Израилевич Лев Самуилович : другие произведения.

В.Высоцкий и В. Туров. Мужская дружба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О настоящей мужской дружбе В.Высоцкого и В.Турова

  
  В холода, в холода
  От насиженных мест
  Нас другие зовут города -
  Будь то Минск, будь то Брест.
  В холода, в холода...
  В.Высоцкий
  
  "Я родом из детства" был первым фильмом с участием Владимира Высоцкого, который я посмотрел. В 1966 году его поставил на студии "Беларусьфильм" выдающийся кинорежиссёр Виктор Туров. В.Высоцкий исполнил в картине роль офицера танкиста.
  
  То была удивительно тонкая, лирическая кинолента о детстве тех, кто во время Великой Отечественной войны впервые перенес тяжесть утраты близких. Тех, у кого душу жгло неистребимое желание мстить врагу.
  
  Кто отчаянно стремился к счастью. Герои фильма - мальчишки Игорь и Женька - живут в прифронтовом городе и ждут отцов, братьев и сестер. Впрочем, пересказывать содержание картины сегодня уже смысла нет. Её посмотрели многие миллионы зрителей. И не только в СССР.
  
  Мой школьный товарищ в те годы работал оператором на документальной студии
  "Беларусьфильма". Изредка он доставал мне пригласительные билеты на первые просмотры художественных фильмов.Бывало,что и на различные встречи с режиссерами, актёрами и прочими работниками кино.
  
  Вот в том году мне и повезло попасть на встречу с режиссером фильма Виктором Тимофеевичем Туровым. Тогда это был ещё совсем молодой человек. Однако если можно так выразиться, за его профессиональными плечами уже имелось несколько документальных лент, и первый в его карьере художественный - "Через кладбище".
  
  Единственный, но какой?! Вопреки пословице "первый блин" комом не оказался. Наоборот, эту партизанскую балладу критики и рядовые зрители Белоруссии восприняли с восторгом. В те годы в моём окружении было полно бывших партизан.
  
  Хорошо помню, как загорались их глаза, правда, иногда со слезами, когда речь заходила об этом фильме. Я лично картину посмотрел раз пять. Не меньше. И теперь уверенно могу заявить: моё поколение оказалось глубоко правым. Разумеется, не в политическом смысле.
  
  В 1994 году решением ЮНЕСКО фильм Виктора Турова "Через кладбище" включили в список ста лучших фильмов мира. А через год сам режиссёр попал в рейтинг 50-ти лучших профессионалов планеты. К сожалению, Виктора Тимофеевича недолго ласкали лучи славы. Через два года он умер. Преждевременно, в возрасте 60 лет.
  
  Фильм "Через кладбище", спору нет,отличный. Да и разве могу я спорить с ЮНЕСКО? Тем не менее я лично ходил на него исключительно из-за трёх песен В.Высоцкого:
  "На братских могилах","Звезды" и "В холода, холода..." А когда знакомый оператор дал мне переписать эти песни на свою ленту, я стал очень уважаемым человеком в кругу своих друзей, приятелей и знакомых.
  
  Но вернусь к встрече тогда ещё только с будущим классиком советского кино. То, что я услышал в тот вечер, сегодня, наверное, известно всем любителям творчества Турова. Кстати, и творчества легендарного В.Высоцкого тоже.
  
  Именно на той встрече режиссер впервые рассказал о том, как он познакомился с Высоцким. Тогда Владимир Семёнович был известен, по крайней мере, мне больше как бард, нежели артист. Собственно, только в "Я родом из детства" я первый раз увидел его в кино.
  
  Но песни Высоцкого в Белоруссии уже звучали. Конечно на "Белорусьфильме" тоже. Хорошо помню, как режиссёр сказал тогда, что организовал барду командировку в Минск не для проб в своём фильме, а просто ему захотелось познакомиться с артистом, о котором так много говорят.
  
  Естественно, послушать его песни тоже хотелось. И не только одному Турову, но и почти всему коллективу студии тоже. Потому телеграмму в адрес Любимова сочинили весьма убедительную. Мэтр очень не любил, когда его люди отвлекались от сцены.
  
  А уж после посиделок и пения, со слов Турова, Высоцкий просто упросил взять его на любую роль, но с непременным условием - вставить в фильм его песни. Совсем недавно в одном из интервью дочь Турова, Елена Викторовна, ныне тоже известный белорусский сценарист и кинорежиссер, подтвердила то давнее высказывание отца.
  
  Впрочем, как бы там не было, роль Высоцкий получил. Более того, режиссёр заказал ему несколько песен. Точнее сказать, песня "Братские могилы" Турову понравилась сразу. Высоцким написал её раньше. А вот для фильма бард сочинил ещё две: "В холода, в холода..." и "Высота".
  
  Не знаю, как профессиональных критиков, но меня и многих моих знакомых кое-что в фильме огорчило. Дело в том, что песню "Братские могилы" спел не её автор, а Марк Бернес. Бесспорно, спел великолепно. Но мы то к тому времени слышали эту песню исключительно в исполнении Высоцкого. И уже попривыкли к его манере.
  
  Вдова великого певца, Л.Бернес-Бодрова, в своих мемуарах историю этой песни описала следующим образом: "...Я точно уже не помню, но, кажется, Высоцкий появился у нас дома во время съёмок фильма "Я родом из детства".
  
  Володя позвонил Марку Наумовичу, представился, и сказал, что хочет с ним встретиться. Показать пару своих песен. В то время он ещё был как бы домашним певцом. Во всяком случае, о его концертах я ничего не слышала.
  
  Видимо, Высоцкий пришёл к Марку Наумовичу с надеждой на какую-то рекламу своих песен. Пел он много и долго. Почти два часа. Попутно зашёл разговор о песне к фильму "Я родом из детства". Вот тогда-то супруг и выбрал песню "Братские могилы" и согласился исполнить её в картине.
  
  Но при этом сказал: "Володя, над текстом я должен подумать". Марк всегда брал новую песню, как болванку, и начинал с ней работать. Он постоянно находил в них что-то своё, оригинальное. Где-то подправлял, где-то добавлял. И молодому поэту честно признался: "Володя, мне нравится Ваше творчество, мне нравится эта песня. Но я должен над ней хорошо поработать"
  
  В фильме есть одна сцена, о которой часто рассказывал на своих концертах Высоцкий. Вот небольшая цитата артиста и поэта: "...В главной сцене с Ниной Ургант, мы заводим патефон, и моим голосом звучит песня. Звучит как будто из довоенного времени.
  
  Вот именно поэтому я и написал стилизацию. Песню, которая очень похожа на некоторые довоенные мелодии. И больше всего на знаменитый "Синенький скромный платочек".
  
  Еще одна деталь, не очень известная широкой публике. Оказывается, что не только сам Высоцкий попал в этот фильм, в общем-то, случайно, но и его партнёрша, Нина Ургант, тоже.
  
  Как вспоминал В.Туров, первоначально в главной женской роли он предполагал увидеть актрису театра им. Вахтангова Елену Добронравову. Однако после просмотра первых же кадров весной 1966 года понял, что если в картине не будет человека, который сам всё это пережил и прочувствовал, то фильм может не состояться.
  
  Пришлось много переснимать, что вызвало конфликт в съёмочной группе. Главный оператор фильма А. Княжинский поначалу даже отказался. Но Виктор Тимофеевич настоял. В итоге после смены артисток сцена получилась прекрасной. Профессионалы утверждают - одной из лучших в картине.
  
  В период съёмок фильма "Я родом из детства" Высоцкий познакомился с известным белорусским литератором М.Лужаниным. В те годы он занимал должность Главного литературного редактора студии "Беларусьфильм".
  
  При съёмках фильма произошла задержка оплаты песен Высоцкого. Без визы главного литературного редактора студии бухгалтерия выплатить деньги автору отказалась. Редактор был в отпуске. Отдыхал на даче под Минском.
  
   Впоследствии в своих воспоминаниях этот инцидент М.Лужанин описал так: "...Тогда режиссёр Виктор Туров и актёр Владимир Высоцкий приехали добывать визу в наш дачный посёлок. С текстами песен я был уже знаком. Даже пару раз видел их автора. Песни понравились, и я, не читая, подписал бумаги.
  
  Высоцкий такого поворота дел явно не ожидал. В те бюрократические времена
  "денежные" бумаги, не читая, подписывали крайне редко. Он сбегал в машину, и принёс две бутылки сухого вина. Держа по бутылке в руке, с присущим ему юмором сказал что-то вроде того, что они с Виктором решили купить на всякий случай.
  
  Если подпишете, то выпьем с Вами, а не подпишете - тогда придётся без Вас. Разумеется, я захотел - чтобы со мной. Только попросил что-нибудь спеть. Тут уж Володя меня уважил. Принес из машины гитару, и спел в присутствии всех моих домочадцев несколько своих новых песен. Вот с того дня я в него и влюбился. Начал собирать плёнки с записями, затем - книги его стихов, воспоминания..."
  
  А вот следующая работа Высоцкого на "Беларусьфильме" фильм "Саша-Сашенька" оказалась очень слабой. Сам Высоцкий однажды даже высказался о нём резче: "Фильм очень плохой. Я по недоразумению отдал туда две песни, и обе загубил".
  
  Одну из них исполнил актёр Л.Прыгунов, другую - "Песню о старом доме" - пел сам Высоцкий. Когда съёмки уже почти закончились, певца и артиста из съёмочной группы изъяли. Вроде бы, по теперь уже хорошо известной причине.
  
  Его роль переозвучил другой актёр. Фамилия Высоцкого из титров исчезла. Автор сценария фильма "Саша-Сашенька" Лариса Вакуловская однажды в интервью заметила: "Его очень любили и уважали в нашей съёмочной группе. Но были и те, кто хотел запретить Высоцкого. Тем более, что он иногда сам предоставлял завистникам и перестраховщикам весьма убедительный повод".
  
  В 1967 году В.Туров опять приглашает Высоцкого на студию "Беларусьфильм". На этот раз уже для съёмок в картине "Война под крышами". У фильма оказалась очень трудная судьба. Он был готов уже осенью того же года. Однако художественный совет почему-то особенно придирчиво отнёсся к уже достаточно популярному режиссеру.
  
  Формально - к его фильму. Говорят, что то были происки коллег-завистников. Но как бы там не было, на экраны фильм вышел только в декабря 1971 года. К слову сказать, всего на неделю раньше выхода второй части этой кинодилогии, картины "Сыновья уходят в бой".
  
  С моей точки зрения, 4-х летняя задержка эффект восприятия значительно улучшила. Я посмотрел эту дилогию буквально в один день. Правда, в разных кинотеатрах. В "Сыновьях" Высоцкий уже не участвовал. Однако летом 1969 года вместе с Мариной Влади они навестили В.Турова, с которым поэта связывала мужская дружба.
  
  Как раз в то время Туров снимал в лесу под городом Новогрудок эпизоды фильма. Вот что написала о тех днях в своих воспоминаниях А.Шувагина-Адамович, дочь известного белорусского писателя Алеся Адамовича, автора сценария:
  
  "Выезжая с киногруппой в экспедиции, мой отец иногда брал с собой любительскую кинокамеру "Кварц". Снимал для семейного архива. Так были запечатлены рабочие моменты кинофильма "Сыновья уходят в бой". Съёмки проходили летом 1969 года.
  
  В августе к съёмочной группе присоединились Владимир Высоцкий и Марина Влади. Они просто приехали отдохнуть на несколько дней в одно из красивейших мест Гродненской области.
  
  Высоцкий и Влади с удовольствием позировали перед любительской камерой отца. Фильм получился без звука, всего в несколько минут. Эти кадры в нашей семье хранятся до сих пор"
  
  В.Левин, бывший минский журналист, ныне проживающий в Нью-Йорке, опубликовал в И-те статью, в которой в частности сказал: "Я помню, как В.Высоцкий в Минске снимался в фильме "Война под крышами". У него была довольно большую роль, которую потом, к большому сожалению, по приказу руководства студии почти целиком "вырезали"".
  
  А сам Высоцкий по этому поводу однажды сказал так: "Да, должен признать, основания для этого были серьёзные. В этом фильме я есть, но никакие роли не играю. Вообще, ничего не делаю. Меня там всего чуть-чуть... эпизод на свадьбе. Во время свадебной сцены кто-то невидимый моим голосом поёт песню. Вот и всё. И больше там меня нет".
  
  Есть и свидетельство В.Турова, что Высоцкого ни на какую роль он не приглашал. Проб тоже не проходил. В массовке фильма его друг оказался, вроде бы, случайно. Просто потому, что приехал в гости как раз во время съёмок этой самой свадебной сцены.
  
  Теперь уже трудно сказать, что произошло на самом деле. То ли так как друзья объясняют, то ли по указу сверху. Впрочем, сегодня это не так уж и важно. Этих двух очень талантливых людей уже давно нет с нами. Но созданное ими, навечно останутся в анналах истории искусства.
  
  Весной 1979 года Минск облетела радостная весть - к нам едет нет-нет не ревизор, а Владимир Высоцкий. Причём никаких афиш и объявлений в СМИ. Эта новость передавалась из уст в уста. Попасть на выступление, полагаю, хотели тогда все: от простого работяги до секретаря ЦК.
  
  Но бард дал всего лишь несколько концертов в небольших залах минских НИИ. К необыкновенному моему удовольствию, я смог, как выражался когда-то незабвенный А.Райкин "через заднее крыльцо" добыть билет. Но, к огромному моему уже неудовольствию, послушать концерт не довелось.
  
  Кода я явился на концерт, у дверей НИИ бурлила гигантская толпа. Примерно, как на первомайской демонстрации. Под аккомпанемент проклятий поклонников барда я таки смог пробиться к дверям. И обомлел: на них висело красиво написанное объявление: "В связи с болезнью В.Высоцкого его концерт отменяется...". Ну, и что то ещё там по поводу возврата денег за билет.
  
  И вдруг как-то совершенно неожиданно толпа успокоилась и расступилась. В её центре, вроде, как с неба, появился кумир с гитарой. Высоцкий был в не себя от ярости. Во весь свой мощный голос он прохрипел, что будет петь для собравшихся людей прямо с крыльца, поскольку зал заперт. Однако офицеры милиции уговорили его отказаться от этой затеи. В конце концов, Высоцкий смирился и тут же уехал на вокзал. Больше в Белоруссии он уже никогда не выступал.
   "Война под крышами" оказалось последней картиной студии "Беларусьфильм", в которой Высоцкий участвовал как киноактёр. Тем не менее на студии его не забывали. Даже однажды утвердили на роль Сыровегина в телефильме режиссёра Г.Полоки "Наше призвание". К несчастью, утверждение состоялось слишком поздно. 25 июня 1980 года - ровно за месяц до того рокового дня, когда Владимира Семёновича не стало.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"