Яковлев Александр Евгеньевич : другие произведения.

О проблемах школы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Всегда хотелось сказать об этом и услышать мнения. Очень уж обидно за учителей.


Что надо делать?

Учитель истории Яковлев А.Е.

  
   Легкий вопрос. Это знают все педагоги. Это исходит из того, что мешает работе.
      -- Добиться большей самостоятельности школы и учителя.
      -- Сокращение надзорных органов.
      -- Повышение социального статуса.
   Условия: выполнения задачи:
      -- Любая реформа должная пройти широкое, открытое обсуждение снизу вверх.
      -- Власть должна учитывать все мнения.
      -- Реформа должна иметь характер приспособляемости к различным условиям. Т.е. она должна изначально формулироваться с учетом изменений, но сохраняя суть.
      -- До того, д/б разработана четкая концепция.
      -- Кратное сокращение отчетности, ее количества и видов.
      -- Финансирование без посредников, особенно без тех, кто изобретает отчетность.
      -- Реальная правовая защищенность учителя.
      -- Независимый профсоюз.
      -- Регулярные педагогические съезды, где учителя выдвинуты коллективом, без утверждения кандидатур в инстанциях.
   Ведь, что происходит. Где-то там наверху кто-то решил провести реформу. И этот дядя никогда не работал в данной сфере. Парадокс: лозунг Владимира Ильича о кухарке в министрах воплотился, когда государство им созданное рухнуло. Вот уж действительно "Лени жил, Ленин жив, Ленин будет жить". Так вот, этот товарищ оглашать задуманное заранее опасается, зная реакцию "жертв". Изложенная на бумаге, дополненная графиками, диаграммами и формулами реформа вполне убедительна и эффективна. Но вот беда: не учитывает всех условий. Либо не все верно подсчитано (поскольку основывается на официальных показателях), либо основана на фактах, собранных не дальше МКАДА, либо суть ее некая Идея. Как, например, с подушевым финансированием. Якобы она служит повышению конкурентоспособности. Сейчас же школы будут бороться за ученика, повышать качество услуг, а ученики и родители капризно так выбирать. Реально же ученик ходит в ту школу, что есть в его деревне или недалеко от дома. Выбирают лишь те, кого личные водители возят, а тех %5 от общего числа. Конкуренция, как известно, основа Частной собственности и даже переход на автономию школ не изменит географии.
   Но это рассуждение низшего плана бытия. Верхи же чужды грубому материализму и потому считают, что будет так, как сказано. Вот и в Библии так говорится. Надо только как следует оптимизировать расходы, закрыть убыточные сельские школы и все будет хорошо. Ну да, придется кого-нито уволить. Так рынок, господа, штука жестокая. А чего они компьютером не владеют? Пусть чулки внукам вяжут. Ну, ежели, и забудем чего, так утрясется. Мы же не Боги, не можем обо всем помнить. А народ-то у нас - о-го-го! Нет такого народа, чтобы столько лиха перенес, да еще и благодарен оставался! Да, народ? Не слышу!
   Наше родное министерство при переходе на подушевое финансирование, например, просто забыло о существовании вечерних школ при исправительных заведениях. Ладно, вспомнили, включили в список. Как они представляют конкуренцию таких школ? Или закрывают сельские малокомплектные и объединяют. А бензин на дорогу, а дороги наши - дороже не встанет? А учителя в колхоз скотниками без зарплаты. Как же тогда быть с обещанными социальными обязательствами?
   Оно, конечно, мы же не Нидерланды какие-нибудь! Это там одна культурная среда на всех, одна система норм и ценностей. Тоска же, ну! А Россию издавна отличала многоплановость бытия. От веку Третий Рим славился сосуществованием параллельных миров населения, власти и разного рода энергетических сущностей в виде прослоек.
   Нашу власть можно понять. Ну, кто такой учитель, в самом-то деле? Какая польза от него? Как учесть качество его труда? Как проверить? Его мнение спроси, так он брюзжать начнет, а не конструктивные предложения выдвигать. Какой он вообще? Каким мы его помним? Похотливый физрук, поддатый трудовик, истеричка историчка, зануда по русскому языку, желчный математик? Складывается впечатление, что у представителей власти были именно такие - ну не повезло в детстве. Иначе как объяснить оголтелую многолетнюю организованную компанию в СМИ об учителях - монстрах.
   Понятен труд уважаемого олигарха. Виден его вклад в дело процветания, его непомерные усилия удержать страну на краю кризиса. Ясно виден труд милиционера, судьи и рыбака: 5 поймал, 10 законсервировал. Оплата зависит от количества пойманных. Просто надо знать, где они водятся, а просторы у нас широкие, косяки бродят большие.
   А учитель? Ведь он закрылся в кабинете и несколько уроков его не видно. А дети потом в эти самые косяки сбиваются. Как быть? Дай такому волю, так он, глядишь, и вправду в Конституцию поверит. А пусть-ка отчет представит. И пошла писать канцелярия. А ну-ка ему СанПин, а требования пожарной безопасности, а что сделано, для предотвращения травматизма, преступности, а чем дети в каникулы занимаются, а после школы куда поступили, отчеты по качеству успеваемости, отчет по предмету, по классам, по классному руководству, по общей успеваемости, по индивидуальной работе, по внеклассным, по субботникам, олимпиадам, конспект урока, а самоанализ, самообразование, методическая тема, по неблагополучным семьям, по журналам техники безопасности на водоемах, по гололеду, по работе на станках, по ПДД, да подробно, в деталях. Да пусть-ка эти нормы будут одинаковы для всех - для смеху.
   Список локальных актов вообще повергает в шок и трепет. Собственно уже не до уроков. Вот тут самый клев, вот тут учителя и бери голыми руками. В таком состоянии, он даже не заикнется о правах там, оплате - он уже во всем виноват.
   Обеспечение школ Интернетом - это отлично. Электронный документооборот елей на душу! Но документы в печатном виде, в нескольких экземпляров. Принтер захлебывается, бумага уходит тоннами, да не дай бог, форму нарушил, запятую пропустил, сдал не вовремя. Шесть миллионов человек заняты в сфере образования, а собственно, учителей два миллиона. Над каждым учителем два контролера своих, да несколько не менее страшных со стороны. За 16 лет работы в школе я ни разу не сталкивался, чтобы кто-то из педагогов получил помощь от профсоюза, методистов, инструкторов, которых за последние годы стало больше раза в три. А вот школы всегда что-то должны. Кто спрашивает директоров, чем помочь? Они (органы) спрашивают: "Почему не сделано?". Обильный урожай штрафов собирают со школ пожарники, санэпидемстанция, Рособнадзор, милиция и т.д. И ведь вроде объективно. Действительно, количество "посадочных" мест в туалетах не соответствует количеству учеников, нет современной пожарной сигнализации, не та высота ступенек - это есть. И всем хорошо: штрафы пополняют бюджет, директора со словами: "Не корысти ради" бьются лбом об основание вертикали власти, власть берет к ногтю местных олигархов - работает система. А чтобы энергетические сущности педагогов не воплощались лишний раз - ювенальная юстиция. А еще есть дети и их родители, которые считают, что двойка - это давление на ребенка, субботник - эксплуатация детского труда, макароны на обед вредят, обилие косметики и короткие юбки - право на самовыражение, незнание предмета - право на свободу мышления. И все чуть, что пишут в прокуратуру.
   А знают ли господа министры сколько в регионах местных изысков, где школа - одна из ветвей власти? Как выстраивают учеников при проезде "большого" человека, как загоняют в дома культуры на концерт очередного игруна на курае, как заставляют выписывать региональную прессу, как учителя ходят уточнять списки перед выборами? Как приходится унижаться, выпрашивая свои деньги, как часто не оплачиваются командировочные?
   Понятно, кризис, да только он у нас со времен Рюрика никак не кончится. А эти самые органы не пробовали проверить, сколько денег доходит из федерального бюджета в регион и далее получателю?
   И контрольный выстрел - инновация. В Википедия сказано, что формула инновации: инвестиции -- разработка -- процесс внедрения -- получение качественного улучшения. Специализированный образовательный портал "Инновации в образовании" на своем сайте пишет: "Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово "образование" стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: "создавать", "формировать" или "развивать" нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация". Т.е. инновация была всегда, поскольку это суть школы. Писательница Дина Рубина в одном из своих рассказов вспоминает, как учитель под угрозой исключения из школы заставила одного хулигана и двоечника участвовать в постановке "Бориса Годунова". Заставила, надавила, запугала. Впоследствии он стал ведущим театральным режиссером Москвы. Это инновация или традиция? Было это все, было. Учитель - практик. Сначала учат его, потом он. Он воплощает то, чему его учили. Учили же его в государственных заведениях по утвержденным государственным программам. К кому же теперь претензии?
   Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу личные возможности.
   И потом, кто будет оценивать, по каким критериям? Наверняка оценщиками будут все те же методисты отделов образования и критерии у них будут свои. И кончится все большим пшиком, и снова власть обидится на то, что "эти" не отвечают их высоким идеалам. Cлободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Института развития дошкольного образования РАО в статье "Инновации в образовании: основания и смысл": "В современном российском образовании (и для научной, и для педагогической общественности) не существует сколь-нибудь определённой и общепринятой Концепции инновационной деятельности в образовании...
   Очевидно, что в условиях такой "предельной неопределённости" понятия инноваций, не имея конвенционально согласованных представлений о сути инновационной деятельности в образовании невозможно грамотно выделять объекты, критерии и процедуры экспертизы всех мыслимых и немыслимых педагогических инноваций, а соответственно -- конструктивно обсуждать пути и средства их научного обеспечения.
   Историки из МГУ проанализировали 187 школьных учебников истории в 12 странах бывшего Советского Союза. Авторы исследования вынуждены констатировать - за исключением Белоруссии и Армении, во всех остальных странах подрастающему поколению дают националистическую трактовку истории. Как быть в этом случае? Какие интерактивные доски, хорошего мела нет! Можно ли требовать качества и новизны от фрезеровщика, предоставив ему устаревший станок, который еще и сломан? А еще дело можно загубить, предоставив ему новый с компьютером, но не обучив предварительно и план увеличив.
   В 90-е годы одни из учеников мне сказал, что правда заключается в том, что у меня костюма нет, а братва имеет все. Тогда я покупал набор костей, что принято собакам покупать, а я для семьи. А соблазны были, и предлагали. Теперь же мне вновь заявляют, что я должен...Так костюма и до сих пор нет. Да ладно я, все же мужчина, еще не старый. Компьютер вот немного освоил. Как же женщины, каково пожилым - ведь всю жизнь действительно отдали детям. Опыт бесценный! Им, не предоставив компьютеры, уже предоставили требования, уже выживают. Так ведь не придет никто на эту зарплату.
   О социальном статусе и говорить нечего. Просто добавлю. Когда меня убеждают, что я гражданин, требуют отчета по всяким глупостям, когда говорят, что качество успеваемости должно быть не ниже такого-то, когда я боюсь прямо высказать свое мнение...я впадаю в сумеречное состояние. Может ли система изменить систему силами самой системы? Давайте перестанем играть. Давайте будем вести диалог. Сил нет слушать насколько стало лучше.
   Лучше М.Е. Салтыкова-Щедрина (Юродивые. "Неумелые") не скажешь:
   "...а есть в ем что-то неладное. Словно вот как у нас баба ребенка не доносит...Живого матерьялу они, сударь, не понимают!
   - Как же вы полагаете, отчего все это происходит, Николай Федорыч?
   А вот, сударь, отчего.... совсем не с того конца начинаете. Ты, коли хочешь служить верой, так по верхам та не лазий, а держись больше около земли, около земства-то. Если видишь, что плохо - ну и поправь...А то приедет это весь как пушка заряженный, да и стреляет в нас своею честностью да благонамеренностью. Ты благодетельствуй нам - слова нет! - да в меру, сударь, в меру, а не то ведь нам и тошно, пожалуй, будет...Ты вот лучше поотпусти маленько, дай дохнуть-то! Может, она и пошла бы, машина!"
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"