Алексеев А.Б., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Влияние манипуляций человеческим сознанием на консолидацию общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена вопросу того, как различные техники манипуляции сознанием человека могут использоваться для консолидации общества и / или группы индивидов. Утверждается, что термин "манипуляция" многозначный, открытый нескольким интерпретациям, как со знаком "минус", так и "плюс". Несмотря на это, устанавливается, что ряд манипуляций, если и способствует (временному) единению некого коллектива людей, то, как правило, не ведёт к духовной и социальной гармонии, а, значит, необходимы дальнейшие междисциплинарные исследования для нахождения и оптимизации новых форм воздействия. Исходные данные статьи: Алексеев А.Б., Ивентьев С.И. Влияние манипуляций человеческим сознанием на консолидацию общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: материалы XI Международной научно-практической конференции. Иркутск, 24 февраля 2025 г. / под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2025. - С. 14-20. ISBN 978-5-9624-2360-9


   Исходные данные статьи:
   Алексеев А.Б., Ивентьев С.И. Влияние манипуляций человеческим сознанием на консолидацию общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: материалы XI Международной научно-практической конференции. Иркутск, 24 февраля 2025 г. / под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2025. - С. 14-20.
   ISBN 978-5-9624-2360-9
  
   УДК 177, 316.4
   ББК 60.5,60.8, 88.351
  

Алексеев А.Б., Москва, Россия

Ивентьев С.И., Казань, Россия

  
   Влияние манипуляций человеческим сознанием на консолидацию общества
  
   Аннотация: Статья посвящена вопросу того, как различные техники манипуляции сознанием человека могут использоваться для консолидации общества и / или группы индивидов. Утверждается, что термин "манипуляция" многозначный, открытый нескольким интерпретациям, как со знаком "минус", так и "плюс". Несмотря на это, устанавливается, что ряд манипуляций, если и способствует (временному) единению некого коллектива людей, то, как правило, не ведёт к духовной и социальной гармонии, а, значит, необходимы дальнейшие междисциплинарные исследования для нахождения и оптимизации новых форм воздействия.
   Ключевые слова: Бог, душа человека, духовность, духовно-нравственная консолидация, идентичность, манипуляция, нравственность, общество, стереотип, ценности.
  

Alexeyev A.B., Moscow, Рussia

Iventev S.I., Kazan, Russia

Spiritual and moral consolidation of society and the problem of human respect

   Summary: The article is dedicated to the question of how different manipulation techniques directed at human consciousness are used for consolidation of a society and / or a group of individuals. It is stated that the term `manipulation' is polysemantic and is open to different interpretations - marked positively as well as negatively. Despite this ambiguity, it is found out that a number of manipulations may temporarily contribute to the unity of some people but, as a rule, they do not lead to a lasting spiritual and social harmony. It means that further interdisciplinary research is necessary for finding and optimizing new forms of influence.
   Key words: God, human soul, spirituality, moral-spiritual consolidation, identity, manipulation, morality, society, stereotype, values.
  
   Манипуляция - междисциплинарный термин латинского происхождения (от лат. слова "manus" - рука), по существу, представляющий собой метафору, указывающий на то, что человеческим сознанием можно "играть", неслучайно соотносимый некоторыми исследователями с понятием "языковая игра" [12, с. 39-44]. Действительно, в чём-то манипуляция, являющаяся (лингво)креативной деятельностью, искусством, подобна тому, что проделывает жонглер с предметами в цирке.
   В большинстве определений манипуляции подчеркиваются её негативные характеристики. Указывается, в частности, на скрытый, прикладной характер манипулятивного воздействия [10], превращающегося в технологию контроля и подавления воли личности, трансформацию её внутреннего мира и потребностей [6, с. 164]. При таком подходе манипуляция предполагает одновекторность действий - их осуществление исключительно в интересах манипулятора и в ущерб манипулируемому, неслучайно в ряде работ обозначаемому жертвой манипуляции. Философия манипулятора перенимает реакционную идею о допустимости возведения человека до состояния вещи - полное игнорирование всех его духовных и человеческих свойств и качеств и - в противоречии с моральным императивом И. Канта - обращение с ним, как с неодушевленным объектом.
   Отметим, однако, что сегодня в науке есть и иная точка зрения, отраженная в том числе и в наших статьях, согласно которой манипуляция - это: а) явление, возникшее со становлением человеческой цивилизации, позволившее, если выражаться образно, пусть и не совсем отказаться от дубины, как минимум перейти к иным, более гуманным способам проецирования власти [2, с. 177], сегодня ассоциирующимся с популярным термином американского политолога Дж. Найя "мягкая сила" (англ. soft power); б) феномен, так или иначе неизбежный в политическом, рекламном и многих иных дискурсивных средах, поскольку он носит конституирующий характер и, как указывает А.А. Шабалкина, выполняет важные функции [17, с. 225], игнорировать которые невозможно, т. е., иными словами, реклама или политическое воззвание (лозунги), совсем "очищенные" от манипуляции, едва ли способны выполнять задачи, которые ставится перед ними. К уже сказанному можно добавить, что введение в оборот терминологических единиц как "продуктивная манипуляция" - под данным выражением известный психолингвист К.Ф. Седов имел в виду манипуляцию, осуществляемую в интересах адресата [14, с. 127], - тоже способно изменить представление исследователей о манипуляции.
   Конкретные техники и особенности языковой - и не только - манипуляции рассмотрены в работах отечественных авторов А.Л. Рудакова [6], Е.Н. Пищерской [10], Н.В. Погребняк [11], Э.Т. Салимовой [12], А.А. Шабалкиной [17], А.С. Белимович, Ю.С. Поповой [5], и др. Не вызывает сомнения, что манипуляция как неотъемлемый элемент политического дискурса играет важную роль в консолидации (лат. "con" - вместе, "solido" - укрепляю) общества, что уже отражается в том, что лексема "единство", например, предельно многозначна и соотносима с понятиями "фантомное слово", или "слово-амеба".
   Консолидация, единство, солидарность, интеграция и т.д. - это мифологемы, которые можно связывать с языком, нацией, религией, государством, группой людей, их эмоциональными состояниями, интересами, целями, самыми разными характеристиками (возраст, гендер, уровень образования и т.д.). Часто при установлении консолидации применяются манипуляции. В настоящей статье рассмотрим лишь некоторые из манипулятивных техник, употребляемых с целью обеспечения единства, уделив особое внимание вопросу целесообразности их использования.
   Начнем с того, что социальный мир - универсум конструируемых смыслов. Даже идентичности людей, по идее, соотносящиеся с биологическими характеристиками, подвержены манипуляциям.
   Как правило, манипуляции имеют информационную, гендерную, национальную (этническую, расовую), политическую и другую направленность.
   Так, по свидетельству, зарубежных учёных, категория "раса" имеет отношение отнюдь не только к этническому происхождению, цвету кожи и / или разрезу глаз. В США, например, темнокожие люди могут исключаться из сообщества афроамериканцев на основании того, что они "заражены" европоцентрическим сознанием - что бы ни значил сам термин "европоцентризм". Сексуальная ориентация, политические воззрения, род профессиональной деятельности, доход, религиозная принадлежность и множество иных, со стороны, казалось бы, тривиальных факторов нередко учитываются при отнесении (или, наоборот, невключении) индивида к той или иной расе [18, p. 11].
   О манипуляциях с понятием "раса" несложно пронаблюдать и на материале современного политического дискурса. Так, борясь за голоса черных американцев, традиционно голосующих за демократов, в 2024 г. кандидат в президенты США Д. Трамп оспорил репрезентацию своей соперницы К. Харрис афроамериканкой: "Она [Камала Харис] всегда принадлежала к индийской культуре. И она всегда продвигала индийскую культуру. Я не знал, что она афроамериканка до тех пор, пока она пару лет назад вдруг не "почернела". И теперь она хочет, чтобы ее знали как афроамериканку. Таким образом, я не знаю, она индианка или афроамериканка. ... Потому что она всегда была индианкой. И внезапно она изменилась и превратилась в черную американку" [18, p. 11].
   Добивается ли лидер Республиканской партии США в данном случае консолидации? Или, напротив, своей, по сути, расисткой риторикой (ср. с выражением, принадлежащим нацисту Г. Герингу: "Кто еврей, буду решать я" [19, р. 9]) он отталкивает потенциального избирателя?
   Ответить на эти вопросы, на самом деле, отнюдь не просто - весь успех Д. Трампа и некоторых иных американских политиков строится на отрицании политкорректности, эпатаже, умении говорить то, что противоречит нормам вежливости, нравственности, элементарного приличия, и не в последнюю очередь популизме. Вопреки обозначенному лингвопрагматическому эффекту подобного рода противоречивых дискурсивных практик, для наглядного примера использования вербальных манипуляций в разрез гражданской консолидации нами рассматриваются некоторые лозунги предвыборных кампаний 2016 г., 2020 г. и 2024 г. в США как отрицательные явления, не заслуживающие подражания.
   Новые тенденции в политическом общении, фиксируемые, например, А.В. Самойловой [13, с. 194], тем не менее все чаще дают о себе знать. В рамках становления политейнмента (от англ. слов "politics" - "политика" и "entertainment" - "развлечение"), ввиду поверхностного восприятия людьми политики, деполитализации общественного сознания [12, с. 40], удивительного неумения среднестатистического человека, несмотря на распространенность и на Западе, и в России высшего образования, критически мыслить речи таких государственных деятелей, как Д. Трамп, нарушающих все правила публичной коммуникации, воспринимаются большинством граждан положительно.
   Если в дискурсе конструируема даже "раса", то очевидно, что национальная принадлежность - предмет, куда больших манипуляций, хотя бы если исходить из того что общее количество наций в мире - с учётом малых народов - исчисляется тысячами. Вот как характеризует своего героя в рассказе "Ионыч" русский писатель А.П. Чехов (17[29].01.1860 - 02[15].07.1904 гг.): "...и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе "поляк надутый", хотя он никогда поляком не был" [16, с. 153].
   Понятно, что перед нами пример актуализации некого стереотипа. И в то время как к стереотипу как социально-дискурсивному явлению, позволяющему упростить реальность, неправильно относиться исключительно негативно, стереотипизация может способствовать распространению неверного, предвзятого видения и конкретного человека, и целой нации.
   То, что это так свидетельствуют хотя бы споры вокруг того, кого следует считать (ортодоксальным) евреем или, допустим, русским. По первому вопросу в работе зарубежного автора читаем, что в прошлом еврейская идентичность была достаточно проста и установлена сводом законом, священных для иудеев, "Галаха" (ивр. ). Однако вследствие произошедших изменений, начавшихся уже в Новое время, а именно роста пантеизма (Б. Спиноза) и атеизма (К. Маркс, З. Фрейд, Т. Герцль, А. Эйнштейн), разрушения традиционной еврейской общины, эмансипации (падения гетто), образования государства "Израиль" в 1948 г., галахическая норма уже не признаётся безоговорочно всеми евреями [20, p. 1-2], что и создаёт возможности для манипуляций (по принципу: "Какой он еврей!") и самоманипуляций - когда индивид перенимает национальную принадлежность, на самом деле, если исходить из объективных критериев, ему вовсе несвойственную.
   Что касается характеристики "русский", то здесь тоже могут возникать варианты интерпретации. Согласно точке зрения философа А.Ю. Ашкерова, русским следует считать каждого, кто себя русским считает [9, с. 23] - определение, которое для некоторых не является бесспорным. На деле же, ещё со времен первой волны эмиграции из советской России существует множество критериев "русскости" - неудачного слова, на что указывал, например, писатель-диссидент А.Д. Синявский [4]. Как в прошлом, до сих пор в монархическом дискурсе, смыкающемся с проправительственным, считается, что истинно русскими людьми являются только православные [9, с. 23], что, излишне говорить, служит формой манипуляции и, шире, мифотворческой деятельности, искажающей действительность.
   Понятно, что на такой зыбкой почве достичь консолидации общества в долгосрочной перспективе невозможно. Несмотря на то, что социальное конструирование - процесс во многом неизбежный, полагаем: он не должен подменяться изобретением "фактов", или продуцированием фейк-ньюз, как сейчас, в эру постправды (англ. post-truth), модно выражаться. Между тем манипуляция, в частности широкое использование фантомных слов, допускающих множество трактовок ("справедливость", "патриотизм", "свобода", "демократия"), а также передергивание значения понятий, придания им "новой семантики" [15, с. 94], способствует созданию у адресата мозаичной и неверной картины мира, как в примере: "МИРОНОВ: Национализм - это любовь к своей нации. ... Это здоровое и крепкое чувство" [цит. по: 3, с. 102].
   Ясно, что политик здесь не только исказил термин "национализм", но и попытался объяснить его через лексему, обозначающую состояние, которое невозможно измерить или часто даже определить ("любовь").
   Вредная, опасная манипуляция - выдумывание "врагов", создание дихотомии "мы - они" ("свои-чужие"), к чему особенно часто прибегают не только тоталитарные / авторитарные политические, но и так называемые демократические режимы (коллективный Запад, США).
   В основе дихотомии "свои-чужие" лежит проблема уважения, которая имеет давние корни, ибо связана с особенностями социального, религиозного, семейного и национального устройства человеческого общества. К большому сожалению, до сих пор данная проблема не решена, что препятствует консолидации общества [8, с. 30-38].
   Зачатки неуважения человеком других людей появились тогда, когда некоторые представители рода homo sapiens стали считать себя исключительными и выше других, чуть ли не богоизбранными личностями, с которыми, по их мнению, напрямую может или должен общаться Бог-Творец, стали искусственно производить человеческое "расслоение" и создавать так называемые социальные касты (социальные группы: жрецы, фараоны, рабовладельцы, воины, рабы и др.).
   Этот неверный и пагубный принцип неуважения человеком другого был заложен в основу государства, социальной структуры общества и созданную сословную систему, которая выражала неравенство даже в положении и привилегиях, а также в так называемые американские и западные принципы демократии или "народовластия" [8, с. 30-38].
   Для поддержания искусственно созданной социальной структуры власть имущие стали использовать манипуляцию человеческим сознанием, реализуя принцип "разделяй и властвуй".
   Для дестабилизации в обществе и государстве манипуляции используются на существующих противоречиях в обществе и государстве.
   Процесс манипуляции включает навязывание определённого социального стереотипа, благодаря которому индивид воспроизводит нужные модели поведения, меняется его восприятие и мышление [1, с. 289].
   Использование манипуляций сознанием человека и общественным сознанием с целью причинения вреда человеку, обществу и государству относят к недозволенным и неправомерным способам, к злоупотреблению правом, т.е. к противоправным деятельности [7, с. 163-168].
   Через манипуляции происходит психологическое воздействие на уровень подсознания человека, массовое сознание, а также менталитет народа, тем самым переформатируя определённый народ на своё усмотрение. Наглядным примером использования манипуляции сознанием для консолидации общества в определённых целях служит современная русофобия на Украине, Западе, США и в других странах.
   Не зря великий русский писатель Н.В. Гоголь (20.03.[01.04]1809 - 21.02.[04.03.]1852 гг.) писал о бесовщине, происходящей с давних времён на территории Украины. Именно тогда ещё писатель обратил внимание на существующие проблемы, на которые государство длительное время не хотело обращать никакого внимания, что привело к тяжким последствиям.
   В заключение отметим, что, как видится нам, достичь консолидации общества можно, но делать это надо не столько на основе манипулятивного воздействия, сколько прежде всего создания привлекательной идеологии и преодолении идеологического вакуума, к сожалению, ставшего симптоматичным для многих стран в мире. В результате в работах ученых начинают появляться термины как "постидеология", "постправда", "постсовременность", но рассмотрение данной темы можно считать вектором наших будущих исследований.
  

Список литературы

   1. Антонова О.Г. Манипуляция как феномен информационного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 289-293.
   2. Алексеев А.Б. Манипуляция в американском политическом дискурсе: лингвопрагматический аспект // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 176-180.
   3. Алексеев А.Б., Сорокина Э.А. Языковая личность политика: особенности формирования и функционирования : монография. М.: РУСАЙНС, 2024. 442 с.
   4. Андрей Синявский. Солженицын как устроитель нового единомыслия. [Электронный ресурс] URL: http://ec-dejavu.ru/p-2/Patriotism.html (дата доступ 08.01.2025).
   5. Белимович А.С., Попова Ю.С. Фотожурналистика: зарождение, расцвет и современность // Материалы V Международной научной конференции "Лингвокультурные универсалии в мировом пространстве". Воронеж, 2024. С. 308-313.
   6. Ивентьев С.И., Рудаков А.Л. Права человека и манипуляции человеческим сознанием // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Волгоград: ООО "Аэтерна", 2018. С. 163-168.
   7. Ивентьев С.И., Рудаков А.Л. Права человека и манипуляции человеческим сознанием // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции (20.06.2018 г., г. Волгоград). В 2 ч. Ч.1. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 163-168.
   8. Искандаров Ш.Ф., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20.02.2023 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. С. 30-38.
  
   9. Кто сегодня делает философию в России: В 2 т. Т. 1. / под ред. А.С. Нилогова. М.: ООО "Изд-во Поколение", 2007. 576 с.
   10. Пищерская Е.Н. Вербальные средства реализации коммуникативных стратегий в текстах англоязычной наружной рекламы // Филология: научные исследования. 2023. ! 4. С. 73-83.
   11. Погребняк Н.В. Роль деструктивных стратегий и тактик в формировании образа "проигравшего" политика в иностранных СМИ // Политическая лингвистика. 2024. ! 5(107). С. 154-165.
   12. Салимова Э.Т. Языковая игра как средство манипулирования сознанием в предвыборном политическом дискурсе // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Среда", 2023. С. 39-44.
   13. Самойлова А. В. Лингвопрагматика англоязычных политических неологизмов // Язык и социум: динамика взаимоотношений. 2022. С. 194-212.
   14. Седов К.Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. 440 с.
   15. Филясова Ю.А., Мохаммад М. Концепт "Силовая тренировка" в контексте англоязычных научных исследований: профессиональный аспект М. Мохаммад // Hominum. 2024. ! 3 (15). С. 92-114.
   16. Чехов А.П. Дом с мезонином. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1983. 302 с.
   17. Шабалкина А.А. Приемы манипуляции в политическом дискурсе (на материале немецкого языка) // Студенческая наука и XXI в. 2020. Т. 17. ! 1-2 (19). С. 225-226.
   18. Authentic blackness. "Real" blackness. Essays on the meaning of blackness in literature and culture / ed. by M. Japtok and J.R. Jenkins. New-York: Peter Lang, 2011. 230 p.
   19. Koop V. Wer Jude ist, bestimme ich: "Ehrenarier" im Nationalsozialismus. K"ln: B"hlau Verlag, 2014. 340 р.
   20. Schwartz D. The first modern Jew Spinoza and the history of an image. Princeton, Oxford: Princeton university press, 2012. 270 p.
  
   Алексеев Александр Борисович - кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной языковой подготовки Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва, Россия, Е-mail: neuausstatten@mail.ru
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, г. Казань, Россия, E-mail: sergei-zsk@mail.ru
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"