|
|
||
Максим Рубченко, редактор отдела экономики журнала "Эксперт"
Не окажись условия Версальского мира столь суровы по отношению к Германии или начнись Великая депрессия лет на десять позже, сталинской индустриализации могло бы и не быть
Иллюстрация: Russian Look
Экономические и политические проблемы в развитых странах открывают развивающимся странам уникальную возможность получить доступ к передовым технологиям. Ярчайший пример тому в первой половине ХХ века - Советский Союз.
В результате Первой мировой войны Германия оказалась перед реальной перспективой исчезновения. Возможности же защищать свою страну у немцев не было, поскольку Версальский договор, подписанный 28 июня 1919 года, ограничивал численность германской армии чисто символическими размерами в 100 тыс. человек. Кроме того, Германии не разрешалось проводить какую бы то ни было военную подготовку в учебных заведениях, а также иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки, дирижабли и военную авиацию. Она лишалась права аккредитации в других странах своих военных миссий, немецким гражданам не позволялось поступать на военную службу и получать военную подготовку в армиях других государств.
Поэтому еще в 1919 году главнокомандующий сухопутными войсками Германии генерал Ханс фон Сект пришел к выводу о необходимости тесного военного сотрудничества Германии с Россией. 'Нам придется мириться с Советской Россией - иного выхода у нас нет. Только в сильном союзе с Великороссией у Германии есть перспектива вновь обрести положение великой державы. Англия и Франция боятся союза обеих континентальных держав и пытаются предотвратить его всеми средствами, таким образом, мы должны стремиться к нему всеми силами', - написал он в меморандуме германскому правительству в начале 1920 года.
Тем же летом состоялась конфиденциальная встреча председателя Реввоенсовета Льва Троцкого с бывшим военным министром Турции
С конца 1920 года между Советской Россией и Германией начались секретные переговоры о налаживании
Иллюстрация: Russian Look
Тем не менее уже к середине 1921 года 'Зондергруппа Р' договорилась с германскими промышленниками о том, что фирмы Blohm und Voss (подводные лодки), Albatros Werke (воздушный флот) и Krupp (оружие) предоставят России 'как свои технические силы, так и нужное оборудование'. Для финансирования намеченных проектов в Германии был даже образован консорциум во главе с Deutsche Orientbank, в который вошли все крупнейшие банки страны.
В конце сентября 1921 года в Берлине на квартире майора генштаба Карла фон Шляйхера состоялись секретные переговоры наркома внешней торговли Красина с представителями рейхсвера во главе с фон Сектом, в ходе которых была утверждена конкретная схема сотрудничества. 'Зондергруппа Р' дает советской стороне заказы на производство самолетов, тяжелой артиллерии и других предметов военного снаряжения, гарантирует оплату, а также предоставляет кредиты для пополнения оборудования советских заводов. Советская сторона обязуется привлечь для исполнения заказов немецкие фирмы по указанию 'Зондергруппы Р' и гарантировать непосредственное участие немецких
Кроме того, советская сторона в целях восстановления промышленности обязалась создать тресты, куда вошли бы основные предприятия по изготовлению тяжелой артиллерии (пермская "Мотовилиха" и Царицынские заводы), самолетов (Москва, Рыбинск, Ярославль), пороха, снарядов и т. д.
Самым крупным проектом 'Зондергруппы Р' в России стало строительство авиазавода компанией Junkers. 26 ноября 1922 года в Москве между правительством РСФСР и фирмой Junkers были заключены три договора: о производстве металлических самолетов и моторов, об организации транзитного воздушного сообщения Швеция-Персия, об аэросъемке в РСФСР. В соответствии с первым из этих договоров в арендное пользование Junkers полностью передавался
Производственная программа устанавливалась в размере 300 самолетов в год, советская сторона обязалась закупать ежегодно по 60 самолетов. На проектную мощность завод должен был выйти за три года - к 29 января 1925−го.
В короткий срок Junkers удалось перенести в Россию современный по тем меркам авиазавод с персоналом более чем 1300 человек. Однако немцев подвела экономическая ситуация. Заказ на поставку 100 самолетов советским ВВС был заключен по твердым ценам, исходя из почасовой зарплаты в 18 копеек золотом, но введение в СССР нэпа и инфляция свели на нет всю калькуляцию, так что себестоимость самолетов оказалась вдвое выше установленных цен. Советская сторона тем не менее потребовала выполнения буквы договора: 'Вы обязались продать самолеты по твердой цене и тем самым взяли на себя коммерческий риск; договор остается договором'. И заодно обвинила немцев в недостаточных вложениях капитала в оснащение завода. Junkers это обвинение категорически отверг: 'Мы, с точки зрения частного промышленника, вложили колоссальные суммы'.
Советское правительство, придравшись к тому, что фирма не смогла 'сосредоточить в Филях запасы алюминия и дюралюминия в количестве, достаточном для производства 750 самолетов и 1125 моторов, то есть основная наша задача - иметь значительную материальную базу для металлического самолетостроения внутри Союза не достигнута', расторгло все договоры с Junkers. Компания моментально оказалась на грани банкротства, и только экстренный кредит в 17 млн марок, предоставленный правительством Германии 'в качестве признания заслуг профессора Xьюго Юнкерса в немецком самолетостроении', спас ее от полной ликвидации. Но заниматься серийным производством самолетов фирма больше не могла, и ей пришлось существенно сократить бизнес, сосредоточившись лишь на разработке новых типов самолетов.
Что же касается завода в Филях, то ему были выделены дотации в размере 3 063 000 рублей на 1924-1925 годы и 6 508 014 рублей на 1925-1926 годы. Самое интересное - необходимость дотаций командование советских ВВС объяснило тем, что 'мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил, стоит законсервированным'. Эти слова невозможно расценить иначе, как прямое признание того, что свое главное обязательство - построить в России современный авиационный завод - Junkers выполнила. А придирки советских чиновников к второстепенным статьям договора были обусловлены лишь одним - нежеланием платить деньги за выполненную работу. Такой трюк в отношениях с западными фирмами - 'буржуями' и 'империалистами' - правительство большевиков использует еще не раз.
Впрочем, Junkers, можно сказать, повезло: в 1928 году, чтобы не платить по контракту электротехнической фирме AEG, специалистов этой компании советские 'органы' арестовали за вредительство в рамках печально известного 'шахтинского дела'. Советских инженеров, проходивших по этому делу, расстреляли, а немцам Советская власть милостиво позволила вернуться в Германию, но, разумеется, без оплаты сделанной работы.
Несмотря на печальный опыт Junkers и AEG, немецкие компании продолжали работать в Советской России. Фирма Stolzenberg налаживала производство артиллерийских зарядов и порохов на заводах Златоуста, Тулы и Петрограда, совместно с немцами запускалось производство отравляющих веществ на заводе 'Берсоль' под Саратовом, Carl Walter строила в Туле цеха, где производилась нарезка стволов для винтовок и пулеметов. Компания Mannesmann отремонтировала на Мариупольском металлургическом заводе им. Ильича прокатный
Фирма Friedrich Krupp на основании заключенного в июле 1923 года договора о реконструкции советских военных заводов и поставках артиллерийских снарядов германской армии, помогла большевикам наладить современное производство гранат и артиллерийских снарядов. Немцы обеспечили и финансирование проекта, предоставив 600 тыс. долларов на налаживание производства и заплатив 2 млн долларов аванса под заказ.
Опыт использования проблем развитых стран в своих целях, приобретенный Советским Союзом в работе с Германией, очень пригодился большевикам, когда на Западе разразился экономический кризис.
В 1926 году в американской экономике были зафиксированы первые признаки надвигающейся рецессии - начал заметно сокращаться объем строительства. С проблемами сразу столкнулись архитектурные и проектные фирмы, в том числе знаменитое бюро Albert Kahn, Inc. в Детройте, основатель которого Альберт Кан прославился как 'архитектор Форда'. Даже у него, одного из крупнейших промышленных архитекторов ХХ века, знаменитого специалиста по проектированию современных заводов, объем заказов стремительно сокращался и к концу 1928 года сошел к нулю.
Фото: Russian Look
Банкротство казалось неизбежным, но в апреле 1929 года в офис Кана вошел незнакомый человек, представившийся сотрудником фирмы 'Амторг' - это формально частное акционерное предприятие в действительности являлось неофициальным торговым и дипломатическим представительством СССР в США. Посетитель предложил Кану заказ на проектирование тракторного завода стоимостью 40 млн долларов (это был Сталинградский тракторный завод) и пообещал в случае согласия новые заказы.
Ситуация складывалась довольно сомнительная, поскольку между СССР и США не было дипломатических отношений. Кан попросил время на размышление, но биржевой крах в конце октября, ознаменовавший начало Великой депрессии, положил конец всем его сомнениям. Вскоре советское правительство получило от Albert Kahn, Inc. целую программу промышленного строительства в Советском Союзе, известную в советской истории как 'индустриализация в СССР'. В феврале 1930 года между 'Амторгом' и Albert Kahn, Inc. был подписан договор, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в сегодняшних деньгах).
Поскольку полный список строек первых пятилеток в нашей стране не публиковался никогда, до сих пор неизвестно точное количество советских предприятий, спроектированных Каном, - чаще всего говорят о 521 или 571 объекте. В этот список, бесспорно, входят тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Сормове, Сталинграде; механические заводы и цеха в Челябинске, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанция в Якутске; прокатные станы в Новокузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сормове; 1−й Государственный подшипниковый завод в Москве и многое другое.
Речь, впрочем, не идет о том, что Albert Kahn, Inc. с нуля проектировал каждый объект. Он всего лишь переносил в Россию готовые проекты американских заводов с американским же оборудованием. Фирма Aльберта Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных (поначалу преимущественно американских) компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. По сути, через Кана в СССР тек мощный поток американской и европейской промышленной технологии, и все крупнейшие стройки в СССР при помощи связей Кана фактически стали всемирными. Так, технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Форда, строительный - американская компания Austin. Московский автозавод (АЗЛК) был построен в 1930 году тоже по образцу сборочных заводов Форда. Строительство 1−го Государственного подшипникового завода в Москве
Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, сооруженный в США, размонтированный, перевезенный и всего за шесть месяцев собранный под наблюдением американских инженеров, был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.
Все проекты Альберта Кана в СССР, последовавшие за Сталинградским тракторным заводом, разрабатывались филиалом его фирмы, открытым в Москве и работавшим под руководством Морица Кана - брата главы компании. В этом филиале, носящем скромное русское название 'Госпроектстрой', трудились 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. В то время это было самое большое архитектурное бюро мира. За три года существования 'Госпроектстроя' через него прошло более 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучивших американскую науку проектировать и строить. Кстати говоря, в то же время в Москве работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ) - точно такой
Впрочем, на пути
Всего же с 1930−го по 1935 год СССР должен был выплатить американским фирмам 350 млн долларов (больше 40 млрд сегодняшних долларов) кредитов плюс проценты по ним примерно на такую же сумму из расчета 7% годовых. 25 августа 1931 года Сталин написал Кагановичу: 'Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя'. Это означало конец сотрудничества с Каном, который выполнил свою задачу в глазах советского правительства: спроектировал и заложил сеть новых промышленных предприятий, а также сформировал заказы на технологическое оборудование, которые теперь могли быть переданы в любые фирмы. И в 1932 году большевики отказали фирме Кана в продлении контракта.
Объекты, спроектированные Каном, продолжали строиться. Так, 22 марта 1933 года Авиамоторным трестом был заключен пятилетний договор о технической помощи с фирмой
Как известно, на Пермском заводе был выпущен первый авиационный советский мотор
В 1928 году ленинградским Государственным институтом по проектированию новых металлозаводов был разработан и опубликован проект Уральского машиностроительного завода, предназначенного для выпуска экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, прокатных станов, гидравлических прессов и т. п. При составлении проекта 'были учтены успехи западноевропейской и американской техники в области тяжелого машиностроения'. Другими словами, проектировщики изначально ориентировались на импортное оборудование. Заявки на его поставку были направлены в 110 иностранных фирм, и все они выразили готовность помочь Советскому Союзу в строительстве крупнейшего машиностроительного завода. Тем более что денег на возведение 'Уралмаша' советское правительство решило не жалеть.
На пути советско-американского сотрудничества возникло серьезное препятствие - у советского правительства стала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна (Фото: Russian Look)
Первую водяную скважину (с этого начинался завод) при закладке завода бурили немцы из фирмы
Чугунолитейный цех оснастили оборудованием немецкой фирмы Krigar, а загрузка шихты осуществлялась кранами английской компании Sheppard. В сталелитейном цехе установили электропечи фирмы AEG, а также пескоструйные камеры и пилы
Гордость завода - механический цех ? 1, насчитывал 337 станков, из них 300 были закуплены у 'буржуев'. В частности, там был установлен уникальный немецкий токарный станок, способный обрабатывать заготовки весом до 120 тонн. Огромный карусельный станок, тоже немецкого производства, имел диаметр планшайбы 620 сантиметров, а один из зуборезных станков мог обрабатывать шестерни пятиметрового диаметра.
Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) был введен в эксплуатацию 15 июля 1933 года. С 1928−го по 1941 год на 'Уралмаше' работало 311 иностранных специалистов, из них 12 строителей, четыре руководителя подразделений завода, 46 конструкторов, 182 рабочих различных специальностей. Больше всего среди иностранных граждан было подданных Германии - 141 человек.
Еще один символ сталинской индустриализации - Днепрогэс. Его проектированием и строительством занималась американская
Советский нарком внешней торговли Аркадий Розенгольц, выступая в 1934 году на XVII съезде ВКП(б), отмечал: 'В качестве примера наиболее современного оборудования, какое мы закупали, можем привести водяные турбины, заказанные специально в США, установленные на Днепрогэсе, мощностью в 90 тыс. лошадиных сил каждая. Таких мощных турбин в Европе нет, а во всем мире они встречаются единицами'.
Впрочем, все электростанции, сооружаемые в рамках знаменитого плана ГОЭЛРО, комплектовались импортным оборудованием.
В ноябре 1926 года президиум Уральского областного Совнархоза утвердил место строительства нового металлургического завода - площадку у горы Магнитной. 2 марта 1929 года главным инженером Магнитостроя назначен Виталий Гассельблат, который немедленно в составе группы советских специалистов отправился в США. В планы поездки входил заказ как проектов строительства, так и необходимого для комбината американского промышленного оборудования. Главным результатом поездки стало заключение 13 мая 1929 договора между объединением 'Востоксталь' и фирмой Arthur McKee из Кливленда на проектирование Магнитогорского металлургического комбината (чуть позже с немецкой компанией Demag был заключен договор на проектирование прокатного цеха этого комбината). Американцы брали на себя обязательства подготовить строительный и технологический проект с полным описанием и спецификацией оборудования, станков и механизмов, передать советскому заказчику свой производственный опыт (патенты,
В качестве прототипа Магнитогорского комбината американцы выбрали металлургический комбинат в городе Гэри, штат Индиана, принадлежащий компании US Steel.
1 июля 1930 года состоялась закладка первой домны Магнитогорска. На торжественном митинге, посвященном этому событию, под красными знаменами рядом с советскими строителями стояли американские инженеры Макморей и Струвен. Всего же на строительстве Магнитки трудилось более 800 иностранных специалистов и высококвалифицированных рабочих из США, Германии, Англии, Италии и Австрии. Центральную электростанцию подрядились монтировать немецкие специалисты из AEG, они же поставили на Магнитку самую мощную по тем временам 50−мегаваттную турбину с генератором. Немецкая фирма Krupp & Reismann налаживала в Магнитогорске огнеупорное производство, а британская Traylor - горнорудное хозяйство.
Но и здесь сотрудничество большевиков с 'буржуями' не прошло без эксцессов. Пуск первой домны был назначен на 31 января 1932 года. Специалисты компании Arthur McKee во главе
Эта авария послужила для советского правительства предлогом разорвать контракт с компанией Arthur McKee: американцы сделали свое дело и могли отправляться восвояси - дальше уже можно было обойтись без них. Ведь если шахту первой доменной печи русские рабочие под присмотром американцев выкладывали два с половиной месяца, то для подобной операции на второй печи потребовалось 25 дней, а для третьей - всего 20. Если в монтаже первой и второй домны участвовало более тысячи рабочих, то в монтаже четвертой - только 200 человек. Если на строительстве первой печи американские специалисты консультировали все виды работ - от бетонирования фундаментов до электромонтажа, то на второй домне - только монтажные работы, на третьей - только сборку загрузочных механизмов, а четвертая печь уже была полностью построена нашими инженерами. Домны фирмы McKee после проведения капитального ремонта работают на ММК и сегодня. А первый прокатный
В самом конце тридцатых годов история сделала еще один подарок советской индустриализации в виде трагедии Чехословакии. 15 марта 1939 года эту страну оккупировали гитлеровские войска, и знаменитые чешские государственные заводы Skoda перешли под немецкий контроль. Несмотря на это, в конце сентября того же года руководитель компании Вилем Громадка приехал в Москву и лично пообещал Сталину, что будет работать на СССР, причем безо всякого вознаграждения. Затем в ходе встреч с советскими наркомами Ванниковым и Тевосяном глава Skoda передал им ряд секретных патентов и чертежей. Кроме того, Громадка предложил СССР гаубицы, зенитные пушки, морские пушки, оборудование, станки и прессы для производства стрелкового и артиллерийского вооружения, а также бронеплиты, дизели и компрессоры для подводных лодок и многое другое в обмен на советские поставки материалов для изготовления этой продукции - железной и марганцевой руды, железа, стали, ферросплавов, никеля, вольфрама, меди, олова, свинца, шарикоподшипников, а также продовольственных товаров. Разумеется, предложение было принято. Кроме того, Чехословакия продала СССР новую линию для производства пушечного пороха (раньше советское правительство пыталось купить лицензию на это производство у Германии, но немцы заблокировали сделку).
Самым ярким примером помощи Skoda Советскому Союзу накануне Великой Отечественной войны стал 179−й комбинат 'Сибсельмаша' в Новосибирске. Несмотря на сугубо гражданское название, это совершенно новое предприятие, с нуля оснащенное станочным оборудованием фирмы Skoda, предназначалось для выпуска артиллерийских снарядов калибра 122-152 мм с производительностью 2 млн штук. Для руководства монтажом оборудования в Новосибирск в июне 1941 года приехали восемь шкодовцев, возглавлял эту группу инженер Вогл.
Война потребовала максимально сократить срок монтажа, и шкодовцы с честью справились с этой задачей: вместо 18 месяцев по плану работа была сделана за семь месяцев. Понятно, что представители компании старались не ради денег: для чешских экспертов, которые участвовали в передаче технологий Советскому Союзу, их работа была также вкладом в борьбу с нацизмом. Они отдавали себе отчет в том, что этим оружием СССР будет сражаться с Германией. Все, что делали представители Skoda в СССР, делалось для победы над фашизмом.
В истории сталинской индустриализации больше всего потрясает то, что практически все ключевые фигуры этого проекта оказались врагами народа. Были расстреляны первый строитель и директор 'Уралмаша' Банников, первый главный инженер Фидлер, его преемник Музафаров, строитель электростанции Попов и многие другие строители завода.
Легендарный металлург Авраамий Павлович Завенягин говорил: 'Магнитку воздвигли, в сущности, три богатыря: Гугель (Я. С. Гугель - управляющий Магнитостроем в 1931-1932 гг. - 'Эксперт'), Марьясин (Л. М. Марьясин - строитель и начальник коксохимстроя Магнитостроя. - 'Эксперт') и Валериус (К. Д. Валериус - начальник треста Магнитостроя в 1936 году. - 'Эксперт')'. Все трое были расстреляны в конце тридцатых.
Сам Завенягин спасся лишь благодаря личной дружбе с Молотовым (они подружились в 1921 году, когда, участвуя в партконференции в Харькове, жили в одном номере гостиницы). В 1936 году Молотов позвонил Завенягину, занимавшему в то время должность директора ММК, со словами: 'Мы решили вас не добивать. Предлагаем поехать начальником строительства в Норильск'. И Завенягин променял Магнитку на Норильский комбинат.
Любимец Магнитостроя Чингиз Ильдрым был расстрелян в Сухановской тюрьме в 1941 году. Расстреляны и первый директор Магнитостроя В. Смольянинов, и управляющий Магнитостроем в 1930 году. Я. Шмидт, и прославленный бригадир первостроителей кавалер ордена Ленина В. Калмыков. Первый главный инженер В. Гассельблат умер от истощения в концлагере городка Чибью близ Ухты.
Чистки шли и на других стройках первых пятилеток. Например, 14 февраля 1931 года глава ОГПУ Вячеслав Менжинский сообщал в докладной записке Сталину: 'Кроме произведенных арестов из аппарата Управления строительством Челябтракторостроя вычищено 40 чел. и приняты меры к удалению со строительства остального негодного элемента'.
В результате репрессий тридцатых годов уничтожены практически все, кто прямо или косвенно был причастен к закупкам импортного оборудования для этих строек. Поэтому трудно отделаться от убеждения, что одной из главных целей предвоенной волны репрессий было сокрытие правды о том, как и кем осуществлялась индустриализация в СССР. Чтобы в учебниках истории она навсегда сохранилась как 'беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным'.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"