Иванов Максим : другие произведения.

История книготорговли старого Петербурга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вашему вниманию предлагается цикл научно-популярных статей, посвящённых истории книготорговли, издательскому и типографскому делу в Петербурге в XVIII - начале XX вв. Впоследствии для тех читатателей, чьи интересы выйдут за рамки очерков, будет опубликован список литературы и источников, а также иллюстративный материал по этой теме.


"Король книжников"

   "Король книжников" - так в среде петербургских книгопродавцев середины XIX в. называли владельца крупного книжного магазина и издателя Александра Филипповича Смирдина. Это, пожалуй, наиболее известный представитель петербургского книжного мира первой половины XIX века. Его имя стоит в одном ряду с такими корифеями книжной торговли и издательского дела Петербурга, как Д.Ф. Фёдоров, М.О. Вольф, В. Клочков и др.
   Александр Филиппович Смирдин родился 21 января 1795 года в Москве. Детство и юность провёл в книжной лавке своего дяди Петра Алексеевича Ильина, где приобрёл первые навыки книжной торговли. Затем поступил приказчиком к известному московскому книгопродавцу Ширяеву, где проявил себя деятельным и расторопным работником. Когда же к Ширяеву обратился петербургский книгопродавец Плавильщиков с просьбой подыскать для него толкового и неленивого приказчика, тот, не задумываясь порекомендовал ему своего ученика. Так, в 1817 году двадцатидвухлетний Александр Смирдин приезжает в Санкт-Петербург. Он довольно быстро заслужил расположение своего хозяина, который, умирая, завещал ему всё своё дело - магазин, библиотеку и типографию. В руках молодого предпринимателя неожиданно оказался крупный капитал, а также уже налаженное торговое дело. О таком можно было только мечтать. Смирдин активно принимается за самостоятельную торговлю. Сначала он торгует в старом магазине Плавильщикова, располагавшемся у Синего моста, неподалеку от Исаакиевского собора, а спустя семь лет, перебирается в более оживлённое место - на Невский проспект, в дом принадлежавший немецкой лютеранской церкви Св. Петра (Невский пр., 22). Здесь его магазин и библиотека занимали почти весь бельэтаж. К этому времени Смирдин был уже довольно известной фигурой в среде петербургских книжников и читающей публики, но торговлю на новом месте необходимо было ознаменовать каким-то особенным событием. Смирдин хотел подчеркнуть свой отрыв от прежней торговли своего бывшего хозяина Плавильщикова, под чьей маркою некоторое время торговал. И он предпринимает беспрецедентный в истории российской книжной торговли акт - в стенах своего нового магазина устраивает литературный обед, на который приглашает самых знаменитых и модных петербургских литераторов и критиков того времени. Этот памятный вечер состоялся 19 февраля 1832 года и получил в истории культуры название "Новоселье" Смирдина. В обширном зале смирдинской библиотеки за одним столом собрались "сливки" российской литературы. Такого Петербург ещё не видел. На вечере звучали в авторском исполнении произведения Крылова, Жуковского, Пушкина, поднимались тосты и за виновника вечера. Годом позже Смирдин издал сборник статей и произведений участников "Новоселья" под одноимённым названием. Со стороны Смирдина, как предпринимателя, это был великолепный, хорошо продуманный рекламный ход. И его результат не заставил себя ждать: магазин очень скоро приобрёл огромную популярность среди любителей "высокой" литературы. Посетить его считалось престижным и говорило о хорошем вкусе. При этом не требовалась совершать какую-либо покупку, достаточно было полистать новый литературный журнал, постоять рядом с хозяином магазина, Крыловым или Пушкиным. Магазин Смирдина собирал в своих стенах почти весь петербургский бомонд и всегда был полон публики "особого" сорта. Недаром Пушкин посвятил магазину Смирдина следующую эпиграмму:
  
   К Смирдину как ни зайдёшь,
   Ничего не купишь,
   Иль Сенковского найдёшь,
   Иль в Булгарина наступишь.
  
   Помимо прочего смирдинская лавка отличалась от других подобных заведений Петербурга своей комфортностью и уютом. П.А. Вяземский отзывался об этом магазине следующим образом: "Рекомендую... книжную лавку Смирдина, первую европейскую лавку с русскими книгами. В ней не темно, не холодно, не сыро и не грязно". Стало быть, в других книжных магазинах обычно бывало именно наоборот.
   Одновременно с книжной торговлей Александр Смирдин активно занимался издательской деятельностью. В числе авторов, печатавшихся у него были имена, вошедшие сегодня в классику русской литературы: Жуковский, Державин, Пушкин, Гоголь, Греч, Булгарин, Карамзин, Полевой, Марлинский и многие другие прославленные имена. В 1838 г. Смирдин издаёт великолепное издание с гравированными на стали картинами под названием "Константинополь и Турки" и "Сто русских литераторов" в 3-х томах. Однако, он не ограничивается изданием только книг. В 1834 г. Смирдин приступает к изданию большого литературного журнала "Библиотека для чтения", а с 1838 г. - "Сын отечества" под редакцией Полевого и Греча. Кроме того, сравнительно недолгое время издает газету "Северная пчела".
   Но удача не всегда сопутствовала Смирдину. В 1850-х гг., несмотря на обширную издательскую и книготорговую деятельность, дела его фирмы стали расстраиваться. Причиной тому явилась неумелая коммерческая политика издателя, который был чрезвычайно щедр в отношении авторских гонораров. Нередко расходы на изданные произведения превышали доходы. По некоторым сведениям, Пушкину за каждую его стихотворную строчку Смирдин платил 10 руб. (средняя стоимость хорошо изданной книги), а за "Гусара" того же автора - 1200 руб. ассигнациями. "Бахчисарайский фонтан" был оценен Смирдиным в 3 тыс. руб. И.А. Крылову за каждую басню щедрый издатель платил по 300 руб. А за его фиктивное (за одно только громкое имя баснописца) редакторство журнала Смирдин платил 9 тыс. руб. О.И. Сенковскому, редактору журнала "Библиотека для чтения" - 15 тыс. руб. в год - огромную по тем временам сумму. Для фельетонистов и переводчиков у Смирдина были стандартные гонорары: за статью - 200 руб. (за авторский) лист и 75 руб. за перевод. К чести Александра Смирдина надо сказать, что, оплачивая труд литераторов таким образом, он предоставлял тем возможность заниматься только своим прямым делом - сочинительством - не расходуя сил и времени на побочные "нелитературные" заработки и тем самым содействовал их профессионализации.
   Щедрость Смирдина стала его визитной карточкой, и многие литераторы без скромности ею пользовались. Между тем, фирма Александра Смирдина становится несостоятельным должником. Сначала издатель вынужден был продать свой дом на Лиговском проспекте, а затем и типографию. Стремясь с наибольшей выгодой продать свои книги, Смирдин лично совершал поездки в Москву. Но и здесь, зная положение издателя, некоторые недобросовестные книготорговцы откровенно его обирали, приобретая товар в рассрочку и на чрезвычайно невыгодных для издателя условиях. Это только усугубляло положение. Правительство, учитывая заслуги издателя в области культуры, дважды организовывало в его пользу беспроигрышную литературную лотерею. Один лотерейный билет стоимость всего в один рубль давал право на приобретение книг стоимостью от 1 до 50 руб., и один билет с выигрышом в 1000 руб. Билеты раскупились в один момент, однако дела Смирдина не улучшились. Его предприятие всё больше погрязало в долгах, и в 1845 г. Смирдин вовсе прекращает торговлю. Но, по выражению книгопродавца и мемуариста Н.Г. Овсянникова, "натура Смирдина требовала его любимой деятельности", и в 1847 г. он вновь открывает контору по изданию русских классических литературных произведений, а также занимается высылкой книг в провинцию. Однако вновь набрать обороты Смирдину уже не удаётся. Он снова оказывается в кабале у кредиторов. Золотое время Смирдина, его блестящего успеха безвозвратно ушло. Силы и нервы некогда процветавшего издателя были подорваны, и тот был близок к помешательству. В тяжёлой душевной болезни провёл Смирдин последние годы своей жизни. 16 сентября 1857 г. на 63 году жизни Александр Филиппович Смирдин умер.
   Ещё долго после его смерти Смирдина вспоминали добрым и тёплым словом и его коллеги книготорговцы-издатели, и литераторы, и просто хорошо знавшие его люди. С его именем ассоциировались лучшие времена как в литературе, так и в книжной торговле. В 1860-х гг. дело А.Ф. Смирдина пробовал продолжить его сын, но, к сожалению, безуспешно.
   В наши дни помещение бывшей книжной лавки Александра Смирдина на Невском, 22, занимает кондитерский магазин, торгующий под названием "Лавка Смирдина". Так что, как можно убедиться, имя знаменитого книжника и спустя почти два столетия внушает авторитет не только книголюбам, но и любителям сладостей...
  
  
  
  
  
  
  

Дмитрий Фёдорович Фёдоров.

  
   Дмитрий Фёдорович Фёдоров - крупный петербургский издатель и книгопродавец второй половины XIX в., выходец из крепостных крестьян Ярославской губернии. Собственное дело открыл в Петербурге в 1842 г. До этого времени в течение 6 лет служил "мальчиком" у дальнего родственника своих родителей, старейшего петербургского книгопродавца В. В. Холмушина. Затем на протяжении двух лет - приказчиком у И. Герасимова. Здесь он зарекомендовал себя способным и деятельным работником, за что впоследствии и получил от В. Холмушина в подарок одну из его лавок на Апраксином рынке "на отчёт" - с условием расплатиться за неё в течение 3-х лет. Фёдоров деятельно взялся за торговлю, что позволило ему в короткие сроки расплатиться со своим бывшим хозяином. Молодой удачливый предприниматель довольно скоро обратил на себя внимание корифеев книжного дела Петербурга и получил поддержку А.Ф. Смирдина, В.П. Полякова, М. Заикина, В. Холмушина, И. Герасимова и других крупных столичных книготорговцев. В 1842 г. Фёдоров открыл свой собственный ларь под фирмою "Дмитрия Фёдорова". Одновременно занялся издательской деятельностью, печатая книги, которые по его мнению, должны были привлечь массового покупателя. Так появились издания басен Хемницера, "Британской империи в Индии", серий "Детская библиотека" (собрание детских сказок, рассказов, басен и стихов), "Домашняя аптека" и др. Особой популярностью, в частности, пользовались два последних издания, которые затем неоднократно переиздавались. Очень скоро благодаря им Фёдоров зарабатывает себе имя хорошего и добросовестного издателя, обладающего тонким коммерческим чутьём и литературным вкусом.
   В 1848 г. у Фёдорова от холеры умирает жена. Он возвращается к себе на родину в Ярославскую губернию, где выкупает из крепостного состояния свою мать. После чего вновь возвращается в Петербург, где приписывается к мещанскому сословию. В 1852 г. Фёдоров снова женится, а спустя два года - вступает в купечество. Фирма "Дмитрия Фёдорова" стремительно набирает обороты. В 1850-е гг. она занимается активной издательской деятельностью, а также выкупает литературные права на издания различных сочинений отечественных авторов. Так, вместе с Крашенинниковым Фёдоров издаёт 6-е издание "Конька-горбунка" (7-е печатает уже самостоятельно). В 1855-56 г. вместе с другим крупным петербургским книготорговцем и издателем М.О. Вольфом Д. Фёдоров является совладельцем издания 72 рисунков Агина к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души". Тогда же приобретает у петербургского книгопродавца С.П. Лоскутова права на издание 20 сочинений русских авторов.
   К 1860 г. прежний старый ларь Фёдорова на Апраксином рынке уже не отвечал требованием разросшегося за прошедшие годы предприятия и попросту стал тесен. Тогда Фёдоров арендует большую лавку в одном из корпусов того же рынка, а также складское помещение купца С.Т. Соболева на Чернышевом переулке. Знаменитый пожар 28 мая 1862 г. на Апраксином рынке уничтожил большую часть товара здешних книготорговцев. Пострадала и лавка Фёдорова. Весь находившийся в ней товар сгорел. Однако, благодаря сохранившимся в складском помещении книгам, Фёдоров вновь открывает торговлю, но уже на другом месте - Семёновском плацу (площадь перед современным ТЮЗом), куда временно была переведена вся книжная торговля со сгоревшего Апраксина рынка. Спустя два года Фёдоров и многие другие книжники возвращается во вновь отстроенные апраксинские лавки, в так называемый "железный корпус". К этому времени финансовые дела его фирмы вновь улучшаются, и в 1864 г. Фёдоров издаёт обширный каталог имевшихся у него в продаже книг, коих насчитывается до 7 тысяч единиц.
   Дмитрий Фёдоров был широко известен литературному миру Петербурга. Зная о его неповторимом коммерческом чутье, многие именитые и начинающие литераторы обращались к нему с просьбой предугадать успех или провал их книг. И тот почти всегда безошибочно угадывал. Поэтому лавка Фёдорова со временем превратилась в своеобразный литературный клуб, где часто можно было встретить неизвестного или уже маститого литератора или критика. Так, постоянными её посетителями были Курочкин, Н.А. Некрасов и др.
   Д.Ф. Фёдоров имел обширные связи и в театральном мире Петербурга. С детства испытывая страсть к театру, Фёдоров не пропускал не одной премьеры, проходившей на столичной сцене.
   Начиная с 1870-х гг. Д. Фёдоров часто болел. В начале 1875 г. его разбил сильный паралич. Делами временно управлял сын, Дмитрий. Вскоре Фёдоров оправился от болезни. Но ненадолго. В 1879 г. он вновь заболел и спустя год, 8 апреля 1880 г. умер. После его смерти остался значительный капитал и товар на более чем 100 тысяч рублей. Сын Фёдорова Дмитрий Дмитриевич, выдал наследникам причитающиеся им денежные доли и стал полным хозяином отцовской фирмы. Вместе с тем он изменил профиль прежнего издательского дела и принялся за издание нотных грамот, а также двух периодических изданий - "Посредник печатного дела" и иллюстрированного журнала "Наше время", которые втянули его в неоплачиваемые долги, что стало одной из причин разорения в начале 1900-х гг. некогда процветавшей фирмы "Дмитрия Фёдорова".
   Дмитрий Фёдорович Фёдоров внёс огромный вклад в развитие петербургской книготорговли и издательского дела. За тридцать лет своей деятельности его фирма издала огромное количество сочинений по самым разным отраслям знаний. Среди них: "Жизнь птиц" А. Брема, "Домашняя аптека" (1845), "Рисунки новейших петербургских экипажей" (1850), полное собрание сочинений И.П. Мятлева (1857), "О христианском воспитании" (1860), "Чудеса древней страны пирамид" (1868), "Библейская история" (1879), "Электрические явления в атмосфере" (1891), "Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"" (1892) и многие др.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"