Эта ссылка https://disk.yandex.ru/d/d6QlI6yM8O3U_A приведёт вас в библиотеку для искателей ИСТИНЫ, которая находится в папке Познай СЕБЯ (Лекарство для Души).
Эти книги способствуют Прозрению тех, кто их читает.
ДЗЭН
Если бы Врата Восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть - бесконечным.
Уильям Блейк
Дзэн-буддизм - это образ жизни и взгляд на жизнь. Это - Путь Освобождения.
Дзэн является результатом развития двух культур: Китая и Индии. Как порождение этих культур, как пример восточного Пути Освобождения, Дзэн представляет собой дар Азии миру.
Происхождение Дзэн связано как с даосизмом, так и с буддизмом.
Дзэн обладает присущим только ему духом. Хоть слово Дзэн или дхьяна и означает медитацию, другие школы буддизма придают медитации не меньшее значение. Не оригинален Дзэн и в своём принципе "нечего больше сказать", и в своём убеждении, что ИСТИНА - невыразима словами: всё это уже было в учении Лао Цзы:
Знающий не доказывает,
Доказывающий не знает.
В других школах буддизма Пробуждение представляется чем-то далёким, почти сверхчеловеческим, достижимым лишь после многих существований, полных усилия. В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение, что Пробуждение - нечто естественное, почти осязаемое: Оно может произойти в любой момент. Если Его трудно достичь, то лишь потому, что всё - слишком просто. Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн: он указывает ИСТИНУ прямо и непосредственно, не отвлекаясь игрой в символы.
"Прямое указание" означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов.
Дзэн появился в Китае в 520 году, принесённый индийским монахом Бодхидхармой.
Около 520 года Бодхидхарма прибыл из Индии в Кантон и появился при дворе императора Лянг-У, поклонника буддизма. Однако и учение Бодхидхармы, и его грубые манеры не понравились императору, и учитель удалился в монастырь в княжество Вей, где и пробыл несколько лет, "уставившись взглядом в стену", пока не нашёл себе ученика в лице Хуэй-ко, который впоследствии стал Вторым Китайским Патриархом Дзэн.
Дзэн-буддийская традиция изображает Бодхидхарму как свирепого с виду человека, с густой бородой и проницательным взглядом широко открытых глаз, которые, однако, кажется, готовы мигнуть. Однажды он уснул во время медитации и так рассердился на себя потом, что вырвал себе ресницы. Упав на землю, они проросли чайным кустом. С тех пор дзэн-буддийские монахи употребляют чай как средство против сна. Он так хорошо проясняет и укрепляет сознание, что есть поговорка: "У Дзэн и чая - один и тот же вкус".
Беседа Бодхидхармы с императором Лянг-У даёт представление о резком и прямом характере учителя. Император описал всё, что сделал для распространения буддизма в своей стране, и спросил, что заслужил он своими деяниями. При этом он исходил из распространённого мнения, что постепенное накопление заслуг, порождённых добрыми делами, ведёт ко всё лучшему существованию в будущих жизнях и будет увенчано достижением нирваны. Но Бодхидхарма сказал: "Ровно ничего!" Такой ответ подорвал веру императора в буддизм, и он спросил: "Каков же в таком случае основной принцип учения?" Бодхидхарма ответил: "Да оно - пусто, в нём нет ничего святого", - "Кто же тогда - ты, кто стоит перед нами?" - "Я не знаю", - сказал Бодхидхарма.
После этой беседы, которая разочаровала императора, Бодхидхарма удалился в монастырь в Вей, где провёл девять лет в пещере, "уставившись в стену". Это выражение не следует понимать буквально, оно описывает внутреннее состояние Бодхидхармы, который освободил свой ум от всех понятийных представлений. Так он жил, пока однажды к нему не пришёл монах Шень-гуан, а вслед за ним и Хуэй-ко, который впоследствии и стал его преемником в качестве Второго Китайского Патриарха Дзэн.
Хуэй-ко не раз просил Бодхидхарму дать ему наставления, но всё время получал отказ. Однако он продолжал сидеть в медитации у входа в пещеру Бодхидхармы, ожидая на снегу, когда тот сжалится. Наконец, доведённый до отчаяния, он отсёк себе левую руку и преподнес её учителю как доказательство своей Искренности. Тогда Бодхидхарма спросил Хуэй-ко, что ему надо.
- Hет у меня в уме покоя, - сказал Хуэй-ко. - Пожалуйста, успокой мой ум.
- Достань его и покажи его мне, - сказал Бодхидхарма, - тогда я успокою его.
- Но когда я начинаю искать свой ум, - сказал Хуэй-ко, - я не нахожу его.
- Вот я и успокоил твой ум! - рявкнул Бодхидхарма.
В это момент у Хуэй-ко и произошло Просветление, так что этот разговор призван служить первым образцом того, что стало характерным приёмом обучения в Дзэн. Это образец "вопроса-ответа", иногда переводимого как "дзэнская история". Большая часть литературы Дзэн состоит из таких анекдотов - причём многие из них менее понятны, чем этот. Их цель ввергнуть вопрошающего во внезапное Озарение или же испытать глубину его интуиции. Поэтому эти диалоги нельзя "объяснить", не испортив их эффекта. В каком-то смысле они - подобны анекдотам, которые не вызовут ожидаемого смеха, если их "соль" требует специального разъяснения. Его или осознаешь сразу, или не осознаешь вообще.
Эти анекдоты лишь изредка имеют символический характер, и даже когда это так, - в них главное - не это свойство. Так бывает, когда диалог содержит аллюзии, памятные обоим участникам. Сатори, Которыми они часто увенчиваются, не является простым нахождением решения загадки. Что бы ни делал и ни говорил учитель Дзэн - это всегда прямое и спонтанное выражение его "ТАКОВОСТИ", его ПРИРОДЫБудды, и поэтому то, что он "выдаст", - не ЕЁ символ, а ОНА. Дзэн-буддийское общение - это "прямое указание" в соответствии с принципами Дзэн, суммированными в традиционном четверостишии:
Быть вне учения и за пределами традиции,
Не опираться ни на слова, ни на символы.
Указывать прямо в ум человека.
Увидеть собственную ПРИРОДУ и достичь Просветления.
Преемником Хуэй-ко был монах Сэн-цань (умер 607 году), и их первый разговор имеет ту же форму, что диалог Хуэй-ко с Бодхидхармой. Только Сэн-цань просил у учителя не покоя ума, а "очищения от заблуждений". Ему принадлежит стихотворение под названием "Трактат о вере в ум". Его даосская окраска ощущается с первых строчек:
Великий ПУТЬ - не сложен,
Следует лишь избегать предпочтений.
И далее:
Следуя своей ПРИРОДЕ,
Единой с ПРИРОДОЙ вещей,
Пойдёшь свободно и безмятежно.
Когда мысль - связана, ИСТИНА - сокрыта...
Если хочешь следовать ПУТЁМ,
Не отвергай мира чувств и идей.
Ибо его полное приятие есть Просветление.
Мудрый ничего не добивается,
Невежда связывает себя...
Пытаясь отыскать ум с помощью ума, не избежать путаницы. Его основной принцип - даосский: оставь ум в покое, предоставь ему свободу следовать собственной природе - в противоположность индийской позиции, где ум взят под контроль и чувственный опыт исключается.
Четвёртым патриархом Дзэн вслед за Сэн-цанем стал Дао-синь (579-652 года). Он пришёл к Сэн-цаню с вопросом:
- Как можно достичь Освобождения?
- Кто тебя связал? - спросил Сэн-цань.
- Никто меня не связывал.
- Тогда зачем ты стремишься к Освобождению?
И это было моментом Сатори Дао-синя. Книга "Чуэн Дэн Лу" передаёт рассказ о встрече Дао-синя с мудрецом Фа-юнем, который жил в уединённом храме на горе Нью-тоу и был таким праведником, что птицы подносили ему в дар цветы.
Во время разговора Дао-синя с мудрецом Фа-юнем зарычал зверь, и Дао-синь вскочил на ноги. Тогда Фа-юнь сказал: "Я вижу, это ещё есть в тебе", - подразумевая страх. Вскоре после этого, оставшись один, Дао-синь начертил китайский иероглиф "Будда" на камне, где Фа-юнь имел обыкновение сидеть. Вернувшись, Фа-юнь захотел сесть, но увидел сакральное Имя и не решился сесть. "Я вижу, - сказал Дао-синь, - это ещё есть в тебе". При этих словах Фа-юнь пробудился... и птицы перестали носить ему цветы.
Пятым патриархом был Хун-жань (601-675 года). При первой встрече с Хун-жанем тогдашний патриарх спросил:
- Как - твоё имя?
- У меня есть ПРИРОДА, - сказал Хун-жень, - но это - не обычная природа.
- Каково же - твоё имя, - сказал Патриарх, не уловив игры слов.
- Это - ПРИРОДА Будды.
- Значит, у тебя нет имени?
- Конечно, потому что ЭТА ПРИРОДА - пуста.
Хун-жань был первым патриархом, который приобрёл много последователей, ибо он руководил монашеской общиной человек в пятьсот в монастыре на горе Жёлтой Сливы (Ван-май Шань), в восточной части современного Хупеха. Однако его затмил его ближайший преемник Хуэй-нен (637-713 года), чья жизнь и учение знаменуют начало китайского Дзэн, того Дзэн, который затем и процветал в течение двухсот лет царствования династии Тан (приблизительно 700-900 года). Эпохи, получившей название "эпохи деятельного Дзэн".
Хуэй-нен жил в период, который был продуктивен для китайского буддизма. В 645 году из Индии вернулся великий путешественник и переводчик Схань-цзан и начал разъяснять в Шанхае доктрину Йогачары. Его бывший ученик Фа-цзэн (643-712 года) в эти же годы создавал школу Ху-Янь (по-японски Кегон), опиравшуюся на Аватамсака Сутру, и это учение впоследствии стало философией Дзэн. Незадолго до этих двух учёных Чжи-кай (536-596 года) написал трактат "Методы остановки и созерцания в Махаяне", где описывалось учение школы Тянь-тай, близкое Дзэн. Трактат Чжи-кая предвосхищает доктрину Хуэй-нена и некоторых из его ближайших преемников.
Хуэй-нен получил первое Просветление, когда ещё мальчиком услышал чтение Ваджрачхедики. Он тут же отправился в монастырь Хун-жаня на горе Ван-мей, чтобы укрепиться в своих намерениях и получить дальнейшие наставления. Его первое Сатори произошло спонтанно, без помощи учителя. Он был неграмотным крестьянином, прибывшим из-под Кантона. Хун-жань оценил глубину его интуиции, но опасаясь, как бы низкое происхождение не сделало Хуэй-нена нежелательной фигурой в обществе учёных монахов, Патриарх послал его работать на кухне.
Спустя некоторое время Хун-жань объявил, что ищет себе преемника, которому и передаст власть вместе с символами: одеянием и чащей для подаяния. Этих предметов будет удостоен тот, кто представит лучшее стихотворение, выражающее его понимание буддизма. Главным монахом в общине был в то время Шень-сю, и все ожидали, что власть перейдёт к нему, так что и не пытались соперничать с ним.
Но Шень-сю не был уверен в своём понимании буддизма и представил стихотворение анонимно, намереваясь признаться в авторстве лишь в случае, если Патриарх одобрит его. Ночью на стене коридора, ведущего в покои Патриарха, он начертал:
Тело - дерево Бодхи.
Ум - как светлое зеркало на подставке.
Не забывай протирать его постоянно,
Не позволяй ему покрываться пылью!
На следующий день Патриарх прочёл стихотворение и велел воскурить под ним благовония. Он сказал, что кто следует таким правилам, сможет осознать свою ПРИРОДУ. Но когда Шень-сю пришёл к нему тайком и признался в своём авторстве, Патриарх сказал, что его понимание ещё далеко от Совершенства.
На следующее утро на стене рядом с первым появилось новое стихотворение:
Никогда не было ни дерева Бодхи,
Ни чистого зеркала на подставке.
В сущности, нет ни единой вещи,
Куда же сядет пылинка?
Патриарх знал, что только Хуэй-нен мог написать эти строчки, но, опасаясь зависти монахов, он стёр их туфлёй и ночью тайно вызвал Хуэй-нена к себе. Тут он передал ему патриаршество вместе с одеянием и чашей и велел бежать в горы и скрываться там, пока обида монахов не утихнет и не наступит время для его публичного учительства.
Сравнение двух стихотворений показывает специфический дух Дзэн, которым проникнуто стихотворение Хуэй-нена. Строчки Шень-сю отражают понимание дхьяны, очевидно, широко и повсеместно распространённое среди буддистов в Китае. Дхьяну понимали как практику сидячей медитации. Ум в ней "очищался" интенсивной концентрацией, что уничтожало все мысли и привязанности. Многие буддийские и даосские тексты, если понимать их буквально, подтверждают этот взгляд - внешнее состояние сознания есть сознание, свободное от любого содержания, от любых идей, чувств и даже ощущений.
Хуэй-нен считал, что человек с опустошённым умом - не лучше "бревна или камня". Он утверждал, что идея очищения ума - нелепа и ложна, потому что наша ПРИРОДА в основе - чиста и прозрачна. Значит, не может быть сравнения между умом и зеркалом, которое следует протирать. Истинный ум - это "не-ум" и его нельзя рассматривать как объект мысли или действия, будто он - вещь, которую можно захватить и управлять ей. Попытки усовершенствовать собственный ум приводят к порочному кругу. Старания очистить его - к загрязнению чистоты. Перед нами - даосская философия естественности, согласно которой человек не может быть свободен, чист и непривязан, если его состояние - результат искусственной дисциплины. Чистота такого человека - поддельна, его ясный ум - нарочит. Поэтому такие люди полны самодовольства - черты сознательной и методической религиозности.
Хуэй-нен учит, что вместо попыток очистить или опустошить ум нужно дать ему волю, поскольку ум - это не то, чем можно овладеть. Отпустить ум - это тоже, что и отпустить поток мыслей и впечатлений, которые приходят и уходят "в ум". Не надо ни подавлять их, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход.
Мысли приходят и уходят сами по себе, ибо Мудрость снимает ограничения. Это и есть Освобождение. Такова - практика "не-мыслей". Но если ты ни о чём не думаешь и вдруг приказываешь своим мыслям остановиться, - значит, ты - привязан к одному методу, и это называется глупой точкой зрения.
Об обычной практике медитации он говорит:
Концентрировать ум на себе и созерцать его, пока он не станет спокойным, - это болезнь. Удерживать тело в одной позе долговременным сидением - какое отношение это имеет к Дхарме?
И в другом месте:
Если ты начнёшь концентрировать ум на покое, ты добьёшься лишь поддельного покоя... Что означает слово "медитация"? В нашей школе оно означает отсутствие пределов, отсутствие препятствий. Оно - выше любой ситуации, как дурной, так и хорошей. Слово "сидеть" означает - не будоражить мыслей в уме.
Для опровержения ложного понимания медитации как просто опустошённого ума, Хуэй-нен сравнивает Великую ПУСТОТУ со Вселенной и называет её великой не только потому, что она - пуста, но потому, что она содержит солнце, луну и звёзды. Истинная дхьяна - в том, чтобы почувствовать, что твоя ПРИРОДА - подобна ПРОСТРАНСТВУ Вселенной, и что мысли и ощущения проплывают в этом Первозданном СОЗНАНИИ, как птицы в небе, не оставляя следа. Пробуждение (Сатори) в его школе - "внезапно", потому что Оно - рассчитано на людей, живо соображающих, а не тех, кто медленно мыслит. Последние поневоле должны понимать понемногу, или, точнее, понять через долгие годы, потому что учение Шестого Патриарха не допускает ступеней для роста. Пробуждения или нет, или Оно - полное. ПРИРОДА Будды не знает частей и делений, поэтому ЕЁ нельзя воспринять постепенно.
Там, где Хуэй-нен даёт советы своим ученикам, содержится ключ к последующему развитию метода обучения "вопрос-ответ":
Если вам зададут вопрос о бытии, говорите о небытии. Если спросят о небытии, отвечайте бытиём. Если вас спросят об обыкновенном человеке, отвечайте как мудрец. Если спросят о мудреце, отвечайте как обыкновенный человек. С помощью этого метода взаимно связанных противоположностей возникает постижение Срединного ПУТИ. На любой вопрос, который вам задают, отвечайте на языке противоположности.
Хуэй-нен умер в 713 году, и с его смертью прекратился институт Патриаршества. Генеалогическое древо Дзэн пустило несколько ростков. Традиции Хуэй-нена перешли к его пяти ученикам: Хуай-жан (умер 775 году), Цин-юань (умер 740 году), Шень-хуэй (668-770 года), Сюань-цзюо (665-713 года) и Хуэй-чжун (677-744 года).
Последователи Хуэй-нена в своих сочинениях и деятельности продолжают развивать идею естественности. Исходя из принципа, что "истинный ум - не-ум" и что "наша ПРИРОДА - это отсутствие специальной природы", они делают вывод, что истинная практика Дзэн есть "непрактика". Таким образом, быть Буддой без намерения стать Буддой.
Шень-хуэй пишет:
Если у вас есть это знание, то это концентрация - без концентрирования, мудрость - без мудрствования, практика - без упражнения.
Всякое культивирование концентрации - ложно. Ибо как же можно достичь концентрации, если ты культивируешь её?
Если говорить о работе ума, то в чём - она: в активности или неактииности ума? Если в неактивности, то мы ничем не лучше пошлых дураков. Но сказать "к активности" - значит признать, что ум относится к сфере обладания и что мы связаны страстями. Какой же путь выбрать нам для Освобождения? Шраваки культивируют пустоту, пребывают в пустоте и связаны ей. Они культивируют концентрацию, пребывают в концентрации и связаны ей. Они культивируют покой, пребывают в покое, и связаны им. Если бы работа с умом заключалась в дисциплинировании ума, то, какое же это - Освобождение?
В этом же духе Сюань-цзюэ начинает своё стихотворение Песнь осуществления ДАО:
Видите вы этого беспечного человека ДАО,
Что расстался со знанием и ничего не добивается?
Он не бежит ложных мыслей и не стремится к истинным,
Ибо неведение и есть ПРИРОДА Будды,
А это призрачное, неверное, пустое тело - и есть тело Дхармы.
Следующая история - о Хуай-джане. Он обратил в Дзэн своего будущего преемника Ма-цзы (умер 783 году), когда тот упражнялся в сидячей медитации в монастыре Чжуань-Фа:
- Ваше преподобие, - спросил Хуай-джан, - какую цель преследуете вы, сидя в медитации?
- Цель, - ответил Ма-цзы, - в том, чтобы стать Буддой.
Тогда Хуай-джан подобрал плитку от пола и стал шлифовать её о камень.
- Что вы делаете, учитель? - спросил Ма-цзы.
- Я полирую плитку, чтобы она стала зеркалом.
- Как можно, полируя плитку, сделать её зеркалом?
- Как можно, сидя в медитации, стать Буддой?
Ма-цзы был первым из учителей Дзэн, который прославился своими "странными словами и необычайным поведением".
Ма-цзы ступал как бык и смотрел тигром. Когда один монах спросил его:
- Как вы достигаете Гармонии с ДАО
- Я уже - вне Гармонии с ДАО! - сказал он.
В ответ на вопросы о буддизме он наносил удары вопрошающему или отвечал возгласом:
- Хо!
Случалось, однако, что он выражался и более членораздельно.
Одна из его лекций посвящена вопросу дисциплины:
ДАО не имеет ничего общего с дисциплиной. Если признать, что ОНО достигается дисциплиной, то при совершенной дисциплине ЕГО можно опять потерять... Если же вы скажете, что дисциплина - не нужна, то выходит то же, что - у обыкновенных людей.
Ещё откровеннее высказывался ученик Си-су по школе Сото Ши-тоу (700-790 года):
Моё учение, которое восходит к самым древним Буддам, не опирается ни на медитацию, ни на какой-либо иной усердно применяемый метод. Когда обретёшь интуицию, как её обрёл Будда, то постигнешь, что ум - это Будда, Будда - это ум, что ум, Будда, всё живое, бодxи и клеша состоят из одной и той же субстанции, хоть и различаются по имени.
Имя "Каменная голова" Ши-тоу получил из-за того, что жил на вершине горы около монастыря в Хен-чжоу.
У ученика Ма-цзы Нань-чжуана (748-834 года) и его преемника Чжао-чжоу (778-897 года) учение Дзэн приобретает живой и вызывающий характер. В книге "У-мень гуань" рассказывается:
Однажды Нань-чжуань вмешался в спор монахов, обсуждающих, кому принадлежит кошка. Он пригрозил, что разрубит животное лопатой, если никто из монахов не скажет "доброго слова", то есть не выразит немедленно свой Дзэн. В наступившей тишине учитель разрубил кошку пополам. Вечером того же дня Нань-чжуань рассказал об этом Чжао-чжоу. Тот тут же, возложив туфли себе на голову, вышел из комнаты.
- Если бы ты был при этом, - сказал Нань-чжуань, - кошка осталась бы жива!
Чжао-чжоу получил Пробуждение после следующего разговора с Нань-чжуаном:
- Что такое - ДАО? - спросил Чжао-чжоу.
- Твой обычный ум и есть ДАО, - ответил учитель.
- Как можно вернуться к Гармонии с ним?
- Стремясь к Гармонии, ты уклоняешься от Неё.
- Но как можно познать ДАО без стремления?
- ДАО - ответил учитель, - не принадлежит ни знанию, ни не-знанию. Знание - это ложное понимание. Незнание - это слепое неведение. Для постигшего ДАО оно - подобно пустому небу. Зачем же притягивать сюда истину и ложь?
Когда Чжао-чжоу спросили, обладает ли собака ПРИРОДОЙ Будды, он ответил одним возгласом:
- Нет!
Когда монах пришёл к нему за наставлениями, он спросил только, съел ли тот свою кашу, и затем добавил:
- Пойди, вымой чашку!
В ответ на вопрос о Душе, Которая остаётся живой, когда тело сгниёт в могиле, он заметил:
- Сегодня опять - ветрено.
Другим известным учеником Ма-цзы был Бо-чан (720-814 года). Его считают создателем первой Дзэн-буддийской общины, которую он основал на принципе: день без работы - день без еды. С тех пор Дзэн-буддийские монастыри стали делать упор на ручном труде, и по возможности добиваться самообеспечения. Эти монастыри - воспитательные школы, и в любой момент монах может покинуть монастырь, - никто не станет его удерживать. Одни остаются всю жизнь монахами, другие уходят из монастыря и становятся священниками при каком-нибудь небольшом храме, а кто желает, может вернуться и к светской жизни.
Бо-чану принадлежит такая формула Дзэн: "Когда голоден - ешь, когда устанешь - спи". Его Сатори произошло после того, как Ма-цзы накричал на него так, что он на три дня оглох.
Обучая учеников Дзэн, Бо-чан обычно говорил им:
- Не цепляйся, не ищи!
В ответ на вопрос о поисках ПРИРОДЫ Будды он сказал:
- Это вроде того, как верхом на быке отправиться искать быка.
Ученик Бо-чана Хуан-бо (умер 850 году) - также был заметной фигурой этого периода. Он - не только учитель Линь-чжи, но и автор "Трактата об основах учения сознания". В его книге содержатся те же идеи, что и в сочинениях Хуэй-нена, Шень-хуэй и Ма-цзы. В ней встречаются строки удивительной ясности, а в конце - несколько откровенных и продуманных ответов на вопросы:
Тем, что так ищут ПРИРОДУ Будды, они теряют ЕЁ, ибо это значит - с помощью Будды искать Будду, с помощью ума хватать ум. Они ничего не достигнут, даже если целую кальпу будут стараться изо всех сил.
Если те, кто изучают ДАО, не пробудятся к этой субстанции ума, они создают ум "сверху" и ум "вне", ищут Будду вне себя и привязываются к формам, упражнениям и церемониям, в то время как всё это - не Путь к Высшему Знанию, а нанесение вреда.
Большая часть трактата посвящена выяснению того, что подразумевается под терминами "пустота", "не-ум" и "не-мысль". Хуан-бо тщательно разграничивает их и буквально понимаемую "пустоту" и "ничто". Весь трактат пропитан даосскими стилем языка и представлениями:
Опасаясь, что вы ничего не поймёте, Будды назвали это именем ДАО, но не стройте на этом своих концепций. Помните, как говорят: "Когда рыба поймана, про сачок забывают, когда тело и ум обретают спонтанность, ДАО - достигнуто, и постигается универсальный ум..." ...В прежние времена у людей был живой ум. Достаточно было им услыхать одну единственную фразу, и они отказывались от дальнейшего обучения. Поэтому их звали "мудрецы, расставшиеся с обучением и пребывающие в Спонтанности". А в наши дни люди стремятся к тому, чтобы напичкать себя знаниями и выводами. Они полагаются во всём на письменные разъяснения и называют это практикой.
В личных контактах с учениками Хуан-бо был не так разговорчив. Линь Чжи (по-японски Ринзай - умер в 867 году) не мог добиться от него ни слова. Каждый раз, когда он решался задать вопрос, Хуан-бо бил его. Доведённый до отчаяния, он ушёл из этого монастыря и обратился за советом к другому учителю, Да-ю, который осудил его неблагодарность доброму, как родная бабушка, Хуан-бо. Это послужило толчком для Пробуждения Линь Чжи, и он вернулся назад к Хуан-бо. В своё время Линь Чжи бил своего ученика и приговаривал: "В конце концов, в буддизме Хуан-бо нет ничего особенного!" Запись учения Линь-Чжи, "Рассказы об учителе Линь Чжи" (по-японски Ринза-року), изображает характер, полный огромной жизненной силы и яркого своеобразия. Со своими учениками Линь Чжи разговаривает неофициальным языком и часто "вольным". Он как бы вкладывает всю энергию своей личности, чтобы силой ввергнуть их в немедленное Пробуждение. Вновь и вновь он бранил учеников за отсутствие Веры в себя, за то, что их умы "блуждают вокруг да около", в поисках ТОГО, ЧТО никогда не терялось и ЧТО находится "перед вами в этот миг". Пробуждение для Линь-чжи в первую очередь - вопрос дерзости, решимости "отпустить себя" тут же, не откладывая, ни на миг не сомневаясь в том, что естественное, спонтанное поведение человека и есть ум Будды. Его отношение к концептуальному буддизму и мании учеников достигнуть уровней и выдвигать идеалы, полно беспощадного иконоборчества:
Почему я говорю здесь? Только потому, что вы, последователи ДАО, суетитесь вокруг да около в поисках ума и не можете остановиться. А наши предки поступали по-другому, они действовали не спеша, отвечая возникающим обстоятельствам. О, вы, последователи ДАО! Если вы осознаете то, о чём я говорю, вы будете восседать на славе... на головах Будд. Те, кто превзошёл десять ступеней, покажутся вам мелочью, те, кто достиг Высшего Просветления, будут жалкими колодниками. Архаты и пратьека-будды - это грязный сортир. Бодхи и нирвана - колья для привязи ослов.
Особенно он проповедовал необходимость "естественной" или "непосредственной" жизни:
В буддизме нет места усилиям. Будь обыкновенным человеком - вот и всё. Мочись и испражняйся, надевай платье, ешь пищу. Когда устанешь - ляг, отдохни. Невежи могут смеяться надо мной, но мудрый поймёт. Попадая из одного места в другое, считай каждое своим родным домом, и все они и вправду будут им. Ибо, когда обстоятельства складываются, ты не должен пытаться изменить их. Тогда твои навыки чувствований, которые создают корму для пяти преисподних, сами превратятся в ОКЕАН Освобождения.
И ещё о той карме, которая создаётся поисками Освобождения:
Нет Дхармы вне ума, и внутри тоже нет ничего, чем можно овладеть. Чего же вы ищете? На всех углах вы кричите, что нужно упражняться в ДАО и проверять ЕГО. Не делайте этой ошибки! Если же есть кто-то, кто может упражняться в ДАО, то это - карма, создающая рождение и смерть. Вы говорите о полной дисциплине и контроле над своими шестью чувствами и десятком тысяч поступков. Но, по-моему, это и есть создание кармы. Искать Будду и искать Дхарму - означает создавать карму для преисподней.
У Ма-цзы, Нань-чжуаня и Чжао-чжоу, Хуан-бо и Линь-чжи мы находим "дух" Дзэн в лучшем его проявлении. Дзэн - вдохновлён даосскими и буддийскими идеями, но выражает и нечто новое. Он - так прост, житейски приземлён и прям.
Дух Дзэн возникает, когда человек - естествен без намерения быть таковым. Он - дзэн-буддист не потому, что сделал себя таким, а потому, что так растёт. Естественность учителей эпохи Тань не следует понимать буквально, будто дзэн-буддист гордится тем, что он - обыкновенный пошлый тип, который плюёт на идеалы и живёт в своё удовольствие, - ибо это было бы позой. А дзэн-буддийская "естественность" расцветает лишь в том, кто расстался с самоутверждением и самосознанием в любом виде. Но этот дух приходит и уходит как ветер, и учредить его или удержать невозможно.
Тем не менее, в конце эпохи династии Тан энергия и дух Дзэн были так высоки, что постепенно он становился преобладающей формой буддизма в Китае, будучи при этом связан с другими школами. Цзун-ми (779-841 года) был одновременно учителем Дзэн и Пятым патриархом школы Хуа-янь, которая опиралась на философию Аватамсака Сутры. Эту форму философии Махаяны использовал Тунь-шань (807-69 года), развивая своё учение о "Пяти классах". Его теория рассматривала в пяти планах отношение абсолютного и относительного. Впоследствии его ученик Цао-шань (840-901 года) связал эту теорию с философией И-цзин. Фа-янь (885-958 года) и Фень-ян (947-1024 года) также были влиятельными учителями, глубоко изучившими доктрину Хуа-янь, которая и до наших дней является интеллектуальным аспектом Дзэн. С другой стороны, такие учителя, как Да-чжао (891-972 года) и Янь-шоу (904-975 года), поддерживали тесные связи со школой Тянь-тай и Школой Чистой Земли.
В 845 году буддизм претерпел гонение со стороны даосского императора У-дзуна. Храмы и монастыри разрушались, их земли подвергались конфискации, а монахов принуждали вернуться к мирской жизни. Однако увлечение императора даосской алхимией вовлекло его в опыты с "Эликсиром бессмертия" и он, отведав этого зелья, скончался. Дзэн перенёс преследования лучше, чем другие школы, и с этих пор вступил в длительный период процветания, пользуясь успехом, как у властей, так и в народе. Сотни монахов наполняли его монастыри. Материальное благосостояние школы так выросло, а число сторонников так увеличивалось, что стало проблемой сохранение духа учения.
Популярность ведёт к снижению качества, превращаясь из духовного движения в общественный институт. Дзэн подвергался изменениям. Возникла необходимость в "стандартизации" его методов и в создании средств, обеспечивающих воздействие учителя на большие массы слушателей. С новыми проблемами столкнулась и монашеская община: её численность росла, традиции становились твёрже, а послушниками всё чаще оказывались простые мальчики без призвания, которых набожные семьи посылали в монастырь на обучение. Влияние этого последнего обстоятельства на эволюцию Дзэн трудно переоценить. Дзэн-буддийская община становилась постепенно не столько объединением зрелых людей с глубокими духовными интересами, сколько закрытым учебным заведением церковного типа для юношей.
В этих условиях первоочередной задачей стала проблема дисциплины. Учителя Дзэн были вынуждены заняться не только освобождением от конвенций, но также и внедрением конвенций - обычных манер и моральных принципов - в Душу неотёсанных подростков. Дзэнский тип человека - прекрасен, насколько могут быть прекрасны типы. Это - человек уверенный в себе, с чувством юмора, опрятный и аккуратный, деятельный без суетливости и "твёрдый как сталь", хоть и не без тонкого эстетического вкуса. Эти люди поражают своей устойчивостью, в них нет жестокости, но уложить их на лопатки невозможно.
Ещё одна проблема, которая возникает, когда духовное движение приходит к власти и богатству, - проблема соперничества за место, за право быть учителем. Однако никто не имел права претендовать на верховный авторитет, если его Сатори не было одобрено тем, кто в свою очередь был одобрен... и так далее, вплоть до Будды.
Однако нет ничего труднее, чем установить степень компетентности в области религиозных прозрений. Если претендентов немного, задача ещё - не так сложна, но когда под началом учителя - несколько сот человек, процесс обучения и проверки требует стандартизации. Решение этой задачи потребовало от Дзэн изобретательности, и предложенный способ дал критерии оценки и обеспечил передачу дзэн-буддийского опыта с минимальными искажениями.
Это изобретение есть система коан или "задача Дзэн". Этот термин означает общественный документ, "дело" в смысле решения, создающего юридический прецедент. Система коан подразумевает прохождение ряда испытаний, основанных на анекдотах учителей древности. Одним из первых коанов является ответ Чжао-чжоу "Нет!" на вопрос, обладает ли собака ПРИРОДОЙ Будды. Ученик должен доказать, что он "пережил" содержание этого коана каким-нибудь особым и, как правило, несловесным способом, и этот способ он должен найти интуитивно.
Полоса процветания, которая наступила для Дзэн в Х и XI веках, породила ощущение "утраты духа", и это дало толчок к тщательному изучению великих учителей эпохи Тан. Их анекдоты были постепенно собраны в такие антологии, как Пи-янь Лу (1125 год) и "У-мен коан" (1229 год). Юань-у (1063-1135 года) и его ученик Да-хуэй (1089-1163 года) первыми стали использовать их для метода коан - девять или одиннадцать поколений после Линь-чжи. Однако нечто похожее уже пытался изобрести Хуан-лунь (1002-1069 года), чтобы справиться с многочисленной массой своих последователей. Он придумал три экзаменационных вопроса, известных под названием "Три барьера Хуан-луня":
Вопрос: У каждого есть своё место рождения. Каково - твоё место рождения?
Ответ: Каждое утро я ем рисовую кашу. Сейчас я - снова голоден.
Вопрос: Чем моя рука - подобна руке Будды?
Ответ: Играю на лютне под луной.
Вопрос: Чем моя нога - подобна копыту осла?
Ответ: Когда белая цапля стоит на снегу, у неё меняется окраска.
Эти реплики были когда-то ответами на вопросы, но впоследствии задачей стали вопрос и ответ вместе, ибо ученик должен был постичь их связь, которая - не всегда очевидна. Во всяком случае, в каждом коане есть своя "изюминка". Она представляет собой некоторый аспект переживания Дзэн, часто скрытая тем, что более очевидна, чем можно предположить. Нередко содержание коанов связано не только с первоначальным Пробуждением к ПУСТОТЕ, но и с последующим выражением ЕЁ в жизни и сознании.
Систему коан разработала дзэн-буддийская школа Линь-чжи (Ринзай), и столкнулась при этом с оппозицией. Школа Сото сочла эту систему искусственной. Приверженцы коана использовали его как средство развития "чувства сомнения", которое, как они полагали, является предпосылкой Сатори. Но школа Сото утверждала, что эта техника прибегает к тому же поиску Сатори, который исключает его, или, что ещё хуже, она может вызвать искусственное Сатори. Сторонники школы Ринзай говорят, что интенсивность Сатори пропорциональная интенсивности чувства сомнения и поисков вслепую, которое предшествует Пробуждению. Но поэтому, по мнению школы Сото, такое Сатори носит дуалистический характер и представляет Собой лишь искусственно вызванную эмоциональную реакцию. Школа Сото считает сущностью дхьяны немотивированное действие - "сидение ради сидения", "ходьбу ради ходьбы". Поэтому эти две школы получили название "Дзэн, использующий историю" и "Тихо Озарённый Дзэн".
В 1191 году японский монах школы Тен-тай Эйсай (1141-1215 года) положил начало школе Ринзай в Японии. Он основал в Киото и Комакура монастыри, пользовавшиеся покровительством императора. Школу Сото ввёл в Японии в 1227 году Доген (1200-1253 года), который основал крупный монастырь Эйхейджи, отказавшись, однако, от императорского покровительства.
Дзэн в Японии проник почти во все стороны жизни: в архитектуру, поэзию, живопись, садовое искусство, спорт, ремёсла и торговлю. Он пронизывает обыденную речь и мысли простых людей. Благодаря таким гениям, как монахи Дзэн - Доген, Хакуин и Банкей, поэты - Рикан и Басё, художник Сессю, - Дзэн стал близок сознанию обычного человека.
В частности, Доген внёс неоценимый вклад в культуру Японии. Его труд "Сокровище Истинного Ока Дхармы" был написан на народном языке и освещал все стороны буддизма, начиная с дисциплины и кончая духовными аспектами учения. Доктрины времени, изменений и относительности он раскрыл с помощью поэтических образов. Хакуин (1685-1768 года) перестроил систему коан и воспитал не менее восьмидесяти последователей Дзэн. Бан-кей (1622-93 года) изобрёл особый способ обучения Дзэн, - такой простой и лёгкий, что трудно было поверить в его эффективность. Он обращался к многочисленным толпам крестьян и мелкого люда, но "важные лица" не осмеливались следовать за ним.
Тем временем Дзэн продолжал процветать в Китае - вплоть до династии Мин (1368-1643 года), когда различия между буддийскими школами стали постепенно стираться. Популярность школы "Чистой Земли" с её "лёгким путём" - взыванием к имени Амитабхи - начала затмевать практику коана и постепенно поглотила её. Небольшое число дзэн-буддийских общин дошло и до наших дней, но их интересы склоняются скорее к школе Сото или оккультным занятиям тантрического буддизма.
В связи с историей китайского Дзэн возникает вопрос. В современных японских монастырях обеих школ - Ринзай и Сото - особое внимание уделяется практике дза-дзэн - сидячей медитации. Ученики проводят в ней по несколько часов в день, и наставники особенно бдительно следят за правильностью их позы и способа дыхания. В общем, получается, что быть дзэн-буддистом - значит практиковать дза-дзэн, а в школе Ринзай к этому прибавляется ещё сан-дзэн - регулярные беседы с учителем для обсуждения коанов. Однако Шень-хуэй Хочжан И-чжи передаёт следующий разговор между Шень-хуэй и Ченом:
Учитель спросил наставника дхьяны Чена:
- Каким методом можно достичь способности узреть собственную ПРИРОДУ?
- Во-первых, необходимо приучить себя к практике Самадхи, сидя со скрещенными ногами. Когда Самадхи - достигнуто, при помощи Самадхи следует пробудить в себе праджню. А с помощью праджни можно узреть собственную ПРИРОДУ.
- Когда практикуешь Самадхи, не является ли это умышленной активностью ума?
- Да.
- В таком случае, умышленная активность ума есть активность ограниченного сознания, как же она может привести к проникновению в собственную ПРИРОДУ человека?
- Чтобы проникнуть в собственную ПРИРОДУ, необходимо практиковать Самадхи. Как же иначе?
- Вся эта практика Самадхи - заблуждение от начала и до конца. Как, практикуя Самадхи, можно достичь Самадхи?
Мы уже упоминали разговор Ма-цзы с Хуай-жаном, когда последний сравнивал сидячую медитацию с превращением плитки в зеркало. В другом месте Хуай-жан говорит:
Тренироваться в сидячей медитации (дза-дзэн) - означает тренироваться в том, чтобы быть сидячим Буддой. Если ты тренируешься и дза-дзэн, ты должен понимать, что Дзэн - не в том, чтобы сидеть или лежать. Если ты тренируешься в том, чтобы быть сидячим Буддой, ты должен осознавать, что Будда - это не фиксированная форма. Поскольку Дхарма не имеет фиксированного местонахождения, она не является объектом выбора. Если ты делаешь из себя сидячего Будду, ты убиваешь Будду. Если ты придаёшь такое значение сидячему положению, - ты не постигнешь принципа Дзэн.
Это общая точка зрения всех учителей эпохи Тань, от Хуэй-нена до Линь-чжи.
У древних учителей встречаются указания, что длительное сидение в одной позе - не лучше состояния мёртвого. Конечно, иногда нужно и посидеть так же, как постоять, походить и полежать, но воображать, что сидение является особой добродетелью - значит демонстрировать "привязанность к форме". Поэтому в своей книге Тань-чжин Хуэй-нен говорит:
Живой человек сидит, а не лежит.
Мёртвый человек лежит, а не сидит.
А в сущности, оба они - грязные скелеты.
Даже в японском Дзэн иногда встречается практика, которая не делает особого упора на дза-дзэн, а стремится использовать для медитации обычный труд человека. Это - верно по отношению к Банкею, и этот же принцип позволяет превратить в разновидность практики Дзэн обычные занятия искусством и спортом, "чайную церемонию", игру на флейте, живопись тушью, стрельбу из лука, фехтование и джиу-джитсу.