Те, кто выполняет предписанные обязанности под наблюдением Господа, относящиеся равно ко всем и не считающие кого-то высшим или низшим, называются Ариями.
Права на этот труд защищены НЕБЕСНОЙ КАНЦЕЛЯРИЕЙ и принадлежат ТОМУ ЕДИНОМУ, КОМУ принадлежит всё, видимое и невидимое, потому что это всё и есть ОН, ВСЕВЫШНИЙ.
Кто не верит, пусть проверит. И попробует оспорить ЕГО права.
Было время, когда измерение, которое является и Небесами и Землёй, и которое называется Вайкунтха, было проявлено. Но с погружением человека во всю большую иллюзию этого мира оно стало ему не доступно, хотя это измерение где было в начале, там же находится и сейчас.
КНИГА ПЕРВАЯ
ГЛАВА I
Майтрея поклонился Парашаре, внуку Васиштхи, знатоку истории и Пуран, изучившему Веды и Веданги, законы и иные предметы и обратился к нему:
Гуру, от тебя я познал всю науку Вед, шаг за шагом изучил все Законы и все Веданги. Многие люди, даже враги, говорят, что я прилежно изучил все Веды. Я хочу услышать от тебя каким был мир и каким он вновь станет? Из чего состоит мир, откуда произошёл движущийся и недвижущийся мир? Где произошло разрушение мира и где вновь наступит его гибель? Каково явление первоэлементов, происхождение богов и иных созданий, расположение и природа гор и океанов? Каково- расположение и размеры Солнца и прочих небесных светил, каковы семьи богов и прочих созданий. Ману, манвантары, кальпы и подразделения кальп, как делается чатур-юга, какова-природа конца кальп, а также концов юг? Каковы-жизнеописания богов, риши и царей, как возникли ведийские школы, созданные Вьясой? Какова-дхарма брахманов и прочих сословий, а также обитающих в пустынях? Всё это я хочу услышать от тебя. Обрати ко мне свой ум, чтобы я познал то, что хочу узнать.
Парашара сказал:
Майтрея, ты вызвал в моей памяти слова, сказанные отцом моего отца, Васиштхой. Я прослышал, что ракшас, посланный Вишвамитрой, сожрал моего отца, и меня обуял гнев. И тогда я приступил к жертвоприношению, которое приносит гибель ракшасам. Это жертвоприношение обратило в пепел сотни блуждающих в ночи духов. Когда эти ракшасы были на грани гибели, мой дед Васиштха сказал: "Довольно ярости, сынок, умерь свою страсть. Ракшасы-неповинны. Так было предначертано твоему отцу. Гнев пристал глупцам, он не пристал мудрым. Если рассудить кто кем убит, то выяснится, что человек пожинает плоды своих действий. Даже для великого, сосредоточившего свои мысли подвижника, гнев-главное, что губит славу и аскезу, которые люди обретают тяжким трудом, главная причина, препятствующая достижению Неба и избавления. Риши избегают гнева. Не будь ему подвластен. Довольно, прекрати жертвоприношение, сжигающее безвинных, блуждающих в ночи духов. Ведь праведники- милосердны."
Такое наставление получил я от деда и прекратил жертвоприношение.
И возрадовался Васиштха. Затем туда прибыл сын Брахмы Пуластья. Дед почтил его подношением, усадил и заключил в объятья. И сказал мне старший брат Пулахи: "Пылая ненавистью, ты всё же послушался слов гуру и был милосерден. Поэтому ты познаешь все шастры. Несмотря на гнев, ты воздержался от уничтожения моих потомков, поэтому я приношу тебе и другой дар. Ты станешь автором свода Пуран. Ты познаешь, каково-высшее предназначение богов. В делах религии и в мирских делах твой ум по моей милости станет светлым и лишённым сомнений".
И тогда мой дед Васиштха сказал: "Исполнится всё то, что сказал Пуластья."
Твой вопрос вызвал в моей памяти всё, что поведали Васиштха и Пуластья. Я расскажу тебе всё, о чём ты спрашиваешь. Внимай же полному своду Пуран.
Мир возник от Вишну и пребывает в Нём. Вишну-творец существования и предбытия мира, Он-мир.
ГЛАВА II
Парашара сказал:
Слава Высшему Атману, всегда имеющему единый образ, всепобеждающему Вишну, золотому зародышу Хари и Шанкаре, защитнику Васудеве, Причине творения, существования и конца мира.
Слава Тому, Чей образ-и един и многообразен, Тому, Кто поСвоей сущности-и грубый и тончайший, Тому, Чей образ-и явленный и неявленный, Вишну, Который является причиной Освобождения.
Слава Высшему Атману, Вишну, Тому, Кто является причиной творения, существования и гибели мира, Тому, из Кого состоит мир, Источнику существ.
Поклонившись опоре Вселенной, мельчайшему из мельчайших, пребывающему во всех существах, Ачьюте, Пуруше, Тому, Чей образ-Знание, незапятнанному, Тому, Чей исконный образ пребывает в видимых образах, вызванных Заблуждением, Вишну, поглотителю, Владыке существования и творения Вселенной.
Поклонившись Властелину миров, я расскажу то, что поведал Брахма в ответ на вопросы Дакши и других мудрецов. Они рассказали это правившему на берегах Нармады царю Пурукутсе, он-Сарасвате, а Сарасвата-мне.
Кто сможет описать недоступного чувствам Пурушу, Высшего Атмана, пребывающего в каждом индивидуальном Атмане, лишённого отличительных признаков формы, цвета и прочего, не подверженного гибели, свободного от старения, роста и рождения, существующего всегда и Единственного?!
Он-везде, и здесь в этом мире живёт во всём ,от того знающие называют его Васудевой. Он- Брахман , непреходящий, нерожденный, нетленный, вечный, Его исконный образ-един, будучи всегда свободным от исчезновения, Он-незапятнан. Он-всё, Его исконный образ-явленная и неявленная первичная материя, Он пребывает в образе Пуруши и в образе Калы.
Первый образ Брахмана-Пуруша, два других Его образа-явленная и неявленная первичная материя, и ещё один-образ Калы.
Этот высший совокупный образ-предматерию, Пурушу, явленную первичную материю и Калу,-учёные считают совершенным и высшим состоянием Вишну.
Эти образы-предматерия, Пуруша, явленная первичная материя, Кала, разворачиваясь как внешний мир, -служат причинами существования, творения и конца мира, манифестацией Атмана и бытия.
Вишну, будучи явленной и неявленной первичной материей, Пурушей и Калой, шалит, как резвый мальчик. Слушай же об Его игре.
Риши называют предматерию, являющуюся причиной неявленной первичной материи, первичной материей; предматерия-тончайшая, непреходящая, по своей сущности и существующая и несуществующая. Она, нетленная, служит себе опорой, безгранична, не подвержена старению, прочна, лишена признаков звука и осязания, не обладает признаками формы и прочего. Она, лоно мира, наделена тремя качествами, не имеет начала, она-источник и прибежище мира, она порождает всё в начале творения и поглощает при гибели мира.
Брахманы так объясняют содержание понятия предматерия: "Не существовало ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света и ничего иного, постижимого слухом и прочими органами чувств, сознания и прочего, а была тогда единая триада-предматерия, Брахман и Дух-пуме.
Предматерия и Пуруша-два другие образа Вишну, иные, чем Его исконный образ, и ещё был один Его образ, который объединяет и разъединяет эти два образа и наделён формой и прочим, его называют Калой.
Когда неявленная первичная материя утвердилась в явленной первичной материи, как это уже было при предшествующем конце мира, тогда это разрушение мира стали называть сопряжённым с первичной материей.
Безначален-Кала и конец Его-неизвестен, от Его происходят творения, существования и предбытия мира. Тогда в Нём существует равновесие Качеств и Дух-пуме пребывает отдельно от первичной материи. Тогда Он предстаёт как Брахман, Высший Атман, заключающий в Себе мир, Властитель всех существ, Атман всего, Правитель, Хари, Который, войдя по Своему желанию в предматерию и в Пурушу, при наступлении периода творения, привёл в движение вечный и невечный мир.
Как запах побуждает ум одной лишь своей близостью, так и Правитель. Он- и приводящий в движение и приводимый в движение, Он, Пуруша, пребывает в предматерии, находящейся как в состоянии покоя, так и в состоянии развития. Его исконный образ состоит из компонентов развёртки первичной материи и тончайшей субстанции, Он имеет образ Брахмы и других богов, Его исконный образ-явленная первичная материя, Он-Вишну, Правитель всех правителей.
Затем из этого равновесия Качеств, над которым стоит Познавший поле, в период творения происходит манифестация Качеств.
Затем из сущности предматерии появляется принцип творения, имеющий три аспекта: благостный, страстный и косный.
Принцип творения окутан сущностью предматерии, как зерно-оболочкой; от принципа творения рождается самоосознание, имеющее три аспекта: благостный, страстный и аспект источника первоэлементов, наделённый свойствами Косности.
Самоосознание является причиной возникновения первоэлементов и органов чувств, оно наделено тремя Качествами и окутано принципом творения, подобно тому, как принцип творения окутан предматерией.
Источник первоэлементов, побуждённый к творению, обладает танматрой творения; затем от танматры звука родилось пространство, наделённое отличительным признаком звука. Источник превоэлементов окутал танматру звука и пространство.
Пространство, побуждённое к творению, породило танматру осязания, и появился воздух, сопряжённый с качеством осязания.
Пространство вместе с танматрой звука окутало танматру осязания, и воздух, побуждаемый к творению, породил танматру образа.
Потом от воздуха возник свет, отличительным качеством которого считается образ; танматра осязания и воздух окутали танматру образа.
Свет, побуждаемый к творению, породил танматру вкуса, а затем появились воды, в которых присутствует вкус.
Танматра образа окутала воды, наделённые танматрой вкуса; воды, побуждаемые к творению, дали рождение танматре запаха.
Далее от них произошла совокупность первоэлементов, качеством которой является запах; в каждом первоэлементе содержится присущая ему танматра.
Танматры-лишены различительных свойств, и поэтому они не являются ни умиротворяющими, ни ужасающими и ни отупляющими.
Творение-это танматра первоэлементов, она происходит от косного аспекта самоосознания, от страстного аспекта самоосознания происходят органы чувств, а от благостного аспекта-десять божеств и одиннадцатый-Разум; и боги наделены благостным аспектом; различают пять органов чувств: кожа, глаз, язык, нос, ухо,-объединившись с сознанием, они воспринимают звук и прочее.
Другая группа: выделительный и детородный органы, руки, ноги и, пятый- голос, их функциями называют выделение и деторождение, рукоремесло, ходьбу и речь.
Пространство, воздух, огонь, земля, вода наделены, каждый последовательно, качествами звука и прочими.
Они наделены различительными свойствами, они-умиротворяющи, ужасающи и отупляющи.
Но первоэлементы наделены различными силами к творению; и по отдельности, не будучи соединены не слившись полностью друг с другом, они не могут творить живых существ.
Объединившись один с другими в единое соединение, они, основываясь друг на друге, приобретают признак единого целого и достигают единства.
По велению Пуруши и по милости предматерии от принципа творения и прочих компонентов развёртки Атмана, от наделённых различительными свойствами первоэлементов возникает Яйцо Брахмы.
Оно постепенно разрастается как круги на воде; это Яйцо составленное из первоэлементов, покоящееся на водах и наделённое первичной материей является Вишну в образе Брахмы.
Властелин мира Вишну, исконный образ Которого неявленный, обретает здесь явленный образ и пребывает в образе Брахмы.
Властелин всех существ, Он, вечный, имеет все образы, так от Него происходит творение и прочее, Его милостью пребывают существа.
Он-сотворённое и Вершитель творения, Он-и сохраняемое, и Сохраняющий, Он-Вкуситель мира; Вишну, как Брахма и прочие боги, имеет все воплощения, Он-податель даров.
Внутренней оболочкой наделённого Атманом Яйца была гора Меру, а внешней оболочкой-горы; околоплодные воды образованы океанами.
И в этом Яйце были горы, континенты, океаны, планеты, миры, боги, асуры и люди. С внешней стороны Яйцо окутано водой, огнём, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, первоэлементами, наделёнными десятью качествами и принципом творения. И ещё Оно окутано неявленной первичной материей, окутано всеми ими вместе с принципом творения; эти семь оболочек, наделённые свойствами первичной материи, окутывают Яйцо.
И здесь в Яйце Правитель Вселенной Хари, входя в Качество Страстности, становится Брахмой, приступает к творению этого мира.
Вишну, обладая Благостью, направляет сотворённое в соответствии с югами вплоть до конца кальпы.
Джанардана, побуждаемый Косностью, принимает в конце кальпы образ Рудры, становится грозным и пожирает всех существ.
Пожрав существ и обратив мир в Океан, Правитель возлежит на ложе из змея, а пробудившись, Он, носящий образ Брахмы, вновь вершит творение.
Так Бхагаван выполняет предназначение Брахмы, Вишну и Шивы,-творя, сохраняя и разрушая мир.
Как творец, Вишну сотворяет Себя, Он-и защищаемое и защитник, и как поглотитель, Он, Владыка, поглощает Себя в конце.
Этот мир, состоящий из земли, воды, огня, воздуха и пространства, всех органов чувств и внутренних сущностей называется Пурушей."
ГЛАВА III
Майтрея сказал:
Так возникла способность к творению и прочему у Брахмы, Который-лишён Качеств, неизмерим, чист и безупречен по Своей сущности.
Парашара сказал:
Силы всего существующего являются объектами Знания, но они-не постижимы умом, от того, что эти силы существования, наделённые способностью к творению и прочему, присущи Брахме, как жар огню.
Внимай же, как Отец миров, именуемый Нараяной, свершил творение. Говорят, что Брахма был рождён,-таково обычное выражение для обозначения его манифестации.
Мерой присущей Ему жизни считается сотня лет. Этот период также называют парой, а половина его известна как парардха.
Кала является исконным образом Вишну, Им измеряется период бодрствования Брахмы и других существ, движущихся и неподвижных, а также земли, гор, морей и прочего.
Пятнадцать нимеша-это каштха, тридцать каштха-это кала, а тридцать кала-это мухурта. Тридцать мухурт считаются днём и ночью людей, а тридцать таких дней и ночей образуют месяц, имеющий две половины.
Шесть месяцев составляют аяну, а две аяны, южная и северная, составляют год; южная аяна-это ночь богов, а северная аяна-это день богов.
Двенадцать тысяч лет богов составляет чатур-югу, которая подразделяется на Криту, Трету и прочие юги.
Крита и прочие юги состоят соответственно из четырёх, трёх, двух, и одной тысячи лет богов; всего юги содержат восемь тысяч лет богов.
Чатур-юге предшествует период известный как сандхья, в нём столько сотен лет богов, сколько тысяч лет богов содержатся в чатур-юге; за непрерывной югой идёт период, называемый сандхьяншака, он - равен периоду сандхья.
Период между сандхьей и сандхьяншакой называется чатур-югой; его же должно знать под именем Крита, Трета и другие.
Крита, Трета, Двапара и Кали называются чатур-югой, а тысяча чатур-юг-это день Брахмы.
В течение дня Брахмы существуют четырнадцать Ману; слушай же, как измеряются периоды их правления.
Издавна семь риши, боги, Шакра, Ману и его сыновья-цари рождаются и умирают в один период.
Период Ману, богов и прочих-это манвантара, она превышает семьдесят одну чатур-югу.
Манвантара превышает 852 тысячи лет богов и состоит из 306752 тысячи лет богов без добавочного периода.
Четырнадцать таких периодов считаются брахманическим днём; название брахманический объясняет причину этого дня; в конце этого дня наступает гибель мира.
Тогда пылают три мира, земля, мир солнца и луны и другие миры, а обитатели мира патриархов от жара бегут в мир сыновей Брахмы.
Когда три мира обращаются в Океан, Брахма, являющийся по Своей сущности Нараяной, наслаждаясь, возлежит на ложе, насытившийся поглощением трёх миров.
В течение ночи, равной по протяжённости дню, в конце которой лотосоокий Бог, на Ком сосредоточили свои мысли пребывающие в мире сыновей Брахмы йогины, вновь приступает к творению.
Так проходит и год Брахмы, и сотня его лет, а сотня лет составляет целую жизнь Этого Великого Духом.
Когда истекает первая парардха Брахмы, в конце её имеется великая кальпа, известная как Падма.
А в наступившей второй парардхе первая кальпа называется Вараха.
ГЛАВА IV
Майтрея сказал:
Расскажи как в начале нашей кальпы Брахма сотворил всех существ.
Парашара сказал:
По истечении минувшей кальпы Брахма, в Котором возобладала Благость, восстал от сна и увидел мир пустым.
Он, Нараяна, превосходящий пределы мысли, Владыка властителей, имеющий образ Брахмы, Бхагаван безначальный, - Источник всего.
Приведём такой стих о Нараяне, Боге, имеющем образ Брахмы, Источнике рождения и поглощения мира:
"Воды именуются "нара", потому что воды-потомки Нары; Брахма зовётся Нараяной, потому что в водах-"нара" в древности произошло Его первое побуждение к творению- аяна".
Когда мир был Океаном Владыка познал, что в водах находится Земля. Поразмыслив, Праджапати захотел Её поднять и принял иное тело, подобное тому, как и прежде в начале кальп Он перевоплощался в рыбу, черепаху и прочих, так и теперь Он предстал в обличье вепря Варахи.
Праджапати для сохранения миров принял образ, состоящий из ведийских жертвоприношений.
Прославляемый Санакой и другими праведниками, ушедшими в мир сыновей Брахмы, Держатель Земли, служащий Себе опорой, вошёл в воду.
Богиня Земля увидела, что Он прикоснулся к крыше подземного мира и, склонившись в поклоне, прославила Его: "Слава Тебе, Кто является всеми существами, Держатель раковины и палицы. Подними меня из подземного мира как Ты поднимал меня в прежние времена.
Джанардана, из Тебя я возникла в прежние времена, из Тебя я состою, как и другие существа, как небеса и всё иное.
Слава Тебе, Атману в Высшем Атмане, Атману в Пуруше, слава Тебе,являющемуся предматерией и явленной первичной материей, являющемуся Калой.
Ты-творец всех существ, Ты-защитник, Ты-разрушитель; в период творения и в прочие Ты, Владыка, носишь образы Брахмы, Вишнуи Шивы.
Поглотив всё, Ты, Говинда, на Ком сосредоточили свои мысли разумные, возлежишь в Океане.
Никто не знает Твоего высшего образа, и небожители чтят тот Твойобраз, который Ты принимаешь в аватарах.
Почитая Тебя, жаждущие освободиться грядут к Освобождению. Кто обретёт Освобождение, не почитая Васудеву?!
Всё, что воспринимает ум, воспринимает глаз и другие органы чувств, а также всё, что различается сознанием, всё это-Твой образ.
Я состою из Тебя, я опираюсь на Тебя, я сотворена Тобой, я прибегаю к Тебе, от того меня в этом мире называют Мадхави.
Одержи победу, состоящий из Знания, одержи победу, состоящий из грубых субстанций, непреходящий, одержи победу, Ананта, являющийся неявленной первичной материей, одержи победу, Владыка, состоящий из явленной первичной материи.
Атман, заключающий в Себе причину и следствие, Атман Вселенной, одержи победу, повелитель жертвоприношений, безгрешный. Ты-жертвоприношение, Ты-ра, Ты-слог "ОМ", Ты-жертвенные огни.
Ты-Веды, Ты-Веданги, Ты-Хари, Пуруша, Солнце и прочие светила, планеты, звёзды и целая Вселенная, всёимеющее форму и не имеющие формы, всё видимое и невидимое, Пуруша, всё сказанное и не сказанное здесь мной, Высший Правитель, всё это-Ты. Слава Тебе, слава, слава, слава!"
Прославленный так Землёй Держатель Земли испустил низкий, рокочущий звук, подобный пению стихов Сама-Веды.
Тут Вараха-Его глаза были, как распустившиеся лотосы, а телом Он был тёмный, как листья лотоса-бивнями поднял из подземного мира Землю и встал, огромный, как гора Нила.
Когда Он воздел морду, поток воды, хлынувшей с Его бровей, очистил Санандану и других отшельников, пребывающих в мире услад.
Подняв Землю, Вараха встал, и отшельники насладились созерцанием Его тела со вздыбленными волосками,-оно было составлено из Вед.
Сквозь вмятины от кончиков Его копыт в подземный мир хлынули воды, издавая громоподобный звук "дхах", ветер Его дыхания разметал по сторонам обуздавших чувства праведников, обитателей мира Брахмы.
Возрадовались обитатели мира сыновей Брахмы-йогины, Санандана и другие мудрецы, и, склонив головы, прославили поднявшего Свой взор Спасителя, Держателя Земли: "Победы Властелину всех правителей, Владыке Кешаве, Носителю палицы, раковины, меча и диска, причине рождения, гибели и сохранения мира. Ты-Правитель, кроме Тебя нет высшей обители.
Твои глаза, Великий Атман,-день и ночь; Твоя голова - прибежище для всех, высшая обитель Брахмы; завитки гривы-все ведийские гимны; ноздри-все жертвоприношения хавис.Твоя морда-жертвенный ковш, низкий рык-напев стихов Сама-Веды,тело-навес над жертвенным алтарём, суставы-жертвенные церемонии, уши-исполненная и желаемая быть исполненной дхарма; Бог, Вечный Атман, Бхагаван, будь милостив.
Нетленный облик всего, Тот, Кто пересёк шагами миры, Кто естьконец, сохранение и начало всего, Ты-Знание Вселенной, Высший Правитель, смилуйся Покровитель движущегося и неподвижного мира.
На кончиках Твоих бивней, Покровитель, виднеется, насаженный,круг Земли, как если бы Ты купался в пруду, заросшем лотосами и кним пристал запятнанный лист лотоса.
Пространство между небом и землёй занято Твоим телом. Властитель, Ты, блистая способностью охватывать мир, да пребудешь на благо Вселенной.
Повелитель мира, Ты-высшая цель, нет ничего иного кроме Тебя. Твоей Майей охвачен движущийся и неподвижный мир.
Тот Твой облик, который видим, является по своей сути Знанием Тебя; те, кто не практикует йогу, из-за ошибочного Знания, не видят истинного образа мира.
Те, кто не наделён Высшим Сознанием, не видят, чтоэтотмир является исконным образом Знания, но видят его исконный образ лишь как объект чувственного восприятия,-они странствуют в океане заблуждения.
Те же, кто постиг Знание и наделён очищенным рассудком, прозревают, что мир является по своей сути Знанием, Твоим образом, ВысшийПравитель.
Будь милостив, Атман всего, на благо этих миров подними Землю. Даруй нам счастье, Лотосоокий.
Ты наделён Благостью, Бхагаван.Подними на благо, Говинда, эту Землю. Властелин, даруй нам счастье, лотосоокий.
Да послужит твоя способность к творению наградой для миров. Слава Тебе. Даруй нам счастье, Лотосоокий."
Прославляемый так Высший Атман, Держатель Земли, поднял Землю и поместил Её в океан.
Земля плавала на поверхности этого разлива вод, не погружаясь, благодаря своему обширному телу.
Затем Пуруша выровнял почву на поверхности Земли и горами разделил Землю на части.
Он, Чьи желания-свободны от Заблуждения, Своей лишённой Заблуждения волей сотворил на поверхности Земли горы, сгоревшие при прошлом творении.
Затем, разделив землю на семь материков, Он создал, как это уже было прежде, землю и прочее, и четыре мира.
Так Бог, носящий образ Брахмы, наделённый Страстностью четырёхликий Хари свершил творение.
Но Брахма-лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от Него исходят Энергии-Шакти сотворённого, становясь причиной возникновения предматерии.
За исключением этой причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием, при помощи своей энергии-шакти вещь обретает свою суть как вещь.
ГЛАВА V
Майтрея сказал:
Как этот Бог сотворил богов, риши, питов, данавов, людей, животных и прочих, кто обитает на земле, в небе и в воде?
Поведай подробно как в начале творения Брахма сотворил мир, с его качествами, их естеством и образами.
Парашара сказал:
В начале кальп от сосредоточившегося на творении Брахмы появилось творение, начинающееся с отсутствия сознания состоящее из Косности.
От Брахмы произошло Неведение; состоящее из Косности, Заблуждения, Великого Заблуждения, тьмы и кромешной тьмы.
От сосредоточившегося на творении Брахмы возникло пятеричное творение, лишённое сознания, лишённое внешних и внутренних ощущений, по своей сущности-скрытое, по своей сущности-неподвижное.
Неподвижные предметы были сотворены первыми, это-первичное творение. Брахма увидел, что оно-несовершенно и задумал другое творение.
От сосредоточившегося Брахмы произошло творение "горизонтальный канал"; оно известно как "горизонтальный канал", потому что у животных канал для прохождения пищи расположен горизонтально.
Они называются животными и прочими, им-свойственна Косность, они-лишены истинного Веденья, следуют неверным путём и принимают Незнание за Знание.
Им-присущ эгоизм и самомнение, а также двадцать восемь видов не совершенств, они наделены внутренними ощущениями и не общаются друг с другом.
Брахма счёл и это творение несовершенным, вновь предался сосредоточению, и от Него возникло третье творение (внешний канал), наделённое Благостью.
Те существа, в ком преобладают счастье и радость, те, кто извне и изнутри не окутаны пеленой Незнания, те, кто наделены и внешними и внутренними ощущениями, называются существами, возникшими при творении (внешний канал).
Брахма возрадовался третьему творению, сущность которого-удовлетворение, оно содержит все восхваления богов.
Затем, познав, что предшествующие творения-несовершенны, Он совершил высшее творение.
Так, от размышляющего об Истине, сосредоточившегося Брахмы явилось совершенное творение, происходящее от неявленной первичной материи,оно называется "вертикальный канал".
Те, кто возник при этом творении, называются существами с "вертикальным каналом", т.к. пища у них проходит вертикально, они наделены многими внешними и внутренними ощущениями, в них присутствует Косность и преобладает Страстность. От того они подвержены многим страданиям и вновь и вновь побуждаемы к действию, они, люди, наделённые внешними и внутренними ощущениями,- совершенны.
Я поведал здесь шесть творений, первое из них- сотворение принципа творения, которое также называют творением Брахмы.
Второе-творение танматр, которое известно и как творение первоэлементов; третье творение-вайкарика, которое слывёт как творение, сопряжённое с органами чувств. Это творение-сопряжено с первичной материей, ему предшествует отсутствие сознания; и четвёртое творение-также первичное творение, т.к. неподвижные предметы считаются сотворёнными первыми.
Пятое творение, которое называется "горизонтальный канал", это творение известно как творение существ с горизонтально расположенной утробой; шестое творение существ с "внешним каналом"- это творение богов.
Седьмое творение существ с "вертикальным каналом"- это творение человека; восьмое творение называется "польза", ему присущи Благость и Косность.
Из них пять творений считаются творениями вайкарика, а три-творениями, сопряжёнными с первичной материей. Девятым считается "юношеское" творение, оно и вайкарика, и сопряжено с первичной материей.
Таковы -перечисленные девять творений Праджапати и вайкарики, и сопряжённые с первичной материей, они-коренные причины мира и сотворены Властелином мира. Что ещё ты хочешь услышать?
Майтрея сказал:
Ты кратко поведал мне о творении богов и прочих существ, я хочу услышать о нём подробно.
Парашара сказал:
Людям сопутствуют их деяния, благие и дурные, совершённые прежде. Во время гибели мира люди гибнут, но не освобождаются от последствий деяний.
От творящего Брахмы рождается, сопряжённое с разумом творение; оно подразделяется на четыре вида: неподвижные предметы и прочее, боги и другие высшие существа, а также люди.
Так Брахма, желая сотворить четыре вида существ-богов, асуров, питов и людей, сосредоточил Свой разум на Себе.
У сосредоточившего разум Праджапати возобладала танматра Косности, и от того у желающего творить Бога первыми родились из Его бедра асуры.
Затем Он покинул это тело, сущность которого составляла танматра Косности, и оставленный Им образ превратился в ночь.
Желая творить, Брахма обрёл иное тело и возрадовался, так как из Его рта появились боги, в которых преобладает Благость.
Это оставленное Им тело превратилось в день, в котором проявляется Благость, от того асуры- сильны ночью, а боги-днём.
Затем Он обрёл другое тело, сущность которого составляла танматра Благости, и от Брахмы, мыслящего Себя питом, родились питы.
Владыка покинул это тело, и оставленное им тело стало вечерними сумерками, промежутком между днём и ночью.
Затем Бог принял иное тело, сущность которого составляет танматра Страстности,-так были созданы люди и прочие, кто в избытке наделён танматрой Страстности.
Праджапати оставил это тело и стал рассветом, который называется утренними сумерками на востоке. От того с наступлением рассвета становятся сильными люди, а в период сумерек-питы.
Таким образом, рассвет, ночь, день и вечерние сумерки-это четыре тела Брахмы, основанные на трёх Качествах.
Затем от Брахмы, принявшего иное тело, сущность которого составляла танматра Страстности, родился голод, а от него был рождён гнев.
И тогда Бхагаван выпустил вперёд в темноту терзаемых голодом существ, и эти порождённые существа, безобразные, с бородами, подбежали к Владыке.