Аннотация: Обсуждается творчество актрисы Галины Александровны Польских
27 ноября 2009 года исполнилось 70 лет Галине Александровне Польских - замечательной советской русской актрисе. По случаю юбилея последовали многочисленные поздравления, а на 1-ом канале ЦТ сняли фильм "Галина Польских. В роли счастливой женщины".
Прекрасно помню, как после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, корреспонденты одной из радиостанций связались с жителем Саяногорска и в прямом эфире задавали ему вопросы типа "Город затопило?", "Электричество отключено?", "В городе паника?". И были очень разочарованы, получая отрицательные ответы. Так уж им хотелось, чтобы и город затопило, и была паника, и не было электричество. За последние 15 лет сформировался целый класс журналистов, у которых не хватает ни ума, ни чести, ни совести, и которые могут предложить только высосанные из пальца сенсации и добытые сомнительными путями факты. Этот тип журналистов стали называть иностранным эвфемизмом "папарацци", хотя в русском языке для них есть достаточно ёмкое определение - "щелкопёры".
Не обошелся без налёта щелкопёрства и фильм Первого канала, который содержит высказывания откровенно глупые и не соответствующие действительности. Возьмём хотя бы утверждение: "Сейчас актриса счастливая мать и бабушка. Её внуку Филиппу уже 18 лет, большую часть времени он живет в Ливане, на родине отца, поэтому с бабушкой видится только во время летних каникул" http://www.1tv.ru/documentary/fi=6301 . Получается, что актриса - счастливая бабушка, поскольку её единственный внук живет в за тысячи километров в чужой стране, с чужой культурой и языком и приезжает раз в год на каникулы. Явная глупость, противоречащая здравому смыслу.
Следующее утверждение: "Пять лет актриса снималась только у иностранных режиссеров. В СССР фильмов с её участием не показывали. Потом отец бывшего мужа ушел на пенсию, и предложения посыпались одно за другим". Имеется в виду, что после развода со вторым мужем, А.Суриным, сыном директора Мосфильма, актрису перестали снимать. Явное враньё! Достаточно взглянуть на любую фильмографию Г.Польских (хотя бы в той же Википедии), чтобы убедится: с 1962 по 2009 гг. актриса снималась каждый год за исключением 1968, 1969 и 1999. В 1967 г. Г.Польских снялась в фильме "Баллада о комиссаре", в 1970 - в фильме "Обратной дороги нет" и дальше - по два, три фильма в год. Что касается зарубежных съёмок, то в 1968 она снялась в фильме производства DEFA (ГДР) "Ich war neunzehn" (http://defafilmlibrary.com/product_info.php?products_id=36), а в 1969 г. - в польском фильме А.Пиотровского "Znaki na drodze" (http://www.filmpolski.pl/fp/index.php/113342). Не было никакого пятилетнего перерыва, не было, скорее всего, никаких преследований из-за развода со стороны именитого папы бывшего мужа. Тем более, что В.Н.Сурин ушел с поста директора Мосфильма в 1971 году, а Г.Польских продолжила сниматься уже в 1970-м. Вообще, получить разрешение на съёмки заграницей в то время можно было только на самом высоком уровне Министерства культуры, и В.Н.Сурин вполне мог бы помешать это сделать. Но не помешал.
Очевидно, что при таком количестве фильмов у актрисы были как удачи, так и провалы, о которых я и напишу, используя материалы, которые я размещал в Википедии, и которые частично были удалены модераторами, патрулирующими и прочими американскими цензорами.
Фильмы, которые не нравятся
"Верность"
Режиссёр: Пётр Тодоровский
Автор сценария: Пётр Тодоровский, Булат Окуджава
В главных ролях: Владимир Четвериков, Галина Польских, Александр Потапов, Евгений Евстигнеев
Операторы: Костроменко Вадим Васильевич, Бурлака Леонид Антонович, Авлошенко Вадим Сергеевич
Композитор: Борис Карамышев
Кинокомпания: Одесская киностудия, 1965 год
Длительность: 87 мин
Действие происходит во время Великой Отечественной Войны. Фильм снят с претензией на "глубокую психологичность" типа Тарковского. Достигается это простым приёмом: молчанием персонажей. Первая реплика персонажа звучит на 7 минуте фильма. Солдаты едут в поезде - ни одной реплики 7 минут, солдаты сидят в окопах - ни одной реплики четыре минуты. По замыслу авторов такое многозначительное молчание должно, по-видимому, наводить зрителя на размышления. На самом деле, кроме скуки оно ничего не вызывает. Сразу после школы главный герой оказывается в военном училище. Авторы не дают себе труда объяснить, каким образом он туда попал (добровольцем, призвали, и вообще, почему не сразу на фронт?). Не успел герой оказаться в училище, как к нему проникся симпатией местный "дед" Мурга (А. Потапов) и влюбилась живущая неподалеку красивая девушка Зоя (Галина Польских).
Затянутость, недостаточная реалистичность сюжетной линии существенно снижают художественную ценность фильма.
Фильм снят по мотивам рассказов Всеволода Иванова "Заповедник" и "Долг". События разворачиваются в годы гражданской войны. Комиссар Фадейцев (Юрий Назаров) руководит расстрелом белогвардейских офицеров, после которого один из них, князь Чугуреев (Виктор Шульгин), остаётся в живых. Фадейцев хочет добить раненного Чугуреева, но у него кончаются патроны. Через некоторое время белые поднимают восстание, и Фадейцеву приходится скрываться на одном из островов Каспийского моря в заповеднике, охранник которого, Черкасов - знакомый Фадейцева. На острове высаживается отряд белогвардейцев под командованием Чугуреева. Фадейцева арестовывают, однако с помощью Анны, дочери Черкасова (Г. Польских), ему удаётся бежать. Чугуреев приказывает повесить отца Анны, за то, что тот помогал комиссару. Затем на острове высаживается отряд красных, Чугуреева арестовывают. В заключительной сцене фильма красноармейцы собираются на берегу и дружно смеются, наблюдая за тем, как Фадейцев, который всё ещё думает, что на острове белые, уплывает на лодке.
Как указано в титрах, фильм посвящается 50-ти летию Великого Октября. Соответственно, авторы постарались выдержать его в духе коммунистической идеологии. Вместе с тем им удалось показать ожесточённость как красных, так и белых. "Мазутный рожи, солдатня, кожанные куртки...Ненавижу! вешать вас надо, вешать", - говорит Чугуреев. "Я им, гадам, мертвый глотки грызть буду", - вторит ему Фадейцев. Образ красного комиссара получился, по сути дела, таким же отрицательным, как и образ белогвардейского офицера.
Недостатком фильма является слабая мотивированность поступков героев. Непонятно, почему Черкасов, рискуя и своей жизнью и жизнью дочери, выдает Фадейцева за своего сына. Совершенно неожиданным является распоряжение Чугуреева казнить Анну через день после казни отца. Финальная сцена фильма, в которой изображены хохочущие красноармейцы, и которая должна была бы символизировать торжество революции, выглядит нелепо. Стремление авторов следовать идеологическим установкам, недостаточная реалистичность сюжетной линии снижают художественную ценность фильма.
В главных ролях: Олег Ефремов, Галина Польских, Евгений Евстигнеев
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Ролан Быков, Елена Санаева, Жанна Болотова, Анатолий Ромашин, Нина Ургант, Нина Гребешкова, Борис Токарев
Кинокомпания: Творческое объединение "Экран"
Длительность: 3 часа 27 мин. (3 серии)
Страна: СССР
Год: 1976
Фильм состоит из трёх серий. В первой серии зрители знакомятся Евгением Мишкиным (О.Ефремов), врачом-хирургом, который работает в маленькой сельской больнице. Мишкин думает только о работе, на которой пропадает днями и ночами, не обращая внимания на жалобы жены-искусствоведа (Ж.Болотова), которая не может найти роботу по специальности и вынуждена сидеть дома. Мишкину и его другу Игорю (А.Ромашин) поступает предложение переехать на работу в Москву. Мишкин отказывается, а Игорь уезжает. Вместе с ним уезжает и жена Мишкина, бросая его одного с маленьким сыном.
Во второй серии показывается, что личная жизнь Мишкина устроилась: он живёт с сотрудницей больницы Галиной (Г.Польских), которая взяла на себя заботы о нём, его сыне, и, кроме того, помогает проводить операции. Мишкин успешно проводит сложнейшие операции, и комиссия, приехавшая из Москвы не может поверить, что одному больному удалось выжить после смертельной болезни. Члены комиссии рекомендуют ему написать статью в журнал. Мишкин оказывается не только талантливым хирургом, но и мастером на все руки. Он подключает к системе баллон с кислородом. В доме у друга Филиппа (Е.Евстигнеев) забивает в бетонную стену гвоздь, предварительно просверлив дырку дрелью и вставив деревянную пробку. Он - высоконравственный человек, отказывается брать деньги от благодарных пациентов и переживает из-за того, что отказался делать аборт девушке, обратившейся к нему с просьбой. Когда девушку привозят в больницу с кровотечением из-за подпольного аборта, он решет её оперировать. Родители девушки (Р.Быков, Е.Санаева) пишут на него жалобу, обвиняя в том, что он сделал аборт за взятку. Мучимый угрызениями совести, Мишкин бродит по ночному городу (который уже построили на месте села) и попадает под машину. Получив тяжёлые травмы, Мишкин оказывается в больнице. Однако, окружённый заботами жены и друзей, выздоравливает и возвращается к работе.
В третьей серии показывается, как друга Мишкина Филиппа кладут в больницу с тяжёлым заболеванием. Для проведения операции он вызывает из Москвы Игоря, который уже стал доктором наук, и бывшего врача своей больницы, написавшего кандидатскую диссертацию на основе обобщения опыта Мишкина. Вместе с ними приезжает жена Игоря, она же бывшая жена Мишкина. Она встречается с повзрослевшим сыном (Б.Токарев) и заявляет, что не жалеет, о том, что его бросила. Сын Мишкина обвиняет приезжих из Москвы в том, что они украли материалы отца и защитили на них диссертации. В заключительной сцене Филипп уходит на операцию, а сын Мишкина смотрит ему вслед, повторяя слова клятвы Гиппократа: он решил стать хирургом.
Фильм на "производственную тематику", явно снятый по заказу большого начальства, иначе никак не объяснить тот факт, что такие мастера как Ефремов, Евстигнеев, Смоктуновский согласились сниматься в такой белиберде. Если в первой части ещё есть какой-то сюжет, связанный с отъездом жены Мишкина, то следующие серии представляют собой набор слабо мотивированных поступков персонажей и эпизодов, не связанных или слабо связанных друг с другом, основная цель которых показать мастерство, высокую нравственность и тонкую душевную организацию главного героя. Верх идиотизма - эпизод во второй серии, в котором Мишкин учит рабочего сверлить стену дрелью и забивать гвоздь. Рабочий благодарит его и говорит, что теперь не будет бояться дрели. Мишкин объясняет, что именно он, Мишкин и его друг (председатель горсовета) и есть рабочий класс.
Авторы фильма, заручившись, по-видимому, поддержкой высоко начальства, не особенно утруждали себя подбором актёров. Тройка Ефремов-Евстигнеев-Смоктуновский была взята из фильма "Берегись автомобиля"; пара Быков-Санаева - из фильма "Приключения Буратино", вышедшего годом ранее, причём актеры играют таких же схематичных и ещё более примитивных злодеев. Г.Польских повторяет своё амплуа охотницы за чужими мужьями, опробованное в фильме "Жили были старик со старухой" (см. ниже). Собственно, авторы из этого фильма и заимствовали сюжетную линию первой серии: жена бросает мужа с маленьким ребёнком и уезжает с любовником.
Нельзя сказать, что актёры плохо играют (сомнительно, чтобы Смоктуновский и Ефремов вообще могли плохо играть). Однако они уж никак не могут выйти за примитивно-шаблонные рамки, в которые их загнали режиссёр и сценарист, и в некоторых эпизодах просто выставляют себя на посмешище.
Этот фильм - хороший пример того, что никакой актёрский состав не спасёт фильм при бездарной режиссуре и литературной основе.
Держись за облака
Режиссеры: Петер Сас, Борис Григорьев.
Сценарий: Петер Сас, Михаил Аверин
Операторы: Ференц Сечени, Валерий Гинзбург.
В главных ролях: Иван Дарваш, Гунар Цилинский, Светлана Светличная
В ролях: Михаил Кононов, Андрей Миронов, Сергей Никоненко, Галина Польских, Василий Шукшин, Никита Михалков.
Кинокомпания: Киностудия им. М.Горького и киностудия Мафильм (Будапешт)
Длительность: 2 часа 24 мин. (3 серии)
Страна: СССР-Венгрия
Год: 1971
Действие происходит в 1919 году. Чекисты, которых играют М. Кононов, С. Никоненко, В. Шукшин, Н. Михалков, поручают бывшему личному пилоту Николая Второго капитану Владимиру Севастьянову (Гунар Цилинский)доставить самолётом в Будапешт, где произошла революция, и была установлена Советская Республика, некоего профессора Перцеля (Иван Дарваш). Перцель должен начать ликвидацию безграмотности. По пути самолет несколько раз падает, садится, а герои попадают то к красным, то к белым, которые хотят их расстрелять или повесить. Каждый раз чудесно спасаясь, герои добираются до Будапешта и узнают, что Советская республика пала, а страна оккупирована войсками Антанты. Они решают вывести из страны своих соратников. Чтобы спастись от преследователей, они подрывают мост, однако, вместо взрыва получается грандиозный фейерверк, которым и заканчивается фильм.
Фильм снят в жанре фарса-буффонады. Авторы постарались сделать сюжет как можно более разнообразным и динамичным, однако им явно изменило чувство меры. Фильм представляет собой нагромождение бессвязных, а часто откровенно глупых, эпизодов, как например, внезапное появление в России отряда венгров, который потом, каким-то образом оказывается и в Венгрии, или появление посреди поля ванны, в которой купается мисс Милли (Светлана Светличная). Непревзойденным по надуманности является эпизод, когда приземлившихся в самолёте Севастьянова и Перцеля монахи с чего-то ради принимают за мессий и начинают неистово молиться.
Вызывает удивление бездарная, искусственно-жеманная игра А.Миронова (белогвардейский генерал) и слабая игра С.Светличной - в принципе хороших актёров. Г.Польских снялась в крошечном эпизоде.
Более идиотского фильма трудно представить, смотреть его невозможно. Можно показывать студентам кинематографических вузов как пример халтурно-бездарной работы режиссёров и сценаристов.
Коней на переправе не меняют
Режиссер: Гавриил Егиазаров.
Сценарий: Наум Мельников, Александр Мишарин, Гавриил Егиазаров
Оператор: Элизбар Караваев
В главных ролях: Леонид Марков, Владимир Самойлов, Наталья Андрейченко
В ролях: Геннадий Корольков, Армен Джигарханян, Юрий Васильев, Галина Польских
Кинокомпания: Мосфильм
Длительность: 2 часа 14 мин. (2 серии)
Страна: СССР
Год: 1980
В фильме рассказывается о строительстве крупного автомобильного завода. Директор завода Борисов (Л.Марков) считает, что завод нужно строить в комплексе со всей инфраструктурой и жильём, в то время как представитель министерства Родионов (В.Самойлов) настаивает на строительстве и сдачу в первую очередь конвейерных линий для скорейшего выпуска автомобилей. Когда Борисов заболевает, руководить стройкой начинает Родионов, который замораживает строительство жилья и других объектов, бросив все силы на конвейерный цех. Это вызывает недовольство рабочих, которые начинают уезжать со стройки. Борисов выздоравливает, возвращается на стройку и исправляет ошибки Родионова.
В картине использован избитый сюжет советских фильмов на производственную тематику: конфликт между прогрессивным руководителем и консервативным руководителем (см. то же самое в "Битве в пути"). Картина по преимуществу состоит из диалогов между Борисовым и Родионовым и их выступлений на совещаниях и собраниях, во время которых Борисов повторяет слова о комплексном строительстве, а Родионов - талдычит о необходимости сдачи конвейерного производства, густо пересыпая свои слова специальной терминологией типа "плавун","по сокращённому комплексу", "литьё", "документация", "подвести под стропилку" и т.д.
Видимо понимая, что зритель за два часа может осатанеть от таких текстов, авторы постарались раскрасить сюжетную линию чувством, которое испытывает пожилой Борисов к молодой сотруднице Алле. Однако эта линия была провалена бездарной игрой актёров и невразумительностью сценария. "Вы знаете, мне кажется, я сегодня был счастлив", - с тоскливо-равнодушным видом заявляет Борисов Алле, с которой проводит день в Риме, где делегация завода ведёт переговоры с поставщиками. "Я не расстраиваюсь, я - тоскую", с каменным лицом заявляет героиня Андрейченко, когда Борисов лежит в больнице. Алла то появляется у Борисова, то проводит время со своим другом, молодым строителем. Жена Борисова то от него уходит, то возвращается. Всё это никак не мотивируется.
Шаблонность сюжета, схематичность образов, слабая игра актёров не могут вызвать у зрителя ничего кроме скуки.
Брелок с секретом
Автор сценария: Анатолий Брагинцев
Режиссёр-постановщик: Вера Токарева
Художник-постановщик: Александр Токарев
Композитор: Илья Катаев
Мосфильм, 1981 г.
В ролях: Г.Польских, А.Филозов, Л.Харитонов, М.Глузский, М.Кокшёнов
Сюжет фильма повторяет сюжет известного творения Н.Гоголя. В небольшой город с проверкой едет ревизор. В поезде с ним случается сердечный приступ, его снимают с поезда и увозят в больницу. Расхитители социалистической собственности - директор склада сантехники (Л.Харитонов), его помощник (М.Кокшенов) и их профессор-консультант (М.Глузский) принимают за ревизора его соседа по купе - парикмахера, который едет в отпуск. Лже-ревизора селят в лучшем номере гостиницы, предлагают взятку, знакомят с красивой женщиной. Однако, тот отвергает все предложения и влюбляется в свою коллегу-парикмахершу (Г.Польских). В финале фильма появляется настоящий ревизор.
Действие фильма постоянно прерывается бездарными, совершенно не соответствующими сюжету фильма музыкальными номерами, в исполнении никому не известного ансамбля "Москвичка". Такое впечатление, что одной из задач авторов была реклама этого ВИА. Герои отпускают плоские пошлые шутки, в кадр постоянно лезет продукция, хранящаяся на складе - мойки, унитазы.
Затянутость, пошлость, вульгарность, банальность делают фильм одним из скучнейших и бездарнейших произведений советской кинопромышленности.
Фильмы, которые нравятся*
"Жили-были старик со старухой"
Режиссёр: Григорий Чухрай
Авторы сценария: Ю.Дунский, В.Фрид
Оператор: Сергей Полуянов
Композитор: Александра Пахмутова
В главных ролях:
Иван Марин
Вера Кузнецова
Георгий Мартынюк
Людмила Максакова
Галина Польских
Кинокомпания: Мосфильм
Длительность: 2 часа 9 мин. (две части)
Страна: СССР
Год: 1964
nbsp;Год: 1964
Фильм состоит из двух частей.
Часть 1. В небольшом посёлке в средней полосе России живут стрики-пенсионеры Гусаковы: Наталья (В.А.Кузнецова) и Григорий (И.Н.Марин), который продолжает работать фельдшером-ветеринаром. С ними случается несчастье: сгорает дом. Старики решают переехать к дочери Нине (Л.Максакова), которая живёт в шахтёрском посёлке в Заполярье вместе с мужем Валентином (Г.Мартынюк) и годовалой дочкой. Когда они приезжают, их встречает пьяный Валентин, который сообщает, что Нина уехала с любовником, бросив его и дочь. Старики решают остаться у Валентина, помогать заботиться о маленькой внучке. Это решение встречает насторожено-враждебное отношение со стороны Гали, соседки Валентина (Г.Польских), которая положила глаз на молодого человека и помогала ему ухаживать за дочкой. Галя считает, что старики помешают развитию её отношений с Валентином. Тем не менее Валентин сходится с Галей.
Часть 2. Возвращается Нина, брошенная любовником. Валентин, узнав об этом, бежит с работы домой, забыв о Гале. Однако старик Гусаков выгоняет Нину из дому, не дав встретиться с мужем. Вскоре Гусаков умирает, простудившись во время вакцинации оленьего стада. Наталья решает забрать внучку и ехать к Нине, которая устроилась в Кирове.
В чем заключается счастье? Что нужно, чтобы быть счастливым? - Именно на эти вопросы пытаются ответить авторы фильма. 'Я никому не хотела зла, я хотела немножко счастья', - объясняет Нина свои поступки. 'Боль за других, желание счастья для всех - это и есть самый ценный дар человека', - заявляет старик Гусаков, когда его приглашают выступить на комсомольском собрании. Помогать другим людям - этот нравственный принцип помогает и самим старикам принимать правильные решения в сложной ситуации. Они решают поехать именно к дочери, а не к сыновьям, один из которых живёт в курортном городе, а другой - в Москве, поскольку именно дочь больше всего нуждается в помощи. Гусаков выгоняет дочь, понимая, что если она встретится с мужем и они снова начнут жить вместе, то ничего хорошего из этого не получится. 'Верная жена, подруга жизни. Нет, это она вынужденную посадку сделала. Вот обсохнут крылышки и опять полетит счастья себе искать', - заявляет Гусаков жене в присутствии дочери. Выгнав дочь, он терзается сомнениями. 'Нет, Гриня, хоть нам и тяжело, зато по совести решили', - поддерживает его жена. Хорошо показаны трогательные отношения между стариками. Григорий постоянно упрекает жену в глупости, заявляет, что всё решает сам, но на самом деле решения принимает жена. 'Всё жизнь жил твоим умом', признаётся жене умирающий старик.
Великолепно справился со своей ролью Г.Мартынюк, создав правдивый образ слабохарактерного, сломавшегося после измены жены, человека. Пообещав Гусаковым, что больше не будет пить, Валентин продолжает по ночам употреблять спиртное. Он принимает приглашение Гали и остаётся у неё, несмотря на то, что не испытывает к ней особых чувств. Когда возвращается жена, он готов ей всё простить и бросить Галю. В то же время Валентин - добродушный и не злой человек. Он старается помочь Гусакову устроиться на работу, и помирить Галю со стариками.
В фильме прекрасно дебютировала Л.Максакова, убедительно, без тени фальши, сыгравшая сложный образ женщины, для которой главное - чувства, а не семейные обязанности, не говоря уже о долге и чести. Вместе с тем, Нина - красивая, обаятельная и самоуверенная женщина.
Авторам удалось создать выдающееся произведение искусства, правдиво раскрывающее глубокие морально-нравственные проблемы, и отмеченное яркими актёрскими работами. Это - один из лучших и незаслуженно забытых советских фильмов.
"Ожидания"
Режиссёр: Леонид Марягин
Автор сценария: Александр Рекемчук
Композитор: Леонид Афанасьев
В главных ролях:
Галина Польских
Станислав Любшин
Кинокомпания: Мосфильм
Длительность: 34 мин.
Страна: СССР
Год: 1966
Действие происходит в небольшом таёжном посёлке Коми АССР, где работает почтальоном молодая красивая девушка Таисия Корычева. В посёлок приплывает молодой геолог Самсонов, которому нужно срочно расплатиться с рабочими из геологической партии, однако, оказывается, что денежный перевод придёт только через неделю. Таисия помогает Самсонову быстро получить деньги.
В фильме тонко передана атмосфера середины 60-х годов и чувства молодой умной, красивой девушки, которой, в обезлюдевшей после войны деревне, трудно найти себе жениха. 'А кроме меня никого нету. Не выросли ещё', - заявляет Тае механик, который предложил ей провести вместе вечер, после того, как она передала телеграмму от его жены. Тая тянется к Самсонову, и даже приглашает переночевать у неё. К его отъезду надевает лучшие, и, по-видимому, единственные туфли. Видно, что Самсонову нравится красивая, энергичная девушка. Прощаясь перед отъездом, он обещает написать ей письмо. Самсонов уплывает, Тая смотрит вслед катеру, и на её лице выражается недоверие: она не очень-то надеется на такое счастье.
Фильм отличает глубокая психологичность, достоверность, филигранная игра Г.Польских. 30 минут смотрятся на одном дыхании.
В ролях: Надежда Федосова , Иван Лапиков, Сергей Никоненко, Тамара Макарова, Сергей Герасимов, Анатолий Крыжанский, Татьяна Мясина, Валентина Теличкина, Жанна Болотова, Люсьена Овчинникова, Василий Шукшин
Кинокомпания: Киностудия им. М. Горького
Длительность: 226 мин
Страна: СССР
Год: 1967
Фильм состоит из двух частей. В первой части 'Встречи' преуспевающий молодой московский журналист Юрий Алябьев (Ю.Н.Васильев) едет в небольшой уральский промышленный городок с тем, чтобы разобраться в письменных жалобах некой Аникиной (Н.Федосова). По совету редактора местной газеты Реутова (Сергей Никоненко) он останавливается в доме Аникиной, рядом с которым в небольшом домике живёт молодая девушка Шура Окаёмова (Галина Польских), работающая на местном заводе. Алябьев, привлечённый красотой и умом Шуры, пытается вступить с ней в любовную связь, но Шура отвергает его. Алябьев уезжает в Москву, а затем в командировку в Париж.
Во второй части 'Сад и весна' рассказывается о жизни Алябьева в Париже, где он встречается с Анни Жирардо, посещает репетицию Мирей Матье, ведёт дискуссии со своим новым другом, американским журналистом, доказывая преимущества советского образа жизни. Возвратившись из Парижа, Алябьев снова едет на Урал. Он так и не смог забыть Шуру и хочет снова встретится с ней. От Реутова он узнаёт, что после его отъезда руководству города и завода стали поступать письма Аникиной о любовной связи между ним и Окаёмовой. По решению комсомольского собрания Шуру переселили в общежитие завода. Алябьев встречает Шуру, происходит драматическое выяснение отношений, они решают пожениться.
Сценарий фильма был специально написан С. Герасимовым и Т.Макаровой для Г. Польских - их ученицы. Режиссёру и актёрам удалось создать произведение большой нравственной силы, правдиво показывающее драматические жизненные ситуации. Оттолкнув Алябьева, Шура терзается сомнениями, правильно ли она поступила. Размышления Шуры прекликаются с размышлениями отвергнутого Алябьева. Когда Алябьев возвращается, Шура не может сразу поверить в искренность его намерений: слишком велики социальные различия между московским журналистом-международником и рабочей девушкой из провинциального городка. Только настойчивость Алябьева помогает разрешить ситуацию.
Глубокая психологичность, великолепная игра актёров делают фильм одним из лучших произведений советского киноискусства.
Действие происходит во время Великой Отечественной Войны. Сбежавший из фашистского концлагеря майор Топорков (Н. Олялин) добирается до партизанского отряда и предлагает отправить к концлагерю обоз с оружием, чтобы помочь пленным, которые готовят восстание. Однако в отряде действует предатель, который сообщает немцам обо всех операциях. Руководство отряда решает послать Топоркова с ложным обозом, который будет отвлекать на себя силы немцев, в то время как настоящий обоз пойдёт другой дорогой. Обозу под командованием Топоркова удаётся выполнить задачу, разоблачить предателя, однако, сам Топорков гибнет, а к концу операции в отряде остаётся два человека.
Отличительной особенностью фильма является эпическая многоплановость. Основную сюжетную линию составляет конфликт между Топорковым и его заместителем Гонтой (Александр Январёв), который не знает о задачах операции и подозревает Топоркова в предательстве. Он заставляет Топоркова сдать оружие и принимает командование на себя. В результате отряд оказывается окружённым немцами посередине болота. Авторам фильма удалось создать правдивый образ безответственного партийного функционера (работавшего до войны заместителем председателя райисполкома), который привык говорить лозунгами, никому не верить, с презрением относиться к "массам".
"Зря вы рассказали людям насчёт камней... Не всё людям надо знать...Это вот как раз теперь я за них не поручусь", - заявляет Гонта Топоркову, когда тот показывает бойцам, что в ящиках - не оружие, а камни и рассказывает о настоящей задаче отряда.
"Ну а на вас-то я, по крайней мере, могу рассчитывать?" - спрашивает Топорков.
"Да, я сдюжу. Только ведь это я не про себя говорил", - отвечает Гонта.
"А, это вы, значит, про массы беспокоитесь",- иронически замечает Топорков.
То, что партиец заводит людей в болота на гибель - очень смелая для 1970 г. аллегория, в какой-то степени предвосхищающая безответственные действия партийцев с такой же психологией, которые, в конечном счёте, привели к гибели всю страну.
Отрицательному образу Гонты противопоставляется образ Топоркова, который по настоящему заботится о подчинённых и старается выстраивать отношения на взаимном доверии и уважении.
Ещё один план картины - философские рассуждения о смысле жизни, причинах предательства, взаимоотношениях между людьми. Здесь основную роль играет 62 летний охотник дальневосточник Андреев (Алексей Чернов). Когда похоронили Топоркова, выяснялось, что никто не знает его имени и отчества. "Эх", вздыхает Андреев. "Как ты думаешь, будут помнить о нас после войны?" - спрашивает молодой боец Лёвушкин (Николай Мерзликин). "Надо, чтобы каждый делал своё дело, вот как майор. А память - это уж как получится" - отвечает Бертолет. И получилось так, что в Подмосковье в наши дни сносят памятник лётчикам-героям, а в Москве устанавливают памятник группенфюреру СС Краснову.
Слабее выражена в фильме лирическая линия, представленная взаимным чувством между сапёром-взрывотехником Вилло, он же - Бертолет, (Игорь Ясулович) и санитаркой Галей (Галина Польских), которую Топорков оставляет с ранеными в одном из сёл.