Ну что сказать... Для начала крохотная преамбула. Как я понимаю "женскую прозу". Первым делом уходим от стереотипа "женская проза" - это рассказ, написанный женщиной для женщин". Узковато. Мелковато. На мой пристрастный взгляд "женская проза" - это взгляд на мир со стороны женщины, попытка вызвать этот самый мир на диалог. От вас, как от авторов, стало быть, исходит некоторый вектор, проще говоря, вы выходите в мир, а ведь он разный. Вам придется посредством этой самой женской прозы говорить с врачами, генералами, моряками, дальнобойщиками, простыми работягами с лопатой в руках (да, да, мир - он такой). И в этом смысле рассказ, написанный женщиной для женщин - не катит. Не выйдет у вас диалога с миром, даже просто свой взгляд на этот самый мир не донесете. Только лишь рюшечки, зайчики, слоники, десятки наименований помады, названия модных домов на две страницы - это просто женский междусобойчик, непонятный остальному миру. Кроме того, не забываем об одной важной вещи: "Высокие каблуки" - это литературный конкурс, вы пишете, или пытаетесь писать прозу, и как огромная сценическая декорация за спиной актера, у вас в голове должна полыхать фоновая мысль: "А что если напечатают?" Кто будет вас читать? Офицер, слесарь, бабушка лет семидесяти, которая жизнь знает получше многих, а вот чего не знает - современных приколов и кто такие Дольче с Габбаной. Ладно, поехали...
Пируэт актрисы
Золушка в возрасте. Бывает. История проста и бесхитростна, но вот парадокс - история есть, а рассказа нет. Ну, намек на счастливый канонический конец - привалило счастье, роль феи исполнил продюсер, принц маячит на горизонте, но история просто требует ударной и оригинальной концовки. А какую-такую оригинальную концовку вы можете сюда припаять, если загнали себя в узкие Золушкины рамки? История распознается "на раз", от вас ждут появления феи под любым соусом. Выведете фею - скажут: "Фи, старая песня на новый лад". Перекроите свою Золушку, получите: "Девушка, ну чего вы оригинальничаете?"
Туфли. Трагикомедия
Ситком в чистом виде. Ситуационная комедь. Но по прочтении ловишь себя на странном чувстве - к женской прозе относится постольку поскольку. Принимая во внимание мое субъективное понимание этого явления, не совсем доходит посыл автора. Женский взгляд на мир? Как будто главгер - мужик типа, а секретарь Нина - персонаж несколько второстепенный. Кому и на что вы открыли глаза? Женская лодыжка в чулке - манифест? Может быть, но на первых ролях тогда должна была подвизаться Нина, а у вас исследование мужского комплекса. За ударную концовку от лица службы выражаю благодарность. А вообще - все дело в том, как вы позиционируете свое творение. Милый рассказ без характерных половых признаков автора - у вас получилось. Рассказ для аудитории вообще - тоже получилось. Но в конкретных номинациях - "женская проза - это диалог женщины с миром" будут побеждать другие.
ОДНО УТРО
Wanted: 1. Ударная концовка. 2. Простая концовка. 3. Хоть какая-нибудь концовка.
Рассказ ничем не заканчивается. Это даже не рассказ, а просто зарисовка, этюд из жизни, и при всем желании поморализаторствовать у автора не получится. Выводилась бы мораль из произведения так же просто как 2+2=4, или чуть посложнее, как 9Х9=81, еще куда ни шло. Но ведь не выводится. И громко заявить на весь мир: "Делать в таких ситуациях надо так и так..." чтобы кто-нибудь воскликнул: "Да, сестра, ты права, я так и думала", тоже не выходит. То, что мы - козлы, и так всем ясно. Поговорить с миром не получилось, мир переел заварного крема и его... ему плоховато.
Седьмое свидание
Золушка - студентка. Оригинал потерял туфельку, наша продвинутая современница шутя берет неземные высоты - потеряны трусики. Их приносит измордованный принц (наверное, как в сказке, сам надевает потерю избраннице), и жили они (по статистике) не очень долго и не очень счастливо.
Принц, для меня, как для читателя, психологически уверенно раздвоился. Парень, способный, сидя, свистеть проходящим девчонкам - как минимум дворовой закалки, и его побитый вид в конце ну совершено диссонирует со свистом и нагловатыми повадками (поднять трусы девчонки и с невинным видом подать их хозяйке в присутствии какого-то мужика - это вам не два пальца...). Тут Геля сильно рисковала - в лучшем случае обматерил бы, в худшем - могла по шее схлопотать. Совершенно ходульные персонажи - оба, что Август, что Толя. Их задача в рассказе крайне проста - Анатолий переключает путевую стрелку, а машинист Август мчит героиню к счастью. Но, как выясняется, не всегда пассажиру интересна личность машиниста...
Золотая медаль для Золушки
Золушка - Золушка. Это даже из названия видно, автор не стала пудрить мне мозги. И правильно, все равно узнаю. Уже теряюсь в догадках, так ли я прав, надеясь в финале на концовку, худо-бедно оформленную и выпуклую концовку. Может быть, в литературе существует свой особый подвид прозы - Золушкина проза, в которой концовка обозначается всегда четко и всегда одинаково - "Все будет хорошо"? Спрошу как-нибудь у девчонок жюри, может, пропустил чего...
Это творение больше напоминает синопсис романа и должно называться "Как я буду писать большую книгу". Событий - масса, на нескольких страницах вы умудрились отразить целую жизнь, но того, что сделало бы этот калейдоскоп ярким - нет. Стиля не хватает, суховато. На самом деле больше похоже на синопсис.
Технология расставания
Золушка - трудяга. Фея пока в перспективе, там же и принц, а пока есть только работа, работа, работа, которая в отличие от оригинала Лене нравится. И я уже готов согласиться с тем, что "Все будет хорошо". Ну ее эту ударную концовку.
"Женщина заперлась".
"Женщина насупилась".
"Женщина механически оправила на себе белый халат..."
К чему весь этот официоз? Назовите героиню как-нибудь, придумайте прозвище, это сделает характер выпуклее. Зримые детали производственного процесса оживляют все действо - это хорошо, но при чем тут технология расставания? Прочитав название, подспудно ищешь этот самый обещанный алгоритм, а рецепт оказывается прост и на технологию не тянет - нужно, чтобы внутри перещелкнулся тумблер. Все просто и давно известно. Как пела другая "Технология": Нажми на кнопку, получишь результат. Для того, чтобы расстаться с возлюбленным героине просто пришлось сойти с катушек - иначе тумблер никак не перещелкивался. Туговат наверное.
А так - довольно живо, Петрович получился, детали достоверные. Еще немного доводки - получится читабельная вещь.
Вегетарианская исповедь
Протагонистка в виде дуры и антагонистка в виде доброкачественного персонажа. Только отчего-то не получается сопереживать нашей мученице - спроси меня кто-нибудь, как выглядит героиня, кроме "красивая и стройная" ничего не вспоминается. Из-за того, что персонаж не надут и не объемен, события напоминают конспект. Все понятно, дневниковая стилистика, но в отличие от обычного дневника наша исповедь написана автором, и читать предлагается нам, так почему бы не раскрасить сухой самоотчет?
С Новым годом, или шесть непрочитанных писем
Неплохо, но письма написаны вязко, еще немного и вы свалитесь в поток сознания. Грань пока не перейдена, однако близко. В рассказе мало того, что называется "воздух", между тем в рассказе просто должен быть воздух, читатель иногда должен всплывать из тяжелых и плотных глубин на поверхность. Толща черных вод раздавит к чертям.
Странно, что на удочку Романа попалась учителка. Эта сестра, как тонко откалиброванный механизм, чрезвычайно восприимчива к фальши - ученики врут ежедневно, ежечасно, распознавание правда-ложь у преподов работает как детектор "свой-чужой" в самолетах. Ну, а это просто штамп дон Жуана: "Татьяна, позволь мне хотя бы на эту ночь избавить тебя от одиночества!" Сразу вспоминается Голливуд и его вездесущее: "Позволь мне помочь тебе". Штамп? Штамп.
"Закончив говорить, я посмотрела на Романа, сверху вниз, потому что он был выше меня", - у меня, наверное, с физикой хреново.
Австрийский пиджак или Женская месть
Мир честно настраивался на диалог, но ни черта не понял. Нет, оно понятно, что краля развела пузана, только не гипертрофированно ли глупо он выглядит? Думаете, человек помешанный на качестве, хоть бы даже ничего не понимающий в моде, не сообразит, разводят его или нет? Все думаю, а если приставить девушке пистоль к виску и потребовать написать в двух предложениях цель жизни и жизненное кредо? Дойдем до сакрального "Все будет хорошо", или барышня и так уже в счастливом "завтра"? А если дойдем, с точки зрения героини это самое "хорошо", которое может быть будет, окажется, сто пудов, окрашено в фиолетовый цвет.
Занятная ситуационная комедь, героиня - пустышка, мир, готовый к диалогу, только одного не понял - ему предлагается вместе с автором слегка над ней посмеяться или... это серьезная песня всем оттенкам фиолетового? Не встречал бы мир таких - подумал бы, что это стеб.
Эпизоды
Золушка ждет своего принца, а пока того нет, оттачивает навык общежития с любовником. И опять-таки, все будет хорошо, и все что для этого нужно - проспаться, как после похмелюги (странный рецепт, но как показано - работает).
История есть, очерчен событийный горизонт, что-то происходит, кто-то что-то говорит, но все воспринимается как-то нечетко, будто смотришь фильм через матовое стекло. Герои нечеткие, пунктирные, не получается к ним привязаться, а все потому, что в них мало "мяса".
"Впустить Елену в эту свою жизнь он мог только одну". А на горизонте кругами ходила Ленина подруга, и пришлось резать квоту?
Желтый ирис
Диалог с миром получился, причем мир активно в нем участвовал. В рассказе есть фишка, соль - момент, когда дедушка взял всех на понт с пауком. Это вызвало такой крутой поворот в сюжете, что женщин занесло прямо на руки мужчинам. Конкретная жизненная история обыграна с началом и концовкой. Не ставилась задача прямо в лоб "дать" тяжелую женскую долю - просто развернут один жизненный пятнадцатиминутный эпизод, и на срезе стало видно, что "Все будет хорошо".
Я бы посоветовал причесать рассказ и облегчить - диалоги, трилоги и прочие "логи" кое-где утяжелены словами автора.
Заканчивая обзор, не могу не вспомнить детскую песенку: "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок сделаны наши девчонки". И раньше мог про себя сказать, что кое-как знаю женщин, но если допустить на минуту, что я заглянул в святая святых, в сакральное святилище страны женщин, был удивлен, увидев, что там поклоняются мечтам и мифам, видел Золотую бабу, отлитую в виде Золушки, а зимой вместо Масленицы там, наверное, сжигают чучело козла, которое символизирует сами знаете кого.