Что оставляет человек после себя, когда переходит, так сказать, в лучший мир? Ответить на этот, казалось бы, банальный вопрос с глубокой древности пытались многие мудрецы. Так что к настоящему времени кладезь человеческих знаний накопила обширнейший ассортимент мнений. Выбрать есть из чего. И каждый при желании может это сделать сообразно своему жизненному опыту и объёму накопленных знаний.
Любая жизнь оставляет эхо. Долгое и громкое - у гениев и злодеев. У простых смертных оно покороче и тише. Но, несомненно, что-то остаётся после каждого человека. С другой стороны, до чего же коротка человеческая память! Уже через несколько поколений даже прямые потомки вряд-ли смогут услышать отголоски этого эха, сказать о тебе что-либо внятное, если жизненные события не были зафиксированы.
А ведь была прожита какая-никакая жизнь, что-то полезное сделано, накоплен определённый житейский и профессиональный опыт. И, право же жаль, если всё это бесследно исчезнет, по крайней мере, для детей и внуков. Хочется верить, что эти мои воспоминания сослужат роль связующего звена в оборванной цепочке поколений, и затеянная мной традиция будет в дальнейшем поддержана.
Меня всегда интересовала генеалогия, но, к сожалению, только сугубо абстрактно. К себе я её никогда не примерял. В молодые, да и в более зрелые годы постоянно находились дела поважней, чем копание в собственном прошлом. Теперь же, когда, наконец, решил заняться этим вопросом, понял, что упущено много времени и масса событий безвозвратно потеряна.
Печально, что ни один из моих предков не оставил после себя письменных свидетельств о прожитой жизни. Заняться серьёзными изысканиями своих корней не позволяет в первую очередь лень. Ну и конечно относительная удалённость от предмета исследования. По этим и другим, объективным и субъективным причинам, воссоздать генеалогическое древо мне уже явно не по силам. Потому я начал своё повествование только с конца XIX века.
Теперь приходиться сожалеть, что желание писать появилось у меня слишком поздно. К этому времени живые свидетели событий, произошедших до моего появления на свет, в большинстве своем перешли в мир иной. В связи с чем, часть воспоминаний, написанная со слов родителей и родственников, весьма схематична и не совсем точна.
Очень возможно, что я где-то напутал или даже наврал. Впрочем, кто-то сказал, что изрекать правду может каждый дурак, а вот для того, что бы соврать красиво нужен определённый талант. Тешу себя надеждой, что у меня получилось именно так.
Одновременно искренне признаюсь - корыстного умысла во вранье не было. При этом свою жизнь я попытался описать достаточно подробно и максимально объективно, несмотря на естественный соблазн казаться умнее задним числом. При написании воспоминаний возникали и объективные трудности.
Память, слава Богу, сохранила достаточно большое количество эпизодов моей жизни. Однако воспроизвести и прочувствовать их повторно, спустя такое большое время, оказалось не так-то просто. Ещё сложнее было изложить свои мысли так, чтобы тебя правильно поняли.
Я никогда не заблуждался по поводу своих писательских талантов. Больших иллюзий на этот счёт у меня не было. Потому не ставил перед собой цели написать мемуары в художественном смысле этого слова. Затрудняюсь сказать, к сожалению или к счастью, но в моей жизни, как говорили когда-то одесситы, что-то особенного не случилось.
Это обычная жизнь рядового еврея, которого угораздило родиться и прожить пятьдесят лет в условиях советского галута. И вряд-ли мои скромные жизненные успехи достойны воплощения в столь солидном литературном жанре. Эти записки следует воспринимать не иначе, как семейную хронику, некий личный жизненный итог, адресованный в первую очередь детям и внукам моим. Хотя бы ради того, чтобы они не повторили моих ошибок.
Ну а кроме того очень хотелось сохранить память о родителях. Их детство и юность прошли в страшные времена еврейских погромов предреволюционной России и в не менее страшный период гражданской войны. Им выпала нелёгкая доля пережить ужасы сталинского террора и второй мировой войны. Они испытали на себе всю жестокость антисемитской политики тоталитарного режима большевиков.
Однако, несмотря на всё это, отец с матерью смогли воспитать меня и брата, смею надеяться, вполне приличными людьми. Дали нам обоим высшее образование. Сохранили в нашем сознании еврейские корни. Конечно, насколько это было возможно в среде тоталитарной коммунистической идеологии. И за всё это я им бесконечно благодарен!
Говорят, с возрастом человек обретает мудрость. По моим наблюдениям далеко не всегда. Порой зрелые годы приходят одни. Мудрость не мудрость, но кое-какие знания и опыт я накопил и решил поделиться ими со всеми, кто захочет прочитать эти воспоминания. В меру способностей рассказал о том, чему сам был свидетелем, что пережил и прочувствовал лично.
Я попытался передать атмосферу времени, в котором прошли детство и юность. Поделился своими взглядами на запомнившиеся события моей взрослой жизни. Дал им оценку. Бесспорно, сугубо личную, субъективную, но, надеюсь всё-таки, достаточно близкую к реальности.
Новейшая история опровергла пословицу, которая гласит, что родину не выбирают. Именно такая возможность была предоставлена советским евреям, начиная с семидесятых годов уже прошлого века. Как и многие мои соплеменники, решительный шаг вперёд я совершил только после энергичного пинка под зад. К сожалению, поздновато. Многие возможности уже были упущены.
Тем не менее об этом, наверное, самом важном в моей жизни решении, ни разу не пожалел. Я много читал и немало слышал о тяжкой судьбе эмигранта. В Израиле, правда, нас называют репатриантами. Здесь государство действительно помогает встать на ноги. И всё же, основываясь на личном опыте, опыте друзей, знакомых и незнакомых мне людей, могу честно признаться, что судьба репатрианта тоже далеко не сахар.
Особенно, когда тебе уже за пятьдесят. Единственно на что более-менее уверенно можно рассчитывать, эмигрируя в этом возрасте, так это разве что, извиняюсь, удобрить почву для своих потомков. Вообще-то, можно сказать, что фортуна мне улыбнулась. Но уверен, дело не только в везении. Бесспорно, помогли трудолюбие, настойчивость, чётко выстроенная шкала приоритетов. Изредка подворачивалась и удача.
Правда, что это такое объяснить затрудняюсь. Я лично придерживаюсь мнения, что везёт тому, кто везёт. Но как бы там не было, сегодня с удовлетворением могу констатировать, что мне с супругой удалось не только реализовать, вышеназванную программу-минимум по части удобрения, но и добиться несравненно большего. Такого, о чём в стране недостроенного социализма мы даже не мечтали.
Жизнь моя чётко обозначилась двумя половинами. Точнее, двумя неравными частями. Это - галут, или по-русски "диаспора", и родина. Не скажу, что стал ощущать себя на родине с первого дня пребывания в Израиле, но сейчас, когда пишу эти строки, не кривя душой, считаю именно так. В этих записках я попытался рассказать о, вроде бы, хорошо изученном явлении - эмиграции. Но одно дело читать или смотреть фильмы на данную тему, даже если вещи талантливые, а совсем другое - испытать этот процесс на собственной шкуре.
Не у всех он, естественно, проходит одинаково. У меня, в частности, вживление в своеобразное изрильское общество, привыкание к ближневосточной ментальности и окружающей среде были достаточно продолжительными, тяжёлыми физически и ещё труднее духовно. При этом не могу сказать, что процесс уже завершился, несмотря на двадцать прожитых в Израиле лет.
Некоторые известные факты и события, возможно, изложены здесь излишне пространно. Тому есть своё объяснение. Дело в том, что судьба разделила на части не только мою жизнь. Она разлучила меня с родными, близкими и друзьями. Те, что живут со мной в Израиле, меньше знают о моей бывшей родине. А оставшиеся в Минске, наоборот, не очень знакомы с жизнью на Святой земле.
Именно для них я как можно подробнее пытался поведать об уникальнейшем историческом факте современной цивилизации: воссоздании еврейского государства после почти двухтысячелетнего изгнания иудеев с родной земли. Рассказал о некоторых особенностях политического устройства Израиля, его экономике, армии, "Мосаде".
Ну и, конечно, о жесточайшем, кровавом арабо-еврейском конфликте. По своей продолжительности он уже давно перекрыл знаменитую англо-французскую столетнюю войну. Однако, несмотря на реки пролитой крови, конца этой трагедии двух народов, к огромному сожалению, всё ещё не видно. В конце тунеля по-прежнему густая тьма.
Каждые 8-9 лет на протяжении 62-х летнего периода существования Израиля арабы с тупой настойчивостью и самыми серьёзными намерениями пытаются "сбросить евреев в море". Иными словами, затевают полномасштабные войны. И это не считая практически ежедневной террористической деятельности.
Пока ещё ни одному покалению израильтян не удалось пожить в условиях полноценного мира. Как скажем, где-нибудь в Швейцарии, Голандии или Швеции. Тем не менее народ приспособился, выработал свою уникальную ментальность и, что для многих является неразгаданным феноменом, в массе своей живёт счастливо. Вот об этом еврейском счастье я тоже постараюсь рассказать.