Наш президент Владимир Путин порядочный человек. Поэтому он до сих пор сильно удивляется, когда говорят одно, делают нечто противоположное. Между тем суть идеологии американского правого консерватизма как раз и состоит в том, что интересы Америки ставят выше любых моральных и правовых принципов.
Выгодно ли самой Америке наплевательское отношение к интересам партнёров - это ещё вопрос. Демократический президент Билл Клинтон считал необходимым строить свою политику на основе уважения интересов партнёров. А лидирующие позиции стремился обеспечить за счёт интеллектуального и экономического превосходства. И преуспел в экономике.
Возможный приход демократов к власти мало что изменит в отношении с Россией. Влияние на политический курс правого консерватизма столь значительно, что фактически имеют место выборы без выбора политического курса. Те же силы определяют тот же курс, только исполнители меняются. Должны произойти какие-то очень значительные политические события, чтобы влияние правых ослабло.
Суверенная демократия это конечно тавтология. Существо демократии состоит в том, что интересы и воля народа решающим образом определяет политический курс исполнительной власти. Если формальные признаки демократических процедур соблюдены, но политический курс определяет иностранное влияние - это не демократия по определению. На Украине и в Грузии, где несомненно политический курс определяет иностранное влияние, правые даже не утруждали себя соблюдением демократических процедур. Фактически в этих странах произошли политические перевороты на иностранные деньги. О том чтобы воля народа определяла политический курс, не может быть и речи.
Определение "суверенная демократия" имеет право на существование в качестве идеологического лозунга. Если фарс на Украине и в Грузии называют демократией, то у нас конечно нечто иное. Хотя, если быть точным, демократия уже содержит в себе, как необходимое условие, суверенное право народа определять свой политический курс.
Оценим угрозы иностранного влияния в России. Бюджет ЦРУ является государственной тайной. Но так было не всегда. Скажем лет 25 назад, можно было получить следующие сведения - годовой бюджет ЦРУ $30 млрд. Из них половина - $15 млрд. направляли на подрывную деятельность против СССР. Исходя из того, что расходы на оборону и службу безопасности росли пропорционально, получим следующее: расходы на оборону возросли примерно в 3,5 раза, следовательно, бюджет ЦРУ на сегодня около $100 млрд. Из них не менее $40 млрд. используют, чтобы поставить под полный контроль Россию и республики бывшего советского союза. Причём это не наши нувориши, которые влияние на власть сводят к подкупу нужных чиновников. Это профи. Их методы включают и продвижение соглашательской идеологии - вроде того, что откажись Россия от своих интересов в пользу Америки и её примут на равных в семью развитых государств. Поддержка и продвижение проамерикански настроенных политических деятелей. Противодействие политикам и носителям идей, которые выражают национальные интересы. Всесторонний контроль и манипуляции значительной частью политической элиты России. Вопрос о сохранении России как независимого государства открыт.
Америка тратит около $40 млрд. в год для того чтобы навязать России проамериканский курс. Это означает, что эти большие по российским меркам деньги, используют для того, чтобы лишить российский народ права самостоятельно определять свой политический курс. Идеология правого консерватизма, которая является вдохновителем стремления установить американский контроль над всем и вся в мире и есть главный враг демократии в России.
Если те же люди, на те же деньги, теми же методами что и во время холодной войны ставят себе задачу поставить под контроль политику России, не означает ли это продолжение холодной войны? Действительно невооружённым глазом трудно заметить различия. Тем более что нам говорят - мы друзья, чуть ли не союзники. Прямо ребус какой-то.
Различия касаются мотивов и целей. Следует иметь ввиду, что Америка действует совершенно одинаковым образом и по отношению к своим ближайшим союзникам - странам западной Европы. Тотальный контроль политических процессов - чего стоит только контроль всех телефонных линий через спутники по ключевым словам. Продвижение проамерикански настроенных политиков и устранение тех, кто проводит национальные интересы в разрез с американскими. Сегодня в Европе противники Иракской войны ослаблены или устранены с политической сцены. Европейцы были втянуты в бессмысленную, противоречащую их интересам войну в Югославии.
Эта борьба за сферы политического влияния между Западной Европой и Америкой явно не может быть описана в терминах пережитков холодной войны. Это скорее конкуренция на межгосударственном уровне. Раньше соперничество протекало в более жёстких формах. За право контроля над месторождениями железной руды и каменного угля между Францией и Германией в 19 веке произошло несколько войн.
1-я мировая война являлась следствием столкновения экономических и политических интересов. Преследовала цели передела сфер влияния, прежде всего колониального наследия "по справедливости". II-я мировая война на тихоокеанском театре военных действий не имела никакой идеологической окраски. По мотивам это была война за контроль над акваторией Тихого океана и влияния на страны Юго - Восточной Азии.
Теперь межгосударственное соперничество происходит в более гуманных формах. Передел мира совершается в тихих кабинетах деньгами и политическим влиянием. Никакого сравнения с десятками миллионов убитых и колоссальными разрушениями двух мировых войн. На то есть две объективные исторические причины:
- Наличие ядерного оружия делает войну неприемлемым способом разрешения конфликтов. Разрушительные последствия будут столь катастрофическими, что победителей не будет.
- Раньше внутренними мотивами войны были экономические интересы национальных компаний. Теперь решающее слово за транснациональными компаниями. А их интересам противоречат военные конфликты.
Экономические связи в Западной Европе столь глубоки и обширны, что военный конфликт скажем между Францией и Германией абсолютно не реален. Японская экономика настолько завязана на американский рынок, что конфликт с Америкой совершенно губителен для японской экономики и поэтому абсолютно не реален. Там где эти факторы не действуют - нет ядерного оружия и обширных экономических связей - Ирак, Югославия, конфликт интересов решают как в старые добрые времена с помощью грубой военной силы.
Острое конкурентное соперничество между Западной Европой и Америкой никуда не исчезло. Оно приобрело другие формы - тайная война с целью получения решающего политического влияния. Условия недавнего расширения Евросоюза можно рассматривать как чистую победу Америки. Присоединение стран восточной Европы с равными правами, которые глубоко зависят от американского влияния, существенно ослабили возможности Западной Европы в проведении независимой политики. Средства, направляемые на помощь в развитии восточных окраин, ослабляют экономическую конкурентоспособность. Присоедини они ещё и совсем марионеточные государства, такие как Грузия и Украина, на тех же условиях, и говорить о какой либо независимой политике было бы совсем затруднительно. С большим опозданием они спохватились, что расширение на таких условиях вряд ли соответствует их национальным интересам.
Пока политика России во времена Бориса Ельцина следовала в фарватере американской, не было никаких проблем отношений. В той степени, в какой Владимир Путин начал проводить независимую политику, основанную на национальных интересах, они стали рассматривать Россию как глобального соперника и относиться как к конкуренту. Более того, в соответствии с идеологией правого консерватизма, отстаивание Россией своих интересов, они рассматривают как прямой вызов Америке. В этом внутренняя логика нарастающей враждебности в американской прессе. Этой же логике следует переход де-факто к политике "выборочного сотрудничества" - жёсткое соперничество везде кроме тех областей, где сотрудничество явно выгодно. С осознанием этого факта мы непростительно опоздали на несколько лет.
Вызывает недоумение концепция безопасности России. Нам с гордостью сообщают о создании ракеты способной преодолеть любую защиту. И это приятно слушать. По зрелому размышлению, однако, припоминаю, что Россия итак имеет паритет по ядерным силам с Америкой. Последние выкладки военных на эту тему совершенно убедительно подтверждают это. Даже в случае первоначального удара с американской стороны, мы в состоянии поразить 350 целей на американской территории. Значит, в качестве инструмента сдерживания мы имеем паритет с не менее чем 10-ти кратным запасом прочности. Два горящих небоскрёба в Нью-Йорке были страшным шоком для Америки. А теперь представьте, что гореть будет весь Нью- Йорк и ещё 34 крупных города. Уже 10% боевых возможностей мы можем нанести абсолютно неприемлемый ущерб. После введения в строй новой ракеты будет, по-видимому, 20-ти кратный запас прочности. Вероятно, это полезно, будет отрезвляюще действовать на каких-нибудь оголтелых противников России.
Не слишком ли много чести для оголтелых?
У нас нет паритета в области тайной войны. Никто не может гарантировать, что исполнительная власть настолько попадёт под иностранное влияние, что фактически будет равнозначно потере суверенитета. Ядерные боеголовки не защищают нас от этого. Советский Союз имел паритет в области ядерных вооружений с большим запасом прочности. Но проиграл тайную войну и рухнул как подкошенный.
Все последние действия Америки говорят о том, что они проводят политику с позиции силы. Не намерены считаться с интересами России не в малейшей степени, равно также как с интересами Западной Европы и всего остального мира. Конфликт интересов они намерены решать в свою пользу через усиление влияния на политику России.
И что же противопоставляет Россия этому натиску? Наращивает усилия на тех направления, где уже есть паритет, нет и не предвидится реальных угроз. Совершенно недостаточны усилия на тех направлениях, где мы уступаем и есть реальная опасность потерпеть поражения в борьбе с иностранным влиянием.
Политическое руководство России неадекватно в понимании политической ситуации и реальных угроз. Стратегическое направление политики России ошибочно, так как несёт в себе возможность необратимой утраты жизненно важных национальных интересов.