А милиция на редкость отзывчивая.)
В то же время дежурный ГИБДД принимал по рации доклад от инспектора дорожно-патрульной службы. (То есть, время сообщений совпало. Значит, скорая выехала к зоопарку значительно раньше. Но при трагедии в зоопарке не могли не сообщить в милицию, а тут - дожидались врача. Видимо, в этом городе не принято беспокоить РУВД без санкции медицины)
- На улице Западной, у входа в Центральный парк, произошел наезд "КамАЗа" на пешехода, - сообщал высокий лейтенант с жезлом в руке и планшетом на боку. (Как дежурный по телефону разглядел лейтенанта? Описание лучше дать там, где происходит действие) - .... Жду прибытия группы.
- Жди, - отрывисто сказал дежурный. (Еще бы сказал: "Ну, жди-жди, группу он захотел". Лучше просто: "Группа выезжает")
автоинспектор собрался приступить к работе, (А ведь он здесь "случайно оказался", запросил в помощь группу, но вдруг решил разбираться сам. Похоже, не поверил гаишник дежурному, как, впрочем, и читатель.)
Вместо группы, однако, появился...
- Оперуполномоченный Маслов, - представился он, поздоровавшись с лейтенантом. - Ну, что здесь у тебя? (Милиционеры явно незнакомы. При этом на "ты" сразу же. "у тебя" лучше убрать)
Шофер утверждает, что мужчина сам бросился под колеса
- Понимаем, - кивнул оперативник (шоферу). - Все вы так говорите. Не беспокойтесь, следствие разберется. ("Не беспокойтесь" говорят просителю, заявителю, но не виновнику. Кроме того, шофер в шоке, как ему не беспокоиться?! Еще бы приободрил его опер, типа: "Выше нос водила! В тюрьме тоже живут".)
Опер: Дежурный выпнул меня на разведку... Я прилетел. (А крепко пинает дежурный! Летают опера, как мячики).
Банальное ДТП, и надо искать скорую, которая сделала вызов, едем в парк (он же зоопарк) , а там...
Молоденькая доктор лежала с компрессом на лбу в салоне машины. (Хлипкий персонал на скорой работает!) Пожилая медсестра тыкала в носы собравшихся нашатырь и капала в мензурки корвалол. (А вот зеваки - более стойкие, не расходятся. Даже нашатырь их не берет. Тыкала всем подряд, а не уходят)
- Что здесь такое? - выскочил из уазика Маслов. - Что случилось?
Белая, как снег, дама, махнула рукой в сторону ворот.
- Не спрашивайте. Там такое... (Что значит - не спрашивайте?! Надо отвечать. У читателя к этому моменту стойкое убеждение, что случилось именно "такое". Если окажется, что случилось не "такое", читатель расстроится)
У дальних вольеров стояла
...толпа посетителей, многие из которых ругались матом, а некоторые (в основном, женщины) горько плакали. (Замечено, что на месте трагедии уровень мата резко снижается. У нормальных людей. Им не до бравады потому что. Судя по тому, что толпа не расходилась, зрелище было не самое неприятное. Горько плачут обычно по своим. По посторонним - реже, можно сказать "не сдерживают слез")
...на грязном дощатом полу (Медведя содержат не ахти как, его можно понять.)лежала... оторванная детская ручонка... Неподалеку виднелось маленькое растерзанное тельце с курчавой окровавленной головкой, на которой было сгрызено лицо. (Тогда уж "личико". Не стоило терять стиль, читатель может не заплакать.) Маслова заклокотало крупной дрожью. (То есть, опера забурлило, запузырило, забулькало? "Заколотило", хотел сказать автор?)
- Кто?! - крикнул он, вскрывая кобуру. - Кто это сделал?! Кто?! (Опер очень нервный, такому нельзя давать оружие. И вопросики же задает... Ну кто в клетке сидит - посмотрел бы, что ли)
- Медведь, - послышалось из толпы. (В толпе есть грамотные, умеют читать таблички и знают, как выглядит медведь. Оперов этому в училище не учат))